Композиция треугольник в живописи

Правила композиции в рисунке: кратко, самое главное

Приветствую! Подарили мне тут скетч-бук, и так сразу захотелось порисовать. И я подумала, что рисовать хотят многие, а умеют единицы, и в моих силах немного уравнять две эти группы. Начинать ведь следует с начала, так что и начнем мы с композиции.

Ведь она — основа любого искусства: рисунок, архитектура, скульптура… Давайте сегодня раз в навсегда усвоим правила композиции в рисунке, а как правильно рисовать, посмотрим попозже.

Содержание
  1. Что такое композиция
  2. Общие правила расположения объектов
  3. Правило третей
  4. Золотое сечение
  5. Треугольники
  6. Центр композиции
  7. Размер
  8. Линии
  9. Перегружена ли картина?
  10. Размеры
  11. Динамика или статика?
  12. Горизонталь или вертикаль?
  13. Перспектива и другие художественные тонкости
  14. На этом все
  15. Построение композиции. Треугольники
  16. Правило треугольника является одним из лучших композиционных приемов, которые вы можете использовать в уличной фотографии для гармоничного заполнения кадра, придания снимку баланса и движения. Выражаю благодарность Патрику Брайану, который вдохновил меня на написание этой статьи.
  17. Йозеф Куделка, «Цыгане», «Мальчики-скелеты»
  18. Йозеф Куделка, «Цыгане», «Лежащий человек»
  19. Йозеф Куделка, «Цыгане», «3 парня»
  20. Алекс Уэбб, Стамбул, «Телефонная будка»
  21. Алекс Уэбб, Стамбул, «Дети, играющие с мячом»
  22. Алекс Уэбб, Куба, «Женщина и 3 собаки»
  23. Дэвид Алан Харви, Куба, «Уличная сцена»
  24. Эрик Ким, Мумбаи, 2012
  25. Резюме
  26. Предыдущие материалы в этом разделе:
  27. Как создать композицию в живописи
  28. Как создать композицию в живописи
  29. История композиции
  30. Правила построения композиции
  31. Правила построения композиции
  32. Правило «золотого сечения»
  33. Правило третей
  34. 🎥 Видео

Видео:ТЕМА 9. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ.Скачать

ТЕМА 9.  ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ.

Что такое композиция

Какие же правила без понимания, что мы вообще хотим поправить? Когда мы смотрим на любую картинку, то наш взгляд за что-то цепляется, да и вообще на картине, как правило, что-то изображено. Даже в картине моря есть кораблики или привлекающие внимание гребни волн. А в картинах неба – выделяющиеся облака.

Композиция треугольник в живописи

Расположением всех объектов на картине называется композицией . Если нет объектов, то акцентов, будь то просветы в облаках или цветы в поле. Композиция предполагает гармонию, то есть все акценты на картине в нашем мозгу связаны и не противоречат друг другу. Мы не берем в расчет контраст, когда на пальму вешают елочный шарик. Тут скорее корова размером с НЛО на поле или жираф в море. Понимаете разницу с шариком?

Видео:Основы Композиции в Живописи и РисункеСкачать

Основы Композиции в Живописи и Рисунке

Общие правила расположения объектов

Я вам сейчас дам сухую теорию, которую вывели умные люди и совершенно не знали художники. Почему не знали? Потому что все правила в искусстве – законы природы. Но некоторые люди их видят и становятся великими художниками, а некоторые – нет. Сейчас можно научиться, а не рассчитывать на природные таланты.

Правило третей

Это самое легкое, что можно придумать. Если вы фотографируете, то и сами знаете это правило, ну или интуитивно видите, на каких фотках оно нарушается.

Композиция треугольник в живописи

В рисунке все тоже самое. Лист делится на 9 частей, две линии по горизонтали и две по вертикали. Ели на картинке будет один объект, то его лучше располагать на линиях или в центральном секторе. Если несколько – на линиях. Горизонт, как правило, располагается на нижней горизонтальной линии.

Естественно, многие нарушают это правило. Но, чтобы идти против правил, нужно как минимум эти правила знать, как максимум иметь хорошее природное чувство гармонии.

Золотое сечение

Вариант для продвинутых. Но на самом деле он более интуитивно понятен, хотя и его и сложнее выучить. Мы представляем, что на любой прямой объекты должны находится на расстоянии 38 частей от одного края листа и 62 – от другого. Чтобы получить красивую улиточку, нужно лист делить в данном соотношении, пока не закончится место. Смотрите:

Композиция треугольник в живописи

Золотое сечение само по себе – идеальная природная пропорция. На самом деле большая часть природных объектов соответствует этой рассчитанной пропорции. Это деревья, раковины моллюсков, волны… возьмите свои фотографии и в половине вы найдете эту улиточку.

В рисунке придерживайтесь расположения объектов по улитке, это очень прокачает ваше чувство прекрасного и гармонии. Кажется сложным, но глаз быстро привыкает, ведь это заложено самой природой.

Треугольники

Это вариант золотого сечения, но он проще и понятнее. Вы мысленно или физически делите лист на треугольники, из углов идут перпендикуляры.

Композиция треугольник в живописи

Далее у вас в картине должно быть три акцента и каждый вы располагаете в пределах соответствующего треугольника. Такие картины будут смотреться гармонично, а от вас не будет требоваться ни расчетов, ни чертежей.

Композиция треугольник в живописи

Это основные правила композиции, то есть расположения объектов на листе. Классно работают, если у вас от 1 до 3 акцентов в картине.

Видео:Основы композиции: Треугольник. Слабовыраженная и активная динамика, виды композиции в треугольнике.Скачать

Основы композиции: Треугольник. Слабовыраженная и активная динамика, виды композиции в треугольнике.

Центр композиции

Что такое центр? Естественно, это тот предмет, которые мы выделяем на фоне других предметов. В рисунке его легче выделить, чем в фотографии.

Размер

Выделяется ли слон в посудной лавке? По-моему, да.

Композиция треугольник в живописи

Ничего не придумали? Противопоставьте цвет, сделайте объект ярче или бледнее, его заметят.

Композиция треугольник в живописи

Линии

Зачем думать, если можно показать, где главное лицо линиями? Это много, где используется в классических картинах, но для непрофессионала неочевидно.

Композиция треугольник в живописи

Может ли центров быть несколько? Да легко! Самый простой пример здание без крыши с открытой дверью. Выделяется голубое небо и свет в дверном проеме. Вот вам и два центра.

Видео:КОМПОЗИЦИЯ И ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ в живописи, рисунке, дизайне. Фибоначчи, правило третейСкачать

КОМПОЗИЦИЯ И ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ в живописи, рисунке, дизайне.  Фибоначчи, правило третей

Перегружена ли картина?

Некоторые картины кажутся симметричными, а некоторые вызывают удивление. Как полотно еще не накренилось? Это больше касается картин, где изображено большое количество объектов. Самый простой пример – натюрморт или баталии.

Композиция треугольник в живописи

Самый банальный способ уравновесить вашу картину – расположить объекты треугольников. Один центральный и равномерно вокруг более мелкие объекты. Помните, что излишняя симметрия делает картину скучной.

Второй вариант хорошо работает в цветах. Расположите все объекты по кругу. Такая картина точно будет симметричной, особенно если вы не будете искусственно что-то выделять.

Диагональ или линия. Вот здесь хочется что-то положить на другой край картины, она выглядит несимметричной. Такая композиция тоже много где используется, но художники уравновешивают ее другими способами, а для новичков не рекомендую.

Композиция треугольник в живописи

Если вы только начинаете рисовать, то старайтесь уравновешивать картину, при этом избегая излишней симметрии. И не забывайте про акценты.

Видео:Композиция. Часть 1Скачать

Композиция. Часть 1

Размеры

Вы решили нарисовать несколько объектов, какие же выбрать? Например, для натюрморта может сгодиться любой продукт из холодильника, какое разнообразие выбора! Общая рекомендация – не брать продукты одного размера. Если вы берете три объекта, то это может быть капуста, яблоко и клубника, то есть по убывающей размера.

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание! Если объекты можно пересчитать беглым взглядом, то их лучше рисовать нечетное количество. Рисуете природу? Выбирайте ракурс с деревьями разного размера, особенно если они служат акцентами. У вас одно дерево?

А вот «поставьте» в противоположный угол людей, телегу, стаю ворон – да что угодно, что уравновесит картину. Это про пункт с расположением предметов, конечно, а тут я пишу, чтобы показать, что второе дерево может и вовсе быть не нужным.

Видео:дороботка домашнего задания по нейрографике композиция 8 треугольниковСкачать

дороботка домашнего задания по нейрографике композиция 8 треугольников

Динамика или статика?

Композиция бывает статичная и динамичная. Художник запечатлевает момент, а мгновение может быть и паузой в движении, не правда ли? Как же передать, что стакан сейчас упадет, а собака на самом деле бежит?

Композиция треугольник в живописи

Есть инструменты! Прежде всего, поза. Ну правда, если животное стоит столбом, то какое тут движение? А на восприятие зрителя мы влияем направляющими линиями. В нашем мозгу то, что расположено по горизонтали более подвижно, чем горизонтальные объекты. Так что стоящую чашку – перпендикулярно горизонту, а падающую – под острым углом к горизонту.

Видео:Важнейшее правило КОМПОЗИЦИИСкачать

Важнейшее правило КОМПОЗИЦИИ

Горизонталь или вертикаль?

И еще кусочек. Разные композиции вызывают в зрителе разные эмоции. Ваша картина может быть как бы приплюснутой, горизонтальной. Это вызывает чувство спокойствия, уюта, неизменности.

Вертикаль, например, готический собор, навевает мысли об устремлении вверх, преодолении трудностей, стремлении к идеалам. Диагональ добавляет движение, как дорога уходящая вдаль. И есть ломаные, непрямые линии.

Композиция треугольник в живописи

Природа всегда плавная, вы не найдете веточку, которая бы росла под прямым углом, или изломанную линию роста деревьев. Нет, только плавные, закругленные линии. Если же рисуете не природу, а, например, битву или городской пейзаж, то изломов не избежать. Ломаные линии дают картине жизнь, движение.

Видео:КОМПОЗИЦИЯ. ОБ ОДНООБРАЗИИ И СИММЕТРИИ. КАК РАЗВИТЬ ОБОБЩЕННОЕ ВИДЕНИЕ.Скачать

КОМПОЗИЦИЯ. ОБ ОДНООБРАЗИИ И СИММЕТРИИ. КАК  РАЗВИТЬ ОБОБЩЕННОЕ ВИДЕНИЕ.

Перспектива и другие художественные тонкости

Не забывайте, пожалуйста, про восприятие объема и картины в целом. Правильно передавайте перспективу, то есть отношение объектов на разном отдалении от зрителя. Помните, что стоящий человек закрывает головой горизонт, имеет живую позу и скорее всего идет наискосок, а не вдоль линии горизонта.

Но детально это все мы рассмотрим в других статьях. А вы сейчас постарайтесь передать картинку такой, какой вы ее видите. Я бы рекомендовала на начальных этапах делать фотографию и уже с нее рисовать. Так вы увидите правильное расположение ваших предметов на плоскости.

Но и модель убирать не стоит, ведь что-то лучше видно в объеме! Постарайтесь рисовать при естественном или хорошем искусственном освещении, чтобы вы видели правильные цвета ваших моделей.

Композиция треугольник в живописи

Видео:Основы композиции. Урок 14. Составление композиции в треугольнике из контрастных элементов.Скачать

Основы композиции. Урок 14. Составление композиции в треугольнике из контрастных элементов.

На этом все

И на сегодня все, сходите в музей, чтобы еще раз увидеть все варианты композиций и приступайте к работе. Напишите, какие еще темы интересны в отношении изобразительного искусства. Полезна ли была эта статья для рисунка и для фотографии?

С вами была Алла, счастливая обладательница скетч-бука и пары классов художественной школы. Что из этого выйдет?

Видео:КОМПОЗИЦИЯ: 10 ГЛАВНЫХ ПРИЕМОВСкачать

КОМПОЗИЦИЯ: 10 ГЛАВНЫХ ПРИЕМОВ

Построение композиции. Треугольники

Композиция треугольник в живописи

Видео:Основы композиции, без которых никудаСкачать

Основы композиции, без которых никуда

Правило треугольника является одним из лучших композиционных приемов, которые вы можете использовать в уличной фотографии для гармоничного заполнения кадра, придания снимку баланса и движения. Выражаю благодарность Патрику Брайану, который вдохновил меня на написание этой статьи.

Йозеф Куделка, «Цыгане», «Мальчики-скелеты»

Композиция треугольник в живописи

© Йозеф Куделка / Магнум Фото. Словакия. Жегра. 1967. «Цыгане».

По моему мнению, Йозеф Куделка – один из лучших фотографов в истории человечества. Его фотографии наполнены чистой энергией и отличаются прекраснымикомпозициями, которые придают его работам целостность.

При съемке нескольких объектов Куделка в своих композициях часто использует треугольники, что можно наблюдать в одной из его лучших книг – «Цыгане».

Например, взгляните на фото выше, на котором изображена троица мальчиковс поднятыми и согнутыми в локтях руками, раздувающих грудные клетки. Ребята чем-то похожи на пугала, при этом выступающие ребра выглядят немного гротескно – они напоминают живых скелетов. Но в то же время, это довольно веселая фотография. Я помню времена, когда пацаном я делал то же самое, чтобы повыпендриваться. Поэтому фотография великолепна в первую очередь с точки зрения содержания (что на самом деле происходит на снимке). И, конечно, на заднем фоне можно увидеть других детей (например, контур девочки с короткими волосами), с интересом наблюдающих за происходящим.

Композиция треугольник в живописи

Схема 1: Обратите внимание, как эти трое ребят прекрасно уравновешивают друг друга.

При съемке нескольких объектов лучше всего расположить объекты по трое. Что вам приходит на ум, когда вы думаете о тройках в народном творчестве? Три поросенка, три медведя, три богатыря, три толстяка так далее.

Поэтому, прежде всего, Куделке удалось достичь гармонии, захватив трех ребят в одном кадре. Если присмотреться, в каре можно также заметить повторяющиеся треугольные формы грудных клеток детей:

Композиция треугольник в живописи

Схема 2: Обратите внимание на треугольные формы грудных клеток.

Давайте не будем останавливаться и найдем все треугольники в кадре:

Композиция треугольник в живописи

Схема 3: Другие треугольные формы, формирующие снимок.

Теперь вопрос, который вы можете задавать себе– были ли эти формы выстроены Куделкой намеренно?

Мне кажется, что эту композицию он создал интуитивно, равномерно расположив трех детей (см. схему 1). Сознательно ли он создавал малые треугольники на схеме 3? Неизвестно. Важно то, что эта композиция работает. Иногда это происходит намеренно, иногда – без умысла. В любом случае мы наблюдаем замечательный образ с точки зрения повествования, а также композиции. Это один из моих любимых снимков Куделки, поскольку он демонстрирует гармонию содержания (того, что происходит в кадре) и формы (композиции).

Давайте рассмотрим еще один снимок Куделки:

Йозеф Куделка, «Цыгане», «Лежащий человек»

Композиция треугольник в живописи

© Йозеф Куделка / Магнум Фото / ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Словакия. Ракурсы. 1966. «Цыган».

Треугольники постоянно повторяются в работах Куделки, особенно в его проекте «Цыгане» (одна из моих любимейших книг).

На этом снимке вы видите человека, непринужденно лежащего на кровати, с гордостью демонстрирующего портрет в рамке и большую металлическую монету. Я не знаю точной предыстории этого снимка, но мне кажется, что на портрете изображен тот самый лежащий на кровати человек, но в молодые годы. Про монету мне сложно сказать что-либо определенное. Возможно, это символ денег или власти. В любом случае мне нравится невозмутимое выражение этого мужчины, его раскованность и гордый взгляд.

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание на 3 основные темы и лица в кадре. «Живое» лицо сверху, нарисованное лицо слева и металлическое лицо справа.

Повторюсь – на мой взгляд, автору удалось передать завершенность композиции благодаря присутствию в кадре трех основных тем. Прежде всего, это лежащий человек. Во-вторых, мужчина в рамке. В-третьих, лицо на гигантской монете.

Эти образы прекрасно сбалансированы и идеально заполняют кадр. А тот факт, что на снимке изображены три лица (в разных версиях: одно – реальное, другое – на картине, третье — из металла), делает его еще более необыкновенным.

Йозеф Куделка, «Цыгане», «3 парня»

Композиция треугольник в живописи

© Йозеф Куделка / Магнум Фото / ЧЕХОСЛОВАКИЯ. Кадан. 1963. «Цыгане».

Последний пример из работ Куделки – это снимок трех представителей народности Рома (политически корректный термин). Я обожаю этот снимок по нескольким причинам. Прежде всего,мне нравится обрамление снимка. Куделка сделал этот снимок из-за дверного проема, поместив находящихся в комнате мужчин в красивую прямоугольную рамку.

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание на первую рамку двери в кадре

Кроме того, мне нравится, как эти трое парней в разных позах гармонично вписались в треугольную форму. Мужчина посередине выглядит расслабленным. Слегка сгорбившись, он сидит на стуле, опершись на его спинку. Парень слева в красивом жилете с галстуком и шляпе сложил руки вместе на уровне талии. Мужчина в шляпе в дальнем правом углу, тоскующе подпирает голову рукой, что свидетельствует об усталости, невеселом настроении или глубокой задумчивости.

Композиция треугольник в живописи

Снова три объекта, опять треугольник

Мне также нравится вертикальный аспект этого кадра –множественные «ножки» и четкие вертикалив кадре:

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание на «ножки» в центре кадра и расположение объектов в кадре.

Я не думаю, что Куделка целенаправленно искал в кадре все эти вертикальные «ножки». Но мне кажется, что расположение трех объектов треугольником было сделано намеренно.

Алекс Уэбб, Стамбул, «Телефонная будка»

Композиция треугольник в живописи

© Алекс Уэбб / Магнум Фото / Турция. Стамбул. 2001 года.

Алекс Уэбб также мастерски использует треугольники в своих работах.

На этом снимке к своей книге «Стамбул» он создал 3 разных слоя: первый – человека на ближнем фоне справа, второй – пожилой человек внизу посередине, стоящий немного дальше, и третий – охранник на дальнем фоне сверху. Эти три объекта объединены в треугольник:

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание на 3 основных объекта в кадре, их глубину относительно друг друга и объединяющий их треугольник.

Алекс Уэбб, Стамбул, «Дети, играющие с мячом»

Давайте рассмотрим другой пример:

Что мне нравится в этом кадре – это сюрреалистический эффект. На первый взгляд, композиция выглядит достаточно обычно: парень в центре набивает мяч.Однако в углу выглядывает голова другого ребенка, который свисает откуда-то со стороны. На самом деле парень, вероятно, повис на каком-то гимнастическом снаряде, чтосоздает странный и сюрреалистический образ.

Композиция треугольник в живописи

© Алекс Уэбб / Магнум Фото / Турция. Стамбул. 2004 год.

Уэббу удалось гармонично совместить элементы снимка в треугольную композицию:

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание, как все три элемента отлично соединились в треугольную форму.

На мой взгляд, настоящей «изюминкой», завершающей этот образ, является мяч, зависший в правом верхнем углу. Без мяча, снимок казался бы пустым.

Композиция треугольник в живописи

Если бы на снимке не было мяча, это отвлекало бы внимание зрителя. На что в правом верхнем углу смотрит паренек в центре снимка? Здесь отсутствует важный элемент, и композиция без мяча теряет свою треугольную форму.

Я понятия не имею, что за историю придумал автор. Но я точно знаю, что для Уэбба (либо во время съемки или во время редактирования) мяч в правом верхнем углу сыграл огромную роль в этом снимке. Без мяча в правом верхнем углу треугольной композиции бы не было, и снимок казался бы пустым.

Алекс Уэбб, Куба, «Женщина и 3 собаки»

Приведу последний пример из работ Уэбба – это загадочный образ женщины на Кубе с тремя окружающими ее собаками:

Композиция треугольник в живописи

© Алекс Уэбб / Магнум Фото / КУБА. Матансас. 2008 год.

Что мне действительно нравится в этом снимке – это настроение и выражение женщины в центре, которая с тоской смотрит в сторону, прижав кулак к груди. Ее клетчатая рубашка придает снимку красивую текстуру.

Однако самое интересное — это троица собак. Прежде всего, они формируют небольшой треугольник:

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание, как 3 собаки сформировали треугольник

Еще более интересный факт – все собаки смотрят в разные стороны, что добавляет ощущение напряженности и «растягивает» женщину в разных направлениях:

Композиция треугольник в живописи

Все три собаки устремились в противоположных направлениях, создавая эффект напряженности вцентре

Собаки,смотрящие в3-х разных направлениях, придают ощущение напряженности. Это напоминает мне времена Римской империи, когда римляне часто привязывали конечности захваченных пленных к четырем лошадям, а затем хлестали этих лошадей, пуская из вскачь, тем самым разрывая человека на части. Я уверен, что Уэбб этим снимком хотел передать что-то другое, но,тем не менее,это что-то создает некоторую напряженность.

Дэвид Алан Харви, Куба, «Уличная сцена»

Последнее изображение, которым я хочу поделиться для иллюстрации треугольных композиций, — это снимок, сделанный Дэвидом Аланом Харви, одним из моих любимейших уличных фотографов.

Композиция треугольник в живописи

© Дэвид Алан Харви / Магнум Фото / КУБА. Тринидад. 1998 год. «Уличная сцена».

На первый взгляд, этот снимок достаточно прост. Из угла выглядывает рука, указывающая на черную собаку, а в другом углу изображена маленькая девочка. Мне кажется, что все красота исходит из этого минимализма, состоящего из 3-х объектов. И снова из этих объектов мы можем создать треугольник:

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание, что в кадре снова 3 основные темы

Однако этот снимок отличается тем, что в нем присутствует движение – глаза разбегаются по всему кадру.Сначала вы смотрите на палец, указывающий на собаку, потом на хвост собаки, направленный в сторону девочки,а затем на девочку, которая бежит в левую сторону, затем снова на руку. Это создает бесконечный цикл, который повторяется в вашей голове снова и снова:

Композиция треугольник в живописи

Движение на этом снимке не останавливается. Это живой образ.

Я также хочу поделиться некоторыми из своих снимков, в которых мне, на мой взгляд, удалось удачно применить треугольник для построения композиции:

Эрик Ким, Мумбаи, 2012

Композиция треугольник в живописи

© Эрик Ким, Мумбаи, 2013

Это один из моих любимых снимков, который я сделал во время поездки к своему приятелю Каушалу Париху в Мумбаи. На это сцену мы наткнулись, когда бродили с Каушалом по улицам. На скамейке сидел мальчик, а на дальнем фоне справа отдыхал пожилой человек (возможно, его дедушка). Кроме того, сверху можно заметить интересную фреску, изображающую человека (не знаю, кто это такой, но , похоже, что-то связанное с религией).

Когда я делал снимок, я видел все три элемента, при этом я сделал около 5 разных снимков. Этот вышел лучше всего. Обратите внимание, что на снимке я изобразил три различных объекта, трех разных людей. Основной темой является мальчик (молодость), затем пожилой человек справа (старость) и картина вверху (религия?)

Композиция треугольник в живописи

Обратите внимание на 3 различных типа людей, которых я запечатлел – молодой мальчик, пожилой человека и человек сверху, связанный с религией.

Резюме

Треугольники являются отличным композиционным инструментом в уличной фотографии. Лучше всего применять этот прием, когда у вас на примете есть 3 объекта, и вы можете равномерно распределить их в кадре. Это не обязательно должны быть люди. Это могут быть конечности тела, объекты, животные и т.д.

Треугольники в композиции дают зрителю ощущение баланса, прекрасно заполняя содержание кадра.

Поэтому постарайтесь в ваших работах время от времени использовать треугольники – либо сознательно во время съемки, либо когда редактируете готовые снимки, пытаясь понять, чем нравится вам та или иная фотография. Потому как иногда вы создаете треугольники намеренно, а иногда случайно. В конце концов, вам удастся получить отличный снимок.

Видео:Как создавать композицию картины. От абстракции к фигуративностиСкачать

Как создавать композицию картины. От абстракции к фигуративности

Предыдущие материалы в этом разделе:

Композиция треугольник в живописи Анализ и критика фотографий: реалистично, красиво, душевно?

В предыдущей статье мы рассмотрели мотивы, которые движут людьми, снимающими фотографии; определили, кто из фотографов заинтересован в критическом анализе фотоизображений и подошли к самому интересному — разделению художественной формы изображения на визуальные элементы и принципы их взаимодействия.

Композиция треугольник в живописи Анализ и критика фотографий

Наверное, маститые фотографы начала 20 века, как и авторы многих старых книг о фотографии, приятно удивились бы узнав о том, что сегодня фотография стала неотъемлемой частью современного мира. На одном только фейсбуке на сентябрь 2013 г. было более 250 млрд. загруженных фотоизображений. Что уж говорить о ситуации в целом.

Композиция треугольник в живописи 100 важных вещей, которые нужно знать о фотографии, чтобы стать крутым фотографом

Предлагаю также прочитать мой список «100 вещей, которые нужно знать об уличной фотографии».

Видео:Основы композиции для художниковСкачать

Основы композиции для художников

Как создать композицию в живописи

Композиция треугольник в живописи

Пейзаж в живописи – как передать красоту природы?

Композиция треугольник в живописи

Как рисовать натюрморт

Видео:Приемы композиции 1: Цветовые пятна и линииСкачать

Приемы композиции 1: Цветовые пятна и линии

Как создать композицию в живописи

Композиция треугольник в живописи

Создание любого художественного произведения начинается с композиции, которая строится по законам визуального восприятия и является основой изображения. Композиция (от латинского compositio – соединение, сочетание, связывание) – одна из главных категорий изобразительного искусства, определяющая художественную форму и задающая разработку картины, рисунка, иллюстрации в соответствии с тем, как человеческий глаз воспринимает действительность.

Композиция представляет собой костяк («скелет») произведения, отвечающий за грамотное размещение объектов в пространстве, правильное соотношение их размеров и конфигураций, а также гармоничное сочетание оттенков и светотеней. Соблюдение композиционных правил и законов является одним из главных секретов целостной и завершенной картины, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены единой идее. Но прежде, чем рассказать о правилах создания композиции, небольшой экскурс в историю.

Видео:Основы композиции. Урок 13. Составление композиции в треугольнике из подобных элементов.Скачать

Основы композиции. Урок 13. Составление  композиции в треугольнике из подобных элементов.

История композиции

Понятие «композиция» вошло в терминологию изобразительного искусства в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда художники при создании произведений начали использовать знания перспективы, геометрии и анатомии. Старые мастера вне зависимости от того, в каком жанре работали, старались выразить и донести до зрителя свою идею за счет целостности рисунка, единства сюжета и колорита.

Важно! Если вы строите композицию, базирующуюся на готовом произведении (делаете копию), важно вести работу «от пятна». Необходимо увидеть, где располагаются тени, света и полутона и уложить их на «свои места» в созданную на основе геометрических фигур конструкцию. Здесь мы именно учимся у великих и приспосабливаем наш глаз и мышление строить сложные композиции. Подробнее об этом рассказывается в видео (на примере рисунка)«В чем заключается проработка пятна, и как она помогает исправить ошибки в рисунке».

Для ренессанса характерны трехмерность, глубина пространства, трехъярусное расположение пейзажа, принципы ритмичности, чередования горизонталей и вертикалей. В работах художников периода раннего Возрождения можно увидеть приемы противопоставления персонажей на основе контраста (например, «Поцелуй Иуды» Джотто). Огромную роль в формирование композиционных законов внес Леонардо да Винчи, введя в практику понятия линейной и воздушной перспективы. В этот период художники впервые стали передавать статику и динамику, размещать ближние и дальние объекты так, как их воспринимает человеческий глаз.

В картинах художников, работавших в эпоху Барокко, появляется еще больше динамизма, для персонажей характерно сложное движение, из-за которого композиция теряет «устойчивость». Барочная живопись изобилует темными цветами, а освещенные предметы не имеют строгих очертаний, как в ренессансе. Для построения композиционных структур используются приемы восходящей и нисходящей диагонали, движение по спирали и усложненные ракурсы, в частности, перевернутые фигуры и нарочито большие по отношению к размеру холста фигуры.

Композиция треугольник в живописи

Структурная основа художественных произведений классицизма характеризуется простотой и сдержанностью цветовой гаммы. На все виды искусства того времени, в том числе и на композиционные построения в живописи, большое влияние оказывает театр. Принцип организации художественного произведения в классицизме напоминает макет сцены, когда главные герои располагаются на втором плане, а первый и дальний виды служат для отображения второстепенных объектов. Распространенными композиционными построениями являются «треугольник», «квадрат» и «прямоугольник».

Композиция треугольник в живописи

В эпоху Романтизма и Реализма по композиции создаются учебные пособия, она вводится в образовательную программу как отдельная дисциплина. Ориентируясь на суммарный опыт прошлых периодов, художники уделяют большое внимание принципам и приемам: обобщения, «осевых линий», уравновешивания тонов и пятен, характера формата. В эпоху романтизма и реализма при создании художественных произведений применяются законы начертательной геометрии и теории теней.

Композиция треугольник в живописи

Приход импрессионизма, модернизма и авангардизма приводит к утрате композиционной целостности. Художники оставляют за собой право экспериментировать и писать картины на основе теории цвета, собственного видения мира и формальных композиционных решений. На смену классическо-академической композиции приходят абстрактные композиционные структуры.

Композиция треугольник в живописи

Видео:Основы композиции в рисунке. Простые советы для начинающих.Скачать

Основы композиции в рисунке. Простые советы для начинающих.

Правила построения композиции

Существует 2 вида композиционных структур – статичная и динамичная. Первая передает ощущение равновесия, покоя и умиротворенности, вторая показывает движение, включая эмоции и стихии.

Принцип создания статики и динамики основывается на отклонении угла объекта от вертикали и горизонтали. Чем больше в предметах вертикальных и горизонталей линий, тем статичней композиция, и наоборот. Статика и динамика проявляется также в симметричном и ассиметричном расположении объектов по отношению друг к другу.

Композиция треугольник в живописи

Что такое композиционный центр и как его выделять

Одной из основных задач художника является определение композиционного центра – главного объекта произведения, на который должен быть устремлен взор наблюдателя. Существует несколько способов, позволяющих строить композицию таким образом, чтобы зритель в первую очередь обратил внимание на ту или иную часть картины:

  • отличие габаритов главного и второстепенных объектов;
  • использование многоплановости;
  • задействование направляющих;
  • применение контраста.

Главный объект произведения чаще всего изображается самым большим, потому что крупные элементы привлекают внимание сразу, и только потом зритель переходит к рассмотрению мелких. Исключением являются изображения, где все предметы большие и лишь маленький. Он обычно расположен на переднем плане и играет роль своеобразного «крючка», заставляющего зрительно обращаться к нему снова и снова.

Используя многоплановость, художник может создать глубину пространства, выдвинув композиционный центр на передний план, а другие объекты разместить на заднем или наоборот. При этом следует учитывать, что главный элемент должен быть единственным в пространственной плоскости. Для обозначения композиционного центра также используют метод направляющих, в качестве которых выступают объекты картины. Достигается это различными способами, например указанием динамики движения вспомогательных предметов к основному или обращение взоров второстепенных персонажей к главному.

Композиция треугольник в живописи

Контрастный композиционный центр в свою очередь базируется на разнице между темным и светлым тонами. Другими словами, главный объект композиции должен быть либо сильно темнее, либо значительно светлее второстепенных. При использовании этого приема следует учитывать, что темная заливка визуально уменьшает, а светлая – увеличивает предмет. А в этом видео на примере ведения работы по технологии оптических просветов показано, к чему может привести нарушение правил построения композиции. Что получается, когда композиционный центр «проваливается» и хаотически перемешивается с второстепенными объектами.

Видео:Как рисовать "Многофигурная 💃🏃‍♂️ КОМПОЗИЦИЯ " - А. РыжкинСкачать

Как рисовать "Многофигурная 💃🏃‍♂️ КОМПОЗИЦИЯ " - А. Рыжкин

Правила построения композиции

Теперь, когда вы знаете, как создается статика и динамика, и какими способами можно привлечь внимание к главному объекту картины, можно поговорить о правилах гармоничной композиции.

Видео:Основы композиции и правила композиции| Сергей АбатуровСкачать

Основы композиции и правила композиции| Сергей Абатуров

Правило «золотого сечения»

«Золотое сечение» – это разновидность геометрической пропорции, когда отношение целого к большей части равняется отношению большей части к меньшей в соотношении 0,618 к 0,382 или 62% и 38%. Существует 2 способа построения структуры будущей композиции – спиралевидный (логарифмический) и диагональный.

Логарифмическое «золотое сечение» получило такое название из-за последовательности «вложенных» друг в друга прямоугольников, стороны которых относятся друг к другу как 0,618 к 0,382. Для создания композиции строить прямоугольники не обязательно, достаточно карандашом прорисовать спираль, на которой будут располагаться объекты по убыванию размеров – в начале спирали самые большие, в конце – самые маленькие.

Диагональное «золотое сечение» чаще всего используется для размещения разнотипных объектов. Для создания композиционной оболочки необходимо нарисовать прямоугольник и провести диагональ. Затем к диагонали из вершины геометрической фигуры прочертить перпендикуляр, разбивающий ее на отрезки в соотношении 62% и 38%. Получатся 3 треугольника разных размеров, в которых будут располагаться значимые объекты будущей композиции.

Композиция треугольник в живописи

Конструкция может быть и произвольной – главное, чтобы она была удобной и позволяла грамотно распределить важные элементы изображения и соблюсти правильные пропорции. Как определить значимые объекты и создать тематический «каркас», и какие ошибки могут возникать, если пренебречь построением конструкции, рассказывается в видео, посвященном работе над рисунком по технологии оптических просветов.

Видео:Как рисовать "Композицию" - А. РыжкинСкачать

Как рисовать "Композицию" - А. Рыжкин

Правило третей

Является упрощенной версией «золотого сечения» и заключается в разбиении плоскости на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его (объект) следует расположить в центральном прямоугольнике ближе к одной из вертикальных сторон. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.

Композиция треугольник в живописи

Как правильно строить композицию и вести работу «от пятна». Почему следует отказаться от штриховки в рисунке и каким образом создается воздушная перспектива. Как сделать изображение объемным и добиться тонкой игры полутонов. При каких условиях гармоничные оттенки рождались сами собой, и за счет чего в картине возникает внутреннее свечение. Эти и многие другие нюансы технологии оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, вы узнаете из книги, скачать которую можно по этой ссылке.

🎥 Видео

Композиция. Упражнения. Анализ картинСкачать

Композиция. Упражнения. Анализ картин
Поделиться или сохранить к себе: