Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
- Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
- Плоские геометрические фигуры — Обведи и дорисуй!
- 1. Плоские геометрические фигуры — Обведи, дорисуй и раскрась:
- 2. Простые геометрические фигуры карандашом — Обведи по точкам
- 3. Дорисуй фигуру по образцу — Геометрия для малышей
- 4. Упражнение «Найди геометрические фигуры»
- 💡 Видео
Видео:КТО ЛУЧШЕ НАРИСУЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ как в игре в кальмара в реальной жизниСкачать
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Исследование уровня воображения.
Воображение –это психический процесс, заключающийся в создании новых идей, образов.
Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Я расскажу о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев и Немов. Методики предназначены для детей разных возрастов.
Методика «Складная картинка» 4-6 лет
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.
Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.
Обработка данных: В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:
— Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») – 1 балл.
· Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.
· Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.
Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т.д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.
Методика «Дощечка»(4-6 лет)
Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.
Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см).
Инструкция к проведению: Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать».
Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?»
Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.
Обработка данных: При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски («гараж», «лодочка» и т.д.), по 1 баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.(5-7 лет)
Ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребенок не принимает инструкцию (рисовал что-то свое, не используя фигурку, обводил ее и т.п.), то рисуют на листе бумаги круг и показывают, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просят ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.
При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности (КО) — количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывают ребенку. Если двое детей превращают круг в цветок, то этот рисунок также не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме это 8–10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9–10 изображений для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.
Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2–3 элементов; 6 лет – из 3–4 элементов; 7 лет – из 4–5 элементов.
И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).
Распределение испытуемых по уровням развития воображения осуществлялась следующим образом:
I уровень (высокий) — 7-10 баллов: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.
II уровень (средний) — 3-6 балла: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
III уровень (низкий) — 0-2 балла:дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).
Видео:Как нарисовать геометрические фигуры/Круг, квадрат и треугольник/ Изучаем цвета и формыСкачать
Плоские геометрические фигуры — Обведи и дорисуй!
Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги. Поэтому очень важно начинать обучение малышей с таких развивающих заданий, которые мы собрали для вас на этой странице.
Видео:Треугольник.Круг-Квадрат. Геометрические фигуры-Для детей-Обучающий мультфильм.Учим фигуры. #shortsСкачать
1. Плоские геометрические фигуры — Обведи, дорисуй и раскрась:
В этом развивающем уроке ребенок встретит два задания, с помощью которых он научится рисовать плоские геометрические фигуры: раскрашивание фигур определенным образом и обведение фигур по пунктирной линии, а затем дорисовке отсутствующей части.
- В первом задании малыш с помощью пространственного мышления должен расположить (т. е. раскрасить) фигуры таким образом, чтобы каждая из них либо накрывала соседнюю, либо оказывалась под ней. Итак, условие к заданию: квадрат накрыл один угол треугольника, овал оказался на прямоугольнике, а треугольник разместился под кругом. Как вы уже догадались, для того, чтобы получилась такая картина, нужно соприкасающиеся фигуры раскрашивать в разные цвета.
- Во втором задании ребенку предстоит обвести пунктирные линии, определить в процессе форму обводимой фигуры и дорисовать самостоятельно ее недостающую часть. После этого фигуры можно раскрасить в произвольные цвета.
Чтобы объяснить ребенку, какие отличия имеют плоские геометрические фигуры и объемные, можете дополнить занятие следующим примером. Из листа обычной бумаги вырежьте квадрат и дайте ребенку, чтобы он оценил его поверхность и объем. Пусть малыш ощутит его в руках, затем положит на стол и посмотрит на фигуру со всех сторон. Скажите ему, что квадрат, который он держит в руках — плоский. После этого возьмите обычный детский кубик и, дав ребенку, скажите, что этот предмет также является квадратом, только теперь он объемный. Дайте ему пощупать кубик, покрутить в руках и посмотреть на него со всех сторон. Не нужно больше ничего говорить и тем более что-то объяснять и разжевывать.
Скачать задание — Плоские геометрические фигуры вы можете во вложениях.
2. Простые геометрические фигуры карандашом — Обведи по точкам
Обводить рисунки по точкам — чрезвычайно интересное занятие для детей. Используя этот детский интерес можно научить их рисовать простые геометрические фигуры, а заодно и потренировать воображение. Ведь в этом задании малыш должен в уме представить, какие точки нужно соединить между собой, чтобы получилась заданная фигура. Данное задание также формирует полезный для школы навык — умение ориентироваться на образец и заданные требования.
Задания необходимо выполнять карандашом, чтобы можно было в процессе работы стереть ластиком ненужные линии. Ведь ребенок будет ошибаться и это абсолютно нормально. Помните, «не ошибается тот, кто ничего не делает».
Вам нужно скачать 2 бланка с простыми геометрическими фигурами. На каждом бланке дается по 3 задания. В 1 и 5 задании нужно нарисовать по образцу неправильные треугольники, во 2 задании — неправильную трапецию, в 3 задании — ромб, в 4 задании — соединить по точкам квадрат, а в 6 задании — четырех лучевую звезду.
Как проводить занятие. Взрослый дает ребенку рассмотреть первое задание и указывая на три вершины треугольника говорит: «Видишь, сначала здесь были точки, которые соединили между собой таким образом, что получился этот рисунок (взрослый указывает на стороны треугольника, но не произносит слов «треугольник», «вершина», «стороны»). А вот здесь (и показывает на точки рядом с треугольником) нарисованы точки, из которых тебе следует выбрать такие, соединив которые получится точно такой рисунок. Но будь внимателен, так как здесь есть лишние точки — их соединять не нужно. Ты сам должен решить, какие точки лишние.»
Затем взрослый предлагает ребенку рассмотреть нарисованные точки и спрашивает у него «Все ли точки одинаковые?» Когда ребенок ответит «Нет», взрослый, подтвердив его ответ, объясняет ребенку условия соединения точек: «Все точки разные. Здесь есть белые точки, черные и с крестиком внутри. Ты должен запомнить правила: одинаковые точки нельзя соединять между собой, нельзя проводить линию от белой точки к белой, от черной — к черной, от точки с крестиком — к точке с крестиком. То есть соединять между собой можно только разные точки. Запомнил? Теперь можешь приступать к выполнению заданий.»
Скачать задание «Простые геометрические фигуры карандашом — Обведи по точкам» вы можете во вложениях внизу страницы.
3. Дорисуй фигуру по образцу — Геометрия для малышей
Еще одно развивающее занятие по рисованию и запоминанию геометрических фигур — Дорисуй фигуру по образцу. Здесь ребенок должен дорисовать недостающие элементы в каждой фигуре, руководствуясь бланком с готовыми фигурами. Для занятия необходимы: карандаш, ластик, линейка, 4 распечатанных бланка заданий.
Прежде чем приступить к выполнению упражнения, объясните ребенку правила, по которым он должен действовать:
- В первом задании (бланки №1 и №2) ребенку сначала нужно внимательно рассмотреть бланк №1 с готовыми геометрическими фигурами. Затем спросите его, какие фигуры из нарисованных ему знакомы. Подскажите ребенку название тех фигур, которые он не сможет назвать. Когда с фигурами станет все предельно ясно — дайте ребенку бланк №2 с недостающими деталями и скажите ему, что на этом листе геометрические фигуры немного испортились. И теперь его задача — исправить их для получения точно такого результата, как на бланке №1.
- Во втором задании (бланки №3 и №4) упражнение проводится аналогично предыдущему. Только в отличие от первого задания, здесь ребенку нужно не только дорисовать фигуры, но и дораскрасить, ориентируясь на образец.
Фигуры с прямыми линиями легче дорисовать с помощью линейки. Если ребенок еще не умеет ей пользоваться, то взрослый должен показать ему, как это делать.
Скачать задания «Дорисуй фигуру по образцу» вы можете во вложениях внизу страницы.
Бланк №1 — Готовые фигуры для 1 задания
Бланк №2 — Фигуры с недостающими деталями для 1 задания
Бланк №3 — Готовые фигуры для 2 задания
Бланк №4 — Фигуры с недостающими частями для 2 задания
4. Упражнение «Найди геометрические фигуры»
Здесь вы можете скачать и распечатать бланк с заданием — Найди геометрические фигуры — для занятий с ребенком или с группой детей. Такие упражнения очень важны для развития логико-математических способностей в процессе обучения (или подготовке к обучению) начальных азов геометрии.
Распечатанный бланк с заданием нужно дать ребенку и попросить его внимательно рассмотреть изображение и найти в нем 1 четырехугольник и 5 треугольников.
Скачать задание «Найди геометрические фигуры» вы можете во вложениях внизу страницы
Чтобы продолжить изучать с ребенком геометрию, можете скачать геометрические фигуры для вырезания из бумаги, распечатать, вырезать и использовать как дополнительный обучающий материал.
Также вам будут полезны и другие материалы по изучению геометрических фигур:
Веселые и красочные задания для детей «Рисунки из геометрических фигур» являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм:
Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках.
Задания ознакомят ребенка с основными фигурами геометрии — кругом, овалом, квадратом, прямоугольником и треугольником. Только здесь не занудное зазубривание названий фигур, а своеобразная игра-раскраска.
Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок.
Наложение фигур друг на друга — это занятие по геометрии для дошкольников и младших школьников. Смысл упражнения состоит в решении примеров на сложение. Только это необычные примеры. Вместо цифр здесь нужно складывать геометрические фигуры.
Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер.
Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.
В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии
Чтобы продолжить изучать с ребенком геометрию, можете скачать геометрические фигуры для вырезания из бумаги, распечатать, вырезать и использовать как дополнительный обучающий материал.
Счет до 5 — Картинки с заданиями для малышей
Здесь мы выложили для вас счет до 5 — картинки с математическими заданиями для малышей, благодаря которым ваши дети потренируют не только свои навыки счета, но и умение читать, писать, различать геометрические фигуры, рисовать и раскрашивать.
И еще можете поиграть в математические игры онлайн от лисенка Бибуши:
В этой развивающей онлайн игре ребенку предстоит определить, что является лишним среди 4 картинок. При этом необходимо руководствоваться признаками геометрических форм.
💡 Видео
Учим Геометрические фигуры Круг Квадрат Треугольник Прямоугольник Овал Ромб. Learn Geometric shapesСкачать
КТО ЛУЧШЕ НАРИСУЕТ ПРЕДМЕТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ПОЛУЧИТ ЭТО ЧЕЛЛЕНДЖ !Скачать
Учим фигуры круг треугольник квадрат | Обучающее видео | Умный Тоша ТВСкачать
песня формы | геометрические фигуры для детей | типы фигур | учить формы | Shape SongСкачать
Круг, квадрат и треугольникСкачать
🎓 Геометрия с кисой Алисой. Урок 1. Изучаем треугольник, круг, квадрат и прямоугольник. (0+)Скачать
Кто Лучше Дорисует Рисунок Челлендж!Скачать
ДОРИСУЙ РИСУНОК ЧЕЛЛЕНДЖ !Скачать
Строим трёхэтажную кровать для тройняшек! Девушка Круг, Квадрат и ТреугольникСкачать
Квадрат Круг Треугольник Прямоугольник | Обучение Педагогов Раннего РазвитияСкачать
Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник | D Billions Детские ПесниСкачать
Фигуры и формы - 1984Скачать
КВАДРАТНАЯ ТРЕУГОЛЬНАЯ или КРУГЛАЯ ЕДА ЧЕЛЛЕНДЖ !Скачать
Геометрические Суперфигуры | D Billions Детские ПесниСкачать
формы песня для детей | Учим фигуры | Песенка про геометрические фигуры | Shapes Song in RussianСкачать
Урок математики, тема - круг квадрат треугольник. развивающий мультикСкачать
Синий трактор учит фигуры.Скачать