Разделы: Математика
Цели:
- Обучающая: учащиеся формулируют и доказывают первый признак равенства треугольников;
- Развивающая: учащиеся учатся применять признак при решении задач;
- Воспитательная: учащиеся осознают важность открытого признака.
Структура урока:
- Мотивационно – ориентировочный этап.
- Приветствие.
- Контроль настроения.
- Актуализация знаний (Фронтальный опрос).
- Постановка учебной задачи.
- Исполнительский этап.
- Нахождение способа доказательства теоремы.
- Проведение доказательства теоремы.
- Рефлексивно – оценочный этап.
- Решение задач.
- Взаимооценка.
- Домашнее задание.
- Контроль настроения.
Оборудование: два треугольника из бумаги, линейка, проектор, компьютер с программой Microsoft Office Power Point, презентация.
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
— Какая фигура называется треугольником? | — Геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, соединенных отрезками, называется треугольником. | |||||||||||
— Какие треугольники называются равными? | — Два треугольника называются равными, если их можно совместить наложением. | |||||||||||
— Как установить равенство двух треугольников? | — Наложить один треугольник на другой, если они совместятся, то треугольники равны. Можно сравнить все стороны и углы одного треугольника со сторонами и углами другого. | |||||||||||
— Все эти способы возможны, но они не всегда удобны, громоздки. А нет ли другого способа доказательства равенства двух треугольников? | — . | |||||||||||
— Оказывается, равенство двух треугольников можно установить, не накладывая один треугольник на другой, а лишь сравнивая некоторые элементы этих фигур. | ||||||||||||
| ||||||||||||
— Попробуем решить практическую задачу. Пусть надо измерить расстояние на местности от пункта А до пункта В, между которыми расположено озеро, поэтому с мерной лентой по прямой пройти нельзя. — На практике, для решения этой задачи поступают так: | ||||||||||||
— Почему можно утверждать, что МК = АВ? Когда можно найти другие равные элементы в треугольниках? | — Когда треугольники равны. | |||||||||||
— Вероятно, ∆ АВС = ∆ МКС? | ||||||||||||
— А каким свойством обладают равные треугольники? | — В равных треугольниках против соответственно равных сторон лежат равные углы, и наоборот, против равных углов, лежат равные стороны. | |||||||||||
— Мы пока не знаем, равны наши треугольники или нет, ∆ АВС = ∆ МКС? Перечислите все равные элементы в этих треугольниках. | — АС = СК, ВС = СМ – по построению, ∠ АСВ = ∠ МСК как вертикальные. | |||||||||||
— Итак, нам нужно установить равенство сторон АВ и МК, а равенство сторон следует из равенства треугольников. То есть, если мы докажем равенство треугольников, то равенство сторон будет доказано. Какова же цель урока? | — Доказать равенство треугольников. | |||||||||||
— Используя равенства каких элементов? | — Двух сторон и угла между ними. | |||||||||||
— Сформулируйте цель урока. | ||||||||||||
— Попробуем сформулировать утверждение, почему треугольники равны, по каким элементам? | — Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. | |||||||||||
— Данное утверждение называется теоремой. Теорема – утверждение, которое необходимо доказать, а сами рассуждения называют доказательством. Сформулированную теорему называют первым признаком равенства треугольников или признаком равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. (С этого этапа каждое обоснование сопровождается слайдом с презентации (приложение 1)) — Запишем в тетрадях тему. Признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними. — Запишем формулировку теоремы.
— Теорему можно назвать задачей, в которой есть условие, (то, что дано) и заключение, то, что необходимо доказать. | ||||||||||||
— В теореме, начиная со слова если до слова то является условием теоремы. Прочитайте условие теоремы. | — Если две стороны и угол между ними одного треугольника, соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника. | |||||||||||
— Все, что записано после слова то, называют заключением. Прочитайте заключение. | — Такие треугольники равны. | |||||||||||
— Запишем в тетрадях: Дано: | ||||||||||||
— О каких фигурах идет речь? — Запишем в дано: ∆ АВС и ∆ А1В1С1. | — О треугольниках. | |||||||||||
— О равенстве каких элементов говорится в условии? | — О равенстве двух сторон и угла между этими сторонами. | |||||||||||
— Выберем эти стороны и найдем угол между этими сторонами. АВ = А1В1, АС = А1С1, ∠ А = ∠ А1 | ||||||||||||
— Что нужно доказать? | — Что ∆ АВС = ∆ А1В1С1. | |||||||||||
— Запишем: Доказать: ∆ АВС =∆ А1В1С1 | ||||||||||||
ІІ Исполнительский этап.
| ||||||||||||
— Каким способом будем доказывать равенство треугольников? | — Методом наложения. | |||||||||||
— Запишем: Доказательство (метод наложения) — С чего начнем проводить доказательство? С наложения каких элементов? | ||||||||||||
| ||||||||||||
— Запишем: 1. Т.к. ∠ А = ∠ А1, то ∆ АВС можно наложить на ∆ А1В1С1 так, что луч АВ совместится с лучом А1В1 и луч АС совместится с лучом А1С1. | ||||||||||||
— Какие элементы треугольника будем потом сравнивать? Что еще дано в условии? | — АВ = А1В1 | |||||||||||
— Что произойдет с точками В и В1? | — Эти точки совпадут. | |||||||||||
— Посмотрим на экран, запишем: 2. Т.к. АВ = А1В1, то сторона АВ совместится со стороной А1В1 (точка В совместится с точкой В1). | ||||||||||||
— О какой стороне еще говорится в условии? | — АC = А1C1 | |||||||||||
— Сделайте вывод о точках С и С1. — Посмотрим на экран, действительно ли совпадут эти точки? | — Эти точки совпадут. | |||||||||||
— Ваше утверждение верно, запишем: 3. Т.к. АC = А1C1, то сторона АС совместится со стороной А1C1 (точка С совместится с точкой С1). | ||||||||||||
— Что произошло с концами отрезков ВС и В1С1? | — Концы отрезков ВС и В1С1 совпали. | |||||||||||
— Что теперь можно сказать про отрезки ВС и В1С1? | — ВС = В1С1 | |||||||||||
— Правильно, запишем: 4. Т.к. концы отрезков ВС и В1С1 совместились, то сторона ВС совместится со стороной В1С1. | ||||||||||||
— Что произошло с ∆ АВС и ∆ А1В1С1? | — Треугольники совпали, значит они равны. | |||||||||||
— Молодцы, запишем: 5. ∆ АВС совместился с ∆ А1В1С1, значит ∆ АВС = ∆ А1В1С1. | ||||||||||||
Треугольник обозначается знаком ⊿. Например треугольник ABC обозначается так: ⊿ABC. Этот же треугольник можно обозначать так: ⊿BAC, ⊿CBA и т.д.
Углы треугольника обозначают так ∠BAC, ∠ABC, ∠BCA. Эти же углы коротко обозначают также ∠A, ∠B, ∠C, соответственно. Углы треугольника принято также обозначать греческими буквами α, β, γ и т.д. Стороны тркеугольника обозначают так AB, BC, AC. Принято также стороны обозначать одной строчной буквой, причем сторона напротив угла A ,обозначается буквой a, сторона напротив угла B− b, сторона напротив угла C− c. Сумма трех сторон треугольника называется периметром треугольника.
Как известно, две треугольники называются равными, если при наложении друг на друга их можно совместить. На Рис.2 представлены два треугольника ABC и A1B1C1. Треугольник ABC можно наложить на треугольник A1B1C1 так, чтобы вершины и стороны этих треугольников попарно совместились. Очевидно, что при этом совместятся и соответствующие углы.
Вышеизложенное можно сформулировать так:
Если два треугольника равны, то элементы (стороны и углы) одного треугольника соответственно равны элементам другого треугольника. Равенство треугольников ABC и A1B1C1 обозначается так:
Видео:Метод наложенияСкачать
Первый признак равенства треугольников
Теорема 1. Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то эти треугольники равны.
Доказательство. Рассмотрим треугольники ABC и A1B1C1 (Рис.3). Пусть AB=A1B1, AС=A1С1 и ∠A=∠A1. Докажем, что .
Видео:Расчет электрических цепей. Метод наложенияСкачать
Второй признак равенства треугольников
Теорема 2. Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то эти треугольники равны.
Доказательство. Рассмотрим треугольники ABC и A1B1С1 (Рис.4). Пусть AB=A1B1, ∠A=∠A1, ∠B=∠B1. Докажем, что .
Видео:Пересечение двух плоскостей. Плоскости в виде треугольникаСкачать
Третий признак равенства треугольников
Теорема 3. Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то эти треугольники равны.
Доказательство. Рассмотрим треугольники ABC и A1B1С1. Пусть AB=A1B1, AC=A1C1 и BC=B1C1. Докажем, что . Приложим треугольник ABC к треугольнику A1B1С1 так, чтобы вершина A совмещалась с вершиной A1, вершина B совмещалась с вершиной B1, а вершины С и С1 находились по разные стороны от прямой A1B1.
Возможны три варианта: луч CC1 проходит внутри угла ACB(Рис.6); луч CC1 совпадает с одной из сторон угла ACB (Рис.7); луч CC1 проходит вне угла ACB(Рис.8). Рассмотрим эти три случая по отдельности.
. |
Имеем AC=A1C1, BC=B1C1 ∠ACB=∠A1C1B1 и по первому признаку равенства треугольников . Теорема доказана.
Вариант 2 (Рис.7). Так как по условию теоремы AC=A1C1 и BC=B1C1, то треугольник BСС1 равнобедренный. Тогда ∠1=∠2. Имеем: AC=A1C1, BC=B1C1, ∠1=∠2 и по первому признаку равенства треугольников . Теорема доказана.
Вариант 3 (Рис.8). Так как по условию теоремы AC=A1C1 и BC=B1C1, то треугольники AСС1 и BСС1 равнобедренные. Тогда ∠1=∠2 и и, следовательно:
. |
Имеем AC=A1C1, BC=B1C1 и по первому признаку равенства треугольников . Теорема доказана.
Видео:Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnlineСкачать
Задачи и решения
Задача 1. На сторонах угла CAD отмечены точки B и E так, что точка B лежит на отрезке AC, а точка E − на отрезке AD, причем AC=AD и AB=AE. Докажите, что ∠CBD=∠DEC (Рис.9).
Доказательство. AC=AD, AE=AB, ∠CAD общий для треугольников CAE и DAB. Тогда, по первому признаку равенства треугольников (теорема 1) ⊿ACE=⊿ADB. Следовательно ∠DBA=∠AEC. Поскольку углы CBD и DBA смежные, то CBD=180°−∠DBA. Аналогично CED=180°-∠AEC. То есть ∠CBD=∠DEC. Конец доказательства .
Задача 2. По данным рисунка рис.10 докажите, что OP=OT, ∠P=∠T
Доказательство. OC=OB, ∠TCO=∠PBO=90°. Углы TOC и POB вертикальные (следовательно равны) тогда, повторому признаку равенства треугольников (теорема 2), ⊿TCO=⊿PBO. Конец доказательства .
📽️ Видео
Метод наложения токовСкачать
Лекция 020-7. Принцип наложения и метод наложенияСкачать
Метод наложенияСкачать
Метод контурных токов - определение токов. ЭлектротехникаСкачать
РГУПС. (ТОЭ) 7 Постоянный ток. Принцип наложения. Метод наложения.Скачать
Метод наложения. Часть 1Скачать
Построение натуральной величины треугольника методом вращенияСкачать
Лекция 1. Точка на прямой. Метод прямоугольного треугольникаСкачать
Расчет электрической цепи постоянного тока методом наложения токовСкачать
Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | МатематикаСкачать
2-3. Метод наложения, метод комплексных амплитудСкачать