Предмет: наглядная геометрия.Презентация «Орнамент — ловкий циркуль» для учащихся 5-х (6-х) классов.
Построение орнамента при помощи циркуля и линейки, 6 образцов и композиции. Учащиеся учатся технике работы с чертежными инструментами и развивают образное мышление в игровой форме. Возможность вариантов раскраски, составления своего орнамента. Не включены работы учащихся и карточки-задания.
Впервые презентация опубликована в 2010 г. (личная страница) на Интернет-портале https://proshkolu.ru
Источник: Ловкий циркуль. Пайкен Инна-Майя Олевовна. Киев, «Вэсэлка», 1988
- Просмотр содержимого документа «Орнамент — ловкий циркуль»
- Как начертить узоры из окружностей
- Орнамент с помощью циркуля
- Как рисовать циркулем?
- Спирограф
- Построение орнаментов. Использование окружностей.
- Рисунок из кругов для детей: 1 класс, 2 класс (картинки и раскраски)
- Конспект урока » Орнамент в круге, овале» (5 класс)
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- 📺 Видео
Просмотр содержимого документа
«Орнамент — ловкий циркуль»
содержит в неявном виде
наиболее древнюю часть
Волошина Н.Н., 2010
Разделочные доски, подушки, ковры и …
- Циркуль поможет не только на уроках геометрии и черчения.
- С его помощью можно подготовить прекрасные подарки: разделочные доски, орнаментом можно украсить книжные закладки, расшить домашние тапочки, кухонные подхватки и подставки, полотенце или платочки, сделать елочные украшения и т.д.
- Орнаменты составляются с помощью семейств концентрических окружностей, деления окружности
на 3, 6 и 12 равных частей.
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
- Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы.
- То же повтори из второго центра.
- Проследи, как постепенно образуется симметричный орнамент.
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
* Не меняя радиуса,
на этой окружности
и снова нарисуй окружность.
* Точки их пересечения станут центрами новых окружностей.
* Внутри основного круга постепенно возникает цветок.
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ
- Если центры расположить симметрично и из каждого строить окружности разного радиуса, может получиться
по прямой линии.
изменить радиусы так,
Волошина Н.Н., 2010
3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ
Волошина Н.Н., 2010
можно получить необычный орнамент – Каскад.
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
- Если перемещать центры окружностей по прямой линии
и при этом изменять радиусы так, чтобы
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
* Проведи прямую линию 1.
* Разместив на ней центры так,
удастся плавно соединить окружности.
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
7. Пример, как можно использовать разные принципы построения узоров
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
3. КОВЕР – ЛЕПЕСТКИ
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Волошина Н.Н., 2010
Временно отсутствуют в данном варианте
Волошина Н.Н., 2010
Спасибо за внимание!
Алматы, КГУ «ШГ № 5»
Ловкий циркуль Пайкен Инна-Майя Олевовна Киев «Вэсэлка» 1988
Видео:Построение узора из окружностей.Скачать
Как начертить узоры из окружностей
Видео:Рисунок гелевой ручкой|Рисунок циркулем|Рисуем узоры гелевой ручкой|Рисунок цветными карандашамиСкачать
Орнамент с помощью циркуля
Однажды в детстве я листал мамин школьный альбом по рисованию. И поразился очень красивым узорам в кругах. Оказалось, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Маминого альбома сейчас уже не найти, есть только мои детские рисунки на эту тему (отсканил):
Видео:Окружность. Круг. 5 класс.Скачать
Как рисовать циркулем?
Вот простая пошаговая инструкция:
- Рисуем окружность
- Не меняя радиуса (!) циркуля, втыкаем его в любую точку на окружности
- Из этой точки проводим циркулем внутри круга (линия должна пройти через центр круга!)
- Втыкаем циркуль в новое место пересечения
- Опять рисуем часть окружности
- Продолжаем, и вот он — первый лепесток 😃
- Рисуем круги из всех точек пересечения, получаем цветок
- Теперь можно всё повторить, начиная из другой точки (на рисунке она зелёная)
- Больше повторов — больше красоты
- Можно ограничить область рисования дополнительным кружочком
В процессе вам может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°.
Можно обойтись только циркулем, если вы умеете находить середину отрезка:
• Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
• Проводим прямую через их пересечение
Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей.
Видео:Красивое деление окружности на 20 частей циркулемСкачать
Спирограф
Про мамины рисунки я вспомнил, когда увидел китайскую линейку для рисования узоров — там используется похожий принцип. Движения очень простые, а красота неописумая!
И пример узоров, которые можно ею нарисовать:
Видео:Окружность и круг | Математика 5 класс #22 | ИнфоурокСкачать
Построение орнаментов. Использование окружностей.
Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что же получится, если вращать при этом круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получим розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).
На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.
Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей. В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известная как свастика:
Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:
Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:
Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:
А если их всего два, то легко построить фигуру, известную как древний восточный символ единства противоположных сущностей — Инь и Ян:
Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните внимательно на следующий пример. Каждый из четырех кругов внутри этого орнамента получен путем горизонтального и вертикального сдвига соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.
Сдвигая круги и кольца только по горизонтали легко получить звенья одной цепи.
Изменяя диаметры колец, нетрудно получить довольно сложные переплетения.
Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной сеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.
Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.
Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. — СПб.: Кристалл, 1998 г.
Видео:Школа для родителей. Циркуль, окружность, радиус, диаметр.Скачать
Рисунок из кругов для детей: 1 класс, 2 класс (картинки и раскраски)
Рисунок из геометрической формы «круг» — одно из тех заданий, которые могут быть выполнены в подготовительных классах детского сада или начальных классах на уроках ИЗО или технологии.
Каждый из вариантов рисунка представлен в виде раскраски, затем изображение уже заполнено цветом. В зависимости от задания вы можете либо распечатать раскраску из кругов или выполнить рисунок из кругов по образцу. Картинки из кругов разовьют умение представлять целое по частям, а из частей собирать целое.
Рисунок из кругов для детей: 1 класс, 2 класс (картинки и раскраски)
Видео:Узор из окружностейСкачать
Конспект урока » Орнамент в круге, овале» (5 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Видео:Математика 5 класс (Урок№26 - Окружность и круг. Сфера и шар.)Скачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Информационно-технологическая карта урока
Раздел тематического планирования
Технологии изготовления предмета труда
2.2.1 Орнаментальное искусство
ФИО учителя: Пилявская Т.Ю.
Орнамент в круге, овале.
Особенности расположения узоров и композиций.
5.2.1.1.5 з нать и использовать инструменты (ножницы, циркуль) , приспособления (линейка) , используемые в изготовлении орнамента;
5.2.1.1.9 различать и называть цвета красок, подбирать гармонические сочетания цветов в декоративной росписи;
5.2.1.1.10 закрашивать элементы орнамента красками , соблюдая контуры рисунка, направление штрихов;
5.2.1.1.11 выполнять построение замкнутого орнамента (в квадрате, ромбе, круге, овале);
5.2.1.1.12 уметь использовать симметрию, пропорции, чередующиеся элементы в составлении орнаментов;
Цели обуче-ния, которые достигаются на данном уроке
Ознакомить учащихся с замкнутым орнаментом, заполняющим круг, овал.
Закрепить знания детей о симметрии, пропорции, художественной выразительности.
Совершенствовать умения составления узора одинаковыми или чередующими элементами.
Развивать умения ориентироваться в задании, планировать работу и анализировать выполненную работу.
Развивать у учащихся умения пользоваться ножницами, линейкой и карандашом.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, гибкость и ловкость пальцев, пространственное и творческое воображение, произвольное внимание, зрительную память, глазомер, тактильные анализаторы, абстрактное и образное мышление, активную связную диалогическую речь, долговременную память, пространственную ориентировку, чувство цвета и его преобразование, чувство ритма и меры, наблюдательность, творческую деятельность.
Формировать у детей прочные умения и навыки пространственных и временных понятий.
Формировать терпение, усидчивость, стремление доводить до конца начатое дело, самостоятельность, интерес к составлению собственных сюжетов и композиций.
Поддерживать интерес учащихся к творческому воспроизведению изделия в разной технике.
Расширять кругозор учащихся, словарный запас, понимание художественных терминов.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Воспитывать художественный вкус в процессе правильного и гармоничного расположения элементов на плоскости и в пространстве.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, навыки взаимопомощи.
Воспитывать любовь к труду, усидчивость, самостоятельность, аккуратность в выполнении работы, эстетический вкус, экономию материала.
иллюстрации, образцы аппликаций орнамента
ножницы, бумага (плотная), бумага для фона, цветная бумага, картон, карандаши (простые, цветные), стирательная резинка, клей, кисточки, рабочие коробки, рабочая одежда
(повторение, сообщение новых сведений, закрепление, практическая работа).
зооморфный, антропоморфный, орнамент, симметрия, ассиметрия, композиция, ритм, мотив, раппорт, розета, бордюр
После каждого ответа учащихся поощрять положительными эмоциями, показывать, как хорошо они справляются с выполнением задания, если есть ошибки, указать на них и проанализировать их причины, способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся, создание благоприятной учебной атмосферы
Применяются следующие приёмы: «Чистый родник», фронтальный (формативный) опрос, метод «Мозговой штурм», коллективная и индивидуальная работа, «Обратная связь», «Вопрос-ответ», «Рассуждаем вместе», «Рефлексия по кругу», «Большой палец», «Таблица ЗУХ», рефлексия — «Светофор»
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Дифферен-цирован-ный подход к ученикам
I . Психолого-педагогический настрой
Подготовка учащихся к занятию
Подготовка рабочих мест
Сообщение темы и цели занятия
Стратегия «Чистый родник»
Цель: задать позитивный настрой на урок
Задание: У вас на партах лежат карточки «Настроение родника», вы должны найти в списке имя прилагательное, которое будет описывать ваше желание и настроение, объясните свой выбор.
Ученики 1-2, 3 тип. группы
Что такое орнамент?
Какие элементы применяются в орнаменте ?
Какие виды орнаментов вы знаете?
Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?
Что называется симметрией в искусстве?
Что такое плоскость симметрии?
Как выполняется симметричная фигура (деталь)?
Какие виды симметрии в орнаменте вы знаете?
Что такое мотив?
Что такое раппорт узора?
Что такое бордюр?
Что такое розета?
Что такое композиция в орнаменте ?
От чего зависит цветовое решение орнамента?
Какие бывают орнаменты?
Как изображаются природные формы в орнаменте?
От чего зависит характер орнамента?
Учащиеся 1-2 группы -отвечают самостоя-тельно,
3 группы – с помощью учителя
III . Сообщение новых сведений
Орнамент в круге, овале.
Особенности расположения узоров и композиций.
Метод «Мозговой штурм» (актуализация знаний, опыта учащихся)
А родня – одни блины. (круг)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно —
На вид орнамент не приметен,
Но он столетия живёт.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Для чего я это стихотворение
Как вы думаете, что мы будем сегодня выполнять ? Орнамент в круге, овале
Ой, знаете ребята, я несла вам орнамент на тарелочке, а он рассыпался и теперь мне нужна ваша помощь. Помогите собрать орнамент обратно на тарелочку.
Но чтобы собрать правильный орнамент, мы должны с вами вспомнить основные правила построения.
Кто из вас помнит, что такое орнамент?
Орнамент это узор из повторяющихся в определённом порядке одинаковых рисунков элементов.
А чем же орнамент отличается от узора? Мы знаем, что разница между понятием «орнамент» и «узор» небольшая, так как эти художественные элементы напрямую взаимосвязаны.
Но есть небольшая разница, какая?
Узоры в основном берутся из природы, а орнамент продумывает и создаёт человек.
А для чего нам нужны орнаменты?
Орнамент предназначается для украшений различных предметов (посуды, текстильных изделий, мебели, книг и т. д.), архитектурных сооружений.
Какие виды орнамента вы знаете?
Если изображаются растения, то это растительный орнамент, а если геометрические предметы это геометрический орнамент.
Давайте вспомним основные геометрические формы , а также назовём какого цвета эта форма (показать цветные фигуры квадрата ,круга, треугольника, овала…).
Чтобы определить в какой форме мы будем рисовать, отгадайте загадку:
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! Круг
Выведение темы урока
Мы с вами начинаем изучать новую тему: « Орнамент в круге, овале. Особенности расположения узоров и композиций.
Мы с вами знаем, что бы правильно построить орнамент нам нужно соблюдать
следующие основные правила: соблюдать ритм, симметрию и гармоническое
Ритм – м ногократное повторение одних и тех же рисунков.
Симметрия- это когда части рисунка или какого – то предмета как бы зеркально отражаются, т.е. левая и правая половинки одинаковы.
Линия, которая делит наш предмет пополам, называется осью симметрии . И, конечно же, мы должны соблюдать гармоничное сочетание цветов.
Цвета могут у нас чередоваться, тогда рисунок будет смотреться интереснее.
Орнамент нельзя раскрашивать всё одним цветом и слишком большое количество
цветов тоже не совсем гармонично смотрится.
Посмотрите на изображение орнамента и определите, есть ли тут ошибки?
Узор для украшения зависит от формы изделия, его назначения.
Замкнутым орнаментом заполняют геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги, овалы, многоугольники.
Орнамент в круге называют – розетой.
В орнаменте применяются растительные, геометрические элементы.
Основная особенность орнамента – его ритмичность – повторение одинаковых или чередование разных элементов узора.
Цветовое решение композиций зависит от национального стиля, выбранного украшения, имеющих материалов.
Орнаменты по цвету могут быть как монохромным (одноцветным), так и полихромным (многоцветным).
Монохромный – в орнаменте использован один цвет, кроме цвета фона.
Полихромный (от греч. polys – многочис-ленный и chroa — цвет) — это многоцвет-ный орнамент , в котором использовано два и более цветов, вся цветовая палит-ра. Полихромный орнамент более популя-рен, чем монохромный.
Природные формы в орнаменте обычно стилизованными (упрощенными)
Характер орнамента зависит как от формы, материала и назначения украшаемой вещи, так и от техники исполнения.
Композиция – построение художественного произведения, т.е. взаимное расположение, величина основных и дополнительных фигур на выбранном формате (листе).
Узор – рисунок, представляющий собой сочетание линий, цветов, теней и т.д.
При размещении элементов орнамента в круге сначала находим и показываем (помечаем) центр, диагонали круга. Берём готовый круг диаметром 30*30 см (можно 20*20, 15*15 см). Начинать следует с размещения одного крупного элемента только в центре, затем менее крупные элементы только по воображаемым углам, только по диагоналям и т.д. В дальнейшем круг делится на 4 равные части, в каждой из которых располагается элемент, который может повторяться или чередоваться. После этого располагать элементы узора по краям круга, при этом середина круга остается свободной. Еще один вариант расположения элементов узора — по диагоналям.
Аналогичная работа проводится и при построении узора в овале.
Чтобы составить узор в круге, нужно вычертить круг, разделить его на равные части (3, 4, 6, 8, 10, 12) и провести внутри 2-3 дополнительные окружности в зависимости от размеров элементов узора и самого орнамента.
Затем равномерно расположить узор по сетке вспомогательных линий.
При самостоятельном составлении орнамента учащийся проговаривает и рисует эскиз. Элементы для орнамента ученик выбирает из предложенных учителем элементов или придумывает сам. Выполнив набросок орнамента, подбирает цветовое решение. При раскрашивании орнамента внимание обращается на прорисовывание деталей элементов орнамента. Для рисования орнамента можно использовать не только белую, но и цветную бумагу.
Раскрасить орнамент нужно в два цвета, которые сочетаются между собой. Вспомним правила раскрашивания. Раскрашиваем в одном направлении, начиная от линии рисунка, двигаясь к середине.
📺 Видео
Построение пятиугольника циркулемСкачать
Деление окружности на равные части. Урок 6. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать
Тор. Построение / Сакральная ГеометрияСкачать
Как нарисовать пятиконечную ЗВЕЗДУ с помощью циркуляСкачать
How to draw a flower of life mandala | Full videoСкачать
Как нарисовать с помощью циркуля 2Скачать
1 2 4 сопряжение окружностейСкачать
Как начертить овал. Эллипс вписанный в ромбСкачать
расписание в школу если у вас начинается уроки в 8:30Скачать
КРАСИВЫЕ УЗОРЫ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ! ВАУ!!Скачать
Ловкий циркуль часть 1Скачать
Построение 8 угольника циркулемСкачать