Приступаем к изучению окружности и круга. Вспомним замкнутые и незамкнутые линии. Познакомимся с центром окружности, радиусом и диаметром и научимся определять радиус при известном диаметре и диаметр при известном радиусе.
- Окружность и овал
- Правило:
- Окружность и круг
- Диаметр и радиус
- Как найти диаметр окружности
- Основные понятия
- Как узнать диаметр. Формулы
- 1. Общая формула.
- 2. Если перед нами стоит задача найти диаметр по длине окружности
- 3. Если есть чертеж окружности
- Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Окружность. Круг. Радиус. Диаметр» УМК «Перспектива» план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 🎬 Видео
Окружность и овал
Для начала рассмотрим рисунок и найдём окружность:
Теперь рассмотрим сходства и различия этих геометрических фигур:
Овал | Окружность | |
Сходства | ||
Различия | В овале отрезки от точки O до крайней линии разные, а в окружности – все отрезки одинаковые. |
Правило:
Окружность – это замкнутая кривая линия с точкой О в середине, которая называется центром.
Расстояния от центра до линии окружности одинаковые.
Начертить окружность можно при помощи циркуля:
А овал рисуют от руки:
Окружность и круг
Если заполнить пространство внутри окружности, то получим круг.
Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.
Диаметр и радиус
Если соединить центр окружности с линией окружности, получим радиус, например, OC, OA и OD.
Радиус – длина отрезка, соединяющего центр окружности с любой точкой, лежащей на окружности. Радиус составляет половину диаметра.
Если отрезок проходит через центр и соединяет две точки на окружности – это диаметр.
Диаметр – это длина отрезка, проходящего через центр окружности и соединяющего две точки на этой окружности.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Видео:Радиус и диаметрСкачать
Как найти диаметр окружности
О чем эта статья:
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Видео:Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)Скачать
Основные понятия
Прежде чем погружаться в последовательность расчетов, важно понять разницу между понятиями.
Окружность — замкнутая плоская кривая, все точки которой равноудалены от центра, которая лежит в той же плоскости.
Круг — часть плоскости, лежащая внутри окружности, а также сама окружность.
Если говорить проще, окружность — это замкнутая линия, как, например, обруч и велосипедное колесо. Круг — часть плоскости, ограниченная окружностью, как блинчик или вырезанный из картона кружок.
Диаметр — отрезок, который соединяет две точки окружности и проходит через ее центр.
Радиус — отрезок, который соединяет центр окружности и любую точку на ней.
Видео:РАДИУС ОКРУЖНОСТЬ ДИАМЕТР КРУГ / 3 КЛАСС МАТЕМАТИКА. ЧТО ТАКОЕ ОКРУЖНОСТЬ ? ЧТО ТАКОЕ РАДИУС ?Скачать
Как узнать диаметр. Формулы
В данной теме нам предстоит узнать три формулы:
1. Общая формула.
Исходя из основных определений нам известно, что значение диаметра равно двум радиусам: D = 2 × R, где D — диаметр, R — радиус.
2. Если перед нами стоит задача найти диаметр по длине окружности
D = C : π, где C — длина окружности, π — это константа, которая равна отношению длины окружности к диаметру, она всегда равна 3,14.
Чтобы получить правильный ответ, можно поделить столбиком или использовать онлайн-калькулятор.
3. Если есть чертеж окружности
- Начертить внутри круга прямую горизонтальную линию. Ее месторасположение не играет значительной роли.
- Отметить точки пересечения прямой и окружности.
- Начертить при помощи циркуля две окружности одного радиуса (больше, чем радиус первоначальной окружности), первую — с центром в точке A, вторую — с центром в точке B.
- Провести прямую через две точки, в которых произошло пересечение. Отметить точки пересечения полученной прямой с окружностью. Диаметр равен этому отрезку.
- Теперь осталось измерить диаметр круга при помощи линейки. Получилось!
Эти простые формулы могут пригодиться не только на школьных уроках, но и если вы решите освоить профессию дизайнера интерьера, архитектора или модельера одежды.
Видео:Окружность. Как найти Радиус и ДиаметрСкачать
Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Окружность. Круг. Радиус. Диаметр» УМК «Перспектива»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
В данной разработке урока, составленному с соответствии с ФГОС для 4 класса по УМК «Перспектива», представлены конспект урока, презентация, карточки с самостоятельной работой и лист индивидуальной работы учащихся.
Видео:Математика 3 класс (Урок№33 - Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 80.5 КБ |
okruzhnost_krug.ppt | 2.78 МБ |
samostoyatelnaya_rabota.docx | 250.58 КБ |
individualnyy_list.docx | 44.37 КБ |
Видео:Окружность. Круг. 5 класс.Скачать
Предварительный просмотр:
1) формировать представление об окружности и её элементах: центре, диаметре, радиусе, умение строить окружности с помощью циркуля;
2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
- Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, в начале урока математики я хотела бы прочитать слова удивительного человека, учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова, который родился в 1711году.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Сегодня на уроке мы тоже постараемся упорядочить наши знания.
- Посмотрите на этого забавного слоненка. Из какой области математики он к нам пожаловал? (Из геометрии.)
- Что в нём необычного? (Он состоит из одних кругов.)
- Именно геометрии, именно кругам мы посвятим сегодняшний урок и узнаем что-то новое о них. Как вы будете узнавать новое? (Мы должны постараться сами понять, что мы еще не знаем, а потом постараться самостоятельно «открыть» новое знание.)
- Желаю вам успехов в работе.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Для начала поделимся со слоненком вашими успехами в изучении приемов умножения и деления.
- Найдите и запишите значения выражений на ваших листочках.
- Проверим ответы первого варианта.
- Проверим ответы второго варианта .
- Кто из вас ошибся при выполнении задания?
- Сделайте вывод. (Нужно закрепить знание умножения и деления круглых чисел.)
- Почему ответы на карточках? (Наверно, в них спрятан какой-то секрет.)
- Верно, надо лишь перевернуть карточки.
- Прочитайте слова.
- Объясните понятия «область» и «граница» с точки зрения геометрии. (Граница – это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю»; область – это часть плоскости, которая находится внутри границы…)
- Слоненок хочет приобрести себе домик в стране Геометрии. У него есть на выбор 4 участка. Их планы изображены на этом рисунке.
- Посмотрите, что в них интересного? (Это геометрические фигуры).
- Назови, что это за фигуры?
Некоторые их точки обозначены буквами. Где располагаются точки? (внутри, на границе) .
- Чтобы слоненок приобрёл себе участок с домиком, ему надо составить два слова, которые дают ключ к его участку. Одно слово состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое – из букв, стоящих внутри границ . Поможете ему?
- Составьте эти слова. (Круг, окружность.)
- Что такое круг и чем он отличается от окружности? (Круг – это часть плоскости внутри окружности, окружность – это граница круга.)
- Слоненок вам очень признателен
- Посмотрите ещё раз внимательно на него. Найдите в его изображении круги и окружности.
— Чтобы понять , с чем мы познакомимся на уроке поиграем в игру «Верю не верю». В конце урока проверим ваши предположения.
3) Пробное действие.
- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили способы умножения и деления круглых чисел, что называется границей и областью, узнали, что такое окружность, потренировались в определении кругов и окружностей на рисунке.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Попробуйте построить окружность и начертите ее радиус.
— Приступайте к выполнению задания.
- Итак, посмотрим, что у вас получилось.
- Кто не выполнил это задание?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли построить окружность и начертить радиус.)
- Кто выполнил задание?
- Значит, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли нарисовать окружности правильно и начертить радиус .)
- Что же теперь делать? (Нужно разбираться в затруднении.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были начертить окружность, радиус.)
- В чем затруднение? ( Не знаем, что такое радиус.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» способ построения окружностей, узнать что такое радиус.)
- С помощью чего можно изобразить окружность? (С помощью циркуля)
- Выступление ученика
- Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей.
- Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль) .
- — Из чего он состоит (2 ножки, на конце первой иголочка, на конце второй – грифель – это карандаш) .
- — Циркуль – это чертёжный инструмент для вычеркивания окружностей. В переводе с латинского обозначает круг — циркус. С каким словом созвучно мое название? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг). У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.
- С циркулем нужно работать очень осторожно.
- Назовите правила как пользоваться циркулем .
- У каждой фигуры есть свой алгоритм построения. У окружности он тоже имеется.
- Прочитайте план.
- Он вам понятен?
- Что теперь вы должны сделать? (Выполнить данный план.)
5. Реализация построенного проекта.
- Какой первый шаг? (Отметить точку О)
- Эта замкнутая линия и называется окружность, а О точка ? (центр окружности. )
— Отметьте на окружности две точки и соедините их с центром. (Провели несколько радиусов).
— Одинаковые ли они по длине? (да)
— Сами попробуйте сформулировать определение радиуса (r – это отрезок, соединяет центр окружности с точкой на окружности) .
1)Расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется радиусом .
2) Радиусы равны.
Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”.
Термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
— Приступаем к практической работе.
– Возьмите круг. Сложите пополам. Найдите линию сгиба. Обведите её любым цветным карандашом.
- Если соединить линией две противоположные точки окружности, то такая линия будет проходить через центр окружности. Называется такая линия диаметром окружности.
— Начертите диаметр АВ.
— Сами сформулируйте определение диаметра (отрезок, соединяющий две точки окружности, и проходит через центр) .
Сравните длину радиуса и длину диаметра. Какой вывод можно сделать?
- Какими фигурами являются радиус и диаметр окружности? (Отрезками.)
- Прочтите, что об этом написано в желтой рамке под чертежом.
- Итак, что вы узнали об окружности ? (Окружность – это граница круга, радиус соединяет центр окружности с ее точной; если две противоположные точки соединить отрезком, проходящим через центр окружности, то получим диаметр.)
Учитель вывешивает на доску эталон.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Строить окружности, радиусы, диаметры.)
- Самая простая из кривых линий – окружность. Ведь это одна из древнейших геометрических фигур. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства.
Физминутка В жизни мы часто встречаемся с кругом и окружностью.
Сейчас мы поиграем ,посмотрим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы, если они имеют форму круга-то вы садитесь, если форму окружности то вы хлопаете Бублик(хлопок), тарелка (приседание),
Баранка, колесо, скатерть круглая, кольцо, обруч, крышка, зеркало.
Молодцы: и отдохнули, и поиграли.
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новые знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
1)- Начертите окружность радиусом 2 см. Отметьте центр окружности и проведите её радиус. Обозначьте точками. Проведите диаметр этой окружности, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр окружности больше ее радиуса ?
2) Работа в парах.
- 2) Не нарушая закономерностей, построй радиусы в последних окружностях.
- Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
— Возьмите из конверта листы с самостоятельной работой.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
Проверка организуется по образцу. Учитель вывешивает образец рядом с эталоном Д-9.
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили .)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где вам может пригодиться умение чертить окружности? (На уроках труда, при дальнейшем изучении математики, …)
- В конце урока я предлагаю потренироваться.
- Учебник стр. 51, №8
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Где вы можете поработать над ошибками? (Дома.)
Игра «Будь внимательным!» .
Сколько окружностей нужно начертить, чтобы получился такой рисунок?
— Окружность — волшебная геометрическая фигура. С ее помощью можно совершить чудесные превращения…
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель урока вы ставили перед собой? («Открыть» способ построения окружности, узнать что такое радиус.)
- Достигли ли вы цели? Докажите. (Окружность это граница круга, радиус – это отрезок…)
- Что еще узнали на уроке? Выберите предложение и расскажите. (….)
- Кто вам помог открыть способ? (Слоненок.)
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветные круги. Выберите круг так:
- красный круг, если вы выполнили задания, самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов;
- фиолетовый круг – если вы выполнили задания, самостоятельную работу, но у вас остались вопросы;
- белый круг – если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы.
Учащиеся оценивают себя с помощью кругов.
Далее идет обсуждение домашнего задания.
— Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
🎬 Видео
Длина окружности. Математика 6 класс.Скачать
Окружность и круг, 6 классСкачать
Что такое круг окружность радиусСкачать
Радиус Хорда ДиаметрСкачать
Школа для родителей. Циркуль, окружность, радиус, диаметр.Скачать
Математика. 4 класс. Окружность и круг /15.03.2021/Скачать
Деление окружности на равные части с помощью циркуляСкачать
Разбор 36 вариантов Ященко. Вариант 24Скачать
5 класс, 22 урок, Окружность и кругСкачать
Этой задачей русские дети 10 лет мучили американцев. Американцы не понимали, что делают не такСкачать
КАК НАЙТИ ДИАМЕТР ОКРУЖНОСТИ, ЕСЛИ ИЗВЕСТНА ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ? Примеры | МАТЕМАТИКА 6 классСкачать
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
+Как найти длину окружностиСкачать
Окружность, диаметр, хорда геометрия 7 классСкачать