Выносные линии проводят перпендикулярно размерным, за исключением случаев, когда они вместе с измеряемым отрезком образуют параллелограмм. Нельзя использовать в качестве размерных линии контура, осевые и выносные.
5. Минимальные расстояния между параллельными размерными линиями – 7 мм, а между размерной и линией контура – 10 мм. Необходимо избегать пересечения размерных линий между собой и выносными линиями. Выносные линии должны выходить за концы стрелок или засечек на 1…5 мм.
6. Размерные стрелки на чертеже должны быть приблизительно одинаковыми.
7. Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине. При нанесении размера диаметра внутри окружности размерные числа смещают относительно середины размерных линий.
8. При большом количестве параллельных или концентричных размерных линий числа смещают относительно середины в шахматном порядке.
9. Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано выше. Если необходимо указать размер в заштрихованной зоне, то размерное число наносят на полке линии – выноски.
Для учебных чертежей высота размерных чисел рекомендуется 3,5 мм или 5 мм, расстояние между цифрами и размерной линией – 0,5…1 мм.
10. При недостатке места для стрелок на размерных линиях, расположенных цепочкой, стрелки заменяют засечками, наносимыми под углом 45 градусов к размерным линиям или точками, но снаружи проставляют стрелки.
11. При недостатке места для стрелки из – за близко расположенной контурной линии последнюю можно прерывать.
12. Угловые размеры наносят так, как показано выше. Для углов малых размеров размерные числа помещают на полках линий – выносок в любой зоне.
13. Если надо показать координаты вершины скругляемого угла или центра дуги скругления, то выносные линии проводят от точки пересечения сторон скругленного угла или от центра дуги скругления.
14. Если вид или разрез симметричного предмета или отдельных, симметрично расположенных элементов, изображают только до оси симметрии с обрывом, то размерные линии, относящиеся к этим элементам, проводят с обрывом, и обрыв размерной линии делают дальше оси или обрыва предмета, а размер указывают полный.
15. Размерные линии можно проводить с обрывом и при указании размера диаметров окружности независимо от того, изображена ли окружность полностью или частично, при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности.
16. При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают.
17. Размерные числа нельзя разделять или пересекать, какими бы то ни было линиями чертежа. Осевые, центровые линии и линии штриховки в месте нанесения размерного числа допускается прерывать.
18. Перед размерным числом радиуса помещают прописную букву R. Ее нельзя отделять от числа любой линией чертежа.
19. Размеры радиусов наружных и внутренних скруглений наносят, как показано ниже. Способ нанесения определяет обстановка. Скругления, для которых задают размер, должны быть изображены. Скругления с размером радиуса (на чертеже), менее 1 мм не изображают.
20. В случаях, если на чертеже трудно отличить сферу от других поверхностей, наносят слово «Сфера» или знак ○1420. Диаметр знака сферы ○ равен размеру размерных чисел на чертеже.
21. Размер квадрата наносят, как показано ниже. Высота знака равна высоте размерных чисел на чертеже.
22. Если чертеж содержит одно изображение детали, то размер ее толщины или длины наносят, как показано на выше.
23. Размеры изделия всегда наносят действительные, независимо от масштаба изображения.
24. Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения, располагая по возможности внутренние и наружные размеры по разные стороны изображения. Однако размеры можно нанести внутри контура изображения, если ясность чертежа от этого не пострадает.
25. При нанесении размера диаметра окружности знак Ø является дополнительным средством для пояснения формы предмета или его элементов, представляющих собой поверхность вращения. Этот знак проставляется перед размерным числом диаметра во всех случаях.
В ряде случаев, пользуясь этим знаком, можно избежать лишних изображений. Так, применение знака Ø позволило для детали ограничиться одним изображением.
Последовательность нанесения размеров:
- Поэлементные размеры – размеры каждой поверхности, входящей в данную деталь. Эти размеры ставятся на том изображении, где эта поверхность лучше читается.
- Координирующие размеры – размеры привязки центров одних элементов к другим, межосевые, межцентровые.
- Габаритные размеры – общая высота, длина и ширина изделий. Эти размеры располагаются дальше всего от контура детали.
- Правила нанесения размеров
- 3.1. Основные положения стандарта
- 3.2. Нанесение размеров
- На пересечении каких линий должен лежать центр окружности
- Урок. «Нанесение размеров. Масштаб»
- Просмотр содержимого документа «Урок. «Нанесение размеров. Масштаб»»
- Тема: Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба
- Окружность. Форма и положение.
- 💥 Видео
Видео:Как найти центр круга в мастерской (4 способа)Скачать
Правила нанесения размеров
Видео:Определение центра дуги окружности, построение окружности по 3 точкамСкачать
3.1. Основные положения стандарта
Основанием для определения величины изделия и его элементов служат размерные числа, нанесенные на чертеже. Размеры всегда указывают истинные независимо от того, в каком масштабе и с какой точностью выполнено изображение. Размеры должны быть назначены и нанесены так, чтобы по ним можно было изготовить деталь, не прибегая к подсчетам.
Размеров должно быть минимальное количество, но достаточное для изготовления и контроля изделия . Отсутствие хотя бы одного из размеров делает чертеж практически непригодным. Размеры должны быть нанесены так, чтобы при их чтении не возникало никаких неясностей или вопросов. Следует помнить, что чертеж читают в отсутствии автора.
Согласно ГОСТ 2.307-2011 — «Нанесение размеров и предельных отклонений» линейные размеры на чертеже приводят в миллиметрах, без обозначения единицы измерения. Угловые размеры указывают в градусах, минутах, секундах с обозначением единицы измерения. Каждый размер наносят на чертеже, в основной надписи только один раз, повторять его недопустимо.
При указании размеров прямолинейных отрезков размерные линии проводят параллельно этим отрезкам на расстоянии не менее 10 мм от линии контура и 7 мм друг от друга, а выносные линии проводят перпендикулярно размерным. Выносные линии должны выходить за концы стрелок размерной линии на 1…5 мм. Стрелка размерной линии должна иметь длину не менее 2,5 мм и угол при вершине около 20° (Рисунок 3.1). Размеры и форма стрелок должна быть одинаковыми на всем чертеже.
Видео:1 2 4 сопряжение окружностейСкачать
3.2. Нанесение размеров
На чертежах деталей размеры проставляют, исходя из технологии изготовления данной детали и из того, какими поверхностями данная деталь соприкасается с другими деталями сборочной единицы.
Это сказывается на выборе конструкторской базы.
Базированием называется придание заготовке требуемого положения относительно выбранной системы координат.
Базой называется поверхность или сочетание поверхностей, ось или точка, принадлежащие изделию или заготовке, и используемые для базирования.
Конструкторская база — база используемая для определения положения детали или сборочной единицы в изделии.
Основное правило нанесения размеров — группирование размеров, относящихся к одному геометрическому элементу на одном изображении, на том, на котором данный элемент наиболее наглядно представлен. Не всегда это удается выполнить, но к этому всегда стремимся.
При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии – радиально (Рисунок 3.2).
Рисунок 3.1 | Рисунок 3.2 |
Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения. Не допускается использование линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных. Недопустимо пересечение размерных и выносных линий, показанное на зачеркнутом Рисунке 3.3, а. Правильное нанесение размеров для этого случая приведено на Рисунке 3.3, б.
а | б |
Как видим, меньшие размеры следует размещать ближе к контуру детали, число пересечений размерных и выносных линий при этом сократится, что облегчит чтение чертежа.
Размерную линию проводят с обрывом, если с одной стороны изображения нет возможности провести выносную линию, например, в случае совмещения вида и разреза (Рисунок 3.4, а), а также, если вид или разрез симметричного предмета изображают только до оси или с обрывом (Рисунок 3.4, б). Обрыв размерной линии делают дальше оси или линии обрыва предмета.
а | б |
Размерные линии допускается проводить с обрывом в следующих случаях:
- при указании размера диаметра окружности; при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности (Рисунок 3.5);
- при нанесении размеров от базы, не изображенной на данном чертеже (Рисунок 3.6).
Рисунок 3.5 | Рисунок 3.6 |
Основная линия должна быть прервана, если она пересекается со стрелкой (Рисунок 3.5).
При изображении изделия с разрывом размерную линию не прерывают (Рисунок 3.7). Размерное число, при этом, должно соответствовать полной длине детали.
Рисунок 3.7
Если нет возможности разместить размерные числа и стрелки между близко расположенными сплошными основными или тонкими линиями, их наносят снаружи (Рисунок 3.8). Аналогично поступают при нанесении размера радиуса, если стрелка не помещается между кривой и центром радиуса (Рисунок 3.9).
Рисунок 3.8 | Рисунок 3.9 |
Допускается заменять стрелки точками или засечками, наносимыми под углом 45° к размерным линиям, если между выносными линиями невозможно разместить стрелку (Рисунок 3.10).
Рисунок 3.10
Размерные числа не допускается разделять или пересекать какими-либо линиями чертежа. В месте нанесения размерного числа осевые, центровые линии или линии штриховки прерывают (Рисунок 3.11).
Рисунок 3.11
Размерные числа следует наносить над размерной линией, по возможности ближе к её середине (Рисунок 3.12) .
Рисунок 3.12
Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано на Рисунке 3.13.
Если необходимо нанести размеров заштрихованной зоне, соответствующее размерное число наносят на полке линии – выноски.
Рисунок 3.13
Угловые размеры наносят так, как показано на Рисунке 3.14.
Рисунок 3.14
В зоне расположенной выше горизонтальной осевой линии, размерные числа помещают над размерными линиями со стороны их выпуклости, в зоне расположенной ниже горизонтальной осевой линии – со стороны вогнутости размерной линии.
Размерные числа над параллельными размерными линиями следует располагать в шахматном порядке (Рисунок 3.15).
Рисунок 3.15
При указании размера диаметра во всех случаях перед размерным числом наносят знак Ø. Перед размерным числом диаметра (радиуса) сферы также наносят знак «Ø» (R) без надписи «Сфера» (Рисунок 3.16).
Рисунок 3.16
Если на чертеже трудно отличить сферу от других поверхностей, допускается наносить слово «Сфера» или знак «О», например, «Сфера Ø18, OR12». Диаметр знака сферы равен высоте размерных чисел на чертеже.
Размеры квадрата наносят, как показано на чертеже (Рисунок 3.17).
Рисунок 3.17
Высота знака должна быть равна высоте размерных чисел на чертеже.
При нанесении размера радиуса перед размерным числом помещают прописную букву R. При большей величине радиуса центр допускается приближать к дуге, в этом случае размерную линию радиуса показывать с изломом под углом 90° (Рисунок 3.18). Если не требуется указывать размеры, определяющие положение центра дуги окружности, то размерную линию радиуса допускается не доводить до центра и смещать ее относительно центра (Рисунок 3.19).
Рисунок 3.18 | Рисунок 3.19 |
Радиусы скруглений, размер которых в масштабе чертежа 1 мм и менее, на чертеже не изображают и размеры их наносят, как показано на Рисунке 3.20.
При нанесении размера дуги окружности размерную линию проводят концентрично дуге, а выносные линии – параллельно биссектрисе угла, и над размерным числом наносят знак «⌒» (Рисунок 3.21).
Рисунок 3.20 | Рисунок 3.21 |
Размеры фасок под углом 45° наносят, как показано на Рисунке 3.22, а. Допускается фаску под углом 45° , размер которой в масштабе чертежа 1 мм и менее, не изображать и размеры ее указывать на полке линии – выноски, как показано на Рисунке 3.22, б.
Размеры фасок, имеющих другие углы, наносят по общим правилам – двумя линейными размерами или линейным и угловым размерами (Рисунок 3.23).
Вопрос, какие размеры следует наносить на чертеже, решается с учетом технологии изготовления деталей и контроля изготовления.
Как правило, размеры полных окружностей ставятся диаметром, неполных окружностей – радиусом.
Когда требуется задать расстояния между окружностями, например, изображающими отверстия, задают, расстояния между центрами окружностей и расстояние от центра любой окружности до одной из поверхностей детали.
а | б |
Рисунок 3.22
Рисунок 3.23
Поверхности, от которых задают размеры других элементов детали, называют базовыми поверхностями или базами.
Существует несколько способов нанесения размеров:
- от общей базы (Рисунок 3.24); в качестве базовой поверхности выбрана левая поверхность планки, от которой проставлены размеры всех отверстий.
Такая система имеет преимущество, но при этом размеры являются независимыми друг от друга, ошибка одного из них не отражается на других.
- от нескольких баз (Рисунок 3.25);
- цепочкой (Рисунок 3.26).
Рисунок 3.24
При нанесении размеров, определяющих расстояние между равномерно расположенными одинаковыми элементами изделия (например, отверстиями), рекомендуется вместо размерных цепей наносить размер между соседними элементами и размер между крайними элементами в виде произведения количества промежутков между элементами на размер промежутка (Рисунок 3.27).
При большом количестве размеров, нанесенных от общей базы, допускается наносить линейные и угловые размеры, как показано на Рисунке 3.28, при этом проводят общую размерную линию от отметки «0» и размерные числа наносят в направлении выносных линий у их концов.
Рисунок 3.27
Рисунок 3.28
Допускается не наносить на чертеже размеры радиуса сопряжения параллельных линий (Рисунок 3.29).
Рисунок 3.29
Наружные и внутренние контуры деталей при изготовлении и контроле измеряют отдельно, поэтому на чертеже их размеры следует наносить раздельно (Рисунок 3.30).
Рисунок 3.30
Размеры, относящиеся к одному и тому же конструктивному элементу (пазу, выступу, отверстию и т.п.), рекомендуется группировать в одном месте, располагая их на том изображении, на котором геометрическая форма данного элемента показана наиболее полно (Рисунок 3.31).
Рисунок 3.31
При наличии у детали скруглений размеры частей детали наносят без учета скруглений с указанием радиусов скруглений (Рисунок 3.32).
Рисунок 3.32
Размеры симметрично расположенных элементов изделия (кроме отверстий) наносят один раз без указания их количества, группируя, как правило, в одном месте все размеры (Рисунок 3.33).
Рисунок 3.33
Одинаковые элементы, расположенные в разных частях изделия (например, отверстия) рассматривают как один элемент, если между ними нет промежутка (Рисунок 3.34, а) или, если эти элементы соединены тонкими сплошными линиями (Рисунок 3.34, б). При отсутствии этих условий указывают полное количество элементов (Рисунок 3.34, в).
а | б | в |
Размеры нескольких одинаковых элементов изделия, как правило, наносят один раз, с указанием на полке линии – выноски количества этих элементов (Рисунок 3.35).
Рисунок 3.35
При нанесении размеров элементов, равномерно расположенных по окружности (например, отверстий), вместо угловых размеров, определяющих взаимное расположение элементов, указывают только их количество (Рисунок 3.36 — 3.38).
Рисунок 3.36 | Рисунок 3.37 | Рисунок 3.38 |
При изображении детали в одной проекции размер ее толщины или длины наносят, как показано на Рисунке 3.39.
Рисунок 3.39
Размеры на чертеже не допускается наносить в виде замкнутой цепи, за исключением случаев, когда один из размеров указан как справочный.
Справочные размеры – размеры, не подлежащие выполнению по данному чертежу и указанные для большего удобства пользования чертежом.
Справочные размеры на чертеже отмечают знаком «*», а в технических требованиях записывают «* Размеры для справок». Если же все размеры на чертеже справочные, их знаком «*» не отмечают, а в технических требованиях записывают «Размеры для справок».
К справочным размерам относятся следующие размеры:
- один из размеров замкнутой размерной цепи (Рисунок 3.40);
- размеры, перенесенные с чертежей – заготовок (Рисунок 3.41);
- размеры, определяющие положение элементов детали, подлежащих обработке по другой детали (Рисунок 3.42);
Рисунок 3.40
Рисунок 3.41
Рисунок 3.42
- размеры на сборочном чертеже, по которым определяют предельные положения отдельных элементов конструкции, например, ход поршня, ход штока клапана двигателя внутреннего сгорания и т.п.;
- размеры на сборочном чертеже, перенесенные с чертежа детали и используемые в качестве установочных и присоединительных;
- габаритные размеры на сборочном чертеже, перенесенные с чертежей деталей или являющиеся суммой размеров нескольких деталей;
- размеры деталей (элементов) из сортового, фасонного, листового и другого проката, если они полностью определяются обозначением материала, приведенным в соответствующей графе основной надписи (Рисунок 3.43).
Рисунок 3.43
Примечания:
- Установочными и присоединительными называются размеры, определяющие величины элементов, по которым данное изделие устанавливают на месте монтажа или присоединяют к другому изделию.
- Габаритными называются размеры, определяющие предельные внешние (или внутренние) очертания изделия.
Видео:ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ЧЕРТЕЖНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ. Линии чертежа. Видео для начинающихСкачать
На пересечении каких линий должен лежать центр окружности
Видео:Найти центр и радиус окружностиСкачать
Урок. «Нанесение размеров. Масштаб»
Урок. «Нанесение размеров. Масштаб» для 9 го класса
Просмотр содержимого документа
«Урок. «Нанесение размеров. Масштаб»»
Урок 3. Нанесение размеров. Масштаб
закрепить знания учащихся по теме: «Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности и их применение»;
познакомить с правилами нанесения размеров на чертеже ГОСТ 2.307-68, с выполнением размерных стрелок, выносных линий, размерных чисел и знаков;
познакомить с масштабами увеличения и уменьшения ГОСТ 2.302-68
развивать точность, познавательный интерес;
воспитывать аккуратность, чувство времени.
Обучающая: повторение, закрепление пройденного материала и усвоение новых знаний по данной теме.
Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи;
Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.
Форма (тип) урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, рабочая тетрадь, учебник «Черчение» Ботвинникова А.Д. и др., чертёжные принадлежности, карточки-задания, папка для графических работ.
I. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания – визуально.
III. Повторение пройденного материала.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (О линиях чертежа)
1.Какие типы линий приведены на карточке? Используя таблицу, запишите в рабочей тетради название типов линий, приведенных на чертеже детали.
Выполните упражнение в тетради: определите типы линий и запишите в таблицу
Осевая и центровая
Сплошная толстая основная
Линии видимого контура и др.
Размерная, выносная, линии штриховки, линии построений
Осевая и центровая
Линии невидимого контура
Размерная, выносная, линии штриховки, линии построений
2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?
(в штриховой от 2 до 8 мм, а в штрихпунктирной – от 5 до 30 мм)
3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
IV. Знакомство с новым материалом.
1. Вводная беседа.
(Учитель показывает чертеж детали без размеров)
— Можем ли мы по данному чертежу изготовить и определить величину изображенного изделия? (нет, так как не указаны размеры изделия) (презентация)
Для определения величины изображенного изделия и его элементов служат размерные числа, нанесенные на чертеже и выполняют их по правилам, установленным стандартами ЕСКД (ГОСТ 2.307 – 68).
Исключение составляют случаи, когда величину изделия или его элементов определяют по изображениям, выполненным с достаточной степенью точности.
2. Объяснение нового материала.
Записываем в тетради шрифтом 5 тему урока: “Нанесение размеров”
Размеры изделия бывают линейными и угловыми.
— Как вы думаете, что характеризуют линейные размеры детали? (Линейные размеры характеризуют длину, ширину, высоту, толщину, диаметр или радиус детали. Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, без обозначения единицы измерения).
— А что характеризуют угловые размеры? (Угловые размеры характеризуют величину угла и указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения).
Общее количество размеров должно быть минимальное, но достаточное для изготовления и контроля изделия.
— Какой толщины должна быть размерная линия? (S/3)
Правила нанесения размеров (записать в тетрадь):
1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Выносные линии выходят за концы на 1…5мм.
2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий.
3. Минимальное расстояние между размерной линией и линией контура — 10 мм (допустимо 7мм при нескольких параллельных размерных линиях).
4. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак Ø. Если диаметр менее 10мм, то стрелки наносят с наружной стороны окружности.
5. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут R.
6. При указании размера угла, размерную линию проводят в виде дуги окружности, с центром в вершине угла.
7. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят □.
8. Если встречаются несколько одинаковых элементов, то рекомендуют наносить размер лишь одного из них, с указанием количества.
9. При изображении плоских деталей в одной проекции, толщина детали указывается S.
10. Подобным образом указывают и длину детали L.
Выполнить упражнение в тетради с последующей проверкой (карточки и презентация)
Важно помнить, что размеры указываются по одному разу и если размер можно вычислить по уже имеющимся, то его не указывают. Размеры начинают ставить от меньшего к большему. Размер длины, ширины и высоты указывается обязательно (габаритные размеры).
Изделия и детали на рабочих чертежах желательно изображать в натуральную величину. Однако это не всегда возможно и целесообразно. Встречаются очень крупные предметы, например, здания, корабли, самолеты, станки и т. п., а также и очень маленькие предметы, например, детали наручных часов, электронных приборов и др. Поэтому на чертежах крупные предметы изображают уменьшенными, а мелкие — увеличенными, т. е. пользуются масштабом.
Записать в тетрадях заголовок “Масштабы” и предложить вспомнить определение, изученное на уроках географии. Так что же такое масштаб?
Масштаб – это отношение линейных размеров к действительным.
Стандарт устанавливает следующие масштабы:
Уменьшения – 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина – 1:1
Увеличения – 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.
Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные (натуральные).
Масштаб указывают прописной буквой М, если масштаб указывают в основной надписи, то букву М не пишут.
IV. Практическая работа.
Работа в тетрадях (рис. 34)
По центру тетрадного листа выполняем чертеж плоской детали
в М 2:1, работу выполняем карандашом средней твердости, заточенным под конус.
По центру листа провести, горизонтально, тонкую штрихпунктирную линию.
Начертить в М 2:1 прямоугольник, предварительно измерив его (рис 34)
С правой стороны делаем вырез половины окружности, в масштабе, предварительно измерив, радиус дуги на рисунке.
С левой стороны вырезаем прямоугольник, в масштабе, предварительно измерив, прямоугольник на рисунке 34.
Размеры наносим в обратном порядке, как строили геометрические фигуры.
(дуга, прямоугольник, прямоугольник, толщина детали.)
При нанесении размеров не забывайте правила, и проверяйте правильность выполнения с доской.
Обвести видимые контуры детали мягким карандашом заточенным лопаткой.
V. Подведение итога урока.
1. В каких единицах указывают линейные и угловые размеры на чертежах?
2. Как проводят размерные и выносные линии по отношению к измеряемому отрезку?
3. Как наносят размерные числа на вертикальных и наклонных размерных линиях?
4. Какие условные знаки применяют при нанесении размеров?
5. Как обозначают масштаб на чертеже? Какие масштабы установлены стандартом?
§§ 2.5, 2.6 стр. 26 – 29 прочитать и ответить на вопросы.
На следующем уроке графическая работа, подготовьте формат А4.
Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. – М.: Астрель АСТ, 2012.
Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений – М.: ВЛАДОС, 2010.
Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г. Преображенской. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Ерохина Г.Г. Универсальные поурочные разработки по черчению: 9 класс.
Видео:Компас 3D. Базовые знания для новичка в программе для черчения (Чертеж это легко)Скачать
Тема: Нанесение размеров, применение и обозначение масштаба
Тема: Нанесение размеров, применение и
ü Ознакомить уч – ся с общими правилами нанесения размеров на чертежах. Дать понятие о масштабе.
ü Содействовать в развитии умений использования чертёжных инструментов при графических построениях, в развитии умений выполнять нанесения размеров на чертежах.
ü Содействовать в воспитании у уч – ся аккуратности в работе.
Методы: Рассказ, объяснение, демонстрация, карточки — задания.
Оборудование: Учебник, чертёжные инструменты, плакат.
Тип урока: Комбинированный.
Орг. момент. Приветствие. Знакомство уч – ся с темой и планом проведения урока, мотивация предстоящей деятельности, постановка цели урока ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, что они хотят получить от сегодняшнего урока) Запись темы в рабочую тетрадь
О величине изображенного изделия, детали или их элементов можно судить только по размерным числам, нанесенным на чертеже. Эти числа указывают размеры независимо от масштаба изображения (рис. 1.17, а).
Общие правила нанесения размеров на чертежах установлены стандартом. Ознакомимся с основными из них.
Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Линейные размеры наносят в миллиметрах, без указания единицы измерения. Например, на чертеже (рис. 1.17, а) длина прокладки равна 68, ширина — 60 и толщина — 10 мм.
Величину углов указывают в градусах, минутах и секундах, например 90° (рис. 1.17, а).
Каждый размер на чертеже указывают только один раз.
Размерную линию оканчивают стрелкой, упирающейся в выносную линию (рис. 1.17, б). Размерную линию проводят параллельно тому отрезку, размер которого указывают. Размерное число наносят над размерной линией (зазор 1 . 2 мм) по возможности ближе к ее середине (см. размеры 60, 68, 47 на рис. 1.17, а).
Размерные и выносные линии имеют толщину от s/2 до s/З, но не менее 0,3 мм, если чертеж выполнен в карандаше (s — — толщина основных линий). Стрелки размерных линий упираются в выносные линии (размеры 60 и 68), в линии контура 90°, Ш2 и 011, в центровые линии (размер 47) и т. п. Размерные линии проводят на расстояние 7. 10 мм от других параллельных линий, по возможности вне контура изображения и так, чтобы они не пересекались друг с другом и не являлись продолжением линий контура, осевых, центровых и выносных. Выносные линии должны выходить за концы стрелок на 1. 5 мм (рис. 1.17, б).
Стрелка, в зависимости от толщины (s) линий видимого контура, имеет длину от 6s до 10s, ширину — примерно 2s. При этом стрелки должны быть одинаковыми на всем чертеже.
Рис. 1.17. Нанесение размеров на чертеже детали
Рис. 1.18. Нанесение
линейных и угловых размеров
Размерные числа линейных размеров пишут в соответствии с положением размерных линий (рис. 1.18, а). На вертикальных размерных линиях их ставят так, чтобы они читались только справа. Не рекомендуется проводить размерные линии с наклоном в пределах заштрихованной зоны. Если этого избежать нельзя, то размерное число выносят на полку.
При недостатке места для стрелок их заменяют засечками, нанесенными под углом 45°, или точками, а размерные числа пишут, как показано на рисунке 1.18, б.
Угловые размеры (рис. 1.18, в) ставят так же, как и линейные, в зависимости от положения размерных линий. Размерные линии проводят в виде дуг окружностей.
При нанесении размеров используют некоторые условные знаки и надписи, которые помогают уяснить форму детали и в ряде случаев упростить чертеж.
Так, перед размерным числом радиуса всегда наносят прописную латинскую R (рис. 1.19, а). Размерную линию при этом проводят через центр дуги и стрелку ставят внутри контура дуги (JR20, R8). В зависимости от обстановки, например, при малых размерах радиуса, размерную линию со стрелкой располагают вне контура дуги (.R5, R4:). При большой величине радиуса центр условно приближают к дуге, а размерную линию проводят с изломом (jRlOO).
Знак 0 наносят во всех случаях перед размерным числом диаметра (рис. 1.19, б). Размерную линию обычно проводят через центр окружности, например, 028. Допускается проводить ее с обрывом (например, 042). Можно размерную линию выносить за пределы контура изображения (например, 056).
Если деталь имеет несколько одинаковых отверстий, наносят размер одного из них, а количество отверстий указывают перед размерным числом (например, 3 отв. 07). В случае, когда для размерного числа места недостаточно, диаметр указывают как показано на рисунке 1.19, в.
Знак перед размерным числом, например, 16 (рис. 1.20) указывает на то, что выступ (или отверстие) имеет «квадратную» форму. Плоские поверхности выс-
Рис. 1.19. Нанесение размеров радиуса дуги (а) и диаметра окружности (б, в)
тупа или отверстия отмечают при этом пересекающимися тонкими сплошными линиями.
Размеры фасок с углом 45° наносят, как показано на рисунке 1.21, а. Первая цифра означает высоту усеченного конуса, вторая — величину угла. Размеры фасок с углом, отличным от 45°, указывают, как на рисунке 1.21, б.
Размер толщины или длины детали, изображенной в одной проекции, наносят, как показано на рисунке 1.22. Перед числом, указывающим толщину детали, ставят букву s (рис. 1.22, а), а перед числом, указывающим длину детали, — букву I (рис. 1.22, б).
Записать в рабочую тетрадь знаки и их назначение.
Рис. 1.20. Применение знака квадрат
Масштаб – это отношение линейных размеров к действительным.
Изделия и детали на рабочих чертежах желательно изображать в натуральную величину. Однако это не всегда возможно и целесообразно. Встречаются очень крупные предметы, например, здания, корабли, самолеты, станки и т. п., а также и очень маленькие предметы, например, детали наручных часов, электронных приборов и др. Поэтому на чертежах крупные предметы изображают уменьшенными, а мелкие — — увеличенными, т. е. пользуются масштабом. На рисунке 1.23 показаны три изображения одного и того же предмета — штифта, выполненные в разных масштабах. На рисунке 1.23, а штифт изображен в масштабе 1:2, т. е. его изображение уменьшено в два раза. На рисунке 1.23, б штифт изображен в масштабе 1:1, т. е. в натуральную величину, а на рисунке 1.23, в — в масштабе 2:1, т. е. увеличенным в два раза.
В графе «Масштаб» основной надписи чертежа буква М в обозначении опускается.
Рис. 1.23. Масштабы: уменьшения (а), натуральной величины (б) и увеличения (а)
Стандартом предусмотрены следующие масштабы уменьшения: 1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и т. д. и масштабы увеличения: 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1; 20:1 и т. д. Масштаб натуральной величины 1:1.
На форматных листах А 4 (оформленных заранее дома) выполнить чертёж плоской детали (стр32 в учебнике). Работать по вариантам, пользуясь указаниями к выполнению работы. (Подробно объяснить работу и лишь после того как всем будет понятно что необходимо делать разрешить приступить к работе)
При возникновении затруднения обращайтесь за помощью. По ходу выполнения работы контролировать правильность, особенно у «слабых» уч — ся. В случае необходимости (подобные ошибки у нескольких уч – ся) прервать работу и объяснить еще раз.
Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?
Трудная – ли была работа на сегодняшнем уроке?
Добились ли вы поставленных целей?
Что вы сегодня на уроке узнали? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)
1. В каких единицах указывают линейные и угловые размеры на чертежах?
2. Как проводят размерные и выносные линии по отношению к измеряемому отрезку?
3. Как наносят размерные числа на вертикальных и наклонных размерных линиях?
4. Какие условные знаки применяют при нанесении размеров?
5. Как обозначают масштаб на чертеже?
Какие масштабы установлены стандартом?
Отметить лучших уч – ся.
Отметить общие ошибки допускаемые во время работы
Читать стр 27 – 31
Дать работу по карточкам ( смотреть по уровню сложности)
1. Какие линии необходимо приме
нить для выполнения данного чертежа?
Какова их толщина?
2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?
3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
4. Как правильно провести выносные и размерные линии на чертеже?
5. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании диаметров и радиусов?
1, Ответьте на вопросы.
2. Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1 : 1. Нанесите
размеры.
1. Какие линии необходимо приме
нить для выполнения данного чертежа?
Какова их толщина?
2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?
3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
4. Как правильно провести выносные и размерные линии на чертеже?
5. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании диаметров и радиусов?
6. Ответьте на вопросы.
Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1:2. Нанесите
размеры
7. Какие линии необходимо приме
нить для выполнения данного чертежа?
Какова их толщина?
8. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?
9. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
10. Как правильно провести выносные и размерные линии на чертеже?
11. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании диаметров и радиусов?
12. Ответьте на вопросы.
Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1:2. Нанесите
размеры
13. Какие линии необходимо приме
нить для выполнения данного чертежа?
Какова их толщина?
14. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?
15. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
16. Как правильно провести выносные и размерные линии на чертеже?
17. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании диаметров и радиусов?
18. Ответьте на вопросы.
Постройте полное изображение прокладки в масштабе 1:2. Нанесите
размеры
1. Какие типы линий приведены на карточке?
2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?
3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
1. Ответьте на вопросы. Используя таблицу, запишите в рабочей тетради название типов линий, приведенных на чертеже детали.
2. Выполните упражнение на проведение различных типов линий в квадрате
со стороной 120 мм. Расстояние между линиями 10 мм.
1. Какие типы линий приведены на карточке?
2. Какую длину имеют штрихи штриховой и штрихпунктирной линий?
3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
1. Ответьте на вопросы. Используя таблицу, запишите в рабочей тетради название типов линий, приведенных на чертеже детали.
2. Выполните упражнение на проведение различных типов линий в квадрате
со стороной 120 мм. Расстояние между линиями 10 мм.
1. Какие типы линий приведены на карточке?
2. Какую длину имеют штрихи штриховой — и штрихпунктирной линий?
3. На пересечении каких линий должен лежать центр окружности?
!. Ответьте на вопросы. Используя таблицу, запишите в рабочей тетради название типов линий, приведенных на чертеже детали.
2. Выполните упражнение на проведение различных типов линий в квадрате со стороной 120 мм. Расстояние между линиями 10 мм.
Видео:Как найти центр окружности с помощью циркуля и линейкиСкачать
Окружность. Форма и положение.
Окружность — это замкнутая плоская линия, всякая точки которой равноудалена от одной и той же точки (O), называемой центром.
Прямые (OA, OB, OС. . . ), соединяющие центр с точками окружности — это радиусы.
Бесконечная прямая (MN), прочерченная через какие-нибудь две точки окружности – секущая. а часть ее (EF), заключенная между этими точками, называется хордой.
Всякая хорда (AD), прочерченная через центр — диаметр.
Диаметр представляет наибольшую из хорд..Всякий диаметр делит окружность и круг пополам. Таким образом, всякий диаметр разделит окружность на две полуокружности, а круг на два полукруга.
Какая-нибудь часть окружности (напр. EmF ) называется дугой.
О хорде (EF), соединяющей концы дуги, говорят, что она стягивает эту дугу.
Для определения дуги иногда применяют знак È ; напр., пишут так: ÈEmF.
Часть плоскости, ограниченная окружностью, именуют кругом.
Часть круга (напр., СOB, заштрихованная на чертеже), ограниченная дугой и двумя радиусами, проведенными к концам дуги, обозначают как сектор.
Часть круга, (напр., EmF), ограниченная дугой и стягивающей ее хордой, обозначают как сегмент.
Из этого получаем:
1. Все радиусы одной окружности равны.
2. Два круга с одинаковыми радиусами будут равны.
3. Диаметр равен двум радиусам.
4. Точка, лежащая внутри круга, ближе к центру, а точка, лежащая вне круга, дальше от центра, чем точки окружности.
5. Диаметр, перпендикулярный к хорде, делит эту хорду и обе стягиваемые ею дуги пополам.
6. Дуги, заключенные между параллельными хордами, равны.
При работе с окружностями применяют следующие теоремы:
1. Теорема. Прямая и окружность не могут иметь более двух общих точек.
Из этой теоремы получаем два логично вытекающих следствия:
Никакая часть окружности не может совместиться с прямой, потому что в противном случае окружность с прямой имела бы более двух общих точек.
Линия, никакая часть которой не может совместиться с прямой, называется кривой.
Из предыдущего следует, что окружность есть кривая линия.
2. Теорема. Через всякие три точки, не лежащие на одной прямой, можно провести окружность и только одну.
Как следствие данной теоремы получаем:
Три перпендикуляра к сторонам треугольника вписанного в окружность проведенные через их середины, пересекаются в одной точке, которая является центром окружности.
Решим задачу. Требуется найти центр предложенной окружности.
Отметим на предложенной три любые точки A, B и С , начертим через них две хорды, например, AB и СB, и из середины этих хорд укажем перпендикуляры MN и PQ. Искомый центр, будучи одинаково удален от A, B и С, должен лежать и на MN, и на PQ, следовательно, он находится на пересечении этих перпендикуляров, т.е. в точке O.
💥 Видео
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)Скачать
Геометрия , правки и размеры в чертеже Компас 3D v 18.1Скачать
Cкругление полок в PRO100Скачать
Типы линий. Урок1.(Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать
Сопряжение двух пересекающихся прямых. Урок 9. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать
Построение недостающих проекции сквозного отверстия в сфереСкачать
Типы линий в чертежах.Скачать
Определение натуральной величины треугольника АВС методом вращения вокруг горизонтали или фронталиСкачать
Видеоуроки по КОМПАС 3D. Урок 2 Сопряжение линийСкачать
Нанесение размеров на чертежахСкачать
Инженерная графика. 2 урок. Построение сопряженийСкачать
ЕСКД. ГОСТ 2.303-68. ЛинииСкачать
СОПРЯЖЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ С ЛИНИЕЙ [pairing the circle with the line]Скачать