В.Г. Белинский, великий русский критик, назвал «Евгения Онегина», роман в стихах А.С.Пушкина, «энциклопедией русской жизни». Современники и сейчас часто обращаются к роману, анализируют поступки героев, оценивают композицию романа в целом, каждый раз находя какие-то новые детали.
- Основная особенность композиции
- Композиция
- Лирические отступления
- Природа в романе
- Открытая концовка
- Композиция романа Пушкина «Евгений Онегин»
- Интегративный урок (литература + математика) по теме «Изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Система образов, авторские отступления и композиция в геометрических фигурах. Гексаграмма, октограмма и числа Фибоначчи»
- Цели интегративного урока.
- 📺 Видео
Основная особенность композиции
Зеркальную симметрию можно назвать основным приемом в композиции романа. Любовное признание Татьяны Лариной в письме не вызывает ответных чувств у главного героя, напротив, он читает ей «проповедь», намекает на то, что юной девушке нужно учиться контролировать порывы своих любовных переживаний и эмоций. И вот в конце романа уже Евгений Онегин подвержен испытанию любовью, теперь он пишет письмо Татьяне, но после целой череды посланий она при встрече отвечает, что будет верна своему мужу, несмотря на сильные чувства к Евгению.
Зеркально противоположно показан Онегин в начале и в конце романа. В первых главах перед читателями раскрывается образ столичного франта, который может часами собираться и прихорашиваться. Для него внешний лоск и репутация кажутся важнее личных отношений и привязанностей. Он обольщает женщин, но не испытывает к ним каких-либо сильных чувств, холодно и безразлично говорит о многих вещах. В последних главах А.С.Пушкин показывает уже другого Онегина, в душе которого зарождается настоящая любовь, желание восхищаться и любоваться любимой женщиной. Онегин предстает как пылкий, влюбленный, отчаянный герой.
Перемены заметны и в образе Татьяне Лариной. При первом знакомстве с читателями автор рисует ее как провинциальную, тихую, скромную девушку. Она задумчива, мечтательна, книги – ее главные спутники. В конце произведения Татьяна – это светская дама, хозяйка знаменитого салона, умеющая владеть собой. Так Пушкин показал внутреннюю эволюцию главных героев романа, построив произведение на контрастах и противопоставлениях как главных героев между собой, так и их версий самих себя.
Композиция
Всего в романе выделяют две сюжетные линии, объединенные общим героем: Онегин — Татьяна и Онегин — Ленский. Композиционная единица романа — глава. В каждой новой главе описывается новый виток сюжета.
- Первая глава – расширенная Экспозиция, посвященная Онегину.
- Вторая глава – завязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
- Третья глава – завязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
- Четвертая глава – основное действие.
- Пятая глава – основное действие.
- Шестая глава – кульминация сюжетной линии Онегин — Ленский.
- Седьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Ленский.
- Восьмая глава – кульминация и развязка сюжетной линии Онегин — Татьяна.
Лирические отступления
Значима роль и лирических отступлений в композиции романа. Такой «разговор» между автором и читателем придает динамику повествованию, усиливает интерес к произведению. В лирических отступлениях автор показан как непосредственный участник событий, сопереживающий своим героям. Он делится своими наблюдениями, размышлениями и переживаниями, что способствует погружению в произведение и происходящее на страницах книги. Голос автора здесь – еще один голос эпохи, в которой жил он и герои «Евгения Онегина».
Природа в романе
Выразительные, красочные и точные описания природы оживляют роман. Здесь встречаются пейзажи всех четырех времен года. Особенно хороша в романе русская зима, с ее глубокими снегами и «серебристыми» деревьями. Часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны.
Открытая концовка
В романе нет однозначной концовки, поэт оставляет читателя наедине с загадками и с собственными рассуждениями: «А что же было дальше?». Тем самым подтверждается мысль, что “Евгений Онегин” — уникальное произведение в русской литературе, обладающее своей неповторимой композицией.
Видео:"Евгений Онегин" за 30 секунд |Литература ЕГЭ 2023 #литература #егэ2023 #умскулСкачать
Композиция романа Пушкина «Евгений Онегин»
Роман Пушкина «Евгений Онегин» являет собой классический пример зеркальной композиции.
Композиция может быть линейной, обратной, кольцевой, зеркальной.
Последний тип композиции называется так из-за того, что отдельные эпизоды произведения как бы отражают друг друга, повторяясь во всех внешних подробностях, но при этом высвечивая качественные содержательные различия.
Исходя из основного сюжета, мы легко определяем эпизод, отражением которого становится финальная сцена романа. Это беседа Татьяны и Онегина в саду.
Напомним, что она разворачивается на следующий день после получения Онегиным любовного письма от Татьяны.
Робкая девушка боится поднять глаза на властителя своих мыслей, он тоже взволнован, но с уст его слетает довольно строгий рассудочный приговор:
…Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, ещё нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами лёгкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.
Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою:
Не всякий вас, как я, поймёт;
К беде неопытность ведет.
Онегин оправдывает свой отказ непривлекательной картиной семейной жизни с ним:
Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днём и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?
Он старается очернить себя в глазах Татьяны, признаётся в душевной холодности, мертвенности своей души:
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Эти типичные приёмы любовного этикета, предписываемые в том случае, когда от нежелательного чувства хотят избавиться, как гром, поражают смятенную Татьяну. Она чувствует стыд, вину и боль, но находит силы, чтобы справиться с собой.
Финальная сцена романа, когда Татьяна получает письмо Онегина, после чего принимает его в своей гостиной, с точностью до наоборот повторяет «расстановку фигур» первого эпизода. Теперь Онегин – просящий, а Татьяна – отвечающий.
Его коленопреклоненная поза – знак покаяния. Её слёзы – свидетельство неугасших чувств.
Но зеркало не покривит против правды: теперь очередь Татьяны ответить Онегину отказом. Ему предшествует сознательное снижение, упрёк в сомнительности намерений Онегина:
…Тогда – не правда ли? – в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась… Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Страсть, в которой исповедается Онегин, Татьяна называет обидной:
Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! – что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?
В ней оскорблена внутренняя чистота. Татьяна, как может, борется за неё, объясняя Онегину свой отказ.
Её ранит то, что она истинная – деревенская, ни кем не знаемая девочка – была не нужна ему, а теперь – поставленная в условия знатности и блеска – стала желанной.
Возможно, в глубине души Татьяна не верит, что чувство Онегина к ней – настоящее. Её приговор суров:
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Закольцовывая композицию романа возвращением Онегина в Петербург, Пушкин завершает инициальный путь героя, констатируя его неудачу.
Композиционно роман состоит из следующих частей:
- 1 глава — расширенная экспозиция (знакомство с Онегиным)
- 2 глава — завязка сюжетной линии«Онегин — Ленский» (знакомство Евгения и Владимира)
- 3 глава — завязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (знакомство Евгения и Татьяны, письмо Татьяны)
- 4 глава — развитие событий (отказ Татьяне)
- 5 глава — развитие событий (день рождения Татьяны)
- 6 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Ленский» (Евгений убивает Владимира на дуэли)
- 7 глава — развитие событий (Евгений уезжает в путешествие, Татьяна уезжает в Москву)
- 8 глава — кульминация и развязка сюжетной линии «Онегин — Татьяна» (встреча героев, признание Евгения и отказ Татьяны).
Видео:Евгений Онегин. 4 глава. Краткое содержаниеСкачать
Интегративный урок (литература + математика) по теме «Изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Система образов, авторские отступления и композиция в геометрических фигурах. Гексаграмма, октограмма и числа Фибоначчи»
I. Гексаграмма в системе образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Связь с авторскими отступлениями.
- А. С. Пушкин и масонство.
- Гексаграмма – символ Закона Аналогии.
- «Нижний» треугольник: Татьяна, Ленский, Онегин.
- «Верхний» треугольник: философские раздумья, описания природы, лирические зарисовки.
- Роль Автора – повествователя.
- Дуги, соединяющие три последовательных луча, в центре которых – один из героев.
- Гексаграмма – символ противоречивой природы человека.
II. Октограмма в композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Числа Фибоначчи.
- Октограмма – восьмилучевая звезда, олицетворение созидания
и плодородия. - Соответствие восьми лучей октограммы восьми главам романа.
- Числа Фибоначчи: главы 3, 5, 8.
- Загадка числа 5.
- Особенность безотрывного начертания октограммы.
- Комментарии к числу Фибоначчи – 21.
- Единое Энергоинформационное Поле Вселенной и интуиция поэта.
Цели интегративного урока.
- Обучающая: приобретение системных качественных знаний по математике (геометрические фигуры: гексаграмма и октограмма, числа Фибоначчи);
и литературе (система образов, авторские отступления и композиция романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»); - Развивающая: всестороннее развитие личности старшеклассников, усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов в свете гуманитарных и политехнических дисциплин;
- Воспитывающая: расширение круга интересов, воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной.
Гексаграмма в системе образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Связь с авторскими отступлениями.
Известно, что великий поэт А. С. Пушкин являлся членом тайной масонской ложи «Мёртвая голова», открытой в Москве в 1809-1810 годах и имевшей отделение в Петербурге. В состав ложи входили и поэты, и близкие друзья Пушкина: князь П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, А. И. Тургенев, композитор М. Ю. Виельгорский.
Члены ложи носили массивный перстень с изображением черепа, как знак, подтверждающий их принадлежность к «Мёртвой голове». В повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» молодой барин Алексей Берестов «носил чёрное кольцо с изображением мёртвой головы».
Естественно, что все символы масонства (братства вольных каменщиков) были хорошо известны А. С. Пушкину. Например, гексаграмма — древний символ Закона Аналогии, выраженный в виде шестиконечной звезды, так называемой Соломоновой Печати.
Гексаграмма – это шестиконечная звезда, составленная двумя полярными равносторонними треугольниками. Это сложная и цельная симметрическая форма, в которой шесть маленьких отдельных треугольников группируются вокруг большого центрального шестиугольника. В результате образуется звезда, хотя два первоначальных равносторонних треугольника сохраняют свою индивидуальность.
Приступим к построению данной геометрической фигуры, а именно, шестиугольника ABCDMN. Чтобы точки A,B,C,D,M,N гексаграммы были удалены друг от друга на одинаковое расстояние, необходимо, чтобы они стали вершинами правильного шестиугольника. А6 = R (радиус описанного круга). Шесть точек на окружности находим тем же раствором циркуля.
AB = BC = CD = DM = MN. Построим два правильных треугольника MAC = NDB. Треугольник MAC – правильный, так как его сторонами являются хорды, стягивающие одинаковые дуги AC = CM = MA. Треугольники MAC и NDB равны, так как стороны их равны: AC = CM = MA = NB = BD = DN;
Итак, мы построили правильный шестиугольник, который на языке масонов символизирует абсолютный Закон Аналогии, выражаемый мистической формулой: «То, что внизу, подобно тому, что вверху».
Треугольник, обращённый вершиной вверх, — небесный символ, а обращённый вершиной вниз – символ земной. Вместе они – символ человека, объединяющего эти два мира. Встреча двух треугольников символизирует союз духа и материи. Именно в этом магическая сила Печати Соломона.
Теперь распределим по вершинам «нижнего» треугольника трёх главных героев романа: Ленского, Онегина и Татьяну. Автора поместим в центр внутреннего шестиугольника. Треугольник с вершиной вниз – женский символ, поэтому нижняя вершина соответствует героине.
По вершинам треугольника с вершиной вверх распределим авторские отступления: лирические зарисовки, философские раздумья и описание природы. А теперь сведём всё воедино, и получится следующий чертёж:
Три главных героя объединены в единый треугольник, так как они представляют дворянство России I половины 19 века:
Онегин – «высший свет»,
Ленский – просвещённое дворянство;
Татьяна – патриархальное дворянство.
Эти же три героя являют собой определённый нравственный, духовный литературный тип:
Онегин – холодный эгоист, сухой реалист;
Ленский – романтик-идеалист;
Татьяна – идеал «русской души».
Все три героя объединены ещё одним действующим лицом – Автором, который делится с читателями своими мыслями и чувствами, рассуждает о нравах и морали общества. Автор – повествователь связан с каждым из своих героев; он для каждого из них:
- Спутник Онегина («Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы»; «Онегин был готов со мною увидеть чуждые страны»)
- Он – антипод Ленского – поэта («Так он писал темно и вяло, что романтизмом мы зовём, хоть романтизма тут нимало не вижу я…»)
- Защитник «Татьяны милой» («Друзья мои, я так люблю Татьяну милую мою»).
Онегин, именем которого назван роман, «испытывается» Автором дважды: любовью (Онегин — Татьяна) и дружбой (Онегин – Ленский). И оба эти испытания герой не выдержал: любовь Татьяны отверг («Свою постылую свободу… потерять не захотел»), дружбу не сберёг («поэт убит приятельской рукою»).
В трагической истории с дуэлью Онегин стал заложником «общественного мненья», которое он так презирал.
Обратим своё внимание на гексаграмму. Дуга, соединяющая Онегина
и Ленского, проходит через вершину «Философские раздумья». Казалось бы, нет более не похожих друг на друга молодых людей, чем наши герои: Онегин – разочарованный скептик, Ленский – восторженный мечтатель. Однако у них есть немало общего, а именно, философские раздумья.
Меж ними всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племён минувших договоры, —
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду, —
Всё подвергалось их суду.
Оба героя имеют кумиров: Онегин – Байрона и Наполеона, Ленский – Шиллера и Канта. Но ни чувствительный романтик Ленский, ни рационалист Онегин не являются для Пушкина идеалом человеческой гармонии. Поэтому итог их жизни печален: Ленский убит на дуэли в 18 лет, а Онегин, убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не сумел.
«Милым идеалом» Автора является Татьяна Ларина. Он не скрывает своей любви к героине. Она дорога ему своей искренностью, глубиной переживаний, простодушием, преданностью в любви, близостью к родной природе.
Дуга, соединяющая Татьяну и Ленского, проходит через вершину «Описание природы». Оба любят природу всей душой:
Ленский рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звёзды, и луну.
Татьяна …. Любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звёзд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет…
Автор с грустью пишет о ранней кончине юного поэта и дважды приводит читателя на его могилу (в 6 и 7 главах). И оба раза о смерти юноши грустит с читателем природа.
Есть место: влево от селенья,
Где жил питомец вдохновенья,
Две сосны корнями срослись;
Под ними струйки извились
Ручья соседственной долины..
Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.
Там соловей, весны любовник,
Всю ночь поёт; цветёт шиповник,
И слышен говор ключевой, —
Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых…
Татьяна со слезами прощается с родными местами, уезжая в Москву:
Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, весёлая природа;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует.
Именно близость к природе роднит этих героев с Автором – повествователем («Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой»).
Характер Татьяны, так же как и характер Онегина, дан в развитии. Скромная деревенская барышня превращается в величественную княгиню, «законодательницу зал», которой «старушки улыбались», и «мужчины ловили взор её очей». Эти разительные внешние перемены не изменили суть характера героини: «Всё тихо, просто было в ней».
Изменился и Онегин. В начале романа он – разочарованный циник («Он застрелиться, слава Богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел»).
В конце повествования – влюблённый, страдающий молодой человек:
Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну, как дитя, влюблён;
В тоске любовных помышлений
И день, и ночь проводит он…
За ней он гонится, как тень…
Бледнеть Онегин начинает…
Онегин сохнет – и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Теперь уже искренние чувства героя остаются без ответа, как когда-то чувства героини.
Итак, мы рассмотрели систему образов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», представив её в виде гексаграммы, составленной из двух противоположно направленных друг к другу равносторонних треугольников. Верхний треугольник – символ Солнца, духовности, добра; нижний – символ Луны, приземлённости, зла.
Соединение двух треугольников в шестиконечную звезду символизирует противоречивую природу человека. Пушкин не старается изобразить своих героев ни воплощением порока, ни «совершенства образцом». У него нет готового ответа на все вопросы об их судьбах, характерах, чувствах. Читатель сам додумает дальнейшую судьбу Онегина и Татьяны, соотнеся их с собственной жизнью, опытом и взглядами.
Октограмма в композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Числа Фибоначчи.
Известно, что в окончательном варианте печатного издания романа
А. С. Пушкина «Евгений Онегин» восемь глав, поэтому количеству глав соответствует геометрическая фигура октограмма – восьмилучевая звезда (8 – число Фибоначчи).
Построить её несложно.
Для этого начертим квадрат. Каждую сторону квадрата разделим на три части (3 – число Фибоначчи). Точки деления обозначим буквами: A, B, C, D, E, K, L, M. Противолежащие точки соединим параллельными линиями, в результате чего данный квадрат разделится на девять равных малых квадратов. В центральном малом квадрате разместим Автора – повествователя романа А. С. Пушкина, так как Автор присутствует в каждой из восьми глав и как действующее лицо, и как сторонний наблюдатель, и как сопереживающий героям свидетель. Далее начертим ещё две пары параллельных прямых.
Соединим точки А и D; М и Е; затем точки В и L; С и К. Получилась восьмилучевая звезда (октограмма) АВСDKELM.
Эта геометрическая фигура олицетворяет созидание и плодородие. Роман «Евгений Онегин» созидает непреходящие человеческие ценности – Любовь
и Верность. Последние слова Татьяны Лариной («Но я другому отдана, я буду век ему верна») – доказательство этой мысли.
Обозначим цифрами по порядку все восемь лучей соответственно восьми главам романа (по часовой стрелке). Из черновиков Пушкина выпишем название каждой главы:
- «Хандра» (Онегин в Петербурге)
- «Поэт» (Владимир Ленский и Евгений Онегин в деревне)
- «Барышня» (письмо Татьяны к Онегину)
- «Деревня» («картины счастливой любви» Ольги и Ленского)
- «Именины» (пророческий сон Татьяны)
- «Поединок» (дуэль и смерть Ленского)
- «Москва» (ярмарка невест)
- «Петербург» (письмо Онегина к Татьяне)
Отметим числа Фибоначчи в последовательности глав: глава 3 – письмо; глава 8 – письмо; глава 5 – сон. На чертеже наглядно видно, как глава 8 соединяется прямыми с главами 3 и 5. Числовая последовательность 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 .. получила название чисел Фибоначчи. Легко заметить, что третий член последовательности получается из первого и второго членов путём сложения; четвёртый – путём сложения второго и третьего; пятый – сложением третьего и четвёртого, то есть каждый новый член, кроме первого и второго, получается путём сложения двух предшествующих ему членов.
Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в главах 3 и 8 (встреча – письмо – объяснение). О главе 5 поговорим отдельно. Письмо 5 поистине загадочно. Поясним на чертеже.
Октограмма – такая геометрическая фигура, которую можно начертить, не отрывая карандаша от бумаги, двумя способами. Последовательность обозначим цифрами (I вариант – арабскими цифрами; II вариант – цифрами римскими). Дважды повторяется цифра пять в арабском и римском вариантах. Кроме того, эта же цифра падает на тот же луч, обозначающий главу 5
в композиции романа.
Если глава 3 – это завязка в композиции романа (знакомство Татьяны и Онегина), то глава 8 – развязка (расставание). Глава 5 – своеобразное предсказание кульминации и развязки. В пятой главе есть вещий сон Татьяны.
В нём – предсказание кровавой развязки поединка между Онегиным и Ленским:
Спор громче, громче; вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский …
Глава 6 – кульминация романа:
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен:
Дымясь, из раны кровь текла.
В пятой главе есть предсказание замужества Татьяны. В её вещем сне ей предлагает «руку» медведь: Большой взъерошенный медведь…
Лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась…
В народном сознании медведя называют «генералом Топтыгиным». Муж Татьяны оказался генералом.
Числа Фибоначчи ещё раз встречаются в композиции романа следующим образом: первая, седьмая и восьмая главы – всего 3 главы – описывают события в двух столицах – в Москве и Петербурге. Остальные 5 глав – в деревне.
Последовательность чисел Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…
В главе 7 – 55 строф (число Фибоначчи). «Онегинская строфа» состоит из 14 строк (число, близкое к числу 13 Фибоначчи).
Обратим внимание ещё на одно число Фибоначчи – 21. В каждой из глав найдём 21 строфу и убедимся в важности этой строфы для героев романа.
Глава 1, строфа 21 – хандра Онегина выражается в его приговоре театру и балету:
«Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
Глава 2, строфа 21 – любовь Ленского и Ольги ни у кого не вызывает сомнений: влюблённые, конечно же, поженятся:
И детям прочили венцы
Друзья – соседы, их отцы.
Глава 3, строфа 21 – решение Татьяны первой признаться в любви Онегину, написав письмо и презрев условности света:
Письмо готово, сложено…
Татьяна! Для кого ж оно?
Глава 4, строфа 21 – размышления Автора о непредсказуемости Любви: искренняя любовь Татьяны останется без ответа, легкомысленная Ольга быстро забудет погибшего жениха, так преданно её любившего:
Так ваша верная подруга
Бывает вмиг увлечена:
Любовью шутит сатана.
Глава 5, строфа 21 – вещий сон Татьяны пророчит гибель Ленского:
Вдруг Евгений
Хватает длинный нож, и вмиг
Повержен Ленский…
Глава 6, строфа 21 – предчувствие Ленским своей гибели в ночь перед дуэлью:
Глава 7, строфа 21 – после посещения дома Онегина и чтения его книг Татьяне «Открылся мир иной».
Глава 8, строфа 21 – пробуждение души главного героя после встречи с Татьяной в Петербурге:
Что с ним? В каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? Суетность? Иль вновь
Забота юности – любовь?
Таким образом, не зная математики и «проливая слёзы над геометрией», Пушкин гениально «открыл» в своём стихотворном романе математические законы Вселенной и геометрическую симметрию композиции произведения. «Подключаясь» к Единому Энергоинформационному Полю, черпая знания из источника Мирового Разума, великий поэт интуитивно проник в тайны Вселенной. А нам дано раскрыть эти тайны.
📺 Видео
Краткое содержание - Евгений ОнегинСкачать
«Евгений Онегин»: краткое содержаниеСкачать
"Евгений Онегин" / Полное краткое содержание и разборСкачать
Урок 4 Жанр и композиция романа "Евгений Онегин"Скачать
Евгений Онегин. Александр ПушкинСкачать
ВЫЖИМКА ДЛЯ СОЧИНЕНИЙ! ЕВГЕНИЙ ОНЕГИНСкачать
Евгений Онегин. Александр Пушкин. Читает Иннокентий Смоктуновский (1981-82)Скачать
Евгений Онегин Роман Пушкин АудиокнигиСкачать
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | Русская литература 9 класс #24 | ИнфоурокСкачать
Как правильно читать «Евгения Онегина»?Скачать
Евгений Онегин: самые популярные вопросыСкачать
Краткий пересказ А.Пушкин "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" по главамСкачать
А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Читает Иннокентий Смоктуновский (Аудиокнига)Скачать
Тайные знаки Пушкина в романе "Евгений Онегин". Михаил КазиникСкачать
Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина | Русская литература 9 класс #25 | ИнфоурокСкачать
«Евгений Онегин». А.С. Пушкин. Роман в стихах. Главы 1-2. Читает Владимир Антоник. АудиокнигаСкачать
А.С.Пушкин "Евгений Онегин". Глава первая. Читает С.Юрский (1967)Скачать
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИНСкачать