Операция выдавливания является самой распространенной формообразующей операцией КОМПАС-3D. В результате операции происходит перемещение эскиза перпендикулярно его плоскости. Операция выдавливания является частным случаем кинематической операции или элемент по траектории — название из последних версий КОМПАС.
- Как сделать выдавливание в КОМПАС
- Требования к эскизу операции выдавливания
- Основные параметры операции выдавливания
- Пошаговая инструкция выполнения операции выдавливания.
- Вырезать выдавливанием
- Операция вращения. Вырезать вращением
- Видеокурс по этой теме
- Видеокурс «Основы конструирования в КОМПАС-3D v19»
- Создание 3д модели в Компасе
- Как сделать цилиндр в 3д Компасе ?
- Создание эскиза цилиндра в Компасе
- Создание поверхности цилиндра в Компасе
- Инструмент «Вырезать выдавливанием» в Компасе
- Как построить конус в Компасе 3D?
- 📺 Видео
Видео:Компас 3D для начинающих. Урок № 3 Вырезать выдавливаниемСкачать
Как сделать выдавливание в КОМПАС
Для выполнения операции выдавливания необходим эскиз, в соответствии с которым и заданным расстоянием выдавливания и будет строиться операция.
Требования к эскизу операции выдавливания
Любая формообразующая операция базируется на эскизе. К эскизу есть определенные требования, которые зависят от типа операции. Для выдавливания справедливо:
- объекты, которые должны участвовать в операции должны быть выполнены основной линией, все вспомогательные линии выполняются любым другим стилем, в том числе и утолщенной линией;
- если один контур накладывается на другой, то результатом операции будет только тонкостенная оболочка;
- если один контур пересекает другой, то операция выполняется по объединенной области, ограниченной контурами.
Например, вот такой эскиз нельзя использовать для выполнения операции:
Контур выполнен утолщенной линией, а система учитывает в операции только стиль линии «Основная»
Такой эскиз в последних версиях применить можно, а вот в версиях ниже v17 КОМПАС бы «ругался» на пересечение контура. В версиях 17,18 будет выполнено выдавливание по объединенному контуру, т.е. окружность просто будет добавлена к контуру, который образовывает прямоугольник.
Вот такой эскиз применить также можно:
Внешний контур в виде прямоугольника будет определять габариты тела, а внутренние окружности будут определять отверстия. Результат будет вот таким:
Возможен и вариант наложения контуров, как в следующем примере, где отрезок лежит на прямоугольнике. Такой эскиз также может участвовать в операции выдавливания, только результатом будет тонкостенная оболочка.
Если еще раз коротко про основные требования к эскизу операции выдавливания: только основная линия, если контур накладывается или разомкнут, то будет доступна только тонкая стенка, если пересекается несколько замкнутых контуров, то построение по внешней границе контуров.
Основные параметры операции выдавливания
Панель параметров при выполнении операции выдавливания объемная, но в большинстве случаев достаточно лишь части параметров, рассмотрим их подробнее.
Основной параметр — расстояние
Указываем нужное значение, а также пользуемся переключателем направления, если нужно выдавливать в другую сторону
Второй параметр, который встречается намного реже, но иногда требуется — это угол. По умолчанию значение 0, если зададим отличное от нуля значение, то эскиз будет строиться с уклоном.
Например, вот такой результат мы можем получить выдавив окружность с заданным углом:
Результатом операции может быть тело или тонкая стенка. Переключатель находится на Панели параметров
Если включить режим построения тонкой стенки, то появятся еще два параметра — Толщина 1 и Толщина 2, одна толщина внутрь, другая наружу.
К важным параметрам также следует отнести тип выдавливания. Выдавливать можно:
- на расстояние;
- через всё;
- до объекта;
- до ближайшей поверхности.
Выбор осуществляется на Панели параметров:
По умолчанию активен способ «На расстояние», если же нам необходимо выполнить операцию через всё тело или до какой-то конкретной точки, ближайшей поверхности, то выбираем нужный способ.
Видео:КОМПАС 3D v18 .Урок 7. Операция "Вырезать по траектории".Скачать
Пошаговая инструкция выполнения операции выдавливания.
Создаем эскиз, используя команду «Создать эскиз» . Способов вызова команды несколько. Чаще всего используют вызов с Панели быстрого доступа
Либо с контекстного меню, которое появляется при нажатии правой кнопкой мыши на плоскости или плоской грани
После запуска команды «Создать эскиз» система переходит в режим редактирования эскиза. В данном режиме необходимо выполнить построение контура, для упрощения выполним выдавливание эскиза в котором изображен прямоугольник.
Построим прямоугольник, воспользовавшись одноименной командой
Выполнив построения в эскизе можно сразу перейти к формообразующей операции. В нашем случае — это операция выдавливания:
Кликаем по команде «Элемент выдавливания» и вводим необходимые значения на Панели параметров. В нашем случае будем считать, что нет уклона, тонкой стенки или еще каких-либо дополнительных атрибутов. Нужно указать только высоту выдавливания. В нашем примере примем высоту равную 20.
Вводим значение 20 в ячейку «Расстояние» на Панели параметров
Подтверждаем операцию кнопкой «Создать объект» или нажав колесо на мышке. В итоге получаем следующее тело:
Видео:Компас 3D уроки - Как вырезать на скругленной поверхности - 7Скачать
Вырезать выдавливанием
Аналогично пошаговой инструкции добавления объема операцией выдавливания, можно производить удаление объема операцией вырезать выдавливанием. Сама команда находится на инструментальной панели Элементы
Второй вариант выреза выдавливанием — воспользоваться командой «Элемент выдавливания», но выбрать результат построения на Панели параметров «Вычитание»
Видео:КОМПАС 3D v18 .Урок 8. Операция "Вырезать по сечениям".Скачать
Операция вращения. Вырезать вращением
Создадим деталь вращения на примере данного чертежа.
Видео:Компас 3D V18 - Вырез в трубеСкачать
Видеокурс по этой теме
Видеокурс «Основы конструирования в КОМПАС-3D v19»
Видеокурс направлен на освоение основ конструирования в САПР КОМПАС-3D. Обучение проводится на примере создания моделей узлов и сборки из них промышленного прибора, разбор особенностей моделирования и визуализации результатов в…
Основная особенность детали вращения заключается в том, что достаточно начертить всего лишь одну часть половины эскиза детали относительно осевой линии. То есть необходимо начертить либо нижнюю часть эскиза сечения, либо верхнюю относительно осевой линии.
Создадим модель в три этапа:
Первый этап будет заключаться в выдавливании вращения. То есть начертим главный контур половины детали вращения, и выдавим его путем вращения вокруг осевой линии.
Второй этап будет заключаться в операции вырезания. То есть вырежем данный паз с помощью операции вырезания, который был рассмотрен в предыдущей главе. И, так как в процессе операции вращения данный элемент практически невозможно осуществить, потому что он находится всего лишь на одной стороне относительно осевой линии, поэтому воспользуемся данной операцией и вырежем данный элемент отдельно. Также воспользуемся операцией вырезания для создания четырех отверстий в детали. Это можно сделать как совместно с вырезанием паза, так и отдельно, так как все эти элементы проходят насквозь деталь вращения.
Третий этап будет заключаться в создании, точнее вычитании фасок из твердотельного элемента с помощью операции вычитания вращением. Стоит также понимать, что последний этап не является обязательным, так как создание данных фасок возможно и при первом этапе. То есть, при черчении данного контура можно уже указать все необходимые фаски, и воспользоваться операцией выдавливания. Либо же, это можно сделать с помощью специальных инструментов для создания фасок, которые рассмотрим позже.
Но для демонстрации посмотрим, как работает операция вычитания вращением на практике. Начнем построение детали. Выбираем плоскость ZX, и нажимаем Создать эскиз.
Нажмем Нормаль к для удобства построения и включим параметрический режим.
Для начала, создадим осевую линию, от которой будет осуществляться операция вращения. Выберем отрезок стиль линии – осевая, и построим осевую линию произвольной длины.
Закроем окно параметров, и начинаем построение контура, и последовательно образмерим его. Произвольно строим линию. Для дальнейшего удобства выберем стиль линии основная.
Поменяем данную линию на основную.
Образмерим линию с помощью операции Авторазмер. Зададим размер 50 мм, и расстояние от осевой линии – 15 мм.
Выбираем отрезок, начинаем построение с конечной точки. Произвольно проводим вертикальную линию и горизонтальную.
Зададим высоту от осевой линии – 30 мм.
Выберем отрезок, произвольно проведем вертикальную линию и также горизонтальную. Еще раз вертикальную линию вниз.
Так как в данном месте существует небольшой паз, произвольно проведем паз.
Для того, чтобы линия стала перпендикулярной, то есть под 90°, можно воспользоваться инструментом во вкладке Ограничения – Перпендикулярность. Линия уже выделена, зададим перпендикулярность относительно горизонтальной линии.
Таким образом, линия выравнивается точно под 90°. Закроем окно параметров и зададим размеры для паза – 5 мм, и высоту – 25 мм. Сдвинем размер для удобства.
Зададим остальные размеры 20 мм, и так же высоту. Остался размер для горизонтальной линии – 35 мм, и высота для паза. Высота уже задана, закроем окно. Итак, все размеры для основного контура сечения эскиза заданы.
Можно выходить из эскиза, и начнем операцию выдавливания. Для этого выделяем эскиз, нажимаем Элемент выдавливания.
Выбираем тип выдавливания Элемент вращения и, как можно видеть, система уже автоматически определяет данную деталь как деталь вращения, поскольку была задана осевая линия и контур для вращения. Нажимаем ОК, закрываем окно параметров, и видим, что деталь успешно построена.
Для того, чтобы внести какие-либо изменения или правки, достаточно в дереве построения нажать правой кнопкой мыши на любую из операций. В данном случае – Элемент вращения, и выбрать Редактировать.
Стоит так же отметить, что операцию выдавливания вращением можно проводить как на заданный угол, то есть не до конца вращения, а на какой-то определенный угол.
Можно также изменять направление вращения и добавлять второе направление.
Закроем окно, и начнем построение отверстий. Для того, чтобы деталь также находилась относительно горизонтальной плоскости, то есть по центру, выровняем и внесем правки в эскиз. Для этого зайдем в дерево построения, щелкнем правой кнопкой мыши на эскиз и выберем Редактировать.
Выберем Нормаль к и для того, чтобы сместить контур эскиза вместе с осевой линией на уровень горизонтальной плоскости ZX, выделим весь эскиз и выберем правой кнопкой мыши операцию Вырезать.
Далее задаем точку, от которой будет начинаться вырезание. В последующем – процесс вставки. Нажимаем на точку,
далее еще раз правой кнопкой мыши, выбираем Вставить и выбираем линию или точку, на которую необходимо сместить эскиз.
Нажимаем закрыть окно параметров, и таким образом эскиз был смещен и стоит на уровне горизонтальной плоскости ZX. Выходим из эскиза.
Начнем процесс вырезания. Так как в данном месте также будет находиться паз, то процесс вырезания будет осуществляться от крайней левой грани. Выделяем данную грань, нажимаем создать эскиз.
Включим параметрический режим и начнем создание для вычитания паза.
Выберем стиль линии Осевая, и тип построения – По центру. Для того, чтобы было удобно отталкиваться от вертикальной плоскости, произвольно проводим прямоугольник.
Закрываем окно параметров и задаем размеры для паза: ширину паза зададим 8 мм, а также, чтобы задать высоту для паза – необходимо образмерить осевую линию, от который будет отталкиваться высота паза. Для этого выберем отрезок, стиль линии – Осевая, и привязываясь к горизонтальной плоскости, произвольно проводим осевую линию.
Закрываем окно параметров, выбираем Авторазмер и задаем высоту паза. Зададим высоту 18 мм, закрываем окно.
В этом же эскизе создадим отверстие. Выбираем Окружность, произвольно проводим окружность. Закрываем окно параметров.
Изменим стиль линии окружности на ось основную, путем нажатия на окружность. Зададим диаметр окружности 10,5 мм, а также состояние окружности от точки центра.
Зададим 22, или 25 мм. Закрываем окно параметров.
Также зададим еще одну вспомогательную окружность. От начала точки координат до центра отверстия. Закрываем окно параметров, дополнительная окружность была создана.
Для того, чтобы воспользоваться операцией Копия по окружности для того чтобы в дальнейшем указать направление для копии, так как копия является отверстием – выделяем данное отверстие, нажимаем ОК.
Количество копий оставляем 4 и нажимаем точку центра координат, так как это является центром относительно данного круга, от которого будет производиться копия. Нажимаем ОК, закрываем окно параметров.
Таким образом, путем копии по окружности быстро создается любой элемент, который необходим. Выходим из эскиза.
Далее выбираем Элемент выдавливания, но перед этим необходимо выделить необходимый эскиз. После этого выбираем Результат: Вычитание. Изменим направление в правую сторону, и выберем способ вычитания Через все. Предварительно можно увидеть, что вычитание будет производиться сквозь деталь.
Нажимаем ОК и видим, что вычитание было успешным. Закроем окно параметров.
Перейдем к процессу создания фаски. С помощью операции вычитания вращением выберем плоскость ZX и создадим эскиз для фаски. Включим параметрический режим, выбираем Отрезок.
Начинаем построение треугольника с произвольными размерами.
Закрываем окно параметров, и зададим размер и для фаски. Высота фаски – 3 мм и ширина также 3 мм. Закроем окно параметров и зададим осевую линию, от которой будет производиться операция вычитания вращения. Произвольно проводим линию, закрываем окно параметров, и выходим из эскиза.
Выбираем Элемент выдавливания, не забываем выделять эскиз для фаски.
Выбираем Элемент вращения и Результат вычитание. Видим, что фаска определена правильно, и нажимаем ОК.
Фаска вычтена из твердотельного тела. Закроем окно параметров, и так как в КОМПАС уже существует специальный инструмент для создания фасок Скругление, то для следующей фаски воспользуемся данным инструментом. Нажимаем Скругление, выбираем линию для создания скругления. Оставим радиус 1 мм и нажимаем ОК.
Закрываем окно параметров.
Мы рассмотрели, как создаются детали вращения с помощью операции выдавливания или вычитания вращения.
Видео:Компас 3D. Базовый курс. Способы выделения и удаления объектов.Скачать
Создание 3д модели в Компасе
Компас 3д заточен под осуществление твердотельного моделирования. В нем без особых проблем можно создать детали и изделия практически любой сложности. Как говорится, легче один раз увидеть на примере, чем сто раз услышать, поэтому в текущей статье наглядно разберем создание 3д модели в Компасе на примере примитивов: цилиндра и конуса.
- создание 3д модели в компасе
Благодаря дружелюбному интерфейсу Компаса, во время работы присутствует фактор вариативности. Иными словами, одну и ту же операцию можно выполнить разными способами с одинаковым успехом. Поэтому в данной статье будет представлен наиболее классический способ построения примитивов.
Видео:Компас 3D уроки - Как сделать наклонный вырез детали - 5Скачать
Как сделать цилиндр в 3д Компасе ?
Самый первый примитив для построения — цилиндр. При его построении научимся создавать эскизы и пользоваться инструментом выдавливания для создания тела.
Создание эскиза цилиндра в Компасе
При создании новой 3д модели в Компасе перед лицом пользователя возникает пустой экран с сеткой координатных осей и базисных плоскостей (рис. 1) с началом в точке с нулевыми координатами. Относительно нуля рекомендуется создавать детали, располагая их так, чтобы какая-либо из базисных осей была осью симметрии. Возьмем во внимание пару фактов:
- Принято, что по оси Z (синяя) закладываются размеры высот, поэтому вдоль нее будет вытянут будущий цилиндр.
- В плоскости XoY (синяя) обычно закладывается базовая кромка разрабатываемой детали. Именно в этой плоскости будет создан эскиз основания цилиндра (окружность).
Чтобы создать эскиз в Компасе нужно выделить плоскость, на которой будет осуществляться черчение, выбрать вкладку «Инструменты эскиза» — «Окружность» (рис. 2), так как основание цилиндра именно эта фигура. После нажатия инструмента построения окружности, экран Компаса специально повернется так, что плоскость для эскиза будет параллельна плоскости экрана. Окружность строится из своего центра, поэтому после нажатия, нужно щелкнуть в точку с нулевыми координатами, инструменты автопривязки Компаса помогут с этим справиться. Затем в левом окне параметров нужно указать диаметр или радиус (рис. 3). Чтобы завершить построение, нужно просто щелкнуть в рабочем поле.
После вышеописанных манипуляций получилась окружность с центром в нулевой координате, лежащей в горизонтальной плоскости XoY (рис. 4). Чтобы выйти из режима эскиза, нужно нажать на зеленую кнопку справа вверху экрана.
- Рис. 1. Экран создания модели в Компасе
- Рис. 2. Инструмент «Окружность»
- Рис. 3. Эскиз окружности
- Рис. 4. Полученная окружность в Компасе
Видео:Уроки Компас 3D.Массив по кругуСкачать
Создание поверхности цилиндра в Компасе
Создание 3д модели в Компасе не обходится без операции создания поверхности. Реализовать это можно совершенно по разному, но так как в рамках урока рассматривается цилиндр со сплошным наполнением, то для его создания лучше всего использовать инструмент «Выдавливание» (рис. 5). После нажатия на кнопку следует выбрать контур эскиза, построенный в прошлой главе, после чего появится предпросмотр цилиндра с высотой выдавливания в 10 мм, выставленного по умолчанию (рис. 6). Изменить это значение, а так же направление выдавливания можно на панели параметров слева. Выставим расстояние в качестве примера 150 мм, после чего нажимается зеленая галочка (рис. 7).
- Рис. 5. Инструмент «Выдавливание» в Компасе
- Рис. 6. Настройки инструмента «Выдавливание»
Таким образом получилось создать 3д модель цилиндра в Компасе.
Инструмент «Вырезать выдавливанием» в Компасе
При построении цилиндра в Компасе использовался инструмент «Выдавливание», существует так же и противоположный по действию, но одинаковый по сути механизм построения поверхностей — «Вырезать выдавливанием». Его уже использовали при построении отверстий в другой статье, а в текущем примере можно показать, что этот инструмент годится для создания полостей.
Представим, что цилиндр, построенный выше — корпус стакана. Чтобы создать углубление, нужно на верхней грани цилиндра создать эскиз окружности с диаметром поменьше (рис. 7). Не снимая выделения с эскиза, воспользоваться кнопкой «Вырезать выдавливанием» и указать значение в 140 мм в окне параметров (рис. 8). В итоге получается цилиндр с цилиндрическим вырезом (рис. 9).
- Рис. 7. Создание эскиза для выреза в Компасе
- Рис. 8. Силуэт выреза
- Рис. 9. Полученная модель цилиндра с вырезом в Компасе
Видео:Компас 3D уроки - Копирование по окружности - 6Скачать
Как построить конус в Компасе 3D?
Конус можно построить принципиально по иному, нежели цилиндр, используя так же инструменты эскиза и инструмент «Элемент вращения». Как я уже отмечал выше, при построении моделей есть возможность использования разных подходов и инструментов, ведь цилиндр можно построить точно так же. Но в данном примере рассмотрим, как построить конус в Компасе 3D.
У конуса ось вращения проходит от вершины к центру окружности-основания, соответственно эти две точки будут располагаться на оси Z, причем основание с центром в нулевой координате и в плоскости XoY.
Для начала в плоскости ZoX нужно создать эскиз половинки конуса в его сечении по центру (рис. 10). Затем выбрать инструмент «Элемент вращения» (рис. 11), при этом в параметрах построения указать ось, относительно которой будет вращаться эскиз, в данном случае — oZ (рис. 12). При нажатии на зеленую галочку, цилиндр будет построен (рис. 13).
- Рис. 10. Эскиз прямоугольника для вращения
- Рис. 11. Инструмент «Вращение»
- Рис. 12. Инструмент «Вращение»
- Рис. 13. Готовый цилиндр в Компасе
Таким образом, в текущей статье были рассмотрено создание 3д модели в Компасе на примере построения таких примитивов как цилиндр и конус с использованием эскизов для построения и инструментов выдавливания, выреза выдавливанием, вращения. Это базовые приемы для создания простейших моделей в Компасе.
📺 Видео
Компас 3D. Операция "Выдавлевание"Скачать
Компас 3D уроки - Выдавливание под углом - 4Скачать
Отверстие в Компасе. Как сделать отверстие в Компас 3DСкачать
Команды на заметку. Разрезать и Изменить положениеСкачать
КОМПАС 3D v18 . Урок 5. Операция "Вырезать выдавливанием".Скачать
изменение положения детали в компасеСкачать
КОМПАС 3D v18 .Урок 6 . Операция "Вырезать вращением".Скачать
Видеоуроки по КОМПАС 3D. Урок 1 Деление окружности на равные частиСкачать
КОМПАС-3D. Отверстие на цилиндрической поверхности. Плоскости | Роман СаляхутдиновСкачать
Видеоуроки Компас 3D. Текст на цилиндре без обечайкиСкачать
Видеоуроки Компас V18. Соединение части вида и разреза. Исполнения модели.Скачать