Данный онлайн-сервис строит пирамиду по координатам её вершин.
Пирамиду можно вращать: либо нажав на графике мышкой и крутя в нужную сторону, либо с помощью клавиатурных стрелок.
A ( ; ; ), B ( ; ; ), C ( ; ; ), D ( ; ; ) | Примечание: дробные числа Содержание Видео:Вектор. Сложение и вычитание. 9 класс | МатематикаСкачать Geogebra — бесплатное он-лайн геометрическое приложениеGeogebra — наилучшее он-лайн геометрическое приложение для рисования геометрических фигур. Открыть в полный экран Видео:Математика без Ху!ни. Смешанное произведение векторовСкачать Векторы в пространстве и метод координатСуществует два способа решения задач по стереометрии Первый — классический — требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мозги и пространственное воображение. Другой метод — применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Он очень удобен, особенно когда времени до экзамена мало, а решить задачу хочется. Если вы освоили векторы на плоскости и действия с ними — то и с векторами в пространстве разберетесь. Многие понятия окажутся знакомыми. Видео:Найдите площадь треугольника АВС, если А(5;2;6), В(1;2;0), С(3;0;3)Скачать Система координат в пространствеВыберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси X, Y и Z. Зададим удобный масштаб. Получилась система координат в трехмерном пространстве. Теперь каждая его точка характеризуется тремя числами — координатами по X, Y и Z. Например, запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по X (абсцисса) равна −1, координата по Y (ордината) равна 3, а координата по Z (аппликата) равна 2. Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости. Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z: Как найти координаты вектора? Как и на плоскости — из координаты конца вычитаем координату начала. Длина вектора в пространстве – это расстояние между точками A и B. Находится как корень квадратный из суммы квадратов координат вектора. Пусть точка M – середина отрезка AB. Ее координаты находятся по формуле: Для сложения векторов применяем уже знакомые правило треугольника и правило параллелограмма Сумма векторов, их разность, произведение вектора на число и скалярное произведение векторов определяются так же, как и на плоскости. Только координат не две, а три. Возьмем векторы и . Произведение вектора на число: Скалярное произведение векторов: Косинус угла между векторами: Последняя формула удобна для нахождения угла между прямыми в пространстве. Особенно если эти прямые – скрещиваются. Напомним, что так называются прямые, которые не параллельны и не пересекаются. Они лежат в параллельных плоскостях. 1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и K — середины ребер соответственно A1B1 и B1C1. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK. Если вам достался куб — значит, повезло. Он отлично вписывается в прямоугольную систему координат. Строим чертеж: Длина ребра куба не дана. Какой бы она ни была, угол между AE и BK от нее не зависит. Поэтому возьмем единичный куб, все ребра которого равны 1. Прямые AE и BK — скрещиваются. Найдем угол между векторами и . Для этого нужны их координаты. Запишем координаты векторов: и найдем косинус угла между векторами и : 2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K — середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK. Лучше всего выбрать начало координат в центре основания пирамиды, а оси X и Y сделать параллельными сторонам основания. Координаты точек A, B и C найти легко: Из прямоугольного треугольника AOS найдем Координаты вершины пирамиды: Точка E — середина SB, а K — середина SC. Воспользуемся формулой для координат середины отрезка и найдем координаты точек E и K. Найдем координаты векторов и и угол между ними: Покажем теперь, как вписать систему координат в треугольную призму: 3. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, точка D — середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1 Пусть точка A — начало координат. Возьмем ось X параллельно стороне BC, а ось Y перпендикулярно ей. Другими словами, на оси Y будет лежать отрезок AH, являющийся высотой треугольника ABC. Нарисуем отдельно нижнее основание призмы. Запишем координаты точек: Точка D — середина A1B1. Значит, пользуемся формулами для координат середины Найдем координаты векторов и , а затем угол между ними: Смотрите, как легко с помощью векторов и координат найти угол между прямыми. А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью? Для решения подобных задач нам понадобится уравнение плоскости в пространстве. Видео:ВЕКТОРЫ 9 класс С НУЛЯ | Математика ОГЭ 2023 | УмскулСкачать Плоскость в пространстве задается уравнением:Здесь числа A, B и C — координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости. Вместо x, y и z можно подставить в уравнение координаты любой точки, принадлежащей данной плоскости. Получится верное равенство. Плоскость в пространстве можно провести через любые три точки, не лежащие на одной прямой. Поэтому для того, чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему. Покажем, как это делается. Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N (2; −2; 0) и K (4; 1; 2). Уравнение плоскости выглядит так: Подставим в него по очереди координаты точек M, N и K. То есть A + C + D = 0. Аналогично для точки K: Получили систему из трех уравнений: В ней четыре неизвестных: A, B, C и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило простое — вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю. Пусть, например, D = −2. Тогда: Выразим C и B через A и подставим в третье уравнение: Решив систему, получим: Уравнение плоскости MNK имеет вид: Умножим обе части уравнения на −3. Тогда коэффициенты станут целыми: Вектор — это нормаль к плоскости MNK. Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку имеет вид: Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям: Не правда ли, знакомая формула? Скалярное произведение нормалей поделили на произведение их длин. Заметим, что при пересечении двух плоскостей вообще-то образуется четыре угла. Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения — чтобы косинус угла был неотрицателен. 4. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F — середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1. Строим чертеж. Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить линию их пересечения. Но векторно-координатный метод значительно всё упрощает. Не будем ломать голову над тем, по какой прямой пересекаются плоскости. Просто отметим координаты нужных нам точек и найдем угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1. Сначала — нормаль к плоскости BDD1. Конечно, мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти коэффициенты, которые и будут координатами вектора нормали. А можем сделать хитрее — увидеть нужную нормаль прямо на чертеже. Ведь плоскость BDD1 — это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости. Итак, первый вектор нормали у нас уже есть: Напишем уравнение плоскости AEF. Берем уравнение плоскости и по очереди подставляем в него, вместо x, y и z, соответствующие координаты точек A, E и F. Пусть С = -1. Тогда A = B = 2. Уравнение плоскости AEF: Нормаль к плоскости AEF: Найдем угол между плоскостями: 5. Основание прямой четырехугольной призмы BCDA1B1C1D1 — прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = √33. Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3. Эта задача наглядно показывает, насколько векторный метод проще классического. Попробуйте, для разнообразия, построить необходимые сечения и провести все доказательства — как это делается в «классике» 🙂 Строим чертеж. Прямую четырехугольную призму можно по-другому назвать «параллелепипед». Замечаем, что длина и ширина параллелепипеда у нас есть, а вот высота — вроде не дана. Как же ее найти? «Расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3». Прямые A1C1 и BD скрещиваются. Одна из них — диагональ верхнего основания, другая — диагональ нижнего. Вспомним, что расстояние между скрещивающимися прямыми равно длине их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр к A1C1 и BD — это, очевидно, OO1, где O — точка пересечения диагоналей нижнего основания, O1 — точка пересечения диагоналей верхнего. А отрезок OO1 и равен высоте параллелепипеда. Плоскость AA1 D1 D — это задняя грань призмы на нашем чертеже. Нормаль к ней — это любой вектор, перпендикулярный задней грани, например, вектор или, еще проще, вектор . Осталась еще «плоскость, проходящая через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D». Но позвольте, если плоскость перпендикулярна прямой B1D — значит, B1D и есть нормаль к этой плоскости! Координаты точек B1 и D известны: Координаты вектора — тоже: Находим угол между плоскостями, равный углу между нормалями к ним: Зная косинус угла, находим его тангенс по формуле Получим: Ответ: Угол между прямой m и плоскостью α тоже вычисляется с помощью скалярного произведения векторов. Пусть — вектор, лежащий на прямой m (или параллельный ей), — нормаль к плоскости α. Находим синус угла между прямой m и плоскостью α по формуле: 6. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка E — середина ребра A1B1. Найдите синус угла между прямой AE и плоскостью BDD1. Как всегда, рисуем чертеж и выбираем систему координат Находим координаты вектора . Нужно ли нам уравнение плоскости BDD1? В общем-то, без него можно обойтись. Ведь эта плоскость является диагональным сечением куба, а значит, нормалью к ней будет любой вектор, ей перпендикулярный. Например, вектор . Найдем угол между прямой и плоскостью: Ответ: Расстояние от точки M с координатами x0, y0 и z0 до плоскости α, заданной уравнением Ax + By + Cz + D = 0, можно найти по формуле: 7. В основании прямоугольного параллелепипеда BCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = , AD = . Высота параллелепипеда AA1 = . Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB. Построим чертеж и выпишем координаты точек: Запишем уравнение плоскости A1DB. Вы помните, как это делается — по очереди подставляем координаты точек A1, D и B в уравнение Ax + Be + Cz + D
Решим эту систему. Выберем Тогда Уравнение плоскости A1DB имеет вид: Дальше все просто. Находим расстояние от точки A до плоскости A1DB: В некоторых задачах по стереометрии требуется найти расстояние от прямой до параллельной ей плоскости. В этом случае можно выбрать любую точку, принадлежащую данной прямой. 🎥 Видео18+ Математика без Ху!ни. Скалярное произведение векторов. Угол между векторами.Скачать Выразить векторы. Разложить векторы. Задачи по рисункам. ГеометрияСкачать Физика | Ликбез по векторамСкачать Вычитание векторов. 9 класс.Скачать Площадь параллелограмма, построенного на данных векторахСкачать Высшая математика для 1 курса ВТУЗов. Аналитическая геометрияСкачать Построение проекции вектора на осьСкачать Аналитическая геометрия, 1 урок, Векторы в пространствеСкачать Координаты вектора. 9 класс.Скачать Математика без Ху!ни. Уравнение плоскости.Скачать ВЫЧИТАНИЕ ВЕКТОРОВ ЧАСТЬ I #егэ #огэ #математика #геометрия #профильныйегэСкачать Сложение и вычитание векторов. Практическая часть. 11 класс.Скачать Площадь треугольника, построенного на векторахСкачать 18+ Математика без Ху!ни. Векторное произведение.Скачать Урок 8. Векторные величины. Действия над векторами.Скачать Artcam 2018. Уроки для начинающих. ВекторыСкачать |