Краткие теоретические материалы по теме занятия
Каждая планета Солнечной системы описывает эллиптическую орбиту относительно Солнца, которое находится в фокусе эллипса (см рис.) Плоскость земной орбиты совпадает с плоскостью эклиптики. Таким образом. эклиптическая широта всегда равна нулю и направление на точку весеннего равноденствия лежит в орбитальной плоскости.
Однако другие планеты движутся не в плоскости эклиптики: плоскости их орбит наклонены к плоскости эклиптики на небольшие углы. Это показано на рис. Солнце S расположено в центре рисунка. Вообразите, что вы наблюдаете движение планеты вокруг Солнца с большого расстояния. Орбита планеты — маленький заштрихованный эллипс N1АР; А — перигелий, а Р отмечает мгновенное положение планеты. Часть орбиты, лежащая над плоскостью эклиптики, показана сплошной линией, под ней — пунктиром. Плоскость орбиты планеты проектируется на сферу очень большого радиуса с центром в Солнце и пересекает эту сферу по большому кругу N1‘А’Р’N2‘, А’ — проекция А, Р’— проекция Р и т. д. На рисунке показана также плоскость эклиптики ¡ N1‘N2‘ содержащая направление на точку весеннего равноденствия ¡.
Направление движения планеты по орбите показано стрелкой. Точка N1, где планета пересекает плоскость эклиптики, поднимаясь над ней, называется восходящим узлом. Точка N2 . где планета уходит под плоскость эклиптики, нисходящим узлом. Углы в плоскости орбиты отсчитываются от восходящего узла, а долготы -— от направления на точку ¡, не лежащего в плоскости орбиты. Таким образом. перигелий расположен на угловом расстоянии w от узла (этот угол именуется аргументом. перигелия), а мгновенное положение планеты определяется углом w+ u.
Соответствующие долготы будут равны w+W и w+ u+W, где W — долгота восходящего узла. Заметьте, что эти долготы представляют собой суммы двух углов отсчитываемых в разных плоскостях.
Задания для практического занятия
Задание 1 :Нарисовать в тетради орбиты четырёх ближайших к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса.
Предварительно заполнить таблицу, используя ПРИЛОЖЕНИЕ «Основные характеристики планет Солнечной системы». Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что астрономическая единица считается равной в точности 149 597 870,700 км.
Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради,
ПЛАНЕТЫ | Среднее расстояние до Солнца, (км) | Среднее расстояние до Солнца в масштабе, (см) |
Меркурий | ||
Венера | ||
Земля | ||
Марс |
На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, обозначьте их пунктиром (центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца). С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разног цвета и подпишите каждую.
Задание2: Ознакомьтесь с содержанием «Школьного астрономического календаря» и ответьте на вопросы.
a. Заполните пропуски:
Гелиоцентрическая долгота — центральный угол между направлением __________________________________________________________________________
b. У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший? Результаты занесите в таблицу, расположив планеты по степени убывания эксцентриситета слева направо:
планета |
эксцентриситет |
c. Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу:
планеты | Дата прохождения через перигелий | Дата прохождения через афелий |
Меркурий | ||
Венера | ||
Земля | ||
Марс |
d. Найдите в таблице даты, на которые приходятся соединения планет с Солнцем, а также их противостояний. Результаты занесите в таблицу (при отсутствии указанной конфигурации у планеты в соответствующей ячейке поставьте прочерк)
планета | Меркурий | Венера | Марс |
Верхнее соединение, дата | |||
Нижнее соединение, дата | |||
Противостояние, дата |
Задание3: Нанесите на план Солнечной системы нанесите положения Меркурия, Венеры, Земли и Марса на текущую дату года.
Найдите в школьном астрономическом календаре таблицу гелиоцентрических долгот планет и занесите в таблицу:
ПЛАНЕТЫ | Гелиоцентрическая долгота |
Меркурий | |
Венера | |
Земля | |
Марс |
Чтобы на орбите каждой планеты отметить её положение, проведите из центра орбит в произвольном направлении луч, который будет обозначать направление на точку весеннего равноденствия. От этого луча на каждой орбите в направлении, противоположном движению часовой стрелки, отложите дуги, соответствующие гелиоцентрической долготе данной планеты, и отметьте эти положения.
Для того чтобы узнать, где по отношению к Солнцу располагается на небе та или иная планета, ориентируйте нарисованный план так, чтобы линия, соединяющая на плане положение Земли на данные сутки и Солнца, была направлена в момент наблюдения на Солнце. Те планеты, которые согласно их положению на плане оказываются слева от направления на Солнце, заходят позже него. Планеты, которые находятся справа от этого направления, заходят раньше Солнца, но и восходят раньше него. Для того чтобы узнать, можно ли будет увидеть планеты, необходимо определить, как далеко от Солнца на небе они находятся. Если на плане угол между направлениями с Земли на Солнце и на планету менее 15°, то, скорее всего, планету нельзя будет наблюдать. Она либо зайдёт прежде, чем стемнеет, либо взойдёт уже после того, как станет светло. Если же планета удалена от Солнца более чем на 15°, то её следует поискать на небе на соответствующем угловом расстоянии от него.
Контрольные вопросы:
1. Поясните, какие из орбит указанных на плане Солнечной системы планет близки к реальным, а какие значительно отличаются от изображенной.
2. Марс имеет два спутника (Фобос и Деймос), которые обращаются вокруг него на расстояниях соответственно 9400 км и 23 600 км. Земля имеет один естественный спутник — Луну, которая обращается на среднем расстоянии 384 тыс. км. Можно ли данные небесные объекты изобразить на плане Солнечной системы с учетом принятого масштаба? Ответ поясните.
3. Какова должна быть наименьшая ширина листа, чтобы на нем можно было уместить орбиты всех восьми планет Солнечной системы?
- Методические указания к практическому занятию по астрономии «Работа с планом Солнечной системы»
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Тема: Работа с планом Солнечной системы
- Астрономия 10 класс «Практическая работа с планом Солнечной системы»
- Просмотр содержимого документа «Астрономия 10 класс «Практическая работа с планом Солнечной системы»»
- 📹 Видео
Видео:Почему ОРБИТЫ ПЛАНЕТ лежат в одной плоскости? [Эллиптические орбиты]Скачать
Методические указания к практическому занятию по астрономии «Работа с планом Солнечной системы»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Видео:Законы КеплераСкачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Поволжский строительно-энергетический колледж им. П. Мачнева»
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Работа с планом Солнечной системы
для студентов очной формы обучения ППКРС по профессии
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ
Видео:Как Солнечная система движется по галактике?Скачать
Тема: Работа с планом Солнечной системы
Цель: изображение в масштабе плана Солнечной системы с отображением реального положения планет на дату проведения работы.
Инструменты и материалы: циркуль, «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год, приложение «Основные характеристики планет Солнечной системы», циркуль, транспортир, линейка
Краткие теоретические материалы по теме занятия
Каждая планета Солнечной системы описывает эллиптическую орбиту относительно Солнца, которое находится в фокусе эллипса (см рис.) Плоскость земной орбиты совпадает с плоскостью эклиптики. Таким образом. эклиптическая широта всегда равна нулю и направление на точку весеннего равноденствия лежит в орбитальной плоскости.
Однако другие планеты движутся не в плоскости эклиптики: плоскости их орбит наклонены к плоскости эклиптики на небольшие углы. Это показано на рис. Солнце S расположено в центре рисунка. Вообразите, что вы наблюдаете движение планеты вокруг Солнца с большого расстояния. Орбита планеты — маленький заштрихованный эллипс N 1 АР; А — перигелий, а Р отмечает мгновенное положение планеты. Часть орбиты, лежащая над плоскостью эклиптики, показана сплошной линией, под ней — пунктиром. Плоскость орбиты планеты проектируется на сферу очень большого радиуса с центром в Солнце и пересекает эту сферу по большому кругу N 1 ‘А’Р’ N 2 ‘, А’ — проекция А, Р’— проекция Р и т. д. На рисунке показана также плоскость эклиптики N 1 ‘ N 2 ‘ содержащая направление на точку весеннего равноденствия .
Направление движения планеты по орбите показано стрелкой. Точка N 1 , где планета пересекает плоскость эклиптики, поднимаясь над ней, называется восходящим узлом. Точка N 2 . где планета уходит под плоскость эклиптики, нисходящим узлом. Углы в плоскости орбиты отсчитываются от восходящего узла, а долготы -— от направления на точку , не лежащего в плоскости орбиты. Таким образом. перигелий расположен на угловом расстоянии от узла (этот угол именуется аргументом. перигелия), а мгновенное положение планеты определяется углом + .
Соответствующие долготы будут равны + и + + , где — долгота восходящего узла. Заметьте, что эти долготы представляют собой суммы двух углов отсчитываемых в разных плоскостях.
Задания для практического занятия
Задание 1 :Нарисовать в тетради орбиты четырёх ближайших к Солнцу планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса.
Предварительно заполнить таблицу, используя ПРИЛОЖЕНИЕ «Основные характеристики планет Солнечной системы». Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что астрономическая единица считается равной в точности 149 597 870,700 км.
Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради,
На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, обозначьте их пунктиром (центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца). С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разног цвета и подпишите каждую.
Задание2: Ознакомьтесь с содержанием «Школьного астрономического календаря» и ответьте на вопросы.
Гелиоцентрическая долгота — центральный угол между направлением __________________________________________________________________________
У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший? Результаты занесите в таблицу, расположив планеты по степени убывания эксцентриситета слева направо:
Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу: Дата прохождения
Видео:Как на самом деле движутся планеты Солнечной системы?Скачать
Астрономия 10 класс «Практическая работа с планом Солнечной системы»
Урок астрономии в 10 классе «Практическая работа с планом Солнечной системы»
Просмотр содержимого документа
«Астрономия 10 класс «Практическая работа с планом Солнечной системы»»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 7» г. Бердск
Практическая работа с планом Солнечной системы
Астрономия 10 класс
Практическая работа с планом Солнечной системы
- Цель:изображение в масштабе плана Солнечной системы с отображением реального положения планет на дату проведения работы.
- Инструменты и материалы:циркуль, приложение «Основные характеристики планет Солнечной системы», транспортир, линейка, «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год.
Задание 1 Используя приложение VI (стр.219) в конце учебника заполните таблицу:
Размер орбиты планеты, км
Размер орбиты планеты в масштабе
Для расчета среднего расстояния до Солнца из астрономических единиц в километры учесть, что 1 а.е. считается равной в точности 149 597 870,700 км.
- На отдельном листе в центре расположите Солнце как точечный источник света. Приняв орбиты планет за окружности, нарисуйте орбиты четырех планет: Меркурия, Венеры, Земли и Марса в указанном масштабе. Центры окружностей будут совпадать и находиться в точке, которая обозначает положение Солнца. С помощью циркуля проведите окружности соответствующего радиуса разного цвета и подпишите каждую.
- Масштаб следует выбрать, при котором 1 см соответствует 30 млн. км (1 : 3 000 000 000 000), чтобы наибольшая из орбит — орбита Марса — уместилась на листе тетради.
Задание 3: Нанесите на план Солнечной системы положения Меркурия, Венеры, Земли и Марса на текущую дату года.
- Найдите в школьном астрономическом календаре таблицугелиоцентрических долготпланет и занесите в таблицу:
Чтобы на орбите каждой планеты отметить её положение, проведите из центра орбит в произвольном направлении луч, который будет обозначать направление на точку весеннего равноденствия. От этого луча на каждой орбите в направлении, противоположном движению часовой стрелки, отложите дуги, соответствующие гелиоцентрической долготе данной планеты, и отметьте эти положения.
А) Используя «Школьный астрономический календарь» заполните таблицу:
У какой планеты — Меркурия, Венеры, Земли или Марса — эксцентриситет орбиты наибольший?
Б) Найдите даты, на которые приходятся соединения планет с Солнцем, а также их противостояний. Результаты занесите в таблицу (при отсутствии указанной конфигурации у планеты в соответствующей ячейке поставьте прочерк)
Верхнее соединение, дата
Нижнее соединение, дата
В) Выяснить на какие (примерно) даты приходятся прохождения планет через перигелий; через афелий и занести в таблицу:
Дата прохождения через перигелий
Дата прохождения через афелий
Текст о наблюдении планет Солнечной системы,
содержит ошибки. Найдите и исправьте их.
«Поиск планет на небе весьма затруднителен, так как
их можно искать повсюду на небе. Облегчает поиски тот факт,
что планеты могут наблюдаться только утром.
В моменты соединений нижние планеты недоступны для
наблюдения. Наиболее удобными периодами для наблюдения
нижних планет являются периоды элонгаций. Для верхних
планет, в частности для Марса, наиболее благоприятными
для наблюдений моментами являются противостояния, когда
планета находится на одной прямой линии с Солнцем
и Землей в направлении к Солнцу. При некотором навыке
планеты нетрудно различать по их внешнему виду:
необычайна яркость Венеры, Марс имеет огненно оранжевый
цвет, Юпитер с золотистым блеском неторопливо, спокойно
📹 Видео
КАКИЕ БЫВАЮТ ОРБИТЫ И КАК ОНИ «РАБОТАЮТ»Скачать
Движение Солнечной системыСкачать
Вращение Земли вокруг СолнцаСкачать
Почему наши планеты находятся в одной орбитальной плоскости?Скачать
Орбиты планет солнечной системыСкачать
Всё об орбитальной механике | Как запускают спутникиСкачать
9 АНОМАЛИЙ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫСкачать
ИЗМЕНЕНИЕ ОРБИТЫ ЗЕМЛИ - СКРЫТАЯ УГРОЗА ДЛЯ ПЛАНЕТЫСкачать
Как же устроены орбиты планетСкачать
Гайд по Солнечной Системе. Все, что нужно знать.Скачать
Что, если мы сдвинем Землю на новую орбитуСкачать
САМАЯ СТРАННАЯ ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ - УРАНСкачать
Большое путешествие по планетам Солнечной системыСкачать
Почему орбиты всех планет Солнечной системы находятся в одной плоскости? [Plushkin]Скачать
Орбиты планет солнечной системы и кометы ГаллеяСкачать
Как вычислить окружность Земли.Скачать