Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Краткое описание документа:
- Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
- Приём «Урок без темы»
- Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
- Приём «Шаг за шагом»
- Приём «Я возьму тебя с собой»
- Приём «Хорошо — плохо»
- Приём «Займись синтезом»
- Заключение
- Задания по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики, русского языка, познания мира и литературного чтения.
- Просмотр содержимого документа «Задания по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики, русского языка, познания мира и литературного чтения.»
- 📹 Видео
Описание презентации по отдельным слайдам:
Формирование функциональной грамотности на уроках геометрии Учитель математики ГБОУ СОШ № 1 п. г. т. Безенчук Шевырялкина Е. В. 2019 г.
Задания со спичками
Задания на развитие геометрической зоркости
Чему равен угол между часовой и минутной стрелками?
Чему равен угол между двумя соседними спицами колеса?
Оказывается, угол, который образует ветвь со стволом плодоносящего дерева (он называется углом отхождения), влияет на плодоношение. Оптимальным углом отхождения скелетных ветвей считается угол 50-60°. Ветви с углом отхождения менее 45° и более 80° рекомендуется удалять.
Смежные и вертикальные углы
С соседом по парте рассмотрите карту вашего города или Москвы – столицы нашей великой Родины (можно воспользоваться яндекс-картами: https://yandex.ru/maps/) и найдите улицы, образующие: а) вертикальные углы; б) смежные углы.
Для измерения высоты дерева используют способ, основанный на равенстве угла падения и угла отражения света. Определите высоту дерева, изображенного на рисунке, если рост человека составляет 1,8 м, а в результате измерений получено: АD = 1,5 м, DЕ = 6 м.
Площади подобных фигур
У одуванчика, выросшего в тени, лист имеет в длину 31 см. У другого экземпляра, выросшего на солнцепеке, длина листовой пластинки всего 3,3 см. Во сколько примерно раз площадь первого листа больше площади второго?
Площадь круга и длина окружности
Планируется на круглую клумбу в парке высадить ирисы и лилии. Вид клумбы показан на рисунке, где большая и малая окружности имеют общий центр, а все части клумбы вне малого круга равны между собой. Диаметры кругов 4 м и 12 м. Сколько ирисов будет посажено на такой клумбе, если на каждый квадратный метр высаживать по 25 ирисов? (Число π взять равным 3,1.)
Колодец цилиндрической формы, имеющий в диаметре 135 см, а глубину 380 м, надо выложить кирпичом. Сколько штук кирпича для этого потребуется, если размер кирпича 25 х 12 х 6,5 см.
Объёмы тел и площади поверхностей
Роман укладывает книги в прямоугольную коробку. Все книги одинакового размера. Какое максимальное количество книг, которое полностью заполнит коробку?
Найдите площадь поверхности шляпы, размеры которой (в см) указаны на рисунке.
Стог сена имеет форму цилиндра с коническим верхом. Радиус его основания 2,5 м, высота 4 м, причем цилиндрическая часть стога имеет высоту 2,2 м. Плотность сена 0,03г/см³. Определите массу стога сена.
Сколько квадратных метров ткани потребуется для пошива шатра цирка «Шапито», если диаметр шатра составляет 32 м, а высота 22 м, причём высота крыши равна 12 м. (Необходимо добавить 5 % на швы и отходы.)
Геометрия полна приключений, потому что за каждой задачей скрывается приключение мысли. Решить задачу – это значит пережить приключение. (В. Произволов)
Краткое описание документа:
Для формирования коммуникативной компетентности можно использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Например: Каждой группе предлагается решить задачу предложенным способом и доказать правильность своего решения оставшимся группам.При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание должно уделяться формированию способностей учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Содержание заданий желательно связывать с традиционными разделами или темами, составляющими основу программ обучения;Для применения на уроке компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы следующие дополнительные возможности изучаемого материала: прикладной характер содержания темы; содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; местный материал; содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков; содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) деятельности.Компетентностно-ориентированные задания могут использоваться на уроках различных типов: изучения нового материала, закрепления знаний, комплексного применения знаний, обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции.На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул.
Видео:Окружность. 7 класс.Скачать
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Классы: 1 , 2 , 3 , 4
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%
Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Приём «Урок без темы»
Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.
Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
- Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
- Что растет не березе — яблоки или груши?
- Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»?
- Кто быстрее плавает — котенок или цыпленок?
- Столица России — Париж или Минск?
- Какие звери живут в африке — мамонты или динозавры?
Приём «Шаг за шагом»
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор — Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Давайте попоробуем по теме Существительное.
Приём «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
«Я беру тебя с собой» — гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
Естественно-научная грамотность — способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя — помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Приём «Хорошо — плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
— Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
— Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление — снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
— Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
— Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) — универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. — Какие бывают растения?
- 1 причина — деревья, факты — имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
- 2 причина — кустарники, факты — имеют много стволов- стволики
- 3 причина — травы, факты — имеют мягкий зелёный стебель
Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак — вид ствола.
Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.
Приём «Займись синтезом»
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
- Чем пахнет слово «учитель»?
- Каково на ощупь число 7?
- Какой вкус у сиреневого цвета?
- Какая форма у среды (как она выглядит)?
- Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Заключение
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Видео:Геометрия 7 класс (Урок№16 - Окружность. Задачи на построение.)Скачать
Задания по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики, русского языка, познания мира и литературного чтения.
Интересные задания для уроков в начальных классах
Просмотр содержимого документа
«Задания по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики, русского языка, познания мира и литературного чтения.»
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Установлено, что предпосылкой развития ключевых компетентностей
является наличие определённого уровня функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Формы функциональной грамотности
В магазине Совунья купила кашу.
Каша изображена на рисунке.
по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики, русского языка, познания мира и литературного чтения.
Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша?
Подчеркни номер верного ответа.
А. из овсяных хлопьев
Б. из овсяных хлопьев с клюквой
В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками
Вопрос В: Как правильно сказать?
А. эта каша из фруктов
Б. эта каша из злаков и фруктов
Грамотность при решении бытовых проблем
Выбирать продукты, товары и услуги
Друзья помогли Кар-Карычу расставить цветы под систему освещения. Чтобы специальные лампы стали освещать цветы, нужно чтобы нагрелась обычная лампа. Кар-Карыч заметил, что специальная лампа не освещает цветы. Помоги ему понять, в чём проблема.
Обведи букву выбранного ответа.
А. Кар-Карыч не ввернул обычную лампу
Б. Шнур к лампе порвался
В. Кар-Карыч забыл включить вилку в розетку
Г. Кар-Карыч отсоединил специальную лампу
Д. Шнур от розетки порван
Грамотность при решении бытовых проблем
Копатыч хочет навестить своего приятеля. Он проплывёт мимо нескольких островов. Копатыч решил посмотреть данные о погоде на островах на предстоящую неделю. Помоги ему определить остров, на котором жители будут носить меньше всего одежды.
Обведи букву выбранного ответа.
А. 1-й остров Б. 2-й остров В. 3-й остров Г. 4-й остров
читать чертежи, схемы, графики, диаграммы
Диагностика формирования функциональной грамотности по математике
1 полугодие 2 класс
1.Пин нанимает повара по имени Кок на свой корабль. Он решил составить для Кока памятку на карточках. В первой памятке Пин написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник Пина решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2).
Памятка 1 Памятка 2
Помоги повару Коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа.
2. Пин поручил повару Коку сходить в магазин за продуктами. Пин попросил купить колбасы. Какие единицы измерения понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов.
А. килограмм Б. дециметр В. Сантиметр Г. грамм
Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать , а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности. .
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ГРАМОТНОСТЬ ЧТЕНИЯ)
Грамотность чтения — способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Общая грамотность: работа с текстами
Копатыч попросил тебя разобрать деловые бумаги на его столе и разложить их по папкам. В первом столбце приведены типы текстов (названия папок). Во втором столбце – отрывки из деловых бумаг. Переставьте местами строки второго столбца, чтобы типы текстов соответствовали приведённым отрывкам.
А) «Новый тариф для тех, кто не любит тратить деньги попусту…»
Б) «Сегодня, в 14-00 состоится спектакль школьного театра. Спешите!»
В) «Принимать по одной таблетке два раза в день…»
Г) «Прошу отпустить моего сына с уроков, так как у него сегодня турнир».
Д) «Дорогой друг! Хочу тебе сообщить интересную новость…»
Заполните вторую строку таблицы соответствующими буквами и приведите в ответе последовательность букв второй строки.
Твой младший брат написал сочинение « Как я провёл зимние каникулы » . Когда ты прочитал его, то обнаружил, что брат не знает, как обозначаются « комнаты » в разных учреждениях.
В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (1) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату (2) 45. Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (3) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (4) н а верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (5) в школе.
Вопрос А: Помоги брату заменить выделенные слова на предложенные.
А. кабинет Б. купе В. каюта Г. зал Д. номер
Запиши во вторую строку таблицы буквы подходящих слов-синонимов.
Вопрос Б: Какое слово будет находиться в орфографическом словаре последним из предложенных слов? Обведи букву правильного ответа .
А. кабинет Б. купе В. каюта Г. зал Д. номер
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности.
Одним из средств достижения этой цели является использование в работе метода проектов.
Метод проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, в основе, которой лежит
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Метод проекта является одним из наиболее эффективных на данный момент средств формирования и одновременно проверки степени сформированности ключевых компетенций ребенка.
(Определение ключевых компетенций вытекает из представлений о функционально грамотном человеке)
Учебный проект совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта
азнообразные способы её решения
динство целей и задач
онкретные результаты исследования
- по доминирующей деятельности учащихся — практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые;
- по продолжительности — краткосрочные,среднесрочные,долгсрочные ;
- по количеству участников – индивидуальные,парные и групповые;
- по форме продукта — газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.
Какова роль учителя в проектной деятельности?
Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний . Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта:
- коммуникативные,
- образовательные,
- воспитательные,
- развивающие.
- Информационные
- Исследовательские
- Творческие
- Практико-ориентированные
- Игровые
Уже с первых дней пребывания детей в школе необходимо готовить их к проектной деятельности, развивая мышление, учить оценивать свою деятельность и деятельность других, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. (“Как ты думаешь?”, “Выскажи свое предположение, мнение”, “Докажи, что я не права”, “Задай вопрос товарищу”, “Обсуди в паре, группе”, “Найди ответ на вопрос” и т.д.)
Как же ввести учащихся в проблемную ситуацию, которая была бы им понятна, как заинтересовать тематикой проекта, поддержать любознательность, устойчивый интерес к проекту?
Тема может быть:
-фантастической (ребенок выдвигает
какую-то фантастическую гипотезу);
Темы школьных проектов могут касаться любых областей знаний, могут быть обширными, главное — конкретизировать их.
📹 Видео
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
Урок 7. Окружность, круг и их элементы. ОГЭ. Вебинар |МатематикаСкачать
7 класс, 23 урок, Примеры задач на построениеСкачать
Задания и упражнения для формирования функциональной грамотностиСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Математика | 5 ЗАДАЧ НА ТЕМУ ОКРУЖНОСТИ. Касательная к окружности задачиСкачать
Как проверяют учеников перед ЕНТСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Особенности и примеры заданий для формирования и оценки функциональной грамотностиСкачать
«Математическая грамотность как основа формирования функциональной грамотности учащихся»Скачать
СЕРЬЁЗНО готовимся к ОГЭ 2024! / Полный прогон задания 17 на ОГЭ по математикеСкачать
Мастер-класс «Не совсем обычные уроки». Буханистов Александр АлександровичСкачать
Разбор заданий по функциональной грамотностиСкачать
Формирование функциональной математической грамотности при решении практических задачСкачать
Удалили с экзамена ОГЭ Устное Собеседование shorts #shortsСкачать
«Приемы формирования функциональной грамотности младшего школьника». Мякишева Елена ЮрьевнаСкачать
Д-13. Формирование функциональной грамотности обучающихсяСкачать