наталия парилова
Мастер-класс «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
- Ход мастер класса:
- Круги Эйлера и примеры задач на логику
- Описание схемы кругов Эйлера
- Применение кругов Эйлера
- Примеры задач и решения
- Задачи для дошкольников
- Задание №1 – начальный уровень.
- Задание №2
- Задание №3
- Задание №4 – средний уровень.
- Задание №5
- Задание №6
- Задания для школьников
- Задание №1
- Задание №2 – также предназначено для младших классов, но является более сложным.
- Диагностические методики по дополни-тельной образовательной программе для дошкольников (Модуль I (5-7 лет)
- Просмотр содержимого документа «Диагностические методики по дополни-тельной образовательной программе для дошкольников (Модуль I (5-7 лет)»
- 🎬 Видео
Видео:10 класс, 11 урок, Числовая окружностьСкачать
Ход мастер класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».
Цель мастер класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.
1. Познакомить с кругами Эйлера.
2. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по
развитию логического мышления.
• Навыки, умения работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
• Важнейшим является формирование и развитие логического мышления и способность «действовать в уме».
Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.
Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм.
Круги Эйлера — это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Существуют несколько моделей кругов:
а) Непересекающиеся круги;
б) Пересекающиеся круги;
в) Один круг вложен в другой
Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
синтез — составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.
Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.
По мере усвоения материала задания постепенно усложняются.
«У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые предметы, а в другой круг — транспорт».
Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый раз — транспорт попадает в один круг, а предметы голубого цвета — в другой.
В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми предметами. Дети послушно перекладывают машину в указанный круг. Иногда какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой обратить внимание детей на возникшее противоречие). И разгорается дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на основании того, что все это — транспорт, другие говорят, что надо оставить ее с лопаткой и мячом, поскольку она — желтая. Здесь важно обратить внимание детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена неверно. Надо разместить карточку с машиной так, чтобы она была и в одном круге, и в другом.
Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой? Ребята задумываются и начинают выдвигать свои предложения. Одни говорят, что карточку можно разрезать.
— Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка. Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в другом.
— Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее часть. Ребята, а что если немного сдвинуть круги? Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из них частично наложился на другой, образуя общее для двух кругов пространство. Обычно после этого следует минута молчания. А потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если этого не происходит, я сама кладу машину в пересечение.
В математике применение этой технологии лучше начать с сравнения геометрических фигур.
ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.
Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема.
Дидактическая игра «Одежда» с использованием модели «Кругов Эйлера». Вторая младшая группа Сегодня я хотела бы показать Вам как мы с моей напарницей внедряем в нашей группе использование такой модели работы как «Круги Эйлера».
Дидактические игры для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста 1.«Составь из палочек» Цель игры: Развивать логическое.
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники, как способа развития памяти, мышления и речи в работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками» Цель: — ознакомление педагогов с методом мнемотехники.
Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.
Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников Куликова С. М МКДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск «Занимательные задачи и упражнения, как средство формирования и развития логического.
Конспект занятия с использованием квадратов Воскобовича и кругов Эйлера «Путешествие в страну Вундеркиндию» Цель: развивать аспекты творческой и интеллектуальной одаренности у детей, стимулировать творческое самовыражение приобщать детей к активной.
Выступление с элементами мастер-класса «Орнамент Зайцева в развитии логического мышления у дошкольников» Цель: создание условий для развития логического мышления у дошкольников в практической игровой деятельности с орнаментом Зайцева. «Орнамент».
Занятие для развития логического мышления и закрепления знания сказок «Путешествие на ковре-самолете» Воспитатель: Дорогий М. В. Тема: «Путешествие на ковре-самолете» Программное содержание: способствовать повышению интереса детей к книге;.
Видео:Дошкольники. Лысенкова С.Н. Математика. Состав числа. Сложение и вычитание. Измерение отрезков.Скачать
Круги Эйлера и примеры задач на логику
Круги Эйлера, на самом деле, достаточно часто встречаются в нашей жизни. Еще в младшей школе ученики начинают работать со схематическими фигурами, которые наглядно объясняют соотношения предметов и понятий.
Видео:Построение 10 угольника циркулемСкачать
Описание схемы кругов Эйлера
Круги Эйлера – геометрические конструкции, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями.
Делятся на группы, в зависимости от типа отношений между множествами:
- равнозначные (рис.1);
- пересекающиеся (рис.2);
- подчиненные (рис.3);
- соподчиненные (рис.4);
- противоречащие (рис.5);
- противоположные (рис.6).
Типовой пример такой диаграммы:
Наибольшее множество, отмеченное зеленым цветом, представляет собой все варианты игрушек.
Одним из вариантов игрушек являются конструкторы. Они выделены голубым овалом. Конструкторы являются отдельным множеством, и, одновременно, частью множества «Игрушки».
Заводные игрушки также являются частью множества «Игрушки», но не относятся к множеству «Конструкторы». Поэтому, они выделяются фиолетовым овалом. А вот множество «Заводных автомобилей» является самостоятельным, но при этом, является подмножеством «Заводных игрушек».
При помощи этого метода ученый решал сложнейшие математические задачи. Применение простых фигур позволяло свести решение любой, даже самой сложной задачи, к символической логике – максимальному упрощению рассуждений.
Позже, данный способ был доработан англичанином Джоном Венном, который ввел понятие пересечения нескольких множеств.
Методика очень проста в использовании — круги Эйлера для дошкольников от 4-5 лет начинают преподавать уже в детском саду. При этом, она же на столько удобна, что применяется даже в высшей академической среде.
Видео:Радианная Мера Угла - Как Переводить Градусы в Радианы // Урок Алгебры 10 классСкачать
Применение кругов Эйлера
Основная цель использования диаграмм – практическое решение задач по объединению или пересечению множеств.
Области применения: математика, логика, менеджмент, статистика, информатика и др. На самом деле, их значительно больше, но перечислить все попросту невозможно.
Диаграммы делятся на два вида.
Первый описывает объединение понятий, вложенность одного в другое. Пример приведен в статье выше.
Второй описывает пересечения двух разных множеств некоторыми общими признаками. Один из примеров
Видео:Как искать точки на тригонометрической окружности.Скачать
Примеры задач и решения
Рассмотрим задачи, в которых помогают разбираться круги Эйлера, примеры решения задач по логике и математике.
Задачи для дошкольников
Первые в очереди: круги Эйлера для дошкольников, задания с ответами на которые помогут понять, как малыши впервые знакомятся с методикой упрощения сложных математических и логических задач.
Задание №1 – начальный уровень.
Цель: научить ребенка определять предмет, наиболее соответствующий одновременно двум свойствам.
Правильный ответ: кубик Рубика.
Задание №2
Правильный ответ: лягушка.
Задание №3
Правильный ответ: груша.
Задание №4 – средний уровень.
Задания усложняются тем, что используется больше множеств.
Правильный ответ: Солнце.
Задание №5
Правильный ответ: платье.
Задание №6
Правильный ответ: полезные.
Задания для школьников
Следующие задачи по логике с ответами, круги Эйлера в которых являются основой для решения, касаются младших школьников. Подобные задания обучают детей разбирать логические пересечения по определенным признакам.
Задание №1
35 учеников зарегистрированы в школьной или городской библиотеках. Из них 25 регулярно посещают школьную библиотеку, а 20 – городскую.
- Посещают обе библиотеки?
- Не посещают городскую библиотеку?
- Не посещают школьную библиотеку?
- Ходят только в городскую библиотеку?
- Ходят только в школьную библиотеку?
Ответ:
- Определим количество посетителей двух библиотек – общая часть на диаграмме:
- Ученики, не посещающие городскую библиотеку:
35 – 20 = 15 – левая сектор голубой зоны.
- Ученики, не посещающие школьную библиотеку:
35 – 25 = 10 – правый сектор фиолетовой.
- Посетители только городской библиотеки:
35 – 25 = 10 – также, правый сектор фиолетовой.
- Посетители только школьной библиотеки:
35 – 20 = 15 – также, левый сектор голубой.
Задание №2 – также предназначено для младших классов, но является более сложным.
В 7-А учится 38 человек. Ученики увлекаются разными спортивными играми: 16 – баскетболом, 17 – хоккеем, 18 – футболом. Одновременно баскетбол и хоккей любят 4 человека, баскетбол и футбол – 3, хоккей и футбол – 5, а 3 ученика не интересуются спортом.
- Есть ли ученики, увлекающиеся всеми спортивными играми?
- Какое количество школьников интересуется только одной из спортивных игр?
Ответ:
Все ученики класса – наибольшая окружность.
Круг «Б» — баскетболисты, «Х» — хоккеисты, «Ф» — футболисты, «Z» — универсальные спортсмены. Трое неспортивных учеников просто находятся в общем круге.
Баскетболисты, входящие в множество «Б», но не входящие в зоны пересечения со множествами «Х» и «Ф».
16 – (4 + Z + 3) = 9 – Z.
По аналогии, находим количество хоккеистов.
17 – (4 + Z + 5) = 8 – Z.
18 – (3 + Z + 5) = 10 – Z.
Чтобы пределить значение Z, нужно суммировать множества учеников.
3 + (9 – Z) + (8 – Z) + (10 – Z) + 3 + 4 + 5 + Z = 38;
Соответственно, Б = 7, Ф = 8, Х = 6.
Применение круговых диаграмм позволяет наглядно продемонстрировать все взаимоотношения разных групп учеников.
Метод схематического изображения взаимоотношений множеств – не просто увлекательная вещь. Круги Эйлера, примеры решения задач, логика которых неочевидна, показывают, что метод может использоваться не только при развязывании математических заданий, но и находить выход из житейских ситуаций.
Видео:1 2 4 сопряжение окружностейСкачать
Диагностические методики по дополни-тельной образовательной программе для дошкольников (Модуль I (5-7 лет)
выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики по дополни-тельной образовательной программе для дошкольников (Модуль I (5-7 лет)»
Диагностические методики по дополнительной образовательной программе для дошкольников
Тест «Незаконченные рисунки» Я.Л. Коломенского и Е.А. Панько
Цель: выявить невербальные творческие способности, уровень изобразительных способностей, активность процесса воображения.
Коломенский Я.Л. и Панько Е.А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.
Материалы: лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок.
Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите,
придумаете cвоему рисунку название, я его подпишу.»
Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:
Беглость — количество задействованных элементов.
Разработанность — количество значимых деталей
0 б. — ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. — Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение
отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. — изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. — изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. — изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. — на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.
Диагностическое задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Цель: выявить оригинальность мышления, уровень изобразительных способностей.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция: « Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеете в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность: 0 б. — абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. — жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. — нос, остров.
3 б. — гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. — глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. — остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь.
Название: 0 — обычное название.
1 — простое описание.
2 — описательное название.
3 — релевантное название.
Диагностическое задание «Повторяющиеся фигуры» (методика П. Торренса).
Цель: проверить способность к продуцированию множества разнообразных ассоциаций, оригинальность мышления.
Материалы: лист А4 с нарисованными 25 парами параллельных линий. Карандаши цветные и простой. Ластик.
Инструкция: За 10 минут придумайте и нарисуете как можно больше предметов из каждой пары параллельных линий, которые должны составлять основную часть вашей картинки, остальное дорисуйте карандашом и придумайте название к рисункам.
Оценивание: Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Беглость — количество заполненных пар параллельных линий.
Разработанность — количество деталей.
Название — Ход: назовите мне как можно больше слов, близких по значению данны- хороший – сильный, здоровый – легкий, чистый – черный, пустой – чужой, далеко – смелый.
Оригинальность — по 3-бальной системе.
Конспекты игр и практических заданий направленные на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
Цель: развивать координацию руки, согласовывать движение руки с глазом.
Материал: рисунок с изображением дороги, по бокам от неё – обрывы. Цветные карандаши.
— Заболели все звери в зоопарке. Нужно пройти по опасной горной дороге за доктором Айболитом, затем вернуться обратно.
Надо поставить остриё карандаша у начала дороги и пройти по ней, «Не сорвавшись» ни вправо, ни влево, т.е. провести линию, ни разу не выскочив за очерченные края тропы. «Пройти» из одного конца в другой и обратно, правой рукой и левой. Если ребёнок не испытывает трудности на этом маршруте – дать более усложнённое задание, дорогу узкую и более изогнутую (второй вариант). (Приложение)
Цель: учить детей создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд; закрепить умение изображать силуэт женщины в длинной шубе; учить изображать мех и хвою елки штрихами.
Предварительная работа: тонирование бумаги в голубые, фиолетовые тона; рассматривание иллюстраций с аллегорическим изображением Зимы; чтение стихов и рассказов о зиме.
Ход : педагог предлагает детям угадать, что за девица прискакала на тройке белых лошадей (Художественное слово) и нарисовать снежную красавицу. Помогает вспомнить как рисуется женщина в длинной шубке. По окончании рисунки обсуждаются.
Тема «Наш добрый друг — художник круг».
Цель: привить детям навыки «быстрого рисования» с использованием шаблона- заготовки развить зрительную наблюдательность и изобразительную фантазию.
Ход з: детям раздаются листы с заготовленным шаблоном. Педагог загадывает загадку про неваляшку и предлагает его нарисовать из шаблона. Затем тоже самое с медведем, зайцем, кошкой. При этом показывает, как из одного схематического изображения можно получить много рисунков.
Далее педагог раздает детям лист с произвольно расположенными кругами разного диаметра и предлагает поиграть в игру кто быстрее отгадает загадку и нарисует ответ.
1. Ожил наш знакомый круг,
Посмотрел лукаво вдруг.
«Я из сказки колобок,
У меня румяный бок».
4. Носят их все на носу,
Дома, в городе, в лесу.
2. Если круг постился вскачь,
Значит он веселый мяч.
3. Яблоко прекрасное —
Сладкое и красное.
5. Круга этого лучи,
Все мы знаем, горячи
Молодежь и старички. По утрам глядит в оконце,
Эти два кружка …(очки) Дети, кто к нам? Это …(Солнце)
6. Сверху шар зеленый, 7. Несут на длинных нитках
Красный он внутри, С веселою улыбкой
Сладкий, сахарный на вкус, Ребята во дворы
Называется …(Арбуз). Воздушные …(Шары).
Тема «Зимовье зверей»
Цель: развитие мышления, фантазии, умение работать в коллективе.
Ход: отгадывание загадок:
молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, с водой не знается (кошка)
с хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком ( собака)
спереди — пятачок, сзади — крючок, посредине — спинка, а на спинке — щетинка (свинья)
с бородой, а не мужик, с рогами, а не бык (козел)
зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)
кто зимой холодной ходит злой, голодный (волк)
комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку (заяц)
не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж)
как можно назвать всех, о ком мы загадки отгадывали?
Как можно назвать первых животных, а вторых?
А как и где живет корова(кролики, куры, поросята и др.)?
С кем она живет, как спит, что ест
Задание: давайте придумаем такое жилье всем этим животным, что бы им там было тепло и уютно, и чтобы они друг другу не мешали. Предположительно педагог подводит детей к тому, что каждый должен нарисовать уголок для одного из животных, дети вместе договариваются, что, кто и как рисует. После этого все рисунки объединяются в один коллаж «домик для зверей».
Тема «Говорящие рисунки»
Цель: развитие восприятия, воображения, формирование умения представлять реальные предметы по их схематическому изображению, учить выделять в предмете главные отличительные черты.
Предварительное чтение рассказа «Говорящие рисунки». Предложить выполнить задание: детям поочередно показывают картинку с неким схематическим изображением и просят назвать, на какие предметы это похоже. После, можно раздать каждому ребенку по одной схеме и попросить дорисовать картинку.
Ход занятия: педагог рассказывает историю: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией и им пользовались в древних странах — в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Хотите и мы с вами поиграем в нарисованные истории». Объясните, что рисунки должны быть совсем простые и в тоже время понятные, только тогда они станут «говорящими». Для начала педагог показывает нарисованное начало истории (например, сказку о Красной Шапочке), а дети устно предлагают, что можно нарисовать дальше. Затем воспитатель просит нарисовать любую историю так, чтобы другие дети рассказали о чем она.
Вечером педагог может предложить детям поиграть в игру «Разведчики», суть которой заключается в том, чтобы нарисовать планы и расположение противника и передать зашифрованный рисунок в свой штаб, но так, чтобы рисунок поняли «свои» и не разгадали противники.
Тема « Юные мультипликаторы ».
Цель: развивать словесное творчество, учить передавать его в изображении; развивать воображение; учить детей договариваться между собой, согласовывать свои действия.
Ход : педагог показывает сюжетную картинку, предлагает детям рассмотреть ее и придумать рассказ, что было до и после того, что изображено. Дети предлагают свои варианты рассказа, затем обобщают в общей истории. Педагог наводит детей на мысль о создании своего диафильма и спрашивает, что для этого необходимо (нарисовать много рисунков с действиями, дети должны определиться, что именно они будут изображать и договориться, кто какую картинку рисует). После окончания работы педагог вместе с детьми составляют общий ряд, дают название — получился диафильм.
Определение творческого потенциала ребенка
Анкета для Родителей (по опроснику Дж. Гилфорда)
Цель: определение родителями творческого потенциала ребенка.
1. Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?
8. Сделал ли когда-нибудь то чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли удачен этот замысел?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?
16. Мог ли ваш ребенок будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
От 20 до 23 очков — ребенок очень сообразителен, способен творчески относиться к окружающему и следует помогать ему в этом.
От 15 до 19 — ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь когда чем-либо заинтересован.
От 9 до 14 — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8 — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении для него важной цели.
Менее 4 очков — ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.
Технологии, применяемые в работе.
Нетрадиционные техники рисования.
«В стране близнецов». Это необычная страна. Все предметы в ней существуют по два, имеют своих «близнецов». Смотрите, я рисую рожицу, сложу лист пополам, разверну — их две.
«Летите, бабочки!». На одной половине сложенного пополам листа бумаги красками рисуем бабочку со сложенными крылышками. Пока краски еще не высохли, плотно сложим половинки листа, а затем снова развернем: бабочка полетела! Можно рисовать на половинке листа нескольких бабочек. Тогда в результате получим картину, заполненную порхающими существами с разноцветными крылышками.
«Город на реке». Лист бумаги располагаем вертикально, складываем пополам, а затем снова разворачиваем. В верхней части листа красками рисуем город. Нижняя часть — озеро. Сложим две половины листа, пока город еще не высох, — и он «отразится» в воде. Как сказочный Китеж.
«Осенний парк». Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.
Рисование по восковому подмалевку
Для работы необходимы: восковые мелки или свеча, акварель.Этот способ рисования издавна использовался мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска накладывается на поверхность, на которую до этого нанесли «рисунок» воском. Краска скатывается с восковой поверхности и оседает в пустотах между восковыми линиями и пятнами, образуя затейливый узор.
Возьмем тонированный лист или лист с заранее заготовленным подмалевком, нанесем сверху линии восковым мелком или свечой. Затем возьмем кисть или большой тампон с краской и проведем по листу: на цветном фоне появляется рисунок.
«Утренняя зарядка». С помощью воскового мелка нарисуем, как мы выполняем упражнения
под музыку: голова похожа на круг, футболка — на прямоугольник, шорты
как два квадрата. А теперь раскрасим картинку красками. Вот и ожил рисунок. ‘ «Заиндевелое дерево». Стоит в зимнем лесу дерево — не шелохнется. (Рисуем дерево восковым мелком.) В утренние часы дерево окутано голубой дымкой (красим рисунок нежно-голубой краской), солнечным днем залито светом (красим рисунок желтой краской), а ночью погружено в таинственный полумрак (работаем фиолетовой краской).
«Что мы видели в лесу». Восковым мелком нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ежика. Затем раскрасим рисунок красками.
Рисование по сырой бумаге
Для работы необходимы: емкость с водой, салфетка. Намочим бумагу и поместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмем акварель и нарисуем все, что душе угодно.
«И плывут по небу облака». Рисуем облака по сырой бумаге. Затем обсуждаем, на что же похожи облака на рисунках.
«Аквариумные рыбки». Встретились две дуги. А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки.
«Летний дождик». Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей-то зонтик.
«Воробушки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили перышки.
«Мой добрый маленький друг». Я люблю своего мохнатого друга. Он все понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке!
«На дне морском». Покажем, как в зависимости от погоды меняется море.
«Последний лист». Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев.
«В метель». Порыв ветра, еще один, еще. Снег колет лицо. Он то вьется змейкой, то мчится в бешеном хороводе.
«Радуга-дуга». Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга.
Рисование и оттиск на стекле
Первый вариант. Для работы необходимы: стекло, мыло, губка, салфетка, гуашь, широкая кисть. С помощью губки покрываем поверхность стекла мыльным раствором, кистью наносим на стекло цветовые пятна, прикладываем к стеклу лист бумаги и крутим в любом направлении.
Второй вариант. Для работы необходимы: густая гуашь, плотная бумага, стекло. Широкими мазками закрасить лист бумаги густой гуашью, затем на сырой слой краски наложить стекло.Образовавшийся рельефный слой высушивается. Красочный рельеф дает дополнительную оригинальность рисунку. После высыхания получившийся оттиск дополняется и прорисовывается тушью, пастелью и т.д.
В этой технике ребенок может работать только в паре со взрослым: этого требует техника безопасности. Картины в технике «оттиск на стекле» можно использовать на занятиях с участием родителей.
Выполнение витражных рисунков в аппликативной технике. Рисование витражными красками на стекле и на пластике.
Для работы необходимы: соль, вода, гуашь, плотная бумага.
Рисование солью — несложный прием, но он открывает интересные возможности для создания декоративных работ.
Предварительно на бумаге делается набросок. С помощью кисти набросок нужно смочить водой, а затем посыпать солью. Когда соль вберет в себя воду, лишние крупинки нужно ссыпать с листа.
По подсохшему подмалевку рисуют недостающие элементы и раскрашивают.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, птичек, медуз, бабочек.
Для работы необходимы: плотная бумага, парафин или воск, гуашь, шампунь, перо или заостренная палочка.
Суть этой техники — в процарапывании воскового слоя, покрытого сверху краской.
Акварелью нанесем на бумагу цветной фон и подсушим лист бумаги. Затем весь фон затрем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Покроем этой смесью парафиновый лист.
После этого нужно взять заостренную палочку и процарапать на полученной основе рисунок. Результат напоминает настоящую гравюру.
Темы для рисования в технике «граттаж»
«В рождественскую ночь». На небе зажглись яркие звезды. Тонкий месяц выглянул из-за туч.
«Что за звездочки резные на пальто и на платке?». Ни одна снежинка на другую не похожа.
«Ночной мотылек». Яркий фонарь показался мотыльку солнцем.
«Салфетка для мамы» . Салфетка может быть круглой, квадратной, прямоугольной. Украсить ее можно любым узором.
«Волшебная поляна». Кто-то недобрый закрасил лесную поляну черной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот и цветок поднял головку.
«Дворец для Снегурочки». Рисуем сказочный дворец царя Берендея.
«Полет в космос». Космонавтов приветствуют холодные звезды, незнакомые планеты, звездные корабли.
«Вечерний город». Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.
«У сечи гномов». Гномы — добрый и трудолюбивый народ! Представьте, что вы пришли к ним в гости.
«Ветер по морю гуляет». Летит кораблик на всех парусах по безбрежной водной глади.
Для работы необходимы: толстые нитки, лист бумаги, гуашь.
Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в разные цвета, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.
Темы для работы с использованием окрашенных ниток
«Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на тонированную бумагу.
«Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.
«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанные из бумаги воротники или кокошники.
Нетрадиционная технология работы с пластилином.
Принцип данной технологии заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Темы могут быть различными, в зависимости от желания и интересов детей.
🎬 Видео
Равномерное движение точки по окружности | Физика 10 класс #7 | ИнфоурокСкачать
ТРИГОНОМЕТРИЯ С НУЛЯ - Единичная Окружность // Подготовка к ЕГЭ по МатематикеСкачать
Шаталов за одну минуту доказывает теорему, на которую традиционно выделяется 45 минут урока!Скачать
Алгебра 10 класс. 2 октября. Тангенс и котангенс на окружностиСкачать
Тригонометрическая окружность. Как выучить?Скачать
Как решают уравнения в России и СШАСкачать
Правильные многоугольники. Геометрия 9 класс | Математика | TutorOnlineСкачать
ТРИГОНОМЕТРИЯ ЗА 10 МИНУТ — Arcsin, Arccos, Arctg, Arcсtg // Обратные тригонометрические функцииСкачать
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
Вписанная и описанная окружность - от bezbotvyСкачать
1. Числовая окружность. 10 классСкачать
Как нарисовать пятиконечную ЗВЕЗДУ с помощью циркуляСкачать
ТРИГОНОМЕТРИЯ С НУЛЯ 😉 #егэ #математика #профильныйегэ #shorts #огэСкачать
Методы оценки физического развития детей и подростковСкачать