
Благодаря позднейшим комментаторам и реставрациям, которыми много занимались в 16-18 вв., мы знаем и о содержании шести других геометрических работ Аполлония. В одной из них появляется так называемая «окружность Аполлония». В другой, изданной Виетом, работе «О касании» рассматривается следующая задача: построить циркулем и линейкой окружность, касающуюся трех данных окружностей. Решение самого Аполлония не сохранилось, но предпринятые многими авторами попытки его восстановления и, конечно, привлекательная формулировка, сделали эту задачу очень популярной. Мы предлагаем серию чертежей-заданий, которые через череду вспомогательных задач приводят к одному из элементарных, «школьных» решений.
Частные случаи
Нам будет удобно несколько расширить рамки задачи и допустить, наряду с обычными окружностями, «вырожденные» – точки (окружности нулевого радиуса) и прямые (окружности бесконечного радиуса). При этом появится несколько частных случаев, определяемых тем, какие именно фигуры (точки, прямые и окружности) даны, но, как мы увидим, к этим более простым случаям будет сводиться общий. Сначала посмотрим, как решается задача, когда все три данные окружности вырождаются в точки и прямые.
Три точки (Задача 01, 02). В этом случае задача состоит в том, чтобы описать окружность около треугольника с вершинами в трех данных точках. Этому учат едва ли не на первых уроках геометрии. Отметим, что и в случае, когда даны точки на одной прямой, эта задача имеет решение, ведь мы условились и прямую считать окружностью.
Три прямые (Задача 03, 04). В отличие от первого случая, здесь возможны несколько решений. Если прямые ограничивают треугольник, то одно из них дается его вписанной окружностью, а еще три – вневписанными (касающимися одной из сторон извне треугольника и продолжений двух других сторон). Если параллельны ровно две из трех прямых, то решений, очевидно, два, а если все три, то ни одного.
Две точки и прямая (Задача 05). Эту задачу можно решить с помощью «геометрических вычислений», т. е. алгебраическим методом. Пусть A и B – данные точки и пусть C – точка пересечения прямой AB с данной прямой l (случай AB || l рассмотрите самостоятельно). Если K – точка касания искомой окружности с прямой l, то по теореме о квадрате касательной должно выполняться равенство CK 2 = CA·CB. Это позволяет построить точку K, отложив на прямой l отрезок CK длины
| _____ | 
| CK = √CA·CB | 
Две прямые и точка (Задача 07). Допустим, что данные прямые пересекаются. Тогда задачу можно свести к предыдущей. Поскольку центр окружности, касающейся таких прямых, лежит на биссектрисе l одного из образованных ими углов, окружность симметрична относительно l, поэтому она проходит через точку B, симметричную данной точке A относительно l. Таким образом, нам известны две точки, A и B, лежащие на искомой окружности, и две прямые, которых она касается, а построение для этого случая (даже для одной прямой) было описано выше. Для полноты надо отдельно рассмотреть случаи, когда прямые параллельны и когда они пересекаются, но данная точка лежит на биссектрисе образованного ими угла (и совпадает с симметричной ей точкой B). Построение в этих случаях несложно и мы на нем не останавливаемся.
Последнюю задачу можно решать и непосредственно, методом гомотетии. В таком случае к ней можно было бы сводить предыдущую задачу о проведении окружности через две данные точки A и B, касающуюся данной прямой: искомая окружность обязана касаться и второй прямой, симметричной данной относительно серединного перпендикуляра к AB.
Прежде, чем двинуться дальше, остановимся на понятии степени точки относительно окружности и некоторых связанных с ним фактах, которые понадобятся нам еще не раз. Хотя это понятие в явном виде и не проходится в школе, по существу оно появляется в двух известных теоремах об окружности: теореме об отрезках пересекающихся хорд и теореме о квадрате касательной (ее другое название – теорема о секущей и касательной), которую мы уже использовали выше. Эти две теоремы можно свести в одно утверждение.
Пусть даны окружность и точка P. Произведение PA·PB, где A и B – точки, в которых прямая, проходящая через P, пересекает окружность, зависит только от точки P и окружности и не зависит от прямой.
Это произведение, взятое со знаком плюс для точек вне окружности и со знаком минус для точек внутри окружности, и называется степенью точки P относительно окружности. Можно сказать, что степень точки P – это скалярное произведение 


Из нее нетрудно вывести и теорему, в некотором смысле к ней обратную: если прямые AB и CD пересекаются в точке P и 
Вернемся к задаче Аполлония и рассмотрим случаи, когда две окружности вырождены, т. е. являются точками или прямыми, а третья – «нормальная».
 
Наше решение не работает, если прямые AB и CD окажутся параллельными. Это произойдет, если серединный перпендикуляр к AB содержит центр данной окружности. Легко понять, что в этом случае точками касания будут точки пересечения серединного перпендикуляра с окружностью.


Теперь можно продолжить рассмотрение различных вариантов задачи Аполлония.

Наконец, рассмотрим случаи, когда вырождается только одна окружность.
Точка и две окружности (Задача 09. 2). Пусть требуется построить окружность, проходящую через данную точку A и касающуюся двух данных окружностей c1 и c2 внешним образом. Пусть K1 и K2 – точки касания. Воспользуемся тем, что они лежат на одной прямой с внешним центром подобия Z данных окружностей. (Доказать это можно с помощью теоремы Менелая для треугольника OO1O2, образованного центрами окружностей: очевидно, что 
Отсюда вытекает следующее построение: проводим произвольную секущую ZL1L2, затем окружность через точки L1, L2 и A и находим X как точку пересечения этой окружности с прямой ZA, отличную от A. В итоге задача сводится к случаю, когда даны две точки (A и X) и окружность. В этом случае, как мы видели, имеется, вообще говоря, два решения. Одно из них – это окружность, касающаяся обеих данных внешним образом, второе – окружность, касающаяся обеих данных внутренним образом. Если выполнить аналогичное построение, взяв вместо внешнего центра подобия внутренний, мы получим еще два решения (c разноименным касанием).

Преобразование окружностей, которое мы здесь применили, так и называется расширением (фактически оно может оказаться и «сжатием»). Чтобы описать его, не рассматривая многочисленные частные случаи, зададим на окружностях и прямых направления, т. е., попросту говоря, нарисуем на них стрелки. При этом из каждой обычной окружности получатся две противоположно направленные. Две направленные окружности или окружность и прямую будем считать касающимися, если они имеют не только единственную общую точку, но и одинаковые направления в этой точке. Радиусу окружности припишем знак – плюс, если она ориентирована против часовой стрелки, и минус, если наоборот. При таком соглашении расширение окружности на величину l – это просто добавление l к радиусу (с учетом знаков), а для прямой – это сдвиг на |l| вправо от направления прямой при l>0 и влево при l 3 = 8 способами – и придерживаться сделанного выбора. Проследив всю цепочку построений, можно убедиться, что для каждого из этих способов имеется не более одной окружности заданной ориентации, касающейся трех данных «правильно», с соблюдением направлений. Поскольку ориентацию искомой окружности можно считать заданной раз и навсегда, скажем, против часовой стрелки, задача имеет не более восьми решений. Конечно, в каких-то случаях их может быть меньше.
Мы рассказали об «элементарном» решении задачи Аполлония, практически не использующем понятий, выходящих за рамки школьной программы. Существует и много других способов ее решения, из которых мы упомянем лишь об одном, с помощью удивительного преобразования плоскости, называемого инверсией.
Это преобразование как бы «выворачивает плоскость наизнанку», меняя местами внутренность и внешность некоторой окружности c. Его самое главное свойство состоит в том, что оно превращает окружности, проходящие через центр O окружности c в прямые и обратно, а окружности, не проходящие через центр, оставляет окружностями. Благодаря этому, фигуру из прямых и окружностей можно с помощью инверсии изменить самым радикальным образом. Например, если поместить центр O инверсии в точку пересечения двух окружностей, то она переведет их в пересекающиеся прямые, а любые две непересекающиеся окружности можно подходящей инверсией сделать концентрическими. Это значит, что задача Аполлония для любых трех окружностей сводится инверсией к случаю «две прямые и окружность», разобранному выше или к случаю, когда две данные окружности имеют общий центр, а значит диаметр искомой окружности известен – он равен ширине образованного ими кольца. Если же использовать инверсию в сочетании с расширением, то решение можно свести к совсем простым случаям. Например, с помощью расширения можно сделать какие-либо две из данных окружностей касающимися, тогда инверсия относительно точки касания переведет их в параллельные прямые. Можно также сжать одну из окружностей в точку, тогда инверсия относительно этой точки превратит искомую окружность в прямую и задача сведется к проведению общей касательной к образам двух других окружностей.
Видео:Геометрия 7. Урок 10 - Построение циркулем и линейкойСкачать

Окружность Аполлония
Окружность Аполлония — геометрическое место точек плоскости, отношение расстояний от которых до двух заданных точек — величина постоянная, не равная единице.
Биполярные координаты — ортогональная система координат на плоскости, основанная на кругах Аполлония.
Видео:Построение пятиугольника циркулем и линейкойСкачать

Определение
Пусть на плоскости даны две точки A и B . Рассмотрим все точки P этой плоскости, для каждой из которых отношение
есть фиксированное положительное число. При k = 1 эти точки заполняют срединный перпендикуляр к отрезку A B ; в остальных случаях указанное геометрическое место — окружность, называемая окружностью Аполлония.
Видео:7 класс, 22 урок, Построения циркулем и линейкойСкачать

Реферат по математике «Окружность и касательные» (стр. 3 )
|  | Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 | 
 
 


|  | 
|  | 
|  | 
|  | 
|  | 
|  | 
Так как 
Учитывая вышесказанное, получаем:
Теорема. Основания трех высот произвольного треугольника, середины трех сторон которого и середины трех отрезков, соединяющих его вершины с ортоцентром, лежат на одной окружности радиуса 1/2 R .
Следуя , мы называем ее окружности девяти точек этого треугольника. Так как три точки K , L , M диаметрально противоположны точкам А*, В*, С* то каждый из двух треугольников KLM или A * B * C * может быть получен из другого поворотом на 180° вокруг центра этой окружности. Очевидно, что этот поворот, который меняет местами эти два конгруэнтных треугольника, должен также поменять и их ортоцентры Н и О. Следовательно, центром окружности девяти точек является середина НО, которую уже ранее мы обозначили через N , имея в виду ее будущую роль центра окружности девяти точек. Другими словами:
Теорема. Центр окружности девяти точек лежит на прямой Эйлера, точно в середине отрезка между ортоцентром и центром описанной окружности.
2.3 История теорем окружности девяти точек.
История этих двух теорем несколько запутана. Бивана, опубликованная в английском журнале в 1804 году, по-видимому, указывает на то, что эти теоремы уже давно известны. Иногда они ошибочно приписываются Эйлеру, который уже в 1765 году доказал, что ортоугольник и серединный треугольник имеют общую описанную окружность. И в самом деле, европейские авторы часто называют эту окружность «окружностью Эйлера». По-видимому, первое полное доказательство было опубликовано в 1821 году Понселе. К. Фейербах переоткрыл частичный результат Эйлера еще позже и добавил новое свойство, которое является настолько замечательным, что побуждает многих авторов называть окружность девяти точек «окружностью Фейербаха». Имя Эйлера появляется столь часто и в столь многих областях математики, что нельзя не сказать о нем несколько слов.
Леонард Эйлер родился в 1707 году в г. Базеле (Швейцария). В 1727 году он был приглашен в Россию в Санкт-Петербургскую академию. В 1741 году он уехал в Берлин, чтобы получить кафедру математики Прусской академии. Он вернулся в Санкт-Петербург в 1766 году и жил там до конца своих дней. Умер в 1783 году.
Эйлер был неутомимым работником, его деятельность обогатила каждую область математики. Куда ни глянешь, всюду в жизни явления или предметы – либо теорема Эйлера, либо формула Эйлера, либо метод Эйлера. Эйлер написал 473 мемуара, которые были опубликованы после его смерти, и еще 61 мемуар, которые были изданы позже. И все это не смотря на то, что в 1753 году он перестал видеть одним глазом, а в 1766 году обоими. Он обладал исключительным комбинаторным даром, и его интуитивное понимание математики было огромным.
Продолжим. Напомним, что вневписанной окружностью треугольника АВС, соответствующей стороне АВ (или – вершине С), называется окружность, касающаяся стороны АВ или являющаяся продолжением сторон АС и ВС. Легко видеть, что у любого треугольника существует ровно три вневписанных окружности. При этом центр вневписанной окружности треугольника АВС, соответствующей вершине С, — это точка пересечения биссектрисы угла С и внешних углов А и В треугольника АВС. Таким образом, если три прямые образуют треугольник, то существуют ровно четыре окружности, каждая из которых касается всех трех прямых (рис. 20)


Глава III . Построение окружности с помощью циркуля и линейки
3.1. Основные понятия
Построения с помощью циркуля и линейки — раздел евклидовой геометрии , известный с античных времён. В задачах на построение циркуль и линейка считаются идеальными инструментами, в частности:
· Линейка не имеет делений и имеет сторону бесконечной длины, но только одну.
· Циркуль может иметь сколь угодно большой или сколь угодно малый раствор (то есть может чертить окружность произвольного радиуса).
Возьмем на рассмотрение задачу на бисекцию. С помощью циркуля и линейки разбить данный отрезок АВ на две равные части. Одно из решений показано на рисунке 21:
· Циркулем проводим окружности с центром в точках A и B радиусом AB.
· Находим точки пересечения P и Q двух построенных окружностей (дуг).
· По линейке проводим отрезок или линию, проходящую через точки P и Q.
· Находим искомую середину отрезка AB — точку пересечения AB и PQ.
В задачах на построение рассматриваются множество всех точек плоскости, множество всех прямых плоскости и множество всех окружностей плоскости, над которыми допускаются следующие операции:
1. Выделить точку из множества всех точек:
1. произвольную точку
2. произвольную точку на заданной прямой
3. произвольную точку на заданной окружности
4. точку пересечения двух заданных прямых
5. точки пересечения/касания заданной прямой и заданной окружности
6. точки пересечения/касания двух заданных окружностей
2. «С помощью линейки» выделить прямую из множества всех прямых:
1. произвольную прямую
2. произвольную прямую, проходящую через заданную точку
3. прямую, проходящую через две заданных точки
3. «С помощью циркуля» выделить окружность из множества всех окружностей:
произвольную окружность с центром в заданной точке
1. произвольную окружность с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками
2. окружность с центром в заданной точке и с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками
В условиях задачи задается некоторое множество точек. Требуется с помощью конечного количества операций из числа перечисленных выше допустимых операций построить другое множество точек, находящееся в заданном соотношении с исходным множеством.
Решение задачи на построение содержит в себе три существенные части:
1. Описание способа построения заданного множества.
2. Доказательство того, что множество, построенное описанным способом, действительно находится в заданном соотношении с исходным множеством. Обычно доказательство построения производится как обычное доказательство теоремы, опирающееся на аксиомы и другие доказанные теоремы.
3. Анализ описанного способа построения на предмет его применимости к разным вариантам начальных условий, а также на предмет единственности или неединственности решения, получаемого описанным способом.
3.2 Деление отрезков
1) Если вам требуется разделить отрезок на две или четыре части, воспользуйтесь циркулем. Из концов отрезка А и В при помощи циркуля проведите две дуги окружности радиуса R. Радиус окружности сделайте несколько большим половины отрезка АВ. Доведите дуги до взаимного пересечения. Таким образом вы получите точки C и D, равноудаленные от отрезка АВ. Проведите через точки С и D прямую линию, пересекающую отрезок АВ. Точка пересечения этой линии и отрезка будет искомой точкой Е, в которой отрезок АВ разделяется на две равных части (рис. 22).
 

2) Чтобы разделить отрезок на четыре равных части, проделайте описанную выше процедуру последовательно с каждым из двух получившихся равных отрезков АЕ и ЕВ (рис. 23) .
3) Пусть потребуется отрезок АВ (рис. 24) разделить на 5 равных частей. Проведем от одного конца этого отрезка, например, от В, под произвольным углом прямую ВС. На этой прямой отложи от конца В пять раз какой-нибудь отрезок; получим точки 1, 2, 3, 4, 5. Последнюю точку 5 соединим с концом А данного отрезка и через точки 1, 2, 3, 4 проведем прямые, параллельные прямой A5. Можно указать, что эти прямые разделят отрезок АB на 5 равных частей в точках I, II, III, IV.
 
3.3 Известные задачи
· Задача Аполлония о построении окружности, касающейся трех заданных окружностей. Если ни одна из заданных окружностей не лежит внутри другой, то эта задача имеет 8 существенно различных решений.
В своем сочинении «Касания» Аполлоний имел в виду три окружности контактной геометрии, то есть окружности с радиусом от 0 (точка) до бесконечности (прямая). Таким образом, для задачи Аполлония существует 10 глобальных случаев (рис.25):
 
4) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся трех точек.
Решение: Соединим эти точки. Проведем к получившимся отрезкам серединные перпендикуляры. Они пересекутся в одной точке. Эта точка — центр искомой окружности.
5) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся двух точек (далее Α и Β) и прямой (далее а). Сначала проведем прямую ΑΒ.
1. Если АВ не параллельна а, то найдем их пересечение С. Построим среднее геометрическое отрезков ΑС и ΒС. Отложим равный ему отрезок СΚ на прямой а. Окружность, описанная около ΔΑΒΚ — искомая.
2. Если ΑΒ||а, то проведем серединный перпендикуляр к отрезку ΑΒ и отметим точку Κ его пересечения с прямой a. Окружность, описанная около ΔΑΒΚ — искомая.
6) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся точки и двух прямых.
1. Если прямые не параллельны, то возьмем точку их пересечения. Назовем угол между этими прямыми α. Соединим точку пересечения прямых с заданой точкой Μ. Назовем получившийся отрезок а. Впишем в угол α произвольную окружность, которая пересечет а, и отметим её центр Ο и точку пересечения с а (каждая даст свое решение) Α. Проведем прямую ΑΟ. Проведем параллельную ей прямую через Μ и биссектрису угла α. Их пересечение будет центром искомой окружности.
2. Если прямые параллельны, построим прямую ΑΒ (Α и Β — точки пересечения с задаными прямыми), перпендикулярную им. Проведем к отрезку ΑΒ серединный перпендикуляр b. Проведем окружность с центром в заданой точке и радиусом, равным половине ΑΒ. Её пересечение с b будет центром искомой окружности.
7) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся трех прямых.
1. Если среди них нет параллельных, то отметим точки их пересечения Α, Β и С. Окружность, вписанная в ΔΑΒС — искомая.
2. Если все три прямые параллельны друг другу, то окружности не существует.
8) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся двух точек (далее Α и Β) и окружности (далее ω).
1. Если А и В не лежат на ω, то проведем окружность Ω, содержащую точки А и В и имеющую с ω общие точки. Проведем радикальную ось Ω и ω и пересечем её с АВ. Проведем из точки их пересечения касательную к ω и отметим точку касания Κ. Опишем окружность около ΔΑΒΚ. Она — искомая. Каждая касательная даст свое решение.
2. Если А и В лежат на ω, ω — искомая.
9) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся точки и двух окружностей.
10) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся двух прямых и окружности.
11) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся прямой и двух окружностей.
12) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся точки, прямой и окружности.
13) построить с помощью циркуля и линейки окружность, касающуюся трех окружностей.
· Задача Брахмагупты о построении вписанного четырехугольника по четырем его сторонам.
Построить с помощью циркуля и линейки вписанный четырехугольник по четырем его сторонам.
Одно из решений использует окружность Аполлония (рис.26).
🌟 Видео
Построение пятиугольника циркулемСкачать

2. Построения с помощью циркуля и линейки.Скачать

Как найти центр окружности с помощью циркуля и линейкиСкачать

Геометрия 7 класс (Урок№16 - Окружность. Задачи на построение.)Скачать

Геометрия 7 Окружность Построения циркулем и линейкойСкачать

Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.Скачать

Неравномерная темперация и биения центра объектовСкачать

19. Построение с помощью циркуля и линейкиСкачать

22. Построения циркулем и линейкойСкачать

Деление окружности на равные части с помощью циркуляСкачать

Построение угла, равного данному. 7 класс.Скачать

Окружность. Построение циркулем и линейкойСкачать

Правильные многоугольники. Геометрия 9 класс | Математика | TutorOnlineСкачать

7 класс, 23 урок, Примеры задач на построениеСкачать

Построения циркулем и линейкойСкачать

1 Простейшие построения циркулем и линейкойСкачать

Деление окружности на равные части. Урок 6. (Часть 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ)Скачать









