- —>Разделы сайта —>
- —>Мы Вконтакте! —>
- О разделе
- «Горячо» — «холодно». Стратегически важные зоны в аптеке
- Алгоритм зонирования аптеки
- Шаг 1. Составление планограммы
- Шаг 2. Наблюдение за поведением покупателей
- Шаг 3. Отмечаем «температуру» каждой витрины
- Шаг 4. Анализ планограммы
- Шаг 5. Планируем мероприятия по коррекции размещения товаров
- Мерчандайзинг в аптеке
- Выкладка товара в аптеке: принципы мерчандайзинга
- Цели и задачи мерчандайзинга
- Выкладка товара в аптеке
- Правила и принципы мерчандайзинга торгового зала аптеки
- Читайте также:
- Мерчандайзинг аптеки от аутсорсинговой компании Leader Team
- 🎦 Видео
—>Разделы сайта —>
—>
Мерчандайзинг в аптеке [26] |
Ценовая политика аптеки [14] |
Техника продаж в аптеке [25] |
Товар и товарная политика аптеки [7] |
Маркетинг — основы [61] |
Реклама в аптеке [17] |
—>
—>Мы Вконтакте! —>
О разделе
Задача мерчандайзинга состоит в том, чтобы найти способ и превратить «холодную» зону в «теплую» или «горячую», «ледяную» сделать максимально полезной, эффективно использовать каждый сантиметр торгового зала аптеки.
Как же это можно сделать?
Можно применить некоторые хитрости:
1. Изменить движение или направить покупательский поток путем создания барьера (декоративный элемент, стойка, гондола, дисплей) на его пути, который будет заставлять покупателя идти в нужном направлении.
2. Установить гондолы, витрины и товар таким образом, чтобы покупатели не только прошли по периметру, но и зашли вглубь торгового зала.
3. Дополнительно подсветить витрины в «холодной» зоне.
4. Установить кассы в «холодной» зоне, что автоматически привлечет в нее покупателей.
5. Разместить в витринах яркие, привлекающие внимание товары, например товары для детей, игрушки.
6. Заказать витрины закругленных форм и установить их в углах аптеки.
7. Предусмотреть, чтобы дверь открывалась наружу или установить автоматическую дверь, чтобы предупредить появление «холодной» или «ледяной» зоны в пространстве за дверью, открывающейся внутрь.
Правильно разместить в аптеке торговое оборудование и товар помогут определенные правила.
1. Правило «золотого треугольника».
Если соединить точки входа, кассы и места, где расположен самый ходовой и пользующийся устойчивым спросом товар или самый посещаемый отдел аптеки, то получиться зона этого треугольника.
Товар, приносящий наибольшую прибыль и интересующий большинство покупателей, должен находиться внутри «золотого треугольника».
2. Правило «платиновой петли»
Используется для аптек открытой формы. Платиновой петлей можно назвать траекторию движения покупателей. Для этого следует отметить точку входа и основную витрину или витрины и провести через эти две точки овал, который и будет этой петлей. Для того чтобы увеличить вероятность совершения покупок в аптеке «платиновая петля» должна проходит через все отделы аптеки.
Видео:APL GO Бинар! Что такое "Золотой треугольник?!"Скачать
«Горячо» — «холодно». Стратегически важные зоны в аптеке
Дорогие Аптекари, здравствуйте!
Помните, как в детстве мы играли в «горячо»-«холодно», пряча какую-нибудь безделушку?
Когда я задумала наш сегодняшний разговор, мне почему-то вспомнилась эта детская игра. На мой взгляд, очень похоже. Судите сами: попадая в торговый зал, покупатель, сканируя взглядом витрины, ищет товар, за которым пришел.
Только вот некому его направить: «Холодно, теплее, теплее, холодно, теплее, горячо!»
Значит, это должен делать мерчандайзинг, чтобы покупатель без особых усилий находил то, что ему нужно. И чтобы росли продажи и увеличивалась прибыль аптеки.
Как это возможно? Посредством стратегического зонирования торгового зала.
Как определить «температуру» каждой витрины? Как проанализировать размещение товарных групп в торговом зале? Какие могут быть ошибки? Как их исправить? Об этом наш сегодняшний разговор.
Сейчас я вам распишу пошаговый алгоритм зонирования аптеки, которому я следовала, когда работала консультантом по фармацевтическому мерчандайзингу.
И я обещаю вам, что уже через 10 минут вы сможете самостоятельно проанализировать свою аптеку, увидеть проблемы зонирования и наметить пути их решения.
Видео:Бабка выбирает лекарства в аптеке при помощи маятникаСкачать
Алгоритм зонирования аптеки
Шаг 1. Составление планограммы
Вы не знаете, что это такое? Это схематическое изображение торгового зала со всеми витринами, полками и находящимся на них товаром.
Ниже я приведу пример, все поймете.
Возможно, вы думаете, зачем рисовать планограмму, если настолько хорошо знаешь свои витрины, что с закрытыми глазами можешь найти товар?
Я тоже когда-то так думала. Тем более, что рисование планограммы занимает какое-то время, и оно тем больше, чем больше площадь торгового зала и чем причудливее его форма и планировка.
Но потом я поняла все прелести этого.
Преимущества составления планограммы:
- Как на ладони видны все «ляпы» размещения товарных групп.
- Намного легче анализировать размещение категорий товара и планировать мероприятия по его изменению.
- Легко и быстро можно посчитать количество полок, занимаемых каждой товарной категорией, и прикинуть, как лучше это все скорректировать.
Вот пример простенького зала, в котором когда-то пришлось мне наводить марафет.
Одно важное условие: БЫЛ МЕСЯЦ МАРТ.
Как видите, на каждой витрине обозначены товарные группы. Их пишем, начиная с верхней полки. Если одна группа занимает несколько полок, указываем, сколько.
В этой аптеке разные витрины имеют разное количество полок. Некоторые — пять, а некоторые – четыре.
После того, как нарисовали планограмму, нумеруем каждую витрину.
Шаг 2. Наблюдение за поведением покупателей
Встаем в торговом зале с листом бумаги и час-два наблюдаем:
- Направо или налево от входной двери направляется большинство посетителей?
- У каких витрин останавливается?
- Какие витрины «проскакивает», даже не взглянув?
Если с кадрами у вас в аптеке «напряженка», а посетителей не так много, эту процедуру можно делать со своего рабочего места, если оттуда хорошо просматривается весь зал и входная дверь.
О важности наблюдения за поведением покупателей я уже говорила в одной из наших прошлых бесед. Не пренебрегайте этим!
Да закройте вы умные книги по мерчендайзингу, которые всенепременно упоминают правило «золотого треугольника», и рассказывают, где находятся «горячие» и «холодные» зоны в аптеке!
У вас это может быть совсем по-другому. Лучше один раз понаблюдать лично, чем 10 раз прочитать советы маркетологов, которые конкретно в вашей аптеке могут и не работать.
Зачем нужен этот шаг?
Чтобы определить «температуру» каждой витрины. От этого будет зависеть расположение товарных групп.
Шаг 3. Отмечаем «температуру» каждой витрины
В зависимости от результатов наших наблюдений на планограмме против каждой витрины проставляем буквы:
«г» — горячая, «т» — теплая, «х» — холодная, «л»- ледяная.
Если у витрины останавливается 7-9 человек из каждых 10 посетителей, она с полным правом может называться «горячей».
«Теплые» витрины привлекают 5-7 человек из 10 вошедших.
«Холодные» витрины заметят лишь 2-4 человека из 10.
Совсем «ледяными» считаются витрины, которыми заинтересовался лишь 1 человек из 10. Как правило, это витрины у самого входа. Их посетитель не замечает. Поэтому неразумно располагать на них популярные товары.
На моей планограмме горячие и холодные зоны в аптеке выглядят вот так:
Для наглядности я обозначила «температуру» витрин, указав их номера разными цветами:
«Ледяные» витрины.
«Холодные» витрины.
«Теплые» витрины.
«Горячие» витрины.
Вы спросите, а что делать, если никто нигде не останавливается, а топает сразу к кассе? Неужели все витрины в этом случае считать «холодными»?
Нет, конечно. Но в таком случае уж точно ясно, что у касс находятся самые что ни на есть «горячие» витрины. Пока фармацевт ходит за нужными препаратами, покупатель волей-неволей рассматривает содержимое прикассовой зоны.
Если у вас наблюдается именно такая ситуация, нужно во-первых, работать над наружным оформлением, чтобы увеличить число посетителей, во-вторых, над рекламой, в-третьих, создавать так называемые зоны торможения, чтобы покупатель прошел бОльшую часть зала.
В качестве таких зон могут быть рекламные стойки, дополнительные витрины, декоративные цветы, промоутер, наконец!
Подробнее мы с вами как-нибудь об этом обязательно поговорим.
Шаг 4. Анализ планограммы
Теперь находим тихое укромное местечко, где никто не будет мешать, и анализируем, что получилось.
На что обращать внимание?
- Не оказались ли на «холодных» витринах популярные препараты?
- Не оказались ли на «горячих» витринах малопопулярные товары?
- Не «разбросаны» ли товары одной категории по нескольким витринам (за исключением тех случаев, когда это сделано было сознательно)?
- Не собраны ли все популярные препараты у одной кассы?
Посмотрим внимательно на нашу планограмму:
- По первому пункту все в порядке.
- По второму – проблемы.
Посмотрите, что находится на прикассовых витринах. Группы, которые можно убрать отсюда на другое место, я выделила зеленым цветом. Это не тот товар, который чаще всего ищут покупатели, и который приносит аптеке основную прибыль.
3. Препараты категории «простуда» разбросаны по трем витринам.
Но мы же знаем, что простуда редко бывает моносимптомная. Как правило, больному нужны и капли в нос, и противовирусное средство, и препарат от боли в горле.
Поэтому логичнее расположить всю эту группу единым блоком, то есть на одной витрине, чтобы в поле зрения покупателя попадало все, что ему нужно для скорейшего выздоровления. Если группа не умещается на одной витрине, захватываем несколько полок соседней витрины. Все равно все рядом, все перед глазами.
То же касается и БАДов.
По отношению к биологически активным добавкам все посетители аптек делятся на две категории:
Одни не признают БАДы как средство лечения. И правильно делают. 🙂
Вторые, напротив, питают к ним особенно нежные чувства. Они используют их и внутрь, и наружно. Поэтому, на мой взгляд, эта группа товаров тоже должна быть представлена единым блоком.
Не на одной полке, а на одной витрине. Это нисколько не нарушает требования отраслевого стандарта располагать отдельно наружные и внутренние средства.
Что там у нас осталось? Четвертый пункт.
С этим тоже мы видим проблемы. Все самые ходовые группы собраны преимущественно у кассы 1. Вы спросите, что это за группы? А вот они:
- Средства от простуды.
- Желудочно-кишечные препараты.
- Обезболивающие средства.
- Витамины.
- Мази.
- Биологически активные добавки.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что это самые популярные товары в каждой аптеке. И даже АВС – анализ не нужен, чтобы понять это.
Шаг 5. Планируем мероприятия по коррекции размещения товаров
Теперь учитывая все, что мы обнаружили, пишем список того, что нужно сделать, чтобы исправить обнаруженные ошибки.
К примеру, в нашем случае это может выглядеть так:
- Группу «простуда» объединить в один блок.
- Группу «Бады» объединить в один блок.
- Все популярные группы распределить равномерно у обеих касс.
- Сезонные товары оставить в прикассовой зоне, но выделить. Это может быть особая выкладка, фигурки по теме, «говорящие» ценники и т.д.
Шаг 6. Претворяем в жизнь запланированное
Если будете перемещать товарные группы на витринах, переместите для своего удобства их и в накопителях.
И еще очень важная рекомендация:
Если позволяет место, размещайте наиболее ходовые товары у нескольких касс. Например, в сезон простуды и гриппа хорошо разместить в одной из горячих зон всю группу противопростудных средств, а у других касс выделить хотя бы одну полку для выкладки самых топовых позиций из этой группы. Как показывает мой опыт, в этом случае продажи популярных препаратов увеличиваются еще на 30 %.
А вы когда-нибудь проводили такой анализ торгового зала?
Если нет, то что вам мешает его сделать? 🙂
О результатах своих исследований пишите. А также задавайте вопросы, комментируйте, что вы обо всем этом думаете, предлагайте новые темы.
До новой встречи на блоге «Аптека для человека»!
С любовью к вам, Марина Кузнецова
P.S. Полное руководство по мерчендайзингу в аптеке Вы можете приобрести здесь.
Эта статья была опубликована в журнале «Российские аптеки» №6 за 2015 год.
Дорогие мои читатели!
Если статья вам понравилась, если вы хотите что-то спросить, дополнить, поделиться опытом, вы можете это сделать в специальной форме ниже.
Только, пожалуйста, не молчите! Ваши комментарии — это моя самая главная мотивация на новые творения для ВАС.
Буду вам крайне признательна, если вы поделитесь ссылкой на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Просто нажмите на кнопки соц. сетей, в которых вы состоите.
Кликанье по кнопкам соц. сетей повышает средний чек, выручку, зарплату, снижает сахар, давление, холестерин, избавляет от остеохондроза, плоскостопия, геморроя!
Видео:Золотой треугольникСкачать
Мерчандайзинг в аптеке
Почему одни аптечные пункты приносят ощутимую прибыль, а другие еле держатся на плаву? Все зависит от организации работы. Да, обычно клиент аптеки не приходит сюда просто так, он ищет конкретное лекарственное средство. Но не надо забывать, что в аптеке есть простор для спонтанных покупок – и выкладка товара обязана подталкивать к их совершению. Это необходимо для увеличения среднего чека и повышения рентабельности аптечного пункта.
Видео:Вот на что способны копеечные средства из любой аптеки. Зачем переплачивать?!Скачать
Выкладка товара в аптеке: принципы мерчандайзинга
Мерчандайзинг аптеки – это необходимая услуга для успешного бизнеса. Но поручить это непрофессионалу означает зря потратить деньги. Здесь все иначе, чем в обычных магазинах. Например:
- Каждая группа препаратов должна иметь рубрикатор. Его должно быть хорошо видно, также лучше избежать использования специальных медицинских терминов – покупатель должен понимать, что за препараты перед ним.
- Мерчандайзинг аптеки позволяет стимулировать продажи наиболее «ходовых» средств. Выкладка на уровне глаз на витрине значительно повышает популярность препарата.
- Выставляя различные «тематические» подборки, можно подтолкнуть к покупке дополнительных препаратов. Необходимо тщательно продумывать тематики и планировать выкладку приоритетных товаров.
- Также в мерчандайзинге аптеки большую роль играет сезонность. Для каждого времени года актуальны определенные типы лекарственных средств – если потенциальный покупатель не увидит их на прилавке, то может уйти без покупки. Не каждый обращается за консультацией к первостольнику.
И это далеко не все нюансы, которые должен учитывать профессиональный мерчандайзер аптеки. Поэтому доверить эту задачу можно только специалистам. Причем не обязательно нанимать их в собственный штат и нести лишние расходы – достаточно правильного выбора аутсорсинговой компании мерчандайзинга.
Видео:Курс молодого медпреда - Урок 15. Мерчандайзинг в аптекеСкачать
Цели и задачи мерчандайзинга
Основной целью мерчандайзинга аптек является не просто стимулирование продаж, обеспечивающее условия для роста товарооборота и прибыли. Желание продать максимум товара, не обращая внимания на последующую реакцию потребителя (оценки его удовлетворенности), может привести к потере клиента. Так как количество покупателей не растет, а производителей – увеличивается, стремление стимулировать текущую прибыль без анализа последствий может привести к потере конкурентоспособности. Поэтому основной целью мерчандайзинга в аптеке является продвижение продукции и повышение лояльности клиентов.
Любая компания ставит и реализует несколько целей, важных для ее работы и развития. Среди них:
- продвижение продукции;
- обеспечение конкурентных преимуществ аптеки и отдельных товаров;
- увеличение количества постоянных клиентов и привлечение новых;
- совершенствование рекламной и коммуникационной политики;
- улучшение бизнес-процессов;
- влияние на поведение потребителей.
Постановка целей – отправная точка для определения объема и видов работ, обеспечивающих их достижение.
Видео:Что я поняла за 6 лет работы в аптеке?💊 #аптека #фармацевтСкачать
Выкладка товара в аптеке
Макет – расположение, оформление, а также отображение товара специальными методами. Он предназначен для показа, презентации товара, его простого поиска и выбора клиентами.
Существует несколько способов выкладки товара:
- Горизонтальный – однородный продукт занимает всю полки. Вкладка может осуществляться:
- по видам товаров;
- по марке.
С горизонтальным показом выигрышные места («золотые») находятся в центре полки и справа. Места слева и сбоку от «горячих зон» считаются слабыми.
Таким образом, в центре представлены товары, которые приносят наибольшую прибыль. Справа от них – те, что дороже, а в «слабых» зонах – более дешевые.
- Вертикальный – однородный продукт представлен вертикально сверху вниз. Обеспечивает оптимальную видимость товара, быструю ориентацию потребителя и ускорение реализации товара. «Горячие зоны» выкладки на уровне глаз и рук. Слабые – на нижних полках и в выше 1,7 метра.
- Блочная выкладка – торговые марки образуют блоки, расположенные или по горизонтали, или по вертикали. В аптеке это может быть место на витрине (часто согласованное с производителями) или целая витрина.
Видео:H@PKOTИKИ В ЛЮБОЙ АПТЕКЕ❓Скачать
Правила и принципы мерчандайзинга торгового зала аптеки
Основные принципы мерчандайзинга в аптеке следующие:
- соблюдение цветовой гаммы;
- расположение товара слева направо: от светлых до темных оттенков;
- все упаковки должны быть выставлены «лицевой» стороной;
- на упаковке должен присутствовать русскоязычный текст и крупное название;
- чередование дорогостоящих лекарственных препаратов с доступными;
- соблюдение чистоты и целостности упаковки;
- все выложенные позиции важно обеспечить запасом от трех дней;
- одна позиция должна быть представлена в нескольких единицах;
- указание цены на каждой упаковке с левой стороны (при традиционном движении посетителей слева направо);
- при выкладке группы товаров одной компании, самые продаваемые препараты выкладывают по краям в виде стен замка; за счет этого сильный бренд «поделиться» популярностью со слабым. Применять этот способ рационально в открытых аптеках с линейно-поперечным торговом залом (островные стойки – параллельно входящему потоку посетителей). Кроме того, сильные марки должны начинать и заканчивать серию, тогда менее продаваемые будут в пользу посетителей.
Отсутствие товара на полке – потеря прибыли. Поэтому следует придерживаться правил мерчандайзинга в аптеке.
Кроме того, расположение товаров на полке должно строго отражать общую ситуацию на рынке: доля товаров на рынке должна соответствовать доле товаров на полке.
Читайте также:
Видео:Правило Золотого треугольника (простые советы) Владимир МурановСкачать
Мерчандайзинг аптеки от аутсорсинговой компании Leader Team
Компания Leader Team предоставляет мерчандайзеров для работы в аптеке, тщательно подобранных с учетом профессиональных качеств и способностей. Наши специалисты обеспечивают:
- Контроль наличия лекарственных средств и оформление заказов.
- Гибкую систему работы с учетом пожеланий заказчика, активную коммуникацию с отделом продаж.
- Широкую географию работы – предоставляем мерчандайзеров даже в удаленные аптечные пункты.
В результате нашего сотрудничества Вы получите:
- грамотное размещение фармацевтических средств для эффективного воздействия на покупательскую активность;
- правильную атмосферу в торговом зале, которая поможет привести клиента к покупке;
- комплексное продвижение товара и увеличение объем продаж.
Актуальность мерчандайзинга в аптеке постоянно растет в связи с увеличением производителей, товаров и конкурентных аптечных учреждений.
🎦 Видео
⚠️ ЧЕРНЫЕ АПТЕКИ: КАК УСТРОЕН ПОДПОЛЬНЫЙ РЫНОК ПРЕПАРАТОВ?! | #МУЛЬТИЧЕЛСкачать
Как вас обманывают в аптеках. Все о работе в аптеке. Сговор врачей и фармацевтов.Скачать
Май на! 13 Аптека Уральские пельмениСкачать
НЕФЕРТИТИ. Проклятая богиня. Инцест и величие Древнего Египта [История с Artifex]Скачать
Без лица: работник аптеки о лекарствах и работеСкачать
Мощная Матрица Гаряева для Полного Исцеления ☀️ Программирование ДНК ☀️ Квантовое Исцеление ЗвукомСкачать
ВАЖНО! Вот ТРИ запаха рака, на которые люди не обращают внимание! Чем пахнет рак (онкология)?Скачать
ОНИ УЖЕ ЗДЕСЬ? В США видели 3 метровых существ! Падшие пришли из портала? Топ 20Скачать
Провизор аптеки рассказывает о своей работеСкачать
Вас обманывают насчет ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ!Скачать
Сперматозоид-чемпион | наглядно показано оплодотворениеСкачать
Теща и зять на отдыхе. Кто кого? Семейный отдых 2021, приколы 2021 и УГАР | Дизель ШоуСкачать