Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Расчет основных геометрических параметров цилиндрических прямозубых колес

Эвольвентное зацепление двух зубчатых колес характеризуется следующим параметрами (ГОСТ 16530-70) (рис. 13.3).

Начальные окружности (dw1 и dw2) воображаемые окружности, которые в процессе работы передачи перекатываются одна по другой без скольжения. Начальные окружности появляются у зубчатых колес в собранной передаче. Для отдельно взятого колеса понятие начальной окружности отсутствует. Оно имеет делительную окружность.

Окружность вершин зубьев (dα) окружность ограничивающая головки зубьев.

Окружность впадин (df) окружность, проходящая через основания впадин зубьев.

Основная окружность (db1 и db2) окружность, при развертке которой получается эвольвента.

Делительная окружность (d1 и d2) окружность зубчатого колеса, по которой обкатывается делительная окружность (прямая) инструмента в процессе нарезания зубьев. Делительная окружность колеса является начальной только в процессе изготовления (нарезания) зубьев. У некорригированных колес и при высотной коррекции начальные и делительные окружности совпадают.

Полюс зацепления (точка “P”) точка касания начальных окружностей.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Рис. 13.3. Элементы зубчатого зацепления

Окружной шаг зацепления (Pt) расстояние между одноименными профилями, измеренное по дуге делительной окружности, зубчатого колеса.

Головка зуба (hα) часть зуба между делительной окружностью зубчатого колеса и его окружностью вершин зубьев.

Ножка зуба (hf) часть зуба между делительной окружностью и его окружностью впадин.

Высота зуба (h) равна сумме высот головки и ножки зуба.

Дуга зацепления (l) путь по начальной окружности, проходимой точкой профиля за время зацепления пары сопряженных зубьев.

Коэффициент перекрытия (ε) отношение дуги зацепления к окружному шагу.

Линия зацепления (N1 и N2) линия, по которой перемещается точка касания зубьев. Линия зацепления проходит через полюс зацепления и является касательной к основным окружностям.

Угол зацепления (αw) угол между линией зацепления и касательной к начальным окружностям в полюсе зацепления.

Модуль зацепления (m). Все модули стандартизованы в пределах от 0,05 мм до 100 мм.

Рассмотренные параметры составляют определенные кинематические зависимости. В табл. 10 приводятся основные соотношения для цилиндрических некорригированных зубчатых передач внешнего зацепления.

В расчётах зуб зубчатого колеса рассматривают как балку, защемленную одним концом и нагруженную силой (Qn). Такое положение нагрузки принимается как наиболее опасное.

Наиболее опасное сечение, где наиболее вероятен излом зуба, находится у его корня в зоне наибольшей концентрации напряжений. Максимальное напряжение возникает на стороне сжатия (нерабочая сторона). Однако следует отметить то, что расчет на прочность необходимо производить по напряжению на рабочей стороне, т.к. на этой растянутой стороне зуба здесь может образоваться усталостная трещина.

Основные соотношения для цилиндрических
некорригированных зубчатых передач внешнего зацепления

Параметры зацепленияФормулы
Окружной модуль Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Нормальный модуль Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Нормальный шаг Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Межосевое расстояние Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Высота головки зуба Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Высота ножки зуба Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Высота зуба Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Радиальный зазор Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Делительный диаметр Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Начальный диаметр Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Диаметр основной окружности Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Диаметр вершин зубьев Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Диаметр впадин Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Коэффициент перекрытия Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

13.3. Расчет зубьев
цилиндрических прямозубых зубчатых колес на изгиб

— для обозначения расчета на изгиб, который проводится по ножке зуба принят индекс F (от термина ножка – Fut – на английском и немецком языках).

— для обозначений расчета на контактную прочность принят индекс H, в честь автора теории расчетов контактных напряжений Г. Герца.

Расчет ведется по расчетной окружной силе (q), отнесенной к единице ширины венца.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

где: P – передаваемое окружное усилие;

b – ширина венца зубчатого колеса (длина зуба);

K – коэффициент нагрузки, учитывающий дополнительные вредные явления (удары).

q – расчетная окружная сила, отнесенная к единице ширины венца (b).

Нормальная удельная сила равна:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Перенесем силу давления qn вдоль линии ее действия (линия зацепления) в точку, расположенную на оси симметрии зуба (рис. 13.4) и разложим на две составляющие: изгибающую зуб (qncosαn), вызывающую в опасном сечении напряжения изгиба (σu) и сжимающую зуб (qnsinα), вызывающую в зубе напряжения сжатия (σcж). Угол «γ» несколько больше угла профиля «αw» (γ = αw = 20˚).

Номинальное напряжение в опасном сечении:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Рис. 13.4. Схема расчета зубьев на изгиб

Умножим числитель и знаменатель на модуль «m» и заменим Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колесаполучим:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса,

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса,

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

приняв: Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

получим: Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

обозначив: Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

получим: Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса,

где: KT – теоретический коэффициент концентрации напряжений;

YFHU, YF – коэффициенты прочности зубьев соответственно по номинальным и местным напряжениям;

YFH – представляет собой номинальное напряжение в опасном сечении зуба при m = 1 и q = 1, а YF – местное напряжение при тех же условиях.

Технические расчеты удобно вести по формулам, в которых условия нагружения заданы в форме номинальных крутящих моментов М (ктс.см) или мощности (кВт), частоты вращения n (об/мин) и коэффициента нагрузки К.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

Для технических проверочных расчетов следует умножить P.K и приняв

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

получим: Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

если Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

то: Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса.

Модуль и ширина зубчатого венца, прежде всего, определяют прочность зуба на изгиб. Приняв Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колесаи решив последнее уравне­ние относительно модуля, после преобразований получим:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса.

Наиболее рациональной формой расчет, обеспечивающей равнопрочностъ зубьев по выкрашиванию и излому, является определение модуля по известному межосевому расстоянию “aw” и ширине зубчатого венца “b” полученным из расчета на конкретную прочность.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса.

После преобразования получим:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса,

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса.

Для большинства редукторов общего назначения:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса;

коэффициент нагрузки К можно выразить:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса,

здесь: Kβ – коэффициент концентрации нагрузки;

Kv – коэффициент динамичности нагрузки.

Содержание
  1. 2.3. ЭВОЛЬВЕНТНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА И ИХ ПАРАМЕТРЫ
  2. Как найти модуль зубчатого колеса?
  3. История
  4. Модуль зубьев зубчатого колеса
  5. Что такое модуль зубчатого колеса
  6. Чему равен модуль зубчатого колеса?
  7. Для чего нужен модуль зубчатого колеса?
  8. Как определить параметры шестерни?
  9. Как найти модуль шестерни?
  10. Как найти делительный диаметр шестерни?
  11. Как найти модуль зуба?
  12. Какие бывают модули зубчатых колес?
  13. Цилиндрические зубчатые колёса
  14. Продольная линия зуба
  15. Прямозубые колёса
  16. Косозубые колёса
  17. Шевронные колеса
  18. Колёса с круговыми зубьями
  19. Винтовые шестерни
  20. Секторные колёса
  21. Зубчатые колёса с внешним и внутренним зацеплением
  22. Звездочка
  23. Реечная передача (кремальера)
  24. Коронные колёса
  25. Конические зубчатые колёса
  26. Зубчатые передачи
  27. Типы зубчатых передач
  28. Эвольвентное зацепление
  29. Форма зубьев
  30. Коррегирование зубчатого зацепления
  31. Зубчатые передачи с точно заданным межосевым расстоянием
  32. Зубчатые передачи с изменяемым межосевым расстоянием
  33. Расчетные формулы для зубчатых передач
  34. Основные параметры зубчатых цилиндрических передач
  35. Межосевые расстояния
  36. Межосевые расстояния для двухступенчатых несоосных редукторов общего назначения
  37. Коэффициент запаса прочности при работе зуба двумя сторонами
  38. Межосевые расстояния для трехступенчатых несоосных редукторов общего назначения
  39. Номинальные передаточные числа
  40. Почему шестерни часто выполняют заодно с валом?

