Вы будете перенаправлены на Автор24
- Параллельный перенос
- Поворот
- Готовые работы на аналогичную тему
- Примеры задач на параллельный перенос и поворот
- Заметки о вращении вектора кватернионом
- Структура публикации
- Получение кватерниона из вектора и величины угла разворота
- Обратный кватернион
- Умножение кватернионов
- Поворот вектора
- Рысканье, тангаж, крен
- Серия поворотов
- Параллельный перенос, поворот плоскости и подобные треугольники
- Корзина
- Параллельный перенос
- Поворот плоскости вокруг точки на угол
- Подобные треугольники
- 🔥 Видео
Видео:Матрица поворотаСкачать
Параллельный перенос
Введем определение параллельного переноса на вектор. Пусть нам дан вектор $overrightarrow$.
Рисунок 1. Параллельный перенос
Введем следующую теорему.
Параллельный перенос является движением.
Доказательство.
Пусть нам даны точки $M и N$. Пусть при их параллельном переносе на вектор $overrightarrow$ эти точки отображаются в точки $M_1$ и $N_1$, соответственно (рис. 2).
Рисунок 2. Иллюстрация теоремы 1
Значит четырехугольник $_1N_1N$ — параллелограмм и, следовательно, $MN=M_1N_1$. То есть параллельный перенос сохраняет расстояние между точками. Следовательно, параллельный перенос является движением.
Теорема доказана.
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№30 - Поворот.)Скачать
Поворот
Введем определение поворота вокруг точки $O$ на угол $alpha $.
Поворот вокруг точки $O$ на угол $alpha $ — отображение плоскости на себя, при котором любая точка $M$ отображается на точку $M_1$ такую, что $_1=OM, angle M_1=angle alpha $ (Рис. 3).
Рисунок 3. Поворот
Готовые работы на аналогичную тему
Введем следующую теорему.
Поворот является движением.
Доказательство.
Пусть нам даны точки $M и N$. Пусть при их повороте вокруг точки $O$ на угол $alpha $ они отображаются в точки $M_1$ и $N_1$, соответственно (рис. 4).
Рисунок 4. Иллюстрация теоремы 2
Так как, по определению 2, $_1=OM, _1=ON$ и $overrightarrow<_1>=overrightarrow$, а ,$angle MON=angle M_1ON_1$, то
Следовательно, $MN=M_1N_1$. То есть поворот сохраняет расстояние между точками. Следовательно, поворот является движением.
Теорема доказана.
Видео:§35 Формулы поворота координатных осейСкачать
Примеры задач на параллельный перенос и поворот
Построить треугольник $A_1B_1C_1$,образованный поворотом вокруг точки $B$ на угол $^0$ равнобедренного прямоугольного (с прямым углом $B)$ треугольника $ABC$.
Решение.
Очевидно, что точка $B$ перейдет сама в себя, то есть $B_1=B$. Так как поворот производится на угол, равный $^0$, а треугольник $ABC$ равнобедренный, то прямая $BA_1$ проходит через точку $L$ — середины стороны $AC$. По определению, отрезок $BA_1=BA$. Построим его (Рис. 5).
Построим теперь вершину $C_1$ по определению 2:
[angle CBC_1=^0, BC=BC_1]
Соединим все вершины треугольника $A_1B_1C_1$ (Рис. 6).
Решение закончено.
Построить параллельный перенос треугольника $ABC$ на вектор $overrightarrow$.
Решение.
Перенесем каждую вершину треугольника на вектор $overrightarrow$. Получаем треугольник $CA_1C_1$ (рис. 7).
Решение закончено.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 15 04 2022
Видео:Геометрия 9 класс (Урок№29 - Параллельный перенос.)Скачать
Заметки о вращении вектора кватернионом
Структура публикации
- Получение кватерниона из вектора и величины угла разворота
- Обратный кватернион
- Умножение кватернионов
- Поворот вектора
- Рысканье, тангаж, крен
- Серия поворотов
Получение кватерниона из вектора и величины угла разворота
Ещё раз – что такое кватернион? Для разработчика – это прежде всего инструмент, описывающий действие – поворот вокруг оси на заданный угол:
где v – ось, выраженная вектором;
w – компонента, описывающая поворот (косинус половины угла).
Положительное значение угла разворота означает поворот вдоль вектора по часовой стрелке, если смотреть с конца вектора в его начало.
Например, кватернион поворота вдоль оси Х на 90 градусов имеет следующие значения своих компонент: w = 0,7071; x = 0,7071; y = 0; z = 0. Левая или правая система координат, разницы нет – главное, чтобы все операции выполнялись в одинаковых системах координат, или все в левых или все в правых.
С помощью следующего кода (под рукой был Visual Basic), мы можем получить кватернион из вектора и угла разворота вокруг него:
В коде rotate_vector – это вектор, описывающий ось разворота, а rotate_angle – это угол разворота в радианах. Вектор должен быть нормализован. То есть его длина должа быть равна 1.
Не забывайте про ситуацию, когда длина может быть 0. Вместо ошибки вам может понадобиться обработать эту ситуацию индивидуально.
Обратный кватернион
Для поворота вектора кватернионом требуется уметь делать обратный разворот и правильно выполнять операцию умножения кватернионов. Под обратным разворотом я имею ввиду обратный кватернион, т. е. тот, который вращает в обратную сторону.
Чтобы получить обратный кватернион от заданного, достаточно развернуть вектор оси в другую сторону и при необходимости нормализовать кватернион. Нормализация кватерниона так же как и в векторах, это просто приведение к длине = 1.
Например, если разворот вокруг оси Y на 90 градусов = (w=0,707; x = 0; y = 0,707; z=0), то обратный = (w=0,707; x = 0; y = -0,707; z=0). Казалось бы, можно инвертировать только компоненту W, но при поворотах на 180 градусов она = 0. Кватернион, который означает «нет разворота» = (w=1; x = 0; y = 0; z=0), то есть у него длина вектора оси = 0.
Умножение кватернионов
Умножение кватернионов крайне полезная штука. Результатом умножения является кватернион, который после поворота даёт такой же результат, если последовательно выполнить развороты умножаемыми кватернионами. Причём разворот будет происходить в локальной для поворачиваемого вектора системе отчёта, т. е. система отчёта поворачиваемого вектора также двигается.
Умножение кватернионов выполняется следующим образом:
Для того, чтобы умножить кватернион на 3D вектор, нужно вектор преобразовать в кватернион присвоив компоненте W = 0 и умножить кватернион на кватернион. Или подставить ноль и выразить это в виде функции:
Поворот вектора
Теперь, собственно, поворот вектора кватернионом:
Вектор описывающий ось (x=1; y=0; z=1). Угол поворота 180 градусов.
Поворачиваемый вектор (x=0; y=0; z=1). Результат равен (x=1; y=0; z=0).
Рысканье, тангаж, крен
Рассмотрим инструмент формирования кватерниона с помощью поворотов вокруг одной из осей:
Рысканье = heading = yaw = вокруг оси Z; тангаж = altitude = pitch = вокруг оси Y; крен = bank = roll = вокруг оси X.
И в обратную сторону, из кватерниона:
Формулы преобразования зависят от принятой системы координат.
Серия поворотов
Рассмотрим пример:
1. Первый поворот – рысканье (вокруг Z) 90 градусов по часовой;
2. Второй поворот – тангаж (вокруг Y) 90 градусов по часовой;
3. Третий поворот – крен (вокруг X) 90 градусов по часовой.
Рисунки, изображающие поворот и подписанные как «global» демонстрируют повороты относительно неподвижных осей XYZ. Такой результат мы получим, если будем использовать кватернионы разворота по отдельности. Четвёртый рисунок демонстрирует, где окажется вектор, если начальные координаты у него были X=1; Y=0; Z=0.
Рисунки, подписанные как «local» демонстрируют вращение осей вместе с самолетом. То есть все вращения происходят относительно пилота, а не относительно неподвижной системы координат. Четвёртый рисунок показывает, где окажется тот же самый вектор (1; 0; 0) в итоге всех трёх поворотов. Такой результат мы получим, перемножив кватернионы разворота и применив полученный кватернион.
Видео:18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать
Параллельный перенос, поворот плоскости и подобные треугольники
Корзина
Теоретический урок по предмету математики для решения задач по теме «Параллельный перенос, поворот плоскости и подобные треугольники».
Содержание данной онлайн страницы электронного справочника для школьников:
- – тема «Параллельный перенос» представлена на примере решения задач 145 — 148;
- – в контрольных работах с номерами 149 — 154 данной рабочей тетради по математике рассматривается поворот плоскости вокруг точки на угол;
- – повторение курса геометрии 9 класса в решениях приведено на примере заданий 155 — 173: углы треугольника, площадь треугольника через катеты и гипотенузу, вычисление радиуса описанной окружности, стороны ромба, подобные треугольники.
Видео:#193 ПОВОРОТЫ ВЕКТОРОВ // ПАРАЛЛЕЛОГРАММСкачать
Параллельный перенос
Определение:
Параллельным переносом на вектор называется отображение плоскости на себя, при котором каждая точка M отображается в такую точку M1, что два вектора равны
=
Задача 145.
вектор
A → A1 : =
B → B1 : =
Теорема:
При параллельном переносе на вектор сохраняется расстояние между точками, т.е. параллельный перенос – движение.
f – параллельный перенос на вектор
M M1
N N1
Доказать:
Точка M переводится движением в точку M1 с условием, что два вектора равны: M M1: = MM1
Точка N переводится движением в точку N1 с условием, что два вектора равны: N N1: = NN1
Следовательно, полученные отрезки параллельны MM1 || NN1 и построенные отрезки равны MM1 = NN1
Значит, четырехугольник MM1N1N – параллелограмм.
Поэтому MN = M1N1, значит f – движение.
Задача 146.
A A1:
=
B B1:
=
C C1:
=
A A1: =
B B1:
=
C C1:
=
***
Задача 147.
точка D лежит на AC: D AC
точка C лежит на AD: C AD
BC B1D
б) Доказать: ABB1D – равнобедренная трапеция
1) От точки B проведем прямую a, параллельную вектору : a ||
2) Точка B переводится движением в точку B1
=
3) Проведем прямую B1D, параллельную отрезку BC:
Рассмотрим четырехугольник BB1DC.
Т.к. основания BB1 || CD и боковые стороны BC || BD параллельны, то BB1DC – параллелограмм (по определению)
По свойству параллелограмма:
основания BB1 = CD и боковые стороны BC = BD равны, но AB = BC, тогда AB = B1D
Т.к. BB1 || AD параллельны и AB B1D не параллельны, следовательно, ABB1D – трапеция (по определению).
Т.к. AB = B1D, то ABB1D – равнобедренная трапеция.
Задача 148.
Дано:
вектор
окр (O;R) окр (O1;R1)
ΔABC ΔA1B1C1
EFPQ E1F1P1Q1
как показано на рисунке.
Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать
Поворот плоскости вокруг точки на угол
Определение:
Поворотом плоскости вокруг точки O на угол α называется такое отображение плоскости на себя, при котором каждая точка M отображается в такую точку M1, что угол поворота
MOM1 = α и OM1 = OM.
O – центр поворота
α – угол поворота
Задача 149.
Дано:
α = 75° (против часовой стрелки)
O – центр поворота
1) A A1;
AOA1 = 75°
2) B B1;
BOB1 = 75°
Теорема:
Поворот является движением.
f – поворот
α – угол поворота (против часовой стрелки)
точка O – центр поворота
Тогда треугольники равны ΔOMN = ΔOM1N1 по двум сторонам и углу между ними:
MON = M1ON1
Тогда MN = M1N1, значит, f – движение.
Задача 150.
точка O – центр поворота
α = 180°
1) A A1;
AOA1 = 180°
2) B B1;
BOB1 = 180°
Задача 151.
точка A – центр поворота
α = 160° (против часовой стрелки)
1) B B1;
BAB1 = 160°
2) C C1;
CAC1 = 160°
Задача 152.
точка O – центр поворота
Построить:
1) A A1;
AOA1 = 120°
2) B B1;
BOB1 = 120°
Задача 153.
точка C – центр окружности (C; R)
точка O – центр поворота
угол поворота α = 60° (против часовой стрелки)
а) точка C и точка O не совпадают
б) точка C и точка O совпадают
Построить:
1) проведем луч CO
2) C C1;
COC1 = 60°
Т.к. точка О – центр поворота и точка С – центр окружности совпадают, то окружности (C;R) и (C1;R) будут тоже совпадать.
Задача 154.
Δ ABC – равнобедренный, равносторонний
D – точка пересечения биссектрис
D – центр поворота
угол поворота α = 120°
ΔABC ΔABC
Т.к. Δ ABC – правильный, то все углы в нем равны 60°.
Т.к. точка D – центр описанной и вписанной окружности, то
Δ ABD = Δ BDC = Δ DAC (по трем сторонам).
Следовательно, что ADB = BDC = CDA
A B
B C
C A
Таким образом, Δ ABC отображается на себя.
Повторение.
Задача 155.
ABC : BCA : CAB = 3 : 7 : 8
Найти: наибольший угол треугольника
Пусть x – коэффициент пропорциональности. Зная, что сумма углов в треугольнике равна 180°, составим и решим уравнение:
3x + 7x + 8x = 180
Наибольший угол CAB = 8 • 10 = 80°
Задача 156.
треугольник ΔABC – равнобедренный,
один угол больше другого:
ABC > BAC на 60°
Найти: угол при основании треугольника
Пусть x° – угол при основании треугольника. Зная, что сумма углов в треугольнике составляет 180°, составим и решим уравнение:
(x + 60°) + x + x = 180°
Значит, BAC = 40°.
Задача 157.
треугольник ΔABC – прямоугольный
c = 26 см – гипотенуза
Найти: больший катет b
Пусть x – коэффициент пропорциональности. По теореме Пифагора составим и решим уравнение:
(5x) 2 + (12x) 2 = 26 2
25x 2 + 144x 2 = 676
b = 12 • 2 = 24 (см)
Задача 158.
C = 90°
c = 13 – гипотенуза
По теореме Пифагора получаем:
a = = = = 12
Тогда площадь треугольника
SΔABC = • ab = =
= 30 (квадратных единиц)
Задача 159.
треугольник ΔABC – равнобедренный,
C = 90°
c = 4 – гипотенуза
Найти: площадь треугольника SΔABC = ?
SΔABC = • ab
Т.к. Δ ABC – равнобедренный, то углы при основании по 45° и катеты равны a = b.
По теореме Пифагора получаем:
Тогда (4 ) 2 = 2a 2
Тогда площадь треугольника
SΔABC = • ab = =
= 8 (квадратных единиц)
Задача 160.
A = 90°
a = 6
Найти: радиус описанной окружности R = ?
Т.к. AH – медиана, то CH = c
По теореме Пифагора получаем:
Тогда CH = c = = 5 (ед)
Точка H – центр описанной окружности
Т.к. R = AH, то R = AH = CH = 5 ед.
Задача 161.
C = 90°
соотношение острых углов
ABC : CAB = 1 : 2
AC = 4
Найти: радиус описанной окружности R = ?
Пусть x – коэффициент пропорциональности. Зная, что сумма углов в треугольнике составляет 180°, составим и решим уравнение:
Тогда CAB = 30°,
ABC = 2 • 30° = 60°
Следовательно, BC = AB
По теореме Пифагора получаем:
AC 2 + = AB 2
AC 2 = AB 2
AB 2 = = 64
R = AD = BD = 8 : 2 = 4 (ед)
Задача 162.
C = 90°
радиус описанной окружности
Тогда AB = 2,5 • 2 = 5
По теореме Пифагора получаем:
AC = = = = 4 (ед)
Задача 163.
C = 90°
tg A =
0,6 = ; AC = 3 • = 5 (ед)
Задача 164.
A = 90°
Найти: ABC = ?
Решение:
Т.к. AH = AC, то Δ AHC – равнобедренный.
Точка H – радиус вписанной окружности, поэтому AH = CH, но AH = AC, следовательно, AH = CH = AC.
Тогда Δ AHC – равносторонний.
Значит, HAC = AHC = HCA = 60°.
ABC = 180° – (90° + 60°) = 30°.
Задача 165.
треугольник Δ ABC – правильный, равносторонний,
SΔABC = кв.ед.
Найти: длину биссектрисы BH = ?
Т.к. Δ ABC – правильный, то все углы по 60°.
Рассмотрим Δ ABC – равнобедренный, где
BAC = BCA = 60°.
Тогда BH – медиана, высота.
Значит, перпендикулярны отрезки BH AC.
Рассмотрим треугольники Δ ABH и Δ BHC.
AB = BC, по условию.
AH = CH, BH – медиана.
Значит, треугольники равны Δ ABH = Δ BHC.
Т.е. SΔABH = SΔABC = • = (кв.ед.)
SΔABH = AH • BH
Рассмотрим треугольник Δ ABH.
Т.к. BH – биссектриса, то угол ABH = 30°, поэтому
AH = AB
SΔABH = AB • BH =
AB • BH = (*)
По теореме Пифагора получаем:
AB 2 = AH 2 + BH 2
AB 2 = AB 2 + BH 2
BH 2 = AB 2
BH = AB (**)
Используя результат (**) в уравнении (*), получаем
AB • AB =
AB 2 =
AB =
Тогда AB • BH = • BH =
Задача 166.
треугольник Δ ABC – правильный, равносторонний,
радиус описанной окружности
R =
Найти: площадь треугольника
Рассмотрим Δ ABO (AO = BO = R) Δ ABO – равнобедренный.
Проведем из вершины O к AB высоту OH.
Рассмотрим Δ AOH, где AHO = 90°.
Т.к. HAO = 30°, то OH = AO OH = R
OH = • =
По теореме Пифагора получаем:
OH 2 + AH 2 = OA 2
+ AH 2 = ( ) 2 + AH 2 =
=
AH 2 = – = AH = =
Тогда площадь треугольника
SΔAOH = AH • OH = • • = =
Следовательно, SΔABO = 2 • SΔAOH = 2 • = (кв.ед.)
Тогда площадь треугольника
SΔABC = 3 • SΔABO = 3 • = = 2 = 2,25 (кв.ед.)
Задача 167.
Площадь ромба SABCD = 384
Соотношение диагоналей ромба:
Найти: сторону ромба AB = ?
SABCD = AC • BD
Пусть x – коэффициент пропорциональности. Тогда
SABCD = 3x • 4x
Следовательно, диагональ BD = 4x = 4 • 8 = 32
AC = 3x = 3 • 8 = 24
Поэтому половина диагонали AO = AC = • 24 = 12
BO = BD = • 32 = 16
По теореме Пифагора получаем:
AO 2 + BO 2 = AB 2
Сторона ромба AB = = = 20
Задача 168.
треугольник Δ ABD – равнобедренный,
основание AD = 16
Найти: площадь треугольника
SΔABD = AD • BH
Проведем высоту BH к основанию AD.
По свойству равнобедренного треугольника:
BH – медиана, биссектриса, высота.
Т.к. BH – медиана, то AH = DH = 16 : 2 = 8 (ед.)
Рассмотрим треугольник Δ ABH, где угол AHB = 90°.
По теореме Пифагора получаем:
AB 2 = AH 2 + BH 2
BH = = = = 6 (ед.)
Тогда площадь треугольника
SΔABD = AD • BH = •16 • 6 = 48 (кв.ед.)
Ответ: площадь треугольника SΔABD = 48 кв.ед.
Задача 169.
треугольник Δ ABC –равнобедренный,
основание AC больше высоты BH на 15: AC > BH на 15
Найти: основание AC = ?
Т.к. треугольник Δ ABC –равнобедренный, то BH – высота, медиана, биссектриса.
Тогда AC = AH + CH = AH + AH = 2 AH
Рассмотрим Δ ABH – прямоугольный.
Пусть AC = (x) ед. AH = ( ) ед.
Тогда AB = (x – 15) ед. (по условию).
По теореме Пифагора решим уравнение:
(x – 15) 2 = ( ) 2 + 15 2 x 2 – 30x + 225 = + 225
4 (x 2 – 30x) = x 2
4x 2 – 120x = x 2
3x 2 – 120x = 0 | : x
Таким образом, 40 ед. – длина основания.
Ответ: AC = 40 ед.
Видео:Математика это не ИсламСкачать
Подобные треугольники
Задача 170.
треугольник Δ ABC, два угла
A = 54°
B = 18°
CH – биссектриса угла C
Доказать: подобие треугольников
Δ BHC Δ ABC
C = 180° – ( A + B)
C = 180° – (54° + 18°) = 108°
Т.к. CH – биссектриса угла C, то
BCH = HCA = 108° : 2 = 54°
Рассмотрим Δ BHC
HBC = B = 18°
BCH = A = 54°
Тогда CHB = C = 108°
Поэтому треугольники подобны Δ BHC Δ ABC.
Задача 171.
верхнее основание BC = 4 см
нижнее основание AD = 10 см
диагональ BD = 8 см
часть диагонали BO = ?
соотношение периметров треугольников
= ?
Углы равны CBO = ODA как накрест лежащие при параллельных прямых BC и AD и секущей BD.
Углы равны BCO = OAD как накрест лежащие при параллельных прямых BC и AD и секущей AC.
Тогда треугольники подобны Δ BCO Δ AOD.
= = = =
= . Тогда 4AO = 10BO BO = AO
= = 0,4 = k
Пусть BO = x, AO = 8 – x. Тогда 10x = 4 • (8 – x)
x = 2 (см)
Следовательно, BO = 2 см.
= k = 0,4
Ответ: BO = 2 см, = 0,4.
Задача 172.
ΔABC ΔA1B1C1 ,
периметр треугольника:
P (ΔABC) = 12 +16 + 20 = 48 (дм)
Т.к. треугольники подобны, то
= =
= = = k (*)
Тогда соотношение периметров треугольников
= k (**)
Из равенств (*) и (**) следует
=
=
B1C1 = = 20 (дм)
Тогда =
=
A1B1 = = 15 (дм)
Задача 173.
ABCD – трапеция,
стороны трапеции пересекаются в точке M:
Рассмотрим треугольники ΔAMD и ΔBMC:
BAD = MBC, как соответственные при параллельных прямых BC и AD и секущей AB.
MCB = MDA, как соответственные при параллельных прямых BC и AD и секущей CD.
Тогда, по первому признаку подобия треугольников:
треугольники подобны Δ AMD Δ BMC.
= =
= ,
но AM = AB + BM = 3,9 + BM
8 • BM = 5 (3,9 + BM)
= ,
🔥 Видео
Как выражать вектор? Как решать задачу с вектором? | TutorOnlineСкачать
9 класс, 32 урок, Параллельный переносСкачать
Параллельный перенос. Симметрия. Поворот | МатематикаСкачать
Формула поворота РодригаСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Трапеция, треугольник, работа с узлами, изменение угла и поворот в ноль. Corel Draw от ДеревяшкинаСкачать
Скалярное произведение векторов. 9 класс.Скачать
Векторное произведение векторовСкачать
СКАЛЯРНОЕ УМНОЖЕНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #математика #егэ #огэ #формулы #профильныйегэ #векторыСкачать
Видеоурок "Преобразование координат"Скачать
А.5.11 Преобразования: параллельный перенос, поворот, гомотетия (+Д/З)Скачать
Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. ГеометрияСкачать