Читайте также:
|
[Λ] | [И э ] | [Ы э ] | [Ъ] | [Ь] |
tatá [вΛдá] taat [пΛэт] at [Λтв’эт] | t’atá [л’и э дόк] t’aat [м’и э укът’] | шatá [жы э нá] | tatatá [мълΛдόй] táta [мáлъ] | t’atatá [л’ьд’и э нόй] tát’a [пόл’ь] |
— | taat [пΛы э т’ичьск’ий] аt [ы э л’ф’ийск’ий] | — | ||
— | — | — | — | — |
— | — | — | — | — |
Варианты в системе согласных фонем русского языка возникают под действием законов ассимиляции / диссимиляции, оглушения.
Ассимиляция – устранение различий предыдущей и последующей согласной фонемы в том или ином аспекте, например, приставка «под-» заканчивается фонемой , именно такой основной вид мы обнаруживаем в позиции перед гласной фонемой (по[Д]обрать). В слове «подпись» указанная фонема реализуется в глухом аллофоне (варианте), что обусловлено глухостью следующей согласной фонемы (по[Т] ись).
Классификация согласных фонем по способу образования
Способ образования | Фонемы | |
Смычные (при образовании звука органы речи смыкаются) | Взрывные (смычка разрывается струёй воздуха) | П, П’, Б, Б’,Т, Т’, Д, Д’, К, (К’), Г, (Г’) |
Проходные (воздух проходит по другому каналу) | Л, Л’, М, М’, Н, Н’ | |
Фрикативные (при образовании звука органы речи образуют щель, через которую проходит воздух) | В, В’, Ф, Ф’, Ж, Ш, Щ, З, З’, С, С’, Й, Х, (Х’) | |
Аффрикаты (смычно-фрикативные) | Ч, Ц, | |
Вибранты (звук образуется вибрацией языка) | Р, Р’ |
Классификация согласных фонем по месту образования
Место образования | Фонемы | ||
Губные | Губно-губные (смычка образуется губами) | Б, Б’, П, П’, М, М’ | |
Губно-зубные (звук образуется приближением нижней губы к верхним губам) | В, В’, Ф, Ф’ | ||
Язычные | Переднеязычные (звук образуется смычкой (приближением) кончика языка к зубам или нёбу) | Зубные | Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’, Л, Л’ |
Нёбные | З, З’, С, С’, Ч, Ш, Ж, Щ, Р, Р’ | ||
Среднеязычные (звук образуется приближением средней части языка к нёбу) | Й | ||
Заднеязычные (звук образуется приближением задней части языка к нёбу) | К, (К’), Г, (Г’), Х, (Х’) |
Классификация согласных фонем по соотношению шума и тона
Тип по соотношению тона и шума | Фонемы | |
Сонорные (преобладает тон) | Р, Р’, Л, Л’, М, М’, Н, Н’, Й | |
Шумные | Звонкие (тон и шум в примерно одинаковой пропорции) | Б, Б’, В, В’, З, З’, Г, (Г’), Ж |
Глухие (тон отсутствует) | П, П’, Ф, Ф’, Т, Т’, С, С’, Ч, Ш, Щ, К, (К’), Х, (Х’) |
Коррелятивные пары согласных фонем по признакам глухости / звонкости, твердости / мягкости
При- Знак | Фонемы | |||||||||||||||||||||||||
Глухость-звонкость | Глу- хие | П | П’ | Ф | Ф’ | С | С’ | Т | Т’ | К | (К’) | Х | Ш | — | Щ | Ч | Ц | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Звон- кие | Б | Б’ | В | Ф’ | З | З’ | Д | Д’ | Г | (Г’) | — | Ж | — | — | — | — | Р | Р’ | Л | Л’ | М | М’ | Н | Н’ | Й | |
Твёрдость- Мягкость | Твёр- дые | П | Б | Ф | В | С | З | Т | Д | К | Г | Х | Ш | Ж | — | — | — | Р | — | Л | — | М | — | Н | — | — |
Мяг- кие | П’ | Б’ | Ф’ | В’ | С’ | З’ | Т’ | Д’ | (К’) | (Г’) | (Х’) | — | — | Щ | Ч | — | Р’ | — | Л’ | — | М’ | — | Н’ | — | Й |
Оглушение, в отличие от ассимиляции по признаку глухости, – результат действия позиции конца слова. Так, в слове «год» последняя согласная фонема (го[Д]а) реализуется в глухом аллофоне (варианте) под действием позиции конца слова – [ГОТ].
Диссимиляция – устранение сходства соседних согласных фонем по каким-либо признакам. Например, в слове «что» соседние согласные фонемы и являются смычными и совпадают по месту образования (переднеязычные), что не вполне удобно для произношения (сходство согласных фонем лежит в основе многих скороговорок, поскольку незначительные в плане произношения отличия являются важными для восприятия, например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»). Нежелательное сходство устраняется путём использования фрикативного (щелевого) варианта фонемы — аллофона [Ш]: [ШТО].
Состав как гласных, так и согласных фонем, а также набор их дифференциальных признаков, состав аллофонов и принципов реализации фонемы в одном из них в разных языках различны. Например, в латинском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском, за счёт противопоставления долгих и кратких фонем, а также противопоставления монофтонгов и дифтонгов, а состав согласных фонем меньше за счёт отсутствия коррелятивных по твёрдости/мягкости пар. В старославянском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском в связи с противопоставлением гласных по признакам долгий / краткий / сверхкраткий, назальный / неназальный и наличием гласной фонемы переднего ряда нижнего подъёма, а состав согласных фонем меньше в силу отсутствия коррелятивных пар твёрдых и мягких согласных. Причём если в современном русском слоге ряд аллофона гласной фонемы (вариации или варианта) зависит от твёрдости или мягкости предшествующей согласной фонемы, то в старославянском языке реализация согласной фонемы в твёрдом или мягком аллофоне (вариации) зависит от ряда следующей гласной фонемы.
Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 158 ; Нарушение авторских прав
- Классификация гласных звуков. Определение фонетики
- Фонетика
- Акустическая классификация гласных звуков
- Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные
- Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму
- Гласные по горизонтальному движению языка
- Оттенки гласных звуков
- Зависимость гласных звуков от мягкости согласных
- Виды ударных гласных
- Виды безударных гласных
- Заключение
- «Теремок гласных» ( треугольник Л.В.Щербы)
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- 🔥 Видео
Видео:Сферический избыток треугольникаСкачать
Классификация гласных звуков. Определение фонетики
Язык – поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему языковых единиц. Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике – разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и согласных звуков.
Видео:Теорема о биссектрисе угла треугольника | Осторожно, спойлер! | Борис Трушин |Скачать
Фонетика
Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения — единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.
Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка – звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования — основа для классификации звуков.
Главное, что изучает фонетика, — классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и акустически звуки речи бывают или гласными и согласными. Гласные обеспечивают речь певучестью. Согласные – шумом.
Когда воздух идёт из лёгких через голосовые связки и ротовую полость свободно, образуются звуки, которые называются гласные. Они различаются лишь обертонами, образующимися движениями языка и губ.
Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.
Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.
Видео:Что скрывает фрактальный треугольник? // Vital MathСкачать
Акустическая классификация гласных звуков
Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.
Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?
Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:
- все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
- характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
- слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
- сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.
Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.
Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).
Видео:Геометрия - Построение правильного треугольникаСкачать
Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные
Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:
- участием губ в его образовании;
- степенью подъёма языка;
- горизонтальным движением языка в ротовой полости.
Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).
Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.
Видео:ТЕОРЕМА СИНУСОВ И ТЕОРЕМА КОСИНУСОВ. Тригонометрия | МатематикаСкачать
Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму
По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:
- Верхнего подъёма. Это звуки [и], [ы], [у]. Они образуются, когда язык поднимается максимально высоко. Эти звуки ещё называются узкими.
Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.
Видео:Угольник Свенсона. 7 функций в домашних условиях.Скачать
Гласные по горизонтальному движению языка
Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:
- Переднего ряда – это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
- Среднего ряда – это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
- Заднего ряда — [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.
В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.
Видео:Замечательные точки треугольника | Ботай со мной #030 | Борис Трушин ||Скачать
Оттенки гласных звуков
Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.
Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л’и э са’].
Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове «железный», который произносится как [жы э л’э’зный].
В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук [/]. Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/ва’], поля [п/л’а’].
Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] – это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] – этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/во’с], водяной [въд’и э но’й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.
Звуки [и э ], [ы э ], [/], [ъ], [ь] встречаются лишь в положении без ударения.
Видео:ТРИГОНОМЕТРИЯ | Синус, Косинус, Тангенс, КотангенсСкачать
Зависимость гласных звуков от мягкости согласных
Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:
- Гласные [‘а], [‘э], [‘о], [‘у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
- Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з’а’т’], тётя [т’о’т’а], тюль [т’у’л’].
Видео:Виды треугольников 3 классСкачать
Виды ударных гласных
В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.
Видео:9. Площадь сферического треугольникаСкачать
Виды безударных гласных
Классификация гласных звуков речи, стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:
- Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
- Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
- Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
- Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
- Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
- Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средненижним, он нелабиализованный.
- Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средневерхним.
- Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове «прож[ыэ]вать».
- Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове «ш[ㆄ]лить».
- [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
- Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
- Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением — на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].
Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.
Видео:Теорема о трех перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей | Математика | TutorOnlineСкачать
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.
Видео:Лекция 25. Преобразование звезды в треугольник.Скачать
«Теремок гласных» ( треугольник Л.В.Щербы)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Фонетика Сказка «Теремок гласных» Русский язык Треугольник Л.В.Щербы
Теремок гласных. Отправились как-то три братца и, ы, у в путешествие по дальним странам. Шли они, шли да заблудились. Долго ходили они по лесу в поисках тропинки, сильно устали за день, проголодались, а вокруг – ни души. Уже и ночь приближалась, как вышли братья на лесную полянку передохнуть да оглядеться и видят : стоит на полянке домик, похожий на гриб. — Вот хорошо – то : и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить. Зашли братья – на первом этаже – одна комната, на втором – две, на третьем – три. Как раз для них! Вместе веселей. Так и разместились братья и, ы, у на самом верхнем этаже сказочного домика-гриба. Вот уже и ночь спустилась над лесом, как появились у крыльца две спутницы, усталые от долгого пути. Стали стучаться. — Эй, добрые люди, помогите, пустите, в лесу темно и страшно. Выглянули из своих окошек братцы и, ы, у – как же можно оставлять в беде других? Вот и поселились на втором этаже сестрицы э и о. Время за полночь, совсем темно в лесу стало. Дождь пошел, ветер свистит… Вдруг кто-то в дверь постучал. Подбежали к окошкам на верхнем этаже и, ы, у , а на среднем – э и о – видят у дверей маленькая девочка а и горько плачет. Замерзла бедняжка, слова не может от слез выговорить. Братья и, ы, у бросились печку топить, ужин подогревать, а сестрицы э и о проводили девочку в комнату на первом этаже, накормили, успокоили и спать уложили… Много ли , мало ли дней да ночей прошло – но так понравилось гласным и, ы, у, э, о, а вместе жить, до того они свой уютный домик полюбили, что решили навсегда в нем поселиться. И сейчас там живут-поживают, добра наживают. И — Ы — У на верхнем этаже (подъем) Э — О на среднем этаже А на нижнем этаже
Вот хорошо – то : и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить. Зашли братья – на первом этаже – одна комната, на втором – две, на третьем – три. Как раз для них! Вместе веселей. Так и разместились братья и, ы, у на самом верхнем этаже сказочного домика-гриба.
Вот уже и ночь спустилась над лесом, как появились у крыльца две спутницы, усталые от долгого пути. Стали стучаться. — Эй, добрые люди, помогите, пустите, в лесу темно и страшно. Выглянули из своих окошек братцы и, ы, у – как же можно оставлять в беде других? Вот и поселились на втором этаже сестрицы э и о.
Время за полночь, совсем темно в лесу стало. Дождь пошел, ветер свистит… Вдруг кто-то в дверь постучал. Подбежали к окошкам на верхнем этаже и, ы, у , а на среднем – э и о – видят у дверей маленькая девочка а и горько плачет. Замерзла бедняжка, слова не может от слез выговорить. Братья и, ы, у бросились печку топить, ужин подогревать, а сестрицы э и о проводили девочку в комнату на первом этаже, накормили, успокоили и спать уложили…
Много ли , мало ли дней да ночей прошло – но так понравилось гласным и, ы, у, э, о, а вместе жить, до того они свой уютный домик полюбили, что решили навсегда в нем поселиться. И сейчас там живут-поживают, добра наживают.
🔥 Видео
Вписанные и описанные окружности. Вебинар | МатематикаСкачать
Как работает пусковой переключатель со звезды на треугольникСкачать
Геометрия Задача, поставившая Америку в тупик /math and magicСкачать
СЕЧЕНИЯ. СТРАШНЫЙ УРОК | Математика | TutorOnlineСкачать
Применение треугольника Паскаля #shortsСкачать
Мало кто знает об этих скрытых функциях УГОЛЬНИКА! ТАКОГО ТЫ ЕЩЕ НЕ ВИДЕЛ!Скачать
Скрытые возможности обычного угольника! А вы их знали?Скачать
Вычислить определитель 3 порядка. Правило треугольникаСкачать