Сегодня рассмотрим задачи B8 c тригонометрией в ее классическом понимании, где изучаются обычные прямоугольные треугольники. Поэтому никаких тригонометрических окружностей и отрицательных углов сегодня не будет — только обычные синусы и косинусы.
Такие задачи составляют примерно 30% от общего числа. Помните: если в задаче B8 хоть раз упоминается угол π , она решается совсем другими способами. Мы обязательно рассмотрим их в ближайшее время. А сейчас — главное определение урока:
— фигура на плоскости, состоящая из трех точек и отрезков, которые их соединяют. Фактически, это замкнутая ломаная из трех звеньев. Точки называются , а отрезки — сторонами. Важно заметить, что вершины не должны лежать на одной прямой, иначе треугольник вырождается в отрезок.
Довольно часто треугольником называют не только саму ломаную, но и часть плоскости, которая этой ломаной ограничена. Таким образом, можно определить площадь треугольника.
Два треугольника называются равными, если один можно получить из другого путем одного или нескольких движений плоскости: сдвига, поворота или симметрии. Кроме того, существует понятие подобных треугольников: их углы равны, а соответствующие стороны пропорциональны.
Все, что написано выше, можно было не читать. Потому что это не нужно. Вы что, не знаете, что такое треугольник? Вы действительно не знаете, как он выглядит? Хорошо, я сейчас покажу.
Это треугольник ABC . Более того, это прямоугольный треугольник: в нем ∠ C = 90°. Именно такие чаще всего и встречаются в задаче B8.
Все, что надо знать для решения задачи B8 — это несколько простых фактов из геометрии и тригонометрии, а также общая схема решения, в которой эти факты используются. Затем останется просто «набить руку».
Начнем с фактов. Они разбиты на три группы:
- Определения и следствия из них;
- Основные тождества;
- Симметрии в треугольнике.
Нельзя сказать, что какая-то из этих групп важнее, сложнее или проще. Но информация, которая в них содержится, позволяет решить любую задачу B8. Поэтому знать надо все. Итак, поехали!
- Группа 1: определения и следствия из них
- Группа 2: основные тождества
- Группа 3: Симметрии в треугольнике
- Общая схема решения задачи B8
- Примеры решения задач
- Дополнительные соображения
- Геометрия
- Основные тригонометрические функции
- Взаимосвязь между тригонометрическими функциями
- Тригонометрические функции стандартных углов
- Поиск тангенса на квадратной решетке
- Синус, косинус, тангенс в прямоугольном треугольнике
- 📽️ Видео
Видео:ТРИГОНОМЕТРИЯ | Синус, Косинус, Тангенс, КотангенсСкачать
Группа 1: определения и следствия из них
Рассмотрим треугольник ABC , где ∠ C — прямой. Для начала — определения:
угла — это отношение противолежащего катета к гипотенузе.
угла — это отношение прилежащего катета к гипотенузе.
угла — это отношение противолежащего катета к прилежащему.
Один угол или отрезок может входить в разные прямоугольные треугольники. Более того, очень часто один и тот же отрезок является катетом в одном треугольнике и гипотенузой — в другом. Но об этом — дальше, а пока будем работать с обычным углом А . Тогда:
Основные следствия из определения:
- sin A = cos B ; cos A = sin B — самые часто используемые следствия
- tg A = sin A : cos A — связывает тангенс, синус и косинус одного угла
- Если ∠ A + ∠ B = 180°, т.е. углы смежные, то: sin A = sin B ; cos A = −cos B .
Хотите — верьте, хотите — нет, но этих фактов достаточно, чтобы решить примерно треть всех тригонометрических задач B8.
Видео:Синус, косинус, тангенс, котангенс за 5 МИНУТСкачать
Группа 2: основные тождества
Первое и самое главное тождество — : квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Применительно к треугольнику ABC , рассмотренному выше, эту теорему можно записать так:
AC 2 + BC 2 = AB 2
И сразу — небольшое замечание, которое убережет читателя от множества ошибок. Когда решаете задачу, всегда (слышите, всегда!) записывайте теорему Пифагора именно в таком виде. Не пытайтесь сразу выражать катет, как это обычно требуется. Возможно, вы сэкономите пару строчек вычислений, но именно на этой «экономии» было потеряно больше баллов, чем где-либо еще в геометрии.
Второе тождество — из тригонометрии. Выглядит следующим образом:
sin 2 A + cos 2 A = 1
Оно так и называется: . С его помощью можно через синус выразить косинус и наоборот.
Видео:ТЕОРЕМА СИНУСОВ И ТЕОРЕМА КОСИНУСОВ. Тригонометрия | МатематикаСкачать
Группа 3: Симметрии в треугольнике
То, что написано ниже, относится только к равнобедренным треугольникам. Если в задаче таковой не фигурирует, то для решения достаточно фактов из первых двух групп.
Итак, рассмотрим равнобедренный треугольник ABC , где AC = BC . Проведем к основанию высоту CH . Получим следующие факты:
- ∠ A = ∠ B . Как следствие, sin A = sin B ; cos A = cos B ; tg A = tg B .
- CH — не только высота, но и биссектриса, т.е. ∠ ACH = ∠ BCH . Аналогично, равны и тригонометрические функции этих углов.
- Также CH — это медиана, поэтому AH = BH = 0,5 · AB .
Теперь, когда все факты рассмотрены, перейдем непосредственно к методам решения.
Видео:Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | МатематикаСкачать
Общая схема решения задачи B8
Геометрия отличается от алгебры тем, что в ней нет простых и универсальных алгоритмов. Каждую задачу приходится решать с нуля — и в этом ее сложность. Тем не менее, общие рекомендации дать все-таки можно.
Для начала, следует обозначить неизвестную сторону (если таковая имеется) за X . Затем применяем схему решения, которая состоит из трех пунктов:
- Если в задаче есть равнобедренный треугольник, применить к нему все возможные факты из третьей группы. Найдите равные углы и выразите их тригонометрические функции. Кроме того, равнобедренный треугольник редко бывает прямоугольным. Поэтому ищите в задаче прямоугольные треугольники — они там обязательно есть.
- Применить к прямоугольному треугольнику факты из первой группы. Конечная цель — получить уравнение относительно переменной X . Найдем X — решим задачу.
- Если фактов из первой группы оказалось недостаточно, применяем факты из второй группы. И снова ищем X .
Видео:Треугольники. Практическая часть - решение задачи. 7 класс.Скачать
Примеры решения задач
А теперь попробуем с помощью полученных знаний решить наиболее распространенные задачи B8. Не удивляйтесь, что с таким арсеналом текст решения окажется не намного длиннее, чем исходное условие. И это радует 🙂
Задача. В треугольнике ABC угол C равен 90°, AB = 5, BC = 3. Найдите cos A .
По определению (группа 1), cos A = AC : AB . Гипотенуза AB нам известна, а вот катет AC придется искать. Обозначим его AC = x .
Переходим к группе 2. Треугольник ABC — прямоугольный. По теореме Пифагора:
AC 2 + BC 2 = AB 2 ;
x 2 + 3 2 = 5 2 ;
x 2 = 25 − 9 = 16;
x = 4.
Теперь можно найти косинус:
cos A = AC : AB = 4 : 5 = 0,8.
Задача. В треугольнике ABC угол B равен 90°, cos A = 4/5, BC = 3. BH — высота. Найдите AH .
Обозначим искомую сторону AH = x и рассмотрим треугольник ABH . Он прямоугольный, причем ∠ AHB = 90° по условию. Поэтому cos A = AH : AB = x : AB = 4/5. Это пропорция, ее можно переписать так: 5 · x = 4 · AB . Очевидно, мы найдем x , если будем знать AB .
Рассмотрим треугольник ABC . Он также прямоугольный, причем cos A = AB : AC . Ни AB , ни AC нам не известны, поэтому переходим ко второй группе фактов. Запишем основное тригонометрическое тождество:
sin 2 A + cos 2 A = 1;
sin 2 A = 1 − cos 2 A = 1 − (4/5) 2 = 1 − 16/25 = 9/25.
Поскольку тригонометрические функции острого угла положительны, получаем sin A = 3/5. С другой стороны, sin A = BC : AC = 3 : AC . Получаем пропорцию:
3 : AC = 3 : 5;
3 · AC = 3 · 5;
AC = 5.
Итак, AC = 5. Тогда AB = AC · cos A = 5 · 4/5 = 4. Наконец, находим AH = x :
5 · x = 4 · 4;
x = 16/5 = 3,2.
Задача. В треугольнике ABC AB = BC , AC = 5, cos C = 0,8. Найдите высоту CH .
Обозначим искомую высоту CH = x . Перед нами равнобедренный треугольник ABC , в котором AB = BC . Следовательно, из третьей группы фактов имеем:
∠ A = ∠ C ⇒ cos A = cos C = 0,8
Рассмотрим треугольник ACH . Он прямоугольный (∠ H = 90°), причем AC = 5 и cos A = 0,8. По определению, cos A = AH : AC = AH : 5. Получаем пропорцию:
AH : 5 = 8 : 10;
10 · AH = 5 · 8;
AH = 40 : 10 = 4.
Осталось воспользоваться второй группой фактов, а именно теоремой Пифагора для треугольника ACH :
AH 2 + CH 2 = AC 2 ;
4 2 + x 2 = 5 2 ;
x 2 = 25 − 16 = 9;
x = 3.
Задача. В прямоугольном треугольнике ABC ∠ B = 90°, AB = 32, AC = 40. Найдите синус угла CAD .
Поскольку нам известна гипотенуза AC = 40 и катет AB = 32, можно найти косинус угла A : cos A = AB : AC = 32 : 40 = 0,8. Это был факт из первой группы.
Зная косинус, можно найти синус через основное тригонометрическое тождество (факт из второй группы):
sin 2 A + cos 2 A = 1;
sin 2 A = 1 − cos 2 A = 1 − 0,8 2 = 0,36;
sin A = 0,6.
При нахождении синуса вновь был использован тот факт, что тригонометрические функции острого угла положительны. Осталось заметить, что углы BAC и CAD смежные. Из первой группы фактов имеем:
∠ BAC + ∠ CAD = 180°;
sin CAD = sin BAC = sin A = 0,6.
Задача. В треугольнике ABC AC = BC = 5, AB = 8, CH — высота. Найдите tg A .
Треугольник ABC — равнобедренный, CH — высота, поэтому заметим, что AH = BH = 0,5 · AB = 0,5 · 8 = 4. Это факт из третьей группы.
Теперь рассмотрим треугольник ACH : в нем ∠ AHC = 90°. Можно выразить тангенс: tg A = CH : AH . Но AH = 4, поэтому остается найти сторону CH , которую обозначим CH = x . По теореме Пифагора (факт из группы 2) имеем:
AH 2 + CH 2 = AC 2 ;
4 2 + x 2 = 5 2 ;
x 2 = 25 − 16 = 9;
x = 3.
Теперь все готово, чтобы найти тангенс: tg A = CH : AH = 3 : 4 = 0,75.
Задача. В треугольнике ABC AC = BC , AB = 6, cos A = 3/5. Найдите высоту AH .
Обозначим искомую высоту AH = x . Снова треугольник ABC — равнобедренный, поэтому заметим, что ∠ A = ∠ B , следовательно, cos B = cos A = 3/5. Это факт из третьей группы.
Рассмотрим треугольник ABH . По условию, он прямоугольный (∠ AHB = 90°), причем известна гипотенуза AB = 6 и cos B = 3/5. Но cos B = BH : AB = BH : 6 = 3/5. Получили пропорцию:
BH : 6 = 3 : 5;
5 · BH = 6 · 3;
BH = 18/5 = 3,6.
Теперь найдем AH = x по теореме Пифагора для треугольника ABH :
AH 2 + BH 2 = AB 2 ;
x 2 + 3,6 2 = 6 2 ;
x 2 = 36 − 12,96 = 23,04;
x = 4,8.
Видео:Геометрия 8 класс : Решение задач на sin, cos и tg острого угла прямоугольного треугольникаСкачать
Дополнительные соображения
Бывают нестандартные задачи, где рассмотренные выше факты и схемы бесполезны. Увы, в таком случае нужен действительно индивидуальный подход. Подобные задачи любят давать на всевозможных «пробных» и «демонстрационных» экзаменах.
Ниже приведены две реальные задачи, которые предлагались на пробном ЕГЭ в Москве. Справились с ними единицы, что свидетельствует о высокой сложности этих задач.
Задача. В прямоугольном треугольнике ABC из угла C = 90° провели медиану и высоту. Известно, что ∠ A = 23°. Найдите ∠ MCH .
Заметим, что медиана CM проведена к гипотенузе AB , поэтому M — центр описанной окружности, т.е. AM = BM = CM = R , где R — радиус описанной окружности. Следовательно, треугольник ACM — равнобедренный, и ∠ ACM = ∠ CAM = 23°.
Теперь рассмотрим треугольники ABC и CBH . По условию, оба треугольника прямоугольные. Кроме того, ∠ B — общий. Следовательно, треугольники ABC и CBH подобны по двум углам.
В подобных треугольника соответствующие элементы пропорциональны. В частности:
Наконец, рассмотрим ∠ C . Он прямой, и, кроме того, ∠ C = ∠ ACM + ∠ MCH + ∠ BCH . В этом равенстве ∠ MCH — искомый, а ∠ ACM и ∠ BCH известны и равны 23°. Имеем:
90° = 23° + MCH + 23°;
MCH = 90° − 23° − 23° = 44°.
Задача. Периметр прямоугольника равен 34, а площадь равна 60. Найдите диагональ этого прямоугольника.
Обозначим стороны прямоугольника: AB = x , BC = y . Выразим периметр:
PABCD = 2 · ( AB + BC ) = 2 · ( x + y ) = 34;
x + y = 17.
Аналогично выразим площадь: SABCD = AB · BC = x · y = 60.
Теперь рассмотрим треугольник ABC . Он прямоугольный, поэтому запишем теорему Пифагора:
AB 2 + BC 2 = AC 2 ;
AC 2 = x 2 + y 2 .
Заметим, что из формулы квадрата разности следует равенство:
x 2 + y 2 = ( x + y ) 2 − 2 · x · y = 17 2 − 2 · 60 = 289 − 120 = 169
Видео:Все про прямоугольный треугольник. Решаем задачи | Математика | TutorOnlineСкачать
Геометрия
План урока:
Видео:Задача на подобие треугольников. А ты сможешь решить? | TutorOnline | МатематикаСкачать
Основные тригонометрические функции
Пусть есть некоторый прямоугольный треугольник АBС, у которого∠С = 90°. Обозначим какой-нибудь его острый угол, например, ∠А, греческой буквой α. В треугольнике есть два катета. Тот из них, который, непосредственно является одной из сторон угла α, называют прилежащим катетом. Другой катет именуют противолежащим. Ещё одна сторона треугольника – это гипотенуза, для которой не надо уточнять, прилежащая она или противолежащая относительно острого угла:
Отношения этих трех сторон друг к другу имеют особое наименование.
Для обозначения этих трех величин (их именуют тригонометрическими функциями) используют сокращения sin, cos и tg. При этом после этого сокращения может писаться как обозначение угла греческой буквой, так и обычное обозначение с помощью больших латинских букв:
Задание. Найдите значения тригонометрических функций для∠А в ∆АBС, длины сторон которого указаны на рисунке:
Решение. Просто пользуемся определениями каждой функции:
Задание. Найдите величину тригонометрических функций угла∠В в ∆АBС, показанном на рисунке:
Решение. На первый взгляд кажется, что задание повторяет предыдущее, но это не так. В данном случае нам надо вычислять функции не для∠А, а для ∠В. Для него противолежащим катетом уже будет АС, а прилежащим – ВС. Тогда можно записать, что
Задание. В прямоугольном ∆АBС гипотенуза АB имеет длину 10, а sin∠A = 0,2. Найдите величину ВС.
Решение. Запишем синус как отношение двух сторон:
Задание. В прямоугольном ∆АBС АС = 8, cos∠A = 0,4. Какова длина гипотенузы АB?
Решение. Выразим известный нам косинус как отношение двух отрезков:
Принципиально важно то, что если в двух прямоугольных треугольниках острые углы одинаковы, то и значение их синусов, косинусов и тангенсов также будут одинаковы. Действительно, пусть у ∆АBС и ∆А1В1С1 одинаковы∠А и ∠А1, а ∠С и ∠С1 – прямые:
Тогда у них совпадает по два угла, а это означает, что ∆АBС и ∆А1В1С1 подобны. Из этого подобия вытекает пропорция:
Отсюда можно сделать вывод:
Другими словами, значение тригонометрической функции угла зависит только от величины угла (его градусной меры) и НЕ зависит от того, в каком прямоугольном треугольнике этот угол построен. Действительно, с помощью калькулятора или компьютера можно всегда посчитать синус для какого-то угла, если известна его величина в градусах.
Задание. Найдите тангенс угла, изображенного на рисунке:
Решение. Нам надо самостоятельно достроить угол до прямоугольного треугольника. Удобней всего просто построить вертикальную линию, длину которой будет удобно измерить с помощью клеточек. Например, можно сделать такое построение:
Тогда тангенс можно получить, поделив вертикальный отрезок (он здесь оказывается противолежащим катетом) на горизонтальный:
Заметим, что мы могли построить и треугольник с другими размерами, однако во всех случаях величина тангенса будет одной и той же:
Задание. Постройте такой угол, что его тангенс будет равен 1,5.
Решение. Если тангенс равен 1,5, то это означает, что противолежащий катет в 1,5 раза длиннее прилежащего катета треугольника. В 1,5 раза отличаются, например, числа 2 и 3. Значит, если мы построим треугольник с катетами 2 и 3, то мы получим необходимый нам угол:
Видео:Геометрия 7 класс (Урок№25 - Прямоугольные треугольники.)Скачать
Взаимосвязь между тригонометрическими функциями
Оказывается, что одну тригонометрическую функцию угла, например, синус, можно найти и все остальные функции, используя буквально две формулы. Для их вывода снова построим прямоугольный ∆АBС и обозначим его∠А как α:
Запишем для α все 3 тригонометрические функции:
Для вывода второй важной формулы возведем синус и косинус в квадрат, а потом сложим их:
В итоге у нас получилось так называемое основное тригонометрическое тождество:
Задание. Известно, что синус некоторого угла в прямоугольном треугольнике составляет 0,6. Найдите его косинус и тангенс.
Решение. Обозначим этот угол как α. По условию sin α = 0,6. С помощью основного тригонометрического тождества находим косинус:
имеет не одно, а два решения: 0,8 и (– 0,8). Однако понятно, что так как все длины в геометрии – это положительные числа, то и их отношение также должно быть положительным. Поэтому в прямоугольном треугольнике тригонометрические функции могут быть только положительными, и корень (– 0,8) можно отбросить.
Далее находим тангенс:
Задание. Известен косинус острого угла, который равен 7/25. Вычислите синус и тангенс угла.
Решение. Сначала определяем синус угла:
Задание. Известен тангенс острого угла, он составляет 15/8. Найдите синус и косинус угла.
Решение. Данная задача сложнее двух предыдущих, так как две известные нам тригонометрические формулы не позволяют сразу по тангенсу вычислить две другие функции. Сначала используем формулу, в которой тангенс вообще присутствует:
Мы смогли выразить синус через косинус. Теперь можно использовать и вторую формулу:
Теперь можно вычислить и синус:
Заметим важное обстоятельство – так как гипотенуза всегда длиннее катетов, то и синус с косинусом в прямоугольном треугольнике всегда меньше единицы. На тангенс же подобных ограничений нет.
Задание. В прямоугольном ∆АBС гипотенуза АB равна 20, а cos∠A = 0,8. Вычислите длину ВС.
Решение. Если бы нам был дан синус, мы могли бы сразу найти ВС, но нам известен косинус. Здесь можно предложить два алгоритма решения задачи. Первый метод заключается в том, что мы сначала находим синус, пользуясь тригонометрическими формулами:
Второй метод решения задачи заключается в том, что сначала с помощью косинуса найти неизвестный катет АС:
Видео:Задачи с треугольникамиСкачать
Тригонометрические функции стандартных углов
Итак, мы выяснили, что тригонометрические функции зависят от градусной меры угла. Попытаемся вычислить их для некоторых стандартных значений.
Начнем с угла в 30°. Построим прямоугольный ∆АBС с∠А = 30°:
Ещё из 7-ого класса нам известно, что в таком треугольнике гипотенуза вдвое длиннее, чем катет, лежащий напротив угла в 30°:
Далее можно найти и тангенс 30°:
Вернемся к рассматриваемому нами ∆АBС, в котором∠А = 30°. Ясно, что другой его острый угол, ∠В, будет составлять 90 – 30 = 60°:
Снова используем тот факт, что гипотенуза АB будет длиннее катета ВС в 2 раза:
Ещё один стандартный угол, для которого легко можно рассчитать значение его тригонометрических функций – это 45°. Рассмотрим прямоугольный ∆АBС, в котором один из острых углов составляет 45°. Тогда и другой острый угол должен также составлять 45°, ведь их сумма в прямоугольном треугольнике равна 90°:
Но если в треугольнике 2 угла одинаковы, то он – равнобедренный, то есть катеты АС и ВС равны:
Итак, в результате нам удалось получить 9 стандартных значений, которые можно представить в виде единой таблицы тригонометрических функций:
Задание. Составьте формулу для вычисления площади прямоугольного треугольника, если известен один из его катетов (он равен a) и острый угол, прилегающий к этому катету (он обозначается как α). Далее найдите c помощью формулы площадь треугольника, если а = 5 и α = 45°.
Решение. Как известно, площадь прямоугольного треугольника рассчитывается по формуле:
Задание. В прямоугольном ∆АBС к гипотенузе ВС проведена высота АН. Отрезок НВ имеет длину 16. Известно, что sinα = 0,6. Какова длина СН?
Решение. Сначала, зная sinα, найдем сosα и tgα:
Теперь заметим, что на рисунке угол α – это не только ∠АBС. Действительно, в ∆АBС
Нам известен отрезок АН и tg∠САН, поэтому можно найти СН:
Видео:ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ #1 ЕГЭ 2024 с Высотой в Прямоугольном ТреугольникеСкачать
Поиск тангенса на квадратной решетке
Рассмотрим задание, которое часто встречается на экзаменах и вызывает большие затруднения. На рисунке показан угол, требуется высчитать его тангенс:
Ясно, что для нахождения тангенса надо построить какой-нибудь прямоугольный треугольник, однако проблема заключается в том, что обе стороны угла не являются ни горизонтальными, ни вертикальными линиями, а потому провести к ним перпендикуляр у многих не получается. Рассмотрим, как это делается.
Посмотрим на нижнюю линию. Она представляет собой поднимающуюся прямую, причем на каждые 2 клеточки, которые эта прямая проходит вправо, приходится подъем на 1 клеточку вверх.
Оказывается, что для построения перпендикуляра к ней необходимо от какой-нибудь ее точки вести наклонную прямую, у которой, наоборот, на каждые две клеточки подъема будет приходиться 1 клетка движения вбок, причем не вправо, а влево:
Теперь, чтобы найти тангенс, надо просто поделить длину красного отрезка (он здесь оказывается противолежащим катетом) на длину зеленого отрезка. Несложно заметить, что эти отрезки одинаковы, так как являются гипотенузами в двух равных прямоугольных ∆АBС и ∆CDF:
Естественно, что отношение одинаковых отрезков равно единице, поэтому и тангенс также равен единице. Заметим, что прямой угол можно было получить, проведя перпендикуляр к нижней линии в другой точке:
Более того, перпендикуляр можно провести и к верхней стороне угла. Она представляет собой линию, которая поднимается вправо, и на каждые три клетки движения вверх приходится одна клетка смещения вправо:
Соответственно, чтобы построить к ней перпендикуляр, надо от одной из ее точек начать двигаться вправо и вниз, причем на 3 клетки движения вбок будет приходиться только 1 клетка движения вниз:
Во всех этих случаях зеленые и красные отрезки одинаковы, а потому тангенс равен единице.
Объясним, почему для построения перпендикуляра надо использовать именно такой метод. Пусть на квадратной решетке начерчена прямая АС, к которой надо провести перпендикуляр. Построив горизонтальную (показана зеленым цветом) линию АB и вертикальную (показана красным) линию ВС, мы достоим ее до прямоугольного ∆АBС. Далее отложим от точки С уже вертикально отрезок CD, равный АB, а далее от D – горизонтальный отрезок, равный ВС:
Обозначим∠А как α, тогда ∠АСВ будет составлять 90° – α. Заметим, что ∆АBС и ∆СDF – равные, так как они прямоугольные и у них одинаковы катеты:
Теперь обратим внимание на три угла, вершины которых лежат в точке С. Это ∠АСВ, ∠FCD и ∠АСF. Они вместе образуют развернутый угол ВСD, то есть их сумма составляет 180°. Но ∠АСВ и ∠FCD мы уже выразили через величину α. Тогда можно вычислить и третий угол ∠АСF:
Получили, что отрезки АС и СF действительно перпендикулярны.
Задание. Найдите тангенс угла, показанного на рисунке:
Решение. Если попытаться провести прямую, перпендикулярную нижней стороне угла, то в результате этот перпендикуляр просто не пересечется со второй стороной:
Поэтому перпендикуляр следует проводить к верхней стороне:
Теперь осталось найти отношение длин красного (здесь это противолежащий катет) зеленого отрезка. Конечно, и длины можно найти по теореме Пифагора, однако есть и более простой метод. Возьмем в качестве единичного отрезок, который получается, если на квадратной решетке сделать два шага вбок и один вверх. Этот отрезок будет укладываться на красном катете ровно 3 раза, а на зеленом – ровно 2 раза, то есть прилежащий катет равен трем единичным отрезкам, а противолежащий – двум. Тогда их отношение составляет 3/2 = 1,5
Видео:Задача, которую исключили из экзамена в АмерикеСкачать
Синус, косинус, тангенс в прямоугольном треугольнике
Гипотенузой называется та сторона треугольника, что лежит против угла в 90 градусов, две оставшиеся стороны называются катетами прямоугольного треугольника.
Подробнее про прямоугольный треугольник здесь.
Синусом угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к гипотенузе.
Косинусом угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Тангенсом угла в прямоугольном треугольнике называется отношение противолежащего катета к прилежащему.
Котангенсом угла в прямоугольном треугольнике называется отношение прилежащего катета к противолежащему.
Бывает (и на ЕГЭ, ГИА), что приходится иметь дело с косинусами, синусами и тангенсами внешних углов треугольника. Формулы приведения позволяют увидеть, что есть еще и вот такая связь между смежными углами (помимо того, что их сумма равна 180):
Смотрите подборку задач на применение указанных соотношений в статье «Прямоугольный треугольник. Вычисление длин и углов» часть I, часть II.
Чтобы не потерять страничку, вы можете сохранить ее у себя:
📽️ Видео
Равнобедренный треугольник. Свойства равнобедренного треугольника | Математика | TutorOnlineСкачать
9 класс, 15 урок, Решение треугольниковСкачать
Всё о равнобедренном треугольнике за 1 минуту.Мой тг:matematikandreiСкачать
Как за 5 секунд решать такие задачи с треугольникиСкачать
Сумма углов треугольника. Геометрия 7 класс | МатематикаСкачать
Найдите угол: задача по геометрииСкачать
Решение задач на тему "Подобные треугольники". 8 классСкачать
Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnlineСкачать