Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.
- Гиганты фарфоровой промышленности СССР
- Фарфор Вербилки
- Гжель
- Дулёво
- Первомайский фарфоровый завод
- Клеймо фарфоровых заводов СССР: описание, история и виды
- Клеймо и его разновидности
- Фарфоро-фаянсовая промышленность и ее развитие в России
- Клейма фарфоровых заводов СССР и России: виды и особенности
- О чем могут рассказать клейма фарфоровых заводов
- Ленинградский фарфоровый завод
- Дмитровский фарфоровый завод
- Дулёвский фарфоровый завод
- Городницкий фарфоровый завод
- Полонский фарфоровый завод
- Клейма российского антикварного фарфора
- Первые клейма в царской России
- Виды клейм на фарфоре царской России
- Варианты нанесения
- Сложность изображения
- Царская символика
- Использование монограмм
- Цветочные и иные орнаменты
- Разнообразие символов
- Сведения о наследниках
- Особые пометки
- Два клейма
- Проблемы с определением клейм
- Особенности клейм советского периода
- 📺 Видео
Видео:Клейма фарфоровых заводов СССР!Скачать
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
- I – красная;
- II – синяя;
- III – зелёная.
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
- высший обозначался красным;
- I – синим;
- II – зелёным;
- III – коричневым.
Видео:Самостоятельное определение клейма на фарфореСкачать
Клеймо фарфоровых заводов СССР: описание, история и виды
Советский фарфор отличается высоким качеством и превосходным художественным оформлением. В наши дни за ним охотятся многочисленные коллекционеры и искусствоведы. На территории бывшего Советского Союза функционировало несколько десятков фабрик по производству фарфоро-фаянсовых изделий. Определить, на каком из заводов был изготовлен тот или иной предмет, поможет клеймо.
В этой статье речь пойдет о клеймах фарфоровых заводов СССР. Как они выглядят и что на них изображено? И как эти клейма менялись по годам?
Видео:СССР и ГДР Сервизы Посуда.Клейма Советских фарфоровых заводов 60х 70х 80х г.Скачать
Клеймо и его разновидности
Термин, скорее всего, происходит от немецкого слова Kleim, что переводится на русский язык как «клей». Клеймо – это некий графический знак, который наносится на товар или изделие с целью идентифицировать его производителя.
Клеймо, по большому счету, является «продуктом», изобретением рабовладельческой эпохи. В глубокой древности существовала практика клеймения рабов за какие-либо проступки или преступления (например, за попытку побега).
Клейма наносятся на поверхность тремя основными способами:
- Ударным (как правило, на металлических изделиях).
- Выжиганием.
- С помощью красителей.
Клеймо выполняет не только функцию идентификации товара. Оно очень часто является своеобразным знаком качества того или иного продукта. Кстати, именно с этой особенностью связана распространенная поговорка: «Да на тебе клейма негде ставить!». Так говорят о людях с большим количеством пороков или недостатков.
Видео:Клейма фарфоровых заводов СССР ч.2Скачать
Фарфоро-фаянсовая промышленность и ее развитие в России
Фарфор – это достаточно прочный, устойчивый к термическим и химическим воздействиям материал, широко используемый в производстве посуды, предметов искусства и некоторых других изделий. Для его производства, как правило, используют четыре минеральных ресурса: это каолин, кварц, полевой шпат и пластичная глина.
Считается, что фарфор «изобрели» китайцы еще в VII веке. И они очень долго хранили в секрете рецепт его изготовления. Лишь в 1708 году европейцам удалось получить фарфор. Спустя несколько десятилетий технология его производства стала доступна и в России.
Первая в России порцеляновая мануфактура была открыта в Петербурге в 1744 году. Клеймо фарфорового завода в советское время было лаконично и узнаваемо. Оно состояло из трех фигурно переплетенных букв: «ЛФЗ» (Ленинградский фарфоровый завод). Этот завод работает и сегодня. Правда, теперь он гордо именуется Императорским, как и в дореволюционные времена.
Видео:ЧТО ЭТО ЗА ? КЛЕЙМО ?Скачать
Клейма фарфоровых заводов СССР и России: виды и особенности
В Советском Союзе фарфоро-фаянсовая промышленность была развита очень сильно. Изделия из фарфора (посуда, статуэтки, вазы и прочие предметы интерьера) изготавливали в разных уголках страны. Наибольшая концентрация заводов наблюдалась в Украинской ССР, а также в европейской части Российской СФСР.
Согласно старым советским каталогам, в СССР существовало 178 фарфоровых заводов. Клеймо было у каждого из них! На нем изображались либо буквы, либо простые графические рисунки, чаще всего животные. Так, например, на клеймах Городницкого фарфорового завода изображен бегущий олень, Полонского – белый лебедь, Синельниковского – ласточка в полете. Пожалуй, самое интересное клеймо было у Зугдидского завода – лошадь поверх шара.
Клейма фарфоровых заводов делятся на два типа: подглазурные (выполняются на «сыром» изделии) и надглазурные (выпоняются после нанесения декоративного шара глазури). Существует три основных способа клеймления изделия:
- выдавливание по сырой массе;
- оттиск штампом;
- прорисовка клейма на готовом изделии.
Видео:Как отличать клейма на фарфоре? Виды клейм и их различия.Скачать
О чем могут рассказать клейма фарфоровых заводов
Клеймо – это, прежде всего, знак качества и подлинности товара, который ставится заводом-изготовителем. Чаще всего его можно обнаружить на донышке фарфорового изделия – чашки, тарелки, вазы или фигурки.
Клейма советских фарфоровых заводов могут немало рассказать о конкретной вещице. Вот почему настоящему коллекционеру так важно научиться их «читать». На клеймах часто содержится информация не только о производителе, но и о дате выпуска изделия, качестве фарфора, личности художника, который его расписывал и т. д.
Важно отметить, что у одной и той же фабрики может быть целый «арсенал» таких маркировок, ведь по годам клейма фарфоровых заводов очень часто менялись. Порой, до неузнаваемости. Все это создает немало проблем нынешнему поколению коллекционеров в процесс идентификации тех или иных изделий.
На клеймах фарфоровых изделий нередко можно увидеть следующие отметки: «1-С», «2-С», «3-С». Что они означают? Это знаки, по которым можно определить сорт фарфора:
- первый сорт (1-С);
- второй сорт (2-С);
- третий сорт (3-С).
Сорт фарфора иногда указывают и с помощью цвета клейма: красный – для изделий высшего сорта качества; синий – для первого сорта, зеленый – для второго и черный (или коричневый) – для третьего.
Далее мы подробнее расскажем о самых известных фарфоровых заводах СССР, уделив особое внимание их продукции и клеймам.
Видео:КЛЕЙМА на ФАРФОРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО И РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВАСкачать
Ленинградский фарфоровый завод
Это старейшее и одно из самых крупных в России предприятий по производству фарфоровых изделий. Оно было основано еще в 1744 году. Сейчас завод носит название – Императорский (сокращенно – ИФЗ).
Фарфор ИФЗ экспонируется в ряде известных музеев мира (в частности, в лондонском, нью-йоркском, а также в Эрмитаже). Сегодня завод выпускает широчайший спектр разнообразной продукции. Это чайные сервизы, чашки и блюдца, статуэтки, различные предметы интерьера. Большой популярностью пользуется серия «Москва и Петербург в фарфоре», изображающая основные достопримечательности двух столиц страны на чашках, тарелках и сувенирных колокольчиках.
Клеймо фарфорового завода в советские времена имело предельно лаконичный вид: три переплетенных буквы «ЛФЗ». Сегодня на всех оттисках этого предприятия красуется двуглавый орел с датой основания завода и надписью Imperial Porcelain.
Видео:Клейма и метки на фарфореСкачать
Дмитровский фарфоровый завод
Данное предприятие, основанное в 1766 году, находится в поселке Вербилки (Талдомский район Московской области). В наши дни оно носит название «Фарфор Вербилок».
В советское время Дмитровский завод был ориентирован на выпуск массовой продукции невысокого качества. Тем не менее в этот период фарфоровые изделия завода получают ряд престижных международных наград (в частности, золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1937 года). Сегодня «Фарфор Вербилок» – это одно из трех действующих в России фарфоровых предприятий.
Клеймо фарфорового завода в Вербилках не узнать невозможно. На нем изображена голова лося с литерой «В» в нижнем правом углу.
Видео:Клейма на посудеСкачать
Дулёвский фарфоровый завод
Самое крупное по объемам производства предприятие фарфоро-фаянсовой промышленности в современной России расположено в городе Ликино-Дулёво (также Московской области). Дулёвский завод был основан в 1832 году. При руководстве талантливого предпринимателя М. С. Кузнецова фабрика приобрела мировую славу и популярность.
Изделия этого завода легко узнаются по специфической художественной росписи. В ней четко прослеживаются мотивы русского народного фольклора с преобладанием оранжевых и красных цветов. Чайный сервиз «Золотой олень», пожалуй, является самым знаковым произведением этого завода.
Клейма Дулёвского фарфорового завода за всю историю его существования менялись 30 раз! С 1962 года маркой предприятия остается графическое изображение сокола. Причем, птица может «глядеть» как в левую, так и в правую стороны.
Видео:Краткое Руководство для Собирателей Фарфора 1912г! История создания фарфора. Клейма Часть 1Скачать
Городницкий фарфоровый завод
Это одно из старейших предприятий украинской фарфоро-фаянсовой промышленности. Завод был построен в 1799 году и принадлежал княжескому роду Чарторыйских. К великому сожалению, в 2012 году предприятие было окончательно закрыто. Оно располагалось в поселке Городница Житомирской области.
В советское время завод выпускал посуду, чайные сервизы, а также фарфоровые статуэтки. На клейме изделий изображали либо лебедя, либо три буквы: ГФЗ (по названию завода).
Видео:Секрет Антиквара | Фарфор СССР | КлеймаСкачать
Полонский фарфоровый завод
Во второй половине XIX века фарфоровая промышленность начинает бурно развиваться в Подолии (регион Западной Украины), чему способствовала местная сырьевая база – богатые месторождения каолина, глины и кварцевого песка. В 1889 году в старинном городке Полонное (ныне Хмельницкой области) был основан завод, которому суждено было стать одним из крупнейших предприятий по производству фарфора в СССР.
Особо прославился Полонский завод выпуском многочисленных статуэток. Знаменитый графин с рюмками в виде рыбок, пожалуй, стоял в каждой второй советской семье. На изделиях Полонского фарфорового завода чаще всего можно увидеть клеймо в виде лебедя. К сожалению, в 2008 году гигант украинской фарфоровой промышленности прекратил свое существование.
Видео:Маркировки Клейма компаний Справочник маркировок на керамике и фарфоре.Скачать
Клейма российского антикварного фарфора
Видео:Клейма дулевского фарфораСкачать
Первые клейма в царской России
В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.
Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.
С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.
Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.
Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.
Видео:Фарфор и хрусталь с дачи поедут домой. Подскажите, чьё клеймо на фарфоре!!Скачать
Виды клейм на фарфоре царской России
Варианты нанесения
Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.
Сложность изображения
По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.
Царская символика
Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.
Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.
Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.
Использование монограмм
Частой практикой на заводах было использование монограммы. Например, на фабрике братьев Новых и Храпунова-Нового она состояла из инициалов владельцев: Ивана Нового и затем Якова Храпунова-Нового. У Алексея Попова буква «А» плавно переходила в «П», а у Андрея Миклашевского «А» сливалась с «М».
На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.
Цветочные и иные орнаменты
Наиболее частым элементом сложных клейм, которые обычно ставили на самую качественную продукцию, являются всевозможные цветочные и иные орнаменты. Например, на заводе Храпунова-Нового со второй половины XIX века стали использовать целые корзины цветов с именем владельца фабрики на самой корзине. На Дулевской фабрике в середине XIX века появилось золотое клеймо «ЗСТК в Дулёве» с красивым цветочным узором. Его ставили только на дорогие изделия. Клейма многих мануфактур обрамляли завитками, заключали в овальные, круглые и иные фигуры.
Клейма на фарфоре братьев Новых.
Разнообразие символов
Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.
Сведения о наследниках
Так как успешные фарфоровые предприятия существовали несколько десятилетий и даже веков, за время их работы менялось несколько владельцев. Если прежнему хозяину фабрики удавалось добиться значительного успеха и прославить свой фарфор, то новый владелец старался сохранить его имя или использовал переходные клейма. Например, потомки фабриканта Батенина использовали надпись «НАСЛ: БАТЕН», обозначающую наследников Батенина. Кузнецов, выкупивший пришедший в упадок завод Ауэрбаха, некоторое время использовал клеймо «Быв. Ауербахъ», чтобы сохранить прежнюю клиентуру. А Яков Храпунов и вовсе принял решение взять другую фамилию после того, как вступил в право владения заводом своей супруги Новой.
Особые пометки
На многих заводах в клеймах делали особые пометки, которые могли объяснить только сами мастера завода. В некоторых случаях это были обозначения адресата, которому предназначался тот или иной сервиз или статуэтка. На ИФЗ для этого делали пометку «ПК», обозначающую, что конкретные изделия создавались для придворной конторы. У Корниловых шла отметка «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ». Кстати, именно на заводе Корниловых встречается надпись на фарфоре о запрете воспроизведения, которая стала первой для России попыткой защитить права авторов на фарфоровую продукцию.
Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.
На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.
Видео:КЛЕЙМА ФАРФОРОВЫХ ЗАВОДОВ ЕВРОПЫ АНГЛИИ АМЕРИКИ ЯПОНИИ#СПРАВОЧНИК МАРКИРОВОК 3 ЧАСТЬ.Скачать
Два клейма
На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.
Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.
Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.
Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.
Видео:Посуда из фарфора. Как определяется ценностьСкачать
Проблемы с определением клейм
До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.
Небольшим заведениям часто не удавалось добиться фарфора высокого качества, так что опытный глаз быстро отличал подделку. Однако бывали случаи, когда подделки получались на уровне оригинала. В частности, завод Сафронова начинал с подражания прославленным изделиям фабрики Гарднера. Есть версия, что именно с этим подражанием связан тот факт, что в первые годы существования завода Сафронова на нем использовали точно такие же клейма в виде крючкообразной буквы «С», как и на известном в то время заводе Гарднера. На гарднеровском заводе в одно время буква G стала походить на «С».
Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.
Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.
Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.
Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.
Видео:Фарфоровые клейма. N под короной.Скачать
Особенности клейм советского периода
После Октябрьской революции в 1917 году началась массовая национализация фарфоровых предприятий. Какие-то из них полностью прекратили свое существование сразу после прихода советской власти, другие были переименованы и продолжали свою работу. Первое, что изменилось в клеймах этого периода, стало полное исчезновение символов царской власти. Единственным напоминанием был двуглавый орел без царской атрибутики, который еще некоторое время присутствовал в клеймах ИФЗ. Заметим, что клеймо с датой 1917 ставили только в период работы Временного правительства. В это время выпустили небольшое количество предметов с таким клеймом, поэтому их коллекционная ценность высока.
Теперь на смену царям с их коронами и скипетрами пришел серп и молот. Звезды, колосья пшеницы, изображение земного шара и другие элементы, характерные для советского периода, использовали практически на каждом заводе. А прежние имена хозяев вытеснили многочисленные аббревиатуры и новые названия предприятий. Так, ИФЗ превратился вначале в ГФЗ, а затем и в ЛФЗ. Клейма с надписью ЛФЗ известны многим, так как с их помощью клеймили фарфор на протяжении восьмидесяти лет с 1925 по 2005 годы.
Аббревиатуры касались не только новых названий фабрик, но и различных организаций, возникающих на их базе, или тех, через которые фарфор продавали. Так появились надписи Мособлгорспецторг, Главунивермаг, аббревиатуры ТД (торговый дом), ТФ (тверской фарфор), ЦФФТ (Центрофарфортрест) и многие другие.
Особый интерес для коллекционеров всего мира представляет так называемый агитационный фарфор, которому практически нет аналогов. Его происхождение связано с не менее интересным планом «монументальной пропаганды», к которой призвал В.И. Ленин. Смысл этой пропаганды сводился к тому, чтобы как можно скорее перейти от всего, что символизировало царскую Россию, к России рабочих и крестьян. Однако на практике агитационный фарфор получался слишком дорогим для простого человека и оседал в собраниях коллекционеров. Более того, со временем интерес к нему иностранных коллекционеров вырос настолько, что цена на такие изделия поднялась в несколько раз.
Для агитационного фарфора характерны разнообразные призывы и лозунги: «Царству рабочих и крестьян не будет конца!», «Да здравствует советская власть!» и т.д. Что касается клейм, то основными их элементами были перекрещенные серп и молот. Также в клеймах встречаются и некоторые надписи, например ««В пользу голодающим».
Если в царской России клейма одного и того же завода сильно отличались по размеру букв, стилю письма, рисунку и вообще зависели от настроения мастера, то для клейм советского периода характерен одинаковый размер букв, трафаретность, достаточная четкость изображений. Все-таки механизация производства наложила свой отпечаток и на качество клейм.
Клейма Дулевского фарфорового завода.
Еще один характерный элемент для клейм советского фарфора — это слова латинскими буквами с обозначением страны: USSR или SOVIETUNION, а также приписка made in. В эту же тему и клеймо Torgsin, обозначающее «Торговый синдикат». До революции каждый завод сам придумывал, какими должны быть клейма для экспорта. Одни использовали надписи на французском языке, другие изображали арабески и иные элементы для восточных клиентов. Существовала практика и использования надписи Made in Russia, первенство использования которой принадлежит заводу братьев Корниловых.
В советское время в клеймах часто указывали группу сложности рисунка и сорта изделия. Например, на ЛФЗ применяли разные цвета для обозначения того или иного сорта, а сами сорта обозначали как «1 с», «2 с», «3 с». Для групп использовали знаки «6 гр», «7 гр» и т.д. или «ВНЕ ГР» для изделия особенно высокого класса. На Довбышевском заводе для сортов также использовали разные цвета. Аналогичная практика существовала и на других фарфоровых предприятиях.
Если проследить историю появления в клеймах разных заводов того или иного символа, то станет очевидно, как одна и та же идея кочевала с фабрики на фабрику. Так, в определенный период в клеймах заводов советского периода стали изображать животных. Это лоси, олени, птицы, ящерицы, львы и многие другие представители фауны. Вероятно, для каждого предприятия то или иное животное символизировало свои свойства, но для некоторых фабрик за таким выбором стояла конкретная история. Например, знаменитая дулевская птица появилась на фарфоре Дулевского завода после того, как в 1958 году скульптору завода А. Сотникову вручили золотую медаль за его работу «Сокол».
📺 Видео
ПОСУДА В КОМИССИОНКЕ. Что не нужно людям?Скачать
Самая дорогая фарфоровая посуда СССР. Советская посуда - сокровища сервантов, что ценится больше?Скачать
Как определить живопись от деколи на фарфоре. Не все так просто как кажетсяСкачать