Анастасия Кириченко
Урок геометрии в 10 классе по теме «Некоторые сведения из планиметрии. Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью»
Урок №2. Некоторые сведения из планиметрии.
(Две теоремы об отрезках, связанных с
окружностью.)
•Образовательные: рассмотреть соотношение отрезков, связанных с окружностью; формировать навык чтения чертежей.
•Развивающие: развить воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, математическую речь, память, внимание, умение делать выводы и обобщение.
•Воспитательные: воспитать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
- Ход урока.
- Углы и отрезки, связанные с окружностью. презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Отрезки и прямые, связанные с окружностью. Теорема о бабочке
- Отрезки и прямые, связанные с окружностью
- Свойства хорд и дуг окружности
- Теоремы о длинах хорд, касательных и секущих
- Доказательства теорем о длинах хорд, касательных и секущих
- Теорема о бабочке
- 📽️ Видео
Видео:11 класс, 41 урок, Две теоремы об отрезках, связанных с окружностьюСкачать
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
1) Свойство пересекающихся хорд.
Теорема: Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одной хорды равно произведению отрезков второй хорды
Дано: окружность (O; R);
Доказать: AМ * BМ = CМ * DМ.
Доказательство: Рассмотрим треугольники ADМ и CBМ. Их углы A и C равны, так как они вписанные и опираются на одну и ту же дугу BD. По аналогичной причине D = B. Поэтому треугольники ADМ и CBМ подобны (по второму признаку подобия треугольников). Таким образом, DМ/BМ = AМ/CМ, или
AМ * BМ = CМ * DМ. Теорема доказана.
2) Свойство касательной и секущей, проведенных к окружности из одной точки.
Теорема: Если к окружности из одной точки проведены касательная и секущая, то квадрат отрезка касательной равен произведению отрезка секущей на его внешнюю часть
Дано: окружность (O; R);
Доказать: AK2 = ABAC.
Доказательство: Проведем отрезки ВK и СK. Треугольники ВKА и KСА подобны по второму признаку подобия треугольников: угол А у них общий, а углы ВKА и С равны, так как каждый из них измеряется половиной дуги ВK (угол ВKА — это угол между касательной и хордой, а угол С – вписанный). Поэтому АK/АС = АВ/АK, или AK2 = ABAC. Теорема доказана.
3. Решение задач.
1. Хорды АВ и СД пересекаются в точке Е. Найти ЕД, если
б) АЕ=16, ВЕ=9, СЕ=ЕД.
2. Диаметр АА1 окружности перпендикулярен к хорде ВВ1 и пересекает её в точке С. Найти ВВ1, если АС=4см, СА1=8см.
3. Через точку А проведены касательная АВ (В- точка касания) и секущая, которая пересекает окружность в точках С и Д. Найти СД, если
4. Две окружности пересекаются в точках A и B; MN — общая касательная к ним. Докажите, что прямая AB делит отрезок MN пополам.
5. Из внешней точки проведены к окружности секущая длиной 12 см и касательная, длина которой составляет 2/3 внутреннего отрезка секущей. Определить длину касательной.Ответ: 6
Домашнее задание. П. 86, № 820
Открытый урок по математике в 4 классе по теме «Единицы массы. Тонна и центнер» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Любовшанская средняя общеобразовательная школа Открытый урок по математике на.
Урок биологии по теме «Класс Млекопитающие» в 7 классе Тема урока: «Класс млекопитающие». Цель: формирование понятия об особенностях организации млекопитающих, позволивших им занять все основные.
Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» — памятник древнерусской литературы» Цели: дать обучающимся представление о житие; продолжать знакомить детей с многообразием творчества русского народа, расширять кругозор.
Урок математики в 3 классе специальной коррекционной школы 8 «Закрепление изученного материала по теме «Умножение числа 2» Продолжительность урока: 40 минут Место проведения: 3 специальный (коррекционный) класс Количество учащихся в классе: 5 Предмет: математика.
Урок математики в 4 классе по теме «Деление на трехзначное число» Тема: Деление на трехзначное число Цель: закрепление умения делить многозначные числа на трехзначное с использованием алгоритма деления.
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [н], [н’], буквы Н, н» Тема: Звуки [н], [н’], буквы Н, н. Цели: — познакомить учащихся с сонорными согласными звуками [н], [н’] и буквами Н н; — учить давать им.
Урок письма в 4 классе для детей с интеллектуальными нарушениями по теме «Восклицательный знак в конце предложения» Цели: 1. Учиться употреблять в устной и письменной речи восклицательные предложения. Учиться выразительному чтению восклицательных предложений.
Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.
Урок математики в 1 классе в форме урока-путешествия «Четвертая математическая галактика» по теме «Прибавление числа 4» Урок – путешествие «Четвертая математическая галактика» по теме «Прибавление числа 4» Цель: 1) образовательная – учить выполнять сложение.
Урок географии в 7 классе «Обобщающее повторение по теме «Северная Америка» Урок географии в 7 классе ТЕМА: Обобщающее повторение по теме «Северная Америка» ЦЕЛИ: 1. Повторение, обобщение и систематизация знаний.
Видео:Теоремы об отрезках, связанных с окружностью. Урок 22. Геометрия 11 классСкачать
Углы и отрезки, связанные с окружностью.
презентация к уроку по геометрии (10 класс) на тему
Первый урок по геометрии в 10 классе по теме «Некоторые сведения из планиметрии».
Видео:Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no_1._g10_glava_viii.rar | 548 КБ |
Видео:Геометрия 8 класс (Урок№28 - Свойства хорд окружности.)Скачать
Предварительный просмотр:
Аннатация к презентации урока № 1
- Устная работа. Слайды № 4 — № 8
- Что такое радиус?
- Что такое диаметр?
- Что такое хорда?
- Что такое касательная?
- Что такое секущая?
- Что такое дуга?
- Какой угол называется центральным углом окружности?
- Какой угол называется вписанным?
- Сформулировать теорему о центральном угле.
- Сформулировать теорему о вписанном угле.
- Изучение нового материала. Слайды № 9 — № 15
- Угол между касательной и хордой.
- Две теоремы об отрезках, связанных с окружностью.
- Углы с вершинами внутри и вне круга.
- Закрепление нового материала. Слайды № 16 — № 21.
- Решение задач по готовым чертежам. Слайды № 16 — № 20.
Действия ученика: решая задачу с места комментируя каждый шаг действия и оформляя задачи в тетрадь.
Действия учителя: проверять комментарии ученика и находить и исправлять ошибки совместно с учеником.
- Решение задач по учебнику. Слайд № 21.
Действия ученика: один ученик решает задачу у доски под присмотром учителя, а остальные в тетради.
Действия учителя: проверять записи находить и исправлять ошибки.
Ученик отвечает с места.
- Домашнее задание. Слайд № 23.
Видео:Две теоремы об отрезках, связанных с окружностьюСкачать
Отрезки и прямые, связанные с окружностью. Теорема о бабочке
Отрезки и прямые, связанные с окружностью |
Свойства хорд и дуг окружности |
Теоремы о длинах хорд, касательных и секущих |
Доказательства теорем о длинах хорд, касательных и секущих |
Теорема о бабочке |
Видео:Теорема об отрезках хорд и секущихСкачать
Отрезки и прямые, связанные с окружностью
Фигура | Рисунок | Определение и свойства | ||||||||||||||||||||||||||
Окружность | ||||||||||||||||||||||||||||
Круг | ||||||||||||||||||||||||||||
Радиус | ||||||||||||||||||||||||||||
Хорда | ||||||||||||||||||||||||||||
Диаметр | ||||||||||||||||||||||||||||
Касательная | ||||||||||||||||||||||||||||
Секущая |
Окружность |
Множество точек плоскости, находящихся на одном и том же расстоянии от одной точки — центра окружности
Конечная часть плоскости, ограниченная окружностью
Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности
Отрезок, соединяющий две любые точки окружности
Хорда, проходящая через центр окружности.
Диаметр является самой длинной хордой окружности
Прямая, имеющая с окружностью только одну общую точку.
Касательная перпендикулярна к радиусу окружности, проведённому в точку касания
Прямая, пересекающая окружность в двух точках
Видео:Геометрия. Углы и отрезки, связанные с окружностью.Скачать
Свойства хорд и дуг окружности
Фигура | Рисунок | Свойство |
Диаметр, перпендикулярный к хорде | Диаметр, перпендикулярный к хорде, делит эту хорду и стягиваемые ею две дуги пополам. | |
Диаметр, проходящий через середину хорды | Диаметр, проходящий через середину хорды, перпендикулярен к этой хорде и делит стягиваемые ею две дуги пополам. | |
Равные хорды | Если хорды равны, то они находятся на одном и том же расстоянии от центра окружности. | |
Хорды, равноудалённые от центра окружности | Если хорды равноудалены (находятся на одном и том же расстоянии) от центра окружности, то они равны. | |
Две хорды разной длины | Большая из двух хорд расположена ближе к центру окружности. | |
Равные дуги | У равных дуг равны и хорды. | |
Параллельные хорды | Дуги, заключённые между параллельными хордами, равны. |
Диаметр, перпендикулярный к хорде |
Диаметр, перпендикулярный к хорде, делит эту хорду и стягиваемые ею две дуги пополам.
Диаметр, проходящий через середину хорды, перпендикулярен к этой хорде и делит стягиваемые ею две дуги пополам.
Если хорды равны, то они находятся на одном и том же расстоянии от центра окружности.
Если хорды равноудалены (находятся на одном и том же расстоянии) от центра окружности, то они равны.
Большая из двух хорд расположена ближе к центру окружности.
У равных дуг равны и хорды.
Дуги, заключённые между параллельными хордами, равны.
Видео:Урок 10. Углы и отрезки, связанные с окружностью.Скачать
Теоремы о длинах хорд, касательных и секущих
Фигура | Рисунок | Теорема | ||||||||||||||||
Пересекающиеся хорды | ||||||||||||||||||
Касательные, проведённые к окружности из одной точки | ||||||||||||||||||
Касательная и секущая, проведённые к окружности из одной точки | ||||||||||||||||||
Секущие, проведённые из одной точки вне круга |
Пересекающиеся хорды | ||
Касательные, проведённые к окружности из одной точки | ||
Касательная и секущая, проведённые к окружности из одной точки | ||
Секущие, проведённые из одной точки вне круга | ||
Пересекающиеся хорды |
Произведения длин отрезков, на которые разбита каждая из хорд, равны:
Если к окружности из одной точки проведены две касательных, то длины отрезков касательных от этой точки до точек касания с окружностью равны.
Видео:Углы, связанные с окружностьюСкачать
Доказательства теорем о длинах хорд, касательных и секущих
Теорема 1 . Предположим, что хорды окружности AB и CD пересекаются в точке E (рис.1).
Тогда справедливо равенство
Доказательство . Заметим, что углы BCD и BAD равны как вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу. Углы BEC и AED равны как вертикальные. Поэтому треугольники BEC и AED подобны. Следовательно, справедливо равенство
откуда и вытекает требуемое утверждение.
Теорема 2 . Предположим, что из точки A , лежащей вне круга, к окружности проведены касательная AB и секущая AD (рис.2).
Точка B – точка касания с окружностью, точка C – вторая точка пересечения прямой AD с окружностью. Тогда справедливо равенство
Доказательство . Заметим, что угол ABC образован касательной AB и хордой BC , проходящей через точку касания B . Поэтому величина угла ABC равна половине угловой величины дуги BC . Поскольку угол BDC является вписанным углом, то величина угла BDC также равна половине угловой величины дуги BC . Следовательно, треугольники ABC и ABD подобны (угол A является общим, углы ABC и BDA равны). Поэтому справедливо равенство
откуда и вытекает требуемое утверждение.
Теорема 3 . Предположим, что из точки A , лежащей вне круга, к окружности проведены секущие AD и AF (рис.3).
Точки C и E – вторые точки пересечения секущих с окружностью. Тогда справедливо равенство
Доказательство . Проведём из точки A касательную AB к окружности (рис. 4).
Точка B – точка касания. В силу теоремы 2 справедливы равенства
откуда и вытекает требуемое утверждение.
Видео:Математика | 5 ЗАДАЧ НА ТЕМУ ОКРУЖНОСТИ. Касательная к окружности задачиСкачать
Теорема о бабочке
Теорема о бабочке . Через середину G хорды EF некоторой окружности проведены две произвольные хорды AB и CD этой окружности. Точки K и L – точки пересечения хорд AC и BD с хордой EF соответственно (рис.5). Тогда отрезки GK и GL равны.
Доказательство . Существует много доказательств этой теоремы. Изложим доказательство, основанное на теореме синусов, которое, на наш взгляд, является наиболее наглядным. Для этого заметим сначала, что вписанные углы A и D равны, поскольку опираются на одну и ту же дугу. По той же причине равны и вписанные углы C и B . Теперь введём следующие обозначения:
Воспользовавшись теоремой синусов, применённой к треугольнику CKG , получим
Воспользовавшись теоремой синусов, применённой к треугольнику AKG , получим
Воспользовавшись теоремой 1, получим
Воспользовавшись равенствами (1) и (2), получим
Проводя совершенно аналогичные рассуждения для треугольников BGL и DGL , получим равенство
откуда вытекает равенство
что и завершает доказательство теоремы о бабочке.
📽️ Видео
Правильные многоугольники. Геометрия 9 класс | Математика | TutorOnlineСкачать
Урок1. Углы и отрезки, связанные с окружностью.Скачать
Углы, связанные с окружностьюСкачать
Стереометрия 10 класс. Часть 1 | МатематикаСкачать
Теорема о секущей и касательной, о секущих, о пересекающихся хордах | Теоремы об окружностях - 1Скачать
Пойми Этот Урок Геометрии и получай 5-ки — Касательная и ОкружностьСкачать
Окружность вписанная в треугольник и описанная около треугольника.Скачать
Угол между прямыми в пространстве. 10 класс.Скачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Теорема о произведении отрезков пересекающихся хорд.Скачать