Коэффициент трения при движении по окружности

Как найти коэффициент трения

Приводим 2 варианта нахождения коэффициента трения — зная силу трения и массу тела или зная угол наклона. Для обоих вариантов вы найдете удобные калькуляторы и формулы для расчета.

Следует помнить, что коэффициент трения (μ) величина безразмерная, то есть не имеет единицы измерения.

Коэффициент трения зависит от качества обработки трущихся поверхностей, скорости движения тел относительно друг друга и материала соприкасающихся поверхностей. В большинстве случаев коэффициент трения находится в пределах от 0,1 до 0,5 (см. таблицу).

Видео:Урок 89. Движение по окружности (ч.1)Скачать

Урок 89. Движение по окружности (ч.1)

Через силу трения и массу

Коэффициент трения при движении по окружности

Формула для нахождения коэффициента трения по силе трения и массе тела:

<mu= dfrac<F_>> , где μ — коэффициент трения, Fтр — сила трения, m — масса тела, g — ускорение свободного падения.

Видео:Урок 39 (осн). Сила трения. Коэффициент тренияСкачать

Урок 39 (осн). Сила трения. Коэффициент трения

Через угол наклона

Коэффициент трения при движении по окружности

Формула для нахождения коэффициента трения по углу наклона поверхности:

, где μ — коэффициент трения, α — угол наклона поверхности скольжения.

Видео:Физика - движение по окружностиСкачать

Физика - движение по окружности

Асламазов Л.Г. Движение по окружности // Квант

Асламазов Л.Г. Движение по окружности // Квант. — 1972. — № 9. — С. 51-57.

По специальной договоренности с редколлегией и редакцией журнала «Квант»

Для описания движения по окружности наряду с линейной скоростью вводят понятие угловой скорости. Если точка при движении по окружности за время Δt описывает дугу, угловая мера которой Δφ, то угловая скорость Коэффициент трения при движении по окружности.

Угловая скорость ω связана с линейной скоростью υ соотношением υ = ω·r, где r — радиус окружности, по которой движется точка (рис. 1). Понятие угловой скорости особенно удобно для описания вращения твердого тела вокруг оси. Хотя линейные скорости у точек, находящихся на разном расстоянии от оси, будут неодинаковыми, их угловые скорости будут равны, и можно говорить об угловой скорости вращения тела в целом.

Коэффициент трения при движении по окружности

Задача 1. Диск радиуса r катится без проскальзывания по горизонтальной плоскости. Скорость центра диска постоянная и равна υп. С какой угловой скоростью при этом вращается диск?

Каждая точка диска участвует в двух движениях — в поступательном движении со скоростью υп вместе с центром диска и во вращательном движении вокруг центра с некоторой угловой скоростью ω.

Для нахождения ω воспользуемся отсутствием проскальзывания, то есть тем, что в каждый момент времени скорость точки диска, соприкасающейся с плоскостью, равна нулю. Это означает, что для точки А (рис. 2) скорость поступательного движения υп равна по величине и противоположна по направлению линейной скорости вращательного движения υвр = ω·r. Отсюда сразу получаем Коэффициент трения при движении по окружности.

Коэффициент трения при движении по окружности

Задача 2. Найти скорости точек В, С и D того же диска (рис. 3).

Коэффициент трения при движении по окружности

Рассмотрим вначале точку В. Линейная скорость ее вращательного движения направлена вертикально вверх и равна Коэффициент трения при движении по окружности, то есть по величине равна скорости поступательного движения, которая, однако, направлена горизонтально. Складывая векторно эти две скорости, находим, что результирующая скорость υB по величине равна Коэффициент трения при движении по окружностии образует угол 45º с горизонтом. У точки С скорости вращательного и поступательного движения направлены в одну сторону. Результирующая скорость υC равна 2υп и направлена горизонтально. Аналогично находится и скорость точки D (см. рис. 3).

Даже в том случае, когда скорость точки, движущейся по окружности, не меняется по величине, точка имеет некоторое ускорение, так как меняется направление вектора скорости. Это ускорение называется центростремительным. Оно направлено к центру окружности и равно Коэффициент трения при движении по окружности(R — радиус окружности, ω и υ — угловая и линейная скорости точки).

Если же скорость точки, движущейся по окружности, меняется не только по направлению, но и по величине, то наряду с центростремительным ускорением существует и так называемое тангенциальное ускорение. Оно направлено по касательной к окружности и равно отношению Коэффициент трения при движении по окружности(Δυ — изменение величины скорости за время Δt).

Задача 3. Найти ускорения точек А, В, С и D диска радиуса r, катящегося без проскальзывания по горизонтальной плоскости. Скорость центра диска постоянна и равна υп (рис. 3).

В системе координат, связанной с центром диска, диск вращается с угловой скоростью ω, а плоскость движется поступательно со скоростью υп. Проскальзывание между диском и плоскостью отсутствует, следовательно, Коэффициент трения при движении по окружности. Скорость поступательного движения υп не меняется, поэтому угловая скорость вращения диска постоянная и точки диска имеют только центростремительное ускорение Коэффициент трения при движении по окружности, направленное к центру диска. Так как система координат движется без ускорения (с постоянной скоростью υп), то в неподвижной системе координат ускорения точек диска будут теми же.

Перейдем теперь к задачам на динамику вращательного движения. Вначале рассмотрим простейший случай, когда движение по окружности происходит с постоянной скоростью. Так как ускорение тела при этом направлено к центру, то и векторная сумма всех сил, приложенных к телу, должна быть тоже направлена к центру, и по II закону Ньютона Коэффициент трения при движении по окружности.

Следует помнить, что в правую часть этого уравнения входят только реальные силы, действующие на данное тело со стороны других тел. Никакой центростремительной силы при движении по окружности не возникает. Этим термином пользуются просто для обозначения равнодействующей сил, приложенных к телу, движущемуся по окружности. Что касается центробежной силы, то она возникает только при описании движения по окружности в неинерциальной (вращающейся) системе координат. Мы пользоваться здесь понятием центростремительной и центробежной силы вообще не будем.

Задача 4. Определить наименьший радиус закругления дороги, которое автомобиль может пройти при скорости υ = 70 км/ч и коэффициенте трения шин о дорогу k =0,3.

На автомобиль действуют сила тяжести Р = m·g, сила реакции дороги N и сила трения Fтp между шинами автомобиля и дорогой. Силы Р и N направлены вертикально и равны по величине: P = N. Сила трения, препятствующая проскальзыванию («заносу») автомобиля, направлена к центру поворота и сообщает центростремительное ускорение: Коэффициент трения при движении по окружности. Максимальное значение силы трения Fтр max = k·N = k·m·g, поэтому минимальное значение радиуса окружности, по которой еще возможно движение со скоростью υ, определяется из уравнения Коэффициент трения при движении по окружности. Отсюда Коэффициент трения при движении по окружности(м).

Сила реакции дороги N при движении автомобиля по окружности не проходит через центр тяжести автомобиля. Это связано с тем, что ее момент относительно центра тяжести должен компенсировать момент силы трения, стремящийся опрокинуть автомобиль. Величина силы трения тем больше, чем больше скорость автомобиля Коэффициент трения при движении по окружности. При некотором значении скорости момент силы трения превысит момент силы реакции и автомобиль опрокинется.

Задача 5. При какой скорости автомобиль, движущийся по дуге окружности радиуса R = 130 м, может опрокинуться? Центр тяжести автомобиля находится на высоте h = 1 м над дорогой, ширина следа автомобиля l = 1,5 м (рис. 4).

Коэффициент трения при движении по окружности

В момент опрокидывания автомобиля как сила реакции дороги N, так и сила трения Fтp приложены к «внешнему» колесу. При движении автомобиля по окружности со скоростью υ на него действует сила трения Коэффициент трения при движении по окружности. Эта сила создает момент относительно центра тяжести автомобиля Коэффициент трения при движении по окружности. Максимальный момент силы реакции дороги N = m·g относительно центра тяжести равен Коэффициент трения при движении по окружности(в момент опрокидывания сила реакции проходит через внешнее колесо). Приравнивая эти моменты, найдем уравнение для максимальной скорости, при которой автомобиль еще не опрокинется:

Коэффициент трения при движении по окружности

Откуда Коэффициент трения при движении по окружности≈ 30 м/с ≈ 110 км/ч.

Чтобы автомобиль мог двигаться с такой скоростью, необходим коэффициент трения Коэффициент трения при движении по окружности(см. предыдущую задачу).

Аналогичная ситуация возникает при повороте мотоцикла или велосипеда. Сила трения, создающая центростремительное ускорение, имеет момент относительно центра тяжести, стремящийся опрокинуть мотоцикл. Поэтому для компенсации этого момента моментом силы реакции дороги мотоциклист наклоняется в сторону поворота (рис. 5).

Задача 6. Мотоциклист едет по горизонтальной дороге со скоростью υ = 70 км/ч, делая поворот радиусом R = 100 м. На какой угол α к горизонту он должен при этом наклониться, чтобы не упасть?

Сила трения между мотоциклом и дорогой Коэффициент трения при движении по окружности, так как она сообщает мотоциклисту центростремительное ускорение. Сила реакции дороги N = m·g. Условие равенства моментов силы трения и силы реакции относительно центра тяжести дает уравнение: Fтp·l·sin α = N·l·cos α, где l — расстояние ОА от центра тяжести до следа мотоцикла (см. рис. 5).

Коэффициент трения при движении по окружности

Подставляя сюда значения Fтp и N, находим что Коэффициент трения при движении по окружностиили Коэффициент трения при движении по окружности. Отметим, что равнодействующая сил N и Fтp при этом угле наклона мотоцикла проходит через центр тяжести, что и обеспечивает равенство нулю суммарного момента сил N и Fтp.

Для того, чтобы увеличить скорость движения по закруглению дороги, участок дороги на повороте делают наклонным. При этом в создании центростремительного ускорения, кроме силы трения, участвует и сила реакции дороги.

Задача 7. С какой максимальной скоростью υ может двигаться автомобиль по наклонному треку с углом наклона α при радиусе закругления R и коэффициенте трения шин о дорогу k?

На автомобиль действуют сила тяжести m·g, сила реакции N, направленная перпендикулярно плоскости трека, и сила трения Fтp, направленная вдоль трека (рис. 6).

Коэффициент трения при движении по окружности

Так как нас не интересуют в данном случае моменты сил, действующих на автомобиль, мы нарисовали все силы приложенными к центру тяжести автомобиля. Векторная сумма всех сил должна быть направлена к центру окружности, по которой движется автомобиль, и сообщать ему центростремительное ускорение. Поэтому сумма проекций сил на направление к центру (горизонтальное направление) равна Коэффициент трения при движении по окружности, то есть

Коэффициент трения при движении по окружности

Сумма проекций всех сил на вертикальное направление равна нулю:

Подставляя в эти уравнения максимальное возможное значение силы трения Fтp = k·N и исключая силу N, находим максимальную скорость Коэффициент трения при движении по окружности, с которой еще возможно движение по такому треку. Это выражение всегда больше значения Коэффициент трения при движении по окружности, соответствующего горизонтальной дороге.

Разобравшись с динамикой поворота, перейдем к задачам на вращательное движение в вертикальной плоскости.

Задача 8. Автомобиль массы m = 1,5 т движется со скоростью υ = 70 км/ч по дороге, показанной на рисунке 7. Участки дороги АВ и ВС можно считать дугами окружностей радиуса R = 200 м, касающимися друг друга в точке В. Определить силу давления автомобиля на дорогу в точках А и С. Как меняется сила давления при прохождении автомобилем точки В?

Коэффициент трения при движении по окружности

В точке А на автомобиль действуют сила тяжести Р = m·g и сила реакции дороги NA. Векторная сумма этих сил должна быть направлена к центру окружности, то есть вертикально вниз, и создавать центростремительное ускорение: Коэффициент трения при движении по окружности, откуда Коэффициент трения при движении по окружности(Н). Сила давления автомобиля на дорогу равна по величине и противоположна по направлению силе реакции. В точке С векторная сумма сил направлена вертикально вверх: Коэффициент трения при движении по окружностии Коэффициент трения при движении по окружности(Н). Таким образом, в точке А сила давления меньше силы тяжести, а в точке С — больше.

В точке В автомобиль переходит с выпуклого участка дороги на вогнутый (или наоборот). При движении по выпуклому участку проекция силы тяжести на направление к центру должна превышать силу реакции дороги NB1, причем Коэффициент трения при движении по окружности. При движении по вогнутому участку дороги, наоборот, сила реакции дороги NВ2 превосходит проекцию силы тяжести: Коэффициент трения при движении по окружности.

Из этих уравнений получаем, что при прохождении точки В сила давления автомобиля на дорогу меняется скачком на величину Коэффициент трения при движении по окружности≈ 6·10 3 Н. Разумеется, такие ударные нагрузки действуют разрушающе как на автомобиль, так и на дорогу. Поэтому дороги и мосты всегда стараются делать так, чтобы их кривизна менялась плавно.

При движении автомобиля по окружности с постоянной скоростью сумма проекций всех сил на направление, касательное к окружности, должна быть равна нулю. В нашем случае касательная составляющая силы тяжести уравновешивается силой трения между колесами автомобиля и дорогой.

Величина силы трения регулируется вращательным моментом, прикладываемым к колесам со стороны мотора. Этот момент стремится вызвать проскальзывание колес относительно дороги. Поэтому возникает сила трения, препятствующая проскальзыванию и пропорциональная приложенному моменту. Максимальное значение силы трения равно k·N, где k — коэффициент трения между шинами автомобиля и дорогой, N — сила давления на дорогу. При движении автомобиля вниз сила трения играет роль тормозящей силы, а при движении вверх, наоборот, роль силы тяги.

Задача 9. Автомобиль массой m = 0,5 т, движущийся со скоростью υ = 200 км/ч, совершает «мертвую петлю» радиуса R = 100 м (рис. 8). Определить силу давления автомобиля на дорогу в верхней точке петли А; в точке В, радиус-вектор которой составляет угол α = 30º с вертикалью; в точке С, в которой скорость автомобиля направлена вертикально. Возможно ли движение автомобиля по петле с такой постоянной скоростью при коэффициенте трения шин о дорогу k = 0,5?

Коэффициент трения при движении по окружности

В верхней точке петли сила тяжести и сила реакции дороги NA направлены вертикально вниз. Сумма этих сил создает центростремительное ускорение: Коэффициент трения при движении по окружности. Поэтому Коэффициент трения при движении по окружностиН.

Сила давления автомобиля на дорогу равна по величине и противоположна по направлению силе NА.

В точке В центростремительное ускорение создается суммой силы реакции и проекции силы тяжести на направление к центру: Коэффициент трения при движении по окружности. Отсюда Коэффициент трения при движении по окружностиН.

Легко видеть, что NB > NA; с увеличением угла α сила реакции дороги увеличивается.

В точке С сила реакции Коэффициент трения при движении по окружностиН; центростремительное ускорение в этой точке создается только силой реакции, а сила тяжести направлена по касательной. При движении по нижней части петли сила реакции будет превышать Коэффициент трения при движении по окружностии максимальное значение Коэффициент трения при движении по окружностиН сила реакции имеет в точке D. Значение Коэффициент трения при движении по окружности, таким образом, является минимальным значением силы реакции.

Скорость автомобиля будет постоянной, если касательная составляющая силы тяжести не превышает максимальной силы трения k·N во всех точках петли. Это условие заведомо выполняется, если минимальное значение Коэффициент трения при движении по окружностипревосходит максимальное значение касательной составляющей силы веса. В нашем случае это максимальное значение равно m·g (оно достигается в точке С), и условие Коэффициент трения при движении по окружностивыполняется при k = 0,5, υ = 200 км/ч, R = 100 м.

Таким образом, в нашем случае движение автомобиля по «мертвой петле» с постоянной скоростью возможно.

Рассмотрим теперь движение автомобиля по «мертвой петле» с выключенным мотором. Как уже отмечалось, обычно момент силы трения противодействует моменту, приложенному к колесам со стороны мотора. При движении автомобиля с выключенным мотором этого момента нет, и силой трения между колесами автомобиля и дорогой можно пренебречь.

Скорость автомобиля уже не будет постоянной — касательная составляющая силы тяжести замедляет или ускоряет движение автомобиля по «мертвой петле». Центростремительное ускорение тоже будет меняться. Создается оно, как обычно, равнодействующей силы реакции дороги и проекции силы тяжести на направление к центру петли.

Задача 10. Какую наименьшую скорость должен иметь автомобиль в нижней точке петли D (см. рис. 8) для того, чтобы совершить ее с выключенным мотором? Чему будет равна при этом сила давления автомобиля на дорогу в точке В? Радиус петли R = 100 м, масса автомобиля m = 0,5 т.

Посмотрим, какую минимальную скорость может иметь автомобиль в верхней точке петли А, чтобы продолжать двигаться по окружности?

Центростремительное ускорение в этой точке дороги создается суммой силы тяжести и силы реакции дороги Коэффициент трения при движении по окружности. Чем меньшую скорость имеет автомобиль, тем меньшая возникает сила реакции NA. При значении Коэффициент трения при движении по окружностиэта сила обращается в нуль. При меньшей скорости сила тяжести превысит значение, необходимое для создания центростремительного ускорения, и автомобиль оторвется от дороги. При скорости Коэффициент трения при движении по окружностисила реакции дороги обращается в нуль только в верхней точке петли. В самом деле, скорость автомобиля на других участках петли будет большей, и как легко видеть из решения предыдущей задачи, сила реакции дороги тоже будет большей, чем в точке А. Поэтому, если автомобиль в верхней точке петли имеет скорость Коэффициент трения при движении по окружности, то он нигде не оторвется от петли.

Теперь определим, какую скорость должен иметь автомобиль в нижней точке петли D, чтобы в верхней точке петли А его скорость Коэффициент трения при движении по окружности. Для нахождения скорости υD можно воспользоваться законом сохранения энергии, как если бы автомобиль двигался только под действием силы тяжести. Дело в том, что сила реакции дороги в каждый момент направлена перпендикулярно перемещению автомобиля, а, следовательно, ее работа равна нулю (напомним, что работа ΔA = F·Δs·cos α, где α — угол между силой F и направлением перемещения Δs). Силой трения между колесами автомобиля и дорогой при движении с выключенным мотором можно пренебречь. Поэтому сумма потенциальной и кинетической энергии автомобиля при движении с выключенным мотором не меняется.

Приравняем значения энергии автомобиля в точках А и D. При этом будем отсчитывать высоту от уровня точки D, то есть потенциальную энергию автомобиля в этой точке будем считать равной нулю. Тогда получаем

Коэффициент трения при движении по окружности

Подставляя сюда значение Коэффициент трения при движении по окружностидля искомой скорости υD, находим: Коэффициент трения при движении по окружности≈ 70 м/с ≈ 260 км/ч.

Если автомобиль въедет в петлю с такой скоростью, то он сможет совершить ее с выключенным мотором.

Определим теперь, с какой силой при этом автомобиль будет давить на дорогу в точке В. Скорость автомобиля в точке В опять легко находится из закона сохранения энергии:

Коэффициент трения при движении по окружности

Подставляя сюда значение Коэффициент трения при движении по окружности, находим, что скорость Коэффициент трения при движении по окружности.

Воспользовавшись решением предыдущей задачи, по заданной скорости находим силу давления в точке B:

Коэффициент трения при движении по окружностиН.

Аналогично можно найти силу давления в любой другой точке «мертвой петли».

1. Найти угловую скорость искусственного спутника Земли, вращающегося по круговой орбите с периодом обращения Т = 88 мин. Найти линейную скорость движения этого спутника, если известно, что его орбита расположена на расстоянии R = 200 км от поверхности Земли.

2. Диск радиуса R помещен между двумя параллельными рейками. Рейки движутся со скоростями υ1 и υ2. Определить угловую скорость вращения диска и скорость его центра. Проскальзывание отсутствует.

3. Диск катится по горизонтальной поверхности без проскальзывания. Показать, что концы векторов скоростей точек вертикального диаметра находятся на одной прямой.

4. Самолет движется по окружности с постоянной горизонтальной скоростью υ = 700 км/час. Определить радиус R этой окружности, если корпус самолета наклонен на угол α = 5°.

5. Груз массы m = 100 г, подвешенный на нити длины l = 1 м, равномерно вращается по кругу в горизонтальной плоскости. Найти период обращения груза, если при его вращении нить отклонена по вертикали на угол α = 30°. Определить также натяжение нити.

6. Автомобиль движется со скоростью υ = 80 км/ч по внутренней поверхности вертикального цилиндра радиуса R = 10 м по горизонтальному кругу. При каком минимальном коэффициенте трения между шинами автомобиля и поверхностью цилиндра это возможно?

7. Груз массой m подвешен на нерастяжимой нити, максимально возможное натяжение которой равно 1,5m·g. На какой максимальный угол α можно отклонить нить от вертикали, чтобы при дальнейшем движении груза нить не оборвалась? Чему будет равно при этом натяжение нити в тот момент, когда нить составит угол α/2 с вертикалью?

I. Угловая скорость искусственного спутника Земли Коэффициент трения при движении по окружности≈ 0,071 рад/с. Линейная скорость спутника υ = ω·R. где R — радиус орбиты. Подставляя сюда R = R3 + h, где R3 ≈ 6400 км, находим υ ≈ 467 км/с.

2. Здесь возможны два случая (рис. 1). Если угловая скорость диска ω, а скорость его центра υ, то скорости точек, соприкасающихся с рейками, будут соответственно равны

(Мы приняли для определенности, что υ1 > υ2). Решая эти системы, находим:

а)Коэффициент трения при движении по окружности

б) Коэффициент трения при движении по окружности

Коэффициент трения при движении по окружности

3. Скорость любой точки М, лежащей на отрезке ОВ (см. рис. 2), находится по формуле υM = υ + ω·rM, где rM — расстояние от точки М до центра диска О. Для любой точки N, принадлежащей отрезку ОА, имеем: υN = υ – ω·rN, где rN — расстояние от точки N до центра. Обозначим через ρ расстояние от любой точки диаметра ВА до точки А соприкосновения диска с плоскостью. Тогда очевидно, что rM = ρ – R и rN = R – ρ = –(ρ – R). где R — радиус диска. Поэтому скорость любой точки на диаметре ВА находится по формуле: υρ = υ + ω·(ρ – R). Так как диск катится без проскальзывания, то Коэффициент трения при движении по окружностии для скорости υρ получаем υρ = ω·ρ. Отсюда следует, что концы векторов скоростей находятся на прямой, выходящей из точки А и наклоненной к диаметру ВА под углом, пропорциональным угловой скорости вращения диска ω.

Коэффициент трения при движении по окружности

Доказанное утверждение позволяет нам сделать вывод, что сложное движение точек, находящихся на диаметре ВА, можно в каждый данный момент рассматривать как простое вращение вокруг неподвижной точки А с угловой скоростью ω, равной угловой скорости вращения вокруг центра диска. В самом деле, в каждый момент скорости этих точек направлены перпендикулярно диаметру ВА, а по величине равны произведению ω на расстояние до точки А.

Оказывается, что это утверждение справедливо для любой точки диска. Более того, оно является общим правилом. При любом движении твердого тела в каждый момент существует ось, вокруг которой тело просто вращается — мгновенная ось вращения.

4. На самолет действуют (см. рис. 3) сила тяжести Р = m·g и подъемная сила N, направленная перпендикулярно плоскости крыльев (так как самолет движется с постоянной скоростью, то сила тяги и сила лобового сопротивления воздуха уравновешивают друг друга). Равнодействующая сил Р и N должна быть направлена к центру окружности, по которой движется самолет, и создавать центростремительное ускорение Коэффициент трения при движении по окружности. Из рисунка находим:

Коэффициент трения при движении по окружностиили Коэффициент трения при движении по окружностикм.

Коэффициент трения при движении по окружности

5. Равнодействующая силы тяжести Р = m·g и силы натяжения нити Т должна создавать центростремительное ускорение ац = ω 2 ·R, где R = l·sin α — радиус круга, по которому вращается груз. Из рисунка 4 получаем:

m·ω 2 ·R = tg α, откуда Коэффициент трения при движении по окружности

Период обращения груза Коэффициент трения при движении по окружности

Натяжение нити Коэффициент трения при движении по окружности

Коэффициент трения при движении по окружности

6. На автомобиль действуют (рис. 5) сила тяжести Р = m·g, сила реакции со стороны цилиндра N и сила трения Fтp. Так как автомобиль движется по горизонтальному кругу, то силы Р и Fтp уравновешивают друг друга, а сила N создает центростремительное ускорение Коэффициент трения при движении по окружности. Максимальное значение силы трения связано с силой реакции N соотношением: Fтp = k·N. В результате получаем систему уравнений: Коэффициент трения при движении по окружности, из которой находится минимальное значение коэффициента трения Коэффициент трения при движении по окружности

Коэффициент трения при движении по окружности

7. Груз будет двигаться по окружности радиуса l (рис. 6). Центростремительное ускорение груза Коэффициент трения при движении по окружности(υ — скорость груза) создается разностью величин силы натяжения нити Т и проекции силы тяжести m·g направление нити: Коэффициент трения при движении по окружности. Поэтому Коэффициент трения при движении по окружности, где β — угол, образуемый нитью с вертикалью. По мере того, как груз будет опускаться, его скорость будет расти, а угол β будет уменьшаться. Натяжение нити станет максимальным при угле β = 0 (в тот момент, когда нить будет вертикальной): Коэффициент трения при движении по окружности. Максимальная скорость груза υ0 находится по углу α, на который отклоняют нить, из закона сохранения энергии:

Коэффициент трения при движении по окружности

Используя это соотношение, для максимального значения натяжения нити получаем формулу: Tmax = m·g·(3 – 2 cos α). По условию задачи Tmах = 2m·g. Приравнивая эти выражения, находим cos α = 0,5 и, следовательно, α = 60°.

Определим теперь натяжение нити при Коэффициент трения при движении по окружности. Скорость груза в этот момент также находится из закона сохранения энергии:

Коэффициент трения при движении по окружности

Подставляя значение υ1 в формулу для силы натяжения, находим:

Видео:Урок 43. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорениеСкачать

Урок 43. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение

Сила трения

Коэффициент трения при движении по окружности

Видео:СИЛА ТРЕНИЯ | коэффициент трения | ДИНАМИКАСкачать

СИЛА ТРЕНИЯ | коэффициент трения | ДИНАМИКА

1. Понятие силы трения

Силой трения называют силу, которая возникает при движении одного тела по поверхности другого и направлена в противоположную сторону.

Видео:Коэффициент тренияСкачать

Коэффициент трения

2. Опыт по измерению силы трения

Рассмотрим опыт: Положим деревянный брусок на трибометр. А к бруску прикрепим динамометр. Будем двигать этот брусок равномерно. То динамометр покажет силу трения.

Видео:№1.93 по Иродову. Движение по окружности на поверхности с переменным коэффициентом тренияСкачать

№1.93 по Иродову. Движение по окружности на поверхности с переменным коэффициентом трения

3. Причины силы трения

Имеется 2 причины силы трения:

  1. Шероховатость поверхности (Если рассмотреть при помощи лупы любой предмет. То можно увидеть, что поверхности не являются идеально гладкими).
  2. Молекулярное притяжение (При транспортировке стекла между листами прокладывают бумагу. Так как стекло имеет идеально гладкую поверхность. И при попадании влаги, оторвать их будет невозможно. Между ними возникает молекулярное притяжение).

Видео:Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Физика 9 класс #18 | ИнфоурокСкачать

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Физика 9 класс #18 | Инфоурок

4. Виды силы трения

Существует несколько видов силы трения:

  1. Сила трения покоя (эта сила является наибольшей силой, она обеспечивает покой всех предметов, который нас окружает).
  2. Сила трения скольжения (меньше чем сила трения покоя. Зимой люди катаются на лыжах, санях, коньках).
  3. Сила трения качения. Исторически сила трения качения возникла после изготовления первого подшипника. При строительстве памятника Петру 1 понадобился большой каменный постамент. Доставили его с Кольского полуострова. При транспортировке используя трение скольжения, понадобилось большое усилие людей. Чтобы облегчить, был создан, первый подшипник.

Видео:ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ 9 класс физика ПерышкинСкачать

ДВИЖЕНИЕ ПО ОКРУЖНОСТИ 9 класс физика Перышкин

5. От чего зависит сила трения

Видео:Сила тренияСкачать

Сила трения

6. Формула силы трения, коэффициент трения

Коэффициент трения при движении по окружности

Смазка определяется коэффициентом трения. Существуют каталоги, в которых можно определить коэффициент трения. В зависимости от рода трущихся поверхностей. Коэффициент трения всегда меньше единицы и не имеет единиц измерения. Коэффициент трения обозначается буквой мю. Сила трения играет важную роль в нашей жизни. При отсутствии силы трения все превратится в хаос. Все виды транспорта не будут подчиняться человеку. Это то же самое, если в автомобиле откажут тормоза и его остановить невозможно. Мебель не удержать на месте, ученик не усидит за партой. Нитки не будут удерживать сшитый костюм. Он распадется на отдельные части и так далее.

🎦 Видео

Формулы механики 2, движение по окружности, центростремительное ускорениеСкачать

Формулы механики 2, движение по окружности, центростремительное ускорение

Ускорение при равномерном движении по окружностиСкачать

Ускорение при равномерном движении по окружности

Физика. Решение задач. Коэффициент трения. Выполнялка 23Скачать

Физика. Решение задач. Коэффициент трения. Выполнялка 23

Наклонная плоскость. Расстановка сил | 50 уроков физики (6/50)Скачать

Наклонная плоскость. Расстановка сил | 50 уроков физики (6/50)

Центростремительное ускорение. 9 класс.Скачать

Центростремительное ускорение. 9 класс.

Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел | Физика 10 класс #15 | ИнфоурокСкачать

Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел | Физика 10 класс #15 | Инфоурок

Движение тел по окружностиСкачать

Движение тел по окружности

Физика | Равномерное движение по окружностиСкачать

Физика | Равномерное движение по окружности

Физика 9 класс. Движение по окружностиСкачать

Физика 9 класс. Движение по окружности

Криволинейное, равномерное движение материальной точки по окружности. 9 класс.Скачать

Криволинейное, равномерное движение материальной точки по окружности. 9 класс.
Поделиться или сохранить к себе: