Наиболее простым и наглядным методом решения задачи линейного программирования (ЗЛП) является графический метод. Он основан на геометрической интерпретации задачи линейного программирования и применяется при решении ЗЛП с двумя неизвестными:
Будем рассматривать решение этой задачи на плоскости. Каждое неравенство системы функциональных ограничений геометрически определяет полуплоскость с граничной прямой апх, + + aj2х2 = bn i = 1, т. Условия неотрицательности определяют полуплоскости с граничными прямыми х <= 0, х2 = 0 соответственно. Если система совместна, то полуплоскости, пересекаясь, образуют общую часть, которая является выпуклым множеством и представляет собой совокупность точек; координаты каждой из этих точек являются решением данной системы. Совокупность этих точек называют многоугольником решений. Он может быть точкой, отрезком, лучом, ограниченным и неограниченным многоугольником.
Геометрически ЗЛП представляет собой отыскание такой угловой точки многоугольника решений, координаты которой доставляют максимальное (минимальное) значение линейной целевой функции, причем допустимыми решениями являются все точки многоугольника решений.
Линейное уравнение описывает множество точек, лежащих на одной прямой. Линейное неравенство описывает некоторую область на плоскости.
Определим, какую часть плоскости описывает неравенство 2х <+ Зх2 0, j = 1, п). Координаты любой точки, принадлежащей области определения, являются допустимым решением задачи.
Для нахождения экстремального значения целевой функции при графическом решении ЗЛП используют вектор-градиент, координаты которого являются частными производными целевой функции:
Этот вектор показывает направление наискорейшего изменения целевой функции. Прямая c[xl + с2х2 = f(x0), перпендикулярная вектору-градиенту, является линией уровня целевой функции (рис. 2.2.2). В любой точке линии уровня целевая функция принимает одно и то же значение. Приравняем целевую функцию постоянной величине а. Меняя значение а, получим семейство параллельных прямых, каждая из которых является линией уровня целевой функции.
Рис. 2.2.2. Вектор-градиент и линии уровня
Важное свойство линии уровня линейной функции состоит в том, что при параллельном смещении линии в одну сторону уровень только возрастает, а при смещении в д р у г у ю сторону — только убывает.
Графический метод решения ЗЛП состоит из четырех этапов:
- 1. Строится область допустимых решений (ОДР) ЗЛП.
- 2. Строится вектор-градиент целевой функции (ЦФ) с началом в точке х0 (0; 0): V = (с,, с2).
- 3. Линия уровня CjXj + с2х2 = а (а — постоянная величина) — прямая, перпендикулярная вектору-градиенту V, — передвигается в направлении вектора-градиента в случае максимизации целевой функции f(xv х2) до тех пор, пока не покинет пределов ОДР. При минимизации /(*,, х2) линия уровня перемещается в направлении, противоположном вектору-градиенту. Крайняя точка (или точки) ОДР при этом движении и является точкой максимума (минимума) f(xpjc2).
Если прямая, соответствующая линии уровня, при своем движении не покидает ОДР, то минимума (максимума) функции f(xр х2) не существует.
Если линия уровня целевой функции параллельна функциональному ограничению задачи, на котором достигается оптимальное значение ЦФ, то оптимальное значение ЦФ будет достигаться в любой точке этого ограничения, лежащей между двумя оптимальными угловыми точками, и, соответственно, любая из этих точек является оптимальным решением ЗЛП.
4. Определяются координаты точки максимума (минимума). Для этого достаточно решить систему уравнений прямых, дающих в пересечении точку максимума (минимума). Значение f(x<, х2), найденное в полученной точке, является максимальным (минимальным) значением целевой функции.
Возможные ситуации графического решения ЗЛП представлены в табл. 2.2.1.
Видео:Графический метод решения задач линейного программирования | Высшая математика TutorOnlineСкачать
Лекции по исследованию операций, учебное пособие (стр. 2 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
,
То есть решение Х* также является оптимальным.
Теорема 1 указывает принцип решения задач ЛП: вместо исследования бесконечного множества допустимых решений необходимо исследовать конечное число угловых точек.
1.3. Графический метод решения задачи ЛП с двумя переменными
Дана задача ЛП с двумя переменными
Графический метод решения основан на возможности графического изображения ОДР задачи и нахождения в ней оптимального решения.
1. Строят ОДР задачи как пересечение областей решений каждого из заданных ограничений. ОДР может быть выпуклый многоугольник; выпуклая многоугольная неограниченная область; пустая область; луч; отрезок; единственная точка. Если ОДР является пустым множеством, задача не имеет решения виду несовместности системы ограничений.
2. Если ОДР непусто, определяют направление возрастания целевой функции Z(X).
При произвольном фиксированном значении уравнение определяет на плоскости прямую, являющуюся линией уровня целевой функции − прямой, на которой целевая функция задачи принимает постоянное значение. Общий вид уравнения линии уровня: с1×1+с2×2=l, l=const. Все линии уровня параллельны между собой. Их нормаль . Направление является направлением возрастания Z(X).
Таким образом, на 2-ом шаге строят нормаль линий уровня и одну из линий уровня (имеющую общие точки с ОДР).
3. Линию уровня перемещают параллельно в направлении нормали в задаче на максимум, в противоположном направлении в задаче на минимум. В какой-то момент она займет предельное положение: 1) будет иметь хотя бы одну общую точку с ОДР, 2) ОДР будет находиться в одной полуплоскости по отношению к линии уровня. Такая линия уровня называется опорной прямой. ОДР любой задачи ЛП имеет не более двух опорных прямых, на одной из которых может находиться оптимальное решение.
4. Если при перемещении линии уровня по ОДР в соответствующем направлении линия уровня уходит в бесконечность, то задача не имеет оптимального решения ввиду неограниченности целевой функции. Пишут Z(X)→.
5. Если задача имеет оптимальное решение, для его нахождения необходимо решить совместно уравнения прямых, ограничивающих ОДР и имеющих общие точки с опорной прямой.
6. Вычисляют значение целевой функции на оптимальном решении.
В зависимости от вида ОДР и целевой функции Z(X) задача ЛП может иметь единственное решение, бесконечное множество решений, не иметь оптимального решения (см. рис. 1, 2 ,3).
Заметим, что угловой коэффициент новой прямой, также как и первой (Z = 3), равен (-3). Следовательно, прямые Z=3и Z=5 параллельны друг другу. Пусть теперь Z = 6. Рассуждая аналогично, можно построить на графике прямую, задаваемую и этим уравнением. Она также будет параллельна первым двум прямым линиям Z = 3 и Z = 5, поскольку угловой коэффициент и в этом случае остался равным (-3). Причем по мере удаления от начала координат величина Z возрастает, а при перемещении к началу координат — уменьшается. Легко прийти к выводу: разным значениям целевой функции Z соответствует семейство параллельных прямых. Для нахождения наибольших и наименьших значений целевой функции необходимо в первую очередь научиться определять, в каком направлении следует перемещать какую-либо линию Z = const, чтобы значение Z возрастало (убывало). Это можно сделать двумя способами. Первый рассмотрен выше: построив пару прямых для разных значений Z и сопоставив их взаимное расположение, определяют направление возрастания или убывания целевой функции. Однако сделать это удобнее на основе использования некоторых сведений из математического анализа, а именно: • Если задана функция двух переменных Z = f(x1 х2), то линии в Х10Х2 для которых Z = f(x1 х2) = const, называют линиями уровня. Иначе говоря, это те линии, во всех точках которых величина Z постоянна. • В задачах линейного программирования линиями уровня являются прямые Z = const. Во всех точках, принадлежащих какой-либо линии уровня, значение целевой функции одинаково. • Важным свойством линий уровня для линейных целевых функций является то, что при их параллельном смещении в одну сторону величина Z только возрастает, а при перемещении в другую сторону — только убывает. • Определить направление возрастания целевой функции можно с помощью специального вектора, называемого градиентом функции Z = f(x1 х2). Для его обозначения используют символ . • Вектор-градиент обладает следующим свойством: в каждой точке он перпендикулярен соответствующей линии уровня и указывает направление ее возрастания. • В задачах линейного программирования с целевой функцией Z = с1х1 + c2x2 координатами вектора являются его коэффициенты: = (с1, c2) (рис. 3.6).
x2
Эти утверждения позволяют строить только одну прямую Z = const и далее определять с помощью вектора с координатами = (c1,c2), в каком направлении целевая функция Z будет возрастать, а в каком убывать. Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. • Эффективным инструментом для анализа поведения целевой функции являются линии уровня. • Линии уровня в задачах линейного программирования с двумя переменными — это прямые, во всех точках которых величина Z постоянна. • Вектор = (с1 ,c2), где с1, с2 — коэффициенты целевой функции, позволяет определить, в какую область значений параметров оптимизации x1 и х2 следует перемещаться, чтобы величина Z возрастала (при ее максимизации) либо убывала (при ее минимизации). • При изменении коэффициентов (c1, c2) целевой функции Z = с1х1+ c2x2 линии уровня меняют наклон и направление возрастания. 🎦 ВидеоПрямая и двойственная задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать Линейная функция: краткие ответы на важные вопросы | Математика | TutorOnlineСкачать Линейное программирование Часть 1. Постановка задачиСкачать Решение задачи линейного программирования при помощи надстройки Поиск решенияСкачать Cимплексный метод решения задачи линейного программирования (ЗЛП)Скачать СИМПЛЕКС МЕТОД: ЗАДАЧА ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯСкачать Геометрический метод решения задачи линейного программированияСкачать Математика без Ху!ни. Функции нескольких переменных. Область определения. Линии уровня.Скачать Урок 2. Экономический смысл двойственной задачиСкачать Графический метод решения задачи линейного программирования.Скачать Лекция 1. Комментарии к дистанционной лекции по линейному программированию.Скачать Практическая работа "Решение задач линейного программирования графическим методом".Скачать Линейное программированиеСкачать Практика 2 Способы переходов между формами задач линейного программированияСкачать Лекция 4 Анализ чувствительности решения задачи линейного программированияСкачать Симплексный метод (табличный оформление №1) решения задачи линейного программирования.Скачать Поверхности и линии уровняСкачать Решение задачи линейного программирования графическим методомСкачать |