Видео:№1110. Расстояние между серединами зубьев зубчатого колеса, измеренное по дуге окружности, равноСкачать

№1110. Расстояние между серединами зубьев зубчатого колеса, измеренное по дуге окружности, равно

2.3. ЭВОЛЬВЕНТНЫЕ ЗУБЧАТЫЕ КОЛЕСА И ИХ ПАРАМЕТРЫ

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Рисунок 3. Параметры эвольвентного зубчатого колеса.

К основным геометрическим параметрам эвольвентного зубчатого колеса относятся: модуль m, шаг p, угол профиля α, число зубьев z и коэффициент относительного смещения x.

Виды модулей: делительный, основной, начальный.

Для косозубых колес дополнительно различают: нормальный, торцевой и осевой.

Для ограничения числа модулей ГОСТом установлен стандартный ряд его значений, которые определяются по делительной окружности.

Модуль − это число миллиметров диаметра делительной окружности зубчатого колеса, приходящееся на один зуб.

Делительная окружность − это теоретическая окружность зубчатого колеса, на которой модуль и шаг принимают стандартные значения

Делительная окружность делит зуб на головку и ножку.

Начальная окружность – это теоретическая окружность зубчатого колеса, принадлежащая его начальной поверхности.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Головка зуба – это часть зуба, расположенная между делительной ок-ружностью зубчатого колеса и его окружностью вершин.

Ножка зуба – это часть зуба, расположенная между делительной окружностью зубчатого колеса и его окружностью впадин.

Сумма высот головки ha и ножки hf соответствует высоте зубьев h:

Окружность вершин – это теоретическая окружность зубчатого колеса, соединяющая вершины его зубьев.

Окружность впадин – это теоретическая окружность зубчатого колеса, соединяющая все его впадины.

Согласно ГОСТ 13755-81 α = 20°, С* = 0,25.

Коэффициент уравнительного смещения Δу:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Окружной шаг, или шаг p − это расстояние по дуге делительной окружности между одноименными точками профилей соседних зубьев.

Угловой шаг − это центральный угол, охватывающий дугу делительной окружности, соответствующий окружному шагу

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Шаг по основной окружности − это расстояние по дуге основной ок-ружности между одноименными точками профилей соседних зубьев

Толщина зуба s по делительной окружности − это расстояние по дуге делительной окружности между разноименными точками профилей одного зуба

S = 0,5 · ρ + 2 · х · m · tg α

Ширина впадины e по делительной окружности − это расстояние по дуге делительной окружности между разноименными точками профилей со-седних зубьев

Толщина зуба Sb по основной окружности − это расстояние по дуге основной окружности между разноименными точками профилей одного зуба.

Толщина зуба Sa по окружности вершин − это расстояние по дуге ок-ружности вершин между разноименными точками профилей одного зуба.

Угол профиля α − это острый угол между касательной t – t к профилю зуба в точке, лежащей на делительной окружности зубчатого колеса и радиус-вектором, проведенным в данную точку из его геометрического центра

Видео:Что такое МОДУЛЬ шестерни? Ты ТОЧНО поймешь!Скачать

Что такое МОДУЛЬ шестерни? Ты ТОЧНО поймешь!

Как найти модуль зубчатого колеса?

Видео:Модуль шестерни и параметры зубчатого колесаСкачать

Модуль шестерни и параметры зубчатого колеса

История

Сама по себе идея механической передачи восходит к идее колеса. Применяя систему из двух колёс разного диаметра, можно не только передавать, но и преобразовывать движение. Если ведомым будет большее колесо, то на выходе мы потеряем в скорости, но зато крутящий момент этой передачи увеличится. Эта передача удобна там, где требуется «усилить движение», например, при подъеме тяжестей. Но сцепление между передаточными колесами с гладким ободом недостаточно жесткое, колёса проскальзывают. Поэтому вместо гладких колес начали использовать зубчатые.

В Древнем Египте для орошения земель уже использовались приводимые в действие быками устройства, состоявшие из деревянной зубчатой передачи и колеса с большим числом ковшей.

Вместо зубьев первоначально использовали деревянные цилиндрические или прямоугольные пальцы, которые устанавливали по краю деревянных ободьев.

Изготовленный в I веке до н.э. Антикитерский механизм состоял из десятков металлических зубчатых колес [4] .

Видео:Геометрический расчет по диаметрам вершин зубьев. Валы и механические передачи 3DСкачать

Геометрический расчет по диаметрам вершин зубьев. Валы и механические передачи 3D

Модуль зубьев зубчатого колеса

Зубчатая передача впервые была освоена человеком в глубокой древности. Имя изобретателя осталось скрыто во тьме веков. Первоначально зубчатые передачи имели по шесть зубьев — отсюда и пошло название «шестерня». За многие тысячелетия технического прогресса передача многократно усовершенствовалась, и сегодня они применяются практически в любом транспортном средстве от велосипеда до космического корабля и подводной лодки. Используются они также в любом станке и механизме, больше всего шестеренок используется в механических часах.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Видео:6.3 Зубчатые цилиндрические передачиСкачать

6.3 Зубчатые цилиндрические передачи

Что такое модуль зубчатого колеса

Современные шестерни далеко ушли от своих деревянных шестизубых предков, изготавливаемых механиками с помощью воображения и мерной веревочки. Конструкция передач намного усложнилась, тысячекратно возросли скорость вращения и усилия, передаваемые через такие передачи. В связи с этим усложнились и методы их конструирования. Каждую шестеренку характеризует несколько основных параметров

  • диаметр;
  • число зубьев;
  • шаг;
  • высота зубца;
  • и некоторые другие.

Одним из самых универсальных характеристик является модуль зубчатого колеса. Существует для подвида — основной и торцевой.

В большинстве расчетов используется основной. Он рассчитывается применительно к делительной окружности и служит одним из важнейших параметров.

Для расчета этого параметра применяют следующие формулы:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Параметры зубчатых колес

Модуль зубчатого колеса можно рассчитать и следующим образом:

где h — высота зубца.

где De — диаметр окружности выступов,а z — число зубьев.

Видео:Конструирование прямозубых шестернейСкачать

Конструирование прямозубых шестерней

Чему равен модуль зубчатого колеса?

Модуль зубчатого колеса Модуль зубчатого колеса, геометрический параметр зубчатых колёс. Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности dд к числу зубьев z или отношению шага t по делительной окружности к числу: m = dд/z = ts/p.

Видео:Построение эвольвентного зацепленияСкачать

Построение эвольвентного зацепления

Для чего нужен модуль зубчатого колеса?

Что же такое модуль шестерни? это универсальная характеристика зубчатого колеса, связывающая воедино такие его важнейшие параметры, как шаг, высота зуба, число зубов и диаметр окружности выступов. Эта характеристика участвует во всех расчетах, связанных с конструированием систем передач.

Видео:Зубонарезание для чайников за 6 минут. Часть I - теорияСкачать

Зубонарезание для чайников за 6 минут. Часть I - теория

Как определить параметры шестерни?

Чтобы определить параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые предварительные вычисления. Длина начальной окружности равна π×D, где D — ее диаметр. Если разделить шаг на число пи, мы получим коэффициент, постоянный для данной детали зубчатой передачи. Он и называется модулем зацепления m.

Видео:4 5 расчет зубчатого колесаСкачать

4 5 расчет зубчатого колеса

Как найти модуль шестерни?

Как определить модуль косозубой шестерни.

  1. Диаметр окружности выступов (De) равен 28,6 мм.
  2. Считаем количество зубьев. Z=25.
  3. Делительный диаметр (De) делим на количество зубьев 25 +2. Равно 28,6 разделить на 27=1,05925925925926.
  4. Округляем до ближнего модуля. Получается модуль 1.

Видео:ремонт прослабленной оси промежуточной шестерни д240 д245Скачать

ремонт прослабленной оси промежуточной шестерни д240 д245

Как найти делительный диаметр шестерни?

Диаметр делительной окружности d является одним из основных параметров, по которому производят расчет зубчатого колеса: d = m × z, где z – число зубьев; m – модуль.

Видео:Детали машин. Лекция 2.3. Основы расчета зубчатых передачСкачать

Детали машин. Лекция 2.3. Основы расчета зубчатых передач

Как найти модуль зуба?

Модуль = De/Z+2. То есть диаметр окружности выступов разделить на количество зубьев плюс 2. Измеряем диаметр: Диаметр окружности выступов (De) равен 28,6 мм.

Видео:как делить универсальной делительной головкой (УДГ)Скачать

как делить универсальной делительной головкой (УДГ)

Какие бывают модули зубчатых колес?

Модуль — это линейная величина, в π раз меньшая шага зубьев p (окружного pt, осевого рx, нормального рn и других шагов) эвольвентного зубчатого колеса m = р/π. Соответственно различают модули: окружной mt, осевой mx, нормальный mn и др.

Видео:КПД эвольвентного прямозубого зацепления. (Excel-калькулятор).Скачать

КПД эвольвентного прямозубого зацепления. (Excel-калькулятор).

Цилиндрические зубчатые колёса

Профиль зубьев колёс как правило имеет эвольвентную боковую форму. Однако существуют передачи с круговой формой профиля зубьев (передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидальной. Кроме того, в храповых механизмах применяются зубчатые колёса с несимметричным профилем зуба.

Параметры эвольвентного зубчатого колеса:

  • m — модуль колеса. Модулем зацепления называется линейная величина в π раз меньшая окружного шага P или отношение шага по любой концентрической окружности зубчатого колеса к π, то есть модуль — число миллиметров диаметра делительной окружности приходящееся на один зуб. Тёмное и светлое колёсо имеют одинаковый модуль. Самый главный параметр, стандартизирован, определяется из прочностного расчёта зубчатых передач. Чем больше нагружена передача, тем выше значение модуля. Через него выражаются все остальные параметры. Модуль измеряется в миллиметрах, вычисляется по формуле:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

    • z — число зубьев колеса
    • p — шаг зубьев (отмечен сиреневым цветом)
    • d — диаметр делительной окружности (отмечена жёлтым цветом)
    • da — диаметр окружности вершин тёмного колеса (отмечена красным цветом)
    • db — диаметр основной окружности — эвольвенты (отмечена зелёным цветом)
    • df — диаметр окружности впадин тёмного колеса (отмечена синим цветом)
    • haP+hfP — высота зуба тёмного колеса, x+haP+hfP — высота зуба светлого колеса

    Для целей стандартизации, удобства изготовления и замены зубчатых колёс в машиностроении приняты определённые значения модуля зубчатого колеса m, представляющие собой ряд из чисел на выбор: 0,05; 0,06; 0,08; 0,1; 0,12; 0,15; 0,2; 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 25; 32; 40; 50; 60; 80; 100.

    Зубчатые колеса могут быть изготовлены с различным смещением режущей рейки: без смещения (нулевое зубчатое колесо или «с нулевыми зубцами»), с положительным смещением (смещение в сторону увеличения материала), с отрицательным смещением (смещение в сторону уменьшения материала).

    Высота головки зуба — haP и высота ножки зуба — hfP — в случае нулевого зубчатого колеса соотносятся с модулем m следующим образом: haP = m; hfP = 1,25 m, то есть:

    Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

    Отсюда получаем, что высота зуба h (на рисунке не обозначена):

    Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

    Вообще из рисунка ясно, что диаметр окружности вершин da больше диаметра окружности впадин df на двойную высоту зуба h. Исходя из всего этого, если требуется практически определить модуль m зубчатого колеса, не имея нужных данных для вычислений (кроме числа зубьев z), то необходимо точно измерить его наружный диаметр da и результат разделить на число зубьев z плюс 2:

    Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Продольная линия зуба

Цилиндрические зубчатые колеса классифицируются в зависимости от формы продольной линии зуба на:

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
ПРЯМОЗУБЫЕ
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
КОСОЗУБЫЕ
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
ШЕВРОННЫЕ
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
ЗУБЬЯ НОВИКОВА

Прямозубые колёса

Зубья расположены в радиальных плоскостях, а линия контакта зубьев обеих шестерён параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерён также должны располагаться строго параллельно. Прямозубые колеса имеют наименьшую стоимость, их работа имеет наивысший КПД, но, в то же время, предельный передаваемый крутящий момент таких колес ниже, чем косозубых и шевронных.

Косозубые колёса

Зубья располагаются под углом к оси вращения, а по форме образуют часть винтовой линии. Зацепление таких колёс происходит плавнее, чем у прямозубых, и с меньшим шумом. Также увеличена площадь контакта, что при тех же размерах с прямозубыми позволяет передавать больший крутящий момент. При работе косозубой пары зацепления возникает механическая осевая сила, направленная вдоль оси вращения каждого колеса и стремящаяся раздвинуть оба колеса в противоположные стороны от плоскости контакта, что обязательно требует применения упорных подшипников. Увеличенная площадь трения зубьев косозубого зацепления вызывает дополнительные потери мощности на нагрев. В целом, косозубые колёса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента на высоких скоростях, либо имеющих жёсткие ограничения по шумности.

Шевронные колеса

Изобретение шевронного профиля зуба часто приписывают Андре Ситроену, однако на самом деле он лишь выкупил патент на более совершенную схему, которую придумал польский механик-самоучка [6] . Зубья таких колёс изготавливаются в виде буквы «V» (либо они получаются стыковкой двух косозубых колёс со встречным расположением зубьев). Шевронные колёса решают проблему осевой силы. Осевые силы обеих половин такого колеса взаимно компенсируются, поэтому отпадает необходимость в установке валов на упорные подшипники. При этом передача является самоустанавливающейся в осевом направлении, по причине чего в редукторах с шевронными колесами один из валов устанавливают на плавающих опорах (как правило — на подшипниках с короткими цилиндрическими роликами).

Колёса с круговыми зубьями

Передача на основе колёс с круговыми зубьями (Передача Новикова) имеет ещё более высокие ходовые качества, чем косозубые — высокую нагрузочную способность зацепления, высокую плавность и бесшумность работы. Однако они ограничены в применении сниженными, при тех же условиях, КПД и ресурсом работы, такие колёса заметно сложнее в производстве. Линия зубьев у них представляет собой окружность радиуса, подбираемого под определённые требования. Контакт поверхностей зубьев происходит в одной точке на линии зацепления, расположенной параллельно осям колёс.

Винтовые шестерни

Шестерни имеют форму цилиндра с расположенными на нем зубьями по винтовой линии. Эти шестеренки используются на непересекающихся валах, которые располагаются перпендикулярно друг друга, угол между ними 90°.

Секторные колёса

Секторное колесо представляет собой часть обычного цилиндрического колеса с зубьями любого типа. Такие колёса применяются в тех случаях, когда не требуется вращение звена на полный оборот, и поэтому можно сэкономить на его габаритах.

Зубчатые колёса с внешним и внутренним зацеплением

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Пара зубчатых колёс с ВНЕШНИМ зацеплением.
Передаточное число — 3 (42/14).
Вращение колёс происходит противонаправлено.
Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Пара зубчатых колёс с ВНУТРЕННИМ зацеплением.
Передаточное число — 3 (42/14).
Вращение колёс происходит сонаправленно.

Видео:Изготовление шестерниСкачать

Изготовление шестерни

Звездочка

Шестерня-звезда – это основная деталь цепной передачи, которая используется совместно с гибким элементом – цепью для передачи механической энергии.

Видео:SolidWorks. Создание параметрического зубчатого колесаСкачать

SolidWorks. Создание параметрического зубчатого колеса

Реечная передача (кремальера)

Зубчатая рейка представляет собой часть колеса с бесконечным радиусом делительной окружности. Поэтому делительная окружность, а также окружности вершин и впадин превращаются в параллельные прямые линии. Эвольвентный профиль рейки также принимает прямолинейное очертание. Такое свойство эвольвенты оказалось наиболее ценным при изготовлении зубчатых колёс.

Также реечная передача применяется в зубчатой железной дороге.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колесаЦевочная передача Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колесаКоронная шестерня

Видео:#SolidWorks - Зубчатые колёсаСкачать

#SolidWorks - Зубчатые колёса

Коронные колёса

Коронное колесо — особый вид колёс, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо, как правило, стыкуется с обычным прямозубым, либо с барабаном из стержней (цевочное колесо), как в башенных часах. Передачи с цевочным колесом — одни из самых ранних и просты в изготовлении, но характеризуются очень большими потерями на трение.

Видео:Лекция 4. Конические зубчатые передачиСкачать

Лекция 4. Конические зубчатые передачи

Конические зубчатые колёса

Во многих машинах осуществление требуемых движений механизма связано с необходимостью передать вращение с одного вала на другой при условии, что оси этих валов пересекаются. В таких случаях применяют коническую зубчатую передачу. Различают виды конических колёс, отличающихся по форме линий зубьев: с прямыми, тангенциальными, круговыми и криволинейными зубьями. Конические колёса с круговым зубом, например, применяются в автомобильных главных передачах коробки передач.

Видео:Форма зубьев колеса в зависимости от коэффициента смещенияСкачать

Форма зубьев колеса в зависимости от коэффициента смещения

Зубчатые передачи

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Зубчатые передачи — это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса. Зубчатые передачи служат для того, чтобы непрерывно передавать силу и крутящий момент двух валов, расположение которых определяет тип имеющейся зубчатой передачи. Вот о том, что представляют зубчатые передачи, мы и поговорим в этой статье.

Типы зубчатых передач

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Эвольвентное зацепление

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Все прямозубые цилиндрические передачи с одинаковым модулем зацепления могут из­готавливаться на одном оборудовании, не­зависимо от количества зубьев и размеров головки.

Модули зацепления цилиндрических и ко­нических зубчатых колес стандартизированы по DIN 780; модули зацепления червячных пе­редач по DIN 780; модули шлицевых соедине­ний по DIN 5480; модули зубчатого зацепле­ния нормального профиля для шестерен со спиральными зубьями по DIN 780.

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Форма зубьев

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Для прямозубых цилиндрических передач форма зубьев определяется DIN 867, DIN 58400; конических передач — DIN 3971; чер­вячных передач — DIN 3975; шлицевых соеди­нений — DIN 5480 (см. рис. «Прямые и косые зубья (наружное зацепление)» ).

Форма зубьев гипоидных передач регла­ментируется стандартом DIN 867. В допол­нение к стандартным углам зацепления (20° для зубчатых передач и 30° для шлицевых соединений) применяются также и углы заце­пления 12°, 14°30 15°, 17°30′| 22°30′ и 25°.

Коррегирование зубчатого зацепления

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса
Коррегирование зубчатого зацепления (из­менение высоты головки зуба (см. рис. «Коррегирование зубчатого зацепления прямозубой цилиндрической передачи (циклоидное зацепление)» ) применяется для предотвращения подреза­ния у шестерен с малым количеством зубьев. Оно позволяет увеличить прочность ножки зуба и точно обеспечить межосевое расстояние.

Зубчатые передачи с точно заданным межосевым расстоянием

У зубчатых пар с точно заданным межосевым расстоянием изменение высоты головки зуба для шестерни и зубчатого колеса произво­дится на одинаковую величину, но в противо­положных направлениях, что позволяет сохранить межосевое расстояние неизменным. Такое решение применяется в гипоидных и косозубых передачах.

Зубчатые передачи с изменяемым межосевым расстоянием

Изменение высоты головки зуба для ше­стерни и зубчатого колеса производится независимо друг от друга, поэтому межосе­вое расстояние передачи может изменяться. Допускаемые отклонения линейных разме­ров зубчатых передач регламентированы. Для прямозубых цилиндрических передач — DIN 3960, DIN 58405; для конических передач — DIN 3971; червячных передач — DIN 3975.

Подставляя jη = 0 в приведенные ниже формулы, рассчитывают параметры за­цепления без зазора между зубьями. Для определения зазора между зубьями допу­скаемые отклонения толщины зубьев и зоны их зацепления принимают в соответствии со стандартами DIN 3967 и DIN 58405 в за­висимости от требуемой степени точности зубчатой передачи.

Следует отметить, что не обязательно стремиться к нулевому за­зору между зубьями. Для компенсации имею­щихся отклонений размеров зубьев и сборки шестерен достаточно иметь минимальный зазор, который, кроме того, предотвращает возможность заклинивания зубчатых колес.

Допускаемые отклонения других расчетных параметров (зазор между ножками двух смежных зубьев, межцентровое расстояние) приведены в стандартах DIN 3963, DIN 58405, DIN 3962 Т2, DIN 3967, DIN 3964.

Расчетные формулы для зубчатых передач

Диаметр окружности вершин зубьев прямозубого колеса

Видео:Зубчатые передачиСкачать

Зубчатые передачи

Основные параметры зубчатых цилиндрических передач

Стандарт распространяется на цилиндрические передачи внешнего зацепления для редукторов и ускорителей, в том числе и комбинированных (коническо-цилиндрических, цилиндро-червячных и др.), выполняемых в виде самостоятельных агрегатов. Стандарт не распространяется на передачи редукторов специального назначения и специальной конструкции Для встроенных передач стандарт является рекомендуемым

Межосевые расстояния

1 ряд40506380100125160200250315400
2 ряд140180225280355
1 ряд50063080010001250160020002500
2 ряд4505607109001120140018002240

1-й ряд следует предпочитать 2-му

Межосевые расстояния для двухступенчатых несоосных редукторов общего назначения

Быстроходная ступень40506380100125140160180200225250280315
Тихоходная ступень6380100125160200225250280315355400450500
Быстроходная ступень35540045050056063071080090010001120125014001600
Тихоходная ступень560630710800900100011201250140016001800200022402500

Коэффициент запаса прочности при работе зуба двумя сторонами

Например: зубья реверсивных передач или зубья сателлитов в планетарных передачах

Материал колес и термо- обработкаОтливки стальные и чугунные без термо- обработкиОтливки стальные и чугунные с термо- обработкойПоковки стальные нормали- зованные или улучшенныеПоковки и отливки стальные с поверх- ностной закалкой (сердцевина вязкая)Стальные, нормали- зованные или улучшенные, а также с поверх- ностной закалкойСтальные с объемной закалкойСтальные, подверг- нутые цементации, азоти- рованию, циани- рованию и др.Чугунные и пласт- массовые колеса
Коэфф.1,91,71,52,21,4 — 1,61,81,21 — 1,2

Межосевые расстояния для трехступенчатых несоосных редукторов общего назначения

Быстроходная ступень40506380100125140160180200
Промежуточная ступень6380100125160200225250280315
Тихоходная ступень100125160200250315355400450500
Быстроходная ступень225250280315355400450500560630
Промежуточная ступень3554004505005606307108009001000
Тихоходная ступень56063071080090010001120125014001600

Номинальные передаточные числа

1 ряд1,01,251,62,02,53,15
2 ряд1,121,41,82,242,8
1 ряд4,05,06,38,01012,5
2 ряд3,554,55,67,19,011,2

1-й ряд следует предпочитать 2-му Фактические значения передаточных чисел не должны отличаться от номинальных более чем на 2,5% при номинальном меньше 4,5 и на 4% при номинальном больше 4,5

Коэффициент ширины зубчатых колес (отношение ширины зубчатого колеса к межосевому расстоянию) должен соответствовать: 0,100; 0,125; 0,160; 0,200; 0,315; 0,400; 0,500; 0,630; 0,800; 1,0; 1,25

Численные значения ширины зубчатых колес округляются до ближайшего числа из ряда Ra20 по ГОСТу 6636.

При различной ширине сопряженных зубчатых колес значение коэффициента ширины зубчатых колес относится к более узкому из них.

Видео:Зубчатое колесо в Компас 3DСкачать

Зубчатое колесо в Компас 3D

Почему шестерни часто выполняют заодно с валом?

Несмотря на это, в редукторах шестерню часто выполняют заодно с валом и даже при толщине, значительно превышающей указанные нормы. Это объясняется большей жесткостью и прочностью, а также технологичностью вала-шестерни, что в конечном итоге оправдывает ее стоимость.

Поделиться или сохранить к себе: