Окружность головы новорожденного в среднем равна 34 см, а груди — 32 см.
За год окружность головы увеличивается на 12 см, т. е. в среднем на 1 см в месяц. В первые месяцы жизни голова растет интенсивнее. Однако в течение первого года жизни темпы роста грудной клетки выше, вследствие чего на 3—4-м месяце величина окружностей груди и головы становится одинаковой, а к году окружность груди превышает окружность головы в среднем на 2 см; за год она увеличивается на 16 см.В дальнейшем у здорового ребенка окружность грудивсегда будет больше окружности головы.
Возраст | Окружность головы | Окружность груди | Возраст | Окружность головы | Окружность груди | ||||
см | % длины тела | см | % длины тела | см | % длины тела | см | % длины тела | ||
Мальчики | Девочки | ||||||||
До 1 месяца | 35 | 69 | 34 | 67 | До 1 мес | 34 | 68 | 33 | 66 |
1 месяц | 37 | 69 | 36 | 67 | 1 месяц | 36 | 68 | 35 | 66 |
2 месяца | 39 | 68 | 38 | 66 | 2 месяца | 38 | 68 | 37 | 66 |
3 месяца | 41 | 67 | 39 | 64 | 3 месяца | 40 | 68 | 38 | 64 |
6 месяцев | 44 | 65 | 43 | 63 | 6 месяцев | 43 | 65 | 42 | 64 |
9 месяцев | 46 | 64 | 45 | 63 | 9 месяцев | 45 | 64 | 44 | 63 |
1 год | 47 | 63 | 47 | 63 | 1 год | 46 | 62 | 47 | 63 |
2 года | 49 | 57 | 51 | 59 | 2 года | 48 | 56 | 50 | 58 |
3 года | 50 | 52 | 52 | 54 | 3 года | 49 | 52 | 51 | 54 |
4 года | 51 | 50 | 53 | 51 | 4 года | 50 | 50 | 52 | 51 |
5 лет | 51 | 47 | 55 | 50 | 5 лет | 50 | 47 | 53 | 49 |
6 лет | 51 | 45 | 57 | 49 | 6 лет | 50 | 44 | 55 | 48 |
7 лет | 52 | 43 | 58 | 48 | 7 лет | 51 | 43 | 57 | 48 |
8 лет | 52 | 41 | 59 | 47 | 8 лет | 51 | 41 | 59 | 47 |
9 лет | 52 | 40 | 61 | 47 | 9 лет | 61 | 39 | 61 | 47 |
10 лет | 52 | 38 | 64 | 47 | 10 лет | 51 | 38 | 63 | 48 |
11 лет | 53 | 38 | 66 | 46 | 11 лет | 52 | 37 | 66 | 48 |
12 лет | 53 | 37 | 68 | 47 | 12 лет | 52 | 36 | 71 | 49 |
13 лет | 53 | 36 | 71 | 48 | 13 лет | 53 | 35 | 74 | 49 |
14 лет | 54 | 35 | 74 | 48 | 14 лет | 53 | 34 | 76 | 49 |
Взрослый | 56 | 32 | 87 | 50 | Взрослый | 55 | 33 | 82 | 50 |
Записаться на прием к детским специалистам можно ОНЛАЙН
Посмотреть более подробную информацию об услугах можно по ссылке
Видео:Измерение окружности головы у детейСкачать
Развитие детей
Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:
1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи
Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи
Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса
Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.
2. Появление волос на лобке (Р — pubis):
Ро — отсутствие волос
PI — единичные короткие волосы
Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные
Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка
Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.
3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):
АО — отсутствие волос
AI — единичные волосы
А2 — волосы более густые на центральном участке впадины
Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.
Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:
1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница
горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку
Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.
2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.
Масса головного мозга новорожденного составляет 1$ массы тела, к году она достигает уже Vu, к пяти годам — V4. У взрослого человека масса мозга равна 1/40 массы тела. Таким образом, на 1 кг массы новорожденного приходится 109 г вещества мозга, взрослого — 20—25 г.
Формирование головного мозга не заканчивается к моменту рождения. Большие полушария мозга имеют возрастную особенность: извилины и крупные борозды малой высоты и глубины. Мелких борозд мало, их число увеличивается уже в первые месяцы жизни. Размеры лобной доли относительно меньше, чем у взрослого человека, а затылочной — наоборот, больше. Мозжечок развит слабо, полушария его малых размеров и толщины, борозды поверхностные. Боковые желудочки велики, растянуты.
Серое вещество плохо дифференцирование от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. Более законченными в своем развитии к моменту рождения ребенка являются ядра гипоталамуса, продолговатый и спинной мозг. Поскольку кора головного мозга, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка развиты недостаточно и в функциональном отношении незрелы, деятельность всех жизнеобеспе-чивающих органов у новорожденного регулируется подкорковыми центрами. Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.
С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.
С возрастом масса головного мозга у ребенка увеличивается: к 9 мес удваивается, к 3 годам утраивается, а затем к 6—7 годам скорость нарастания массы мозга замедляется.
Процесс дифференциации нервных клеток сводится к значительному росту аксонов, их миелинизации, росту и увеличению разветвленности дендритов, образованию непосредственных контактов между отростками нервных клеток (так называемых межнейронных синапсов). Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифферен-цировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.
У детей мозг кровоснабжается лучше, чем у взрослых, что объясняется богатством капиллярной сети. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает повышенную потребность в кислороде быстро растущей нервной ткани. Отток крови от головного мозга у детей первого года жизни замедлен, так как диплоические вены образуются лишь после закрытия родничков. Этим объясняется склонность детей первого года жизни к нейротоксикозу при инфекционных заболеваниях вследствие аккумулирования токсичных веществ и продуктов нарушенного метаболизма. Этому же способствует повышенная проницаемость гематоэнцефаличе-ского барьера.
С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.
Развитие и воспитание ребенка складываются из определенного распорядка жизни (режим), из привития ему необходимых навыков, создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, способствовали бы правильному физическому развитию, бодрому, жизнерадостному настроению.
В табл.4 представлены показатели нервно-психического развития детей первого года жизни по месяцам с изложением режимных процессов и рекомендаций по воспитанию.
Рекомендации по режиму и физическому воспитанию ребенка первого года жизни с учетом его нервно-психического развития
Физиологическая незрелость нервной системы, эво-люционно-возрастные особенности растущего и развивающегося мозга являются причиной частых затруднений при врачебной оценке нарушений психомоторного развития детей грудного возраста. Для распознавания отклонений в психомоторном развитии необходимы тщательное неврологическое обследование и глубокий анализ неврологического статуса на осмотре новорожденного неврологом. В то же время раннее выявление нарушений и особенно негрубых, «малых форм» патологии на первом году жизни важно для своевременного патогенетического лечения. В этом плане большой интерес представляет методика количественной оценки уровня возрастного развития новорожденных и детей грудного возраста, предложенная Л. Т. Журбой и Е. М. Мастюковой.
Для облегчения ранней диагностики отклонений в развитии авторами разработаны скринирующие количественные оценочные таблицы, применение которых в работе с новорожденными и детьми грудного возраста (комнаты здорового ребенка детских поликлиник и др.) окажет большую помощь врачу-педиатру.
На втором году жизни продолжается интенсивное психомоторное и физическое развитие ребенка. Условные рефлексы в этом возрасте начинают формироваться быстрее. Дети подвижны, в их поведении преобладают яркие положительные эмоции, они произносят много звуков и слов, часто улыбаются и громко смеются, проявляя повышенный интерес к окружающему. В первом полугодии 2-го года жизни совершенствуется ходьба, улучшаются координация движений и понимание речи, значительно увеличивается словарный запас. Во втором полугодии игра приобретает сюжетный характер, дети стремятся к играм друг с другом, начинают выполнять требования взрослых, обучаются элементарным правилам поведения.
В течение 3-го года жизни моторные навыки детей претерпевают дальнейшее совершенствование. Расширяется ориентировка в окружающем, усложняются речь, игровая деятельность (табл. 5).
В возрасте 4—7 лет дети приобретают относительную самостоятельность. Они получают впечатления не только от непосредственного воздействия окружающего мира, но и от прослушивания или чтения книг, рассказов взрослых. На занятиях дети усваивают сведения о природе и общественной жизни. Начинают конструировать, рисовать, лепить, петь, приобретают простейшие трудовые навыки. В тесной связи с этим находится формирование моральных качеств, элементарных эстетических восприятий, норм общественного поведения. Развивается мышление, сначала конкретно-реалистическое, а в начале школьного возраста и абстрактное. Развитие более высоких ступеней мышления завершается к 13—15 годам.
Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М.: Медицина, 1981.
Физическое и нервно-психическое развитие детей старше года (М±т)
Видео:Измерение окружности головы и грудной клеткиСкачать
Окружность груди у ребенка. Как измерить и нормы окружности груди у девочек.
Табличка, которая помогает определить в пределах ли нормы развивается ваш ребенок. Данная таблица рассказывает о параметрах окружности груди девочек в возрасте от 0 и до 17 лет. В идеале показатели должны быть в пределах среднего значения. Параметры между сегментами «ниже среднего» и «выше среднего» считаются показателями, характеризующие нормальную окружность грудной клетки ребёнка. Если показатели не соответствуют нормам таблицы, это не повод для того чтобы начинать нервничать, так как у детей могут быть свои особенности в развитии. Но это точно повод для того, чтобы записаться на прием к педиатру и проконсультироваться с ним.
Видео:9. Измерение окружности грудной клеткиСкачать
Как измерить правильно Окружность грудной клетки у ребенка:
- Измерение окружности грудной клетки у младенцев проводят сантиметровой лентой в положении лежа, у старших детей — стоя.
- Сантиметровую ленту накладывают сзади под углами лопаток, а спереди — на уровне сосков.
Надо помнить, что:
- Окружность головы только родившегося ребёнка в среднем больше окружности груди.
- Окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 11-12 см за первый год. В первые месяцы голова растет более интенсивно, а затем ее рост замедляется. В первые месяцы грудная клетка новорожденного растет быстрее головы, поэтому где-то на 4-м месяце показатели окружностей головы и груди становятся одинаковыми, а в год окружность груди становится больше окружности головы приблизительно на 2 см, она увеличивается в среднем на 14-15 см в первый год.
- Впоследствии окружность головы ребёнка будет меньше окружности груди.
Видео:Изменение окружности головы и грудной клеткиСкачать
Что может означать, если у ребенка отклонения от нормы?
Несомненно надо смотреть и на набор веса ребенка, вместе с показателями окружности груди, но если:
1. У ребенка также присутствует небольшой набор веса и показатели окружность груди ниже нормы, то это может быть связано с нарушением всасываемости питательных веществ, витаминов и минералов в организме. Поэтому сдайте анализ на дисбактериоз для начала, если ничего не обнаружится, то профилактически может быть назначен элькар и аквадетрим.
2. Помимо объема грудной клетки доктор обязательно посмотрит на ее форму. В норме она должна быть конической. Ребра по отношению к позвоночнику должны находиться под прямым углом. В течение второго полугодия жизни размер груди у малыша становится больше, что заметно при измерениях на осмотре у педиатра.
3. Не соответствие нормам, также может означать, что у ребенка дефицит веса
4. Сильное превышение норм параметров объема головы, может означать гидроцефалию.
5. Не соответствие пераметров объема размеров груди, может указывать на деформацию грудины.
📸 Видео
Измерение роста и веса у детейСкачать
Измерение массы и длины тела у детей до 1-го годаСкачать
Рост, вес, окружность головы новорожденного | ВАЖНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРИ РОЖДЕНИИСкачать
Деформации грудной клетки у детей: лечениеСкачать
Измерение ЧСС и ЧДД у детейСкачать
Рентгеноанатомия грудной клетки за 5 минутСкачать
Измерение окружности головы и грудной клеткиСкачать
Оценка развития ребенка по центильным таблицамСкачать
Измерение окружности головы и грудиСкачать
Практический навык Измерение частоты дыхательных движенийСкачать
Определение размеров большого родничкаСкачать
Где и с кем спать ребенку, деформация грудной клетки, питание и IQ | Школа доктора КомаровскогоСкачать
Антропометрические измерения у детей окружности головы,груди, роста и весаСкачать
Большая голова у ребенка / Мамули и деткиСкачать
ВЕС и РОСТ в норме у детей. Прибавки. ОКРУЖНОСТЬ ГРУДИ и ГОЛОВЫ. Антропометрические измерения.Скачать
Научись читать РЕНТГЕН за 19 минут!!! Рентген снимок грудной клетки!Скачать