Видовое и родовое понятие треугольник

В следующих определениях выделите определяемое понятие, родовое понятие и видовое отличие :а)Равнобедренным треугольником называется треугольник, у которого две стороны равны?

Математика | 5 — 9 классы

В следующих определениях выделите определяемое понятие, родовое понятие и видовое отличие :

а)Равнобедренным треугольником называется треугольник, у которого две стороны равны.

Б)Луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам, называется биссектрисой угла.

Видовое и родовое понятие треугольник

А)определяемое понятие — равнобедренный треугольник

родовое понятие — треугольник

видовое отличие — две стороны равны.

Б)определяемое понятие — биссектриса угла

родовое понятие — луч

видовое отличие — выходит из вершины угла и делит угол пополам.

Видовое и родовое понятие треугольник

Содержание
  1. В треугольнике АВС угол С — прямой, АС = 4, Чему равно расстояние от вершины В до биссектрисы угла А, если расстояние от вершины С до этой биссектрисы равно 2?
  2. 1. Выбери верное утверждение :а) Через две точки можно провести только одну прямую?
  3. Помогите?
  4. A) Если все углы треугольника острые, то его называют ______ б) Если один из углов треугольника прямой, то его называют______ в) Если один из углов треугольника тупой, то его называют______ г) Если дв?
  5. Какое утверждение неверно?
  6. В следующих определениях выделите определяемое понятие родовое понятие и видовое отличие ?
  7. В следующих определениях выделите определяемое понятие родовое понятие и и видовое отличие?
  8. В следующих определениях выделите определяемое понятие, родовое понятие и видовое отличие : а)Равнобедренным треугольником называется треугольник к которого две стороны равна?
  9. Высотой треугольника называется перпендикуляр, опущенный из любой вершины треугольника на противолежащую сторону треугольникаНазовите определяемое понятие и понятие, на которое оно опирается?
  10. Какое утверждение неверно?
  11. Технология работы с понятием «Равнобедренный треугольник»
  12. Логико-математический и дидактический анализ формулировки определения понятия «равнобедренный треугольник»
  13. Выводы из логико-дидактического анализа понятия «равнобедренный треугольник»
  14. Фрагмент урока по введению понятия «равнобедренный треугольник»
  15. Род и вид. Родовые и видовые понятия
  16. 🎬 Видео

Видео:Подобие треугольников. Вся тема за 9 минут | ОГЭ по математике | Молодой РепетиторСкачать

Подобие треугольников. Вся тема за 9 минут | ОГЭ по математике | Молодой Репетитор

В треугольнике АВС угол С — прямой, АС = 4, Чему равно расстояние от вершины В до биссектрисы угла А, если расстояние от вершины С до этой биссектрисы равно 2?

В треугольнике АВС угол С — прямой, АС = 4, Чему равно расстояние от вершины В до биссектрисы угла А, если расстояние от вершины С до этой биссектрисы равно 2?

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | МатематикаСкачать

Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников (часть 1) | Математика

1. Выбери верное утверждение :а) Через две точки можно провести только одну прямую?

1. Выбери верное утверждение :

а) Через две точки можно провести только одну прямую.

Б) Треугольник у которого две стороны равны, называю прямоугольником.

В) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны называют медианой.

Г) сумма вертикальных углов равна 180 градусов.

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnlineСкачать

Признаки равенства треугольников | теорема пифагора | Математика | TutorOnline

Помогите?

Углом называют часть плоскости, образованную двумя — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — , выходящими из — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — точки.

Лучи, оброзщие угол, называют — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — , а точку, из которой они выходят, — — — — — — — — — — — — — — — угла.

Два дополнительных друг другу луча образуют — — — — — — — — — — — — — — угол.

Стороны этого угла вместе состовляют — — — — — — — — — — — — — .

Прямым углом называют — — — — — — — — — — — — — — — развёрнутого угла.

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:Как ПОНЯТЬ ГЕОМЕТРИЮ за 5 минут — Подобие ТреугольниковСкачать

Как ПОНЯТЬ ГЕОМЕТРИЮ за 5 минут — Подобие Треугольников

A) Если все углы треугольника острые, то его называют ______ б) Если один из углов треугольника прямой, то его называют______ в) Если один из углов треугольника тупой, то его называют______ г) Если дв?

A) Если все углы треугольника острые, то его называют ______ б) Если один из углов треугольника прямой, то его называют______ в) Если один из углов треугольника тупой, то его называют______ г) Если две стороны треугольника равны, то его называют______ д) Если три стороны треугольника равны, то его называют ______ е) Если все стороны треугольника имеют разные длины, то его называют______ ж) Сумму всех сторон треугольника называют______ Заранее спасибо за ответ!

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:Задача на подобие треугольников. А ты сможешь решить? | TutorOnline | МатематикаСкачать

Задача на подобие треугольников. А ты сможешь решить? | TutorOnline | Математика

Какое утверждение неверно?

Какое утверждение неверно?

А) сумма смежных углов равна 180 градусов

В) если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны

С) треугольник у которого два угла равны называется равнобедренным треугольником

D) в равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к оснаванию, является и высотой и биссектрисой.

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:Математика 3 класс. Виды треугольниковСкачать

Математика 3 класс. Виды треугольников

В следующих определениях выделите определяемое понятие родовое понятие и видовое отличие ?

В следующих определениях выделите определяемое понятие родовое понятие и видовое отличие ?

А)равнобедренным треугольником называется треугольник , у которого две стороны равны.

Б) Луч , выходящий из вершины угла и делящий угол пополам называется биссектрисой угла.

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:8 класс, 21 урок, Отношение площадей подобных треугольниковСкачать

8 класс, 21 урок, Отношение площадей подобных треугольников

В следующих определениях выделите определяемое понятие родовое понятие и и видовое отличие?

В следующих определениях выделите определяемое понятие родовое понятие и и видовое отличие.

Равнобедренным треугольником называется треугольник у которого две стороны равны.

Луч выходящий из вершины угла и делящий угол пополам называется биссектриссой угла.

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:7 класс, 17 урок, Медианы, биссектрисы и высоты треугольникаСкачать

7 класс, 17 урок, Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

В следующих определениях выделите определяемое понятие, родовое понятие и видовое отличие : а)Равнобедренным треугольником называется треугольник к которого две стороны равна?

В следующих определениях выделите определяемое понятие, родовое понятие и видовое отличие : а)Равнобедренным треугольником называется треугольник к которого две стороны равна.

Б)Луч, выходящий их вершины угла и делящий угол пополам называется биссектрисой угла.

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:Определение истинной величины треугольника АВС. Метод плоско-параллельного перемещенияСкачать

Определение истинной величины треугольника АВС. Метод плоско-параллельного перемещения

Высотой треугольника называется перпендикуляр, опущенный из любой вершины треугольника на противолежащую сторону треугольникаНазовите определяемое понятие и понятие, на которое оно опирается?

Высотой треугольника называется перпендикуляр, опущенный из любой вершины треугольника на противолежащую сторону треугольника

Назовите определяемое понятие и понятие, на которое оно опирается.

Видовое и родовое понятие треугольник

Видео:Родовые и видовые понятияСкачать

Родовые и видовые понятия

Какое утверждение неверно?

Какое утверждение неверно?

A)сумма смежных углов равна 180градусов

В)если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то такие треугольники равны

С)треугольника, у которого два угла равны, называются равнобедренным

D)в равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию, является и высотой и биссектрисой.

Вы открыли страницу вопроса В следующих определениях выделите определяемое понятие, родовое понятие и видовое отличие :а)Равнобедренным треугольником называется треугольник, у которого две стороны равны?. Он относится к категории Математика. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Математика, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Видовое и родовое понятие треугольник

9 / 12 можем сократить и числитель, и знаменатель дроби в 3 раза тогда получаем 3 / 4 или 0, 75.

Видовое и родовое понятие треугольник

1) 6 2 / 3ч = ( 6 ч 2 / 3 * 60 = 6ч 120 / 3 ) = 6ч 40мин = ( 6 * 60 + 40 = 360 + 40) = 400мин ( общее время занятий в школе) 2) 400мин * 1 / 8 = 50мин = 50 / 60 = 5 / 6 часа ( длятся все перемены).

Видео:8 класс, 20 урок, Определение подобных треугольниковСкачать

8 класс, 20 урок, Определение подобных треугольников

Технология работы с понятием «Равнобедренный треугольник»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Технология работы с определением понятия «равнобедренный треугольник»

Треугольник называется равнобедренным , если две его стороны равны.

( Геометрия : Учеб. для 7 – 9 кл. ср. шк. /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 355 с.: ил., страница 34).

Видео:Высота, биссектриса, медиана. 7 класс.Скачать

Высота, биссектриса, медиана. 7 класс.

Логико-математический и дидактический анализ формулировки определения понятия «равнобедренный треугольник»

I . Логико-математический анализ.

1. Анализ формулировки.

а) вид определения : через род и видовые отличия;

б) родовое понятие – треугольник

видовые отличия : две стороны равны;

в) содержание понятия : две стороны равны; углы при основании равны; биссектриса, проведённая к основанию, является медианой и высотой; углы при основании острые

объём понятия : множество равнобедренных треугольников

г) таблица истинности

две стороны равны

2. Доказательство существования: построение.

4. Отрицание определения.

Если в треугольнике нет пары равных сторон, то треугольник не является равнобедренным.

5. Связь между новым понятием и изученными ранее.

Равнобедренные треугольники тесно связаны с такими понятиями, как треугольник, сторона треугольника, равные отрезки, равные углы, высота, медиана, биссектриса и т.п.

6. Классификация системы понятия.

Видовое и родовое понятие треугольник

II . Дидактический анализ.

7. Для учеников определение не является новым по структуре и формулировке.

8. Система упражнений для актуализации.

1. Сформулируйте определения следующих понятий:

б) вершины треугольника;

г) стороны треугольника;

д) периметр треугольника.

2. Можно ли назвать треугольниками фигуры, изображённые на рисунках? Почему?

Видовое и родовое понятие треугольник

3. Начертите произвольный треугольник и назовите его  MKP . Назовите его вершины и стороны.

9. Учитель вовлекает учеников в исследовательскую деятельность и ученики считают себя настоящими исследователями.

1. В геометрии принято классифицировать или, разделять на группы фигуры по каким-либо признакам. Каждая группа изучается отдельно и выявляются свойства, которыми обладают фигуры этой группы. Например, треугольники можно на несколько групп в зависимости от количества равных между собой сторон треугольника. Сколько всего сторон имеет треугольник?

2. Тогда как вы думаете, на сколько групп можно разделить треугольники в зависимости от количества равных между собой сторон? (На три: в треугольнике могут быть все стороны разной длины, т.е. нет равных сторон; две стороны равной длины; все стороны равны между собой.)

3. Сегодня мы выделим группу «равнобедренных треугольников» и будем использовать их при решении задач. Но для того, чтобы использовать какое-либо понятие в практике, нам необходимо дать строгое математическое определение этого понятия.

4. Сформулируйте цель нашего урока.

(Выявить содержание понятия «равнобедренный треугольник» и дать строгое математическое определение этому понятию).

10. Определение вводится с помощью наглядно-конструктивного метода.

11.Упражнения на осознание логической структуры определения.

(треугольник равнобедренный) Видовое и родовое понятие треугольник (две стороны треугольника равны)

12. Упражнения на формирование умения подводить объект под понятие.

1. Какое из следующих предложений является определением равнобедренного треугольника?

а) треугольник, у которого две стороны равны, является равнобедренным;

б) треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.

2. Найдите все треугольники, изображённые на рисунке. Есть ли среди них те, которые можно назвать равнобедренными? Если да, то какие.

Видовое и родовое понятие треугольник

3. Известно, что  АВС =MKP . Можно ли назвать  АВС равнобедренным, если  MKP равнобедренный?

13. Частные эвристики, позволяющие подводить объект под понятие:

чтобы доказать, что треугольник равнобедренный достаточно найти в нём две равные стороны.

14. Упражнения на овладение действием отыскания следствий на этапе осознания и осмысления.

1. Назовите свойство равнобедренного треугольника, вытекающее из определения равнобедренного треугольника.

2. Известно, что треугольник  АВС равнобедренный с основанием АВ . Назовите свойства, которыми обладает  АВС .

3.АВЕ – равнобедренный с основанием ВЕ . Найдите:

а) АВ , если АЕ = 5 см;

б) ВЕ , если АВ = 2 ВЕ , а периметр  АВЕ равен 50 см.

15. Частные эвристики, позволяющие выводить следствия из принадлежности объекта понятию:

из того, что треугольник равнобедренный следует, что две его стороны равны;

из того, что треугольник равнобедренный и длина одной из его боковых сторон равна а , следует, что длина другой боковой стороны так же равна а ;

если известно: треугольник равнобедренный, длина одной из боковых сторон (или отношение длины боковой стороны к длине основания) и периметр треугольника, то можно найти длину основания;

если известно: треугольник равнобедренный, длина одной из боковых сторон (или отношение длины боковой стороны к длине основания) и длина основания (или боковой стороны), то можно найти периметр треугольника.

Видео:Определение натуральной величины треугольника АВС методом вращения вокруг горизонтали или фронталиСкачать

Определение натуральной величины треугольника АВС методом вращения вокруг горизонтали или фронтали

Выводы из логико-дидактического анализа понятия «равнобедренный треугольник»

Тема «Равнобедренные треугольники» является очень важной для учеников:

1. сравнительно простой материал для изучения при небольшом «геометрическом» опыте школьников;

2. на равнобедренных треугольниках школьники учатся исследованию свойств многоугольников, обладающих определёнными качествами, поскольку равнобедренный треугольник – это первый частный случай треугольников (и многоугольников), с которым сталкиваются ученики;

3. доказательства свойств равнобедренного треугольника не являются очень сложными для восприятия, поэтому на них можно обучать различным методам доказательства;

4. при доказательстве свойств равнобедренного треугольника используется первый признак равенства треугольников, пройденный несколько уроков назад. Тема «Признаки равенства треугольников» является сложной для учеников, поэтому её применение не в стандартных задачах, а при исследовании геометрических фигур способствует лучшему её усвоению;

5. после изучения свойств равнобедренного треугольника ученики, пользуясь тем, что любой равносторонний треугольник является также равнобедренным, устанавливают некоторые свойства равносторонних треугольников.

Так как из того, что треугольник является равнобедренным, следует равенство двух его сторон, то можно выделить первый тип задач – на выведение следствий. Известно, что треугольник равнобедренный.

1. Найти длину боковой стороны (или основания), если известен периметр треугольника и соотношение длины одной из боковых сторон к длине основания.

2. Найти периметр треугольника, если известна длина боковой стороны (или основания) и соотношение длины боковой стороны к длине основания.

Второй тип задач – на подведение объекта под понятие равнобедренного треугольника, т.е. нужно установить, является ли треугольник равнобедренным. Например:

1. Установить, какие из треугольников, изображённых на рисунке, равнобедренные?

2. Выбрать верное определение из нескольких предложенных высказываний.

3. Даны два равных треугольника и известно, что один из них равнобедренный. Будет ли второй треугольник равнобедренным?

Видео:8 класс, 22 урок, Первый признак подобия треугольниковСкачать

8 класс, 22 урок, Первый признак подобия треугольников

Фрагмент урока по введению понятия «равнобедренный треугольник»

Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и трёх отрезков прямых, соединяющих эти точки.

Эти три точки называются вершинами, а отрезки – сторонами треугольника.

Что такое периметр треугольника?

Периметром треугольника называется положительное число, равное сумме длин всех сторон треугольника.

Посмотрите на рисунок и скажите, можно ли назвать треугольниками фигуры, изображённые на нём? Почему?

Видовое и родовое понятие треугольник

а) нельзя, т.к. точки А, В, С лежат на одной прямой;

б) нельзя, т.к. точки Р и К соединены кривой, а не отрезком прямой;

в) можно, т.к. точки E , F , G не лежат на одной прямой и каждая пара точек соединена отрезком прямой.

В геометрии принято классифицировать или, разделять на группы фигуры по каким-либо признакам. Каждая группа изучается отдельно и выявляются свойства, которыми обладают фигуры этой группы. Например, треугольники можно на несколько групп в зависимости от количества равных между собой сторон треугольника. Сколько всего сторон имеет треугольник?

Тогда как вы думаете, на сколько групп можно разделить треугольники в зависимости от количества равных между собой сторон?

На три: в треугольнике могут быть все стороны разной длины, т.е. нет равных сторон; две стороны равной длины; все стороны равны между собой.

Сегодня мы выделим группу «равнобедренных треугольников» и будем использовать их при решении задач.

постановка учебной задачи и планирование решения УЗ

Но для того, чтобы использовать какое-либо понятие в практике, нам необходимо дать строгое математическое определение этого понятия. Сформулируйте цель нашего урока.

Выявить содержание понятия «равнобедренный треугольник» и дать строгое математическое определение этому понятию.

II. Операционно-познавательный этап

доказательство существования и выявление существенных свойств

Постройте произвольный отрезок и назовите его АВ .

Видовое и родовое понятие треугольник

Постройте прямую, проходящую через точку В , но не проходящую через точку А . Назовите прямую а .

Видовое и родовое понятие треугольник

С помощью циркуля на прямой а от точки В отложите отрезок, равный АВ . Назовите его ВС .

Отметьте на рисунке равенство отрезков АВ и ВС .

Видовое и родовое понятие треугольник

Соедините точки А и С .

Видовое и родовое понятие треугольник

Какую получили фигуру?

Чем являются для треугольника АВС отрезки АВ , ВС и АС ?

Сравните стороны АВ и ВС .

Итак, мы получили треугольник, обладающий некоторым свойством. Каким?

Две стороны АВ и ВС равны.

В этом случае  АВС называют равнобедренным. Сформулируйте чётко определение равнобедренного треугольника.

Треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.

При этом равные стороны треугольника называют боковыми сторонами, а третью сторону – основанием.

Тогда стороны АВ и ВС – это …

боковые стороны  АВС .

осознание логической структуры определения

Построим новый равнобедренный треугольник АВС и выпишем то, что мы только что получили.

На доске и в тетрадях появляются записи:

АВС Видовое и родовое понятие треугольник– равнобедренный:

АВ, ВС – боковые стороны

(Видовое и родовое понятие треугольниктреугольник равнобедренный) Видовое и родовое понятие треугольник (две стороны треугольника равны)

Говорят, что  АВС – равнобедренный с основанием АС .

подведение под понятие

Какое из следующих предложений является определением равнобедренного треугольника? Почему?

а) треугольник, у которого две стороны равны, является равнобедренным;

б) треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.

б). В обоих утверждениях сказано о равенстве двух сторон, но в предложении а) есть слово «является», чего не может быть в определении.

Как с помощью определения установить, что треугольник равнобедренный?

Нужно найти в этом треугольнике две равные стороны.

Для того, чтобы установить, что треугольник равнобедренный достаточно найти в нём пару равных сторон.

Далее учитель вешает плакат:

Видовое и родовое понятие треугольник

Найдите все треугольники, изображённые на рисунке. Если да, то какие.

Есть ли среди них те, которые можно назвать равнобедренными? Если да, то назовите их, указав основание и боковые стороны.

EOF : EF основание, EO и OF – боковые стороны.

EFL : LF основание, EL и EF – боковые стороны.

MKN : все стороны являются основаниями и боковыми сторонами. Всё зависит от конкретного выбора пары равных сторон.

Известно, что  АВС =MKP . Можно ли назвать  MKP равнобедренным, если  MKPАВС равнобедренный?

Видовое и родовое понятие треугольник

Можно. МК = (треугольники равны) = АВ = (  АВС равнобедр.) = ВС = (треуг. равны) = КР, т.е. МК = КР . Тогда  MKP равнобедренный по определению равнобедренного треугольника..

Назовите свойство равнобедренного треугольника, вытекающее из определения равнобедренного треугольника.

Две стороны равны

Известно, что треугольник  АВС равнобедренный с основанием АВ . Назовите свойства, которыми обладает  АВС .

АС = ВС – боковые стороны.

Постройте  АВЕ – равнобедренный с основанием ВЕ .

Видовое и родовое понятие треугольник

Решим задачу. Найдите:

а) АВ , если АЕ = 5 см;

б) ВЕ , если АВ = 2 ВЕ , а периметр  АВЕ равен 50 см.

Запишем, что дано и что следует найти для задачи а) и воспользуйтесь определением равнобедренного треугольника.

а)Дано:  АВЕ – равнобедр., ВЕ — основание, АЕ = 5 см.

АВЕ – равнобедр., тогда по определению равнобедр. треуг. АВ = АЕ = 5 см (по усл.), т.е АВ = 5 см .

Теперь решим задачу б)

б)Дано:  АВЕ – равнобедр., ВЕ — основание, АВ = 2 ВЕ,

Воспользуйтесь определением равнобедренного треугольника.

АВЕ – равнобедр., тогда по определению равнобедр. треуг. АВ = АЕ .

Выразите боковые стороны через основание.

АВ = 2 ВЕ (по усл)

Выразите периметр треугольника через его основание.

Тогда 5 ВЕ = 50 см

Ответ: ВЕ = 10 см .

Итак, какова же была цель нашего урока?

Выявить содержание понятия «равнобедренный треугольник» и дать строгое математическое определение этому понятию.

Достигли ли мы её?

Сформулируйте определение равнобедренного треугольника.

Треугольник называется равнобедренным, если две его стороны равны.

Какие специальные названия имеют стороны равнобедренного треугольника?

Равные стороны равнобедренного треугольника называются боковыми сторонами, а третья – основанием.

Сегодня мы дали строгое определение равнобедренным треугольникам. Но настоящие исследователи обычно не останавливаются на этом и продолжают исследования и открывают новые факты. Какое у вас возникает предположение?

Нужно продолжить исследование равнобедренных треугольников.

Чем, по-вашему, мы будем заниматься на следующем уроке?

Будем пытаться открыть новые факты, касающиеся равнобедренных треугольников.

Видео:Виды треугольников. Видеоурок по геометрии 7 классСкачать

Виды треугольников. Видеоурок по геометрии 7 класс

Род и вид. Родовые и видовые понятия

Род – логическая характеристика класса предметов, в объем которого входят другие классы предметов, являющиеся видами данного рода. Так, класс треугольников является родом в отношении к классам остроугольных треугольников, прямоугольных треугольников и тупоугольных треугольников.

Видом, соответственно, называется каждый класс предметов, который входит в объем более широкого родового класса.

Выделяется высший род (summum genus) и низший вид (infima species). Высший род – это такой род, который уже не может служить видом для другого рода. Соответственно, низший вид – это такой вид, в который входят не меньшие по объему виды, а отдельные индивиды (individuum (лат. ) – неделимое, особь). Кроме того, используется понятие ближайший род. Класс, который непосредственно делится на виды, называется по отношению к этим видам ближайшим родом (genus proximum). Например, ближайшим родом для понятий “сосна”, “ель”, “кедр”, “пихта” является понятие “хвойное дерево”. (Отношения рода и вида основываются на принципе гилиморфизма Аристотеля. Суть данного принципа состоит в том, что каждая конкретная вещь обладает формой и материей. При этом материя понимается как некоторый субстрат, а форма – как способ связи элементов этого субстрата. То, что в одном отношении является формой – в другом может быть материей и наоборот. )

Родовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.

Видовое понятие – понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие является подчиненным понятием, входящим в состав другого, более общего понятия, которое называется родовым. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек”, которое в данном случае берется как родовое понятие. Всем предметам, отображенным в видовом понятии, присущи все признаки родового понятия, но вместе с тем им присущи и свои видовые признаки. Одно и то же понятие (за исключением высшего родового и низшего видового понятий) может быть как видовым, так и родовым одновременно в зависимости от того, по отношению к какому понятию оно рассматривается. Так, понятие “европеец” является видовым по отношению к понятию “человек” и одновременно родовым – по отношению к понятию “грек”.

Виды (классы) понятий

Все понятия могут быть разделены на отдельные виды.

1. Единичные и общие

Единичными (индивидуальными) понятиями называются такие, которые относятся к одному какому-нибудь определенному предмету, событию, отдельному явлению. Объем таких понятий имеет только один элемент. Например, “Петербург”, “Отечественная война 1812 года”.

Общими называются понятия, объем которых включает более одного элемента, например, “четное число” (в объеме бесконечно много элементов), “петербургские вузы” (в объеме несколько элементов).

2. Собирательные и разделительные

Собирательные понятия – это такие понятия, в которых отображены признаки совокупности, собрания, группы однородных предметов, представляющих единое целое, например, “полк”, “собрание”, “человечество”. То, что утверждается в собирательном понятии, относится ко всем предметам, обозначаемым данным понятием, но не может быть приложимо к отдельным предметам, входящим в это целое. Например, в сообщении о том, что “собрание учеников десятого класса проходило очень шумно” понятие “собрание учеников десятого класса” употребляется в собирательном смысле. Это сообщение нельзя распространить на каждого ученика. Возможно, что некоторые ученики не шумели. Собирательные понятия тем отличаются от общих понятий, что ими нельзя характеризовать отдельный предмет, а только их совокупность.

Разделительное понятие – это такое понятие, которое характеризует каждый отдельный член какого-либо класса, но не может быть приложимо к классу в целом. Например, “Студенты второго курса сдали экзамен по философии”. Хотя здесь говорится обо всех студентах, но экзамен сдавал каждый.

3. Конкретные и абстрактные

Если элемент объема – предмет (материальный или идеальный), явление, ситуация, то понятие конкретное. Если же элементом является свойство или отношение – понятие абстрактное. Например, понятия: “дружба”, “параллельность”, “работоспособность” являются абстрактными, так как в них мыслятся отношения или свойства. Понятия же “идеализм”, “вечный двигатель”, “революция” – конкретные, потому что в них мыслятся предметы, события пусть даже не существующие.

4. Положительные и отрицательные

Положительным называется такое понятие, которое отображает наличие в предмете того или иного качества (например, “красивый”, “высокий”, “здоровый”).

Отрицательным называется такое понятие, которое отображает отсутствие в предмете того или иного качества (например, “некрасивый”, “невысокий”, “нездоровый”). Следует отметить, что с логической точки зрения понятие “неумный” является отрицательным, а понятие “глупый” – положительным, ибо в нем указывается на наличие, а не отсутствие признака, хотя этот признак может быть плохим с чьей-то точки зрения.

5. Относительные и безотносительные

Относительными называются такие понятия, в содержании которых имеется признак, прямо указывающий на отношение к какому-то другому предмету. Например, “сосед” – понятие относительное, потому что сосед это – человек, проживающий рядом с каким-нибудь другим человеком, или предмет, занимающий ближайшее к какому-то другому предмету место. Во всех относительных понятиях обобщаются предметы, рассматриваемые не сами по себе, а как вступившие в какие-то отношения, как выполняющие некоторые функции.

В содержание безотносительных понятий включены только признаки-свойства, которые присущи или не присущи предмету самому по себе и существенны для него самого по себе. Рассматривая некоторый предмет, безотносительно к чему бы то ни было, мы можем обнаружить у него, например, свойства живого существа с позвоночником, с постоянной температурой тела и молочными железами. На основании этих свойств мы можем считать предмет элементом объемов понятий: “животное”, “позвоночное животное”, “теплокровное животное”, “млекопитающее животное”, каждое из которых является безотносительным.

Любое понятие можно охарактеризовать сразу по всем указанным рубрикам. Например, понятие “рабочий класс” – общее, собирательное, конкретное, положительное, безотносительное. Оно – общее, потому что рабочий класс бывает разный, например, рабочий класс Англии. Оно – собирательное, поскольку элементом объема является, например, рабочий класс Англии XIX в. , который есть множество наемных рабочих. Это понятие – конкретное, так как в нем мыслится не свойство и не отношение, а предмет. Оно – положительное и безотносительное, потому что в его содержании нет отрицательного признака, и признаки его содержания не указывают на отношение к чему-либо.

🎬 Видео

видеоурок "Определение подобных треугольников"Скачать

видеоурок "Определение подобных треугольников"

Видеоурок по информатике "Определение понятия"Скачать

Видеоурок по информатике "Определение понятия"

Подобие треугольников (ч.2) | Математика | TutorOnlineСкачать

Подобие треугольников (ч.2) | Математика | TutorOnline

ЛОГИКА курс видео лекций (лекция 2) ПонятиеСкачать

ЛОГИКА курс видео лекций (лекция 2) Понятие

Виды треугольников | Математика 3 класс #44 | ИнфоурокСкачать

Виды треугольников | Математика 3 класс #44 | Инфоурок
Поделиться или сохранить к себе: