Как изменится период крутильных колебаний шара, если его радиус увеличится в 2 раза, а плотность материала, из которого изготовлен шар и проволока торсионного подвеса, останется прежней?
Период колебаний крутильного маятника равняется (похожая формула у пружинного маятника):
☛ T = 2π √(J/D) ❶
Момент инерции шара равен
☛ J = (2mR²) / 5
Масса шара — это плотность умножить на объем:
☛ m = ρV = 4πρR³ / 3
Значит, момент инерции J пропорционален радиусу шара в пятой степени, если плотность осталась прежней.
Модуль кручения D у проволоки по условию остался прежним, но момент инерции J увеличился в 2⁵, т.е. в восемь раз.
По формуле ❶ выходит, что период увеличился во сколько раз.
В корень из восьми! —ОТВЕТИК!
- Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
- теория по физике 🧲 кинематика
- Период, частота и количество оборотов
- Линейная и угловая скорости
- Линейная скорость
- Угловая скорость
- Центростремительное ускорение
- Презентация к уроку физики в 9 классе на темуРешение задач на движение тела по окружности. Расчет линейной и угловой скорости.»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
- 🔍 Видео
Видео:Физика - движение по окружностиСкачать
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью
теория по физике 🧲 кинематика
Криволинейное движение — движение, траекторией которого является кривая линия. Вектор скорости тела, движущегося по кривой линии, направлен по касательной к траектории. Любой участок криволинейного движения можно представить в виде движения по дуге окружности или по участку ломаной.
Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью — частный и самый простой случай криволинейного движения. Это движение с переменным ускорением, которое называется центростремительным.
Особенности движения по окружности с постоянной по модулю скоростью:
- Траектория движения тела есть окружность.
- Вектор скорости всегда направлен по касательной к окружности.
- Направление скорости постоянно меняется под действием центростремительного ускорения.
- Центростремительное ускорение направлено к центру окружности и не вызывает изменения модуля скорости.
Видео:Центростремительное ускорение. 9 класс.Скачать
Период, частота и количество оборотов
Пусть тело двигается по окружности беспрерывно. Когда оно сделает один оборот, пройдет некоторое время. Когда тело сделает еще один оборот, пройдет еще столько же времени. Это время не будет меняться, потому что тело движется с постоянной по модулю скоростью. Такое время называют периодом.
Период — время одного полного оборота. Обозначается буквой T. Единица измерения — секунды (с).
t — время, в течение которого тело совершило N оборотов
За один и тот же промежуток времени тело может проходить лишь часть окружности или совершать несколько единиц, десятков, сотен или более оборотов. Все зависит от длины окружности и модуля скорости.
Частота — количество оборотов, совершенных в единицу времени. Обозначается буквой ν («ню»). Единица измерения — Гц.
N — количество оборотов, совершенных телом за время t.
Период и частота — это обратные величины, определяемые формулами:
Количество оборотов выражается следующей формулой:
Пример №1. Шарик на нити вращается по окружности. За 10 секунд он совершил 20 оборотов. Найти период и частоту вращения шарика.
Видео:Вращательное движение. 10 класс.Скачать
Линейная и угловая скорости
Линейная скорость
Линейная скорость — это отношение пройденного пути ко времени, в течение которого этот путь был пройден. Обозначается буквой v. Единица измерения — м/с.
l — длина траектории, вдоль которой двигалось тело за время t
Линейную скорость можно выразить через период. За один период тело делает один оборот, то есть проходить путь, равный длине окружности. Поэтому его скорость равна:
R — радиус окружности, по которой движется тело
Если линейную скорость можно выразить через период, то ее можно выразить и через частоту — величину, обратную периоду. Тогда формула примет
Вид — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
Выразив частоту через количество оборотов и время, в течение которого тело совершало эти обороты, получим:
Угловая скорость
Угловая скорость — это отношение угла поворота тела ко времени, в течение которого тело совершало этот поворот. Обозначается буквой ω. Единица измерения — радиан в секунду (рад./с).
ϕ — угол поворота тела. t — время, в течение которого тело повернулось на угол ϕ
Радиан — угол, соответствующий дуге, длина которой равна ее радиусу. Полный угол равен 2π радиан.
За один полный оборот тело поворачивается на 2π радиан. Поэтому угловую скорость можно выразить через период:
Выражая угловую скорость через частоту, получим:
Выразив частоту через количество оборотов, формула угловой скорости примет вид:
Сравним две формулы:
Преобразуем формулу линейной скорости и получим:
Отсюда получаем взаимосвязь между линейной и угловой скоростями:
Полезные факты
- У вращающихся прижатых друг к другу цилиндров линейные скорости точек их поверхности равны: v1 = v2.
- У вращающихся шестерен линейные скорости точек их поверхности также равны: v1 = v2.
- Все точки вращающегося твердого тела имеют одинаковые периоды, частоты и угловые скорости, но разные линейные скорости. T1 = T2, ν1 = ν2, ω1 = ω2. Но v1 ≠ v2.
Пример №2. Период обращения Земли вокруг Солнца равен одному году. Радиус орбиты Земли равен 150 млн. км. Чему примерно равна скорость движения Земли по орбите? Ответ округлить до целых.
В году 365 суток, в одних сутках 24 часа, в 1 часе 60 минут, в одной минуте 60 секунд. Перемножив все эти числа между собой, получим период в секундах.
За каждую секунду Земля проходит расстояние, равное примерно 30 км.
Видео:КРИВОЛИНЕЙНОЕ ДВИЖЕНИЕ - Угловое Перемещение, Угловая Скорость, Центростремительное УскорениеСкачать
Центростремительное ускорение
Центростремительное ускорение — ускорение с постоянным модулем, но меняющимся направлением. Поэтому оно вызывает изменение направления вектора скорости, но не изменяет его модуль. Центростремительное ускорение обозначается как aц.с.. Единица измерения — метры на секунду в квадрате (м/с 2 ). Центростремительное ускорение можно выразить через линейную и угловую скорости, период, частоту и количество оборотов/время:
Пример №3. Рассчитать центростремительное ускорение льва, спящего на экваторе, в системе отсчета, две оси которой лежат в плоскости экватора и направлены на неподвижные звезды, а начало координат совпадает с центром Земли.
Спящий лев сделает один полный оборот тогда, когда Земля сделает один оборот вокруг своей оси. Земля делает это за время, равное 1 сутки. Поэтому период обращения равен 1 суткам. Количество секунд в сутках: 1 сутки = 24•60•60 секунд = 86400 секунд = 86,4∙10 3 секунд.
Радиус Земли равен 6400 км. В метрах это будет 6,4∙10 6 . Теперь у нас есть все, что нужно для вычисления центростремительного ускорения. Подставляем данные в формулу:
Алгоритм решения
- Записать исходные данные.
- Записать формулу для определения искомой величины.
- Подставить известные данные в формулу и произвести вычисления.
Решение
Записываем исходные данные:
- Радиус окружности, по которой движется автомобиль: R = 100 м.
- Скорость автомобиля во время движения по окружности: v = 20 м/с.
Формула, определяющая зависимость центростремительного ускорения от скорости движения тела:
Подставляем известные данные в формулу и вычисляем:
pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Точка движется по окружности радиусом R с частотой обращения ν. Как нужно изменить частоту обращения, чтобы при увеличении радиуса окружности в 4 раза центростремительное ускорение точки осталось прежним?
а) увеличить в 2 раза б) уменьшить в 2 раза в) увеличить в 4 раза г) уменьшить в 4 раза
Алгоритм решения
- Записать исходные данные.
- Определить, что нужно найти.
- Записать формулу зависимости центростремительного ускорения от частоты.
- Преобразовать формулу зависимости центростремительного ускорения от частоты для каждого из случаев.
- Приравнять правые части формул и найти искомую величину.
Решение
Запишем исходные данные:
Центростремительное ускорение определяется формулой:
Запишем формулы центростремительного ускорения для 1 и 2 случаев соответственно:
Так как центростремительное ускорение в 1 и 2 случае одинаково, приравняем правые части уравнений:
Произведем сокращения и получим:
Это значит, чтобы центростремительное ускорение осталось неизменным после увеличения радиуса окружности в 4 раза, частота должна уменьшиться вдвое. Верный ответ: «б».
pазбирался: Алиса Никитина | обсудить разбор | оценить
Видео:Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Физика 9 класс #18 | ИнфоурокСкачать
Презентация к уроку физики в 9 классе на темуРешение задач на движение тела по окружности. Расчет линейной и угловой скорости.»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что общего между событиями и явлениями, изображенными на слайде? …все вертится, и кружится , и несется кувырком. К.Чуковский …внутри атома электроны движутся по замкнутым орбитам… П.Ланжевен За
Урок № 36 Классная работа Тема. Решение задач на движение тела по окружности. Расчет линейной и угловой скорости. 27.11.2017. С/П: § 18; Упр. 18 (5, с.75).
Зеленый жетон — задание выполнено полностью с обоснованием – 3 балла. Желтый жетон – задание выполнено, но допущена одна ошибка – 2 балла. Красный жетон – задание выполнено частично, дан правильный ответ – 1 балл. Оценочная шкала
Физическое лото План описания физической величины Физический смысл Обозначение Единица измерения Формула для расчета Прибор для измерения 1. Период обращения 2. Частота обращения 3. Линейная скорость 4. Угловая скорость 5. Центростремительное ускорение
Согласны мы со всеми, что период – это время. Время оборота, когда вращалось что-то. Это интересно знать… Винт вертолета имеет период обращения от 0,15 до 0,3 секунды. Физическая величинаОбозначениеЕдиницаФормула Период — это промежуток времени, в течение которого тело совершает один оборот по окружности. Т c
Период кровообращения у человека равен примерно 21-22 секундам
Числом оборотов в секунду зовется. Дели единицу на Т и найдется. Второе название – частота. Еще измеряется в Герцах она. Это интересно знать… Пуля, вылетающая из автомата Калашникова, вращается с частотой 3000 об/с. Физическая величинаОбозначениеЕдиницаФормула Частота — число полных оборотов в единицу времени ν Гц
Знает каждый инженер: Физическая величинаОбозначениеЕдиницаФормула Линейная скорость — постоянна по модулю, направлена по касательной к окружности в данной точке траектории U м/с
Чтоб в скорость линейную жизнь нам вдохнуть, разделим немедля на время мы путь. Если ж угол поворота нам на время разделить, то вполне возможно будет снова скорость получить. Скорость не простую – скорость угловую. Физическая величинаОбозначениеЕдиницаФормула Угловая скорость –величина, которая показывает, на какой угол поворачивается тело за 1с ω рад/с
Как называется сила, удерживающая тело на окружности ? От чего она зависит? Физическая величинаОбозначениеЕдиницаФормула Центростремительное ускорение –в любой точке окружности направлено по радиусу окружности к ее центру. aц м/с²
…при движении тела во вращающейся системе отсчета кроме центробежной силы инерции возникает еще одна сила инерции – сила Кориолиса, которая как бы толкает тело вбок. Действие этой силы приведет к подмыванию правых берегов рек в северном полушарии и левых в южном , к отклонению падающих тел от вертикали. Это интересно знать…
Готовимся к ОГЭ…(спецификация КИМов, задание №2) Задача №1. Шарик движется по окружности радиусом R со скоростью v. Как изменится центростремительное ускорение шарика, если его скорость уменьшить в 2 раза? 1) уменьшится в 2 раза 2) увеличится в 2 раза 3) уменьшится в 4 раза 4 ) увеличится в 4 раза Ответ: 3 «При изучении наук — задачи полезнее правил.» И. Ньютон
Готовимся к ОГЭ… …(спецификация КИМов, задание №2) Задача №2. Ответ: 2 А В При равномерном движении по окружности радиусом 1м тело совершает один полный оборот по окружности за время 6,28с. Определите модуль вектора скорости при перемещении тела из точки А в точку В: 3,14 м/с 2. 1 м/с 3. 6,28 м/с
Период обращения тела, движущегося равномерно по окружности , увеличился в 2 раза. Частота обращения 1. Возросла в 2 раза 2. Уменьшилась в 2 раза 3. Не изменилась Готовимся к ОГЭ…(спецификация КИМов, задание №2) Задача №3. Ответ: 2
Физический диктант по теме «Характеристики движения тела по окружности» Вариант №1Вариант №2 1.Тело движется по окружности, если скорость и ускорение направлены: 1) вдоль одной прямой в одном направлении; 2) вдоль одной прямой в разных направлениях; 3) под прямым углом друг к другу1. При движении по окружности вектор ускорения направлен 1) по касательной к траектории в данной точке; 2) к центру окружности; 3) вертикально вниз. 2. Выбери верное утверждение: 1) чем больше радиус окружности, тем меньше центростремительное ускорение материальной точки, движущейся по окружности 2) чем меньше радиус окружности, тем меньше центростремительное ускорение; 3) период вращения и линейная скорость находятся в прямой зависимости.2. Выбери неверное утверждение: 1) чем больше радиус окружности, тем больше линейная скорость движения точки; 2) чем больше радиус окружности, тем больше центростремительное ускорение; 3) период вращения и линейная скорость находятся в обратной зависимости. 3. Тело совершает за 4 с 8 оборотов. Период его вращения равен 1) 32 с; 2) 2 с; 3) 0,5 с3. Частота вращения равна 2 об/с. Период вращения тела равен 1) 2 с ; 2) 0,5 с; 3) 2 мин 4.Частота вращения 600 об/мин показывает, что тело совершает 1) за 1 секунду 600 оборотов; 2) за 600с один оборот; 3) за 1 секунду 10 оборотов4. При увеличении радиуса окружности в 2 раза, линейная скорость тела возрастает в 2 раза. Как при этом изменяется его угловая скорость 1) уменьшилась в 2 раза; 2) увеличилась в 2 раза 3) не изменилась. 5. Тело движется по окружности радиусом r. Линейная скорость увеличилась в 2 раза. Угловая скорость при этом 1) уменьшилась в 2 раза; 2) увеличилась в 2 раза; 3) не изменилась5. Угловая скорость тела, движущегося по окружности, уменьшилась в 2 раза. Центростремительное ускорение при этом уменьшилось в 2 раза; не изменилось; уменьшилось в 4 раза
Взаимопроверка Критерии оценки «5» – 5 заданий «4» – 4 задания «3» – 3 задания «2» – 2 задания Физкультминутка Умение решать задачи — такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения. Д. Пойа Задание№1№2№3№4№5 Вариант 1.31332 Вариант 2. 22233
Экспериментальное задание. Расчет линейной и угловой скорости. (Работа в группе) Цель. Рассчитать угловую скорость ὼ, линейную скорость U, центростремительное ускорение шарика ац.с., подвешенного на нити и вращающегося в горизонтальной плоскости (задание и инструкционная карта прилагается) Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, шарик, нить длиной 30 см, часы (или секундомер), лист бумаги с начерченной на нем окружностью радиусом г = 5, 10, 15, 20 см, динамометр.
Расчет линейной и угловой скорости. Проводим опыт, познать, чтоб явление, Проблему ставим с опорой на факт, Строим цепочку умозаключений, Чтоб получился верный результат… π = 3,14 ; 2 π = 6,28 ; π2 = 9,9 Задание для 1, 2 и 3 групп: 1. Взявшись двумя пальцами за нить у точки подвеса, заставьте шарик двигаться по окружности радиусом г , заранее нарисованной на листе бумаги. 2. Измерьте радиус окружности r, время t, за которое маятник совершит N оборотов по окружности. 3. Занесите в таблицу значения величин r, N и t. 4. Рассчитайте: период, угловую и линейную скорость. Запишите в таблицу. Задание для 4 группы: 1. С помощью динамометра измерьте массу шарика m, запишите в таблицу. 2. Расположив горизонтально динамометр, отклоните шарик из положения равновесия на край окружности радиусом г = 10, 15, 20 см (соответственно) . 3. Запишите значение центростремительной силы Fц в таблицу. 4. Рассчитайте центростремительное ускорение ац.с для каждого случая. Сделайте вывод. R мN t с T с V ГцU м/с aц м/с ω рад/с F Нm кг
2) Как изменятся модуль линейной скорости шарика, если его радиус вращения увеличить в 2 раза? 4) Как изменится модуль центростремительного ускорения шарика, если радиус его вращения увеличить в 2 раза? Ответьте на контрольные вопросы: 1) Изменится ли время одного оборота шарика, если его радиус вращения (на той же нити) уменьшить в 2 раза? (уменьшается в два раза) (увеличивается в два раза) 3) Как изменится угловая скорость шарика, если радиус окружности уменьшить в 2 раза? (не изменяется) (уменьшается в два раза)
шевелил мозгами, слушал краем уха, работал, засучив рукава, считал ворон, Я сегодня на уроке бил баклуши, потому что… работал, не разгибая спины, сидел, сложа руки, наломал дров, лез из кожи вон, Выберите фразеологизм, который, на ваш взгляд, характеризует вашу работу на сегодняшнем уроке и составьте с ним сложноподчиненное предложение…
Красный (опасность) – тема очень сложная и мне нужна дополнительная работа с учителем по этой теме. Жёлтый (предупреждение) – тема сложная, но мне достаточно ещё раз самому сесть и прочитать параграф учебника, проанализировать конспект в рабочей тетради, выполнить вдумчиво домашнее задание. Зелёный (уверенность) – тема сложная, но я её понял и легко справлюсь с заданием для самоподготовки. Поднимите тот жетон, который ближе всего отражает ваше состояние в конце урока. Огни светофора
…нам не стыдно признать, что весь подлунный мир и центр Земли движутся по Великому кругу между другими планетами, заканчивая свое обращение вокруг Солнца в один год… Н.Коперник …путь заряженной частицы в однородном магнитном поле проходит по круговой орбите. Р. Фейнман Самое простое и совершенное движение во Вселенной – движение по окружности…
Придумайте и решите задачу, используя предложенные иллюстрации С/П: § 18; Упр. 18 (5, с.75).
Придумайте и решите задачу, используя предложенные иллюстрации С/П: § 18; Упр. 18 (5, с.75).
Материальная точка движется с постоянной скоростью по окружности радиусом R. Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины, если скорость точки увеличить ? Готовимся к ОГЭ…(спецификация КИМов, задание №6) Задача №4. Ответ: 1 1 2 Физические величины Их изменения А. Угловая скорость1. Увеличится В. Центростремительное ускорение2. Уменьшится С. Период обращения3. Не изменится
Готовимся к ОГЭ…(спецификация КИМов, задание №6) Задача №5. Ответ: 321
Тело массой 2 кг движется с постоянной скоростью 5 м/с по окружности радиусом 10 м. Определить центробежную силу инерции, действующую на тело. 1Н 5Н 10Н Ответ: 2 Готовимся к ОГЭ… (спецификация КИМов, задание №2) Задача №6.
Готовимся к ОГЭ… (спецификация КИМов, задание №6) Задача №7. Ответ:
Краткое описание документа:
Данный урок по теме « Законы движения и взаимодействия тел» проводился в соответствии с технологической картой. По типу – это урок закрепления ЗУН при решении задач на законы движения тела по окружности и изучения новой темы «Расчет линейной и угловой скорости»», по форме комбинированный с элементами поисковой, экспериментальной практико – оринтированной деятельности, построен с учетом деятельностного подхода при обучении физике.
При разработке урока учитывалось место и тема урока в цикле учебного комплекса, опираясь на полученные ранее знания учащихся, их умения устанавливать логическую связь между физическими величинами, описывающими механические явления (законы Ньютона, закон Всемирного тяготения, законы движения тела по окружности), понятиями, описывать физическое явление, сравнивать изучаемые явления, делать обобщения и выводы, описывать по плану физическую величину, а также умения решать задачи качественным, аналитическим и экспериментальным способами. Данный урок имеет большое значение, так как готовит обучающихся к выполнению контрольной работы по теме «Законы движения и взаимодействия тел», включающей в себя большой объём выданной по теме информации, широко используемой в практической деятельности человека. Исходя из требований Госстандарта минимума физического образования, была поставлена образовательная цель урока: повторить и отработать методы решения качественных, аналитических и графических задач на основные характеристики движения тела по окружности, экспериментально рассчитать линейную и угловую скорость тела при движении по окружности. Для достижения цели были определены задачи:
— образовательные:
- устранить типичные пробелы в знаниях, обще учебных и специальных навыках и умениях суворовцев данного взвода;
- продолжить работу по формированию ключевых компетенций обучающихся: умения сравнивать, анализировать, делать выводы из наблюдений, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о движении тела,
- формировать экспериментальные умения использовать основные понятия, формулы и физические законы при движении тела по окружности;
— развивающие:
- продолжить развивать творческие способности суворовцев, их познавательную активность в ситуации, в которой необходимо учить видеть путь (несколько путей) к решению поставленной проблемы; осуществлять выбор нужной для решения формулы;
- убедить обучающихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости изучаемого материала; в том, что каждое движение (состояние) причинно обусловлено; что практика — источник знаний и критерий истины;
- способствовать развитию: мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств;
- развивать интерес к предмету; познавательную деятельность при постановке и проведении эксперимента;
— воспитательные:
- создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении заданий повышенного и продвинутого уровней;
- содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собственную учебную практико – ориентированную деятельность, осуществлять самоконтроль.
С учетом темы по самообразованию «Формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся через организацию практико – ориентированной деятельности на уроках физики» познавательная деятельность обучающихся была организована таким образом, что урок физики стал более живым и интересным, вызывал у обучающихся постоянное чувство ожидания нового, неожиданного, а главное необходимого в дальнейшей их деятельности.
Поскольку знания и опыт приобретаются человеком через собственную деятельность, основными этапами данного урока являются этапы, каждый из которых соответствовал усвоению определенного вида деятельности.
На этапе мотивации знаний обучающимся необходимо найти сходство между событиями и явлениями, изображенными на слайде, и «сконструировать» практическую модель равномерного движения тела по окружности. А для этого разработать стратегический план совместных действий. Что позволило не только перейти к постановке цели и задач урока, но и слегка снять напряжение и скованность, настроить обучающихся на деловую атмосферу. Демонстрация различных видов движения: падение шарика по прямой, скатывание машинки с выпуклого моста, движение на повороте (макет железной дороги), колебания математического маятника, движение шарика, брошенного под углом к горизонту, вращение юлы и обруча – подвели обучающихся к восприятию ключевого понятия «криволинейная траектория», в частности, окружность. Прием цветового ключа (светофор, сигнальные карты, наградные жетоны) в начале урока позволил внести интригу, активизировал познавательную деятельность обучающихся.
На этапе актуализации ранее усвоенных знаний и действий использовались такие дидактические средства и приёмы, как «Найдите сходства» (что общего между иллюстрациями на слайде?), «Найдите отличия» (в ходе демонстрационного эксперимента анализируются различные виды движения), в ходе выполнения которого появилась возможность разделить взвод на группы, названные условно – «гипербола», «парабола», « эллипс», «окружность».
Для активизации мыслительной деятельности с целью закрепления основных характеристик равномерного движения тела по окружности (описание по плану физической величины) проведена интеллектуальная разминка в форме «Физическое лото». В ходе разминки обучающимся в составе четырех групп предложено не только отобрать необходимый материал и оформить его на листе ватмана в соответствии с планом описания физической величины, но и представить его к защите — всё это способствовало развитию внимания, сосредоточенности и зрительной памяти. В ходе защиты особое внимание уделяется развитию кругозора обучающихся, их способностей проводить аналогию между изучаемым физическим явлением и его проявлением в других областях знаний. Например: (в биологии – малый и большой круги кровообращения; в географии — процесс вымывания правых берегов рек в северном полушарии и левых в южном за счет силы инерции – силы Кориолиса, которая как бы толкает тело вбок). С целью более прочного усвоения программного материала использовались стихотворные «запоминалки», красочные иллюстрации по изучаемой теме и примеры, включающие военную составляющую (пуля, вылетевшая из автомата Калашникова, вращается с частотой 3000 1/с, винт вертолёта имеет средний период вращения от 0,15 до 0,3 с).
С целью качественной подготовки к ОГЭ, извлечению, анализу и применению информации из текста физического содержания обучающимся предлагается материал, требующий внимания, развитого мышления и кругозора, рассчитанный на опережающее обучение, из рубрики «Это любопытно знать…».
На этапе отработки и закрепления полученных знаний с целью дальнейшего формирования умений и навыков решения качественных, аналитических задач обучающимся предложено несколько вариантов задания №2 и №6 КИМов с выбором ответа, содержащих элементы интеграции с математикой, что способствует развитию беглости мысли, формированию умения быстро переключаться с одного вопроса на другой (реагировать поднятием сигнальной карты). Применяемый при этом проблемный метод, позволил продолжить формирование умений и навыков на основе известных законов равномерного движения тела по окружности делать выводы, давать обоснованный ответ, а также создал ситуацию взаимного сотрудничества в рамках формирования системы нравственных отношений: « преподаватель – обучающийся», «обучающийся – обучающийся». Что в результате подводит обучающихся к следующему этапу урока – этапу контроля знаний: выполнение и взаимопроверка уровня усвоения учебного материала по итогам контрольного теста по теме « Основные характеристики равномерного движения тела по окружности» (работа в паре).
Физкультминутка, проведенная перед главным этапом урока, позволила снять усталость и зрительное напряжение, нормализовать мозговое кровообращение.
Главный этап урока – объяснение новой темы отличается организацией экспериментальной практико – ориентированной деятельности обучающихся. Творческой поисковой деятельности обучающихся в группах по изучению движения конического маятника и расчету линейной и угловой скорости, центростремительного ускорения способствовала музыкально — литературная пауза. Определение цели и задач эксперимента, умение работать по инструкционной карте обеспечило создание, применение и обобщение отдельных элементов физических знаний в единое целое: «конструирование» практической модели равномерного движения тела по окружности, способствовало формированию научного мировоззрения обучающихся, что и является главным подтекстом урока.
Научность урока заключается в том, что в ходе выполнения экспериментальной работы происходит превращение знаний в убеждения. В качестве задания для самоподготовки, обучающимся предложено творческое задание по составлению и решению задач собственного сочинения по предложенным иллюстрациям в соответствии с темой урока.
Включаясь в творческую деятельность, обучающиеся не боялись открыто сделать или сказать, что – то не так, потому что приёмы, используемые на уроке, предполагали гибкую систему оценивания знаний, гласность в выставлении отметок, как по ходу урока, так и в ходе рефлексии (составление, сложноподчиненных предложений с использованием фразеологизмов; круги трёх цветов «Огни светофора», позволяющие отразить эмоциональное состояние в конце урока. Всё это — позволило создать и сохранить ситуацию успеха.
На уроке шёл процесс саморазвития – поступательное развитие обучающегося в соучастии его деятельности с деятельностью учителя, что и предполагает деятельностный подход, являющийся фундаментом технологии развивающего обучения.
В ходе урока отслеживался уровень продвижения в ЗУН обучающихся (с учётом их собственных достижений), проведена саморефлексия: «Огни светофора», «Составь предложение, используя фразеологизм», в ходе которой каждый смог не только оценить свою работу , но и своё эмоциональное состояние на уроке, выбрав нужный по цвету круг, и обосновав свой выбор.
Результаты деятельности обучающихся на различных этапах урока и в ходе саморефлексии позволили сделать вывод о том, что задачи урока решены, цель достигнута.
🔍 Видео
Урок 47. Неравномерное движение по окружности. Тангенциальное ускорениеСкачать
Урок 43. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорениеСкачать
Физика 9 класс (Урок№4 - Движение тела по окружности. Период и частота)Скачать
угловая СКОРОСТЬ формула угловое УСКОРЕНИЕ 9 классСкачать
Урок 44. Вращение твердого тела. Линейная и угловая скорость. Период и частота вращения.Скачать
Криволинейное, равномерное движение материальной точки по окружности. 9 класс.Скачать
ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ кинематика 9 и 10 классСкачать
Центростремительное ускорение телаСкачать
Движение по окружности 2Скачать
Формулы механики 2, движение по окружности, центростремительное ускорениеСкачать
Центростремительное ускорение. Практическая часть. 9 класс.Скачать
Ускорение при криволинейном движенииСкачать
9 класс урок №10 Центростремительное ускорениеСкачать
Физика. 9 класс. Центростремительное ускорение /06.10.2020/Скачать
Мгновенный центр вращенияСкачать