Орнамент дагестанский в векторе

Что расскажет узор старинного ковра: дагестанские мастерицы раскрыли секреты удивительного народного промысла

Орнамент дагестанский в векторе

Ковры веками производились в Дагестане. Эти удивительные изделия называют по-разному: сумах, арбабаш, дум, кийиз, супрадум, килим, давагин и т. д. Техник плетения ковров множество, все они весьма трудоемкие. На создание некоторых шедевров мастерицы могут тратить несколько лет. Сегодня самые древние и замысловатые экземпляры можно увидеть в дагестанских музеях. Но век их слишком короткий. Ковры часто реставрируют, чтобы продлить им жизнь. Что рассказали дагестанские мастерицы об узорах старинных ковров – далее в статье.

Видео:Дагестанские узоры. М.СулеймановСкачать

Дагестанские узоры. М.Сулейманов

Реставраторы ковров

Орнамент дагестанский в векторе

В Махачкале очень хорошо знают реставраторов Джамилю Саидову, Джамилю Азиалову и Зайнаб Джангутаеву. Мастерицы умеют реставрировать одежду, ткани, керамику, но чаще всего они дают новую жизнь древним коврам. Выдающиеся паласы Дагестана представляют на выставках всего мира благодаря их кропотливому труду.

Художницы говорят, что за долгие годы работы они изучили все техники ковроплетения, которые существовали на землях их родной державы веками. В профессию рукодельницы пришли различными путями. Так, Азиалова Джамиля сперва выучилась на художника, затем изготавливала ткани, а после начала изучать секреты окрашивания ковров и техники их производства. Зайнаб Джангутаева является потомственной искусницей. Она родом из дагестанского Хивского района. Ее бабушка и мать изготавливали ковры всю жизнь, к сложному плетению она с детства привыкла.

Орнамент дагестанский в векторе

Плести ковры может кто угодно. Но лишь сертифицированные мастера получают право на реставрацию этих изделий. Они включены в особые реестры реставраторов, куда можно попасть, лишь подтвердив квалификацию.

Старинные ковры имеют колоссальную материальную и историческую ценность, поэтому требования к исскуствоведам очень жесткие. С течением времени изделия теряют прочность, поэтому из-за любого неосторожного движения ковер может просто рассыпаться.

Видео:УРОК-ИГРА: НАРИСУЙ ОРНАМЕНТ В ПРОГРАММЕ COREL DRAW. ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДОЛЖАЮЩИХСкачать

УРОК-ИГРА: НАРИСУЙ ОРНАМЕНТ В ПРОГРАММЕ COREL DRAW.  ВЕКТОРНАЯ ГРАФИКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ И ПРОДОЛЖАЮЩИХ

Назначение ковров

Орнамент дагестанский в векторе

Ранее ковры имели различное значение: одними застилали пол, другими украшали стены, а на третьи, которые назывались тапанча, вешали оружие. Для намазов применялся ковер намазлык. На каждом изделии в зависимости от района и назначения имелись особые рисунки. Их до сих пор с интересом изучают этнографы.

На коврах изображали растительные орнаменты, солярные символы, в регионах, граничащих с Азербайджаном, имелись и драконы: спящие и летящие. Есть также рисунок, идентичный перевернутой восьмерке. Точные науки в Дагестане всегда были в почете. Многие изыскатели считают, что это математический символ бесконечности.

Видео:ОРНАМЕНТ. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ.Скачать

ОРНАМЕНТ. ВИДЫ ОРНАМЕНТОВ.

Функция ковров

Орнамент дагестанский в векторе

Долгие века ковры в домах считались важнейшим показателем обеспеченности. В центральных областях России было популярно изречение про сапожника без сапог. Но в Дагестане про ковровых дел мастериц можно было сказать то же самое.

Ковры изготавливались месяцами и даже годами. Именно поэтому искусницы на заказ делали самые замысловатые изделия, а дома довольствовались обычными паласами. Без ковров жить раньше было невозможно. В жилищах часто делали земляные полы, а отопления центрального не было. Поэтому ковровые изделия исполняли в основном одну функцию – сберегали тепло.

Видео:Нарисованные узоры переводим в вектор.Скачать

Нарисованные узоры переводим в вектор.

Суть реставрации

Орнамент дагестанский в векторе

В настоящее время ковры, которые в домах прослужили 100 или даже 200 лет, оказываются в музеях. Их реставрируют до того, как размещают в выставочных залах. Суть восстановления изделий заключается в том, что искусницы возрождают разрушенные фрагменты ковров, плетя их заново. «Иногда ковер просто разваливается в руках, — говорит Джамиля Саидова. – Тогда мы дублируем на новую подложку этот же рисунок».

Срок реконструкции зависит от сложности изделия. Если рисунок тонкий и замысловатый, на возрождение одного паласа может уходить до года. Самое быстрое восстановление занимает 3 месяца.

Видео:Рисуем растительный орнаментСкачать

Рисуем растительный орнамент

Как появился первый ковер на Земле

Орнамент дагестанский в векторе

В Дагестане говорят, что Всевышний всегда любил ковер, который сам создал. В раю были и хрусталь, и золото, и все самое замечательное, что можно представить. Гурии отдыхали на коврах и пели потрясающие песни.

Когда люди были изгнаны из рая, первый сын Адама – пророк Шис – украсил шерсть верблюда тремя растениями. Вероятно, еще и камнем индиго. Он выткал пряжу и изготовил из нее первый земной ковер. После потопа человечество заново родилось в Кавказских горах, где ковчег пристал. И ковры отсюда начинаются.

Поэтому здесь их множество видов. В узорах старинных ковров имеются весьма большие секреты, поручения грядущим поколениям, признания. Только часто они непонятны людям.

Видео:Виды и построение мусульманского орнамента. Гирих, ислими, куфический каллиграфический стиль, насх.Скачать

Виды и построение мусульманского орнамента. Гирих, ислими, куфический каллиграфический стиль, насх.

Что говорит Шахнабат Алимагомедова

Орнамент дагестанский в векторе

Потомственная мастерица Шахнабат Алимагомедова очень любит ковры. Эта деловая современная женщина родом из Межгюля. В 3 года она сама завязывала узелки, а в 4 классе выткала ковер самостоятельно. «Ковер – это предмет, наполненный смыслом, — говорит Шахнабат. – В горах и сегодня говорят: «Владелец древних ковров имеет богатую библиотеку». В некоторых коврах есть медальоны, вокруг которых расположен орнамент. На старинных рисунках в центре изображена Земля, а на нынешних – Солнце. Бордюр воедино собирает узор, чтобы в жилище был порядок. У ковров почти всегда имеется кайма, которая изображает бесконечность и воду».

Видео:Отрисовка геометрического орнамента в вектор, корел дро. Видеоурок по созданию орнамента в CorelDrawСкачать

Отрисовка геометрического орнамента в вектор, корел дро. Видеоурок по созданию орнамента в CorelDraw

Немного об Арифе Сулейманове

Орнамент дагестанский в векторе

Ариф Сулейманов, который ранее был заместителем декана юрфака госуниверситета Дагестана, а ныне является чуть ли не единственным предпринимателем республики, говорит, что любой пакистанский ковер уступает изготовленному на Кавказе. Ариф сумел создать доходный устойчивый бизнес по производству ковров. «Массовая штамповка невозможна, но реализовывать в год 500 м² дорогих паласов вполне реально, говорит коммерсант. – Наши сумахи не имеют аналогов в мире. Те, кто это понимают, никогда не купят вместо дагестанского иранский ковер».

Коллеги уважительно говорят о Сулейманове: «Он появился на свет в ковре». Мать его была знаменитой мастерицей, а сам Ариф с детства ткал пестрые сумахи. Он вернулся в 1998 году к этому ремеслу, и оно с течением времени стало главным делом его жизни.

«Когда я начинал, никто в мой успех не верил, — рассказывает Сулейманов. – А я знал, что мое занятие важно для всего человечества, а не только для нашего ремесла. Сегодня мы применяем 18 базовых цветов. Это невозможно запатентовать, мы просто сберегаем наши секреты. Их потеря для мастера равносильна самоубийству».

Орнамент дагестанский в векторе

Верно изготовленный ковер имеет особенную власть. Он может быть и проклятием, и оберегом. Именно поэтому Ариф никогда не изготавливает один из самых красивых и выдающихся ковров – тапанчу, который представляет собой стилизованное изображение перекрещенных кинжалов. Так мать его учила. Этим ковром воинов ни один дагестанец не покроет пол. Даже если его повесить на стену, символы смерти, войны и крови, зашифрованные в узоре, могут проявить себя и в жилище умрет мужчина. Сулейманов – образованный человек и считает это суеверием. Но он все же не хочет рисковать. Благо, подобных узоров большое количество, и в клиентах нет недостатка.

Орнамент ковра идентичен книге, которая писалась тысячелетиями. Каждый его штрих рожден мучительным, тяжким трудом многих поколений, любой самый маленький знак имеет значение. Но даже в тапанче среди символов крови и войны опытный глаз отыщет яркое солнце, силуэты птиц, кущи и дома райского сада, заветной родины ковров и людей.

Видео:Урок изо "растительный орнамент"Скачать

Урок изо "растительный орнамент"

Кайтагская вышивка: чистое искусство

До 30 мая в Этнографическом музее Петербурга проходит выставка кайтагской вышивки. Кураторы предлагают посмотреть на изделия дагестанских мастериц прошлого с нетрадиционной точки зрения — не утилитарно, а как на предметы искусства. О том, чем выставка отличается от других и почему ее нужно обязательно посетить, о парадоксах и тайнах кайтагской вышивки нам рассказала куратор экспозиции, сотрудница отдела Кавказа и Средней Азии Российского этнографического музея Санкт-Петербурга Евгения Гуляева.

Видео:КАК РИСОВАТЬ ОРНАМЕНТ!!!Скачать

КАК РИСОВАТЬ ОРНАМЕНТ!!!

Самая большая коллекция

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

— Во-первых, в нашем музее самая большая коллекция вышивок в России: 70 образцов еков и 5 современных. В экспозиции вы можете увидеть 44 прекрасно сохранившихся старинных экземпляра.

Во-вторых, эта выставка кардинально отличается тем, что на ней представлена целостная коллекция. Конечно, мы и раньше выставляли отдельные образцы, но всегда в составе фундаментальных или региональных комплексов — как часть декоративно-прикладного искусства Кавказа или наследия Великого Шелкового пути. А здесь кайтагская вышивка заявлена сама по себе, чтобы люди увидели и оценили ее как явление культуры, как «чистое искусство».

Видео:CorelDraw. Урок 7. Как быстро делать орнаменты и узорыСкачать

CorelDraw. Урок 7. Как быстро делать орнаменты и узоры

Шелк вместо красок

— Посмотрите: ведь это настоящие живописные полотна! Только вместо красок и холста — шелковые нити и ткань. И то и другое мастерицы, как правило, изготовляли сами. Нитки окрашивали природными красителями: зеленая кожура грецкого ореха давала гамму оттенков от желтого до темно-коричневого; высушенные корни травы марены — от красного до розового. Использовали также кошениль, цветки клевера, зверобоя и душицы, кору барбариса, шелуху лука. Для закрепления цвета нитки замачивали в коровьей моче.

Некоторые мастерицы покупали пряжу, привезенную из Нуха (сейчас — город Шеки, Азербайджан), крупнейшего центра производства шелка на Кавказе. Дорогой материал расходовали экономно — вышивка покрывает только лицевую часть изделия. Такой тип шва называется «гладью вприкреп»: сплошной настил шелковых нитей закреплен мелкими стежками. Кроме основной использовали и иные техники — тамбурный, стебельчатый, строчный швы, «елочку», «козлик» и другие.

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Что касается ткани, она могла быть домотканой — льняной, конопляной, хлопчатобумажной — или фабричной. К ней относились бережно, она была большой ценностью у народов Дагестана, поэтому нередко основа вышивки состоит из разных кусков ткани, сшитых в прямоугольник. Фон тоже участвует в создании рисунка: незашитые фрагменты ткани образуют кружочки, звездочки и не поддающиеся никакому определению странные фигуры. Это очень красиво: коричневый, синий, красный, зеленый цвет ткани контрастирует с пастельными оттенками шелка и создает неповторимость кайтагской вышивки.

Видео:Быстрая обрисовка вектором в CorelDRAW. Работа с узлами (типы узлов, назначение).Скачать

Быстрая обрисовка вектором в CorelDRAW. Работа с узлами (типы узлов, назначение).

Следы невиданных зверей

— Орнамент вышивок бесконечно разнообразен и необычен. Есть геометрические и растительные узоры, антропо- и зооморфные, параллели которым мы можем найти на дагестанской глиняной, металлической и деревянной утвари, на каменной резьбе надгробий, на рисунках кавказских ковров. Этнограф-кавказовед Евгений Шиллинг, совершивший более 30 экспедиций в различные районы Кавказа с 1925 по 1953 годы и «открывший» кайтагскую вышивку, писал: «Орнамент их… стар по происхождению. Он дает солярные и спиральные мотивы, завитки, свастику и перекликается с древней дагестанской петрографикой».

Каждая работа индивидуальна, здесь нет жесткого канона, мастерицы импровизируют. Даже если какой-то узор повторяется, он трансформируется до неузнаваемости.

Другая группа вышивок с мелким дробным рисунком, вероятно, создавалась как подражание узору на восточных тканях, которые попадали в Дагестан по Великому Шелковому пути.

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

Но самые интересные — уникальные композиции из абстрактных фигур, не поддающихся однозначной интерпретации. Одна из отличительных черт вышивки — ее принципиальная асимметрия. Приглядитесь: вот рисунок начат одним цветом, а закончен другим; здесь по краю пущена гребенка, а с другой стороны ее нет; тут геометрический рисунок — крест, ромб, круг, — по сути своей обязанный быть симметричным, искажен и смещен… Фантасмагорические образы, неизвестные существа произвольно возникают на полотне, не считаясь с законами гармонии и симметрии, на которые обычно ориентировано декоративно-прикладное искусство.

Видео:Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мираСкачать

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира

Горский авангард

Орнамент дагестанский в векторе

Фото: Николай Гонтарь

— Думаю, именно этот факт позволяет искусствоведам говорить о вышивках как о новаторских произведениях искусства и сравнивать их с полотнами художников-авангардистов начала XX века. Английский этнограф и искусствовед Роберт Ченсинер рискнул предположить, что Анри Матисс, увидевший дагестанскую вышивку в 1911 году в коллекции российского мецената Сергея Щукина, создал на ее основе свои коллажи 1950 годов и принт «Echarpe No.1», 1947.

Почему нет? Мы знаем, что авангардистов Ларионова и Гончарову вдохновлял русский лубок, а Пикассо — африканские маски. С другой стороны, мы уже знакомы с живописью XX века, и наш опыт, наша насмотренность позволяют нам увидеть актуальность, современность кайтагской вышивки XIX века, так неожиданно предвосхитившей фовиста Матисса, экспрессиониста Пауля Клее, сюрреалиста Жоана Миро.

Мы предлагаем нашим посетителям поиграть в ассоциации и попробовать расшифровать необычный язык текстильных полотен самостоятельно. Можно замахнуться и на более масштабную задачу: поразмышлять над обоснованностью жесткого разграничения искусства на «высокое» и «народное» и над предназначением того и другого.

Видео:Древний орнамент из окружностейСкачать

Древний орнамент из окружностей

Интриги, тайны, расследования

— Несмотря на то что феномен кайтагской вышивки известен с начала XX века, множество вопросов, с ней связанных, до сих пор остаются спорными. Начать с того, что термин «кайтагская вышивка» не устраивает некоторых современных исследователей. Его ввел Евгений Шиллинг, поскольку обнаружил эти полотна в Кайтагском районе Дагестана. Впоследствии подобные вышивки были обнаружены также в Дахадаевском, Акушинском и других районах, но название уже успело закрепиться за полотнами. Поэтому сегодня вы можете встретить в работах исследователей наряду с основным термины «дагестанская вышивка», «даргинская вышивка».

Проблемы возникают и с датировкой изделий. Английский этнограф Роберт Ченсинер датировал их еками. Он основывался на том, что узоры на некоторых полотнах повторяют орнамент турецких тканей еков. Однако этот способ не может характеризовать вышивки с уникальным рисунком.

Мы можем сделать некоторые выводы о времени изготовления на основе анализа типа тканей, ниток, красителей. Например, можем точно сказать, что вышивка была изготовлена не раньше третьей четверти XIX века, если использовались анилиновые красители, которые появились на Кавказе в это время. Но параллельно мастерицы пользовались и натуральными красками, поэтому в большинстве случаев вопрос о датировке открыт.

Загадкой по сей день остается символика орнамента. К сожалению, в начале XX века традиция прервалась и не осталось мастериц, которые могли нам помочь расшифровать язык вышивок. Наши догадки основываются на универсальности символов, но на самом деле это не более чем гипотезы: что, например, обозначает крест — наследие христианства или язычества, символ воскресения или мировое древо?

🎬 Видео

Уроки кубачинского орнамента Г ИзабакаровСкачать

Уроки кубачинского орнамента  Г Изабакаров

Узоры в Adobe Illustrator #shortsСкачать

Узоры в Adobe Illustrator #shorts

Трассировка. Как сделать изображение векторным? Какие картинки подойдут оптимально? Corel DrawСкачать

Трассировка. Как сделать изображение векторным? Какие картинки подойдут оптимально? Corel Draw

ЦВЕТЫ. РИСУНОК В ВЕКТОРЕ. ПРОГРАММА КОРЕЛ. Corel DRAWСкачать

ЦВЕТЫ. РИСУНОК В ВЕКТОРЕ. ПРОГРАММА КОРЕЛ. Corel DRAW

Кайтагская вышивка, кубачинский орнамент и современные тренды. В Махачкале необычная выставкаСкачать

Кайтагская вышивка, кубачинский орнамент и современные тренды. В Махачкале необычная выставка

Самый невероятный орнаментСкачать

Самый невероятный орнамент

Персидский Ковер орнамент "Мана".Скачать

Персидский Ковер орнамент "Мана".
Поделиться или сохранить к себе: