Олимпиадные задачи на окружность

Видео:Задача №255 [НЕДЕТСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ #1]Скачать

Задача №255 [НЕДЕТСКАЯ ГЕОМЕТРИЯ #1]

Авторские олимпиадные задачи репетитора по математике на круги Эйлера

По многочисленным просьбам продолжаю публикацию своих материалов, составленных с учетом различной специфики, в которые попадает репетитор по математике наиболее часто. Здесь Вы найдете необходимую дидактику на урок по теме «Круги Эйлера». Олимпиадные задачи по математике для 4 — 5 класса на Круги Эйлера особенно охотно включают во вступительные экзамены таких престижных заведений, как Курчатовская школа, Лицей вторая школа, 179-я школа и другие.

1) На научный конгресс прибыло 30 академиков. Из них 12 человек будут делать доклад по математике, а 18 человек по физике. Три человека не собираются делать доклады ни по одной из этих наук. Сколько академиков станут докладчиками одновременно и по математике и по физике? Ответ: 3

2) Все четвероклассники школы либо хотят в шахматную секцию, либо на танцы. Шахматистов 75 человек, а танцоров только 25. Ровно 2 человека не ходят ни на шахматы, ни на танцы. Сколько учащихся 4 классов посещают обе секции сразу, если во всех 4 классах учится 92 человека? Ответ: 10

3) Среди всех семей, чьи дети посещают Курчатовскую школу, имеется ровно 500 семей, в которых папа знает математику и 350 семей, в которых ее хорошо знает мама. В десяти семьях ни один из родителей математику не знает, а в двадцати – оба родителя ее знают. Сколько всего семей? Ответ: 840

4) 1 сентября на торжественную линейку пришли ученики 5 классов. В галстуках пришло 70 человек, в пиджаках — 50 человек, а 30 учеников пришли одновременно и в галстуках и в пиджаках. Кроме них 10 человек пришли без галстуков и без пиджаков. Сколько всего учеников 5 классов пришло на линейку? Ответ: 100

5) В классе 29 детей. Из них 8 человек играет в футбол, 5 человек играет одновременно в футбол и в теннис, а еще 5 человек ни во что не играют. Сколько детей играет в теннис? Ответ: 10

6) На детский праздник привезли 420 подарков. В 220 из них были игрушки, ровно в 50-ти одновременно игрушки и конфеты, а в 20-ти из них не было ни того, ни другого, а были наборы фломастеров. В скольких подарках имелись только конфеты? Ответ: 180

7) В лицее учится 72 ученика 6 классов. Из них 50 человек увлечены математикой, 40 ребят – информатикой, а 10 человек не увлечены ни тем, ни другим. Сколько учеников увлечены и математикой и информатикой сразу? Ответ: 28

8) В деревне в каждой семье есть козы или куры, причем в 22 дворах есть козы, а в 26 дворах – куры. В 16 дворах есть сразу и коровы и куры. Сколько в этой деревне дворов? Ответ: 32

9) В 4 классе 26 учеников. Из них английский учат 16 человек, немецкий – 13 человек, а 4 человека не учат ни тот язык, ни другой. Сколько четвероклассников изучают одновременно оба языка?
Ответ: 7

10) К репетитору по математике ходит 14 школьников. Из них олимпиадные задачи любят решать 6 учеников, обычные и олимпиадные – 2 человека, а 3 ученика вообще не любят решать задачки. Сколько у репетитора по математике тех учеников, которые любят решать обычные задачи? Ответ: 7

11) На марсе есть ровно 3 марсианских государства A, В и С с двумя спорными (общими) территориями D и E, Каждый марсианин живет в каком то одном из государстве, либо в двух сразу на спорных территориях. Олимпиадные задачи на окружностьВ государстве «А» живет 200 марсиан, в «В» — 300 марсиан, а в «С» — 400. Сколько марсиан живет на спорных территориях D и E, если всего на марсе живет 800 жителей? Ответ: 100

Репетитор по математике о восприятии ребенком кругов Эйлера

На самом деле терминология не совсем отражает реальность, ибо чаще всего на рисунках отображаются вовсе не круги, а области. Поэтому правильнее было бы назвать тему «области Эйлера». Но это мелочи.

Корни задач с кругами Эйлера уходят в теорию множеств. Конечно, оперировать соответствующей терминологией без определенной адаптации теоретико — множественных понятий к восприятию их ребенком 4 — 5 класса чревато последствиями. На помощь репетитору приходит все тот же рисунок. Однако недостаточно вычертить две пересекающиеся области, нужно точно подписать количество элементов каждой из них. Я всегда специально оговариваю, что числовое значение, вставленное во внутреннюю часть области показывает количество ее элементов до пограничной линии, то есть, например на нижеприведенном рисунке репетитор по математике отмечает числами 20 и 30 Олимпиадные задачи на окружностьколичество элементов в красном и синем кругах, не входящих в желтое пересечение.

Если в задаче известны значения полных кругов, включая желтую зону, то я бы рекомендовал репетиторам отображать их сбоку за пределами линий областей. Любая олимпиадная задача по математике на круги Эйлера должна быть изображена в виде рисунка и желательно в цвете. Олимпиадные задачи на окружностьИначе придется долго мучить ученика следующими пояснениями к ответам действий, на подобии следующих: «количество учеников, изучающих английский язык, но не изучающих немецкий». Лучший вариант звучит так: «левая часть синего круга».

Специфика задач на круги Эйлера состоит в разнице между количеством элементов объединения и суммой чисел, отвечающих за количество элементов каждого множества. Эту разницу репетиторам по математике стоит раскрыть в самом начале урока на простом примере пересчета числа точек. Я обычно отмечаю несколько таких, обвожу их, как показано на нижнем рисунке кругами разных цветов и задаю ученику направляющие вопросы:

«Сколько точек в зеленом круге?»
«Сколько в коричневом?
«Если эти количества сложить, мы все точки перечитаем?»
«Почему это количество не сходится с реальным числом точек в кругах?»

Обычно ребенок сразу же улавливает главное и говорит преподавателю: «У нас 3 точки лишний раз посчитались». Олимпиадные задачи на окружностьИ вот оно — счастье репетитора по математике — ученик схватил суть.

Желаю вам успехов в работе с объяснениями кругов Эйлера! Присылайте свои материалы и делитесь опытов с коллегами!
На ваш суд была представлена коллекция материалов, полезных для начальной подготовки в лицей «Вторая школа», 179 школу и ряд близких по уровню математических лицеев и классов.

С уважением, Александр Николаевич. Олимпиадные занятия для 4 -5 классов в Строгино (м.Щукинская).

Видео:Математика | 5 ЗАДАЧ НА ТЕМУ ОКРУЖНОСТИ. Касательная к окружности задачиСкачать

Математика | 5 ЗАДАЧ НА ТЕМУ ОКРУЖНОСТИ. Касательная к окружности задачи

Вспомогательная окружность.
олимпиадные задания по геометрии (9 класс) на тему

В работе представлен материал для учителей математики. Рассказывается о решении задач с помощью вспомогательной окружности. Рассматриваются решения задач различной сложности. Работа интересна в плане подготовки к ЕГЭ и олимпиадам.

Видео:Олимпиадная физика, кинематика: решение задачи на движение по окружности с ускорением | 9–11 классСкачать

Олимпиадная физика, кинематика: решение задачи на движение по окружности с ускорением | 9–11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
vspomogatelnaya_okruzhnost.docx645.17 КБ

Видео:#59. Олимпиадная задача о касательной к окружности!Скачать

#59. Олимпиадная задача о касательной к окружности!

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №14 имени заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина»

Решение задач с помощью вспомогательной окружности6

Использование дополнительных построений — один из основных способов решения геометрических задач. С помощью дополнительного построения можно значительно упростить даже трудную задачу.

Порой использовать дополнительное построение в задаче не составит проблем , но в задачах повышенной сложности ,его непросто нарисовать: требуется опыт, смекалка и интуиция, чтобы понять что и где нужно провести.

Часто в ЕГЭ в части «В» встречаются планиметрические задачи, которые решить без использования дополнительных построений очень трудно. И в этом очень сильно помогает – вспомогательная окружность. Изучать окружность начинают в 8 классе и продолжают вплоть до 11, и нередко метод вспомогательной окружности используется в высшей математике ,что говорит о важности этого метода в геометрии. Построение вспомогательной окружности помогает установить связь между данными и неизвестными углами или

По определению, окружность – это замкнутая плоская кривая, все точки которой равноудалены от точки (центр), и центр окружности лежит в той же плоскости, что и кривая.

Окружность называют вписанной в выпуклый многоугольник, если она лежит внутри этого многоугольника, и касается всех его сторон.

Олимпиадные задачи на окружность

Описанной окружностью многоугольника называют- окружность, содержащую все вершины многоугольника.

В геометрии существует множество теорем и аксиом связанных с окружностью, однако для того чтобы решить задачу с помощью окружность не обязательно знать их все: существует несколько основных утверждений с помощью которых можно решить практически любую задачу с проведением окружности.

  • Вокруг любого треугольника можно описать окружность
  • В любой треугольник можно вписать окружность
  • Если сумма противоположных углов в четырёхугольнике 180˚, то в четырёхугольник можно вписать окружность
  • Если сумма двух противоположных сторон равна сумме двух других противоположных сторон, то вокруг такого четырёхугольника можно описать окружность
  • Если точки B и C расположены по одну сторону от прямой AD и ABD= ACD, то точки A,B,C,D лежат на одной окружности (рис.1)
  • Если точки B и D расположены по разные стороны от прямой и притом ABC+ ADC=180˚, то точки A,B,C,D лежат на одной окружности (рис.2).

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ОКРУЖНОСТИ

Задача 1: В прямоугольном треугольнике ABC на катете BC взята произвольная точка F, так что FK перпендикулярна AC. Доказать, что FAK= FBK.

Рассмотрим четырёхугольник ABFK B= FKA=90˚, значит в четырёхугольнике ABFK сумма противоположных углов равна 180˚, а это необходимое и достаточное условие для того, чтобы вокруг четырёхугольника можно было описать окружность. Описав окружность, заметим что FAK и FBK опираются на одну дугу, следовательно они равны.

Задача 2: В остроугольном треугольнике ABC проведены высоты AF,BS,CK, которые пересекаются в точке O. Доказать, что ABS= AFK

Так как AFB и CKB- прямые, то около четырёхугольника OFBK можно описать окружность, взяв BO за периметр. Построив окружность, можно заметить, что ABS= AFK, так как они опираются на одну и ту же дугу.

Задача 3: Доказать, что квадрат биссектрисы треугольник равен разности между произведением заключающих её сторон и произведением отрезков третьей стороны, на которые она делится биссектрисой.

Опишем около треугольника ABC окружность, и продолжим биссектрису BM до пересечения с окружностью в точке D. Обозначим стороны буквами для упрощения вычислений: AB=a, BC=b, MD=s, AM=e, MC=k, BM=l.

По условию ABD= CBD, и ADB= ACB, так как опираются на одну и ту же дугу, из этого следует, что ΔABD

ΔBCM(по 1 признаку), тогда справедливо равенство: ,отсюда следует , а так как e k=l s, то .

Задача 4: В четырёхугольнике ABCD: DCB=100˚, DCA=55˚, ADB=45˚. Чему равен DBA?

BCD= DCB- DCA=45˚, тогда BCD= ADB. Тогда вокруг четырёхугольника ABCD можно описать окружность. И так как DCA и DBA опираются на одну и ту же дугу, то они равны и DBA=55˚.

Задача 5: В треугольнике ABC медиана BM делит B, так что MBC=45˚. Из точки M опущены перпендикуляры MS и MK на стороны AB и BC, MS=6, SK= . Найти площадь ΔSMK?

В четырёхугольнике MSBK MSB+ MKB=180˚ из этого следует что через вершины четырёхугольника MSBK можно описать окружность. Тогда MSB= MBK, так как эти углы опираются на дугу MK, и MSB=45˚ . И тогда площадь треугольника можно найти как половина произведения сторон на синус прилежащего угла. .

Задача 6: Нужно доказать, что 3 высоты в треугольнике пересекаются в одной точке.

  1. Рассмотрим случай, когда треугольник остроугольный.

Проведём в треугольнике ABC две высоты- CK и AM, и прямую BH которая пересекает AC в точке F. Нам нужно доказать, что BFA=90˚.

Так как AKC= AMC=90˚, то точки A,K,M,C- лежат на окружности с диаметром AC.

BKH= BMH= (так как AK и AM перпендикуляры к AB и BC). MBH= HKM так как опираются на одну дугу. ΔCAM

ΔCBF(по 1 признаку): C-общий, MAC= FBC, из этого следует что BFA=90˚.

  1. Если треугольник тупоугольный, к примеру B теперь стал тупым, то в этом случае точка пересечения высот будет находится за пределами треугольника. Рассуждения буду точно такими же, только грубо говоря точки B и H меняются местами.
  • Для прямоугольного треугольника точка пересечения высот- вершина прямого угла.

Задача 7: Расстояние между основаниями двух высот AK и AF ромба ABCD вдвое меньше диагонали AC. Найти углы ромба.

Так как AKC= AFC, то вокруг четырёхугольника AKCF можно описать окружность, где AC- диаметр, а O- центр окружности. 2KF=AC, из этого следует, что KF=R (где R-радиус окружности). ΔKOF- равносторонний (OK=OF=KF=R), отсюда KOF=60˚. KOF и KAF опираются на одну дугу, где KOF- центральный, а KAF-вписанный, тогда KAF=30˚, C=150˚, B=30˚.

Задача 8: Дан угол в 60˚ с вершиной в точке A и точка K внутри угла. B и C- основания перпендикуляров, опущенных из точки K на стороны угла. KB=5, KC=4,найти AK.

ABK+ ACK=180˚, тогда вокруг четырёхугольника ABKC можно описать окружность, где AK является диаметром (т.к. Олимпиадные задачи на окружностьABK=90˚). Соединим точки B и C, получим BKC=180˚-60˚=120˚. BC можно найти по теореме косинусов из ΔKBC:

Задача 9: В трапеции ABCD основание BC, диагональ AC и боковая сторона CD равны k. Боковая сторона AB равна q. Найти диагональ BD.

Продолжим BC на расстояние k, так что BE=2k. Тогда окружность с радиусом k и центром в точке C проходит через точки D, A, B. Если BE- диаметр окружности, то ABCD- равнобедренная трапеция и AB=ED=q. BDE=90˚(так как опирается на диаметр). ,тогда

Проанализировав результаты своей работы я пришёл к выводу, что проведение вспомогательной окружности в задачах значительно упрощает её решение. Нередко в B и C частях ЕГЭ встречаются задачи, которые без проведения дополнительных построений решить довольно сложно, и ученики подолгу ломают голову над такими задачами, исписывая при этом не один лист, хотя с помощью окружности решение может занять две строчки.

  1. И.Ф.Шарыгин . Геометрия Дрофа М.: 2007.
  2. И.Ф.Шарыгин . Решение задач. Просвещение. М.: 2007.
  3. И.Г. Габович, Алгоритмический подход к решению геометрических задач, М., «Просвещение», 1996г.
  4. Р.Г. Готман: «Задачи по планиметрии и методы их решения».

Видео:Как решать олимпиадные задачи?Скачать

Как решать олимпиадные задачи?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6-м классе по теме «Окружность. Круг. Длина окружности»

Урок математики в 6-м классе по теме «Окружность. Круг. Длина окружности» лучше проводить в виде практической работы.

Олимпиадные задачи на окружность

Презентация «Длина окружности и длина дуги окружности»

Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе.

Олимпиадные задачи на окружность

Урок по теме: «Окружность. Длина окружности».

Цель урока: повторить понятие окружности и круга; вычисление значения числа Пи; ввести понятие длины окружности и формул для вычисления длины окружности.

Презентация и конспект урока по математике в 6 классе «Окружность. Длина окружности»

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выведении формул длины окружности и их применении при решении задач. Проблемная ситуация создает .

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности.

Цели и задачи:образовательные – добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся, изучить возможности взаимного расположения п.

Метод вспомогательной окружности.

Метод вспомогательной окружности.

Метод вспомогательной окружности

Презентация содержит необходимые теоремы по теме и примеры использования данных теорем при решении задач.

Видео:Самая сложная задача из самой сложной олимпиады [3Blue1Brown]Скачать

Самая сложная задача из самой сложной олимпиады [3Blue1Brown]

Геометрия на олимпиадах

Олимпиадные задачи на окружность

Геометрические задачи — это наиболее деятельностная и наглядная часть олимпиадных заданий. Такие задачи обязательно присутствуют в олимпиадах для младших школьников. Еще чаще геометрические задачи встречаются на математических турнирах всех уровней.

Просмотр содержимого документа
«Геометрия на олимпиадах»

Геометрия на олимпиадах

В треугольнике ABC ∠B=36∘, а точки K, M, N — точки касания вписанной окружности со сторонами AB, BC и AC соответственно. Найдите величину угла KNM.

Пусть ∠BAC=α, ∠ACB=γ.

Отрезки касательных, проведённые из точек A и C равны, поэтому AK=AN и CM=CN. Откуда △AKN и △CMN — равнобедренные. Значит из △AKN получаем, что ∠AKN=∠ANK=180∘−α2=90∘−α2, а из △CMN получаем, что ∠CMN=∠CNM=180∘−γ2=90∘−γ2.

С другой стороны, заметим, что ∠ANK+∠KNM+∠CNM=180, поэтому

Но из треугольника ABC α+∠B+γ=180∘α+∠B+γ=180∘, значит

Пусть H и O — ортоцентр и центр описанной окружности остроугольного треугольника ABC соответственно. Известно, что ∠ABH=30∘, найдите градусную величину угла ∠OBC.

Заметим, что ∠OBC=∠OCB, так как OBC — равнобедренный треугольник. Отсюда ∠OBC=180∘−∠BOC2. Заметим, что ∠BOC=2∠A, поскольку центральный угол BOC вдвое больше вписанного угла, опирающегося на ту же дугу BC. Остается заметить, что ∠A=90∘−∠ABH=60∘, значит,

Можно заметить, что, независимо от значения ∠ABH, верен следующий факт:

Пусть ABCD — вписанный четырехугольник, причем AB— диаметр его описанной окружности, а ∠ABD=60∘. Найдите IAIB, где IA и IB — центры вписанных окружностей треугольников ACD и BCD соответственно, если известно, что DIA=√8.

Рассмотрим точку E— середину меньшей дуги CD описанной окружности четырехугольника ABCD. Ясно, что прямые AIA и BIB пересекаются в этой точке, поскольку являются биссектрисами соответствующих углов, опирающихся на дугу CD.

По лемме о трезубце, примененной к треугольникам ACD и BCD, имеем: DE=EIA=EC=EIB.

Заметим, что ∠AED=∠ABD=60∘, как вписанные углы, опирающиеся на одну дугу. Тогда треугольник IAED является равносторонним, поскольку он равнобедренный (по лемме о трезубце), а угол при вершине равен 60∘. Поэтому IAE=DIA=√8.

Остается рассмотреть треугольник IAEIB. Нетрудно заметить, что ∠IAEIB=∠AEB=90∘, как опирающийся на диаметр. Это означает, что рассматриваемый нами треугольник является прямоугольным и равнобедренным. Поэтому (по теореме Пифагора) легко видеть, что IAIB=EIA2=√8⋅√2=4

На катетах прямоугольного треугольника ABC с прямым углом C вовне построили квадраты ACKL и BCMN. Известно, что CE — высота опущенная на гипотенузу AB, причем ∠CEM=17∘. Найдите градусную величину угла ∠LEC.

Заметим, что ∠CAE=∠BCE, ∠ACE=∠CBE. Следовательно, прямоугольные треугольники AEC и CEB подобны, причем AECE=CEBE. Тогда при повороте на угол в 90∘ относительно E треугольник AEC сначала совместится сторонами прямого угла со сторонами прямого угла треугольника CEB, а затем при гомотетии с центром в этой же точке E и коэффициентом AECE вершины A и C совместятся с вершинами C и B соответственно. Таким образом, треугольник AEC с помощью поворотной гомотетии с центром в точке E переходит в треугольник CEB.

Ясно, что при этой поворотной гомотетии квадрат ACKL перейдет в квадрат CBNM, потому что отрезок AC переходит в отрезок CB, а значит и ориентированные квадраты на этих отрезках должны переходить соответствующим образом.

Отсюда следует, что при этой поворотной гомотетии точка L переходит в точку M, а значит ∠LEM=90∘. Тогда ∠LEC=∠LEM−∠CEM=90∘−17∘=73∘.

Найдите угол, под которым отрезок, высекаемый на стороне AB остроугольного треугольника ABC окружностью девяти точек, виден из ее центра, если известно, что ∠A=74∘, ∠B=34∘. В ответе укажите градусную величину этого угла.

Пусть M — середина AB, а C′ — основание высоты, опущенной из точки C на сторону AB.

Первый путь решения.

Пусть E — середина отрезка CH, где H — ортоцентр треугольника ABC. Искомый угол равен удвоенному углу MEH, поскольку ∠MEH является вписанным углом, опирающимся на рассматриваемый в задаче отрезок.

Пусть O — центр описанной окружности треугольника ABC. Поскольку CE=CH2=OM, причем CE и OM параллельны, то четырехугольник OMEC является параллелограммом. Отсюда следует, что ∠MEC′=∠OCH.

Известно, что ∠OCH=|∠A−∠B|. Этот угол легко считается, если использовать тот факт, что ∠OCA=90∘−∠AOC2=90∘−∠B=∠HCB, а также, что ∠C=180∘−∠A−∠B.

Тогда искомый угол равен

Второй путь решения.

Пусть B′ — основание высоты из вершины B. Искомый угол равен удвоенному углу MB′C′, поскольку ∠MB′C′ является вписанным углом, опирающимся на рассматриваемый в задаче отрезок.

Отрезок C′B′ соединяет основания высот, а, как известно, треугольники AB′C′ и ACB подобны. Отрезок MB′′ является медианой в треугольнике AB′B.

Угол AB′C′ равен ∠B. В то же время ∠MB′B=∠MBB′=90∘−∠A, т.к M — середина гипотенузы прямоугольного треугольника AB′B. Поэтому ∠MB′C′=|90∘−(90∘−∠A)−∠B|=|∠A−∠B|.

Тогда искомый угол равен

В параллелограмме ABCD из вершины B опущены высоты BK и BH на стороны AD и CD соответственно. Известно, что BD=5, KH=4, найдите расстояние от точки B до ортоцентра (точки пересечения высот или их продолжений) треугольника BKH.

Известно, что расстояние от вершины треугольника до ортоцентра в два раза больше расстояния от центра описанной окружности треугольника до стороны, лежащий напротив этой вершины. В данном случае имеем BH1=2OLB, где H1, O, L — ортоцентр, центр описанной окружности и основание перпендикуляра, опущенного на стороны KH из точки O.

Легко видеть, что четырехугольник BKDH вписан в окружность с диаметром BD, поскольку на этот отрезок по условию задачи опираются два прямых угла. Это значит, что O — середина BD. Также важно, что L — середина отрезка KH.

Рассмотрим треугольник OLH. Он прямоугольный и OH=OB=OD=52, LH=42.

Тогда по теореме Пифагора находим OL=32.. Тогда BH1=3.

Найдите максимально возможное расстояние между центрами вписанной и описанной окружностей треугольника, если радиус вписанной в него окружности равен 3, а описанной — 8.

Пусть вписанная окружность касается сторон AB, AC и BC треугольника ABC в точках C′, B′ и A′ соответственно. При инверсии относительно окружности с центром O1, вписанной в треугольник ABC, вписанная окружность останется на месте, прямые, содержащие стороны треугольника перейдут в окружности, проходящие через центр O1 инверсии и касающиеся окружности инверсии. Поэтому вершины A, B и C перейдут в середины отрезков B′C′, A′C′ и B′C′ соответственно.

Тогда окружность, с центром O2, описанная около треугольника ABC, перейдет в окружность с центром O радиуса R′=r2=32, проходящую через середины сторон треугольника A′B′C′. Эта окружность гомотетична описанной окружности треугольника ABC, причём центр гомотетии совпадает с центром O1инверсии, значит, точка O лежит на прямой O1O2.

Пусть O1O2=d, XY — диаметр описанной окружности треугольника ABC, проходящий через точку O1, а X′ и Y′ — образы точек соответственно X и Y при рассматриваемой инверсии. Тогда

а так как XY=2R′=3 , то 14464−d2=314464−d2=3. Отсюда находим, что d=4.

Также можно было сразу применить формулу Эйлера: d2=R2−2Rr, связывающую расстояние между центрами вписанной и описанной окружности с их радиусами.

Пусть AA1 и BB1 — высоты остроугольного треугольника ABC. Известно, что отрезок A1B1 пересекает среднюю линию, параллельную AB в точке C′. Найдите градусную меру угла между прямой CC′ и прямой, проходящей через точку H пересечения высот и центр O описанной окружности треугольника ABC

Пусть ω — окружность девяти точек треугольника ABC, т.е. окружность, проходящая через середины сторон и основания высот треугольника, окружность ωh проходит через точку C и основания A1 и B1высот, окружность ωm проходит через точку C и середины сторон CA и CB. Окружности ω и ωm проходят через середины сторон CA и CB, поэтому их радикальная ось проходит через среднюю линию треугольника ABC, параллельную стороне AB. Окружности ω и ωh проходят через точки A1 и B1, поэтому их радикальная ось — это прямая A1B1. Точка C′является пересечением двух радикальных осей из трёх, поэтому это радикальный центр окружностей ω, ωm и ωh, значит C′ лежит и на третьей радикальной оси, радикальной оси окружностей ωm и ωh. Точка C принадлежит окружностям ωm и ωh, поэтому лежит на их радикальной оси.

Докажем теперь, что OH параллельно линии центров окружностей ωm и ωh. Тогда мы получим, что две изучаемые прямые перпендикулярны, так как радикальная ось двух окружностей перпендикулярна линии центров этих окружностей. Действительно, точки O и H являются вторыми концами диаметров, проведённых через точку C в этих окружностях. Следовательно, линия центров данных окружностей содержит среднюю линию треугольника OCH, то есть параллельна OH.

📺 Видео

Урок 89. Движение по окружности (ч.1)Скачать

Урок 89. Движение по окружности (ч.1)

Математика это не ИсламСкачать

Математика это не Ислам

Задача, которой русские школьники мучали американскихСкачать

Задача, которой русские школьники мучали американских

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ? | МатематикаСкачать

КАК РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПО ГЕОМЕТРИИ? | Математика

Олимпиадная задача пятиклассникаСкачать

Олимпиадная задача пятиклассника

Олимпиады: начало. Делимость и остатки. Олимпиадная математикаСкачать

Олимпиады: начало. Делимость и остатки. Олимпиадная математика

Как затащить олимпиады в 2024? (Математика)Скачать

Как затащить олимпиады в 2024? (Математика)

Японская Олимпиадная Задача | Основы МатематикиСкачать

Японская Олимпиадная Задача | Основы Математики

Персидская олимпиадная задача по математикеСкачать

Персидская олимпиадная задача по математике

Олимпиадная задача по геометрии. Ты сможешь!Скачать

Олимпиадная задача по геометрии. Ты сможешь!

Лемма Архимеда. Лемма Варьера. Геометрия для олимпиадСкачать

Лемма Архимеда. Лемма Варьера. Геометрия для олимпиад
Поделиться или сохранить к себе: