При выполнении любого чертежа основными его элементами являются линии. Согласно ГОСТ 2.303—68 для изображения изделий на чертежах применяют линии различных типов в зависимости от их назначения, что способствует более четкому выявлению формы изображаемого изделия.
Наименование, начертание и толщина линий по отношению к толщине сплошной основной линии должны соответствовать указанным в таблице 2.
Толщина сплошной основной линии S должна быть в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа.
Толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже, вычерчиваемых в одинаковом масштабе. Длину штрихов в штриховых и штрих-пунктирных линиях следует выбирать в зависимости от величины изображения. Штрихи в линии и промежутки между штрихами в линии должны быть приблизительно одинаковой длины. Штрих-пунктирные линии должны пересекаться и заканчиваться штрихами. Штрих-пунктирные линии, применяемые в качестве центровых, следует заменять сплошными тонкими линиями, если диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении составляют менее 12 мм.
Основное назначение линий:
1 Сплошная толстая основная линия применяется для изображения видимого контура предмета, контура вынесенного сечения и разреза.
Толщина линии по отношению к толщине основной линии
1 Сплошная толстая основная
2 Сплошная тонкая
3 Сплошная волнистая
5 Штрих-пунктирная тонкая
6 Штрих-пунктирная утолщенная
8 Сплошная тонкая с изломами
9 Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая
- 2 Сплошная тонкая линия применяется для изображения размерных и выносных линий, штриховки сечений, линии контура наложенного сечения, полки линий-выносок, линии-выноски, линий ограничения выносных элементов на видах, разрезах, сечениях.
- 3 Сплошная волнистая линия применяется для изображения линий обрыва, линий разграничения вида и разреза.
- 4 Штриховая линия применяется для изображения линий невидимого контура.
- 5 Штрих-пунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сечения, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений.
- 6 Штрих-пунктирная утолщенная линия применяется для изображения линий, обозначающих поверхности, подлежащие термообработке или покрытию.
- 7 Разомкнутая линия применяется для обозначения линий сечения.
- 8 Сплошная тонкая с изломами линия применяется для изображения длинных линий обрыва.
- 9 Штрих-пунктирная с двумя точками тонкая линия применяется для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях, линий сгиба на развертках.
На чертеже детали (рисунок 1) показаны примеры применения некоторых линий.
Последовательность построения любого чертежа на листе следующая:
- — заготовляют лист необходимого формата, наносят рамку, чертят графы основной надписи и размечают на поле чертежа места построения необходимых изображений;
- — проводят осевые и центровые линии: сначала горизонтальные, потом вертикальные, приняв расстояния между ними согласно размерам изображения и учитывая необходимость равномерного распределения изображений на поле чертежа;
- — проводят дуги и окружности малых радиусов из соответствующих центров, а затем — дуги и окружности больших радиусов;
Примечание. Типы линий на рисунке 1 и в таблице 2 обозначены одним номером позиции.
— проводят горизонтальные, вертикальные, а затем наклонные прямые линии.
Указанные предварительные построения выполняют твердым карандашом (Т или 2Т) тонкими сплошными линиями, соблюдая правила пользования чертежными инструментами. Затем приступают к обводке чертежа.
Обводят чертеж в такой последовательности:
- — обводят дуги и окружности малых радиусов, затем дуги и окружности больших радиусов;
- — обводят горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;
- — выполняют линии обрыва или излома и линии невидимого контура;
- — наносят осевые и центровые штрих-пунктирные линии;
- — наносят выносные и размерные линии;
- — наносят размерные стрелки;
- — наносят линии штриховки;
- — пишут размерные числа и делают необходимые надписи на чертеже.
При этом толщину линий обводки выбирают согласно установленным типам линий чертежа.
Сплошные основные линии обводят карандашом М или ТМ, следя за тем, чтобы обведенные линии совпадали с намеченными тонкими линиями.
При выполнении учебных чертежей надо учитывать, что от правильного применения линий по их назначению, правильного выбора их толщин, качественного выполнения штриховых и штрих-пунктирных линий в большой мере зависит удобство пользования чертежом, пригодность его для репрографии (изготовления копий) и микрофильмирования.
Основным линиям (линиям видимого контура) следует при обводке придавать толщину 0,8—1,0; линиям штриховым (линиям невидимого контура) — 0,4—0,5; остальным — 0,25—0,3 мм.
Разомкнутой линии лучше придавать толщину, равную 1,5У, а не S.
Желательно научиться различать толщину линий с точностью до 0,1. 0,15 мм.
Расстояние между двумя любыми параллельными линиями не должно быть меньше 0,8 мм, а лучше — 1,0—1,2 мм.
Вопросы для самопроверки
- 1. В каких пределах должна быть толщина сплошной основной линии?
- 2. Какая толщина принята для штриховой, штрих-пунктирной, сплошной тонкой и волнистой линии в зависимости от толщины сплошной основной линии?
- Горизонтальные вертикальные наклонные окружности
- ИЗОБРАЖЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ.
- Перспектива окружности в горизонтальной плоскости.
- Упражнение 1.
- Упражнение 2.
- Перспектива окружности в вертикальной или наклонной плоскости.
- Перспективные зарисовки с натуры.
- Рисунок с натуры коробки или книжки.
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- РИСУНОК С НАТУРЫ КРУЖКИ.
- Упражнение 6
- Упражнение 7.
- 2. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места
- Урок с применением мультимедийного курса «Путешествие в конструирование». Тема: «Виды прямых линий»
- 1. Правила оформления чертежей
- ПРИМЕР № 1 Линии чертежа
- ПРИМЕР № 2 Чертеж «плоской детали»
- 📺 Видео
Видео:Вертикальные и горизонтальные линииСкачать
Горизонтальные вертикальные наклонные окружности
Видео:СОПРЯЖЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ С ЛИНИЕЙ [pairing the circle with the line]Скачать
ИЗОБРАЖЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ В ПЕРСПЕКТИВЕ.
Видео:ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ЧЕРТЕЖНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ. Линии чертежа. Видео для начинающихСкачать
Перспектива окружности в горизонтальной плоскости.
Множество предметов, находящихся вокруг нас, имеют формы,
очертанием которых является окружность.
Чаще всего эта окружность находится в горизонтальной плоскости: это могут быть края чашки, стоящей на столе или табуретка с круглым сидением.
Если такая окружность находится на уровне наших глаз, на линии горизонта, мы видим ее как прямую линию.
Если мы смотрим на окружность сверху, то мы видим ее без искажений, как окружность.
Во всех остальных случаях, когда окружность располагается в горизонтальной плоскости, мы видим ее как эллипс.*
То есть, как лекальную кривую, симметричную относительно двух взаимно перпендикулярных осей.
При чем, одна из этих осей ВСЕГДА строго вертикальна, а другая, соответственно, горизонтальна.
*Строго говоря, изображение окружности в перспективе не является эллипсом, так как дальняя от нас его часть чуть меньше, чем ближняя. И, соответственно, он не симметричен относительно горизонтальной оси.
Соотношение между длинами осей эллипса называют раскрытием.
Грубо говоря, чем больше эллипс похож на круг, тем более он раскрытый.
В изображении эллипсов в горизонтальной плоскости есть два основных правила:
- Чем дальше находится эллипс от линии горизонта, тем более раскрытым мы его картинка
- Дальняя часть эллипса ЧУТЬ меньше, чем ближняя.
Легко понять, почему это так , построив в перспективе окружность вписанную в квадрат.
Видео:Деление окружности на N равных частей. Урок 8. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать
Упражнение 1.
Постройте окружность тем же способом, с той же точкой схода, но выше линии горизонта. Выделите более толстой линией ее передний край.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ что в рисунке окружности, лежащие в горизонтальной плоскости мы НЕ строим с помощью описанного квадрата. Так как этот даёт искажения, если точка схода для квадрата не лежит на вертикальной оси эллипса.
Мы проводим две оси эллипса и задаем степень раскрытости на глаз, но учитываем положение эллипса относительно линии горизонта и других эллипсов.
Видео:Аксонометрические Проекции Окружности #черчение #окружность #проекции #изометрияСкачать
Упражнение 2.
На рисунках изображена последовательность построения цилиндра и конуса.
Нарисуйте цилиндры и конусы выше и ниже линии горизонта . Раскрытие эллипсов задаём на глаз. Окружность в квадрат не вписываем.
Видео:Малыш рисует. Формообразующие движения. 2. Прямые вертикальные и наклонные линии. #простымисловамиСкачать
Перспектива окружности в вертикальной или наклонной плоскости.
С окружностями в вертикальной плоскости нам приходится иметь дело достаточно часто. Например, рисуя арки в архитектуре.
Самый простой случай — когда окружность находится в плоскости параллельной картинной. Тогда мы видим ее без искажений.
View of the Tiber with the Castel Sant’Angelo
Bernardo Bellotto1743/1744
Если окружность находится под углом к картине, для построений мы также используем описанный квадрат. Этот способ применяется как в черчение, так и в рисунке, так как на глаз нарисовать окружность в таком ракурсе очень сложно .
В этом курсе мы только знакомимся со способом построения окружности в вертикальной плоскости. Но если у вас есть желание, подробно об этом можно прочитать в учебнике Осмоловской (ст. 26) или, в упрощенном виде у Шарова и Барщ.
Видео:Наклонные линииСкачать
Перспективные зарисовки с натуры.
Мы закончили блок теории построений. Теперь начинаем работать с натуры.
На этом этапе важно осознать, что рисунок — не черчение. В рисунке мы не пользуемся линейкой, редко строим точки схода на дополнительном листе. Наша задача, зная, какие построения применялись бы для перспективного чертежа, сделать минимум из них на глаз так, чтобы в результате получилось убедительное изображение, соответствующее основным правилам перспективы.
Рисование с фотографии.
Я вас очень прошу, по крайней мере на начальном этапе не срисовывать с фотографии, даже называя это рисованием с референсов.
Рисуя с фото вы НЕ развиваете пространственное воображение и умение на плоскости изображать объем. Вы только учитесь копировать с одного листа на другой пятна тона. Это, конечно, тоже полезный навык но для хорошего рисунка его не достаточно.
Постановка натуры.
Правильная постановка натуры помогает избежать многих ошибок в рисунке и делает работу легче и приятнее.
Поэтому я очень прошу вас уделить этому внимание.
- Организуйте рабочее место так, чтобы смотреть на натуру все время с одной точки зрения. Если вы работаете в несколько сеансов, запомните, где вы стояли или сидели относительно натуры. Чтобы не оказалось так, что половина предметов на работе у вас сделана с одной точки зрения, а половина — с другой.
- Не садитесь слишком близко или слишком далеко от натуры. Между вами и натурой должно укладываться примерно два ее размера.
- В начале обучения, старайтесь ставить предметы на контрастный фон, чтобы их очертания хорошо читались.
- В начале обучения, не ставьте предметы против света или с несколькими источниками света. Старайтесь чтобы освещение было сбоку и форма предметов хорошо читалась.
- Отходите от рисунка или переворачивание его кверх ногами. Так вы увидите ошибки. Ещё можно смотреть на работу в зеркало.
Видео:Лекальные кривые. Спираль Архимеда. Эвольвента окружности. ЦиклоидаСкачать
Рисунок с натуры коробки или книжки.
- Задаем положение переднего вертикального ребра и определяем, под каким углом к горизонтали мы видим нижние ребра.
- Определяем пропорции.Смысл рисования с натуры в том, чтобы она была передана точно. Эту задачу не решить без соблюдения пропорций. То есть отношений разных размеров объектов друг к другу. Если вы сделаете лицо портретируемого в два раза шире, чем на самом деле, вряд ли он вас за это поблагодарит. Для измерения пропорций есть достаточно простые приемы. О них я рассказываю на этом видео.
Видео:Задание 50. Построение ЛИНИИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ДВУХ ЦИЛИНДРОВСкачать
Упражнение 4
Нарисуйте с натуры предмет с прямыми ребрами ( книжку, коробку и т. п.)
Мы НЕ рисуем с фото, мы НЕ копируем рисунок, разобранный выше.
Видео:Типы линий. Урок1.(Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать
Упражнение 5
Нарисуйте два предмета с прямыми ребрами, один из которых стоит на другом.
Видео:Деление окружности на 12 равных частейСкачать
РИСУНОК С НАТУРЫ КРУЖКИ.
Для постановки нужно выбрать кружку простой цилиндрической формы, с ручкой. Саму кружку мы видим без сокращений, поэтому отношение высоты и ширины можно измерить, приложив карандаш непосредственно к натуре.
- Начинаем с построения цилиндра. Помним, что чем дальше эллипс от линии горизонта, тем более он раскрыт.
- Строим толщину стенок кружки.
- Строим ручку: начинаем с мест крепления ручки, обратите внимание, что они находятся на одной вертикальной оси.
- Строим ось ручки. обратите внимание, что она лежит в плоскости, проходящей через центр цилиндра.
- Строим внешнюю, внутреннюю и боковую поверхности ручки.
Видео:58.2.1. Построить недостающие проекции точек, принадлежащих поверхности сферы, определить их видимСкачать
Упражнение 6
Нарисуйте кружку с натуры.
Видео:Деление окружности на равные части. Урок 6. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать
Упражнение 7.
Нарисуйте ту же кружку в другом ракурсе по представлению(не глядя на натуру)
Видео:Взаимное расположение окружностей. 7 класс.Скачать
2. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности. Организация рабочего места
2.1. Инструменты для выполнения чертежей. Что необходимо будет вам для выполнения чертежей в школе?
Готовальня. Готовальня—это комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. Обычно в готовальню входят круговой (рис. 11, а) и разметочный (рис. 11, б) циркули, рейсфедер для работы тушью, удлинитель к круговому циркулю и другие инструменты.
Циркули. Из наконечника графитовый стержень должен выступать на 5. 7 мм. Концы иглы и пишущего стержня при работе циркулем, как и концы игл разметочного циркуля, располагают на одном уровне (рис. 11).
Рис. 11. Циркуль чертежный: а — круговой; 6 разметочный
Рейсшина. Во время работы поперечную планку рейсшины прижимают к левой кромке чертежной доски (рис. 12). С помощью рейсшины проводят горизонтальные и наклонные линии.
Рис. 12. Чертежная доска и рейсшина
Чертежные угольники (рис. 13). Вместе с линейкой или рейсшиной чертежные угольники применяют для проведения перпендикулярных и параллельных линий и построения некоторых углов.
Рис. 13. Угольники чертежные: а — с углами 90, 45, 45°; б — с углами 90, 30, 60°
2.2. Чертежные материалы и принадлежности. К чертежным материалам и принадлежностям относят бумагу, карандаши, резинки, кнопки.
Чертежная бумага. Для черчения используют плотную белую нелинованную бумагу.
Карандаши. Для выполнения графических работ вам необходимы карандаши марки Т (твердые), М (мягкие) и ТМ или НВ, СТ (средней твердости). Чем больше число, стоящее рядом с буквой, тем тверже или мягче этот карандаш.
Правильно подготовленный к работе карандаш показан на рисунке 14. Его сначала затачивают острым перочинным ножом или в специальной точилке. После этого стержень заостряют с помощью шлифовальной шкурки—твердый на конус, а мягкий в виде лопаточки.
Рис. 14. Правильно заточенные карандаши
Все чертежные инструменты и материалы надо держать чистыми и исправными, от этого зависит качество выполнения чертежа.
2.3. Как работать чертежными инструментами. Прямые линии сначала проводят вдоль кромки линейки или угольника без нажима твердым, остро заточенным карандашом, а затем обводят карандашом средней твердости. При этом карандаш немного наклоняют в сторону движения, как показано на рисунке 15. Горизонтальные линии проводят слева направо, вертикальные и наклонные — снизу вверх.
Рис. 15. Приемы проведении линий: а — горизонтальных; б — вертикальных; в — наклонных
Чтобы получить более четкие и ровные линии при обводке, карандаш по этим линиям можно вести повторно и в обратном направлении. Угольник при проведении вертикальных и наклонных линий передвигают вдоль кромки рейсшины или линейки слева направо, а при проведении горизонтальных линий —сверху вниз.
Для проведения дуг окружностей ножку циркуля ставят в центр. Циркуль вращают за головку большим и указательным пальцами в направлении движения часовой стрелки (рис. 16). Короткая ножка с карандашной вставкой и игла циркуля в рабочем положении должны быть параллельны между собой. Во время вращения циркуль можно немного наклонять вперед.
Рис. 16. Проведение окружности циркулем
При откладывании отрезков разметочным циркулем не следует на него сильно нажимать, чтобы не оставлять проколов на бумаге.
2.4. Оборудование рабочего места. От правильной подготовки рабочего места во многом зависит качество чертежа.
Свет на чертеж должен падать слева сверху. В этом случае тени от инструментов и рук не будут мешать работе.
Выполняя чертеж, следует сидеть прямо, не горбясь. Расстояние от глаз до чертежа должно быть примерно 300 мм,
У чертежной доски оставляют только те инструменты, которые нужны для работы в данное время. При этом готовальня, угольники, карандаши и резинка должны лежать справа, а книга— слева. Чертежная доска должна иметь небольшой наклон. В этом случае легче работать, так как не нужно сильно наклоняться над чертежом.
В конструкторских бюро чертежи выполняют с помощью чертежного прибора, который заменяет измерительную линейку, угольник и транспортир (рис. 17).
Рис. 17. Чертежный станок с прибором
Работа конструктора над чертежом весьма трудоемка. Поэтому в последнее время используют устройства, которые по заданной программе автоматически выполняют все графические построения. Такие автоматические устройства для выполнения чертежей называют графопостроителями.
Для построения чертежей применяют и электронно-вычислительные машины (ЭВМ). На смену чертежной доске все чаще приходит телеэкран (дисплей). Конструктор задает нужные данные, а ЭВМ осуществляет автоматический поиск наиболее рационального решения.
- Как подготовить к работе чертежный циркуль? Как проводят им дуги окружностей?
- Для чего нужна рейсшина? Как с ней работать?
- Как подготовить к работе карандаш? Какие бывают карандаши по твердости?
- Как правильно подготовить рабочее место для черчения?
В рабочей тетради по заданию учителя, пользуясь чертежными инструментами, проведите вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также окружности.
Указание к работе. Старайтесь проводить все линии одинаковой толщины. Красиво расположите группы линий на листе тетради.
Видео:2 3 проекция точки на конусеСкачать
Урок с применением мультимедийного курса «Путешествие в конструирование». Тема: «Виды прямых линий»
Тема урока: Виды прямых линий (вертикальная, горизонтальная, наклонная).
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – урок с использованием ИКТ
Место урока в учебном плане – 2-ой урок темы «Точки и линии»
Цель: Познакомить учащихся с различными видами прямых линий по их расположению в пространстве.
- Обучающая: сформировать представление о понятиях «горизонтальная линия», «вертикальная линия», «наклонная линия»; научить различать виды линий;
- Развивающая: развивать внимание, память, графические навыки и логическое мышление;
- Воспитывающая: воспитывать уважение к чужому мнению, толерантность.
Методы: наглядно – иллюстративный, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: цветные карандаши, линейка, простой карандаш, тетрадь, компьютеры. Мультимедийный курс «Путешествие в конструирование». Авторы Буримова И.И.,
Пономарева Ж.А., доска, рисунки для логической разминки.
1. Организационный момент – 1-2 мин.
2. Логическая разминка – 3-5 мин.
3. Актуализация опорных знаний – 8 мин.
4. Физминутка – 3 мин.
5. Объяснение нового материала – 9 мин.
6. Гимнастика для глаз – 2 мин.
7. Первичное закрепление – 10 мин.
8. Рефлексия (итог урока) – 3-4 мин.
9. Домашнее задание – 2 мин.
1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку.
2. Логическая разминка.
А) 10 с смотри на картинку. Нарисуй в тетради то, что запомнил.
Это задание направленно на активизацию внимания и позволяет ребенку включиться в работу.
Б) Не нарушая закономерности, нарисуй недостающий шарик.
Задание продолжает логическую разминку. Его материал активизирует визуальное восприятие детей. Кроме того, оно приводит учащихся к пониманию, что все изображенные фигуры состоят из линий, что является важным фактором для следующего этапа урока.
— Из чего состоят все изображенные фигуры? (Ответы детей: «Из линий».)
3. Актуализация опорных знаний.
Повторение материала, изученного на прошлых уроках.
— Какие виды линий вы знаете? (Ответы детей: «Кривые, прямые, замкнутые, спиральные, незамкнутые, пересекающиеся»). Примеры ответов на доске и в тетради.
— Продолжите фразу: «Любую линию можно провести…(Ответы детей: «…не отрывая карандаша от бумаги»)».
— Следующие несколько заданий мы с вами выполним при помощи компьютера.
(К началу урока учитель заранее подготавливает нужный материал: определяет нужные кадры с заданиями, прописывает путь ученика от содержания до нужного кадра с целью рационального использования рабочего времени)
Дети пересаживаются от рабочего стола за компьютеры. Учитель объясняет путь к заданиям в курсе «Путешествие в конструирование», дети выполняют указания учителя: кадр «Содержание» — кнопка «Фигуры» — заголовок «Плоские геометрические фигуры» — кнопка «Линия» — по правой навигационной стрелке три щелчка. (ПУТЬ: Содержание – Фигуры — Плоские геометрические фигуры – Линия — по правой стрелке 3 щелчка — 2 задания)
Выполняем первое задание (Найди лишнюю линию). При успешном выполнении задания ребенок переходит к следующему кадру с новым заданием (Разбей фигуры на две группы). После выполнения заданий учащиеся возвращаются в кадр «Содержание».
При выполнении заданий ребенок имеет возможность немедленно получить результат своей деятельности (обратная связь) в виде благодарности (при правильном выполнении работы) или установке на вторую попытку (слова «Подумай еще»). Учитель тем временем может контролировать правильность выполнения работы визуально и оценивать ее в журнале.
5. Объяснение нового материала.
На доске изображение цветных линий – кривых и прямых. Лучше, если прямых линий каждого вида учитель изобразит не меньше двух в разных местах доски. Это позволит убедиться, что дети отличают один вид прямых линий от другого при нахождении их на рисунке во время работы с новым материалом.
Проблемная ситуация, при решении которой дети выводят тему урока:
— На какие 2 группы можно разделить все нарисованные линии? (На прямые и кривые)
— С видами каких линий мы уже знакомы? ( Кривых)
— А о каких линиях мы еще мало знаем? (О прямых)
— Сделайте прогноз: чем мы с вами займемся на уроке сегодня? (Видами прямых линий)
— Совершенно верно. Мы познакомимся с различными видами прямых линий по их расположению в пространстве.
Для того, чтобы провести кривую линию нам достаточно… чего? (Карандаша). А чтобы начертить прямую линию достаточно ли одного карандаша?
( Нет. Необходим инструмент — линейка).
Работа детей в тетради:
— Начерти карандашом сверху вниз прямую линию. Эта прямая линия – вертикальная.
Найди на рисунке такую линию.
— Синим карандашом поставь точку слева от линии, а красным – справа. Запомни, где правая сторона, где – левая. Проведи через эти точки вертикальные линии того же цвета.
— Как ты думаешь, сколько вертикальных линий можно провести через одну точку? (Ответ детей: «Одну»)
— Существуют еще линии, которые называются горизонтальными. Они получили свое название от слова «горизонт». Горизонтальная линия проводится слева направо или справа налево.
— Найди на рисунке такую линию. Какого она цвета? (Ответ детей)
— Поставь над ней желтую точку, а под ней – зеленую. Проведи через них еще 2 разноцветные горизонтальные прямые.
— Есть ли еще на нашем рисунке прямые линии? (Ответ детей)
— Какого они цвета? (Ответ детей)
— Они вертикальные или горизонтальные? (Ответ детей)
— Как бы вы их назвали? (Ответ детей: «Наклонные»)
— Прямые не вертикальные и не горизонтальные, а слегка наклоненные, так и называются – наклонные.
— Начерти такие линии у себя в тетради.
6. Гимнастика для глаз.
7. Первичное закрепление.
Для оперативной проверки качества усвоения нового материала учитель прибегает к работе с компьютером, где используемые задания помогают отследить усвоение полученных знаний. Дети же получают возможность на практике применить новые знания.
Учащиеся пересаживаются за компьютеры и по команде учителя начинают работу: «Содержание» — «Плоские геометрические фигуры» — «Линии» — по правой стрелке четыре щелчка. Рассматривание информационных кадров (В зависимости от уровня подготовленности класса можно рассмотреть разное количество информационных кадров — от 1 до 5).
После фронтального разбора информационных кадров учащиеся выполняют три задания: «Раскрасить линии каждого вида в определенный цвет», «Горизонтальными линиями соединить картинки», «Вертикальными линиями соединить картинки». При правильном выполнении последних двух заданий предметы на картинках сближаются (используется анимация), что вызывает большое количество положительных эмоций у детей.
Работа с использованием ММК.
— Обратимся к компьютеру. ПУТЬ: 1 щелчок по правой стрелке – Виды прямых линий.
— Рассмотреть кадры с видами прямых линий. После разбора информационных кадров выполнить задания (3):
- Раскрасить линии каждого вида в определенный цвет.
- Горизонтальными линиями соединить картинки.
- Вертикальными линиями соединить картинки.
8. Рефлексия (Итог урока).
— Сегодня на уроке к своим знаниям мы добавили новые. Какие? (Идет обсуждение.)
— Давайте еще раз вспомним самое главное. (Дети называют виды прямых линий по их расположению в пространстве.)
— Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)
— У кого были затруднения?
— Удалось ли их преодолеть?
— Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
9. Творческое домашнее задание.
Сделать иллюстрацию к любимой сказке, используя изученные виды линий.
Видео:Задание 51. Как начертить ЛИНИЮ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРИЗМ.Скачать
1. Правила оформления чертежей
1.1. Понятие о стандартах ЕСКД. Если бы каждый инженер или чертежник выполнял и оформлял чертежи по-своему, не соблюдая единых правил, то такие чертежи были бы не понятны другим. Чтобы избежать этого, в СССР приняты и действуют государственные стандарты Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
Стандарты ЕСКД — это нормативные документы, которые устанавливают единые правила выполнения и оформления конструкторских документов во всех отраслях промышленности. К конструкторским документам относят чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, некоторые текстовые документы и пр.
Стандарты установлены не только на конструкторские документы, но и на отдельные виды продукции, выпускаемой нашими предприятиями. Государственные стандарты (ГОСТ) обязательны для всех предприятий и отдельных лиц.
Каждому стандарту присваивается свой номер с одновременным указанием года его регистрации.
Стандарты время от времени пересматривают. Изменения стандартов связаны с развитием промышленности и совершенствованием инженерной графики.
Впервые в нашей стране стандарты на чертежи были введены в 1928 г. под названием «Чертежи для всех видов машиностроения». В дальнейшем они заменялись новыми.
1.2. Форматы. Основная надпись чертежа. Чертежи и другие конструкторские документы промышленности и строительства выполняют на листах определенных размеров.
Для экономного расходования бумаги, удобства хранения чертежей и пользования ими стандарт устанавливает определенные форматы листов, которые обводят тонкой линией. В школе вы будете пользоваться форматом, размеры сторон которого 297X210 мм. Его обозначают А4.
Каждый чертеж должен иметь рамку, которая ограничивает его поле (рис. 18). Линии рамки — сплошные толстые основные. Их проводят сверху, справа и снизу на расстоянии 5 мм от внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией, по которой обрезают листы. С левой стороны — на расстоянии 20 мм от нее. Эту полоску оставляют для подшивки чертежей.
Рис. 18. Оформление листа формата А4
На чертежах в правом нижнем углу располагают основную надпись (см. рис. 18). Форму, размеры и содержание ее устанавливает стандарт. На учебных школьных чертежах вы будете выполнять основную надпись в виде прямоугольника со сторонами 22X145 мм (рис. 19, а). Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 19, б.
Рис. 19. Основная надпись учебного чертежа
Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной, и вдоль короткой стороны.
В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны листа.
Прежде чем начинать выполнение чертежа, лист прикладывают к чертежной доске. Для этого прикрепляют его одной кнопкой, например, в левом верхнем углу. Затем на доску кладут рейсшину и располагают верхний край листа параллельно ее кромке, как показано на рисунке 20. Прижав лист бумаги к доске, прикрепляют его кнопками сначала в правом нижнем углу, а затем в остальных углах.
Рис. 20. Подготовка листа к работе
Рамку и графы основной надписи выполняют сплошной толстой линией.
- Какие размеры имеет лист формата А4? На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии рамки чертежа? Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры. Рассмотрите рисунок 19 и перечислите, какие сведения в ней указывают.
1.3. Линии. При выполнении чертежей применяют линии различной толщины и начертания. Каждая из них имеет свое назначение.
Рис. 21. Линии чертежа
На рисунке 21 дано изображение детали, называемой валиком. Как видите, чертеж детали содержит разные линии. Для того чтобы изображение было всем понятно, государственный стандарт устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства. На уроках технического и обслуживающего труда вы уже применяли различные линии. Вспомним их.
- Сплошная толстая основная линия. Такую линию применяют для изображения видимых контуров предметов, рамки и граф основной надписи чертежа. Ее толщину (s) выбирают в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от величины и сложности изображений, от формата чертежа.
- Штриховая линия. Она применяется для изображения невидимых контуров предмета. На чертеже, приведенном на рисунке 21, а, штриховой линией показано неглубокое, невидимое на изображении отверстие, имеющее форму цилиндра.
Штриховая линия состоит из отдельных штрихов (черточек) приблизительно одинаковой длины. Длину каждого штриха выбирают от 2 до 8 мм в зависимости от величины изображения. Расстояние между штрихами в линии должно быть от 1 до 2 мм, но приблизительно одинаковое на всем чертеже. Толщина штриховой линии берется от s/3 до s/2.
Штрих пунктирная тонкая линия. Если изображение симметрично, как, например, на рисунке 21, а, то на нем проводят ось симметрии. Для этой цели используют штрихпунктирную тонкую линию. Эта линия делит изображение на две одинаковые части. Она состоит из длинных тонких штрихов (длина их выбирается от 5 до 30 мм) и точек между ними. Вместо точек допускается чертить коротенькие штрихи — протяжки — длиной 1 — 2 мм. Расстояние между длинными штрихами от 3 до 5 мм. Толщина такой линии от s/3 до s/2.
Штрихпунктирную тонкую линию используют и для указания осей вращения (как на рис. 21), центра дуг окружностей (центровые линии, рис. 22). При этом положение центра должно определяться пересечением штрихов, как на рисунке 22, а, а не точкой, как на рисунке 22, б.
Рис. 22. Проведение центровых линий: а —правильно; б — неправильно, концы осевых центровых линий должны выступать за контуры изображения предмета, но не более чем на 5 мм.
Сплошная тонкая линия. На изображении (рис. 21, а) вы видите еще одну линию — сплошную тонкую. Толщина ее от s/3 до s/2.
Она используется для проведения выносных и размерных линий (чертеж, приведенный на рисунке 21, содержит не все необходимые размеры).
Штрихпунктирная с двумя точками тонкая линия. При построении разверток используют штрихпунктирную с двумя точками тонкую линию для указания линии сгиба.
Рассмотрите рисунок 8 (в начале учебника). Такими линиями показаны места, по которым надо согнуть материал для приведенного на рисунке изделия.
В заключение следует отметить, что толщина линий одного и того же типа должна быть одинакова для всех изображений на данном чертеже.
Сведения о линиях чертежа даны на первом форзаце.
- Каково назначение сплошной толстой основной линии?
- Какая линия называется штриховой? Где она используется? Какова толщина этой линии?
- Где используется на чертеже штрихпунктирная тонкая линия? Какова ее толщина?
- В каких случаях на чертеже используют сплошную тонкую линию? Какой толщины она должна быть?
- Какой линией показывают на развертке линию сгиба?
На рисунке 23 вы видите изображение детали. На нем цифрами 1,2 и т. д. отмечены различные линии. Составьте в рабочей тетради таблицу по данному образцу и заполните ее.
Рис. 23. Задание для упражнений
ПРИМЕР № 1
Линии чертежа
Приготовьте лист чертежной бумаги формата А4. Вычертите рамку и графы основной надписи по размерам, указанным на рисунке 19. Проведите различные линии, как показано на рисунке 24. Можно выбрать и другое расположение групп линий на листе.
Рис. 24. пример № 1
Основную надпись можно расположить как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.
1.4. Шрифты чертежные. Размеры букв и цифр чертежного шрифта. Все надписи на чертежах должны быть выполнены чертежным шрифтом (рис. 25). Начертание букв и цифр чертежного шрифта устанавливается стандартом. Стандарт определяет высоту и ширину букв и цифр, толщину линий обводки, расстояние между буквами, словами и строчками.
Рис. 25. Надписи на чертежах
Пример построения одной из букв во вспомогательной сетке показан на рисунке 26.
Рис. 26. Пример построения буквы
Шрифт может быть как с наклоном (около 75°), так и без наклона.
Стандарт устанавливает следующие размеры шрифта: 1,8 (не рекомендуется, но допускается); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40. За размер (h) шрифта принимается величина, определяемая высотой прописных (заглавных) букв в миллиметрах. Высота буквы измеряется перпендикулярно к основанию строки. Нижние элементы букв Д, Ц, Щ и верхний элемент буквы Й выполняют за счет промежутков между строками.
Толщину (d) линии шрифта определяют в зависимости от высоты шрифта. Она равна 0,1h;. Ширину (g) буквы выбирают равной 0,6h или 6d. Ширина букв А, Д, Ж, М, Ф, X, Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ю больше этой величины на 1 или 2d (включая нижние и верхние элементы), а ширина букв Г, 3, С меньше на d.
Высота строчных букв примерно соответствует высоте следующего меньшего размера шрифта. Так, высота строчных букв размера 10 равна 7, размера 7 равна 5 и т. д. Верхние и нижние элементы строчных букв выполняются за счет расстояний между строками и выходят за строку на 3d. Ширина большинства строчных букв равна 5d. Ширина букв а, м, ц, ъ равна 6d, букв ж, т, ф, ш, щ, ы, ю — 7d, а букв з, с — 4d.
Расстояние между буквами и цифрами в словах принимают равным 0,2h или 2d, между словами и числами —0,6h или 6d. Расстояние между нижними линейками строк берут равным 1,7h или 17d.
Стандарт устанавливает и другой тип шрифта — тип А, более узкий, чем только что рассмотренный.
Высота букв и цифр на чертежах, выполненных в карандаше, должна быть не менее 3,5 мм.
Начертание латинского алфавита по ГОСТу показано на рисунке 27.
Рис. 27. Латинский шрифт
Как писать чертежным шрифтом. Оформлять чертежи надписями надо аккуратно. Нечетко сделанные надписи или небрежно нанесенные цифры разных чисел могут быть неправильно поняты при чтении чертежа.
Чтобы научиться красиво писать чертежным шрифтом, вначале для каждой буквы чертят сетку (рис. 28). После овладения навыками написания букв и цифр можно проводить только верхнюю и нижнюю линии строки.
Рис. 28. Примеры выполнения надписей чертежным шрифтом
Контуры букв намечают тонкими линиями. Убедившись, что буквы написаны правильно, обводят их мягким карандашом.
Для букв Г, Д, И, Я, Л, М, П, Т, X, Ц, Ш, Щ можно провести только две вспомогательные линии на расстоянии, равном их высоте А.
Для букв Б, В, Е, Н. Р, У, Ч, Ъ, Ы, Ь. Я между двумя горизонтальными линиями следует добавить посредине еще одну, но которой выполняют средние их элементы. А для букв 3, О, Ф, Ю проводят четыре линии, где средние линии указывают границы скруглений.
Для быстрого выполнения надписей чертежным шрифтом иногда пользуются различными трафаретами. Основную надпись вы будете заполнять шрифтом 3,5, название чертежа — шрифтом 7 или 5.
- Чему соответствует размер шрифта?
- Чему равна ширина прописных букв?
- Чему равна высота строчных букв размера 14? Чему равна их ширина?
- Выполните в рабочей тетради но заданию учителя несколько надписей. Можете, например, написать свою фамилию, имя, домашний адрес.
- Заполните основную надпись на листе графической работы № 1 следующим текстом: чертил (фамилия), проверил (фамилия учителя), школа, класс, чертеж № 1, название работы «Линии».
1.5. Как наносят размеры. Для определения величины изображенного изделия или какой-либо его части но чертежу на нем наносят размеры. Размеры разделяют на линейные и угловые. Линейные размеры характеризуют длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Угловой размер характеризует величину угла.
Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, но обозначение единицы измерения не наносят. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.
Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.
Правила нанесения размеров установлены стандартом. Некоторые из них вы уже знаете. Напомним их.
1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Для этого сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают (рис. 29, а). Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Какой должна быть стрелка, показано на рисунке 29, б. Выносные линии выходят за концы стрелок размерной линии на 1. 5 мм. Выносные и размерные линии проводят сплошной тонкой линией. Над размерной линией, ближе к ее середине, наносят размерное число.
Рис. 29. Нанесение линейных размеров
2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Так, на рисунке 29, в сначала нанесен размер 5, а затем 26, чтобы выносные и размерные линии на чертеже не пересекались. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм.
3. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак — кружок, перечеркнутый линией (рис. 30). Если размерное число внутри окружности не помещается, его выносят за пределы окружности, как показано на рисунке 30, в и г. Аналогично поступают при нанесении размера прямолинейного отрезка (см. рис. 29, в).
Рис. 30. Нанесение размера окружностей
4. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут прописную латинскую букву R (рис. 31, а). Размерную линию для указания радиуса проводят, как правило, из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны, упирающейся в точку дуги окружности.
Рис. 31. Нанесение размеров дуг и угла
5. При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла (рис. 31, б).
6. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят знак «квадрата» (рис. 32). При этом высота знака равна высоте цифр.
Рис. 32. Нанесение размера квадрата
7. Если размерная линия расположена вертикально или наклонно, то размерные числа располагают, как показано на рисунках 29, в; 30; 31.
8. Если деталь имеет несколько одинаковых элементов, то на чертеже рекомендуется наносить размер лишь одного из них с указанием количества. Например, запись на чертеже «3 отв. 0 10» означает, что в детали имеются три одинаковых отверстия диаметром 10 мм.
9. При изображении плоских деталей в одной проекции толщина детали указывается, как показано на рисунке 29, в. Обратите внимание, что перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит латинская строчная буква 5.
10. Допускается подобным образом указывать и длину детали (рис. 33), но перед размерным числом в этом случае пишут латинскую букву l.
Рис. 33. Нанесение размера длины детали
- В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?
- Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?
- Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями? между размерными линиями?
- Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?
- Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов?
Рис. 34. Задание для упражнений
- Перечертите в рабочую тетрадь, сохраняя пропорции, изображение детали, данное на рисунке 34, увеличив его в 2 раза. Нанесите необходимые размеры, укажите толщину детали (она равна 4 мм).
- Начертите в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм. Нанесите их размеры. Начертите дуги окружности с радиусами 40, 30, 20 и 10 мм и нанесите размеры.
1.6. Масштабы. В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например деталей самолета, корабля, автомашины, и очень мелких — деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Изображения крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооруженным глазом, невозможно вычертить в натуральную величину имеющимися чертежными инструментами. Поэтому при вычерчивании больших деталей их изображение уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.
Масштаб — это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.
Масштаб уменьшения—1:2; 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина—1:1.
Масштаб увеличения—2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.
Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.
Масштабы записывают так: M1:1; M1:2; M5:1 и т. д. Если масштаб указывают на чертеже в специально предназначенной для этого графе основной надписи, то перед обозначением масштаба букву М не пишут.
Следует помнить, что, в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные, т. е. те, которые должна иметь деталь в натуре (рис. 35).
Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.
- Для чего служит масштаб?
- Что называется масштабом?
- Какие вам известны масштабы увеличения, установленные стандартом? Какие вам известны масштабы уменьшения?
- Что означают записи: М1:5; М1:1; М10:1?
Рис. 35. Чертеж прокладки, выполненный в различных масштабах
ПРИМЕР № 2
Чертеж «плоской детали»
Выполните чертежи деталей «Прокладка» по имеющимся половинам изображений, разделенных осью симметрии (рис. 36). Нанесите размеры, укажите толщину детали (5 мм).
Работу выполните на листе формата А4. Масштаб изображения 2:1.
Указания к работе. На рисунке 36 дана лишь половина изображения детали. Вам нужно представить, как будет выглядеть деталь полностью, помня о симметрии, выполнить эскизно ее изображение на отдельном листе. Затем следует перейти к выполнению чертежа.
На листе формата А4 чертят рамку и выделяют место для основной надписи (22Х145 мм). Определяют центр рабочего поля чертежа и от него ведут построение изображения.
Вначале проводят оси симметрии, строят тонкими линиями прямоугольник, соответствующий общей форме детали. После этого размечают изображения прямоугольных элементов детали.
Рис. 36. пример № 2
Определив положение центров окружности и полуокружности, проводят их. Наносят размеры элементов и габаритные, т. е. наибольшие по длине и высоте, размеры детали, указывают ее толщину.
Обводят чертеж линиями, установленными стандартом: сначала — окружности, затем — горизонтальные и вертикальные прямые. Заполняют основную надпись и проверяют чертеж.
📺 Видео
Видеоуроки по КОМПАС 3D. Урок 2 Сопряжение линийСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Как начертить овал во фронтальной плоскостиСкачать