Из этого материала вы узнаете, как с помощью циркуля построить правильный треугольник. Напомним, что треугольник является правильным, если длина всех его сторон одинакова, а каждый из углов составляет 60°.
На листе бумаги отметьте произвольную точку. Установите в эту точку иглу циркуля и нарисуйте окружность.
Установите иглу циркуля в любую произвольную точку, лежащую на окружности, и нарисуйте вторую окружность с центром в этой точке.
При этом не меняйте раствор циркуля, то есть радиус первой окружности должен быть равен радиусу второй окружности.
Отметьте точки пересечения окружностей.
Соедините полученные точки линией. Полученный отрезок будет первой стороной треугольника.
Далее, через центры обеих окружностей нужно провести прямую линию.
Таким образом, у вас получилось три точки, которые будут тремя вершинами треугольника.
Соедините все три точки между собой.
Полученный треугольник имеет одинаковую длину сторон, а величина каждого его угла составляет 60°, а значит он правильный.
- Интегрированный урок (геометрия + черчение) по теме «Изображение пространственных фигур на плоскости». 10-й класс
- ИЗОБРАЖЕНИЕ ВПИСАННЫХ И ОПИСАННЫХ ОКОЛО ОК-РУЖНОСТИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ
- Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
- Краткое описание документа:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Дистанционные курсы для педагогов
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Материал подходит для УМК
- Другие материалы
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Автор материала
- Дистанционные курсы для педагогов
- Подарочные сертификаты
- 🎦 Видео
Видео:Параллельное проектирование и его свойства Изображение пространственных фигурСкачать
Интегрированный урок (геометрия + черчение) по теме «Изображение пространственных фигур на плоскости». 10-й класс
Класс: 10
План урока
Цели урока
- Образовательные цели: изучение понятия «параллельное проецирование» и его свойств, формирование навыков построения изображений плоских и пространственных фигур на плоскости с помощью аксонометрической проекции, развитие умений сравнивать явления
- Развивающие цели:развитие абстрактного мышления, пространственного воображения и интуиции, развитие познавательного интереса и интереса к поисково-исследовательской деятельности.
- Воспитательные цели:развитие навыков коллективной работы, создание атмосферы доброжелательности на уроке.
Оборудование: компьютер, учебный диск, интерактивная доска, проектор, модели плоских геометрических фигур.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель математики: Сегодня у нас с Вами необычный урок. Сегодня на нашем уроке встретятся геометрия и черчение. Тема нашего урока «Изображение пространственных фигур на плоскости».
2. Актуализация знаний учащихся с помощью дидактической игры «Верно – неверно». Этап сопровождается показом слайдовой презентации (приложение 1).
Учитель математики: Чтобы работа на уроке была плодотворной, давайте вспомним некоторые факты, характеризующие свойства параллельных прямых и плоскостей. Ваша задача определить верность следующих высказываний. Итак, начинаем.
1. Верно ли, что через любую точку пространства можно провести множество прямых параллельных данной прямой?
По теореме о существовании прямой, параллельной данной прямой через точку пространства можно провести единственную прямую.
2. Верно ли, что если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то и другая тоже пересекает эту плоскость?
По лемме о пересечении плоскости двумя параллельными прямыми, если одна из параллельных прямых пересекает данную плоскость, то и другая прямая пересекает эту плоскость.
3. Верно ли, что две непересекающиеся прямые в пространстве параллельны?
В пространстве не имеют общих точек параллельные и скрещивающиеся прямые.
4. Верно ли, что если две прямые параллельны некоторой плоскости, то они параллельны друг другу?
Эти прямые могут быть не только параллельными, но и пересекаться, а также они
могут быть скрещивающимися.
3. Определение целей урока с помощью учащихся проводит учитель черчения.
Вы заметили, что дать точный ответ нам помогли чертежи. Надеюсь, что никто из Вас не станет отрицать того, что «хороший» чертёж всегда поможет нам в решении геометрических задач, но в то же время все построения на уроках черчения Вы выполняете на основе математических законов. Главной задачей нашего сегодняшнего урока будет понять, что требуется знать, чтобы наши чертежи всегда были правильными и «хорошими».
4. Историческая справка о проективной геометрии, параллельном проецировании.
Учитель черчения: Параллельная проекция всем хорошо знакома. Солнце находится от нас так далеко, что его лучи в любой момент времени можно считать практически параллельными. Поэтому тень от любого предмета на дороге или стене дома представляет собой проекцию этого предмета на плоскость дороги или стены параллельно лучам солнца (рис.1).
Учитель черчения: с помощью презентации рассказывает о параллельной проекции (косоугольной и прямоугольной), о создателе начертательной геометрии Гаспаре Монже (1746-1818) (рис.2) и Ж.Дезарге (1593-1662).
5. Поисково-исследовательская деятельность учащихся.
На этом этапе необходимо выяснить свойства параллельной проекции.
Учителя предлагают поиграть в театр теней.
— Как во всяком театре у нас должны быть актёры. Сегодня все роли Ваши.
(Распределяются роли, раздаются эскизы фигур – «героев» действия: точка, прямая, отрезок, треугольник, параллелограмм, круг, и.т.д.)
Жили-были на свете геометрические фигуры: точки, прямые, отрезки, углы, треугольники, параллелограммы, трапеции и окружности. Они были очень дружными фигурами и всегда помогали друг другу. Однаждыв город привезли новое развлечение – ЗЕРКАЛО ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ПРОЕКЦИЙ. И все жители городка отправились в него посмотреться. Первой пришла Точка.
— Что Вы, уважаемая Точка, увидели в зеркало?
(Ученица рассказывает, что получается при проекции точки на плоскость).
Следом за ней прибежала красавица Прямая.
— А что Вы увидели, дорогая Прямая?
(Ученица рассказывает, что получается при проекции прямой на плоскость).
Очень заинтересовался зеркалом весёлый Отрезок.
— Что же интересного мог увидеть наш приятель?
Он увидел отрезок, но совсем другой длины, которая менялась в зависимости от того как он поворачивался. (Желательно, чтобы ученик самостоятельно сделал этот вывод).
А уж когда к нему присоединился его братишка — второй Отрезок, так веселью не было конца. Повертелись они в своё удовольствие. И пересекались, и становились параллельными. И всё это изобразилось в проекционном зеркале.
— Что интересного Вы увидели?
(Учитель выясняет различные случаи изображения двух отрезков).
Но тут пришёл Знайка, которому тоже было очень интересно посмотреть на это зеркало. Он тут же попросил братьев Отрезков помочь ему провести маленький эксперимент. Знайка разделил отрезок в отношении 2:1 и проверил, изменится ли это соотношение в зеркале.
— Уважаемый, Знайка, что же Вы увидели?
(Делается вывод о сохранении отношений длин отрезков).
Слава о зеркале быстро разнеслась по всему городку. Неспеша, подошел к этому чуду дядюшка Угол. И очень обиделся.
— Что Вас так обидело, уважаемый дядюшка Угол?
(Делается вывод о несохранении градусных мер углов).
Следом за ним прибежали Треугольник, Параллелограмм, Прямоугольник, Окружность и Трапеция.
— Что же Вы все увидели в этом чудо – зеркале?
(С каждой геометрическ5ой фигурой выясняется, что представляют их проекции).
Долго не смолкало веселье в маленьком городке геометрических фигур, а мы с Вами давайте подведём итоги.
Так какие же свойства фигур сохраняются при параллельном проецировании?
А какие не сохраняются? (Итоги подводятся с помощью презентации).
При параллельном проецировании сохраняются следующие свойства фигур
- Свойство фигуры быть точкой, прямой и плоскостью.
- Свойство фигур иметь пересечение.
- Деление отрезка в данном отношении.
- Параллельность прямых и плоскостей.
- Свойство фигуры быть треугольником, параллелограммом, трапецией.
- Отношение длин параллельных отрезков.
- Отношение площадей двух фигур.
При параллельном проецировании не сохраняются следующие свойства фигур:
- Свойство прямых и плоскостей образовывать между собой углы определенной градусной меры (в частности быть взаимно перпендикулярными).
- Отношение длин не параллельных отрезков.
- Отношение величин углов между прямыми (в частности, свойство луча быть биссектрисой угла).
Текст свойств высвечивается на интерактивной доске по мере их выявления. У учащихся на столах лежат памятки с перечислением этих свойств.
- Проекция точки есть точка.
- Проекция прямой есть прямая (рис.3).
- Проекция отрезка есть отрезок (рис.4).
- Проекции параллельных отрезков – параллельные отрезки или отрезки, принадлежащие одной прямой (рис.5).
- Проекции параллельных отрезков, а также проекции отрезков, лежащих на одной прямой, пропорциональны самим отрезкам (рис.6).
Учитель математики: Теперь выясним как изображаются фигуры в аксонометрической проекции. По рисунку 7 попробуйте сформулировать алгоритм построения произвольной плоской фигуры с помощью параллельного проектирования.
А теперь поговорим об изображении определённых плоских фигур.
Произвольный отрезок на чертеже можно считать изображением данного отрезка.
В качестве изображения данного треугольника на чертеже можно брать произвольный треугольник (рис.8).
Изображением равнобедренного и прямоугольного треугольников может служить разносторонний треугольник (рис.9).
Изображением данного параллелограмма можно считать произвольный параллелограмм (рис.10).
В частности изображением прямоугольника, ромба и квадрата будет параллелограмм.
Изображение трапеции
Изображением трапеции является трапеция, у которой основания пропорциональны основаниям самой трапеции (рис. 11).
Изображением равнобедренной трапеции может быть и неравнобедренная трапеция.
Параллельной проекцией окружности является эллипс (рис.12).
Эллипс используют при изображении на плоскости цилиндров, конусов, усечённых конусов и сфер.
6. Практическое применение теоретических знаний. Решение задач
Учитель математики: Следующим шагом в нашей работе будет этап решения задач, лежащих в основе правильного изображения пространственных фигур в параллельной проекции. (Для решения задач используются возможности интерактивной доски. Текст всех задач лежит на столах учащихся).
Задача 1. Треугольник ABC является параллельной проекцией треугольника A1B1C1. В треугольнике A1B1C1 проведены из вершины A1 биссектриса, медиана и высота. Будут ли проекции этих отрезков соответственно биссектрисой, медианой и высотой?
Задача 2. Построить изображение правильного треугольника и изображение высоты и биссектрисы угла А (решение на рис.13 и рис.14).
Задача 3. Треугольник ABC – параллельная проекция правильного треугольника. Построить проекцию серединного перпендикуляра к стороне АС. Построить проекцию перпендикуляра, проведенного из вершины С к стороне АС.
Задача 4. Трапеция ABCD – параллельная проекция равнобедренной трапеции. Построить ось симметрии и высоту данной трапеции (решение на рис.15 и рис.16).
Задача 5. Дана параллельная проекция ромба. Построить параллельную проекцию прямых, проведённых через середину стороны перпендикулярно диагоналям (решение на рис.17 и рис.18).
Задача 6. Начертите параллельную проекцию ромба, имеющего угол в 60°. Постройте изображение высоты этого ромба, проведенной: а) из вершины острого угла; б) из вершины тупого угла.
7. Заключительный этап урока. Выводы. Подведение итогов
Фронтальная беседа с учащимися.
- Что называется параллельной проекцией точки, отрезка, треугольника, окружности?
- Какие величины не изменяются при параллельном проецировании? (длина отрезка, градусная мера углов, отношения длин отрезков).
- Может ли при параллельном проецировании параллелограмма получиться трапеция и наоборот?
8. Задание на дом
- Построить с помощью параллельной проекции: а) изображение правильного шестиугольника; б) изображение правильного восьмиугольника.
- Дан произвольный треугольник. Считая его изображением прямоугольного треугольника, начертить изображение квадратов, построенных на катетах и гипотенузе.
Видео:Построение треугольника в трёх проекцияхСкачать
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВПИСАННЫХ И ОПИСАННЫХ ОКОЛО ОК-РУЖНОСТИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Видео:Изображение фигур в параллельной проекции. Решение задач. Часть 2Скачать
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВПИСАННЫХ И ОПИСАННЫХ ОКОЛО ОКРУЖНОСТИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ
Задание: Дано изображение АВС произвольного треугольника А 1 В 1 С 1 , вписанного в окружность. Построить изображение высоты треугольника и биссектрисы, проведенных из вершины В 1 .
K 1 L 1 A 1 C 1 , OK 1 L 1 .
Соответственные построения проводим на изображении АВС треугольника А 1 В 1 С 1 , вписанного в окружность.
Задание: построить изображение касательной к окружности в точке А.
Строим эллипс с центром в точке О.
Проводим диаметр АВ и сопряженный ему диаметр DC .
Проводим АК DC
АК – искомая касательная.
Задание: построить изображение прямоугольного треугольника вписанного в окружность.
чертеж — оригинал изображение
В прямоугольном треугольнике центром описанной окружности является середина гипотенузы.
Задание: построить изображение равнобедренного треугольника.
чертеж — оригинал изображение
Для построения изображения равнобедренного треугольника достаточно построить два сопряженных диаметра. В случае остроугольного и тупоугольного равнобедренных треугольников строят хорду параллельную одному из сопряженных диаметров, которая послужит основанием треугольника. В случае, когда речь идет о прямоугольном равнобедренном треугольнике, один из сопряженных диаметров послужит основанием искомого треугольника.
Вершина искомого треугольника будет лежать на конце другого диаметра.
Задание: построить изображение правильного треугольника вписанного в окружность.
чертеж — оригинал изображение
Задание: построить изображение прямоугольника вписанного в окружность.
чертеж — оригинал изображение
Задание: построить изображение вписанной в окружность равнобокой трапеции.
чертеж – оригинал изображение
Задание: построить изображение квадрата вписанного в окружность.
чертеж – оригинал изображение
Задание: построить изображение правильного шестиугольника вписанного в окружность
Проведем ω(О; ОА 1 ), (А 1 А 4 ) ( MN ), О = (А 1 А 4 ) ( MN ), ОА 1 = R .
1.Строим эллипс (с центром О ).
2. Строим произвольный диаметр А′ 1 А′ 4 и сопряженный ему диаметр MN .
Задание: построить изображение описанного около окружности прямоугольного треугольника.
чертеж — оригинал изображение
Для построения изображения описанного около окружности прямоугольного треугольника используют тот факт, что его катеты это касательные к окружности в концах двух его сопряженных диаметров.
чертеж — оригинал изображение
Строим эллипс с центром в точке О и два сопряженных диаметра MN и KL .
Из точки В , лежащей на продолжении диаметра KL , проводим две касательные ( Р и Q – точки касания) до пересечения с прямой АС ( АС MN ).
Треугольник АВС является искомым равнобедренным треугольником.
Задание: построить изображение описанного около окружности равностороннего треугольника.
чертеж — оригинал изображение
Построение равностороннего треугольника аналогично построению равнобедренного треугольника. За исключением того, что здесь точку В выбирают не произвольно, а так, чтобы OL = LB .
Задание: построить изображение описанного около окружности квадрата.
чертеж — оригинал изображение
Стороны квадрата лежат на касательных к окружности, проходящих в концах сопряженных диаметром MN и KL . Точки касания делят стороны описанного квадрата пополам.
Задание: построить изображение ромба описанного около окружности.
чертеж — оригинал изображение
Диагоналям ромба АС и BD принадлежат сопряженные диаметры эллипса KL и MN соответственно. Одну из вершин ромба выбираем произвольно, например, вершину С . Из этой вершины проводим касательные отрезки. Например, отрезок CD касается эллипса в точке Р .
Замечание: точка Р не должна делить отрезок CD пополам, иначе, получим изображение описанного квадрата.
Задание: построить изображение описанной около окружности равнобокой трапеции.
чертеж — оригинал изображение
При построении изображения описанной около окружности равнобокой трапеции стоит учитывать, что диаметр K 1 L 1 перпендикулярен основаниям В 1 С 1 и А 1 D 1 и делит их пополам.
Строим касательные к эллипсу, проходящие через точки К и L , параллельные диаметру MN ( MN и KL сопряженные диаметры). Откладываем два равных отрезка КВ и КС , так чтобы КС был меньше ON . Через точки В и С проводим касательные к эллипсу. Точки пересечения этих касательных с касательной, проведенной в точке L , дают вершины A и D .
Второй способ:
Строим вписанную в окружность трапеции (см.выше). Затем проводим касательные к эллипсу параллельные сторонам трапеции. Точки пересечения касательных – вершимы искомой описанной равнобокой трапеции.
Задание: построить изображение описанного около окружности шестиугольника.
чертеж — оригинал изображение
Краткое описание документа:
Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованной системы упражнений и конкретных методических рекомендаций по развитию графической культуры и формированию общепрактических навыков и умений у учащихся 10 -11 классов на уроках геометрии, элективных занятиях, лекциях и семинарах. Результаты исследования могут быть использованы учителями школ и методистами.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 954 человека из 80 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 684 человека из 75 регионов
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
- Сейчас обучается 309 человек из 67 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Видео:Пересечение многогранников. Пирамида с призматическим вырезом.Скачать
Дистанционные курсы для педагогов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 504 860 материалов в базе
Материал подходит для УМК
«Геометрия. Учебник 10-11 класс », Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б.
88. Вписанный четырехугольник
Другие материалы
- 04.05.2018
- 2870
- 15
- 04.05.2018
- 2955
- 11
- 04.05.2018
- 1769
- 16
- 04.05.2018
- 450
- 2
- 04.05.2018
- 491
- 7
- 04.05.2018
- 311
- 0
- 04.05.2018
- 502
- 3
- 04.05.2018
- 1835
- 69
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Добавить в избранное
- 06.05.2018 6373
- DOCX 731 кбайт
- 47 скачиваний
- Рейтинг: 5 из 5
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Голованова Елена Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
- На сайте: 3 года и 11 месяцев
- Подписчики: 4
- Всего просмотров: 122174
- Всего материалов: 90
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Видео:Построение равнобедренного треугольникаСкачать
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили создать в школах «ящики доверия» для обращений к психологу
Время чтения: 1 минута
Новые курсы: педагогический дизайн, ФГОС 2021, управление школой и другие
Время чтения: 14 минут
Школы Пскова перевели на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Школьники Чебоксар с 27 января перейдут на дистанционный формат обучения
Время чтения: 1 минута
Школы Москвы будут самостоятельно принимать решение о длительности карантина
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено решить вопрос с третьей сменой в школах в 2023 году
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
🎦 Видео
Геометрия - Построение правильного треугольникаСкачать
Построение равностронего треугольника.Скачать
ПОСТРОИТЬ ПРОЕКЦИИ РАВНОСТОРОННЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА ПО ЗАДАННЫМ УСЛОВИЯМ. НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.Скачать
10 класс, 14 урок, Задачи на построение сеченийСкачать
8 класс, 29 урок, Линзы. Построение изображений в линзахСкачать
Построение натуральной величины треугольника методом вращенияСкачать
Построить проекции линии и точек на ней по заданным координатам. Начертательная геометрияСкачать
Стереометрия 10 класс. Часть 1 | МатематикаСкачать
Проецирование точки на 3 плоскости проекцийСкачать
2 2 2 изометрия треугольника и шестиугольникаСкачать
Проектирование.Изображение фигур в пространстве.Часть 1.Скачать
Построение высоты в треугольникеСкачать
7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построениеСкачать
Правильные многоугольники. Геометрия 9 класс | Математика | TutorOnlineСкачать
Построение проекции пирамиды. Метод прямого треугольника.Скачать