Построение фигур по векторам

Построение пирамиды Онлайн по координатам

Данный онлайн-сервис строит пирамиду по координатам её вершин.

Пирамиду можно вращать: либо нажав на графике мышкой и крутя в нужную сторону, либо с помощью клавиатурных стрелок.

A ( ; ; ), B ( ; ; ),
C ( ; ; ), D ( ; ; )

Примечание: дробные числа
записывайте через точку,
а не запятую.

Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать

Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | Математика

Geogebra — бесплатное он-лайн геометрическое приложение

Geogebra — наилучшее он-лайн геометрическое приложение для рисования геометрических фигур.
Подождите. Идёт загрузка (прим. 1-2 минуты).
Открыть в полный экран

Открыть в полный экран
Это он-лайн приложение позволяет рисовать геометрические фигуры — точки, линии, углы, треугольники, многоугольники, круги.
Вы можете создавать анимиционную геометрию и слайды.
Если Вам не нужна система координат по умолчанию, Вы можете скрыть ее.

Видео:Математика без Ху!ни. Смешанное произведение векторовСкачать

Математика без Ху!ни. Смешанное произведение векторов

Векторы в пространстве и метод координат

Существует два способа решения задач по стереометрии

Первый — классический — требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мозги и пространственное воображение.

Другой метод — применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Он очень удобен, особенно когда времени до экзамена мало, а решить задачу хочется.

Если вы освоили векторы на плоскости и действия с ними — то и с векторами в пространстве разберетесь. Многие понятия окажутся знакомыми.

Видео:Найдите площадь треугольника АВС, если А(5;2;6), В(1;2;0), С(3;0;3)Скачать

Найдите площадь треугольника АВС, если А(5;2;6), В(1;2;0), С(3;0;3)

Система координат в пространстве

Выберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси X, Y и Z. Зададим удобный масштаб.

Построение фигур по векторам

Получилась система координат в трехмерном пространстве. Теперь каждая его точка характеризуется тремя числами — координатами по X, Y и Z. Например, запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по X (абсцисса) равна −1, координата по Y (ордината) равна 3, а координата по Z (аппликата) равна 2.

Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости. Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z:

Построение фигур по векторам

Как найти координаты вектора? Как и на плоскости — из координаты конца вычитаем координату начала.

Построение фигур по векторам
Построение фигур по векторам

Длина вектора Построение фигур по векторамв пространстве – это расстояние между точками A и B. Находится как корень квадратный из суммы квадратов координат вектора.

Построение фигур по векторам

Пусть точка M – середина отрезка AB. Ее координаты находятся по формуле:

Построение фигур по векторам

Для сложения векторов применяем уже знакомые правило треугольника и правило параллелограмма

Построение фигур по векторам

Сумма векторов, их разность, произведение вектора на число и скалярное произведение векторов определяются так же, как и на плоскости. Только координат не две, а три. Возьмем векторы Построение фигур по векторами Построение фигур по векторам.

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Произведение вектора на число:

Построение фигур по векторам

Скалярное произведение векторов:

Построение фигур по векторам

Косинус угла между векторами:

Построение фигур по векторам

Последняя формула удобна для нахождения угла между прямыми в пространстве. Особенно если эти прямые – скрещиваются. Напомним, что так называются прямые, которые не параллельны и не пересекаются. Они лежат в параллельных плоскостях.

1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и K — середины ребер соответственно A1B1 и B1C1. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Если вам достался куб — значит, повезло. Он отлично вписывается в прямоугольную систему координат. Строим чертеж:

Построение фигур по векторам

Длина ребра куба не дана. Какой бы она ни была, угол между AE и BK от нее не зависит. Поэтому возьмем единичный куб, все ребра которого равны 1.

Прямые AE и BK — скрещиваются. Найдем угол между векторами Построение фигур по векторами Построение фигур по векторам. Для этого нужны их координаты.

Построение фигур по векторам

Запишем координаты векторов:

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

и найдем косинус угла между векторами Построение фигур по векторами Построение фигур по векторам:

Построение фигур по векторам

2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K — середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Лучше всего выбрать начало координат в центре основания пирамиды, а оси X и Y сделать параллельными сторонам основания.

Построение фигур по векторам

Координаты точек A, B и C найти легко:

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Из прямоугольного треугольника AOS найдем Построение фигур по векторам

Координаты вершины пирамиды: Построение фигур по векторам

Точка E — середина SB, а K — середина SC. Воспользуемся формулой для координат середины отрезка и найдем координаты точек E и K.

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Найдем координаты векторов Построение фигур по векторами Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

и угол между ними:

Построение фигур по векторам

Покажем теперь, как вписать систему координат в треугольную призму:

3. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, точка D — середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1

Пусть точка A — начало координат. Возьмем ось X параллельно стороне BC, а ось Y перпендикулярно ей. Другими словами, на оси Y будет лежать отрезок AH, являющийся высотой треугольника ABC. Нарисуем отдельно нижнее основание призмы.

Построение фигур по векторам

Запишем координаты точек:

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Точка D — середина A1B1. Значит, пользуемся формулами для координат середины
отрезка.

Построение фигур по векторам

Найдем координаты векторов Построение фигур по векторами Построение фигур по векторам, а затем угол между ними:

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Смотрите, как легко с помощью векторов и координат найти угол между прямыми. А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью? Для решения подобных задач нам понадобится уравнение плоскости в пространстве.

Видео:ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать

ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | Умскул

Плоскость в пространстве задается уравнением:

Построение фигур по векторам

Здесь числа A, B и C — координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости.

Построение фигур по векторам

Вместо x, y и z можно подставить в уравнение координаты любой точки, принадлежащей данной плоскости. Получится верное равенство.

Плоскость в пространстве можно провести через любые три точки, не лежащие на одной прямой. Поэтому для того, чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему.

Покажем, как это делается.

Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N (2; −2; 0) и K (4; 1; 2).

Уравнение плоскости выглядит так:

Построение фигур по векторам

Подставим в него по очереди координаты точек M, N и K.

Построение фигур по векторам

То есть A + C + D = 0.

Построение фигур по векторамПостроение фигур по векторам

Аналогично для точки K:

Построение фигур по векторам

Получили систему из трех уравнений:

Построение фигур по векторам

В ней четыре неизвестных: A, B, C и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило простое — вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю.

Пусть, например, D = −2. Тогда:

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Выразим C и B через A и подставим в третье уравнение:

Построение фигур по векторам

Решив систему, получим:

Построение фигур по векторам

Уравнение плоскости MNK имеет вид:

Построение фигур по векторам

Умножим обе части уравнения на −3. Тогда коэффициенты станут целыми:

Построение фигур по векторам

Вектор Построение фигур по векторам— это нормаль к плоскости MNK.

Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку Построение фигур по векторамимеет вид:

Построение фигур по векторам

Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям:

Построение фигур по векторам

Не правда ли, знакомая формула? Скалярное произведение нормалей поделили на произведение их длин.

Заметим, что при пересечении двух плоскостей вообще-то образуется четыре угла.

Построение фигур по векторам

Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения — чтобы косинус угла был неотрицателен.

4. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F — середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1.

Строим чертеж. Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить линию их пересечения. Но векторно-координатный метод значительно всё упрощает. Не будем ломать голову над тем, по какой прямой пересекаются плоскости. Просто отметим координаты нужных нам точек и найдем угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1.

Построение фигур по векторам

Сначала — нормаль к плоскости BDD1. Конечно, мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти коэффициенты, которые и будут координатами вектора нормали. А можем сделать хитрее — увидеть нужную нормаль прямо на чертеже. Ведь плоскость BDD1 — это диагональное сечение куба. Вектор Построение фигур по векторамперпендикулярен этой плоскости.

Итак, первый вектор нормали у нас уже есть: Построение фигур по векторам

Напишем уравнение плоскости AEF.

Построение фигур по векторам

Берем уравнение плоскости Построение фигур по векторами по очереди подставляем в него, вместо x, y и z, соответствующие координаты точек A, E и F.

Построение фигур по векторамПостроение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Пусть С = -1. Тогда A = B = 2.

Уравнение плоскости AEF: Построение фигур по векторам

Нормаль к плоскости AEF: Построение фигур по векторам

Найдем угол между плоскостями:

Построение фигур по векторам

5. Основание прямой четырехугольной призмы BCDA1B1C1D1 — прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = √33. Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3.

Эта задача наглядно показывает, насколько векторный метод проще классического. Попробуйте, для разнообразия, построить необходимые сечения и провести все доказательства — как это делается в «классике» 🙂

Строим чертеж. Прямую четырехугольную призму можно по-другому назвать «параллелепипед».

Построение фигур по векторам

Замечаем, что длина и ширина параллелепипеда у нас есть, а вот высота — вроде не дана. Как же ее найти?

«Расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3». Прямые A1C1 и BD скрещиваются. Одна из них — диагональ верхнего основания, другая — диагональ нижнего. Вспомним, что расстояние между скрещивающимися прямыми равно длине их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр к A1C1 и BD — это, очевидно, OO1, где O — точка пересечения диагоналей нижнего основания, O1 — точка пересечения диагоналей верхнего. А отрезок OO1 и равен высоте параллелепипеда.

Плоскость AA1 D1 D — это задняя грань призмы на нашем чертеже. Нормаль к ней — это любой вектор, перпендикулярный задней грани, например, вектор Построение фигур по векторамили, еще проще, вектор Построение фигур по векторам.

Осталась еще «плоскость, проходящая через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D». Но позвольте, если плоскость перпендикулярна прямой B1D — значит, B1D и есть нормаль к этой плоскости! Координаты точек B1 и D известны:

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Координаты вектора Построение фигур по векторам— тоже:

Построение фигур по векторам

Находим угол между плоскостями, равный углу между нормалями к ним:

Построение фигур по векторам

Зная косинус угла, находим его тангенс по формуле

Построение фигур по векторам

Получим:
Построение фигур по векторам

Ответ: Построение фигур по векторам

Угол между прямой m и плоскостью α тоже вычисляется с помощью скалярного произведения векторов.

Пусть Построение фигур по векторам— вектор, лежащий на прямой m (или параллельный ей), Построение фигур по векторам— нормаль к плоскости α.

Построение фигур по векторам

Находим синус угла между прямой m и плоскостью α по формуле:

Построение фигур по векторам

6. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка E — середина ребра A1B1. Найдите синус угла между прямой AE и плоскостью BDD1.

Как всегда, рисуем чертеж и выбираем систему координат

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Находим координаты вектора Построение фигур по векторам.

Нужно ли нам уравнение плоскости BDD1? В общем-то, без него можно обойтись. Ведь эта плоскость является диагональным сечением куба, а значит, нормалью к ней будет любой вектор, ей перпендикулярный. Например, вектор Построение фигур по векторам.

Найдем угол между прямой и плоскостью:

Построение фигур по векторам

Ответ: Построение фигур по векторам

Расстояние от точки M с координатами x0, y0 и z0 до плоскости α, заданной уравнением Ax + By + Cz + D = 0, можно найти по формуле:

Построение фигур по векторам

7. В основании прямоугольного параллелепипеда BCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = Построение фигур по векторам, AD = Построение фигур по векторам. Высота параллелепипеда AA1 = Построение фигур по векторам. Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB.

Построим чертеж и выпишем координаты точек:

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Построение фигур по векторам

Запишем уравнение плоскости A1DB. Вы помните, как это делается — по очереди подставляем координаты точек A1, D и B в уравнение Ax + Be + Cz + D

Построение фигур по векторамПостроение фигур по векторам

Решим эту систему. Выберем Построение фигур по векторам

Тогда Построение фигур по векторам

Уравнение плоскости A1DB имеет вид:

Построение фигур по векторам

Дальше все просто. Находим расстояние от точки A до плоскости A1DB:

Построение фигур по векторам

В некоторых задачах по стереометрии требуется найти расстояние от прямой до параллельной ей плоскости. В этом случае можно выбрать любую точку, принадлежащую данной прямой.

🎥 Видео

18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.

Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. ГеометрияСкачать

Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. Геометрия

Физика | Ликбез по векторамСкачать

Физика | Ликбез по векторам

Вычитание векторов. 9 класс.Скачать

Вычитание векторов. 9 класс.

Площадь параллелограмма, построенного на данных векторахСкачать

Площадь параллелограмма, построенного на данных векторах

Высшая математика для 1 курса ВТУЗов. Аналитическая геометрияСкачать

Высшая математика для 1 курса ВТУЗов. Аналитическая геометрия

Построение проекции вектора на осьСкачать

Построение проекции вектора на ось

Аналитическая геометрия, 1 урок, Векторы в пространствеСкачать

Аналитическая геометрия, 1 урок, Векторы в пространстве

Координаты вектора. 9 класс.Скачать

Координаты вектора. 9 класс.

Математика без Ху!ни. Уравнение плоскости.Скачать

Математика без Ху!ни. Уравнение плоскости.

ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэСкачать

ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэ

Сложение и вычитание векторов. Практическая часть. 11 класс.Скачать

Сложение и вычитание векторов. Практическая часть. 11 класс.

Площадь треугольника, построенного на векторахСкачать

Площадь треугольника, построенного на векторах

18+ Математика без Ху!ни. Векторное произведение.Скачать

18+ Математика без Ху!ни. Векторное произведение.

Урок 8. Векторные величины. Действия над векторами.Скачать

Урок 8. Векторные величины. Действия над векторами.

Artcam 2018. Уроки для начинающих. ВекторыСкачать

Artcam 2018. Уроки для начинающих. Векторы
Поделиться или сохранить к себе: