Диагностика внимания у младших школьников. Основные методики
1. «Методика вычеркивания» (АВТОР Екатерина Додонова)
Цель: узнать концентрированность внимания, его переключаемость и распределение.
Времени на него отводится две с половиной минуты. В течение этого времени ребенок должен найти на листе определенные фигуры (только круги и квадраты, только овалы и т.д.) и зачеркнуть их – одну фигуру линией по горизонтали, а одну – линией по вертикали. Этот момент заранее оговаривается с ребенком. Вся работа делится на несколько этапов по команде «стоп» и «начинай». На листе обозначается момент остановки. Время работы в каждом промежутке – тридцать секунд, перерыв между интервалами не более пяти секунд.
Результаты. Подсчет результатов происходит таким образом считаются:
все предметы, которые ребенок пересмотрел за все время;
количество предметов за один промежуток;
число допущенных ошибок.
Далее составляется формула, по которой вычисляется показатель продуктивности. От полного количества просмотренных предметов отнимаем 2,8 помноженное на количество допущенных ошибок и деленное на время в секундах. Таким образом, можно узнать общий показатель продуктивности внимания. Второй раз та же сама формула просчитывает показатель по каждому этапу. Если в первом случае время составляло 150 секунд, то теперь мы делим на тридцать и выбираем все переменные только из одного этапа. Это позволит составить график, который показывает распределение внимания на каждом этапе – когда была наивысшая концентрация, где она понижается и почему (устал, отвлекся и т.д.).
Интерпретация подсчетов по первой формуле такова:
если результат выше, чем 1,25 дается десять баллов (очень высокая продуктивность внимания),
если результат от 1,00 до 1,25 – ребенок получает восемь или девять баллов (высокая продуктивность внимания),
при результате от 0,75 до 1,00 ставится шесть или семь баллов,
от 0,5 до 0,75 – четыре-пять баллов (достаточная продуктивность внимания),
от 0,25 до 0,5 – два-три балла (низкая продуктивность внимания),
до 0,25 – один балл (очень низкая продуктивность внимания).
2. «Методика треугольников». (АВТОР Екатерина Додонова)
Цель: выявить уровень переключения внимания;
Психологи для диагностики уровня распределения внимания используют два теста с треугольниками. Первый тест достаточно простой – ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый). Результаты этого теста представлены в трех градациях:
высокий – если ребенок нарисовал все треугольники и закрасил нужные фигуры;
средний – если нарисованы все треугольники, но закрашены в неправильном порядке;
низкий – если ребенок не смог закрасить треугольники и ошибся в количестве нарисованных фигур.
Второе задание состоит в том, что ребенок должен нарисовать приблизительно две строчки с треугольниками, стоящими основанием на строчках, а следующие две – вверх тормашками. Далее треугольники опять «становятся» на место. Для начала можно дать ребенку половинку тетрадного листа на выполнение. Команда, какие треугольники нужно рисовать, дается взрослым. Результаты задания интерпретируются таким образом:
если ребенок вовремя переключился на перевернутые треугольники и так делал все разы, то это свидетельствует о высоком уровне переключения внимания;
если ребенок при написании перевернутых треугольников исправился уже после первых трех неправильных фигур, то это говорит о высоком уровне переключения внимания;
средний уровень диагностируется в том случае, если ребенок уже после написания всех треугольников заметил свои ошибки и исправил их;
низкий уровень бывает в том случае, если у ребенка возникли трудности уже на первой строчке (заминается, раздумывает, начинает писать неправильно);
очень низкий уровень у тех детей, которые не могут решиться начать писать даже первую строчку и сразу же делают ошибки.
Методика исследования объёма внимания.
Цель:Выявить объем внимания.
Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (рис.19). Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точками — 20 секунд
Обработка результатов
Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
Существуют следующие нормативы:
I — 3 точки на двух карточках,
II — 4 точки на двух карточках,
III— 6 точек на двух карточках,
IV— 9 точек на двух карточках,
V — 10 точек на двух карточках,
VI — 11 точек на двух карточках,
VII — 13 точек на двух карточках,
VIII — 15 точек на двух карточках,
X — 16 точек на двух карточках.
Ранговые места I и Ш свидетельствуют о малом объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.
Видео:Основы обучения незрячих детейСкачать
Методика треугольники для дошкольников
Видео:Что такое методика Монтессори? Самая подробная информацияСкачать
Методика исследования объёма внимания.
Диагностика внимания у младших школьников. Основные методики
1. «Методика вычеркивания» (АВТОР Екатерина Додонова)
Цель: узнать концентрированность внимания, его переключаемость и распределение.
Времени на него отводится две с половиной минуты. В течение этого времени ребенок должен найти на листе определенные фигуры (только круги и квадраты, только овалы и т.д.) и зачеркнуть их – одну фигуру линией по горизонтали, а одну – линией по вертикали. Этот момент заранее оговаривается с ребенком. Вся работа делится на несколько этапов по команде «стоп» и «начинай». На листе обозначается момент остановки. Время работы в каждом промежутке – тридцать секунд, перерыв между интервалами не более пяти секунд.
Результаты. Подсчет результатов происходит таким образом считаются:
все предметы, которые ребенок пересмотрел за все время;
количество предметов за один промежуток;
число допущенных ошибок.
Далее составляется формула, по которой вычисляется показатель продуктивности. От полного количества просмотренных предметов отнимаем 2,8 помноженное на количество допущенных ошибок и деленное на время в секундах. Таким образом, можно узнать общий показатель продуктивности внимания. Второй раз та же сама формула просчитывает показатель по каждому этапу. Если в первом случае время составляло 150 секунд, то теперь мы делим на тридцать и выбираем все переменные только из одного этапа. Это позволит составить график, который показывает распределение внимания на каждом этапе – когда была наивысшая концентрация, где она понижается и почему (устал, отвлекся и т.д.).
Интерпретация подсчетов по первой формуле такова:
если результат выше, чем 1,25 дается десять баллов (очень высокая продуктивность внимания),
если результат от 1,00 до 1,25 – ребенок получает восемь или девять баллов (высокая продуктивность внимания),
при результате от 0,75 до 1,00 ставится шесть или семь баллов,
от 0,5 до 0,75 – четыре-пять баллов (достаточная продуктивность внимания),
от 0,25 до 0,5 – два-три балла (низкая продуктивность внимания),
до 0,25 – один балл (очень низкая продуктивность внимания).
2. «Методика треугольников». (АВТОР Екатерина Додонова)
Цель: выявить уровень переключения внимания;
Психологи для диагностики уровня распределения внимания используют два теста с треугольниками. Первый тест достаточно простой – ребенку предлагается нарисовать треугольники и закрасить некоторые из них цветным карандашом. Лучше для начала дать ребенку задание нарисовать десять треугольников, а вот закрашенные треугольники должны быть в произвольном порядке (например, второй, пятый, девятый). Результаты этого теста представлены в трех градациях:
высокий – если ребенок нарисовал все треугольники и закрасил нужные фигуры;
средний – если нарисованы все треугольники, но закрашены в неправильном порядке;
низкий – если ребенок не смог закрасить треугольники и ошибся в количестве нарисованных фигур.
Второе задание состоит в том, что ребенок должен нарисовать приблизительно две строчки с треугольниками, стоящими основанием на строчках, а следующие две – вверх тормашками. Далее треугольники опять «становятся» на место. Для начала можно дать ребенку половинку тетрадного листа на выполнение. Команда, какие треугольники нужно рисовать, дается взрослым. Результаты задания интерпретируются таким образом:
если ребенок вовремя переключился на перевернутые треугольники и так делал все разы, то это свидетельствует о высоком уровне переключения внимания;
если ребенок при написании перевернутых треугольников исправился уже после первых трех неправильных фигур, то это говорит о высоком уровне переключения внимания;
средний уровень диагностируется в том случае, если ребенок уже после написания всех треугольников заметил свои ошибки и исправил их;
низкий уровень бывает в том случае, если у ребенка возникли трудности уже на первой строчке (заминается, раздумывает, начинает писать неправильно);
очень низкий уровень у тех детей, которые не могут решиться начать писать даже первую строчку и сразу же делают ошибки.
Методика исследования объёма внимания.
Цель:Выявить объем внимания.
Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляются по одной каждая из восьми карточек с изображением от двух до девяти точек (рис.19). Каждая карточка показывается два раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-5 точками дается 10 секунд, 6-7 точками — 15 секунд, 8-9 точками — 20 секунд
Обработка результатов
Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого.
Существуют следующие нормативы:
I — 3 точки на двух карточках,
II — 4 точки на двух карточках,
III— 6 точек на двух карточках,
IV— 9 точек на двух карточках,
V — 10 точек на двух карточках,
VI — 11 точек на двух карточках,
VII — 13 точек на двух карточках,
VIII — 15 точек на двух карточках,
X — 16 точек на двух карточках.
Ранговые места I и Ш свидетельствуют о малом объеме внимания, III-VII — о среднем, VIII и IX — о большом.
Видео:Развитие ребёнка по системе МонтессориСкачать
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
юлия бабошина
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.
1.1 Методика «Волшебный домик»
1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т. п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка и интерпретация данных.Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:
– широта охвата предметов, изображенных на картинках;
– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделана шапка?», «А вода холодная?»).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?», «Девочка плачет, потому что она потерялась?»).
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Перевод баллов в уровень:
10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание
Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.
1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»(Н. В. Пророк).
Цель: Выявление направленности интересов детей.
Диагностические показатели: любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Набор из 28 сюжетно-тематических картинок — 7 серий по четырем разнообразным сюжетам,относящимся к 4 видам деятельности: игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.
Ход проведения: Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.
Обработка данных:Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров: предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.
Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.
Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников.
2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика познавательных способностей.
Диагностические показатели: Познавательные действия.
Возрастной диапазон:
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных»в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Вывод об уровне развития:
10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)
Цель: Диагностика восприятия у дошкольников.
Диагностические показатели: Познавательные действия.
Возрастной диапазон:
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд,состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития:10 баллов —очень высокий; 8-9 баллов —высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.
2.3 Методика «Что здесь лишнее?»
Цель: эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: 4 – 5 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: в методике детям предлагается серия картинок,на которых представлены разные предметы:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Диагностические показатели: диагностика познавательных действий.
Возрастной диапазон: 3 – 4 года
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Диагностические показатели: познавательный действия
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная, групповая
Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы: высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.
Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.
3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)
Цель: Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
Цель: При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях,существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Диагностические показатели: Осведомленность
Возрастной диапазон: 3 – 4 года.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №). В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными.Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Вывод об уровне развития:
10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
Цель: Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Инструкция: Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов —очень высокий, 8-9 баллов —высокий, 5-7 баллов —средний.
3-4 балла —низкий, 0-2 балла —очень низкий.
3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
Цель: Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации).
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
4.1 Методика «Времена года». (Немов Р. С.)
Цель: Осведомленность о себе и мире.
Диагностический показатель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон: 3 – 4 года.
Источник информации: дети.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: Эта методика предназначена для детей от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и прося, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин. – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое – либо иное время года.
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития: 10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов –высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 баллов – низкий, 0-3 балла – очень низкий.
4.2 Методика беседа «Расскажи о себе»(А. М. Щетинина)
Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа «Я», степени осознания своих особенностей.
Диагностические показатели: формирование первичных представлений о себе.
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
4.3 Методика «Назови слова». (Немов Р. С.)
Цель: Методика определяет запас слов, которые находятся в активной памяти ребенка.
Диагностический показатель: формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет.
Источник информации: дети.
Форма и условия проведения: индивидуальная.
4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 4-5 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: перед ребенком кладут картинки, на которых изображены животные и употребляемая ими пища.
Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.
4.5 Методика «Подбери пару»( 5-6 лет)
Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.
Диагностические показатели: Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон: 5 – 6 лет
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная.
Инструкция: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор
1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.
«Лего-конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». (Из опыта работы) Тема: «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста». Ребёнок – прирождённый, изобретатель.
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития Ребенок рождается исследователем. Им хочется все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность-желание познать закономерности.
Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства пед. работников в области разработки инновационных технологий Введение.
Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.
Психолого-педагогическое сопровождение познавательного развития детей дошкольного возраста Согласно ФГОС ДОО, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников.
Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества посредством нетрадиционных методик «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Работая долгое время с детьми, я обратила внимание.
Сборник игр и игровых упражнений по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, которые можно использовать в свободной игровой деятельности Упражнение по стихотворению «Рыжие стихи» Цель: активизировать.
Сборник методических рекомендаций для детей дошкольного возраста в период адаптации СОДЕРЖАНИЕ РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ…2 ПРИМЕРНЫЙ ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА: Младший дошкольный возраст:.
Сенсомоторная деятельность, как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, к педагогичеким условиям реализации образовательной программы.
Выбор диагностических методик как основополагающий фактор повышения качества образования В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется чрезмерное внимание, как в сфере.
Видео:Мастер-класс «Нейроупражнения и нейрогимастика в развитии речи дошкольника»Скачать
Методика треугольники для дошкольников
Цель. Выявить уровень социальной защищенности ребенка, наличие у него чувства принятия группой лиц из ближайшего окружения.
Организация. Ребенку демонстрируют карточку с изображением треугольника, на котором ему необходимо обозначить свое место.
Инструкция. «Этот треугольник — волшебный. В одном углу (показать) живут твои родители, в другом — учитель (воспитатель), а в третьем — все твои друзья. Поставь в любом месте на карточке значок „Я» (если ребенок не владеет письменной речью, то ему предлагают специально заготовленную, небольшого размера, карточку с изображением местоимения „Я» или детского лица соответствующего диагностируемому ребенку пола)».
Обработка и интерпретация данных. Отмечают, к какой вершине ближе всего расположен значок «Я», а также его размещение внутри или снаружи треугольника. Значок «Я», размещенный ребенком внутри треугольника, указывает на присущее ему чувство социальной защищенности, осознание принятия в группу лиц ближайшего окружения, включенности в социум. Кроме того, обращается внимание на положение значка «Я» по отношению к категории обозначенных на углах треугольника лиц — к какой из них он ближе расположен, на ту из групп ребенок ориентирован в настоящее время в большей степени. Как правило, в старшем дошкольном возрасте значок «Я» расположен ближе всего к «родителям»; у первоклассников — между «учителем» и «родителями», но ближе к «учителю»; у второклассников — к «учителю», а третьеклассники ориентированы преимущественно на друзей.
Стимульный материал к методике «Треугольники» — Treugolnik.doc
О. А. Белобрыкина Диагностика развития самосознания в детском возрасте
Материал подготовила Дугинова Елена Анатольевна
Видео:Сложение и вычитание. Методики и приемы для обучения детей.Скачать
Диагностика способностей детей ДОУ
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБДОУ № 19 «Ромашка»
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .
1.1 Методика «Волшебный домик»
1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»(Н. В. Пророк) .
Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .
2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)
2.3 Методика «Что здесь лишнее?»
2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .
3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)
3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
Раздел 4. Диагностические методики : формирование первичных представлений о себе и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
4.1 Методика «Времена года» . (Немов Р. С.)
4.2 Методика беседа «Расскажи о себе» (А. М. Щетинина)
4.3 Методика «Назови слова» . (Немов Р. С.)
4.4 Методика «Кто что ест?» (4-5 лет)
4.5 Методика «Подбери пару»( 5-6 лет)
Сборник диагностических методик познавательного развития детей дошкольного возраста
Раздел 1 Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника .
Цель : Изучение познавательной активности ребенка- дошкольника , умения задавать вопросы.
Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .
Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Подготовка и проведение исследования. Подберите две картинки. Одна должна быть близка детям по содержанию (это могут быть играющие дети, зимние развлечения и т . п., на другой должны быть изображены незнакомые для него объекты.
Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка» . Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка и интерпретация данных. Полученные материалы обрабатываются по следующим критериям :
– широта охвата предметов , изображенных на картинках;
– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования ( «Кто это?» , «На чем стоят книги?» ).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик ( «Верблюд любит хлеб?» , «А из чего сделана шапка?» , «А вода холодная?» ).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений ( «Почему мальчик хмурый?» , «Зачем девочке нужна сумка?» , «А что ли они замерзли?» ).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения ( «Мальчик не идет в школу, потому что он не сделал уроки?» , «Девочка плачет, потому что она потерялась?» ).
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Перевод баллов в уровень :
10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей , об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание
Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.
1.3 Методика «Выбор сюжетно-тематических картинок»(Н. В. Пророк) .
Цель : Выявление направленности интересов детей .
Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность , познавательный интерес .
Возрастной диапазон : старший дошкольный возраст .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Набор из 28 сюжетно-тематических картинок — 7 серий по четырем разнообразным сюжетам, относящимся к 4 видам деятельности : игровой, учебной, творческой, трудовой. Для мальчиков и девочек готовятся отдельные комплекты с персонажами соответствующего пола.
Ход проведения : Предлагается выбрать несколько карточек (не меньше 7) из разложенных на столе. После выбора ребенка спрашивают, почему он выбрал эти картинки.
Обработка данных : Оценка направленности интересов проводится на основании 2 параметров : предпочтительные виды деятельности; обоснование выбора.
Если ребенок осуществляет 4 и более выборов на одну тему, считается, что у него доминируют мотивы этой деятельности.
Раздел 2. Диагностические методики изучения познавательных действий дошкольников .
2.1 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)
Цель : Диагностика познавательных способностей .
Диагностические показатели : Познавательные действия .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. (приложение № 1) и просят последовательно назвать очертания всех предметов , «спрятанных» в трех его частях : 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Примечание. Если проводящий психодиагностику видит , что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов , переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов , «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , очертания которых имеются а всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8 – 9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов , затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6 – 7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4 – 5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2 – 3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0 – 1 балл – за время, больше чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов , «спрятанных» в трех частях рисунка. Вывод об уровне развития :
10 баллов – очень высокий уровень, 8 – 9 баллов – высокий уровень, 4 – 7 баллов – средний уровень, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
2.2. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.)
Цель : Диагностика восприятия у дошкольников .
Диагностические показатели : Познавательные действия .
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов : дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга.
Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.
Результаты заучивания ряда слов представляются на графике, где по горизонтали указаны последовательные попытки воспроизведения ребенком ряда, а по вертикали — количество слов, правильно им воспроизведенных в каждой попытке.
10 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл — ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.
Выводы об уровне развития :10 баллов —очень высокий; 8-9 баллов —высокий; 4-7 баллов —средний; 2-3 балла —низкий; 0-1 балл —очень низкий.
2.3 Методика «Что здесь лишнее?»
Цель : эта методика предназначена для детей исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.
Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .
Возрастной диапазон : 4 – 5 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : в методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы :
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним . Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
2.4 Методика «Разрезные картинки» (С. Забрамная)
Цель : выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Диагностические показатели : диагностика познавательных действий .
Возрастной диапазон : 3 – 4 года
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
3 балла : ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла : ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл : ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
2.5 Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова)
Цель : выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти.
Диагностические показатели : познавательный действия
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная, групповая
Описание : ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по-своему.
Оборудование : коробка с цветными карандашами, лист бумаги, протокол для фиксации полученных результатов.
Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Фиксируемые параметры : количество ошибок при выполнении задания.
Нормативы : высокий уровень — задание выполнено правильно; средний уровень — рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке; низкий уровень — количество фигур и порядок штриховки не соответствует инструкции.
Раздел 3. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников .
3.1 Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.)
Цель : Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет.
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
3.2 Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.)
Цель : При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира : животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Диагностические показатели : Осведомленность
Возрастной диапазон : 3 – 4 года.
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Вначале ребенку показывают картинку. (приложение №) . В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания :
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находятся на своем месте и правильно нарисовано. Если что – нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время 3 мин. Он заметил все семь имеющихся на картине нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три – четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4 – 5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2 – 3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1 – 4 из 7 имеющихся нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц.
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Вывод об уровне развития :
10 баллов – очень высокий, 8 – 9 баллов – высокий, 4 – 7 баллов – средний, 2 – 3 балла – низкий, 0 – 1 балл – очень низкий.
3.3 Методика «Нарисуй что-нибудь» (Немов Р. С.)
Цель : Определить уровень воображения испытуемого.
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
Инструкция : Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что – либо необычное. На выполнение задания отводится 4 минуты. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.
Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям :
10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития :
10 баллов —очень высокий, 8-9 баллов —высокий, 5-7 баллов —средний.
3-4 балла —низкий, 0-2 балла —очень низкий.
3.4 Диагностическая проективная методика «Древо желаний»
Цель : Изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации) .
Диагностические показатели : Воображение, творческая активность
Возрастной диапазон : 5 – 6 лет
Источник информации : дети
Форма и условия проведения : индивидуальная
📹 Видео
Методика Гленна Домана | Методики раннего развития ребенкаСкачать
Дошкольники. Лысенкова С.Н. Математика. Состав числа. Сложение и вычитание. Измерение отрезков.Скачать
Индивидуальная диагностика развития психических процессов ребенка дошкольного возрастаСкачать
Диагностика в детском саду. Мониторинг психофизиологического развития детей дошкольного возраста.Скачать
Считаем в уме за секунду. #математика #арифметика #счет #ментальнаяарифметика #simplemathСкачать
Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольников | Воспитатели РоссииСкачать
Формирование физической культуры детей дошкольного возраста | Вебинары Воспитатели РоссииСкачать
Обучение счету по методике Зайцева! Играючи!Скачать
Вебинар "Топ-5 методик дошкольного образования"Скачать
Методика Зайцева | Методики раннего развития ребенкаСкачать
Глен Доман – методика раннего развития детей. Основные идеи Глена Домана.Скачать
Методика проведения занятий с детьми от создания конспекта до практической реализацииСкачать
Мастер-класс . "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"Скачать
методики развития ребенка дошкольного возрастаСкачать
Мастер-класс "Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста" для специалистов ПМПКСкачать