Гласные звуки треугольник щербы

Видео:Соло на треугольнике / LSU Symphonic windsСкачать

Соло на треугольнике / LSU Symphonic winds

Классификация гласных звуков. Определение фонетики

Гласные звуки треугольник щербы

Язык – поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему языковых единиц. Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике – разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и согласных звуков.

Видео:Музыкальный треугольникСкачать

Музыкальный треугольник

Фонетика

Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения — единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.

Гласные звуки треугольник щербы

Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка – звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования — основа для классификации звуков.

Главное, что изучает фонетика, — классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и акустически звуки речи бывают или гласными и согласными. Гласные обеспечивают речь певучестью. Согласные – шумом.

Когда воздух идёт из лёгких через голосовые связки и ротовую полость свободно, образуются звуки, которые называются гласные. Они различаются лишь обертонами, образующимися движениями языка и губ.

Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.

Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.

Видео:Правила транскрипции гласных звуков в русском языкеСкачать

Правила транскрипции гласных звуков в русском языке

Акустическая классификация гласных звуков

Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.

Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?

Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:

  • все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
  • характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
  • слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
  • сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.

Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.

Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).

Видео:поём гласные звукиСкачать

поём гласные звуки

Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные

Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:

  • участием губ в его образовании;
  • степенью подъёма языка;
  • горизонтальным движением языка в ротовой полости.

Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).

Гласные звуки треугольник щербы

Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.

Видео:Звуковые лягушки. Поем гласные звуки. А. О, У, И, Э.Скачать

Звуковые лягушки. Поем гласные звуки. А. О, У, И, Э.

Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму

По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:

    Верхнего подъёма. Это звуки [и], [ы], [у]. Они образуются, когда язык поднимается максимально высоко. Эти звуки ещё называются узкими.

Гласные звуки треугольник щербы

Гласные звуки треугольник щербы

Гласные звуки треугольник щербы

Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.

Видео:Музыкальный треугольникСкачать

Музыкальный треугольник

Гласные по горизонтальному движению языка

Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:

  • Переднего ряда – это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
  • Среднего ряда – это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
  • Заднего ряда — [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.

В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.

Гласные звуки треугольник щербы

Видео:Grover Pro Super-Overtone™ TrianglesСкачать

Grover Pro Super-Overtone™ Triangles

Оттенки гласных звуков

Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.

Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л’и э са’].

Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове «железный», который произносится как [жы э л’э’зный].

В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук [/]. Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/ва’], поля [п/л’а’].

Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] – это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] – этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/во’с], водяной [въд’и э но’й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.

Звуки [и э ], [ы э ], [/], [ъ], [ь] встречаются лишь в поло­жении без ударения.

Видео:Гласные звукиСкачать

Гласные звуки

Зависимость гласных звуков от мягкости согласных

Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:

  • Гласные [‘а], [‘э], [‘о], [‘у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
  • Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з’а’т’], тётя [т’о’т’а], тюль [т’у’л’].

Видео:Классификация звуков речи (общие замечания)Скачать

Классификация звуков речи (общие замечания)

Виды ударных гласных

В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.

Гласные звуки треугольник щербы

Видео:Языкознание для всех! Фонетика 8. Теории слогоделенияСкачать

Языкознание для всех! Фонетика 8. Теории слогоделения

Виды безударных гласных

Классификация гласных звуков речи, стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:

  • Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
  • Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
  • Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
  • Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
  • Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
  • Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне­нижним, он нелабиализованный.
  • Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне­верхним.
  • Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове «прож[ыэ]вать».
  • Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове «ш[ㆄ]лить».
  • [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
  • Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
  • Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением — на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].

Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.

Гласные звуки треугольник щербы

Видео:Редукция гласныхСкачать

Редукция гласных

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.

Видео:3/4 Открытие гласных звуковСкачать

3/4 Открытие гласных звуков

Гласные в языкознании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Видео:поём гласные звукиСкачать

поём гласные звуки

Статус гласных в языковедческой науке

Гласные в языкознании – это звуки, которые образуются при свободном проходе воздуха во рту и характеризуются отсутствием шума.

На данный момент, общепринятой точки зрения в различении гласных и согласных, несмотря на давнюю историю этого вопрос, не существует. Наиболее существенный признак для их различения был предложен еще в начале ХХ в. Бодуэном де Куртене.

Его сущность связана с тем, что при образовании согласных напряжение органов происходит только в какой-то одной определенной части языкового аппарата, именно там, где возникает характерный для данного согласного шум, то есть, где образуется препятствие, которое и является шумовым источником звука.

При образовании же гласных звуков, вместо этого наблюдается «размытая» напряжённость всего речевого аппарата. Таким образом, согласные характеризуются локализованной артикуляцией, определенным фокусом образования, гласные же:

  1. нелокализованной артикуляцией;
  2. отсутствием определенного фокуса образования.

Обязательным условием образования согласных в большинстве языков народов мира считают наличие потока воздуха, проходящего через препятствие в речевом аппарате, артикуляцию же гласных связывают с предоставлением языковому аппарату определенной геометрической конфигурации со свободным проходом для воздушного потока.

Согласные отличаются не только по характеру создаваемого шумом препятствия, но и тем, какой орган выполняет основную работу. Характерный тембр гласных образуется благодаря усилению в надгортанных полостях какого-либо или каких-либо гармонических обертонов, возникающих вместе с основным тоном голоса в результате сложных колебаний голосовых связок.

Вопрос о роли отдельных частей речевого аппарата в образовании гласных звуков остается пока не до конца выясненным: отсутствие обязательной связи между данной артикуляцией и данным звучанием неоднократно отмечалось рядом авторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди всех надгортанных полостей важнейшую роль в образовании гласных звуков играет полость рта. Ничем не отгороженная от полости рта полость глотки образует вместе с ней единый основной резонатор. В полости рта находится подвижный орган – язык, сложные движения которого позволяют придавать резонатору различные формы и объем, и, вследствие, перестраивать его.

Язык делится на четыре части:

  • переднюю часть, которая заканчивается кончиком;
  • среднюю часть;
  • заднюю часть;
  • корень.

Средняя и задняя части вместе образуют спинку языка. Корень языка не функционирует как независимый артикулятор. Звуки, которые образуются сужением прохода между корнем языка и задней стенкой глотки, называются фарингальными из-за того, что главную роль в формировании сужения играют мышцы глотки (фаринкс).

Язык является важнейшим органом, состояние которого и положение в полости рта в процессе артикуляции приводит к звучанию, которое соотносится с определенными фонетическими типами гласных звуков. Язык может становится толще или более плоским, опускаться в полости рта вниз, спинка языка может в той или иной степени подниматься вверх к твердому небу, в большей или меньшей степени продвигаться вперед или отодвигаться назад. При этом, каждое его новое положение меняет объем и конфигурацию внутренней полости рта. А поскольку заполненная воздухом внутренняя полость рта представляет собой резонатор, колебания в котором возбуждаются звуковыми импульсами голосовых связок, то в каждом таком положении в ротовой полости соответствует тому или иному гласному звуку.

Видео:Редукция гласных и согласных звуков.Скачать

Редукция гласных и согласных звуков.

Классификация гласных в языкознании

Обращаясь к проблеме классификации гласных, то еще в конце XIX века Белл предложил классификацию гласных, близкую к уже ранее существующей классификации Хеллвага, однако он, кроме учета степени продвинутости языка в горизонтальной плоскости и степени его подъема в вертикальной плоскости, рассматривал также степень его напряженности и участия губ.

По движению языка вперед и назад он устанавливал три типа гласных:

По движению языка вверх и вниз Белл фиксировал три степени подъема: верхний, средний и нижний.

Его классификация основана на признании гласных звуков [и, а, ы] – основными типами, а других гласных – переходными. Это дало повод к тому, чтобы расположить гласные звуки треугольником, обращенным вершиной вниз. При этом Хеллваг расположил основные гласные на трех вершинах треугольника, исходя из того, что [а] – это гласный низкого подъема спинки языка, который не продвинут ни вперед, ни назад, а находится в нейтральном среднем положении. При произношении же звуков [и, ы] спинка языка поднимается на максимальную высоту вверх и при этом перемещается максимально назад (для ы) или максимально вперед (для и). Таким образом, эти звуки, будучи резко отличными друг от друга по своим акустическим характеристикам и по положению в треугольнике. Они формируют особое фонетическое поле гласных в речи человека. Другие известные Хеллвагу гласные он расположил между ними как переходные, промежуточные.

В 1937 году в книге «Фонетика французского языка» Л. В. Щерба предложил свою классификацию, в которой более продуманно учтены достоинства и недостатки, присущие предложенным ранее способам классификации гласных.

Щерба не проводит резких границ между отдельными типами гласных. Он отказывается и от различия степени подъема. Щерба, как и некоторые другие исследователи, заменяет треугольник перевёрнутой трапецией. Возможно, что классификация, предложенная Щербой, позволяет наиболее точно определить положение языка в полости рта при произнесении различных гласных звуков.

Рисунок 1. Л. В. Щерба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современных работах по акустике, фонетики и криминалистики, где рассматривается вопрос сравнительной оценки информативности громкого / согласного, высказывается, поддерживается, отстаивается и даже абсолютизируется точка зрения, что для правильного восприятия (понимания) речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача согласных, передача же гласных звуков играет второстепенную роль.

При этом, во-первых, сторонники такого мнения не ссылаются на какие-то глубокие, обязательно достаточно разносторонние и действительно убедительные исследования информативности гласных звуков – не как автономных объектов, которые можно рассматривать отдельно, а как фонетических составляющих, реализуемых в акте речи.

Во-вторых, безусловно истинное утверждение о том, что для правильного понимания речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача именно согласных, никогда и никем не уточнялось, что способствует развитию дальнейших исследований гласных в языкознании.

Видео:Варианты русского литературного произношения, или Как говорят в Москве и ПетербургеСкачать

Варианты русского литературного произношения, или Как говорят в Москве и Петербурге

о ткуда берутся гласные

Гласные звуки образуются, когда в речевом тракте нет существенного сужения. Воздушная струя не встречает препятствия на своём пути. Устраняем преграды, которые мешают понимать фонетику, и знакомимся с самыми артикуляционно свободными звуками русского языка.

Гласные произносятся только с голосом. Отсюда и название, ведь «глас» и «голос» — одно и то же. Чтобы описать любой гласный звук, достаточно знать три его признака, каждый из которых несложно «почувствовать».

1. Ряд — горизонтальное положение языка при произнесении звука. Протяните «и» и обратите внимание на то, где находится ваш язык. Он упирается кончиком в нижние зубы, правильно? [и] и [э] — гласные переднего ряда, поскольку язык при их произнесении максимально продвинут вперёд. Лучше понять и представить положение органов речи помогут артикуляционные профили.

Гласные звуки образуются, когда в речевом тракте нет существенного сужения. Воздушная струя не встречает препятствия на своём пути. Устраняем преграды, которые мешают понимать фонетику, и знакомимся с самыми артикуляционно свободными звуками русского языка.

Гласные произносятся только с голосом. Отсюда и название, ведь «глас» и «голос» — одно и то же. Чтобы описать любой гласный звук, достаточно знать три его признака, каждый из которых несложно «почувствовать».

1. Ряд — горизонтальное положение языка при произнесении звука. Протяните «и» и обратите внимание на то, где находится ваш язык. Он упирается кончиком в нижние зубы, правильно? [и] и [э] — гласные переднего ряда, поскольку язык при их произнесении максимально продвинут вперёд. Лучше понять и представить положение органов речи помогут артикуляционные профили.

💥 Видео

Кафедра бубна Triangle solo with balalaika orchestra СОЛО треугольника с ОРКЕСТРОМСкачать

Кафедра бубна Triangle solo with balalaika orchestra СОЛО треугольника с ОРКЕСТРОМ

Гласные в русском языке. Фонемы и аллофоны / Russian VowelsСкачать

Гласные в русском языке. Фонемы и аллофоны / Russian Vowels

Голосообразование. Артикуляция гласных. (четвертая мини-лекция по логопедии)Скачать

Голосообразование. Артикуляция гласных. (четвертая мини-лекция по логопедии)

Русский язык. Фонетика. Гласные звуки.Скачать

Русский язык. Фонетика. Гласные звуки.

Как звучат разные формы звуковых волн? (Синусоида, меандр, треугольник, пила)Скачать

Как звучат разные формы звуковых волн? (Синусоида, меандр, треугольник, пила)
Поделиться или сохранить к себе: