- Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы «Двенадцать»
- Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А. Блока «Двенадцать».методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
- Вопросы и ответы по поэме Блока «Двенадцать»
- Главные герои и их характеристика:
- История создания поэмы
- Второстепенные герои и их характеристика:
- Символы поэмы «Двенадцать»
- Комментарий к поэме А.А.Блок «Двенадцать»
- Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
- 📸 Видео
Видео:Двенадцать. Александр БлокСкачать
Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы «Двенадцать»
Исследователи отмечали сюжетно-композиционное своеобразие поэмы «Двенадцать». Она состоит из двенадцати глав, отдельных картин, относительно самостоятельных и динамично сменяющих другу друга (на кинематографичность текста указывали многие исследователи). Однако при этом каждая часть произведения, каждый мотив, каждый образ (в их взаимосвязи, борьбе, контрастном сопоставлении) участвуем в развитии главной темы — темы революции как «мирового пожара».
Исследователи отмечали, что заключительная часть поэмы становится своеобразным симфоническим финалом: здесь вновь повторяются сквозные мотивы ветра, вьюги тьмы. Здесь же полностью раскрывается и основная тема ее — в образах «голодного пса», воплощающего старый мир, и Христа, воплощающего будущее, мир новый. Вся композиция произведения носит симфонический характер: замедленное, эпическое вступление, нарастающий динамизм и драматизм, заключительный эмоциональный взлет в финале.
Художественное пространство поэмы выстраивается Виде постепенно расширяющихся концентрических кругов. Первый, самый маленький круг — это история одного из двенадцати, Петрухи, невольно ставшего убийцей возлюбленой.
В основе сюжета — любовный треугольник: Ванька — Катька — Петруха. Однако герои здесь являются просто соперниками — они еще и классовые враги. Целясь в «буржуя» Ваньку, Петруха нечаянно убивает Катьку, она становится невольной жертвой революционной стихии (кульминационная точка поэмы): «А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!» Герой тяжело переживает о событие, воспринимая его как убийство, его мучает совесть. он как будто даже раскаивается в содеянном: «Лишь бедного убийцы Не видать совсем лица…» Он признает, о загубил Катьку «сгоряча», называет себя «бестолковым».
Убийство рождает в душе Петьки тоску, «скуку скушную, смертную». Здесь возникает едва уловимый мотив греха в раскаяния. Однако товарищи не поддерживают его, даже стыдят Петруху, не видя большой беды в случайной смерти уличной девки. И это первое злодейство оборачивается масштабным действом — героя обуревает жажда мести «старому миру», он хочет забыться в грабежах и разбое.
Второй круг поэмы гораздо шире. Это реалистичная картина Петрограда первых дней революции. Неосвещенные улицы, обледенелые тротуары, громадные плакаты, испуганные барыни, старушки, бродяги, проститутки, патрули красногвардейцев, грабежи в домах — таким предстает город, вовлеченный в вихрь революционных событий.
Символическим становится у Блока и пейзаж — в городе свирепствует метель, сбивая с ног прохожих: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете».
Изображение вьюги здесь обретает вселенский масштаб, революция предстает как картина «мирового пожара», космической катастрофы. И это уже третий круг в композиции поэмы Блока. Резкий контраст черного и белого, света и тьмы — это противопоставление нового и старого, добра и зла. Однако постоянный ветер, который «прохожих сносит», подчеркивает неустойчивость, относительность этого противостояния: белое легко переходит в черное.
Точно так же неустойчивы, неопределенны в поэме и категории добра и зла: в обличье добра может таиться зло.
Первая глава поэмы изображает крушение старого мира Ветер «рвет, мнет и носит», сбивает с ног писателя, попа, барыню в каракуле. Одновременно вьюга, метель традиционно вводит в произведение мотив бесовства, хаоса. У Блока же метель — символ революционной стихии.
В связи с этим сопоставлением многие исследователи сравнивали героев Блока (патруль красногвардейцев) с бесами, рассматривая их действия как «бесовские потехи» во время святок.
Образ двенадцати, вынесенный в заглавие поэмы, у поэта символичен. Он соотносится и с количеством глав в поэме, и с годовым циклом (12 месяцев в году, как символ цикличности жизни), и с полночью (12 — зыбкая цифра, переходящая в 0, что тоже символично). Наконец, этот коллективный образ напоминает нам о двенадцати апостолах Христа.
Характерны и имена героев — Петруха и Андрюха, напоминающие нам об апостолах Петре и Андрее Первозванном. Характерна здесь и определенная сюжетная параллель: Андрей Первозванный предсказал приход на Русь христианства — блоковский Андрюха выступает провозвестником новой коммунистической эры; отречению апостола Петра от Христа соответствует нарушение православных заповеден Петрухой.
Однако если евангельский Петр впоследствии возвращается к Христу, то блоковский герой, напротив, окончательно забывает о Боге.
У героев Блока своя собственная вера, которую они насаждают «огнем и мечом». Двенадцать идут «без креста», «без имени святого», в душе у них — «черная злоба», они готовы «полоснуть ножичком», «выпить кровушку», им «ничего не жаль». Враждебным полюсом становится для них и «Святая Русь»: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь».
Символическим здесь становится цвет красного флага, напоминая о пролитой крови. И единичное злодеяние обрекает истинно вселенский масштаб. Это третий круг и композиции поэмы. Как отмечали исследователи, по всей логике развития действия герои Блока движутся к Сатане.
Однако в финале перед ними появляется образ Христа.
Прибивается к ним и «безродный пес». Образ этот также символичен. Пес в данном случае не только символ «старого мира», но и образ, мифологически восходящий к дьяволу, т.е. финальные образы в поэме антитетичны.
Получается, что позади у героев — дьявол, темная, зловещая сила, воплощение хаоса, а впереди — Бог, воплощение гармонии, вечных нравственных ценностей, к чему, по мысли поэта, устремлена Россия. Таким образом, художественное время поэмы — это движение самой истории.
Двенадцать у А.А. Блока идут из прошлого, из старого мира, через драматизм настоящего в будущее.
Видео:О чем поэма "ДВЕНАДЦАТЬ" Александра БЛОКА? | Лит-раСкачать
Отражение эпохи в форме и содержании поэмы А. Блока «Двенадцать».методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Видео:📻А. Блок. Поэма "Двенадцать". Читает С. Юрский.Скачать
Вопросы и ответы по поэме Блока «Двенадцать»
Вопросы по 1-й главе.
Какие цвета доминируют в главе, почему? Какую картину рисует поэт? Закономерно ли её появление в поэме? Почему? Какие образы появляются и каков принцип их изображения? Почему именно таков?
Глава начинается с обозначения полярной цветовой гаммы — чёрно-белой. Чёрный цвет — символ тьмы («чёрный вечер», «чёрная злоба»), белый цвет («белый снег») – символ света. В поэме разворачивается космическая драма столкновения света и тьмы. Автор рисует картину разыгравшейся снежной бури. Это стихия природы, символизирующая революционную бурю космического размаха.
Ветер становится действующим героем. Он «завивает» «белый снежок», «крутит подолы», косит прохожих, рвёт, мнёт, носит» плакат. Ветер охватывает всё пространство поэмы: «Ветер, ветер – на всем Божьем свете!» В разыгравшейся снежной стихии возникают карикатурные образы: старушка, напуганная бурей, длинноволосый писатель, долгополый поп, барыня в каракуле.
Образы даны сатирически («старушка как курица»; «помнишь, как бывало брюхом шёл вперед, и крестом сияло брюхо на народ» и т. д.).
Герои статичны. Это образы старого мира, поэтому в них нет движения. Такое изображение связано с авторской оценкой персонажей.
Вопросы ко 2-й и З-й главам.
Какова обстановка, в которой появляются двенадцать?
Как автор решает их образ? Почему именно так? Какова ритмическая структура глав, какую роль она выполняет? Каково отношение двенадцати к Ваньке и Катьке? Как вы понимает призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»
Двенадцать появляются в снежном кружении метели. Они легко входят в разгулявшуюся стихию. Их образ един. Портретный ряд, сопровождающий героев, — цигарка, картуз, бубновый туз — ассоциируется с анархией. Поэтому и возникает мотив стихийной свободы «без креста». Блок видит, как чёрная злоба вызывает к жизни вседозволенность, разнузданность диких инстинктов. Двенадцать «идут без имени святого», покушаются на святую Русь:
Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в святую Русь — В кондовую. В избяную, В толстозадую!
Двенадцать олицетворяют собой стихию истории. Стихийное начало подчёркнуто и ритмом глав. Первоначальный ритм марша (ямб) меняется на свободный стих, а в 3-й главе звучат частушечные мотивы. Это подчёркивает отсутствие строгого организующего начала у двенадцати. Важен и рассказ о Ваньке и Катьке. Двенадцать завидуют героям, которые развлекаются в кабаке, в то время как красногвардейцы мёрзнут («холодно, товарищи, холодно!»).
Призыв «Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!» напоминает скорее не о внешнем, а о внутреннем враге, заставляющем завидовать Ваньке и Катьке. Частушечные мотивы третьей главы вводят новый цветовой символ — красный: «Мировой пожар в крови». Этот ход автора возвращает читателя к мысли, что схватка тьмы и света приведёт к крови.
Вопросы к 4-6-й главам.
Почему Блок вводит историю с любовным треугольником в сюжет поэмы? Как автор создаёт образы Ваньки, Петрухи и Катьки? Почему он использует именно эти приёмы?
С любовным треугольником в поэму входит стихия любви. Именно стихии природы, истории и любви — предвестники прихода Духа Музыки. Без этой темы разрушилась бы концепция революции Блока.
Образы Ваньки и Катьки создаются через портретные характеристики. Ванька — красавец. Он речист, плечист, крутит чёрный ус. Он напоминает героя лубочных картинок. Автор награждает Ваньку «физиономией дурацкой», так как за внешней красотой — внутренняя пустота. Не случайно описания глаз героя нет. О Катьке также говорится нелестно — «дура». Её дурость связана с наивной доверчивостью, которая не позволила увидеть в Ваньке соблазнителя. Портрет Катьки ярок: «запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом».
Характер Петрухи раскрывается в его воспоминаниях, через внутренний поток сознания. Встреча с Катькой пробудила в Петьке лирические чувства, разбудила дремлющие страсти. Ревность пробуждает в душе жестокость. Демонстративное поведение Ваньки приводит к психологическому срыву. Терпение красногвардейцев лопается, внутренний «неугомонный враг» просыпается, и они решают отомстить Ваньке за предательство.
Однако убитой оказалась Катька. Злоба нашла выход, обагрив снег кровью. Оружие, выданное для защиты общего дела, превратилось в орудие личной мести. Чувство стихийно, оно не подвластно разуму. Автор сочувствует Петрухе, но понимает, что в пожаре общего может сгореть и личное. Стихия чувства должна очистить душу героя. И следующие главы исследуют психологическое состояние героя.
Вопросы к 7-8-й главам.
Какие чувства переполняют душу Петрухи? Как сложная гамма чувств передана в ритмике поэмы? Как реагируют красногвардейцы на поведение Петрухи?
Перед читателем разворачивается душевная драма Петрухи. Вначале герой не понимает, что произошло: «А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова!» Затем в приступе чёрной злобы рождается оценка: «Что, Катька, рада? — Ни гу-гу … Лежи ты, падаль, на снегу!» Связавшись с офицером, юнкерьём и с Ванькой, она нравственно всё больше падала вниз. Отсюда и вывод — «падаль».
Но смерть невинного человека не приносит успокоения. «Неугомонный враг» Петрухи — его совесть – начинает мучить героя. Убийство заставило его заново пережить свою любовь к Катьке, В сознании Петрухи возрождается идеальный облик Катьки, разбудив прежнее высокое чувство:
— Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил … Ночки чёрные, хмельные С этой девкой проводил … — Из-за удали бедовой В огневых её очах, Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча, Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча … ах!
Исповедь героя поэтична. Образ Катьки приобретает высокое звучание. «Огненные очи» придают героине роковую страстность. Петруха и Катька созвучны героям раннего Блока. Красногвардейцам непонятна исповедь Петьки. Они заняты думами об общем: «Потяжелее будет бремя нам, товарищ дорогой».
Петька, желая справиться с муками совести, пускается в буйный разгул: «Запирайте этажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — гуляет нынче голытьба. Это буйство влечёт за собой душевную опустошённость и депрессию: «Ох ты, горе-горькое! Скука скучная, смертная»
Возникает желание мести Ваньке: «Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку … » Весь этот комплекс разных чувств ведёт героя к очищению и душевному просветлению.
Вопросы к 9-й главе.
Каково состояние Петьки в начале главы? Почему появляется образ буржуя после драмы Петрухи? Как это связано с любовным треугольником? Почему возникает образ пса?
Глава начинается с описания тишины. Это тишина в душе Петьки. Наступает отрезвление. Заканчивается духовное очищение героя. Революция для Блока — это циклон очистительной силы, обновляющий душу человека. Появляется образ буржуя: черты Ваньки в нём утрачиваются, зато образ приобретает социальную определённость. А позже сливается с образом пса — символом старого мира. Образ безродного пса развенчивает старый мир.
Вопросы к 10-12-й главам.
Почему опять появляется образ вьюги? Изменился ли облик двенадцати? Как он передан в ритмической структуре глав? Почему возникает образ голодного пса? Почему появляется образ Иисуса Христа?
Разгулявшаяся вьюга возвращает читателя к стихии природы. Твёрже становится поступь двенадцати, что передано в ритмике стиха, напоминающего чёткий шаг: «В очи бьётся красный флаг. Раздаётся мерный шаг». Но идут они «без имени святого», так как готовы убивать: «Трах-тах-тах! — И только эхо откликается в домах … » Движение стихии истории направлено вперёд. Позади остаётся пёс — символ старого мира. Впереди — невидимый Иисус Христос.
Явление Христа напоминает нам о нравственном очищении Петрухи, служит олицетворённым символом всеобщего обновления жизни, прихода Духа Музыки. Для Блока революция — это явление не столько социальное, сколько нравственно-психологическое, связанное с духовной жизнью человека.
Почему поэма имеет такое название? Как оно отразилось в композиции произведения?
Двенадцать красноармейцев вызывают разные ассоциации. Двенадцать апостолов несли в мир учение Христа. Двенадцать разбойников — герои «Легенды О двух великих грешниках» (поэма Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В ней повествуется о правоте народного мщения: Бог снимает с Кудеяра грех невинной крови не только за убийство ещё более грешного, но за искреннее покаяние и муки проснувшейся совести.
Замысел поэмы отразился и в композиции: в «Двенадцати» — 12 глав. Единство формы и содержания делает поэму целостным поэтическим полотном, в котором отражён отклик души поэта на стихию революции.
Видео:Измена в отношениях. Как любовный треугольник превращается в бермудский? Анна БогинскаяСкачать
Главные герои и их характеристика:
- Петруха – член отряда, который еще не утратил чувства жалости, и печалится об убитой им Катьке, ведь он ее когда-то любил. Совесть тоже в нем умерла не до конца, но товарищи помогают заглушить ее угрызения.
- Ванька – бывший красноармеец и в прошлом товарищ бойцов из отряда 12. Он отказался от идеи вести дело революции ради денег и стал жандармом. Его осуждали бывшие товарищи.
- Катька – девушка легкого поведения, которая была когда-то возлюбленной Петьки. Она выбрала «простой путь», чтобы красиво жить. Начала встречаться с жандармом Ванькой. Убита Петькой во время патрулирования.
- Отряд из двенадцати – отряд красной гвардии, которые в прошлом были каторжниками. В поэме участники обезличены, показаны лишь как одна слепая яростная сила. Они безжалостны, жаждут мести и легко могут убивать без угрызений совести.
Видео:Александр Блок. Двенадцать. Читает Борис Хмельницкий (1977)Скачать
История создания поэмы
Поэма Александра Блока была написана им примерно через год после того, как в феврале в России свершилась революция, и примерно через два месяца после того, как состоялась революция в октябре. Примерным годом ее создания называют 1918 год и относят к январю.
Как вспоминал сам поэт, поэма получилась у него совершенно случайно, на едином духе, когда он находился в тяжелых условиях существования. Тогда известный и ранее преуспевающий город Петроград находился в ожидании революции: всё в нем застыло и холод принизывал всё существование. Люди боялись и ждали чего-то. Среди них находился и поэт, который мечтал о тепле и о том, чтобы уже что-то произошло, и наконец-то наступила ясность. В это время, как утверждал сам Блок, он находился в каком бессознательном или полусознательном подъеме, который был больше похож на лихорадку.
Свою поэму Александр Александрович написал за несколько дней и затем уже понял, что ее стоит немного переработать. Поэтому еще месяц он пытается в ней что-то исправить и изменить. Перед тем как дать произведению путёвку в жизнь, поэт не раз сам оценивал её, и однажды написал в своей записной книжки вот так:
«Сегодня я – гений».
Трудно понять поэму, если не знать о том, что до этого поэт был на фронте, где провел целых два года. Но и это было не главное, а то, что в его городе царила разруху, немецкие войска наступали, пришли жёсткие холода, а на улицах города начался разбой. Лишения и тревоги одолевали Блока.
По воспоминаниям современников, строки в тексте писались не в том порядке, как они выложены в результате. Было к каждой строке написано много вариантов, из которых Александр выбирал.
Впервые поэму опубликовали 3 марта 1918, в газете партии левых эсеров «Знамя труда».
Видео:Почему в поэме «Двенадцать» появляется Христос?Скачать
Второстепенные герои и их характеристика:
- Старушка – ее образ показан только в первой главе произведения. Она видит большой лоскут ткани с надписью «вся власть учредительному собранию». Ей эти слова ни о чем не говорят, зато она прекрасно видит ужасную реальность. Она считает, что лучше бы из той ткани, которую пустили на транспаранты, сшили парням портянки.
- Буржуй – человек на перекрестке, который прячется в воротнике пальто. За ним идет уличный голодный пес. Его имение разграбили, он остался в одиночестве и не понимает, как жить дальше и что теперь делать.
Видео:А.А. Блок. Поэма «Двенадцать». Видеоурок 12. Литература 11 классСкачать
Символы поэмы «Двенадцать»
Всем известно, что у Ииссуса Христа было двенадцать апостолов, и автор неслучайно берёт именно это количество красноармейцев. Он будто проводит незримую параллель между апостолами, которым была дана сила и власть над различной нечистью, возможностью изгонять её, а также врачевать и снимать всякую немощь и революционерами, которые призваны очищать общество от неблагонадёжных буржуев.
Можно выделить самые яркие символы:
★ Образ Христа. ★ Двенадцать красноармейцев. ★ Толстозадая Русь. ★ Пес. ★ Ветер.
При помощи символов поэт показывает город, который становится враждебным, который пытается противостоять грядущим событиям: ветер, срывающий огромнейшие плакаты, кругом снег и гололед, грабежи и стрельба на улицах. Все эти картины реальные, но вот тут и появляется странный образ Христа. Некоторые критики решили, что поэт создал карикатуру на большевиков, которые вели себя как разбойники. Но если они уголовники и разбойники, то тогда при чем же здесь образ Христа? Русь у поэта избяная и толстозадая. И это тоже символ того, какие изменения произошли в стране, что привело к тому, когда «рвань и голь» стали править страной.
По своей композиции блоковская поэма представляет собой набор частушек и стишков, которые по своему содержанию трагичны, но среди них есть и плясовые. Этим поэт показывает народность поэмы, ее простоту и приближенность к простым бедным людям. Поэтому и читать ее так непросто.
Зачем автор показал пса? Пес – это символ старого мира, озлобленный и голодный. Блок показывает, что буржуазный мир развалился и теперь стоит, как пес на перекрестке, на распутье, пытаясь понять, куда же нужно идти дальше.
Что касается Христа, его поэт изобразил странно: в руках он держит красный флаг, а на голове у него небольшой венчик, примечателен тем, что из белых роз. Такой образ можно по-разному трактовать, что и делали современники Блока.
Видео:Поэма А.А. Блок "Двенадцать" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать ОнлайнСкачать
Комментарий к поэме А.А.Блок «Двенадцать»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Видео:А Блок читает поэму ДвенадцатьСкачать
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66 г. Владивостока»
Александра Александровича Блока
Руководитель: Егорова Г.М.
учитель русского языка и литературы
Варицкая Злата, Ермоленко Лидия,
Зверева Екатерина, Терещенко Диана – ученицы 11 «А» класса
Название проекта: анализ поэмы «Двенадцать» Александра Александровича Блока.
Цели проекта: раскрыть смысл символических образов, понять точку зрения А.А. Блока с помощью поэмы «Двенадцать».
Авторы проекта: Варицкая Злата, Ермоленко Лидия, Зверева Екатерина, Терещенко Диана – ученицы 11 «А» класса МБОУ СОШ №66 г. Владивостока.
Научный руководитель: Егорова Галина Михайловна – учитель русского языка и литературы, учитель 1 категории.
Консультант: Максимова Галина Викторовна – учитель русского языка и литературы, учитель 1 категории.
Тип проекта: исследовательский.
По предметно-содержательной области: культурологический (литературный).
По количеству участников: групповой.
По времени проведения: непродолжительный.
По характеру контактов: в рамках класса.
Форма представления проекта: реферат (комментарий на уроках).
Источники информации: учебники, исследования жизни и творчества А. Блока, интернет ресурсы.
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
Под снежком — ледок.
Скользит — ах, бедняжка!
От здания к зданию
На канате — плакат:
«Вся власть Учредительному Собранию!»
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий — раздет, разут…
Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
— Ох, большевики загонят в гроб!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А это кто?— Длинные волосы
И говорит в полголоса:
Должно быть, писатель —
А вон и долгополый —
Сторонкой и за сугроб…
Что нынче не веселый,
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
— Уж мы плакали, плакали…
И — бац — растянулась!
Рвет, мнет и носит
«Вся власть Учредительному Собранию!»
И слова доносит:
…И у нас было собрание…
…Вот в этом здании…
На время — десять, на ночь — двадцать пять…
…И меньше ни с кого не брать…
Да свищет ветер…
Черное, черное небо.
Злоба, грустная злоба
Черная злоба, святая злоба…
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни
Кругом — огни, огни, огни…
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину надо бубновый туз!
Эх, эх, без креста!
Холодно, товарищи, холодно!
— А Ванька с Катькой в кабаке…
— У ей керенки есть в чулке!
— Ванюшка сам теперь богат…
— Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
Эх, эх, без креста!
Катька с Ванькой занята —
Кругом — огни, огни, огни…
Оплечь — ружейные ремни…
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнём-ка пулей в Святую Русь —
Эх, эх, без креста!
Как пошли наши ребята
В Красной Армии служить —
В Красной Армии служить —
Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое,
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Снег крутит, лихач кричит,
Ванька с Катькою летит —
Н в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Вот так Ванька — он плечист!
Вот так Ванька — он речист!
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!
Больно ножки хороши!
В кружевном белье ходила —
С офицерами блудила —
Сердце ёкнуло в груди!
Помнишь, Катя, офицера —
Не ушел он от ножа…
Аль не вспомнила, холера?
Али память не свежа?
Спать с собою положи!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала.
С юнкерьем гулять ходила —
С солдатьем теперь пошла?
Будет легче для души!
… Опять навстречу несётся вскач,
Летит, вопит, орет лихач…
Стой, стой! Андрюха, помогай!
Петруха, сзаду забегай.
Вскрутился к небу снежный прах.
Лихач — и с Ванькой — наутёк…
Ещё разок! Взводи курок.
Трах-тарарах! Ты будешь знать,
Как с девочкой чужой гулять.
Утек, подлец! Ужо, постой,
Расправлюсь завтра я с тобой!
А Катька где?— Мертва, мертва!
Что, Катька, рада?— Ни гу-гу…
Лежи ты, падаль, на снегу!
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
И опять идут двенадцать,
За плечами — ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…
Всё быстрее и быстрее
Замотал платок на шее —
Не оправится никак…
— Что, товарищ, ты не весел?
— Что, дружок, оторопел?
— Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?
— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…
— Из-за удали бедовой
В огневых её очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!
— Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба, что ль?
— Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха замедляет
Он головку вскидавает,
Он опять повеселел…
Позабавиться не грех!
Нынче будут грабежи!
Гуляет нынче голытьба!
Ох ты горе-горькое!
Ты лети, буржуй, воробышком!
Упокойся, господи, душу рабы твоея…
Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!
Стоит буржуй на перекрестке
И в воротник упрятал нос.
А рядом жмется шерстью жесткой
Поджавший хвост паршивый пес.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
— Ох, пурга какая, спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво —
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
— Шаг держи революционный!
Близок враг неугомонный!
Вперед, вперед, вперед,
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Их винтовочки стальные
На незримого врага…
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга…
Да в сугробы пуховые —
Не утянешь сапога…
И вьюга пылит им в очи
… Вдаль идут державным шагом…
— Кто ещё там? Выходи!
Это — ветер с красным флагом
Впереди — сугроб холодный.
— Кто в сугробе — выходи!
Только нищий пёс голодный
— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пёс паршивый,
… Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстаёт —
Пёс холодный — пёс безродный…
— Эй, откликнись, кто идет?
— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!
— Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
— Всё равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
— Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Трах-тах-тах!— И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…
… Так идут державным шагом —
Позади — голодный пёс.
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
История создания поэмы «Двенадцать»
Поэма была написана А. Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после Октябрьского переворота.
Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Необходимо очень хорошо представлять себе, в какой обстановке создавалось это произведение, совершенно необходимое и для Блока, и для всей русской поэзии. Всего два месяца после большевистского переворота, меньше года – после всеобщей эйфории демократической Февральской революции… Резкий душевный подъём и вместе с тем – усталость после двух лет, проведённых на фронте, пронизывающий зимний холод и начинающаяся разруха, расправы и разбой на улицах столицы, и тревога перед наступающими на Петроград немецкими войсками.
Блок рассказывал, что начал писать «двенадцать» с середины, со слов: « Уж я ножичком полосну, полосну!», затем перешёл к началу и единым духом написал первые восемь песен поэмы. Числовая символика тоже возникла с самого начала. О том, что красногвардейские патрули на самом деле состояли из 12 человек, говорят и документы, и мемуары (в частности, книга Джона Рида). В черновике поэмы есть пометка Блока: « Двенадцать (человек и стихотворений)».
3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете эсеров «Знамя труда», а в мае впервые вышла отдельной книгой. Вот что писал о тонком внутреннем настрое Блока Юрий Анненков, первый иллюстратор поэмы «Двенадцать», весьма тесно общавшийся с поэтом именно в этот год: « В 1917 – 18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души», Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. «Ураган, неизменный спутник переворотов». И снова, и всегда – Музыка. «Музыка» с большой буквы. «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра», — говорил Блок ещё в 1919 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В 1918-м, повторив, что «дух есть музыка», Блок говорил, что «революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать», и заверял интеллигенцию: «Всем телом, всем сознанием – слушайте революцию». Эта фраза была ровесницей поэмы «Двенадцать».
История поэмы «Двенадцать» сопровождалась грандиозными событиями, которые вскорости сошли на нет. После шумов революции для Блока наступила зловещая тишина. Он практически не писал стихотворений, многие его замыслы так и остались невоплощёнными. Поговаривают, что перед смертью в бреду он желал, дабы было предано огню его главное творение – поэма «Двенадцать». История создания и восторг Блока по поводу работы над произведением несколько противоречит этому факту. Ровно как и свидетельства очевидцев отхода поэта в мир лучший.
Сюжет поэмы «Двенадцать»
«Двенадцать» — эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп.
Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждение, обоснование поступков «двенадцати».
Начинается поэма с описания городской панорамы, с символического пейзажа, как будто нарисованного чёрной и белой красками:
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
Блок воспринимал революцию как стихию, которая бушует, невзирая на людей; выжить в ней могут только сильные. Поэту свойственен вселенский масштаб видения: беззащитная фигура человека, потерявшегося в вихре вьюги. Контрастные цвета символизируют старый и новый миры, трагическую смену эпох, исчезновение в метели всего старого мира вместе с его жителями: старушкой, поэтом-декадентом, буржуем, священником, девицами из публичного дома. Их голоса доносятся как будто из «метели». В поэме холодный ветер, вьюга, метель выметают весь сор старого, очищая мир для нового, неизвестного.
Образ двенадцати красногвардейцев появляется во второй главе. Они шагают в метели, и само их движение вперёд означает грядущие перемены. Символические образы перекрёстка, буржуя на перекрёстке, «паршивого пса» означают Россию на перепутье, растерявшегося человека, пытающегося спрятаться от пугающих перемен. Поэт пытается разобраться, что несёт с собой революция: обновление или мрак и жестокость.
Один из ключевых моментов поэмы – это убийство Катьки. Автор видит в новой действительности разгул тёмных сил. Красногвардейцы и Петруха показаны людьми из низов с уральским разбойным началом, недаром упоминается «бубновый туз» — знак каторжника. Изображая красногвардейцев, Блок использует сочетание высокого стиля с низкой, грубой лексикой.
Петька убивает изменившую ему Катьку и страдает от этого. Но личные переживания героя неуместны во дни великих перемен. Товарищи увещевают Петьку:
— Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Петруха преодолевает «ненужные» чувства и вместе со всеми идёт, печатая шаг. Они «ко всему готовы, ничего не жаль», они «идут без имени святого». Но вдруг впереди отряда красногвардейцев появляется «в белом венчике из роз» Исус Христос.
В руках у него красный флаг, который в финале поэмы становится кровавым. Блок понимал, что путь к новой жизни не обойдётся без кровопролития. Но поэт не мог объяснить, откуда в его поэме взялся этот образ. Христос «за вьюгой невидим», он впереди того времени, когда произошла революция. Блок верил, что Христос несёт «святое знамя», а революционеры испытывают ко всему миру «святую злобу». В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.
Блок сказал, что «Двенадцать» останутся лучшим из всего, что он написал, потому что, создавая их, он всецело жил современностью. Никогда ещё душа поэта не была столь восприимчива к бурям и грозам истории. Говоря блоковскими же словами, «Двенадцать» сосредоточили в себе всю силу электричества, которым был перенасыщен воздух Октября.
Живя современностью, поэт с величайшей свободой и неслыханной смелостью создал самое современное и совершенно оригинальное произведение. Ничего подобного в русской поэзии не было.
Комментарий к поэме
В «Двенадцати» — в символике поэмы, в её образности, композиции, ритмике, языке, во всей художественной структуре – воплощено во всей полноте и цельности блоковское восприятие и понимание Октябрьской революции.
В поэме последовательно применён художественный приём, основанный на эффекте контраста. Благодаря такому нерасторжимому единству двух пересекающихся планов сохраняется целостность поэмы.
1 глава. Автор в сюжете поэмы использует контраст:
«Вечер», «снег», «ветер» — это символы, выражающие противоборство стихий. «Чёрный», «белый». Господствуют две краски, нет полутонов. Контрастное сопоставление красок – определяет всю структуру поэмы. Через цвет определяется чувство поэта.
На ногах не стоит человек.
На всем божьем свете!
Всё сметает на своём пути «ветер». Мировая буря бушует во вселенной. Противоборствуют два мира – старый ( «чёрный» цвет ) и новый ( «белый» цвет ) . Мир сытых поэт ненавидел, этот мир побеждён. Старый мир дан многолико: он изображён сатирически.
Представителями его являются следующие герои: «старушка, как курица», «буржуй на перекрёстке», «писатель-вития», «товарищ поп», «барыня в каракуле».
И слова доносит:
… И у нас было собрание…
… Вот в этом здании…
На время – десять, на ночь – двадцать пять…
… И меньше – ни с кого не брать…
Слышится разноголосый гул: герои поэмы – разные люди. Плакат «Вся власть Учредительному Собранию». Символы, используемые в поэме, должны отвлекать внимание людей от ключевых событий непроявленного правительства пустыми заявлениями и пафосными собраниями.
Глава 2. Во второй главе появляется главный символ революции:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Сказано бодро, энергично, «гуляет ветер, порхает снег», и этим двенадцати вьюга не страшна, не опасна. Они в ней как в родной стихии – и не скользят и не падают, а только идут вперёд к своей цели.
«Двенадцать» — это рабочий класс, простой народ, они – герои нового времени и защитники революции. 12 – защитники «нового мира». По воспоминаниям современников Блока, каждый из дозора состоял из 12 человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
«Огни» — уничтожающая сила, сила революции.
В зубах – цыгарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
«Бубновый туз» — метафора, страшный знак каторжанина.
Эх, эх, без креста!
Такими красногвардейцы представлялись напуганным мещанам. Блок даёт собирательный , коллективный образ. В первый миг свободы люди проявляют худшие свои качества: они нередко являются разрушителями, совершают аморальные поступки.
Но в этой же главе появляются ещё несколько характерных для революции героев:
— А Ванька с Катькой – в кабаке…
— У ей керенки есть в чулке!
«Керенки» — бумажные деньги, выпущенные Временным правительством (1917 год, Россия)
— Ванюшка сам теперь богат…
— Был Ванька наш, а стал солдат!
— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
Блок не поэтизирует своих героев, а показывает их такими, какие они есть. Поэту чуждо буржуйство героя, Ванюшка изменил революции.
Эх, эх, без креста!
Охватывает пьянящее чувство вседозволенности. Этот путь ведёт в тупик. Нарушение всех нравственных норм: отказ от обязательств, законов, ответственности.
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь-
Глава 3. В третьей главе видна очистительная сила революции, которая сметает всё на своём пути:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Перед революцией стояла одна главная задача – раздуть пожар.
Глава 4. В четвёртой главе происходит зарождение центрального конфликта поэмы: любовный треугольник: Катька – Ванька – Петруха. Автор поэмы издевается над своим героем, который изменил революции:
Он в шинелишке солдатской
С физиономией дурацкой
Крутит, крутит черный ус,
Вот так Ванька – он плечист!
Вот так Ванька – он речист!
«Катька» — воплощение жизненного начала, в поэму героиня врывается, как цветовой контраст:
Зубки блещут жемчугом…
Ах ты, Катя, моя Катя,
Катя – воплощение не только жизненного, но и страстного начала. Она поражает читателя своей правдой. Это сама действительность.
Главы 5,6. Далее, в пятой и шестой главах, следует разрешение противоречий в отношениях между этими героями, а также смысловой «узел» композиции поэмы: убийство Кати, которая и играет одну из ключевых ролей в поэме. Закрадывается подозрение, что речь в поэме идёт не сколько о «простой русской женщине» и обретении ею «такого вот конца». По отношению к Катьке Блок употребляет эпитет «толстоморденькая», по отношению к Руси – «толстозаденькая». Эти тропы, безусловно, связаны между собой, хотя бы потому, что они однокоренные. Так же и образы, ими характеризуемые, связаны. Подтверждение этому можно найти во взаимосвязи поэмы с историей.
Обращаясь к истории, мы заметим, что ярким примером воплощения в жизнь образа Катьки из поэмы является одна из знаменитейших правительниц России – Екатерина 11. Эта женщина прославилась огромным количеством фаворитов и большим вкладом в укрепление крепостного права. Императрица особо не церемонилась в выборе мужчин и на сословия временами предпочитала не смотреть, так и героиня из поэмы:
С офицерами блудила –
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?
Будет легче для души!
Императрицу можно рассматривать как символ русской государственности, и тогда поведение блоковской Кати можно рассматривать, как иносказательное описание внешней политики страны. Если применять трактовку образа Катьки как олицетворение государственной системы, то и строки:
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала…
можно пояснить как описание состояния этой системы. Ни «гетры», ни «шоколад Миньон» продукцией русской промышленности не являются. В начале XX века, как и сейчас, большинство товаров для пользования обеспеченным меньшинством импортировались из-за рубежа. То есть государственная экономика была не состоятельна, так как не могла обеспечить всех своих граждан отечественной продукцией. Но и более того государственная непритязательность в выборе мировых союзников (как у блоковской Катьки в выборе партнёров) обусловлена именно тем, что экономика России и благополучие её граждан зависело от благоволения союзников экспортировать свои товары. Императрицу можно рассматривать как символ русской государственности, против которой и встали двенадцать патрульных, ведомые Христом.
Убийством Катьки Блок показывает безнаказанность и всевластие слепой революционной воли. Такая трактовка убийства Катьки объясняется духовной работой Блока в связи с событиями революции, его мироощущением в начале 1918 года. Убийство Катьки в образной ткани поэмы выходит за рамки отношений люмпена и проститутки и становится символом, обозначающим безумие и бессмысленность нового мира. Не будь убийства Катьки, будь в поэме лишь обрывки, клочья картины заснеженного города (предвосхищающие бессюжетные зарисовки «новой» литературы), по которому идёт отряд. Блоку удалось показать бы только форму, внешнюю сторону революции. Блок, несмотря на то, что изображает реальность в новых, более адекватных для этой реальности формах (обрывочность, контрастность, специфика лексических средств) проникает в суть революции и показывает её главное противоречие, о котором будут говорить многие писатели 1920-х годов, — противостояние высокого идеала и грязных средств его движения.
Несмотря на тяжкое преступление, которое совершил Петруха, для Блока, наследника гуманизма русской литературы X 1 X века, «бедный убийца» Петька – страдающий, любящий человек, а не дикий зверь, разбойник. С возмущением поэт пишет: «…Лучшие люди говорят: «Мы разочаровались в своём народе»; лучшие люди ехидничают, надсмеваются, злобствуют, не видят вокруг ничего, кроме хамства и зверства (а человек – тут, рядом)..»
Но – и это ещё более важно – и Петруха и красногвардейцы для Блока – первого поэта советской эпохи – не просто страдающие «бедные» люди, но мятежные борцы, революционные герои, бесстрашно и жертвенно идущие на битву за новую жизнь. И непосредственно после грубейших слов, обращённых Петрухой к мёртвой Кате: «Лежи ты, падаль на снегу. » — звучит как напоминание-призыв к действию чеканный лозунг: «Революцьонный держите шаг!»
Глава 7. Ванька теперь убийца, но не простой, а «бедный». Обычное явление, которое происходит в период стихий. Самое страшное преступление заключается в том, что человек не научился сдерживать себя.
В главе седьмой отражается горчайшее и высочайшее прощание. Воспоминание Петрухи о Катьке живо, трепетно; его слова – одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще:
— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Петрухе страшно от содеянного. Он любил её, в этом и заключается трагедия. Эгоизм Петрухи является его же наказанием.
Позабавиться не грех!
Нынче будут грабежи!
Гуляет нынче голытьба!
Всё смешалось в душах 12. Они являются олицетворением народных масс: им всё дозволено. Самое страшное преступление «страшного мира» в том, что он не научил реализовывать человека свои силы по-другому.
Глава 8. Выжженное пространство. Отъединённость ото всех. Надо привыкнуть к своей богооставленности.
Выходят те, для кого нет ничего святого. Петербург погребён под слоем семечек:
Лицо пренебрежительно-хамское у солдата. Нелогично и вполне иррационально. Молитва произносится вполне механически:
Упокой, господи, душу рабы твоея…
По Блоку, заслуга «нового» мира в том будет, что он поможет человеку по-другому проявить себя, чем Петруха.
Глава 9. Ничего нет. Безначалие и унылость. Без вина были пьяны, когда поменялось время, люди и отношение к государству:
Над невской башней тишина,
И больше нет городового –
Гуляй, ребята до утра!
Блок воспевает новый мир:
Стоит буржуй, как пёс голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пёс безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
«Паршивый пёс», «голодный пёс» — это олицетворение прошлого, уходящего.
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
-Ох, пурга какая, спасе!
— Петька! Эй, не завирайся!
От чего тебя упас
Бессознательный ты, право,
Рассуди, подумай здраво –
Али руки не в крови
Из-за Катькиной любви?
Оказывается, они шли на это сознательно. Катька – средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, — единомышленники.
Всякое слепое подчинение есть несвобода, проявление дикости, жестокости и мести. Для Блока «двенадцать» — это люди, борющиеся за «светлое будущее».
Глава 11. Личное отступает перед общественным. 12 – жертвы старого мира, но в то же время его враги.
… И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
«Красный флаг» — символ будущего. В финале главы говорится о противоборстве стихии и людей.
И вьюга пылит им в очи
Глава 12. Возврата прошлого нет, но старый мир не хочет отступать:
Только нищий пес голодный
«Пёс» — собирательный образ прошлого. Символами старого мира являются вьюга, тень.
В финале поэмы дан собирательный образ нравственного начала.
… Так идут державным шагом,
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди — Исус Христос.
Некоторые считают, что Исус Христос – образ Человека, лишённого эгоистических начал, бескорыстного. (См. написание имени героя). Другие предполагают, что имя использовано для рифмы: «пес, роз, Христос». Сам Блок говорил: «Я иногда сам глубоко ненавижу этот женственный призрак». Следует помнить, что «белый венчик из роз» символизирует знак смерти.
Финальная строфа содержит множество противоречий, например:
Впереди — с кровавым флагом
В белом венчике из роз…
Сам Блок утверждал: «Я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами».
Многие считают, что Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока. В финале поэмы всё укрупнено, имеет откровенно условный характер. Это и слитный образ «двенадцати», и возникающие вновь образы буржуа и голодного пса, и венчающий поэму образ Христа. Здесь нет имён, все реплики состоят из самых общих слов или риторических вопросов.
Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую « трилогию», но связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла своё выражение в поэме. Всё её действие развёртывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни.
Поэма «Двенадцать» — действительно гениальное творение, потому что Блок, вопреки своему замыслу воспеть Великий Октябрь и благословить его от имени Иисуса Христа; сумел показать и ужас, и жестокость, и нелепость всего творящегося на его глазах в январе 1918 года, спустя два с небольшим месяца после рокового залпа «Авроры».
Всё в поэме кажется необыкновенным: мировое переплетено с будничным; революция с гротеском; гимн с частушкой; «вульгарный» сюжет, взятый словно из хроники газетных происшествий, завершается величественным апофеозом; неслыханная «грубость» словаря входит в сложное соотношение с тончайшими словесно-музыкальными построениями.
Поэма насыщена символическими образами. Это и образы «вечера», «ветра», «снега» , символизирующие революционные перемены в России, которые никому не дано ни удержать, ни остановить; и обобщённый образ старого, уходящего, отжившего мира; и образы красногвардейцев – защитников новой жизни; и образ Христа как символ нового мира, несущего человечеству нравственное очищение, вековые идеалы гуманизма, как символ справедливости, находящей своё высшее выражение в революционных чаяниях и деяниях народа, как символ святости дела революции. Символично у Блока даже использование цвета, музыкального ритма.
Все символы поэмы имеют своё непосредственное значение, но вместе они не только создают полную картину послереволюционных дней, но и помогают понять чувства автора, его ощущение современной ему действительности, его отношение к происходящему. Ведь поэма «Двенадцать» — при всей трагичности её сюжета – пронизана несокрушимой верой в великое и прекрасное будущее России, которая «заразила своим здоровьем всё человечество» (как говорил сам поэт), верой в огромные, неизмеримые силы её народа, которые были скованны, зажаты в «узел бесполезный», а теперь поразили весь мир своим размахом и несокрушимой творческой мощью.
Поэма поразительна такою внутренней широтой, словно вся разгневанно бушующая, только что порвавшая вековые путы, омытая кровью Россия вместилась на её страницах – со своими стремлениями, раздумьями, героическими порывами в неоглядную даль, и Россия – буря, Россия – революция, Россия – новая надежда всего человечества – вот тот главный символический образ Блока, величие которого придаёт такое огромное значение его Октябрьской поэме.
📸 Видео
Александр Блок. Поэма «12» (читает Станислав Песцов)Скачать
Любовный треугольник. Как покончить с этим?! Психолог Алиса СлудковскаяСкачать
ВЕРА БУНИНА: ИСТОРИЯ СКАНДАЛЬНОГО ЛЮБОВНОГО СОЮЗА 20 ВЕКА.Скачать
Смысл финала поэмы А.А. Блока "Двенадцать" | Литература ЕГЭ с Лилией БулгаринойСкачать
На Любовь, От любовного треугольника, От порчи разрушения личной жизни, от негатива в отношениях.Скачать
Выход из любовного треугольникаСкачать
Александр Блок. ДвенадцатьСкачать
А.А. Блок «Двенадцать» (содержательный анализ) | Лекция №114Скачать
ОТНОШЕНИЯ С ЖЕНАТЫМ МУЖЧИНОЙ / ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИКСкачать
Причины любовного треугольникаСкачать
Цена любовного треугольника | Ярослав СамойловСкачать