Магический треугольник запоминания мнемотехника

Мнемонические правила предметников. Часть 1

Видео:Все секреты мнемотехники / ФОНЕТИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ - Самый простой способ запоминанияСкачать

Все секреты мнемотехники / ФОНЕТИЧЕСКОЕ КОДИРОВАНИЕ - Самый простой способ запоминания

Наталья Шабрукова

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

«Алый вальс. Летит из лога
Медь прощаний, трав финал.
Глина серая, тревога,
Церемонность, тишина.
Аспидные глуби листопада
Падают в гигантские аркады…»

Нет, это не шедевр поэзии Серебряного века, а мнемоническое правило для запоминания аминокислот. Слова в стихотворении начинаются с той же буквы, что и название аминокислоты: от аланина до гистидина и аргинина — да, названия у аминокислот вот такие. Становится понятно, зачем потребовались приемы запоминания и что «аспидные» — еще не самое страшное слово.

У каждого учителя есть свои любимые мнемонические правила: их узнают от коллег, придумывают вместе с учениками, а некоторые передают из поколения в поколение десятилетиями. Вспомним приемы, с помощью которых можно отойти от зубрежки правил и понятий.

Видео:Треугольник для запоминания формул по физике|Скачать

Треугольник для запоминания формул по физике|

Что такое мнемоника

Мнемоника, или мнемотехника (греч. mnemonika — «искусство запоминания») — это множество способов, с помощью которых можно усвоить больше информации, и сделать это легче, используя искусственные ассоциации.

Для школьников мнемоника — просто подарок: вместо очередной скучной формулы или ряда не связанных между собой слов достаточно запомнить яркий, парадоксальный образ или забавный стишок.

Вызубренные наизусть правила со временем выветриваются из памяти, а вот присказки про «биссектрису — злую крысу» или «охотника, который желает знать, где сидит фазан» запоминаются на всю жизнь. Все потому, что мнемоника задействует образное мышление, эмоции, аналогии с чем-то уже известным.

Видео:Магический треугольник запоминания / Развитие Памяти / Тренировка ПамятиСкачать

Магический треугольник запоминания / Развитие Памяти / Тренировка Памяти

Приемы мнемоники

Приемов мнемоники много, но основными считают следующие пять:

  1. Акростих.
    Стихотворение или фраза, где каждое слово начинается с той же буквы, что и заучиваемые термины. Так, последовательность падежей в русском языке учат с помощью предложения: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).
  2. Визуальные ассоциации.
    Создается яркий, запоминающийся образ. Например, «медиана — это обезьяна, которая лазает по сторонам и разделяет их пополам».
  3. Рифмы.
    Запоминаемый материал подается через небольшое стихотворение, часто забавное или парадоксальное. Основное правило техники безопасности на лабораторных работах по химии старшеклассники обозвали: «Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!»
  4. Фрагментирование.
    Объемный материал разбивается на небольшие группы. Скажем, чтобы запомнить валентность элементов, выделяются три группы: «Хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород» (одновалентные); «Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как ни кинь»; «Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут» (трехвалентные).
  5. Метод мест.
    Объекты из списка для запоминания мысленно «раскладывают» в знакомых местах. Условно, чтобы запомнить продукты, богатые витамином В (говядина, свинина, курица, рыба, молоко, творог, картофель, рис), мысленно представляют, как в комнате на диване сидит поросенок и ест картофель фри, в аквариуме — молоко вместо воды, на столе курица клюет рис и так далее.

Видео:Быстрое развитие памяти. Метод цицерона. МнемотехникаСкачать

Быстрое развитие памяти. Метод цицерона. Мнемотехника

Мнемонические техники для педагогов-предметников

Мнемонические правила есть почти для всех школьных предметов. Вот такие приемы запоминания работают, например, для химии, русского языка и математики.

1. Правила техники безопасности:

  • Химик, запомни, как оду: льют кислоту в воду!
  • Коль не хочешь стать уродом — кислоту вливаем в воду!
  • Лей кислоту поверх воды, а то недолго до беды!

2. Процессы окисления–восстановления, свойства окислителей и восстановителей:

  • Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться.
  • Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.

3. Химические формулы:

Сапоги мои того…
пропускают H2O!
***
Убежал козленок в лес —
выпускал там Н2S!
***
По формуле, как ни смотри,
Они не разнятся никак:
Все тот же кальций-це-о-три
И мел, и известняк.
***
Загорелся, всем на диво,
Фосфор в колбочке красиво —
Получился, надо знать,
Ангидрид Р2О5!

4. Валентность химических элементов:

  • Одновалентные элементы: хлор, бром, фтор, йод, калий, натрий, водород.
  • Кальций, магний, медь и цинк — двухвалентны, как ни кинь.
  • Алюминий да и висмут на трех ниточках повиснут (то есть трехвалентные).

5. Химические реакции:

Говорят, если реакция свершается,
То при этом осадок получается,
Или газ выделяется,
Или цвет изменяется,
Или запах появляется,
Или вещество нагревается,
То есть органами чувств реакция определяется.
***
Сера в воздухе горит,
Выделяет ангидрид.
Ангидрид — пахучий газ,
Слезы капают из глаз.
***
Рождает воду водород,
Ну, а теперь наоборот:
Вода рождает водород,
А заодно и кислород.
***
Не помирятся с рожденья
Основанье с кислотой.
В результате их сраженья
Получилась соль с водой.

6. Индикаторы:

Индикатор лакмус — красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус — синий,
Щелочь здесь — не будь разиней.
Когда ж нейтральная среда,
Он фиолетовый всегда.

7. Органическая химия:

Раз, два, три, четыре, пять — станем атомы считать.
Учим новые слова: мета — раз, а эта — два.
Три — пропан, бутан — четыре, все соседи по квартире.
Вьется атомная лента, номер пятый будет пента,
Шесть — гексан, а семь — гептан. Углероды, по местам!
А в октане, как в октаве, восемь атомов в составе.
Соответственно закону, атом девять значит «нона».
Наконец, как истукан, возвышается декан!

8. Функциональные группы:

Запомним, друг, и я, и ты,
Чем отличаются спирты —
В них углерод и гидроксид,
И каждый спирт легко горит.
***
R — это значит радикал,
Он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный.
Но это разговор отдельный.
***
Приятно пахнут альдегиды,
Но группа C (H)O их выдаст.
Среди карбоновых кислот
Известных «лиц» невпроворот.
***
В кислотах — группы карбоксильные,
Но все кислоты здесь — несильные.
***
В кетонах группа есть CO,
Но это тоже ничего…
Горит прекрасно ацетон,
И растворитель — тоже он.
***
Мы говорим спокойно: жир.
А между прочим, он эфир,
Он из кислот и глицерина.
Такая вот у нас картина…

9. Названия алканов:

Милый — метан,
Этичный — этан,
Практичный — пропан,
Барашек — бутан,
Пасется — пентан,
В Горах — гексан,
Гималаях — гептан.

10. Ряд активности металлов:

Литий, калий, кальций, натрий,
Алюминий, цинк, железо,
Никель, олово, свинец,
Водород — и все, конец.

1. Последовательность падежей:

  • Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку.
  • Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь.

2. Правописание:

  • Уж замуж невтерпеж — наречия на шипящий без Ь.
  • Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!» — слова с Ы после Ц.
  • У подъезда адъютант ждет фельдъегеря — Ъ после приставок.
  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно — слова, где не пишется Т между С и Н.
  • У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — слова, где под ударением путают О и Ё.
  • В окне СТЕКЛЯННОЕ стекло, ДЕРЕВЯННАЯ рама и ОЛОВЯННЫЕ шпингалеты и ручки — прилагательные-исключения с НН в суффиксе.

В трудном слове «рассчитать»
Нужно нам две «С» писать.
А «расчётливый», «расчёт» —
Пишем только корень «-чёт-».
***
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.
***
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов — грядок пять, помидоров — не собрать.
***
Кто в глаголах пишет ЦА, —
Настоящая овца.
***
То, кое, либо, нибудь —
Черточку не забудь.
***
А частицы «же», «бы», «ли»
Ты раздельно запиши.
***
Шоколад, шоссе, крыжовник,
Шов, шофер, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.

3. Спряжение глаголов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

4. Чтобы не путать «одевать» и «надевать»:

Надеть одежду, одеть Надежду.

5. Орфоэпические стишки:

Не говори «катАлог»,
А только «каталОг».
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.
***
Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты.
***
ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
***
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
***
Срубили ель,
Сорвали щавЕль.
***
В огороде баба Фёкла,
У нее на грядке свЁкла!
***
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

1. Правило раскрытия скобок:

Перед скобкой вижу «плюс»,
Ошибиться не боюсь.
Знаки все я оставляю,
Значит, правила я знаю.
«Минус» повстречается,
Будьте осторожны!
Скобки раскрываются,
Знаки заменяются!
На противоположные!

2. Число «пи»:

  • Чтобы нам не ошибаться, надо правильно прочесть — 3, 14, 15, 92 и 6.
  • Это я знаю и помню прекрасно: пи многие знаки мне лишни, напрасны (3.14159265358) — число букв в каждом слове означает цифру.
  • Вот и знаю я число, именуемое «пи». Молодец! — тот же принцип.

3. Дольные приставки:

Жили ТРИ барана:
Милли, Микро, Нано.

4. Буквенные обозначения римских цифр в порядке убывания (M — 1000, D — 500, C — 100, L — 50, X — 10, V — 5, I — 1):

  • Mы Dаем Cоветы Lишь Xорошо Vоспитанным Iндивидам.
  • Мы Dарим Сочные Lимоны, Хватит Vсем Iх.

5. Определения:

  • Биссектриса — злая крыса, которая бегает по углам и делит углы пополам.
  • Медиана — это обезьяна, которая лазает по сторонам и разделяет их пополам.
  • Периметр — длина забора.

6. Теорема Пифагора:

Пифагоровы штаны во все стороны равны,
Чтобы это доказать — нужно снять и показать.

Видео:Магический треугольник запоминанияСкачать

Магический треугольник запоминания

Магический треугольник запоминания.

Практически все техники запоминания основаны на 3 основных вещах:

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Магический треугольник запоминания мнемотехникаЛокация – определение местонахождения чего-нибудь.

Воображениеспособность воображать, фантазировать; выполнять мысленное представление.

Все техники, базирующиеся на этом, позволяют отлично запоминать большое количество различной информации.

Если хотя бы один элемент упущен, то ваше запоминание информации сводится на нет.

Эта техника не относится к зазубриванию и быстрому повторению про себя. Но повторяет естественный процесс запоминания информации, который происходит «на автопилоте» каждый день.

Техники запоминания карт, чисел, имен людей, слов — все основаны на магическом треугольнике запоминания.

Сейчас, на основе этой техники, разработано много методов развития памяти, чему учатся многие люди, и это обучение является очень модным на данный момент. Мы же учителя, 100% обязаны пользоваться тем, что дали нам в помощь наши предшественники. Как говорится: «Умные люди те, кто умеет пользоваться опытом других».

В нашем веке, ценятся профессионалы. Мы должны быть умными профессионалами, чтобы не иметь зарплату чуть больше дворника. Для этого изучим технику пирамиды, конуса и треугольника, воплощая её в свою, особую методику обучения наших учеников.

C чего начать обучение любой темы?

Мы имеем разные виды памяти, и в зависимости от деятельности хранения материала, выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Зависимо от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора, выделяют двигательную, зрительную, слуховую, (осязательную, обонятельную, вкусовую), эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память . Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».

Слуховая память— это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

В процессе запоминания воспроизведения, информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную .

В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение) , осуществляемая благодаря волевым усилиям.

Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание во многих случаях жизни превосходит произвольное. =============================

ВНИМАНИЕ!

На примере предыдущего текста, мы попробуем определить с чего начать, и как лучше научить детей запоминать, разбираться и понимать любую учебнуютему. А также повторим или научимся сами выбирать основное из массы любого материала и подавать его в том виде, в котором его с удовольствием примут дети, а также поймут и без труда запомнят.

1. Прочитав любой материал, надо выбрать основное:

а) с общего текста мы отметили жёлтым цветом то, что посчитали основным с первого раза;

б) далее, с выбранного жёлтого материала, выделили красным ещё более основной текст.

2. Следующим шагом будет сортировка основных пунктов.

Лучше эту сортировку подать в виде таблицы, картинки, презентации, или чего-то ещё, учитывая, что у человека, преобладающимявляется зрительное восприятие.

сортировку, отбор, обобщение

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео:МНЕМОТЕХНИКА: Секреты Памяти и Мозга. Как запомнить всё?Скачать

МНЕМОТЕХНИКА: Секреты Памяти и Мозга. Как запомнить всё?

Магический треугольник запоминания мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

Магический треугольник запоминания мнемотехника

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.

Упражнение 1. Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.

Видео:Мнемотехника: Урок 1. Образ. Мнемотехнический квадрат.Скачать

Мнемотехника: Урок 1. Образ. Мнемотехнический квадрат.

Зачем нужна мнемотехника для детей

До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.

Регулярные занятия мнемотехникой развивают:

  • память и внимательность,
  • речь и словарный запас,
  • фантазию и творческие способности.

Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.
Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».

Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.

Видео:Мнемотехника и мнемоника. Что такое? / Приемы и способы запоминания / Тренировка памятиСкачать

Мнемотехника и мнемоника. Что такое? / Приемы и способы запоминания / Тренировка памяти

Использование мнемотехники: три эффективных приёма

Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти.

Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.

Метод историй

Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

  • не требует предварительной подготовки,
  • тренирует креативность,
  • это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Магический треугольник запоминания мнемотехника

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

  • быстрота запоминания,
  • можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.

Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

Магический треугольник запоминания мнемотехника

Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Преимущества метода Цицерона:

  • можно запоминать большие объёмы информации,
  • запоминание происходит достаточно быстро,
  • при повторении образы надолго остаются в памяти.

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».

💥 Видео

Как научиться запоминать: приёмы мнемотехникиСкачать

Как научиться запоминать: приёмы мнемотехники

Мнемотехника для запоминания названий #палеонтология #наука #мнемо #shortsСкачать

Мнемотехника для запоминания названий #палеонтология #наука #мнемо #shorts

Развитие памяти. Буквенно-цифровой код (БЦК). Мнемотехника и МнемоникаСкачать

Развитие памяти. Буквенно-цифровой код (БЦК). Мнемотехника и Мнемоника

Римская комната или метод Цицерона!Скачать

Римская комната или метод Цицерона!

МНЕМОТЕХНИКИ для начинающих: что нужно для развития памятиСкачать

МНЕМОТЕХНИКИ для начинающих: что нужно для развития памяти

Путь к мнемотехнике | Навык запоминанияСкачать

Путь к мнемотехнике | Навык запоминания

Как работает мнемотехника / Николай ЯгодкинСкачать

Как работает мнемотехника / Николай Ягодкин

Мнемотехника для того, чтобы легко учить стихи.Скачать

Мнемотехника для того, чтобы легко учить стихи.

Зачем нужна мнемотехника? Развитие памяти с Николаем Ягодкиным 12+Скачать

Зачем нужна мнемотехника? Развитие памяти с Николаем Ягодкиным 12+
Поделиться или сохранить к себе: