Треугольник культур ричарда льюиса

Пирамида Льюиса: население Земли по поведению делится на три группы — в какой из них вы?

Лингвист Ричард Льюис объездил 135 стран и поработал в 20 из них, но специалистом по межкультурному взаимодействию его сделали не только путешествия. Льюис годами изучал поведение людей, опросил почти 200 000 жителей 68 регионов и пришел к выводу — по поведению население планеты делится на три группы.

Моноактивные люди обдумывают свои поступки, берутся за одно дело и доводят его до конца. Они разделяют личную жизнь и карьеру, посвящают много времени работе, ценят факты, правду, логику и пунктуальность, в мимике и жестах умеренны. Это жители англоязычного мира и стран Северной Европы, включая скандинавов и немцев.

Реактивные люди подчеркнуто вежливы, терпеливы и не дают прямых ответов — предпочитают дипломатично от них уходить, больше слушают, чем говорят, прячут свои чувства. Для них главное — сохранить уважение и не потерять лицо. К этой группе относятся жители большинства стран Азии, кроме Индийского полуострова, чья культура гибридна.

Полиактивные люди делают несколько дел сразу. Они словоохотливы и экспрессивны, с богатой мимикой и жестами, часто перебивают собеседника, гибко понимают правду, в споре обезоруживают соперника эмоциями, а не фактами. Склонны планировать дела в общем, не детально. Это представители Южной Европы и многих славянских народов, арабских стран, Ближнего Востока, жители Индии и Пакистана.

Любопытно, что Россия, Словакия, Хорватия и Румыния поведенчески родственны и близки к полюсу эмоциональных «южан».

Треугольник культур ричарда льюиса

Человеку могут быть присущи черты всех трех типов культур, но у большинства, по утверждению Льюиса, есть основной — доминантный тип. При этом во многом культуру определяет и профессия: врачам и юристам важно уметь терпеливо слушать (реактивный тип), инженерам и бухгалтерам — оперировать фактами (моноактивный), работникам торговли — быть общительными (полиактивный) и так далее.

За находку благодарим телеграм-канал through the rabbit hole, а еще больше о теории Льюиса и о том, как ее применяют HR-специалисты, пишет портал Cross Culture.

Видео:ceh9 про Ричарда Льюиса || Ричард Льюис раскритиковал игроков Natus Vincere 2010Скачать

ceh9 про Ричарда Льюиса || Ричард Льюис раскритиковал игроков Natus Vincere 2010

Классификация деловых культур по Р.Д. Льюису

Значительный интерес для нас в этом плане представляет книга выдающегося британского лингвиста Ричарда Д. Льюиса «Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию», которая является практическим руководством по общению с представителями различных культур и стран.

Р.Д. Льюис возглавляет международный институт кросскультур- ного и языкового тренинга с филиалами в 30 странах. Среди клиентов его Центра такие гиганты современной мировой экономики, как «Дойче банк», «БМВ», «Жиллетт», «Нокия» и др. Сам Р.Д. Льюис говорит на 10 европейских и двух азиатских языках, в течение пяти лет он был домашним учителем императрицы Мичико и других членов императорской семьи Японии.

Свою книгу автор начинает с предисловия «Мы и Они», в котором без всяких комментариев приводит случай из своей практики. Он был руководителем английской языковой летней школы в Северном Уэллсе для взрослых слушателей из трех стран — Италии, Японии и Финляндии. Интенсивные занятия чередовались с вечерними развлечениями, а также экскурсиями по историческим и живописным местам.

Было запланировано восхождение на гору Сноудон в среду, но накануне лил сильный дождь. Около 10 часов вечера во время танцев к нему подошли финские студенты с предложением отменить экскурсию. Р.Д. Льюис согласился и объявил об отмене. Но его окружили протестующие итальянцы. Они стали эмоционально убеждать, что экскурсию отменять не стоит, она оплачена, а от мелкого дождика еще никто не умирал. Решили узнать мнение японцев. Те проявили большую тактичность: если итальянцы хотят в поход, то они с удовольствием присоединятся, но если путешествие отменят, они рады будут остаться и позаниматься лишний день. Итальянцы принялись высмеивать финнов, те хмурились, что-то бормотали и в конце концов согласились идти. Было объявлено, что экскурсия состоится. Дождь лил всю ночь и все утро. По расписанию автобус отправлялся в 8.30. В нем сидели 18 хмурых финнов, 12 улыбающихся японцев и ни одного итальянца. День был ужасным, дождь не прекращался, на вершине горы экскурсанты пообедали и побрели назад. Время было потеряно зря. К пяти часам вечера все вернулись домой, покрытые грязью, и увидели итальянцев, которые пили чай с шоколадным печеньем. Они благоразумно остались дома. Когда финны спросили их, почему, итальянцы ответили: «Так ведь шел дождь».

В данной ситуации ярко проявились национальные особенности каждой группы. Конечно, можно встретить вспыльчивых финнов, медлительных итальянцев, неприветливых японцев, однако, как подчеркивает автор, существует и «некая национальная норма» поведения людей.

Р.Д. Льюис условно разбивает культуры мира на три типа: моно- активные, полиактивные и реактивные.

Моноактивными исследователь называет культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписание, организовывать деятельность в определенной последовательности, занимаясь только одним делом в данный момент.

К типичным представителям такой культуры относятся американцы, англичане, немцы, швейцарцы, шведы, датчане и др. Они считают, что при линейной организации труда можно действовать более эффективно и добиться значительно больших результатов.

К полиактивным культурам принадлежат подвижные общительные народы (итальянцы, латиноамериканцы, арабы и др.), которые привыкли делать множество дел одновременно, нередко не доводя их до конца. Они планируют очередность дел не по расписанию, а по степени относительной привлекательности, значимости того или иного мероприятия в данный момент. Полиактивных людей не очень заботит пунктуальность. Они считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком, поэтому легко перестраиваются и часто меняют последовательность выполнения работ.

В полиактивной культуре, как и в моноактивной, основным способом коммуникации является диалог.

Когда вместе приходится работать людям, принадлежащим разным культурам, моноактивной и полиактивной, между ними может возникнуть взаимное непонимание, раздражение, что порой приводит к конфликтам, если одна из сторон не приспособится к другой. В книге приводится пример типичного поведения представителей разных культур в конкретной ситуации.

Как-то португалец Антонио (представитель полиактивной культуры) пригласил своего знакомого шведского бизнесмена Свена (представитель моноактивной культуры) поиграть в теннис. Свен был на теннисном корте в назначенный день и час (10.00) в полной спортивной форме. Антонио появился на полчаса позже в компании своего приятеля Карлоса, у которого он собирался купить участок земли. Это обсуждение они начали еще утром, но так как не успели его закончить, Антонио предложил Карлосу поехать с ним на корт и по дороге уточнить необходимые детали. Они продолжали переговоры, пока Антонио переодевался в теннисную форму, а Свен все это слушал. В 10.45 они вышли на корт, и Антонио продолжал говорить с Карлосом, одновременно перебрасываясь со Свеном мячами для разминки.

В этот момент прибыл другой знакомый Антонио — Педро, приехавший уточнить дату морской прогулки, назначенной на ближайшие выходные. Антонио извинился перед Свеном за то, что ему приходится на минутку отлучиться, и ушел с корта, чтобы переговорить с Педро. Поболтав с ним минут пять, Антонио закончил беседу с ожидавшим его Карлосом и в 11.00 вернулся на корт к ожидавшему его Свену, чтобы приступить к игре. Когда Свен заметил, что корт заказан только до 11.00, Антонио успокоил его, сказал, что заблаговременно продлил по телефону заказ до 12.00, так что никаких проблем нет.

Конечно, Свен был очень раздосадован таким ходом событий. Он привык тратить время моноактивно, последовательно переходя от одного дела к другому. Его расписание на этот день выглядело следующим образом: 8.00 — подъем, 9.00 — завтрак, 9.15 — переодевание в теннисную форму, 9.30 — поездка на теннисный корт, 10.00—11.00 — игра в теннис,

11.00—11.30 — пиво и душ, 12.15 — ленч, 14.00 — приход в офис и т.д. День для него оказался сломанным. Антонио же успел купить участок земли, поиграть в теннис, договориться о прогулке по морю, и все это до ленча. А то, что он нарушил график Свена, неважно, ведь указанное время — это только запись в дневнике и ее всегда можно изменить.

Реактивные (слушающие) культуры придают наибольшее значение вежливости и уважению. Представители этих культур — жители Японии, Китая, Тайваня, Сингапура, Кореи, Турции, Финляндии — предпочитают молча и спокойно слушать собеседника, осторожно реагируя на предложения другой стороны. Их считают лучшими в мире слушателями. Они организуют свою деятельность не по строгому и неизменному плану, а в зависимости от обстоятельств и происходящих изменений.

Практически они никогда не прерывают говорящего, а выслушав, не торопятся с ответом, не высказывают определенного мнения, пытаются прояснить намерения и ожидания говорящего.

В реактивных культурах предпочтительным способом общения является монолог — пауза — размышление — монолог. Большое значение придается именно паузе как изощреннейшей части разговора. Любопытно наблюдение Р.Д. Льюиса: если финнов спрашивают, что они думают по тому или иному вопросу, они начинают думать. Как и жители Востока, финны думают молча.

Представители реактивной культуры часто выражают свои мысли недомолвками, считая, что слушатель остальное дополнит сам, редко используют имена, что придает дискуссии безличный, неопределенный характер. Для Востока характерно отсутствие контакта глаз при общении. Восточная непроницаемость создает впечатление, будто обсуждение ни к чему не ведет. Сверхдолгое молчание и замедленные реакции заставляют западных людей думать, что их партнерам нечего сказать. А те порой просто не успевают полностью изложить свою точку зрения. Фактическое содержание их ответа — лишь малая часть его основного смысла. Поэтому туркам, японцам, финнам трудно выступать на международных встречах.

В процессе делового общения носители реактивной культуры нередко прибегают к излюбленной тактике — умалению своих достоинств, что, однако, совсем не связано со слабостью их позиции. Кроме того, они прекрасно владеют искусством невербальной коммуникации, редко бывают агрессивными и не стремятся к лидерству.

Автор дает совет, как вести себя при встрече с представителем реактивной культуры:

  • ? внимательно слушать;
  • ? понимать намерение собеседника;
  • ? некоторое время хранить молчание, чтобы оценить значение сказанного;
  • ? затем задавать уточняющие вопросы;
  • ? конструктивно реагировать;
  • ? поддерживать определенную степень непроницаемости;
  • ? уметь приспосабливаться к сильным сторонам и достижениям партнера.

Интерес вызывает приведенная в книге таблица, в которой перечисляются общие характерные черты моноактивных, полиактивных и реактивных культур. Знакомство с ними позволит лучше понять своего зарубежного партнера и эффективнее построить взаимоотношения с ним. Приводим эту таблицу полностью (табл. 1).

Видео:Чужие Миры Документальный Фильм National Geographic Full HD 2021Скачать

Чужие Миры Документальный Фильм National Geographic Full HD 2021

Треугольник культур Ричарда Льюиса

Выступала сегодня на саммите «Секреты адаптации в новой стране», организованном Zagran.me, где меня попросили рассказать о построении отношений в межкультурных семьях.

Говорили об основных психологических механизмах, лежащих в основе эффективного взаимодействия. Обсудили механизм социальной категоризации, этноцентризм, особое внимание участников привлекло обсуждение различных моделей культур.

Сегодня существует большое количество классификаций. Среди классиков – Герд Хофстед, Эдвард Холл. Мне было приятно представить работу современного британского ученого Ричарда Льюиса, модель которого основана на индивидуальных интервью более 50 000 руководителей и ответах 150 000 онлайн респондентов из 68 странах мира.

Основываясь на особенностях поведения представителей разных культур, Ричард Льюис выделяет три основных вектора.

  • Моноактивные люди (task-oriented) — ориентированы прежде всего на выполнение задачи. Они концентрируются на одном деле в один момент времени, что для них важнее дипломатии. Сдержанные и немногословные, предпочитают факты, логику, пунктуальность. Представителями такого типа культур являются, как правило, англоязычные страны: Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Северная Европа и Скандинавия.
  • Полиактивные (people-oriented) – ориентированные на людей, словоохотливы и общительны. Способны делать несколько дел одновременно, информацию получают от людей, эмоциональны, гибко относятся к правде. Представители: Южная Европа, Арабские страны, Ближний Восток, Индия, Пакистан, многие славянские культуры.
  • Реактивные (respect-oriented) — интровертивны, прежде всего ориентированы на сохранение уважения. Планируя, концентрируются на картине целиком, а детальному планированию предпочитают реагирование на действия партнеров. Вежливы и не прямы в общении. Терпеливы, скрывают эмоции. Никогда не идут на конфликт и ни при каких обстоятельствах не должны «потерять лицо». Для них дипломатия важнее правды. К реактивному типу культур относятся представители большинства Азиатских стран, исключая Индийский полуостров (представители которого проявляют гибридные характеристики полиактивных и реактивных культур).

Треугольник культур ричарда льюиса

Каждому человеку свойственны характеристики всех трех типов культур, однако большинство людей могут определить свой основной, доминантный тип поведения*.

  • К какому типу культуры вы относите себя?
  • К какому типу культуры относится ваш партнер?

Воспользуйтесь схемой выше и определите приблизительную координату, где каждый из вас находится.

  • Что вам нужно сделать, какие навыки и знания обрести, чтобы приблизиться к культуре партнера?
  • А какие шаги навстречу может сделать он?

Данная модель широко используется в бизнес среде для создания эффективных мультикультурных команд и международных бизнесов.

* Профессия оказывает сильное влияние на тип культуры индивидуума. Например, инженеры и бухгалтера должны проявлять свойства моноактивных культур в рабочем пространстве вне зависимости от того, в какой культуре они живут; торговые представители как правило проявляют черты полиактивных культур, врачи и юристы — реактивных.

🎦 Видео

Треугольник культур Ричарда Льюиса. Классификация.Скачать

Треугольник культур Ричарда Льюиса. Классификация.

Свитки Мёртвого моря | Взрывая историю | DiscoveryСкачать

Свитки Мёртвого моря | Взрывая историю | Discovery

Подводный Помпеи | Взрывая историю | DiscoveryСкачать

Подводный Помпеи | Взрывая историю | Discovery

Неизведанные острова Индонезии | Страна вулканов | DiscoveryСкачать

Неизведанные острова Индонезии | Страна вулканов | Discovery

Седьмое чудо света | Взрывая историю | DiscoveryСкачать

Седьмое чудо света | Взрывая историю | Discovery

Надеждин: путь к выборам. Кто сбил Ил-76. У кого отберут имущество? Гибель кота Твикса. СмольяниновСкачать

Надеждин: путь к выборам. Кто сбил Ил-76. У кого отберут имущество? Гибель кота Твикса. Смольянинов

Кросс-культурные знания в контексте саморазвития (Светлана Кузнецова)Скачать

Кросс-культурные знания в контексте саморазвития (Светлана Кузнецова)

Подкаст "Skills as the Currency in Labour Market" - Татьяна ЕфремцеваСкачать

Подкаст "Skills as the Currency in Labour Market" - Татьяна Ефремцева

Документальный фильм динозавры начало времён l Документальный Фильм National Geographic 2020Скачать

Документальный фильм динозавры начало времён l Документальный Фильм National Geographic 2020

Межкультурная коммуникация. Часть 1. Понятие и модели культуры.Скачать

Межкультурная коммуникация. Часть 1. Понятие и модели культуры.

ПанкКаст №3: Почему мы любим психов и маньяков? Faust 21 Century и Ася Занегина ПодкастСкачать

ПанкКаст №3: Почему мы любим психов и маньяков? Faust 21 Century и Ася Занегина  Подкаст

Интеллектуальное сопротивление колониализму в дореволюционной российской и в советской культуреСкачать

Интеллектуальное сопротивление колониализму в  дореволюционной российской и в советской культуре

Исторические курьезы - Вильгельм и РичардСкачать

Исторические курьезы - Вильгельм и Ричард

ХофстедеСкачать

Хофстеде

Культура делового общенияСкачать

Культура делового общения

Введение в теорию межкультурной коммуникации (Шангаева Н.К.) - 5 лекцияСкачать

Введение в теорию межкультурной коммуникации (Шангаева Н.К.) - 5 лекция

Интеллигенция Серебряного века. Из курса «Петербург накануне революции»Скачать

Интеллигенция Серебряного века. Из курса «Петербург накануне революции»
Поделиться или сохранить к себе: