- Котёнок на лестнице
- Теорема Коперника, или Робот-пылесос
- Квантик на лестнице
- Одна окружность катится по другой
- Пылесос едет и вращается
- Интересный факт
- Задачи для самопроверки
- Проект на тему: «Теорема Коперника и траектория движения точек»
- 2)Сущность метода геометрических мест.
- 3.Основные геометрические места точек на плоскости
- 4. Теорема Коперника
- 📺 Видео
Видео:Урок 44. Вращение твердого тела. Линейная и угловая скорость. Период и частота вращения.Скачать
Котёнок на лестнице
Переход между слайдами — стрелочками.
Лестница, стоявшая на гладком полу у стены, соскальзывает вниз (всё время касаясь стены). По какой линии движется котёнок, сидящий на середине лестницы?
Лестница, стоявшая на гладком полу у стены, соскальзывает вниз (всё время касаясь стены). По какой линии движется котёнок, сидящий на середине лестницы?
Возникает предположение: искомая линия — дуга окружности. Но как это доказать?
Достроим треугольник из лестницы и угла до прямоугольника.
Диагонали прямоугольника равны и делятся точкой пересечения пополам.
То есть можно считать, что котёнок сидит на середине зелёной лестницы, конец которой закреплён у стены.
Итак, мы доказали, что котёнок движется по окружности.
Перейдём к другой задаче, на первый взгляд никак не связанной с первой.
По неподвижной окружности, касаясь её изнутри, катится без проскальзывания окружность вдвое меньшего радиуса.
По неподвижной окружности, касаясь её изнутри, катится без проскальзывания окружность вдвое меньшего радиуса.
По какой траектории движется фиксированная точка на меньшей окружности?
По неподвижной окружности, касаясь её изнутри, катится без проскальзывания окружность вдвое меньшего радиуса.
По какой траектории движется фиксированная точка на меньшей окружности?
Ответ в этой задаче до удивления простой: точка движется по прямой — а точнее, по диаметру неподвижной окружности.
(Этот результат называется теоремой Коперника.)
В некоторый момент окружности коснутся в отмеченной точке. Обозначим через $A$ соответствующую точку на большой окружности.
Прокатим ещё немного меньшую окружность.
Так как проскальзывания нет,
синие дуги одинаковой длины.
Раз длины дуг $KT$ и $AT$ равны, а радиус подвижной окружности вдвое меньше, $angle KQT=2angle AOT$.
А $angle KOT$ по теореме о вписанном угле вдвое меньше, $angle KOT=angle AOT$. То есть точка $K$ лежит на радиусе $OA$.
Это рассуждение работает вплоть до момента, когда точка $K$ совпадает с точкой $O$.
Это рассуждение работает вплоть до момента, когда точка $K$ совпадает с точкой $O$. В этот момент угол $AKT$ становится прямым.
Дальше длина синей дуги становится больше половины длины меньшей окружности, и наше рассуждение нуждается в небольшой модификации.
Мы получаем, что $angle KOT=180^circ-angle AOT$
и точка $K$ всё равно лежит на прямой $AO$.
Теорема Коперника доказана.
Оказывается, теорема Коперника непосредственно связана с задачей про котёнка на лестнице!
Посмотрим как соскальзывает стоящий у стены угольник.
Посмотрим как соскальзывает стоящий у стены угольник.
Мы уже знаем, что середина его гипотенузы движется по окружности.
А как движется вершина его прямого угла?
Посмотрим как соскальзывает стоящий у стены угольник.
Докажем, что вершина его прямого угла движется по прямой.
Опишем вокруг угольника окружность. Как следует из задачи про котёнка, она проходит через начало координат.
Поэтому два отмеченных угла равны как вписанные. А раз угол между стеной и направлением на синюю точку постоянен (он равен углу угольника), она движется по прямой.
Добавим на рисунок окружность вдвое большего радиуса.
Когда маленькая окружность катится по большой, чёрные вершины едут по «стене» и «полу» в силу теоремы Коперника.
Когда маленькая окружность катится по большой, чёрные вершины едут по «стене» и «полу» в силу теоремы Коперника.
Когда маленькая окружность катится по большой, чёрные вершины едут по «стене» и «полу» в силу теоремы Коперника.
По той же причине синяя вершина также движется по прямой.
Котёнок теперь сидит в центре меньшей окружности (который, очевидно, движется по окружности).
Котёнок теперь сидит в центре меньшей окружности (который, очевидно, движется по окружности).
А какую фигуру при таком движении заметает вся лестница?
А какую фигуру при таком движении заметает вся лестница?
А какую фигуру при таком движении заметает вся лестница?
Видно, что это совсем не вся внутренность окружности.
Кривая, ограничивающая это множество точек, — астроида.
Кривая, ограничивающая это множество точек, — астроида.
Она получается как траектория точки, если катать внутри большой окружности окружность вчетверо меньшего радиуса.
Об астроиде и о том, почему она появляется в этой задаче, тоже можно узнать из книги «Прямые и кривые».
по мотивам книги «Прямые и кривые»
Н. Б. Васильева и В. Л. Гутенмахера.
Картинки — М. Панов.
Разговоры — Г. Мерзон, М. Панов.
Видео:Математика | 5 ЗАДАЧ НА ТЕМУ ОКРУЖНОСТИ. Касательная к окружности задачиСкачать
Теорема Коперника, или Робот-пылесос
В «Квантике» № 5, 2016 была опубликована задача:
Робот-пылесос, имеющий форму круга, проехал по плоскому полу. Для каждой точки граничной окружности робота можно указать прямую, на которой эта точка оставалась в течение всего времени движения. Обязательно ли и центр робота оставался на некоторой прямой в течение всего времени движения?
Удивительно, но ответ отрицателен — центр мог двигаться не по прямой! Мы дадим несколько решений, начнём издалека, зато узнаем по дороге много интересного. Решение в движении смотрите в мультфильме «Котёнок на лестнице».
Видео:#59. Олимпиадная задача о касательной к окружности!Скачать
Квантик на лестнице
Пусть к стене вертикально приставлена лестница, на середине которой неподвижно сидит Квантик (вид сбоку показан на рисунке 1). Лестница съезжает — нижний конец движется по полу вправо, а верхний движется по стене вниз (рис. 2), — пока не ляжет на пол (рис. 3). По какой линии движется Квантик?
Пусть О — точка под лестницей, в которой стыкуются стена и пол. Заметим, что и в начале, и в конце пути Квантик находится от точки O на одном и том же расстоянии, равном половине длины лестницы.
А что будет в любом промежуточном положении (рис. 4)? Достроим треугольник AOB до прямоугольника OACB. Квантик находится в точке пересечения диагоналей этого прямоугольника (рис. 5). Так как диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, OK — это половина AB. Получается, что расстояние от Квантика до точки O всегда одно и то же.
Значит, Квантик всё время находится на окружности с центром в точке O и радиусом длиной в половину лестницы, более точно — на четверти этой окружности (синяя линия на рисунке 6).
В каждой ли точке этой линии Квантик побывает? Очевидно, что да: Квантик движется «непрерывно» и не может «пропустить» какую-то точку синей дуги. Можно даже для каждой точки K на дуге нарисовать соответствующее положение лестницы: продлеваем OK до OC (удваивая) и достраиваем до прямоугольника.
Итак, путь Квантика — четверть окружности (рис. 6).
Но при чём здесь задача о круглом пылесосе? Прикрепим к лестнице пылесос, ограниченный красной окружностью (рис. 7) так, чтобы лестница была диаметром этой окружности (Квантик тогда сидит в её центре). Вместе со съезжающей лестницей-диаметром будет двигаться и окружность. При этом две точки окружности — концы лестницы, — будут перемещаться по прямым (стене и полу), а центр окружности (Квантик) — не по прямой, а по дуге!
Видео:Момент инерции абсолютно твердого тела. 10 класс.Скачать
Одна окружность катится по другой
Оказывается, и остальные точки красной окружности будут двигаться по прямым. Чтобы доказать это, нам понадобится ещё одна окружность — с центром в точке O и радиусом, равным длине лестницы (она отмечена зелёным на рисунке 8). Сейчас мы докажем, что красная окружность будет просто катиться по зелёной (без проскальзывания). Рассмотрим, например, положение красной окружности, изображённое на рисунке 9: лестница NO переехала в положение AB, Квантик сидит в точке K (заметьте, что красная окружность всегда проходит через O). Удвоим отрезок OK, продлив его до OC. Точка С окажется одновременно и на красной, и на зелёной окружностях. Отметим середину L дуги AC (рис. 10). Ясно, что углы LKC и NOC равны (так как NO и LK параллельны). Поскольку радиус красной окружности в два раза меньше радиуса зелёной, красная дуга LC в два раза короче зелёной дуги NC (рис. 11). Но тогда вдвое большая, чем LC, красная дуга AC равна зелёной дуге NC.
Это и значит, что красная окружность катится по зелёной, не проскальзывая: зелёное расстояние от точки N до точки касания окружностей всегда равно красному расстоянию от A до точки касания. Но если какая-то точка красной окружности движется по прямой, то и остальные тоже — ведь красная окружность равномерно катится по зелёной, и все точки красной окружности равноправны. Чтобы узнать, по какой именно прямой движется конкретная точка X красной окружности, можно дождаться, когда X попадёт на зелёную окружность, и в этот момент соединить прямой O и Х.
Мы доказали теорему Коперника: если окружность катится по внутренней стороне вдвое большей окружности, то каждая точка катящейся окружности всё время остаётся на некоторой прямой.
Видео:Движение колеса без проскальзывания, качение | Олимпиадная физика, кинематика | 9 – 11 классСкачать
Пылесос едет и вращается
Приведём более короткое решение исходной задачи — опишем другим способом, как должен двигаться пылесос (ограниченный красной окружностью).
Нарисуем на столе синюю окружность с центром в точке O и такого же радиуса, как у пылесоса. Запустим пылесос так, чтобы его центр K двигался равномерно по синей окружности, а сам пылесос при этом вращался: если центр пылесоса поворачивается вокруг O на некий угол, то сам пылесос поворачивается вокруг своего центра на тот же самый угол в обратную сторону.
При таком движении все точки красной окружности равноправны — достаточно про любую из них доказать, что она движется вдоль некоторой прямой. Пусть пылесос стартовал из положения, показанного на рисунке 12. Докажем, что точка C пылесоса (его верхняя точка в стартовом положении) движется по прямой, проходящей через O.
Пусть центр пылесоса (K) повернулся на угол α вокруг О (по часовой стрелке). Если бы пылесос не вращался вокруг своего центра, точка C по-прежнему находилась бы над K, то есть на вертикальной прямой, проходящей через K (эта воображаемая ситуация показана на рисунке 13). Но надо ещё повернуть точку C на угол α в обратную сторону. Где окажется C после этого?
Поскольку точка K синей окружности, лежавшая над её центром, повернувшись на угол α по часовой стрелке, переехала с левой вертикальной прямой на правую, то точка C, лежащая над центром точно такой же красной окружности, повернувшись на тот же самый угол α против часовой стрелки, переедет с правой вертикальной прямой на левую! Задача решена.
Видео:Построение касательной к окружностиСкачать
Интересный факт
Вернёмся к задаче про Квантика. А что, если он будет сидеть не на середине лестницы, а в какой-то другой её точке (не на концах)? Тогда траектория Квантика будет четвертью эллипса (рис. 14). Много других интересных фактов можно найти в книге Н. Б. Васильева и В. Л. Гутенмахера «Прямые и кривые» (М.: МЦНМО, 2016), по мотивам введения к которой и написана эта статья.
Задачи для самопроверки
В задачах 1–3 красная окружность катится изнутри по зелёной окружности вдвое большего радиуса.
- Пусть в начальный момент времени наши окружности касались друг друга в точке N красной окружности. Где будет находиться точка N, когда красная окружность «проедет» а) четверть зелёной окружности; б) две её четверти; в) три её четверти; г) всю зелёную окружность?
- Сколько оборотов сделает красная окружность вокруг своего центра, прокатившись один раз по всей зелёной окружности?
- Пусть в задаче 2 по красной окружности бежит муравей так, что он всё время находится у точки касания окружностей. Сколько раз он обежит красную окружность по периметру?
- Прикрепим к съезжающей лестнице на рисунке 1 произвольный прямоугольный треугольник так, чтобы лестница была его гипотенузой. Как будет двигаться вершина прямого угла?
- а) На столе лежит пятак (монета достоинством 5 рублей). Ещё один пятак прокатывается по внешней стороне этого пятака (без проскальзывания). Сколько оборотов он сделает относительно своего центра, вернувшись в исходное положение?
б) Решите ту же задачу, если на столе лежат два пятака, касаясь друг друга, а третий пятак прокатывается по их внешней стороне, касаясь их по очереди.
в) А сколько оборотов сделает пятак, прокатываясь по внешней стороне трёх пятаков, касающихся друг друга?
Видео:Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.Скачать
Проект на тему: «Теорема Коперника и траектория движения точек»
lit.na5bal.ru > Математика > Реферат |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа№3 «Теорема Коперника и траектория движения точек» М.А.Сальников, учащийся10 класса С.А. Кравцова, учитель математики 2. Определение и сущность метода геометрических мест точек……………………. .5 3. Основные геометрические места точек на плоскости………………………………..6 6. Задачи для самостоятельного решения……………………………………………….12 I .Введение Задачи:
Главные действующие лица моего проекта различные геометрические фигуры, или так называемые, «множества точек». Вначале я расскажу о самых простых фигурах в различных сочетаниях. Они двигаются, обнаруживают новые свойства, пересекаются,объединяются, образуют целые семейства и меняют своё обличье иногда до неузнаваемости; впрочем, интересно увидеть старых знакомых в сложной обстановке, в окружении новых фигур, появляющихсяв в финале. Многое из того, о чём говорится в задачах, полезно проверить на опыте: сделать крупный чертёж, лучше в нескольких вариантах (с различным расположением фигур). Такой экспериментальный подход не только помогает угадать ответ, сформулировать гипотезу, но часто и подсказывает путь к математическому доказательству. Выполняя чертеж, убеждаешься, что почти за каждой задачей скрыта вспомогательная задача: построить несколько точек или линий, о которых говорится в условии. Эта предварительная задача часто оказывается более доступной, но не менее интересной.
В истории черпаем мы мудрость, в поэзии – остроумие, в математике – проницательность. Гелиоцентрическая система . Во времена Коперника еще не было телескопов, приборы для наблюдения были теми же, что и у древних греков: гномоны, квадранты, армиллярные сферы. Поэтому и Коперник ошибался, полагая, будто планеты движутся вокруг Солнца равномерно по окружностям (на самом деле, по эллипсам). Тем не менее, система Коперника содержала зерно научной истины, и она стала фундаментом для новой эпохи в развитии астрономии. И хотя вскоре книгу «Об обращении небесных сфер» инквизиция запретила, было уже поздно: идеи Коперника овладели многие пытливыми умами, и астрономия стала развиваться быстро и решительно. Надо сказать, что любимой книгой Коперника всю жизнь оставались «Начала» Евклида. Быть может, в благодарность за это ученый подарил геометрии задачу, которая сегодня носит название теоремы Коперника. 2.Определение и сущность метода геометрических мест точек. Геометрическое место точек — это множество всех точек, удовлетворяющихопределённым заданным условиям. «Множество точек» — очень общее понятие. Это может быть любая фигура: одна или несколько точек, линия или область на плоскости.Во многих задачах требуется найти множество точек, удовлетворяющихнекоторому условию. Ответами в таких задачахявляются, как правило, фигуры, известные изшкольного курса геометрии (прямые, окружности, иногда куски, на которые эти линии разбивают плоскость, и т.п.). Главное — догадаться,какая это фигура. В решениях некоторых задач приходится провести целое исследование. Ведь нужноубедиться в том, что: а) все точки, удовлетворяющие данному условию, принадлежат указанной фигуре; б) все точки фигуры удовлетворяют данному условию; Иногда очевидны оба эти утверждения и прямое и обратное, иногда только одно из них;а случается, что даже сообразить, каков ответ,трудно. 2)Сущность метода геометрических мест.Сущность метода геометрических мест, используемого при решении задач, состоит в следующем. Пусть, решая задачу, нам надо найти точку X , удовлетворяющую двум условиям. Геометрическое место точек, удовлетворяющих первому условию, есть некоторая фигура F 1 , а геометрическое место точек, удовлетворяющих второму условию, есть некоторая фигура F 2 . Искомая точка X принадлежит F 1 и F 2 , т. е. является их точкой пересечения. Если эти геометрические места простые (скажем, состоят из прямых и окружностей), то мы можем их построить и найти интересующую нас точку X . точек — и обычными алгебраическими задачами:решить уравнение (систему уравнений, неравенство). Действительно, решить уравнениеили неравенство — значит найти множество чисел, удовлетворяющих некоторому условию.Подобно тому, как в школьном курсе алгебрысамые разные уравнения (например, тригонометрические, логарифмические) сводятся обычноклинейным или квадратным, часто даже замысловатое геометрическое условие оказываетсялишь новым свойством прямой или окружности. Видео:Доказательство того, что радиус перпендикулярен касательной | Окружность | ГеометрияСкачать 3.Основные геометрические места точек на плоскости1) Геометрическим местом точек плоскости, равноудалённых от сторон угла, будет биссектриса данного угла АК = AT , где А – любая точка на биссектрисе. 2) Геометрическим местом точек, равноудалённых от двух данных точек А и В , будет прямая, перпендикулярная к отрезку, соединяющему эти точки, и проходящая через его середину. MA = MB , где М – произвольная точка на серединном перпендикуляре отрезка АВ . 3) Геометрическим местом точек плоскости, равноудалённых от заданной точки, будет окружность с центром в этой точке. Точка О равноудалена от точек окружности. Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-либо её точкой, называется радиусом и обозначается r или R. 4) Местоположение центра окружности, описанной около треугольника . А, В, С – вершины треугольника, лежащие на окружности. 5) Местоположение центра окружности, вписанной в треугольник. Видео:Пойми Этот Урок Геометрии и получай 5-ки — Касательная и ОкружностьСкачать 4. Теорема КоперникаТеорема: Если по неподвижной окружности, касаясь ее изнутри, катится без скольжения окружность вдвое меньшего радиуса, то произвольная точка T меньшей окружности движется по диаметру большей окружности. Попробуем убедиться на опыте в справедливости этой теоремы. (При этом важно, чтобывнутренний круг катился без скольжения, т. е.что бы длины прокатившихся друг по другу дуг были равны.) Пусть точка подвижной окружности,занимавшая в начальный момент положение Aна неподвижной окружности, попала в положение K , а T— точка касания окружностейв этот момент времени. Это рассуждение годится вплоть до тогомомента, когда подвижный круг прокатится почетверти большой окружности (точка касаниятогда попадёт в точку B большой окружности,для которой ∠BOA = 90◦ , а K совпадёт с O). Дальше движение будет происходить точно также — вся картина просто отразится симметрично от прямой BO— а затем, после того какточка K достигнет противоположного концаA диаметра AA , круг будет катиться по нижней половине неподвижной окружности и в этовремя точка K вернётся в A . 5. Траектории движения точек Лестница, стоявшая на гладком полу у стены, соскальзывает вниз. По какой траектории будет двигаться котенок, сидящий на середине лестницы? Пусть котёнок флегматичный и сидит смирно. Тогда за этой условной формулировкой видна математическая задача: Дан прямой угол. Найти множество середин всевозможных отрезков данной длины d , концы которых лежат на сторонах данного угла. Попробуем догадаться, что это за множество. Разумеется, когда отрезок поворачивается, скользя концами по сторонам угла, его середина описывает некоторую линию. Прежде всего, выясним, где находятся концы этой линии. Концы линии A и B находятся на сторонах угла на расстояниях d/2 от его вершины. Возникает предположение: искомаялиния — дуга окружности радиуса d/2 с центром O . Теперь нужно это доказать. Докажем сначала, что середина M данногоотрезка KL(|K L|= d) находится нарасстоянии d/2 отточки O . Длина медианы OM прямоугольноготреугольника KOL равна половине длины гипотенузы KL . Таким образом, мы доказали, что серединаотрезка KL всегда лежит на дуге AB окружности с центром O . Этадуга и есть искомое множество точек. Ответ: по окружности. Лестница, стоявшая на гладком полу у стены, соскальзывает вниз. По какой траектории будет двигаться котенок, сидящий не на середине лестницы? На рисунке построено несколько точек одной из таких линий. Видно, что это – не прямая и не окружность, т. е. новая для нас кривая. Выяснить, что это за кривая, нам поможет метод координат. Введём систему координат, приняв стороны угла за оси Ox и Oy . Пусть котёнок сидит в точке M(x;y) на расстоянии a от конца K лестницы и на расстоянии b от L(a+b =d ). Найдём уравнение, связывающее координаты х и y точки M .Если отрезок KL наклонён под углом φк оси Ox , то y =bsinφ , x=acosφ , поэтому при любом φ(0≤φ≤ ) ! Заметим, что при a=b = d/2 если котёнок сидит, как прежде, на середине лестницы уравнение превращается в уравнение окружности x 2 + y 2 =(d/2) 2 . Тем самым мы получаем ещё одно, аналитическое, решение задачи 1. Ответ: поэллипсу. (b = c), катится по основанию этого треугольника. Будет ли меняться величина дуги, отсекаемой на окружности боковыми сторонами треугольника? Пусть окружность ω с центром O радиуса AH1 = haкатится по основанию BC равнобедренного треугольника ABC . Пусть также KN — диаметр ω, параллельный прямой BC. Нетрудно показать, что 1 = 2(т.к. треугольник АВС — равнобедренный) = 3 (как накрест лежащие углы 1и 3 равны) = 4(т.к. треугольник AFQ – равнобедренный и KNQF) =B. Тогда 5 = 90°–B (где B —фиксированный угол). Значит, вписанный EQF = 90° – B является постоянным, а он равен половине дуги EF. Ответ: величина дуги меняться не будет. Точка O лежит на отрезке AC . Найти множество точек M , для которых ∠ MOC=2 ∠ M AC . Пусть точка M искомого множества не принадлежит прямой AO . Докажем, что расстояние | MO | от неё до точки O равно | AO |. Построим треугольник OAM . По теореме о внешнем угле треугольника 2 величина угла MOC равна сумме величин двух внутренних углов A и M , т. е. Из условия задачи сразу получаем ∠ OAM = ∠ AMO , следовательно, треугольник AMO равнобедренный, т. е. | OM| = |AO |. В самом деле, треугольник AMO равнобедренный, величины его углов A и M равны и, по той же теореме о внешнем угле, ∠ MOC = 2 ∠ MAC . Пусть теперь точка M принадлежит лучу OC , M≠ O . Тогда ∠ MOC = 2 ∠ MAC= 0 ◦ , и условие выполнено. Остальные точки прямой AO не принадлежат искомому множеству: для них один из углов MOC и MAC развёрнутый, а другой – нулевой (про точку O ничего сказать нельзя). Ответ: о бъединение окружности с центром O радиуса |AO| (без точки A) и луча OC (без точки O). Два колеса радиусов r1 и r2 (r1>r2) катятся попрямой L . Найти множествоточек пересечения M их общих внутренних касательных. Заметим, что точка M лежит на осисимметрии этих двух окружностей — прямой O1O2 , где O1 и O2 — центры окружностей. Поэтомуможно искать множество точек пересеченияпрямой O1O2 и одной из касательных T1T2 . Рассмотрим произвольное расположение двухокружностей и проведём в точки касания их радиусы O1T1 и O2T2 . Мы видим, что точка M делит отрезок O1O2 в отношении r1/r2 (прямоугольные треугольники MO1T1 и MO2T2 подобны). Ясно, что множество центров O1 и множество центров O2 — прямые, параллельные прямой L . Множество точек M , которые делят отрезки O1O2 с концами на этих прямых в одном и том же отношении r1/r2 , также представляет собой прямую, параллельную L . Таким образом, множество точек пересечения касательных — прямая, параллельная прямой L и находящаяся от этой прямой на расстоянии 2r1r 2/(r1 + r2). 6. Задачи для самостоятельного решения Дана точка A и окружность. Найти множество вершин M равносторонних треугольников ANM , у которых вершина Nлежит на данной окружности. Задача 2. Дан прямоугольник ABCD . Найти все такие точки плоскости, что сумма расстоянийот каждой из них до двух прямых AB и CD равна сумме расстояний до прямых BC и AD . Дана окружность и вне её точка A . Провести через точку A прямую L , касательную к данной окружности. Даны точка A и окружность. Провести через точку A прямую так, что бы хорда, высекаемая окружностью на этой прямой, имела данную длину d . III . Заключение Работа над проектом дает неоценимый опыт творческой, исследовательской и самостоятельной работы. 1.Васильев Н. Б., Гутенмахер В. Л.В19 Прямые и кривые. | 6-е изд., стереотипное. | М.: МЦНМО, 2006. | 128 с.: ил. 2.Савин А. Энциклопедия для детей «Математика»,1998. 3.Стражевский А.А. Задачи на геометрические места точек в курсе геометрии средней школы. | 10 п. л. Уч.-изд. л. 10,68| 2-ая типография «Печатный двор». 4. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. « Наглядная геометрия» -,1992г 📺 ВидеоУрок 43. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорениеСкачать Лекция 8. Теорема Брауэра о неподвижной точкеСкачать Лекция N 11 Эстетическая геометрия. Теорема о неподвижной окружности (на фоне триады)Скачать Лекция 13 | Группы, действующие на окружности | Илья АлексеевСкачать Лекция №8 "Специальная теория относительности. Вращение тела вокруг неподвижной оси" (Булыгин В.С.)Скачать Криволинейное, равномерное движение материальной точки по окружности. Практическая часть. 9 класс.Скачать #190. Котенок на лестнице и теорема КоперникаСкачать Поступательное и вращательное движенияСкачать ✓ Как вневписанная окружность Герону помогла | Ботай со мной #083 | Борис ТрушинСкачать Момент импульса и момент силы относительно точки и оси | Студенты, абитуриенты МФТИ | Вуз. физика #1Скачать Деление окружности на 3; 6; 12 равных частейСкачать |