На карте погоды треугольник

Видео:Выживший летчик рассказал, что он увидел в Бермудском треугольникеСкачать

Выживший летчик рассказал, что он увидел в Бермудском треугольнике

Теперь и на карте: как работает новая «Яндекс.Погода» Статьи редакции

Интервью с руководителем самого популярного погодного сервиса в России.

30 ноября «Яндекс» запустил новую версию своего погодного сервиса. Теперь прогнозы по ветрам, температуре и давлению можно смотреть не только в виде табличных данных, но и в виде интерактивной карты всего мира. В таком виде прогноз даётся на ближайшие 36 часов, а ещё можно посмотреть данные о прошлом на такую же глубину (к примеру, в Москве).

TJ поговорил с руководителем «Яндекс.Погоды» Дмитрием Соломенцевым о новой версии сервиса, методах расчёта прогнозов, проблемах погодных приложений на смартфонах и оповещений от МЧС.

Дмитрий Соломенцев: Два года назад мы запустили в «Яндекс.Погоде» свой собственный прогноз погоды — это был первый релиз нашей технологии «Метеум». Потом запустили карту осадков, которая с точностью до минуты помогает понять, где пойдет дождь. Теперь мы презентуем глобальный прогноз, который делаем с помощью другого инструмента.

Раньше погоду в России всегда потребляли в табличном виде. В Европе и Америке — наоборот: у них всегда погодные карты. Им гораздо удобнее смотреть на картах, куда, например, пойдёт ураган Ирма и какие регионы затронет. Мы пошли в эту сторону и решили попробовать дать людям возможность потреблять погоду на карте.

Самые популярные слои — осадки, температура воздуха, направление ветра и давление — и будут основной частью этого релиза. Карты температуры воздуха, направления ветра и давления теперь стали глобальными из-за изменений, которые мы внесли в этот сервис. Эти червяки, которые движутся на карте, показывают, куда дует ветер. Цветовая шкала показывает, какова сила ветра в любой точке.

Когда наводишь на одного из червяков, он показывает вектор?

Это вектор, приведённый к основным направлениям. То есть у этого вектора не может быть угла 357°, у него всего восемь градаций: например, западный или северо-западный.

То есть у вас недостаточно данных, чтобы показать точное направление — или вы просто берёте чужие данные, и такой информации там нет?

Нет, данные мы формируем сами, но люди так привыкли потреблять информацию — в том числе привыкли, что направление ветра обычно имеет формат «ветер северо-западный». А ещё в новой версии «Яндекс.Погоды» можно кликнуть на карту и для любой точки увидеть там всплывающую иконку с текущей погодой.

Смысл этого запуска состоит в том, чтобы дать людям по-другому посмотреть на погоду. Карты — это отличный способ узнавать, что творится в других регионах. Например, «погода в Московской области» — достаточно большой и частотный пласт запросов. Московская область большая, и людей интересует, какая погода в Москве или в Солнечногорске. Отличное решение — увидеть карту и посмотреть эти всплывающие иконки в районе тех мест, которые людям больше всего интересны.

То есть карта всегда показывает актуальные данные?

Да, все данные настоящие. Раньше погода рассчитывалась по запросу: человек приходил на сервис, мы показывали для него погоду, рассчитывали в «Матрикснет». Теперь мы храним это в предрасчитанном виде и имеем возможность обновлять данные благодаря тому, что мы построили цепочку, которая позволяет собирать все факторы воедино.

Это как индекс поиска в «Матрикснете»: один фактор меняется, и вы пересчитываете?

Да. Все релевантные таблицы своевременно обновляются, а дальше работает сервис, который по этим таблицам умеет искать, отдавать точечные запросы и нарезать из них плитку, из которой строится карта погоды.

Что за градация снизу идёт с шагом в три часа?

Это шкала времени. У нас есть 36 часов в прошлое и столько же в будущее, и мы можем посмотреть, как день сменяет ночь, где становится холоднее или теплее.

Этот сценарий мы прорабатывали в основном потому, что мы видим, как люди пользуются картой осадков: они очень часто смотрят в прошлое. Им почему-то интересно, как события развивались. Поэтому мы решили сделать аналогично для всех остальных параметров.

Есть идеи, почему люди интересуются прошлым на карте осадков?

У нас есть прогноз, но у каждого своя собственная интуиция. Пользователи могут прокручивать назад, чтобы понять, верить нашему прогнозу или нет.

Данные для прошлого — это то, какая погода была на самом деле, или ваш прогноз? Храните ли вы для архива информацию о том, какая погода в итоге была «на самом деле»?

Не совсем. То, что ты видишь в «Яндекс.Погоде», это данные на непрерывной регулярной сетке. Но наблюдения о погоде — это куча разнородных разреженных данных. Это метеостанции, расположенные примерно в тех местах, где на карте сервиса торчат иконки воздушных шаров, а тут вот спутник пролетел и что-то снял. Все эти данные к нам поступают с задержкой. Мы начинаем подсчитывать прогноз не с текущего момента, а с прошлого.

То есть в какой-то момент на ленте из прошлого могут быть еще не получены полные данные?

Да. Любые данные, которые отображаются на сервисе — это лучшая на данный момент комбинация всех данных и прогнозов. Нужна модель, чтобы размазать эти данные по миру. Там, где есть метеостанция, мы показываем факт, то есть, скорее всего, как было на самом деле.

У всех станций разный период обновления. Какая-то станция может опоздать на полчаса — это хороший вариант. Иногда может опоздать на 3-5 часов.

У вас есть собственные станции?

Нет, у нас собственных нет. Все данные мы покупаем у разных провайдеров. Наблюдение — это непростая штука, и у нас нет такой экспертизы. Мы не можем правильно установить станцию, точнее, мы знаем, как установить её по ГОСТу, но для этого надо нанять человека, который будет обслуживать станцию и правильно снимать наблюдения. Это не наша область экспертизы.

Мы собираем все возможные данные, которые можно достать из открытых источников или купить по контракту, как, например, спутниковые данные. На основе нашей метеорологической экспертизы делаем модели атмосферы, которые прогнозирует погоду, и потом эти модели попадают в алгоритм машинного обучения. Эта цепочка и есть наша добавленная ценность.

Мы покупаем данные радаров. На карте осадков ты видишь кружочки, и в центре этого кружочка стоит радар. Это большой строительный объект размером с четырёхэтажный дом. Он смотрит вокруг себя в атмосферу на 250 километров. Расстояние зависит от рельефа. Эти данные мы покупаем. Дальше мы обучаем свёрточную нейронную сеть, показывая ей эти данные, то есть несколько последовательных снимков. Она прогнозирует, что будет в будущем.

Почему радар смотрит в атмосферу? Изучает, есть или нет облака?

Он выявляет наличие капелек размером выше 100 микрон. Дальше мы должны делать сами аналитику — там облака или из облаков что-то капает. Самый тривиальный способ: если радар зафиксировал много капелек, то, скорее всего, там выпадают осадки. Метеорологический радар работает точно так же, как авиационный: он делает сканирование по кругу и по отражённому сигналу понимает, есть там капли или нет.

А сколько таких радаров в Москве?

В Москве — два: один в Шереметьево, другой во Внуково. Это понятно, потому что авиации точные данные об осадках нужнее всего. Мы же сделали сервис для людей.

Карта осадков была дико популярна летом во времена сильных дождей и ураганов. Кстати, сервис «Яндекс.Погода» равномерно популярен с учётом сезонности и вообще самый популярный в России сервис по погоде.

Да, но не единственный.

Это хорошо, что не единственный. Карта осадков — это то, на что люди сильно обращают внимание летом. Может, будут обращать внимание и зимой, если будут сильные снегопады.

Это пример того, как мы берем чужие данные, покупаем и делаем с ними что-то хорошее, что приносит людям пользу.

Насколько я понял, теперь «Яндекс.Погода» будет показывать прогнозы для всего мира — и вот эти карты в первую очередь заточены для зарубежных пользователей. Какой у них паттерн потребления прогнозов и будет ли каким-то образом он актуален для нас?

В первую очередь мы выкатываем это для российских пользователей. Почему я сказал про зарубежных? Потому что есть значимая разница в том, как они смотрят погоду и как это делаем мы.

В России есть частотные поисковые запросы, например, «погода в Тверской области», «где сейчас тепло», «где на выходных не будет осадков». Люди задают эти вопросы для того, чтобы принять решение, например, куда поехать на выходных. Есть запрос на то, чтобы узнать погоду в нескольких местах сразу. Если пользоваться текстовым интерфейсом, то сначала ты зайдёшь на одну страницу, потом включишь другой город, перейдёшь на другую страницу. Это долго и ужасно неудобно. Карта сразу даёт визуальный ответ на этот запрос. Сразу становится просто и понятно.

Если говорить про ситуации типа «Я хочу решить, что мне делать на выходных» — это планирование с горизонтом в три-четыре дня. На таком горизонте уже низкая точность прогноза.

Это правда. Низкая точность прогноза нивелируется продуктовыми требованиями. Если мы говорим про карту осадков, то её горизонт два часа, зато она даёт точность до 10 минут. Пользователю вряд ли надо знать, какая погода будет в Твери в 14:10 субботы, ему просто в целом нужно понимать картину на выходные.

Прогнозировать, будет ли дождь в выходные в Твери, значительно проще, чем будет ли дождь в Твери в 14:10 часов через четыре дня. Это загрубление условий задачи.

То есть если у тебя запрос общего характера, то и точные данные тебе ни к чему.

Не то, чтобы не точные, скорее, не такие детальные цифры. Но на ближайшие сутки у нас есть прогноз на каждый час.

Но это не на 100% точный прогноз. Какая точность у карты осадков?

Если говорить про пространственное разрешение, там почти 1 километр.

Но ведь из карты осадков, да и из прогноза температуры — я про продукт в целом — никак не понятно, что у сервиса есть определённая погрешность, что эта погода наступит не со 100% вероятностью.

Действительно, для того, чтобы управлять ожиданиями, мы планируем добавить в прогноз такие величины, как вероятность осадков. Наступление осадков у нас сейчас на сервисе показано иконкой. К иконке осадков мы будем добавлять вероятность — цифру, например, 40%. Человек понимает, что возможен дождь, он получает больше информации для принятия решений.

Показать, что прогноз становится менее точным, сложно визуально и, кроме того, кажется, что наши пользователи и так об этом знают. И, конечно, много ресурсов брошены на то, чтобы сделать точный прогноз.

Возвращаясь к паттернам. Существуют частотные запросы и есть спрос на визуальные карты, при этом есть паттерн зайти в раздел «Москва. Погода на сегодня» и довольствоваться этой информацией. Возможно, вы хотите сделать так, чтобы этот паттерн сменился — те же запросы показывают на необходимость в таком продукте с картой.

Да, безусловно. Но дело не в том, что аудитория меняется, а в том, что мы начинаем охватывать новые сегменты аудитории, которым нашего обычного прогноза недостаточно.

70% нашей аудитории достаточно посмотреть текущую погоду, погоду на вечер или утро. Людям, о которых я говорил чуть раньше, этого недостаточно. Мы улучшаем сценарий для них. Не то, чтобы мы принципиально меняем использование сервиса погоды, хотя это было бы крутой амбициозной целью.

Надо всегда начинать с малого, поэтому мы просто предлагаем людям, которым сейчас неудобно, сделать чуть удобнее. В эту категорию попадают спортсмены, вид спорта которых связан с ветром. Это виндсерфинг, парусный спорт, парашютизм, парапланеризм. Для этих спортсменов ветровая карта просто необходима, и сейчас они находят другие специализированные ресурсы, которыми пользуются. А оперативный прогноз погоды смотрят у нас. Это хороший шанс показать им, что мы тоже это умеем, и они могут оставаться у нас на сервисе.

Зачем мне знать, где сейчас бьет молния?

С одной стороны молнии — это опасность, и хорошо бы знать, не бьют ли они где-то далеко от тебя, с другой — прикольно наблюдать такие вещи на карте. (показывает) В этой синей зоне очень сильные осадки. Когда люди смотрят прогноз, они могут понять, несёт этот фронт с собой грозовую активность или нет. Это позволяет принимать решения, хотя я не буду утверждать, что это 100% утилитарная штука.

Как регистрируются удары молнии? Радаром?

Очень похожей штукой на радар, но не совсем. Это гораздо более дешёвые сенсоры, которые установлены на Земле. Эти сенсоры регистрируют электромагнитную вспышку, которая возникает в момент разряда молнии. По Земле расставлена сеть этих датчиков — они определяют с помощью триангуляции примерное место удара.

Что ещё есть в новом сервисе?

Для людей, чьё самочувствие зависит от погоды, мы сделали карту давления, чтобы они могли понимать, когда к ним придет область пониженного или повышенного давления, и как долго она там пробудет. С помощью карт можно также смотреть на давление, которое наложено на направление ветра — циклоны и антициклоны. Но это уже совсем специальная история.

Метеозависимые — это, как я понимаю, пожилые люди, которые любят измерять давление в миллиметрах ртутного столба, и для них информация цифрами более понятна.

Сотрудница «Яндекса» Залина Богазова: Вообще доказательная медицина отрицает то, что существует такой диагноз. Есть разные категории людей и состояний, которые действительно могут быть связаны с погодой, но это разные вещи, а не одна какая-то большая метеозависимость. Вот для этих людей этот сервис и делается.

Дмитрий Соломенцев: Астрология, луна в Козероге, все дела.

Ага, то есть «Яндекс.Гороскопы». (смеётся)

Напрасно смеётесь. Один раз был фидбек: мы временно убрали лунную фазу в приложении «Яндекс.Погода», после этого нам написало несколько девушек: «Как нам определять, когда идти стричься?» Тогда я и узнал, что от фазы луны зависит то, с какой скоростью растут волосы.

Если возвращаться к теме погодных карт, то основное, что мы хотим изменить с текущим релизом — это дать другой способ потребления погоды тем, у кого пока что не было такой возможности. Кстати, эти карты стали возможны благодаря технологии «переваривания» погоды до того, как к нам придут пользователи, а именно по триггеру обновления данных.

Вот сейчас я ничего не понял. Пользователи же всегда приходят на готовый прогноз?

Раньше мы рассчитывали прогноз прямо для каждого конкретного пользователя. Как это происходило? Приходя на сервис, человек приносит с собой пользовательские данные, например, широту и долготу с помощью GPS. Мы объединяем с этими данными другие, например, прогноз погоды с помощью модели 1-2-3-4, и составляем длинный вектор. Этот вектор приходит на вход к «Матрикснету», и «Матрикснет» отдает прогноз как поисковый запрос.

Сейчас мы офлайновые факторы держим предрасчитанными. Это позволяет нам нарезать глобальную карту. Раньше это было бы слишком накладно по ресурсам. Короткий момент применения «Матрикснета», который происходит очень часто, сильно задействует процессоры на серверах. Сейчас благодаря предрасчёту погоды офлайн мы от него избавились и теперь можем давать карты и рассчитывать глобальный прогноз.

На чём рассчитывается офлайновая погода? Это большой объем данных, который нужно держать в кэше. Его же надо постоянно рассчитывать?

Это сложная техническая задача. У нас есть несколько провайдеров данных: они дают глобальные прогнозы погоды, сделанные разными поставщиками — европейским, американским, канадским метеорологическим агентствами. У нас есть своя модель, которую мы считаем поверх этих моделей. Это позволяет увеличить пространственное разрешение. Их размер ячейки от 20-30 километров, наш размер — 2 на 2 километра: в густонаселённых районах мы всегда используем свою модель. И все эти данные приходят с некоторыми интервалами.

Как это происходит на низком уровне: накопился объём данных, который поможет увеличить точность, пришли новые спутники и станции, эти модели пересчитались. Мы их к себе загрузили — посчитали свою модель. Дальше нужно обновить погодное состояние. Это всё попадает в длинный процесс, который подготавливает факторы для формулы машинного обучения и дальше применяет эту формулу. Всё это позволяет нам делить область на регионы, проводить расчёты, которые раньше мы не могли проводить. Потом, как я уже сказал, все складывается в сервис с наиболее актуальными данными. И благодаря тому, как этот сервис реализован, прогноз погоды отдаётся практически без всяких задержек.

Вы оговорились, что вы не делаете станции, не занимаетесь производством, не в курсе, как это устроено. То есть b2b тут вообще не рассматриваете?

Мы в курсе, как это устроено, просто не занимаемся производством: b2b в погоде может быть достаточно разный. У нас уже сейчас есть несколько запросов о том, как эти данные можно использовать. Первый запрос исходит из самого «Яндекса»: это погодные и гиперлокальные данные для рекламных кампаний. Очевидно, что некоторые баннеры лучше кликаются в жару, а некоторые в холод.

К этому можно подойти с двух сторон. С одной стороны, правильно показывать баннеры, учитывая текущую погоду в ранжировании. другой стороны — можно, например, дать клиентам возможность настраивать свои рекламные кампании под определённые погодные условия.

Но «Яндекс.Директ» пока не позволяет это делать?

Мы сейчас находимся в режиме закрытого теста с несколькими компаниями и агентствами для того, чтобы определить финальную функциональность настройки рекламных кампаний по погоде. Есть хардкорный b2b — например, авиация: это уже не про нас. А вот сельское хозяйство — это более близкий нам сектор.

Авиация всё-таки связана с безопасностью: вы же не будете 100% гарантии давать.

Никто не даёт 100% гарантии.

Авиационные радары дают 100% гарантию.

Нет. Во-первых, радары, как и все остальные железки, не умеют прогнозировать. Второе — у них есть погрешности наблюдений, не бывает идеальных приборов. Тут что-то могло отразиться от облака, а могло от высокого здания…

Я, скорее, имею в виду 100% ответственность. Поставщики данных, от которых зависит жизнь людей, несут высокую ответственность. На основе них делаются выводы, лететь самолету или нет. Вы же не будете брать на себя такую ответственность.

Неправда. Это тонкая история. Сейчас мы обращались к тем данным, которые влияют на жизнь людей на земле, а для авиации нужны немного другие данные. В частности, все самолеты несут в себе метеоприборы. Это крупнейшая сеть наблюдений, которые меряют метеопараметры. Мы не смотрели на эти данные, и сходу наша технология не может быть адаптирована для того, чтобы предсказывать эти параметры.

А использовать данные от таких самолётов?

Использовать можно, но насколько это релевантно для людей, которые ходят по земле, не очень понятно. И авиация это очень закрытый рынок, на котором находится игроки уровня, например, «Росгидромета», у которого свои радары.

А из сельского хозяйства ребята к нам уже обращались. Есть несколько компаний, которые предоставляют услуги для сельхозпроизводителей и больших агрохолдингов. Им прогноз погоды очень интересен: особенно им интересно то, что у нас есть радары, что мы можем прогнозировать накопленное количество миллиметров осадков, что мы можем брать станции, которые они сами себе покупают и устанавливают, и уточнять для этих станций прогноз. Это в целом хорошая штука, но пока что мы совсем не тратили ресурсы на выход на этот рынок.

А за что такие компании готовы платить? Вот у них есть метеостанция: допустим, они хотят, чтобы вы на основе их данных смогли спрогнозировать по вашей модели погоду на неделю вперед. А у вас, скажем, 18 источников от крупнейших компаний и данных больше — почему бы им просто не посмотреть вашу погоду бесплатно?

Имеется в виду не замена, а дополнение. Часто агрокультурные поля находятся в зонах, где частота данных не очень, поэтому добавление одной метеостанции в хорошем месте может дать большую пользу. Второе — они хотят готовый сервис. Да, сейчас они именно так и работают: открывают сайты и смотрят погоду. Но чтобы им сделать процесс более удобным, нужно ввести определенные триггеры: сила ветра, отсутствие осадков и уровень нужной температуры. Это благоприятные условия, например, для удобрений. Условно, человеку нужно раскрасить календарь — когда можно сажать, когда нельзя — и периодически оповещать его о том, что что-то меняется.

Давайте поговорим о вашем приложении. У меня вот есть боль из-за того, что на iOS по умолчанию отображается погода, которую они берут с американского The Weather Channel. Вроде нормальный источник, но для России, очевидно, не актуальный. Я вижу сильные расхождения между тем, что дает The Weather Channel и «Яндекс.Погода». На андроиде я заменил приложение погоды на«Яндекс.Погоду», там даже виджет в уведомлениях есть, но на iOS «Яндекс.Погода» не интегрируется с часами.

Многие пользователи говорят нам про часы. Это примерно именно то, над чем мы работаем сейчас. Мы посчитали у себя внутри затраты на разработку хорошего качественного приложения под носимые устройства и поняли, что затраты могут не окупиться. С другой стороны, есть push-уведомления, которые гораздо дешевле разработать, будут транслироваться везде — в Apple Watch, Android Wear. Именно на пуши мы делали свою ставку: так мы можем напрямую обратиться к пользователю, но мы стараемся выдерживать баланс, не надоедая людям.

И какие уведомления в основном посылаете?

Основных класса два. Первый — МЧС. Мы транслируем опасности от МЧС, которые после летнего урагана стали приходить каждый день. Второй — уведомления о резкой смене погоды, например, начало осадков после долгого их отсутствия.

Это, наверное, не в ручном режиме происходит? Мы вот в редакции часто отправляем уведомления руками, когда происходит что-то необычное.

Единственное, что мы отправляем вручную, это оповещения от МЧС, с которыми не удалось наладить ИТ-систему. Мы просто смотрим на их сайт и дальше уведомляем. Всё остальное автоматически.

Мы сейчас тестируем уведомления с картой осадков, например, «Через 10 минут пойдёт дождь» или «Дождь закончится через 30 минут». В среду примерно мы начинаем оповещать о погоде на выходных, когда уверены в прогнозе.

Здесь хрупкий баланс, надо понимать, когда отправлять и не отправлять уведомление. Это машина с большим количеством настроек, и с ней мы аккуратно экспериментируем. Мы стараемся вовлекать людей, но скорее смотрим на какие-то долгосрочные метрики, потому что хорошее уведомление в нашем понимании не должно заставлять человека открывать приложение. Уведомление должно содержать примерно всю информацию, это повышает лояльность. Человек помнит, что «Яндекс.Погода» оказалась полезной и вовремя предупредила.

Вы говорили про то, что ваш сервис — самый посещаемый в России. Но это статистика по десктопу. Что насчёт мобильных приложений?

В мобильном приложении у нас народа меньше, чем в десктопе. Мобильный интернет моложе в смысле аудитории и, как следствие, там есть люди, жизнь которых мало зависит от погоды.

Десктопная аудитория у нас постарше. Им нужно знать погоду на выходные, у них у всех есть дачи. В десктопе у нас стабильная состоявшаяся аудитория. В мобильной версии сайта похожая ситуация — она по размерам составляет треть аудитории десктопа. В наших приложениях аудитория растёт с тех пор, как мы их обновили два года назад вместе с запуском «Метеума». Растут органически. Сейчас в Google Play по погодным приложениям мы топ-1 в России, но могу ошибаться.

Эти приложения стали популярными во многом это из-за того, что у нас есть почасовой прогноз и карта осадков, которой в таком виде ни у кого нет. Мы это заметили на метриках в начале этого лета. Сейчас стараемся визуально улучшить приложение, потому что до этого оно было очень простое. Станет более симпатичным.

Почему МЧС так часто лажают? По чьим данным они работают?

Они используют данные Росгидромета. Почему у них часто ложное срабатывание системы предупреждений — потому что у них задача перебдеть. Это правильная для них стратегия. Ценность предупреждений, безусловно, падает, но они не могут не предупредить. Почему они часто ошибаются — вопрос не ко мне. Прогнозирование опасных явлений и обычной погоды — это два разных типа науки.

Мы у себя в «Метеуме» можем не увидеть ураган, потому что мы никогда такому не обучались. Они происходят редко, особенно в центральной части России, и мы специально не выделяем их из всей массы погодных событий.

Странно: молнии вы выделяете, а ураганы нет.

Молнии мы определяем с помощью измерений, а ураганы или торнадо нужно прогнозировать. Мы стараемся давать пользователю информацию для принятия каждодневных решений. Росгидромет и МЧС обладают той инфраструктурой, которой мы не обладаем: самолёты, радары, выездные пункты. Часть из этих данных мы получаем, но далеко не все. Обладая только всеми этими данными, а может ещё большим количеством, можно начинать хорошо предсказывать опасные явления. Но это не та задача, которую мы ставим перед собой как сервис.

То есть вы не ставите такой задачи и не имеете технической возможности предупреждать пользователей об опасных явлениях? Вы можете сказать, что дождь закончится через 10 минут, а предсказать сильный ветер не сможете?

Сильный ветер сможем, а ураган в прямом понимании этого слова нет.

Если повторится та ситуация, которая была летом 2017 года — вы сможете предупредить пользователей об этом?

Мы прогнозировали в тот день очень сильный ветер, до 28 м/с — это примерно то, что и было зафиксировано. Но сказать об этом что-то определённое, например, «Надвигается ураган», нельзя, потому что мы не можем такие образования отследить у себя в модели. Мы точно спрогнозировали сильный ветер, но с чем он был связан, мы сказать не могли и в тот день не слали предупреждений об этом. Мы работаем над тем, чтобы слать пуши по большему количеству параметров, чем сейчас.

Вы бы хотели предупреждать пользователей о таких вещах, но вы не можете. Тут заметно какое-то расхождение: вы не хотите брать на себя ответственность?

Область предупреждений о ЧС очень зарегулирована — их может подать только МЧС. Всё, что даёт МЧС, транслируем дословно и без изменений. Но если у нас в прогнозе появился сильный ветер с порывами 28 м/с — то почему бы об этом не предупредить.

Ситуация с участившимися уведомлениями от МЧС перерастёт в то, что к ним будет меньше доверия на протяжении следующих месяцев, и к следующему сезону дождей доверие упадёт до уровня, когда на оповещение никто реагировать не будет. Возможно, они сделают выводы, и перестанут так часто слать и в какой-то момент может произойти повторная ситуация. В этом случае хочется, чтобы кто-то всё-таки это предупреждение послал. Будет ли этим источником «Яндекс» — в этом вопрос.

Все прогнозы ошибаются. Какими бы совершенными технологии не были, и сколько бы средств изменений не было, все прогнозы ошибаются. Если нужно понять, что произойдёт в Москве в течение нескольких часов, то надо зайти на нашу карту, в том числе осадков, смотреть и понимать, что будет.

Ну хорошо. Вот если у вас с МЧС не получается… Я знаю, что «Яндекс» хорошо работает с московскими городскими службами. Если погодные данные отдаются через подобные структуры, то можно предупреждать их, например, что машинам городских служб надо выехать и провести работу по предотвращению потопов.

Ничего по этому поводу сказать не могу. Да, мы хотели бы это делать, и есть интерес с определённой стороны, но пока никакой конкретной реализации нет.

Пока нет, но технически и теоретически реализуемо?

Вполне. Коммунальные службы — это те, кому мы можем помочь. Прогнозировать обильный снегопад мы можем. Или гололедицу — это бизнес-логика поверх погодных данных. Гололёд определяется наличием осадков на протяжении предыдущих суток, влажностью, ветром, температурой. Всё это прогнозируется, собирается в формулу, и она говорит, будет гололедица или нет.

А в других своих сервисах используются эти погодные данные?

Да, например, в «Яндекс.Навигаторе» они есть.

С их помощью прогнозируются пробки?

Нет, там это пока не используется, насколько я знаю. Мы планируем внедрить погоду во многие места. Кажется, она релевантна на «Яндекс.Картах», но сейчас главное усилие сосредоточено на том, чтобы внедрить погоду в рекламные продукты.

Видео:Почему Бермудского треугольника нет ни на одной карте мираСкачать

Почему Бермудского треугольника нет ни на одной карте мира

Чтение факсимильных карт

На карте погоды треугольник На карте погоды треугольник

На карте погоды треугольник На карте погоды треугольник

На карте погоды треугольникСведения о погоде и состоянии моря, необходимые для решения вопроса о выборе курса следования или производстве работ в море, могут быть получены в виде факсимильных передач различных карт.

Этот вид гидрометеорологической информации является наиболее информативным.

Он характеризуется большим разнообразием, оперативность и наглядностью.В настоящее время региональные гидрометеорологические центры составляют и передают в эфир большое количество самых разнообразных карт. Ниже приводится список карт, наиболее используемых для нужд мореплавания.

Приземный анализ погоды. Карта составляется на основе приземных метеорологических наблюдений в основные сроки.

Приземный прогноз погоды. Показывает ожидаемую погоду в указанном районе через 12, 24, 36 и 48 часов.

Приземный прогноз малой заблаговременности. Приводится ожидаемое положение барической системы (циклонов, антициклонов, фронтов) в приземном слое на следующие 3-5 дней.

Анализ поля волнения. Эта карта дает характеристику поля волнения по району — направление распространения волн, их высоту и период.

Прогноз поля волнения. Показывает прогнозируемое поле волнения на 24 и 48 часов — направление волнения и высоту преобладающих волн.

Карта ледовых условий. Показана ледовая обстановка в данном районе (сплоченность, кромка льда, полыньи и другие характеристики) и положение айсбергов.

Карты нефелометрического анализа (карты погоды по данным спутников).

Карты приземного анализа содержат данные о фактической погоде в нижних слоях атмосферы. Барическое поле на этих картах представлено изобарами на уровне моря.
Основные приземные карты составляют на 00.00, 06.00, 12.00 и 18.00 часов среднего гринвического времени. Прогностические карты — это карты ожидающейся синоптической обстановки (l2, 24, 36, 48, 72 часов). На приземных прогностических картах, указываются предполагаемые положения центров циклонов и антициклонов, фронтальных разделов, барических полей.

При чтении факсимильных гидрометеорологических карт первоначальную информацию штурман получает из заголовка карты.

Заголовок карты содержит следующую информацию:

географический район, охватываемый картой;

дата и время издания;

Тип и район карты характеризуется первыми четырьмя символами, причем первые два характеризуют тип, а последующие два – район карты. Например:

ASAS – приземный анализ (AS – analysis surface) для азиатской части (AS – Asia);

FWPN – прогноз волнения (FW – forecast wave) для северной части Тихого океана (PN – Pacific North). Часто встречаемые сокращения приведены ниже:

1. Карты анализа гидрометеообстановки.

AS – приземный анализ (Surface Analysis);

AU – высотный анализ (Upper Analysis) для различных высот (давлений);

AW – анализ волнения/ветра (Wave/Wind Analysis);

2. Прогностические карты (на 12, 24, 48 и 72 часа).

FS – приземный прогноз (Surface Forecast)

FU – высотный прогноз (Upper Forecast) для различных высот (давлений).

FW – прогноз ветра/волнения (Wave/Wind Forecast)

3. Специальные карты.

ST – ледовый прогноз (Sea Ice Condition);

WT – прогноз тропических циклонов (Tropical Cyclone Forecast);

CO – карта температуры поверхности воды (Sea Surface Water Temperature);

SO – карта поверхностных течений (Sea Surface Current).

Для обозначения района, охватываемого картой, обычно используются следующие сокращения:

AE – юго-восточная Азия

PN – северная часть Тихого океана (Pacific North);

JP – Япония (Japan);

WX – экваториальный пояс (Equator zone) и т. д.

Четыре буквенных символа могут сопровождаться 1-2 цифровыми символами, уточняющими тип карты,например FSAS24 – приземный анализ на 24 часа или AUAS70 – надземный анализ для давления 700 гПа.

За типом и районом карты следуют позывные радиостанции, передающей карту (например, JMH – Japan Meteorological and Hydrographic Agency). Во второй строке заголовка указывается дата и время составления карты.
Дата и время приведены к Гринвичскому или Всемирному координированному времени. Для обозначения приведенного времени используются сокращения Z (ZULU) и UTC (Universal Coordinated Time) соответственно, например, 240600Z JUN 2007 – 24 июня 2007г., 06.00 по Гринвичу.

В третьей и четвертой строках заголовка расшифровывается тип карты и дается дополнительная информация (рис. 18.15).

Барический рельеф на факсимильных картах представлен изобарами – линиями постоянного давления. На японских картах погоды изобары проведены через 4 гектопаскаля для давлений,кратных 4 (например, 988, 992, 996 гПа).
Каждая пятая изобара, т.е. кратная 20 гПа, проведена жирной линией (980, 1000, 1020 гПа). На таких изобарах обычно (но не всегда) подписано давление. В случае необходимости, проводятся также промежуточные изобары через 2 гектопаскаля. Такие изобары проводятся пунктирной линией.

Барические образования на картах погоды Японии представлены циклонами и антициклонами. Циклоны обозначаются буквой L (Low), антициклоны – буквой H (High).
Центр барического образования обозначен знаком «×». Рядом указано давление в центре. Стрелка возле барического образования указывает направление и скорость его перемещения.

Рис. 18.15. Карта приземного анализа погоды для азиатского района

На карте погоды треугольник

Существуют следующие способы обозначения скорости передвижения барических образований:

ALMOST STNR – практически неподвижный (almost stationary) – скорость барического образования менее 5 узлов;

SLW – медленно (slowly) – скорость барического образования от 5 до 10 узлов;

10 kT – скорость барического образования в узлах с точностью до 5 узлов;

К наиболее глубоким циклонам даются текстовые комментарии, в которых дается характеристика циклона, давление в центре, координаты центра, направление и скорость перемещения, максимальная скорость ветра, а также зона ветров со скоростями, превышающими 30 и 50 узлов.

Пример комментария к циклону:

DEVELOPING LOW 992 hPa 56.2N 142.6E NNE 06 KT MAX WINDS 55 KT NEAR CENTER OVER 50 KT WITHIN 360 NM OVER 30 KT WITHIN 800 NM SE-SEMICIRCULAR 550 NM ELSEWHERE,

— DEVELOPING LOW – развивающийся циклон. Может также быть DEVELOPED LOW – развитой циклон;

давление в центре циклона — 992 гПа;

координаты центра циклона: широта — 56.2° N, долгота — 142.6° E;

циклон движется на NNE со скоростью 6 узлов;

максимальная скорость ветра вблизи центра циклона — 55 узлов.

Особое место на картах погоды занимает тропический циклон (ТЦ). Всемирная метеорологическая организация дает определение ТЦ как «циклон тропического происхождения малого диаметра (несколько сотен километров) с минимальным давлением у поверхности, иногда менее 900 гПа, очень сильными ветрами и проливным дождем; иногда сопровождается грозами. В нем обычно различают центральную область, или «глаз урагана», с диаметром порядка нескольких десятков километров, слабым ветром и более или менее незначительной облачностью.

Фронтальные системы в тропических циклонах отсутствуют. В Атлантике ТЦ называют ураганами, на Тихом океане — тайфунами, на севере Индийского океана — циклонами, на юге Индийского океана — арканами, у берегов Австралии — вилли-вилли.

Продолжительность существования ТЦ от 3 до 20 суток. Атмосферное давление в ТЦ от периферии к центру падает и в центре составляет 950-970 мб. Скорость ветра в среднем на удалении 150-200 миль от центра 10-15 м/с, в 100-150 милях − 15-22 м/с, в 50-100 милях – 22-25 м/с, а в 30-35 милях от центра скорость ветра достигает 30 м/с.

Важным признаком приближающегося ТЦ на расстояниях до 1500 миль от центра циклона может служить появление перистых облаков в виде тонких прозрачных полос, перьев или хлопьев, которые хорошо видны при восходе и заходе солнца. Когда эти облака кажутся сходящимися в одной точке за горизонтом, то можно считать, что на расстоянии около 500 миль от судна в направлении сходимости облаков расположен центр ТЦ.

В развитии тропический циклон проходит 4 основные стадии:

TD – тропическая депрессия (Tropical Depression) – область пониженного давления (циклон) со скоростью ветра до 17 м/с (33 уз., 7 баллов по шкале Бофорта) с ярко выраженным центром;

TS – тропический шторм (Tropical Storm) – тропический циклон со скоростью ветра 17-23 м/с (34-47 уз., 8-9 баллов по шкале Бофорта);

STS – сильный (жестокий) тропический шторм (Severe Tropical Storm) – тропический циклон со скоростью ветра 24-32 м/с (48-63 уз., 10-11 баллов по шкале Бофорта);

T – тайфун (Typhoon) – тропический циклон со скоростью ветра более 32,7 м/с (64 уз., 12 баллов по шкале Бофорта).

Направление и скорость перемещения тропического циклона указывается в виде вероятного сектора движения и кругов вероятного положения через 12 и 24 часа. Начиная со стадии TS (тропический шторм), на картах погоды дается текстовый комментарий к тропическому циклону, а, начиная со стадии STS (сильный тропический шторм), тропическому циклону присваивается номер и имя.

Пример комментария к тропическому циклону:

T 0408 TINGTING (0408) 942 hPa

26.2N 142.6E PSN GOOD NORTH 13 KT

MAX WINDS 75 KT NEAR CENTER EXPECTED MAX WINDS 85

KT NEAR CENTER FOR NEXT 24 HOUR OVER 50 KT WITHIN 80

NM OVER 30 KT WITHIN 180 NM NE-SEMICIRCULAR

270 NM ELSEWHERE,

T (тайфун) — стадия развития тропического циклона;

0408 — национальный номер;

имя тайфуна — TINGTING;

(0408) — международный номер (восьмой циклон 2004 года);

давление в центре 942 гПа;

координаты центра циклона 56.2° N 142.6° E. Координаты определены с точностью до 30 морских миль (PSN GOOD).

Для указания точности определении координат центра циклона используются следующие обозначения:

PSN GOOD – точность до 30 морских миль;

PSN FAIR – точность 30-60 морских миль;

PSN POOR – точность ниже 60 морских миль;

движется на NORTH со скоростью 13 узлов;

максимальная скорость ветра 75 узлов вблизи центра;

ожидаемая максимальная скорость ветра 85 узлов на следующие 24 часа.

На картах погоды также указываются опасные для навигации явления в виде гидрометеорологических предупреждений. Виды гидрометеорологических предупреждений:

[W] – предупреждение о ветре (Warning) со скоростью до 17 м/с (33 узлов, 7 баллов по шкале Бофорта);

[GW] – предупреждение о сильном ветре (Gale Warning) со скоростью 17-23 м/с (34-47 узлов, 8-9 баллов по шкале Бофорта);

[SW] – предупреждение о штормовом ветре (Storm Warning) скоростью 24-32 м/с (48-63 узлов, 10-11 баллов по шкале Бофорта);

[TW] – предупреждение об ураганном ветре (Typhoon Warning) со скоростью более 32 м/с (более 63 узлов, 12 баллов по шкале Бофорта).

FOG [W] — предупреждение о сильном тумане (FOG Warning) с видимостью менее ½ мили. Границы района предупреждения обозначаются волнистой линией. Если район предупреждения невелик, границы его не указываются. В этом случае считается, что район занимает прямоугольник, описанный вокруг надписи предупреждения.

Нанесение гидрометеорологических данных на карты погоды производится по определенной схеме,условными знаками и цифрами, вокруг кружка, обозначающего местоположение гидрометеостанции или судна.

Пример информации от гидрометеостанции на карте погоды:

На карте погоды треугольник

В центре находится круг, изображающий гидрометеостанцию. Штриховка круга показывает общее количество облаков (N):

На карте погоды треугольник

dd — направление ветра, обозначается стрелкой, идущей к центру кружка станции со стороны, откуда дует ветер.

ff — скорость ветра, изображается в виде оперения стрелки следующими символами:

На карте погоды треугольник

При отсутствии ветра (штиль) символ станции изображается двойным кружком.

VV- горизонтальная видимость, показываемая цифрой кода по следующей таблице:

На карте погоды треугольник

PPP – атмосферное давление в десятых долях гектопаскаля. Цифры тысяч и сотен гектопаскалей опускаются. Например, давление 987,4 гПа наносится на карту как 874, а 1018,7 гПа как 187. Знак “ххх” указывает, что давление не измерялось.

ТТ – температура воздуха в градусах. Знак “хх” указывает, что температура не измерялась.

Nh — количество облаков нижнего яруса (CL), а при их отсутствии количество облаков среднего яруса (CM), в баллах.

CL, CM, CH — форма облаков нижнего (Low), среднего (Middle) и верхнего (High) ярусов, соответственно.

pp — величина барической тенденции за последние 3 часа, выражается в десятых долях гектопаскаля, знак “+” или “–” перед pp означает соответственно повышение или понижение давления за последние 3 часа.

a — характеристика барической тенденции за последние 3 часа, обозначается символами,характеризующими ход изменения давления.

Видео:Почему Бермудский треугольник не найти на картеСкачать

Почему Бермудский треугольник не найти на карте

Карта синоптическая

Сведения каждой метеорологической станции о погоде наносят на синоптические карты по установленным схемам, обязательным для всех учреждений службы погоды.

На карте погоды треугольник

схема размещения отдельных метеорологических элементов и явлений погоды на приземной синоптические карты: кружком обозначается местоположение пункта наблюдения, внутри этого кружка (N) показывается степень закрытия неба облаками ( — сплошная облачность, — половина неба закрыта облаками и т. п.); CH, CM, CL — форма облаков верхнего, среднего и нижнего ярусов; Nh — количество низких облаков, h — их высота; TT — температура воздуха в целых градусах С, TdTd — температура точки росы; WW — погода в срок наблюдения; VV — дальность видимости, РРР — атмосферное давление в десятках, единицах и десятых долях мб, pp — его изменение за последние 3 ч, а — характеристика изменения давления воздуха, dd — направление и ff — скорость ветра. На рис. 2 дан пример нанесения на С. к. данных о погоде одной метеостанции, из которого следует, что облаками покрыто всё небо, высота нижнего основания их 150 м, а количество 7 баллов, температура воздуха — 7 °С; точка росы — 9 °С, в срок и между сроками наблюдении снег, видимость 2 км, давление воздуха 1008,5 мб, а его изменение за 3 часа 2,6 мб, ветер северный — северо-западный 12 м/сек. На рис. 3 дана схема расположения данных наблюдений на картах абсолютной барической топографии, причём hnhnhn — высота изобарической поверхности; TnTn — температура воздуха, DnDn — дефицит точки росы, dndn — направление ветра, fnfn — скорость ветра. На рис. 4 — пример нанесения этих данных для уровня 500 мб, здесь высота изобарической поверхности 525 геопотенциальных декаметров, температура воздуха — 34°С, точка росы — 38°С, ветер южный 35 м/сек.

На карте погоды треугольник

После нанесения данных синоптические карты анализируются: на приземных картах проводят фронты и изобары, выделяют зелёным цветом зоны выпадения осадков, желтым цветом районы, занятые туманами, и т. п.;

На карте погоды треугольник

на высотных синоптические карты проводят линии равных значений геопотенциала — изогипсы, изотермы, а также линии равных изменений этих элементов за сутки (изаллогипсы, изаллотермы) и т. п.

Представлены Приземная карта погоды и Карта абсолютной барической топографии поверхности 500 мб по наблюдениям в 03 часа 6 января 1975. Приземная синоптическая карта характеризует расположение областей высокого — антициклонов (В) и низкого — циклонов (Н) атмосферного давления на уровне моря, воздушных масс и разделяющих их атмосферных фронтов, воздушных течений у поверхности земли, зон облачности, осадков и других явлений погоды.

Представленная высотная синоптическая карта характеризует поле давления, температуры и воздушных потоков на высоте, близкой к 5 км.

Составляют также и другие синоптические карты, на которые наносят значения 1—2 метеорологических элементов: например, высоты снежного покрова, максимальной и минимальной температуры воздуха, количества выпавших осадков, высоты тропопаузы и температуры на этой высоте, расположения струйных течений и т. п.

Кроме того, синоптические карты, на которые наносят данные о погоде на определённый срок наблюдения, в службе погоды составляются также прогностические карты (приземные и высотные), на которых изображается ожидаемое поле давления, температуры воздуха, осадков и других явлений погоды через 12, 24, 48 часов и более, а также от нескольких суток до сезона.

🌟 Видео

Самые известные тайны Бермудского треугольника: правда или вымысел?Скачать

Самые известные тайны Бермудского треугольника: правда или вымысел?

В Екатеринбурге упала летающая тарелкаСкачать

В Екатеринбурге упала летающая тарелка

100 Фактов о Бермудском Треугольнике, о Которых Вы не ЗналиСкачать

100 Фактов о Бермудском Треугольнике, о Которых Вы не Знали

Пасхалка Google Maps (часть 2)Скачать

Пасхалка Google Maps (часть 2)

Карта погоды. География в действии!Скачать

Карта погоды. География в действии!

Шоу метеоритов в Дубае напугало туристовСкачать

Шоу метеоритов в Дубае напугало туристов

Опасный БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК в ГТА 5 Моды! (Страшная Тайна GTA 5...)Скачать

Опасный БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК в ГТА 5 Моды! (Страшная Тайна GTA 5...)

География 6 класс (Урок№11 - Погода и климат. Наблюдение за погодой. Карты погоды.)Скачать

География 6 класс (Урок№11 - Погода и климат. Наблюдение за погодой. Карты погоды.)

Эта Находка в Бермудском Треугольнике Испугала Всех УченыхСкачать

Эта Находка в Бермудском Треугольнике Испугала Всех Ученых

5 Самых Страшных Тайн Бермудского ТреугольникаСкачать

5 Самых Страшных Тайн Бермудского Треугольника

Июньский ливень на карте осадков Яндекс.ПогодыСкачать

Июньский ливень на карте осадков Яндекс.Погоды

10 Мест на Земле, Которые Невозможны с Научной Точки ЗренияСкачать

10 Мест на Земле, Которые Невозможны с Научной Точки Зрения

Что Творится за Картой НА ТОЧКЕ (N) в ГТА 5 Моды! (Главный Секрет GTA 5...)Скачать

Что Творится за Картой НА ТОЧКЕ (N) в ГТА 5 Моды! (Главный Секрет GTA 5...)

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА КАРТЕ - Удивительный способ смотреть погоду от ventuskyСкачать

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ НА КАРТЕ - Удивительный способ смотреть погоду  от ventusky

10+ Мифов о Бермудском Треугольнике Развенчаны!Скачать

10+ Мифов о Бермудском Треугольнике Развенчаны!

На Аляске есть Бермудский треугольник, и он еще более загадоченСкачать

На Аляске есть Бермудский треугольник, и он еще более загадочен

Практическая работа «Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды». География 8 кл.Скачать

Практическая работа «Описание и прогнозирование погоды территории по карте погоды». География 8 кл.
Поделиться или сохранить к себе: