Даны две окружности постройте такую точку

Даны две окружности постройте такую точку

Даны две окружности постройте такую точку

С помощью линейки с делениями, циркуля, угольника, транспортира, лекал (рис. 313) вам не раз приходилось проводить различные геометрические построения.

А можно ли обходиться меньшим количеством чертёжных инструментов? Оказывается, что во многих случаях достаточно использовать только циркуль и линейку без делений . Например, чтобы провести биссектрису угла, совсем не обязательно иметь транспортир, а разделить отрезок пополам можно и тогда, когда на линейку не нанесена шкала.

А стоит ли в наше время, когда созданы точнейшие приборы и совершенные компьютерные программы, позволяющие выполнять сложнейшие измерения и построения, обходиться такими скудными средствами, как циркуль и линейка? На практике конечно нет. Поэтому, например, конструкторы, строители, архитекторы, дизайнеры не ограничивают себя в выборе инструментов.

Однако при построении фигур в геометрии принимают такие правила:

1) все построения выполняются только с помощью циркуля и ли нейки без делений ;

2) с помощью линейки можно через заданную точку провести произвольную прямую, а также через заданные две точки A и B провести прямую AB ;

3) с помощью циркуля можно построить окружность с данным центром и радиусом, равным заданному отрезку .

Итак, договоримся, что если в задаче требуется построить какую-то фигуру, то построение выполняется по описанным выше правилам.

Решить задачу на построение — это значит составить план ( алгоритм ) построения фигуры; реализовать план, выполнив построение; доказать, что полученная фигура является искомой.

Рассмотрим основные задачи на построение.

Даны две окружности постройте такую точку

Даны две окружности постройте такую точку

Задача 1. Постройте угол, равный данному, одна из сторон которого является данным лучом.

Решение. На рисунке 314 изображены угол A и луч OK . Надо построить угол, равный углу A , одной из сторон которого является луч OK .

Даны две окружности постройте такую точку

Проведём окружность произвольного радиуса r с центром в точке A . Точки пересечения этой окружности со сторонами угла A обозначим B и С (рис. 315). Тогда AB = AC = r .

Проведём окружность радиуса r с центром в точке O . Она пересекает луч OK в точке M (рис. 316, a ). Затем проведём окружность с центром в точке M и радиусом BC . Пусть E и F — точки пересечения окружностей с центрами O и M (рис. 316, б ). Проведём лучи ОЕ и OF (рис. 316, в ).

Покажем, что каждый из углов EOM и FOM — искомый. Докажем, например, что ∠ EOM = ∠ BAC .

Даны две окружности постройте такую точку

Даны две окружности постройте такую точку

Даны две окружности постройте такую точку

Рассмотрим треугольники ABC (рис. 315) и OEM (рис. 316, в ). Имеем: AB = OE = r = AC = OM . Кроме того, по построению EM = BC . Следовательно, треугольники ABC и OEM равны по третьему признаку равенства треугольников. Отсюда ∠ EOM = ∠ BAC . Аналогично можно показать, что ∠ BAC = ∠ FOM . Даны две окружности постройте такую точку

Замечание. Мы построили два угла ЕОМ и FOM , удовлетворяющие условию задачи. Эти углы равны. В таких случаях считают, что задача на построение имеет одно решение.

Даны две окружности постройте такую точку

Задача 2. Постройте серединный перпендикуляр данного отрезка.

Решение. Пусть AB — данный отрезок (рис. 317, а ). Проведём две окружности с центрами A и B и радиусом AB . Точки пересечения этих окружностей обозначим M и N (рис. 317, б ). Проведём прямую MN (рис. 317, в ).

Из построения следует, что MA = MB = AB и NA = NB = AB (рис. 317, г ). Следовательно, точки M и N принадлежат серединному перпендикуляру отрезка AB . Прямая MN и является серединным перпендикуляром отрезка AB . Даны две окружности постройте такую точку

Видео:№688. Даны угол и отрезок. Постройте точку, лежащую внутри данного угла, равноудаленнуюСкачать

№688. Даны угол и отрезок. Постройте точку, лежащую внутри данного угла, равноудаленную

Метод вращения

Указание. Пусть KLMP — искомый квадрат. Тогда центр О квадрата совпадает с центром параллелограмма. Повернем всю фигуру вокруг точки О на 90°; при этом точка М перейдет в точку Р, прямая I (11AD, Mel) перейдет в V, точка Я (ОЯ 1 I, Я е I) перейдет в Я’. Отсюда, выполняя обратный поворот на 90°, можно получить точку М (так как ОН _L Z), а следовательно, получим диагонали КМ и PL.

6.3. Даны две окружности Оаа) и 022), точка М и угол а. Построить равнобедренный треугольник АВС (АВ = АС) так, чтобы угол А равнялся а, вершина А совпадала с точкой М, а две другие вершины лежали бы на окружностях 011) и 022).

Указание. Повернуть вокруг точки М одну из данных окружностей на угол а и найти точки пересечения с другой окружностью. Задача может иметь одно, два или ни одного решения.

  • 6.4. Даны точка А, прямая а и окружность О (г). Построить равносторонний треугольник с вершиной в точке А так, чтобы другие его вершины лежали соответственно на прямой а и окружности О (г).
  • 6.5. В данный квадрат ABCD вписать равносторонний треугольник, одна из вершин которого дана на стороне квадрата.
  • 6.6. Даны две прямые: р и q и точка А. Построить равносторонний треугольник так, чтобы одна его вершина совпадала с точкой А, а две другие лежали на прямых р ид.
  • 6.7. На двух данных отрезках найти такую пару точек, что поворот вокруг данной точки на 45° отображает одну точку пары на другую.
  • 6.8. Указать соответственно на данных прямой и отрезке такие две точки, чтобы одну из них можно было бы отобразить на другую поворотом вокруг данной точки на 30°.
  • 6.9. На данных окружности и прямой найти такие пары точек, что одна точка является образом другой при повороте вокруг данной точки на 72°.
  • 6.10. Даны полоса с краями а и Ъ и точка Р, принадлежащая этой полосе (Р g а, Р € Ь). Найти на ее краях а и b соответственно такие точки А и В, что РА = РВ и ZAPB = 90°.
  • 6.11. Даны окружности (С^; 3 см), (02; 4 см) и точкам. Найти на данных окружностях соответственно точки А и В такие, чтобы AM = МВ и ZAMB = 60°.
  • 6.12. На прямыху = Зх + 1 и у = -2х + 3 найти соответственно точки А и В, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от начала координат и ZAOB = 90°.
  • 6.13. Даны окружность и треугольник. Построить такой отрезок, чтобы концы его принадлежали данным окружности и сторонам треугольника, находились на одинаковом расстоянии от данной точки и были видны из нее под углом 120°.
  • 6.14. Даны произвольный треугольник АВС и точка Р, принадлежащая внутренней области треугольника. Указать на сторонах ВС и АС соответственно точки К и М такие, что РК = КМ и ZKPM = 45°.
  • 6.15. Построить равносторонний треугольник так, чтобы одной его вершиной была данная точка Р, другая принадлежала данной прямой а, третья — прямой Ъ.
  • 6.16. Даны угол и точка А внутри него. Построить равнобедренный прямоугольный треугольник, вершиной прямого угла которого является точка А, а две другие вершины принадлежат сторонам данного угла.
  • 6.17. Даны окружность, квадрат и точка Р. Построить равнобедренный треугольник РАВ (РА = РВ), вершины А и В которого принадлежат окружности и стороне квадрата, a ZAPB = 45°.
  • 6.18. Построить равносторонний треугольник так, чтобы его вершины принадлежали трем данным параллельным прямым.
  • 6.19. Даны полоса с краями а и с и прямая Ь, принадлежащая полосе. Построить ромб ABCD так, чтобы его вершины А, В и С принадлежали соответственно прямым а,Ь и с, a ZABC = 60°.
  • 6.20. Построить квадрат так, чтобы три его вершины принадлежали трем данным прямым.
  • 6.21. Построить равнобедренный прямоугольный треугольник так, чтобы вершины его острых углов принадлежали данным окружностям, а вершиной прямого угла являлась данная точка.
  • 6.22. В данный квадрат вписать равносторонний треугольник так, чтобы одна из его вершин совпала с вершиной квадрата, а две другие принадлежали сторонам квадрата.
  • 6.23. На сторонах АВ и АС треугольника АВС построены квадраты ABNM и ACQP, расположенные с треугольником АВС в различных полуплоскостях соответственно с границами АВ и АС. Доказать, что: а) МС = ВР; б) МС1 ВР.
  • 6.24. Дан квадрат ABCD. Через центр этого квадрата проведены две взаимно перпендикулярные прямые, отличные от прямых АС и BD. Доказать, что фигуры, являющиеся пересечением этих прямых с квадратом, равны.
  • 6.25. Отрезки, концами которых служат внутренние точки противоположных сторон квадрата, перпендикулярны. Доказать, что эти отрезки равны.
  • 6.26. Земельный участок квадратной формы был огорожен. От изгороди сохранились четыре столба на сторонах квадрата. Восстановить границу участка.
  • 6.27. Через центр равностороннего треугольника проведены две прямые, угол между которыми равен 60° и которые не содержат вершин треугольника. Доказать, что отрезки этих прямых, заключенные между сторонами треугольника, равны.
  • 6.28. На сторонах АВ и ВС треугольника АВС построены квадраты ABMN и BCPQ, причем квадрат ABMN и треугольник АВС принадлежат различным полуплоскостям с границей АВ, а квадрат BCPQ и треугольник АВС — одной полуплоскости с границей ВС. Доказать, что MQ1AC и MQ = AC.
  • 6.29. На сторонах АВ, ВС, CD и DA квадрата ABCD от вершин А, В, С и D отложены конгруэнтные отрезки АА,, ВВ,, ССХ и DD,. Доказать, что четырехугольник A1B1C1D1 — квадрат.
  • 6.30. Хорды одной и той же окружности находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности. Доказать, что они равны.
  • 6.31. Даны две перпендикулярные прямые и точка, не принадлежащая им. Построить равносторонний треугольник с вершиной в данной точке и с двумя другими вершинами на данных прямых.
  • 6.32. Построить равносторонний треугольник так, чтобы одной его вершиной была данная точка Р, другая принадлежала данной прямой а, третья — прямой Ь.
  • 6.33. Построить равносторонний треугольник, имеющий одной своей вершиной данную точку А, а две другие вершины — на данных параллельных прямых.
  • 6.34. Даны две параллельные прямые а, b и точка А, не принадлежащая им. Построить равнобедренный треугольник с данным углом а, вершина которого находится в данной точке А, а вершины основания лежат на прямых а и Ь.
  • 6.35. Даны три параллельные прямые а, Ь, с. Построить равносторонний треугольник АВС, вершины которого лежат на данных прямых.
  • 6.36. Построить равносторонний треугольник, вершины которого лежат на трех параллельных прямых, а центр — на четвертой прямой, не параллельной трем заданным.
  • 6.37. В данный квадрат вписать равносторонний треугольник.
  • 6.38. Построить квадрат так, чтобы три его вершины лежали на трех данных параллельных прямых.
  • 6.39. Построить квадрат так, чтобы три его вершины принадлежали трем данным пересекающимся прямым.
  • 6.40. Из данной точки Р, как из центра, описать дугу окружности так, чтобы концы ее лежали на двух данных окружностях, а градусная мера ее была равна градусной мере данного угла.
  • 6.41. Даны две прямые, точка О и угол а. Провести такую окружность с центром О, чтобы одна из дуг этой окружности, концы которой принадлежат данным прямым, по угловой мере была равна а.
  • 6.42. Даны две окружности и точка М. Построить равносторонний треугольник MNP, вершины которого N и Р принадлежат данным окружностям.
  • 6.43. Даны три концентрические окружности. Построить равносторонний треугольник, вершины которого принадлежат этим окружностям.
  • 6.44. Даны окружность, квадрат и точка Р. Построить равнобедренный треугольник РАВ (РА = РВ), вершины А и В которого принадлежат окружности и стороне квадрата, a ZAPB = 45°.
  • 6.45. Даны угол и внутри него точка Л. Построить равнобедренный прямоугольный треугольник, вершина прямого угла которого совпадает с точкой А, а две другие вершины принадлежат сторонам угла.
  • 6.46. Построить равнобедренный прямоугольный треугольник так, чтобы вершины его острых углов принадлежали данным окружностям, а вершиной прямого угла являлась данная точка.
  • 6.47. Построить квадрат ABCD по его центру О и двум точкам М и N, принадлежащим прямым ВС и CD.
  • 6.48. Построить квадрат ABCD по вершине А и двум точкам М и N, принадлежащим прямым ВС и CD.
  • 6.49. На окружности с центром в точке О найти две такие точки С и D, что ZCOD = а, АС || BD, где А и В — две данные точки; а — величина данного угла.
  • 6.50. Построить треугольник АВС, зная три точки, являющиеся центрами квадратов, построенных на сторонах треугольника, вне его.
  • 6.51. Даны четыре точки К, L, М и N. Построить квадрат, стороны которого или их продолжения проходят через эти четыре точки.
  • 6.52. Даны четыре точки К, L, М и N, расположенные на одной прямой. Построить квадрат, у которого продолжения двух противоположных сторон пересекают эту прямую в точках К и L, а продолжения двух других сторон — в точках М и N.

Видео:Окружность данного радиуса, проходящей через две заданные точкиСкачать

Окружность данного радиуса, проходящей через две заданные точки

Геометрия. 7 класс

Конспект урока

Окружность. Задачи на построение

Перечень рассматриваемых вопросов:

  • Геометрическое место точек, примеры ГМТ.
  • Изображение на рисунке окружности и ее элементов.
  • Решение задач на построение.
  • Выполнение построений прямого угла, отрезка, угла равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка с помощью циркуля и линейки.

Радиус окружности – отрезок соединяющий центр окружности с какой-либо точкой окружности.

Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.

Хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности.

Диаметр – хорда, проходящая через центр окружности.

  1. Атанасян Л. С. Геометрия: 7–9 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. – М.: Просвещение, 2017. – 384 с.
  1. Атанасян Л. С. Геометрия: Методические рекомендации 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А. и др. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с.
  2. Зив Б. Г. Геометрия: Дидактические материалы 7 класс. // Зив Б. Г., Мейлер В. М. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
  3. Мищенко Т. М. Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии 7 класс. // Мищенко Т. М., – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
  4. Атанасян Л. С. Геометрия: Рабочая тетрадь 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А., Юдина И. И. – М.: Просвещение, 2019. – 158 с.
  5. Иченская М.А. Геометрия: Самостоятельные и контрольные работы 7–9 классы. // Иченская М.А. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Ранее мы узнали некоторые геометрические фигуры, например, угол, отрезок, треугольник, научились их строить и измерять. Сегодня мы введём определение ещё одной фигуры – окружности, рассмотрим её элементы и выполним построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.

Для начала дадим определение геометрической фигуры, называемой окружностью.

Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.

Даны две окружности постройте такую точку

Но можно использовать и другое определение окружности.

Окружность ‑ это геометрическое место точек, удалённых на одно и то же расстояние от точки, называемой центром окружности. Это расстояние называют радиусом окружности. В нашем случае точки О.

При этом стоит пояснить, что геометрическое место точек – это фигура речи, употребляемая в математике для определения геометрической фигуры, как множества всех точек, обладающих некоторым свойством.

Вспомним элементы окружности.

Радиус окружности – отрезок соединяющий центр окружности с какой-либо точкой окружности.

Даны две окружности постройте такую точку

По определению окружности все её радиусы имеют одну и ту же длину. OM = OA

Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется хордой.

Даны две окружности постройте такую точку

Хорда, проходящая через центр окружности, называется диаметром.

Даны две окружности постройте такую точку

O – середина диаметра.

Любые две точки окружности делят её на две части. Каждая из этих частей называется дугой окружности.

Даны две окружности постройте такую точку

AMB, ALB – дуги окружности.

Построим окружность радиусом 3 см. Для этого поставим точку О. Возьмём циркуль и выставим с помощью линейки расстояние между ножками циркуля, равное 3 см. Поставим иголочку циркуля в точку О и построим окружность, вращая ножку циркуля с грифелем вокруг этой точки. Грифель описывает замкнутую кривую линию, которую называют окружностью.

Часть плоскости, которая лежит внутри окружности, вместе с самой окружностью, называют кругом, т. е. окружность ‑ граница круга.

Даны две окружности постройте такую точку

Итак, мы можем с помощью циркуля строить окружность, но с его помощью можно построить и угол равный данному. Для построения воспользуемся ещё и линейкой.

Даны две окружности постройте такую точку

Построить: EOМ = A.

1. Окр. (A; r), r – произвольный радиус.

2. Окр. (A; r) ∩ AB = B.

3. Окр. (A; r) ∩ AС = С.

Даны две окружности постройте такую точку

4. Окр. (O; r) ∩ OM = D.

5. Окр. (D; BС) ∩ Окр. (O; r) = E

Даны две окружности постройте такую точку

6. OЕ, ЕОD = BAC (из равенства ∆ОЕD и ∆ABC). EOM – искомый.

Теперь выполним построение биссектрисы угла.

Даны две окружности постройте такую точку

Построить: AE – биссектриса CAB.

  1. Окр. (A; r), r – произвольный радиус.

Даны две окружности постройте такую точку

  1. Окр. (A; r) ∩ AB = B.
  2. Окр. (A; r) ∩ AC = C.
  3. Окр. (C; CB) ∩ Окр. (B; CB) = E.
  4. AE – искомая биссектриса BAC, т. к. ABE =CBE (из равенства ∆ACE и ∆ABE).

Рассмотрим ещё одно построение с помощью циркуля и линейки. Построим середину отрезка АВ.

Даны две окружности постройте такую точку

Для этого построим две окружности с центрами на концах отрезка , т. е. в точках А и В. Окружности пересекутся в точках Р и Q. Проведём прямую через точки Р и Q. Прямая РQ пересечёт прямую АВ в точке О, которая и будет являться искомой серединой отрезка АВ. Докажем это. Для этого рассмотрим ∆APQ и ∆BPQ. Они равны по трём сторонам, следовательно, ∠1 = ∠2, поэтому РО– биссектриса равнобедренного ∆АВР, а соответственно РО ещё и медиана. Следовательно, точка О – середина отрезка АВ.

Даны две окружности постройте такую точку

Разбор заданий тренировочного модуля.

№ 1. АВ и СК – диаметры окружности, с центром в точке О. По какому признаку равенства треугольников равны треугольники АОС и ОКВ?

Даны две окружности постройте такую точку

Так как О – центр окружности, то точка О делит диаметры пополам, следовательно отрезки АО, ОВ, ОС, ОК равны. ∠СОА = ∠КОВ (как вертикальные). Поэтому треугольники АОС и ОКВ равны по первому признаку равенства треугольников (по двум сторонам и углу между ними).

Ответ: 1 признак равенства треугольников.

№ 2. На рисунке O – центр окружности, АВ – диаметр окружности. Отрезки АD и ВС, перпендикулярны к отрезку АВ. АВ = 8 см, ОС = 5 см, СВ = 3 см. Чему равен периметр ∆AOD?

Даны две окружности постройте такую точку

Периметр треугольника AOD равен сумме сторон АО, AD, DO. Найдём эти стороны.

По условию O – центр окружности, то она делит диаметр пополам, следовательно отрезок АО равен отрезку ОВ, т. е. АО = АВ:2 = 8 см :2 = 4 см.

По условию отрезки АD и ВС, перпендикулярны к отрезку АВ, следовательно ∠СВО = ∠ОАD = 90°, ∠АОD = ∠СОВ (как вертикальные). Поэтому ∆АОD = ∆СОВ (по 2 признаку равенства треугольников). Следовательно, AD = СВ = 3 см, DO = ОС = 5 см.

Р∆AOD = АО + AD + DO = 4 см + 3 см + 5 см = 12 см.

🎥 Видео

№148. На прямой даны две точки А и В. На продолжении луча ВА отложите отрезок ВС так, чтобы ВС= 2АВ.Скачать

№148. На прямой даны две точки А и В. На продолжении луча ВА отложите отрезок ВС так, чтобы ВС= 2АВ.

№ 153 - Геометрия 7-9 класс АтанасянСкачать

№ 153 - Геометрия 7-9 класс Атанасян

№150. Даны окружность, точка А, не лежащая на ней, и отрезок PQ. Постройте точку М на окр-тиСкачать

№150. Даны окружность, точка А, не лежащая на ней, и отрезок PQ. Постройте точку М на окр-ти

№962. Даны окружность х2 + у2 = 25 и две точки А(3; 4) и В (4; -3).Скачать

№962. Даны окружность х2 + у2 = 25 и две точки А(3; 4) и В (4; -3).

№416. Даны две точки А и В, симметричные относительно некоторой прямой, и точка М.Скачать

№416. Даны две точки А и В, симметричные относительно некоторой прямой, и точка М.

№151. Даны острый угол ВАС и луч XY. Постройте угол YXZ так, чтобы ∠YXZ = 2∠BAC.Скачать

№151. Даны острый угол ВАС и луч XY. Постройте угол YXZ так, чтобы ∠YXZ = 2∠BAC.

№149. Даны прямая а, точка В, не лежащая на ней, и отрезок PQ. Постройте точку М на прямой a такСкачать

№149. Даны прямая а, точка В, не лежащая на ней, и отрезок PQ. Постройте точку М на прямой a так

Внешнее сопряжение дуги и прямой дугой заданного радиуса. Урок16.(Часть1.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Внешнее сопряжение дуги и прямой дугой заданного радиуса. Урок16.(Часть1.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

Внешнее сопряжение двух дуг окружностей третьей дугой. Урок13.(Часть1.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Внешнее сопряжение двух дуг окружностей третьей дугой. Урок13.(Часть1.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)

№270. Внутри угла дана точка А. Постройте прямую, проходящую через точку А и отсекающуюСкачать

№270. Внутри угла дана точка А. Постройте прямую, проходящую через точку А и отсекающую

Точка, прямая и отрезок. 1 часть. 7 класс.Скачать

Точка, прямая и отрезок. 1 часть. 7 класс.

№687. Даны прямая а и две точки А и В, лежащие по одну сторону от этой прямой. На прямой а постройтеСкачать

№687. Даны прямая а и две точки А и В, лежащие по одну сторону от этой прямой. На прямой а постройте

1 2 4 сопряжение окружностейСкачать

1 2 4  сопряжение окружностей

Математика без Ху!ни. Кривые второго порядка. Эллипс.Скачать

Математика без Ху!ни. Кривые второго порядка. Эллипс.

Уравнение окружности (1)Скачать

Уравнение окружности (1)

10 класс, 11 урок, Числовая окружностьСкачать

10 класс, 11 урок, Числовая окружность

№ 150 - Геометрия 7-9 класс АтанасянСкачать

№ 150 - Геометрия 7-9 класс Атанасян

Внутреннее сопряжение двух дуг окружностей третьей дугой. Урок14.(Часть1.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать

Внутреннее сопряжение двух дуг окружностей третьей дугой. Урок14.(Часть1.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)
Поделиться или сохранить к себе: