Фонтанный комплекс в Александровском саду — один из наиболее известных и посещаемых московских фонтанов, расположенный по краю сада вдоль Манежной площади.
Комплекс включает ряд крупных и меньшего масштаба фонтанов: «Гейзер», «Река Неглинная», «Завеса», «Улитка», «Водопад», «Грот», которые объединены общим замыслом и украшены скульптурами Зураба Церетели. Вокруг фонтанов благоустроена прогулочная зона с видовыми площадками.
Фонтаны появились в Александровском саду в 1996 году при реконструкции Манежной площади и строительстве подземного торгового центра «Охотный ряд». Став одним из символов «новорусской» капиталистической Москвы и «лужковского стиля», они не раз подвергались критике: многие горожане считают их безвкусным китчем, вульгарщиной и пошлой пародией на классику, но вместе с тем за годы своей работы фонтаны Александровского сада стали одной из популярнейших городских достопримечательностей.
Видео:В Александровском саду - Марина ЕсипенкоСкачать
«Река Неглинная» и скульптурная композиция «Герои сказок»
Наиболее крупным и значительным фонтаном комплекса стал фонтан «Река Неглиная» — по сути это настоящий искусственный водоём, имитирующий, согласно задумке авторов, русло реки Неглинной, которая в прошлом протекала по территории современного Александровского сада.
Неглубокий извилистый канал действительно напоминает русло небольшой реки: через него даже перекинуты мостики, а по «берегам» обустроены видовые площадки с торжественным мраморным парапетом. Дно чаши выложено цветной мозаикой, изображающей рыбок и течение воды. Главным украшением фонтана стала скульптурная композиция «Герои сказок»: посреди водной глади по всей длине чаши разместились фигуры сказочных персонажей и животных, среди которых легко узнаются старик и Золотая рыбка, Жар-Птица, сестрица Алёнушка, Иван-царевич и Царевна-лягушка, лиса и журавль, волк и медведь, русалка, Царевна-лебедь и утка с утятами.
Скульптуры выполнены Зурабом Церетели.
Любопытно, что после открытия «Реки Неглинной» в ряде путеводителей появилась информация, будто бы это настоящий участок реки, выведенный из подземного коллектора на поверхность. Разумеется, это полностью выдумка — по фонтану течёт самая обычная водопроводная вода (причём с двух концов к центру), которая не имеет никакого отношения к Неглинке.
В прошлом в жаркую погоду в фонтане всегда купалась куча людей, однако, с некоторых пор за этим стали следить, и в наше время такого обычно не бывает.
Видео:Марина Есипенко - В Александровском саду. Песни Олега Митяева (Full album) 2012Скачать
«Гейзер» и скульптура «Времена года»
Второй крупный фонтан в составе комплекса — «Гейзер», расположенный ближе к зданию Манежа. Его струи, как следует из названия, имитируют выброс воды гейзером и бьют строго вертикально.
Фонтан имеет собственную чашу, которая украшена скульптурой «Времена года», изображающей четырёх резвящихся коней, которые символизируют сезоны: зиму, весну, лето и осень. Скульптура выполнена Зурабом Церетели и, хотя и неоднократно подвергалась критике, сумела стать одним из локальных символов города.
В какой-то степени «Гейзер» можно считать главным городским фонтаном: каждый год именно с него начинается запуск московских фонтанов после зимней «спячки». Как правило, церемония проходит 30 апреля.
Видео:М. Есипенко - В Александровском саду (Митяевские песни)Скачать
«Завеса», «Водопад», «Улитка», «Грот»
Помимо крупных фонтанов — «Реки Неглинной» и «Гейзера» — комплекс включает ряд небольших фонтанов, которые обычно воспринимаются как часть крупных. По большому счёту, так и есть.
«Завеса» («Навес») — фонтан из двух десятков струй, бьющих позади чаши «Гейзера» и образующих водяной коридор вдоль неё со стороны Манежа. Приобретает особенную популярность в дни летней жары: ходить по коридору из водных струй нравится как взрослым, так и детям. По подпорной стенке, из которой бьют струи «Завеса», льётся вода — это фонтан «Водопад».
Фонтаны «Грот» и «Улитка» расположены в противоположных концах чаши «Реки Неглинной». «Грот» находится со стороны гостиницы «Москва» и украшен скульптурой русалки Зураба Церетели, его продолжает ступенчатый каскад, по которому вода попадает в «русло». «Улитка» расположилась со стороны «Гейзера» и здания Манежа и представляет собой декоративную имитацию водопада в виде небольшого, но лихо закрученного каскада — отсюда и название.
В целом, маленькие фонтаны дополняют более крупные и служат для разнообразия комплекса.
На сегодняшний день фонтанный комплекс в Александровском саду не пользуется особенной популярностью у горожан, однако, очень нравится туристам, которые посещают Кремль и Красную площадь и не отказывают себе в прогулке по саду. Так или иначе, он вполне заслуженно приобрёл славу одного из главных фонтанов Москвы.
Поглазеть на него любопытно не только днём, но и вечером: в тёмное время суток скульптуры подсвечиваются.
Фонтанный комплекс в Александровском саду расположен по краю сада и примыкает к подземному ТЦ «Охотный ряд». Добраться до него можно пешком от станций метро «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии, а также «Александровский Сад» Филёвской.
Видео:Опустел городской нашей юности сад- «Александровский сад»Скачать
16 исторических достопримечательностей Александровского сада
Одним из любимых мест для прогулок по Москве и туристы, и жители столицы считают Александровский сад. Но не смотря на то, что всё в нём кажется знакомым, далеко не каждый помнит историю его открытия. Журналист Александра Шапиро предлагает освежить знания и провести вместе с ребенком один из этих длинных выходных в этом удивительном парке.
Названный в честь императора Александра I, победителя Наполеона, Александровский сад открылся в 1821 году, прежде всего, как символ возрождения Москвы после пожара 1812 года и военного триумфа России. Его создатель — выдающийся архитектор Осип Бове — вернувшись из народного ополчения, начал восстанавливать разрушенную Москву. В XX веке здесь появился мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.
Однако достопримечательности Александровского сада связаны не только с военной историей — в нем и истории древней реки Неглинной, бастионов Петра I, героя 1612 года и дома Романовых. А в его архитектуре средневековые строения Кремля соседствуют с элементами садово-паркового искусства эпохи классицизма.
Как гулять и что смотреть
Строим маршрут прогулки согласно планировке сада XIX века. Дело в том, что тогда Александровский (первоначально Кремлевский) сад представлял собой каскад садов: Верхний, самый парадный, сосредоточивший основные достопримечательности (открыт в 1821 году), Средний (1822) и Нижний (1823). Итак, подходим к Верхнему со стороны Исторического музея и рассматриваем его первый исторический памятник — ворота.
1. Парадные ворота и ограда. По замыслу архитектора Паскаля, они должны были напоминать о великой победе в войне 1812 года. Для этого как нельзя лучше подошел популярный тогда стиль ампир (от слова «империя»), использовавший символику могущества государства и армии времен Древней Греции и Римской империи. Поэтому ищем в декоре ворот и ограды стилизованные фасции, или ликторские связки (пучки прутьев с секирой в середине, перевязанные ремнем, атрибут власти), в лапах двуглавых орлов — молнии (как у орла Зевса Громовержца), горгонейоны (карикатурно-уродливые изображения головы Медузы Горгоны, в античности служившие талисманом-оберегом), головы львов.
Заходим в сад и представляем, что в древности здесь текла длинная полноводная река Неглинная или Неглинка — левый приток Москвы реки, служивший и средством сообщения, и защищавший Кремль от нападений с запада и северо-запада. Здесь ловили рыбу, затем возводили плотины, ставили мельницы, кузницы, бани. В начале XVI века водами Неглинной заполнили ров вдоль Кремлёвской стены, а на реке соорудили шесть прудов, часть которых спустили в середине XVIII века. Постепенно вода загрязнилась настолько, что в 1817–1819 годах реку начали прятать в подземную трубу. Сейчас она практически на всем протяжении течет под землей.
2. Между Верхним садом и Манежной площадью создана Имитация участка реки Неглинной с фонтанами и скульптурами авторства Церетели.
3. Весьма увлекательный момент — найти в ходе прогулки каменное сооружение в виде античного жертвенника, оно же — Декоративное навершие вентиляционного колодца над упрятанной Неглинной. Было установлено в XIX веке по проекту Бове.
4. Угловая Арсенальная башня Кремля, возведенная в 1492 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари, — начало отсчета территории Верхнего сада. Она завершала оборонную линию со стороны Красной площади и контролировала переправу через Неглинную. Из нее к реке шел тайный ход. Сначала называлась Собакиной — по близлежащему двору бояр Собакиных, с XVIII века по построенному зданию Арсенала получила современное название.
5. Рядом с главным входом — мемориальный комплекс «Могила Неизвестного Солдата» с Вечным огнем. В декабре 1966 года, в 25-ю годовщину разгрома фашистских войск под Москвой, здесь были торжественно погребены останки неизвестного защитника столицы, доставленные из братской могилы на боевом рубеже Ленинградского шоссе. А 8 мая 1967 года тут зажгли Вечный огонь. Среди несших факел, зажжённый от Вечного огня на Марсовом поле в Санкт-Петербурге, был знаменитый герой-летчик Маресьев. Задержимся, чтобы посмотреть торжественную смену караула на Посту № 1, происходящую ежедневно, каждый час, с 8.00 до 20.00.
Продолжение мемориала — Гранитная аллея, где установлены 10 блоков с замурованной землей из городов-героев. Землю брали с рубежей обороны городов, с Пискарёвского кладбища, от подножия стен Брестской крепости, с Мамаева и Малахова курганов. За блоком «Смоленск» находится памятный знак «Города воинской славы», с высеченными на камне названиями 33 городов.
6. Держимся правой стороны и идем к Средней Арсенальной башне, возведенной в конце XV века на месте угловой башни времен Дмитрия Донского. В XV–XVI веках здесь была одна из плотин реки Неглинной, в XVII веке — один из бастионов, выстроенных по приказу Петра I, опасавшегося наступления шведской армии на Москву во время Северной войны. Кстати, сооружением бастионов руководил царевич Алексей Петрович, специально «откомандированный» Петром I в Москву. И справился с этим весьма успешно. В конце XVIII— начале XIX веков с земляных бастионов у Кремля зимой катались на санках. Тут же устраивались кулачные бои.
7. Ну а затем бастионы были срыты, и у подножия Средней Арсенальной башни по проекту Бове появился Грот «Руины». Искусственные развалины романтических «античных» гротов стали модным элементом садово-парковой архитектуры той эпохи. Однако грот Бове — это символ возрождения Москвы из пепла пожара 1812 года. В его кладку вкраплены обломки московских зданий, разрушенных в период наполеоновского нашествия. Поэтому ищем среди камней резные фрагменты фасадов, а также древнее белокаменное пушечное ядро. Рассматриваем украшающие колоннаду символы воинской славы и характерные для античного стиля фигурки гиппокампусов — мифологических лошадей с рыбьим хвостом. Вспоминаем, что когда-то у грота играл оркестр. Поднимаемся по лестнице на смотровую площадку со скульптурами львов, и любуемся открывающейся панорамой.
8. Рядом с Гротом установлен так называемый Романовский обелиск, воздвигнутый в честь 300-летия Дома Романовых. Правда, изначально его расположили у главного входа в Александровский сад, а здесь он оказался в 1966 году, в ходе реконструкции сада, связанной с устройством мемориального комплекса «Могила Неизвестного Солдата». После революции 1917 года с обелиска сбили «царские» надписи и символику, превратив в «Памятник-обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся» — первый монумент нового государства. В 2013 году, к 400-летию Дома Романовых, обелиск был реконструирован в первоначальном виде. Читаем выбитые на обелиске имена царей и императоров — от Михаила Фёдоровича до Николая II — и, вспоминая школьный курс истории, понимаем, почему среди них нет имени Ивана VI Антоновича.
9. Памятник патриарху Гермогену появился напротив Грота в 2013 году. Идея монумента патриарху, такому же герою борьбы с польскими интервентами, как и Минин с Пожарским, обсуждалась и в XIX веке, и в начале XX. А установить его планировали на том месте, где сейчас Мавзолей Ленина. Близость памятника к Кремлю казалась логичной — за его стенами находился Чудов монастырь (ныне не существует), где Гермоген, взятый в заложники осаждаемыми русским ополчением поляками, умер от голода.
10. Доходим до невысокой, но массивной Кутафьей башни — единственной сохранившейся отводной башни-стрельницы (или барбакана) Кремля. Выстроенная в 1516 году под руководством знаменитого Алевиза Фрязина, окруженная рвом и Неглинной, башня была неприступной. Выбираем одну из двух версий происхождения названия башни: от «кут» — «укрытие, угол» или же от «кутафья» — «полная, неповоротливая женщина».
11. Троицкий мост, идущий от защищавшей его Кутафьей башни, сооружен в том же году и тем же архитектором. Этот один из старейших мостов через реку Неглинную, и единственный, сохранившийся до наших дней, соединял Кремль с торгово-ремесленным посадом Занеглименьем, а его парадный путь по территории Кремля, вел к Патриаршим палатам и покоям царицы и царевен. У моста была одна из каменных плотин на Неглинной.
12. Троицкий мост подводит к еще одной алевизовской башне Кремля, самой его высокой —Троицкой, получившей название указом царя Алексея Михайловича по находившемуся рядом подворью Троицкого монастыря.
Отмечаем на маршруте, что комплекс Кутафьей башни, Троицкого моста и Троицкой башни — это граница между Верхним и Средним садом. Представляем, что когда-то здесь была часть Аптекарского сада с лекарственными травами, разбитого по велению Ивана Грозного. Сад просуществовал до 1706 года, и был переведен в другое место Петром I из-за строительства здесь бастионы.
13. Первая из трех башен Среднего сада по линии Кремлёвской стены —Комендантская башня. Постройка Алевиза Фрязина называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору Кремля. Современное название получила в XIX веке, когда в Кремле поселился комендант Москвы.
14. Доходим до Оружейной башни конца XV века, названной так в XIX веке по построенному на территории Кремля зданию Оружейной палаты. В начале XVII столетия она имела проездные ворота к Конюшенному двору Кремля, и называлась соответственно, Конюшенной.
15. Прогулка по Среднему саду заканчивается у Боровицкой башни, расположенной на юго-западном склоне Боровицкого холма, одного из семи знаменитых московских холмов. Здесь сливались реки Москва и Неглинная. И именно на этом холме в 1156 году появился первый Московский Кремль. А существующая ныне башня была возведена в 1490 году итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари. Внимательно ищем в окрестностях башни, ближе к Боровицким воротам, земляную насыпь — остатки одного из бастионов Петра I.
16. Недалеко от Боровицкой башни в 2014 году был установлен памятник императору Александру I. Интересно, что он — первый памятник этому императору в истории Москвы. Вспоминаем, в чье правление появился и в честь кого был назван Александровский сад. Рассматриваем бронзовые барельефы с изображениями главных битв войны 1812 года, известных полководцев, храма Христа Спасителя и Казанского собора.
Боровицкие ворота — граница Среднего сада. Они них до Кремлёвской набережной простирается небольшой участок Нижнего сада, отделенный от остальной территории проезжей частью. До 1707 года здесь был Лебяжий пруд, на котором выращивали лебедей к царскому столу. Пруд спустили при строительстве петровских бастионов, а память о нем осталась в названии Лебяжьего переулка. Сейчас Нижний сад закрыт для посетителей.
Видео:Романс из сериала "Александровский сад"Скачать
Памятник императору Александру I и величию русского оружия
Памятник императору Александру Первому был четвёртым из увиденных мною памятников российским императорам в Москве. Произошло это в декабре 2017 года.
Получается, что в современной Москве памятников российским императорам больше, чем в дореволюционной Москве. Там были памятник Александру Второму, снесенный в годы советской власти, а затем сооруженный на новом месте Памятник российскому императору-освободителю, а также Александру Третьему, просто разрушенный без восстановления.
Появился памятник императору Александру Первому в Александровском саду 20 ноября 2014 года.
Странно даже, сад назван был в честь императора, а вот памятника император не удостоился дореволюционное время.
На постаменте с двух сторон барельефы.
На одном изображен въезд императора Александра Первого в Париж, который состоялся в полдень 31 марта 1814 года.
💥 Видео
ПоручикСкачать
Олег Митяев - В Александровском садуСкачать
Олег Митяев - Неразделённая любовьСкачать
Олег Митяев - В Александровском садуСкачать
Марина Есипенко и Евгений Меньшов - "Неразделённая любовь" (по мотивам фильма "Александровский сад")Скачать
ПоручикСкачать
Лесбиянки и геи СССР, на которых вы бы не подумалиСкачать
ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ТОЖЕ НЕТ В ЖИВЫХ!/ 17 УМЕРШИХ АКТЕРОВ СЕРИАЛА "Александровский сад"Скачать
Марина Есипенко - В Александровском Саду (LIVE@ Авторадио)Скачать
Песня из кинофильма "Мусорщик" - Молитва.Скачать
Олег Митяев - "Поручик". Юбилейный концерт в ГКД 19.02.2006 г.Скачать
В Александровском садуСкачать
СЛИШКОМ ПОЗДНЯЯ ЛЮБОВЬ...Песня берет за душу.Скачать
ВАЛЕРИЯ - Оправдаешь ли ты...Скачать
Санкт-Петербург / Экскурсия по Александровскому парку в Царском СелеСкачать