Значительный вклад в изучение различий национальных культур внес голландский ученый Г. Хофштеде, который исследовал особенности деятельности дочерних компаний корпорации IBM более чем в 60 странах. Хофштеде использовал для анализа четыре параметра: индивидуализм – коллективизм, дистанция власти, стремление избежать неопределенности, мужественность/женственность. В дальнейшем он выделил параметр «долгосрочность – краткосрочность ориентации». Оценка каждого параметра осуществлялось по 100-балльной шкале.
- 1. Индивидуализм имеет место в случаях, когда люди определяют себя сами и заботятся только о самих себе и своей семье. Сотрудники организации не желают вмешательства в личную жизнь, дистанцируются друг от друга, считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы. Доминирует ценность личного успеха и карьеры. Коллективизмхарактеризуется тесной взаимосвязью человека с группой. Группа заботится об удовлетворении потребностей членов группы, обеспечивает им поддержку и безопасность взамен на их преданность. Сотрудники ожидают участия организации в решении их личных дел, прежде всего социальной защиты, и поэтому достаточно лояльны своей организации. Индивидуализм как ориентация работников свойственен США, Голландии, Франции, Канаде, Великобритании, скандинавским странам, а коллективизм – Китаю, Японии, Индонезии, Колумбии. России, по оценке отечественных исследователей, больше свойственен коллективизм, но в крупных городах у молодых людей все чаще проявляются черты индивидуализма.
- 2. Параметр «дистанция власти» измеряет степень, в которой наименее наделенный властью индивид в организации принимает неравноправие и считает его нормальным положением вещей. В культурах с высоким уровнем дистанции власти сотрудники редко выражают свое несогласие с решениями руководства, легко принимают его директивный стиль, ожидают, когда им скажут, что и как надо делать; структура организации, как правило, многоуровневая с тенденцией к централизации (Китай, Гонконг, Франция, Италия, Индия, большинство африканских и латиноамериканских стран). В культурах с низким уровнем дистанции власти сотрудники предпочитают демократический стиль руководства, при необходимости выражают несогласие с его мнением; организационная структура чаще плоская, децентрализованная (США, Швеция, Германия, Голландия, Великобритания). Следует считать, что в российских организациях преобладает значительная дистанция власти.
- 3. Параметр «стремление избежать неопределенности» измеряет степень, в которой люди чувствуют угрозу от неопределенных, неясных ситуаций и стремятся их избегать. Для снижения неопределенности люди создают условия, обеспечивающие им большую стабильность посредством применения формальных правил, отвержения девиантных идей и поведения. В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности руководители организаций, как правило, концентрируются на частных вопросах и деталях, ориентированы на выполнение задания, не любят брать на себя ответственность за рискованные решения, склонны полагаться на мнения специалистов и экспертов (Франция, Греция, Япония, Китай). Сотрудники любят четкие указания, негативно относятся к риску и сопротивляются переменам. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности руководители концентрируются на стратегических вопросах, готовы принимать рискованные решения и брать на себя ответственность (Швеция, США, Германия, Гонконг). Соперничество и конкуренция внутри компании рассматривается как нормальное явление, способствующее улучшению ее деятельности. Сотрудники предпочитают широкие директивы, оставляющие возможность самостоятельно выбирать способы достижения целей, спокойно относятся к риску и необходимым изменениям. России присуще достаточно высокое стремление избегать неопределенности, если мы говорим о персонале в целом. При этом российским менеджерам и собственникам бизнеса свойственно более спокойное отношение к риску, неопределенности, им присущи гибкость, высокая приспособляемость к внешним изменениям.
- 4. Параметр «мужественность – женственность» указывает на доминирование в обществе маскулинных (напористость, настойчивость, добывание денег) или феминных (забота о ближних, поддержание теплых отношений, жизненные удобства) ценностей. Измерение «мужественности – женственности» имеет важное значение для определения методов мотивации на рабочем месте, а также для разрешения конфликтов. Маскулинные общества более жестко определяют гендерные роли, чем феминистские общества. В «мужской» культуре мужчина должен зарабатывать деньги, а женщина – воспитывать детей; в жизни важен успех, деньги, хорошие материальные условия. Акцент даже среди друзей делается на конкуренцию и высокие результаты. Это свойственно Японии, Германии, США, мусульманским странам. В «женской» культуре мужчина может как зарабатывать деньги, так и заниматься домашним хозяйством; важен не успех, а качество жизни, хорошие отношения, солидарность (Голландия, Швеция, Дания, Норвегия). Россию по доминирующим ценностям (сострадание, самопожертвование, взаимопомощь, душевная дружба и др.) можно отнести к «женской» культуре.
Пятый параметр «долгосрочность – краткосрочность ориентации» был введен Хофштсдом позже. Долгосрочная ориентация характеризуется взглядом в будущее, проявляется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве в достижении цели. Люди могут отказывать себе в удовлетворении потребностей в настоящем, инвестируя в проекты и программы для будущих поколений. Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоящее, проявляется в уважении традиции и наследия, статусов и социальных обязательств. Долгосрочную ориентацию демонстрируют Китай, Южная Корея, Япония, краткосрочную – Германия, Индонезия, Франция, США. В России сложно выделить доминирующую ориентацию – и долгосрочная, и краткосрочная ориентации выражены примерно в равной степени.
Видео:Треугольник культур Ричарда Льюиса. Классификация.Скачать
Типология Р. Льюиса
Интересная типология культур была предложена известным английским культурологом Р. Льюисом. В ее основе – отношение носителей культуры ко времени. Льюис выделил моноактивные, полиактивные и реактивные (слушающие) культуры.
Моноактивные культуры – это культуры, в которых принято планировать свою жизнь, составлять расписания, организовывать деятельность в определенной последовательности, занимаясь только одним делом в данный момент времени. Представители данного типа культуры часто интровертивны, пунктуальны, тщательно планируют свои дела и придерживаются этого плана, ориентированы на работу (задание), в споре опираются на логику, немногословны, имеют сдержанную жестикуляцию и мимику. Таковы немцы, швейцарцы, британцы, американцы (англосаксы), скандинавы, австрийцы, канадцы.
Полиактивные пароды общительны, подвижны, делают много дел сразу и не по расписанию, а по степени их привлекательности, значимости на данный момент времени. Носители данного типа культуры экстравертивны, нетерпеливы, словоохотливы, непунктуальны, график их работы непредсказуем (постоянно меняются сроки), ориентированы на человеческие отношения, эмоциональны, ищут связей, протекции, смешивают социальное и профессиональное, имеют несдержанную жестикуляцию и мимику. Таковы арабы, африканцы, латиноамериканцы, испанцы, итальянцы. Если говорить о русских и славянах в целом, то, по мнению Р. Льюиса, на континууме моноактивности – полиактивности они находятся ближе к полиактивному полюсу.
Наконец, реактивные культуры – это культуры, придающие наибольшее значение уважению, вежливости, предпочитающие молча и с уважением слушать собеседника, осторожно реагируя на его предложения. Представители данного типа культуры интровертивны, молчаливы, почтительны, пунктуальны, ориентированы на работу, внимательны к происходящему, они подстраиваются под график партнера и берегут репутацию партнера, избегают конфронтации, имеют едва уловимую жестикуляцию и мимику. Это японцы, китайцы, вьетнамцы, корейцы, малазийцы, финны.
Видео:ЛЬЮИС 3 сезон Детектив. Преступления. ВеликобританияСкачать
Типология Э. Холла
Исходя из специфики коммуникаций, по Холлу, можно говорить о двух типах культур – низкоконтекстных и высококонтекстных. Эти культуры различаются по значимости высказываемого прямо и подразумеваемого: что сказано, как сказано, кем, в какой ситуации. В культуре низкого контекста начальник, например, американец, спокойно говорит подчиненному, что от него требуется и что он получит в случае успешного выполнения задания. В культуре высокого контекста важно умение читать между строк, понимать интонации начальника. Характер и результаты процесса коммуникации определяются и степенью информированности его участников. В культурах низкого контекста (США, Германия, Швейцария) для полноценного общения необходима подробная и детальная информация, так как в этих культурах плохо развиты неформальные сети коммуникации. Культуры высокого контекста (Франция, Испания, Италия, Япония) отличаются высокой плотностью информационных сетей, что предполагает тесные контакты между членами семьи, постоянные контакты с друзьями, коллегами, клиентами. Российская деловая культура является скорее культурой высокого контекста.
Видео:Теория вероятностей 8: задача Льюиса КэрроллаСкачать
Пирамида Льюиса: население Земли по поведению делится на три группы — в какой из них вы?
Лингвист Ричард Льюис объездил 135 стран и поработал в 20 из них, но специалистом по межкультурному взаимодействию его сделали не только путешествия. Льюис годами изучал поведение людей, опросил почти 200 000 жителей 68 регионов и пришел к выводу — по поведению население планеты делится на три группы.
Моноактивные люди обдумывают свои поступки, берутся за одно дело и доводят его до конца. Они разделяют личную жизнь и карьеру, посвящают много времени работе, ценят факты, правду, логику и пунктуальность, в мимике и жестах умеренны. Это жители англоязычного мира и стран Северной Европы, включая скандинавов и немцев.
Реактивные люди подчеркнуто вежливы, терпеливы и не дают прямых ответов — предпочитают дипломатично от них уходить, больше слушают, чем говорят, прячут свои чувства. Для них главное — сохранить уважение и не потерять лицо. К этой группе относятся жители большинства стран Азии, кроме Индийского полуострова, чья культура гибридна.
Полиактивные люди делают несколько дел сразу. Они словоохотливы и экспрессивны, с богатой мимикой и жестами, часто перебивают собеседника, гибко понимают правду, в споре обезоруживают соперника эмоциями, а не фактами. Склонны планировать дела в общем, не детально. Это представители Южной Европы и многих славянских народов, арабских стран, Ближнего Востока, жители Индии и Пакистана.
Любопытно, что Россия, Словакия, Хорватия и Румыния поведенчески родственны и близки к полюсу эмоциональных «южан».
Человеку могут быть присущи черты всех трех типов культур, но у большинства, по утверждению Льюиса, есть основной — доминантный тип. При этом во многом культуру определяет и профессия: врачам и юристам важно уметь терпеливо слушать (реактивный тип), инженерам и бухгалтерам — оперировать фактами (моноактивный), работникам торговли — быть общительными (полиактивный) и так далее.
За находку благодарим телеграм-канал through the rabbit hole, а еще больше о теории Льюиса и о том, как ее применяют HR-специалисты, пишет портал Cross Culture.
Видео:Задача Льюиса Кэрролла: Как нарисовать фигуру, не отрывая карандаша от бумаги?Скачать
Треугольник культур Ричарда Льюиса
Выступала сегодня на саммите «Секреты адаптации в новой стране», организованном Zagran.me, где меня попросили рассказать о построении отношений в межкультурных семьях.
Говорили об основных психологических механизмах, лежащих в основе эффективного взаимодействия. Обсудили механизм социальной категоризации, этноцентризм, особое внимание участников привлекло обсуждение различных моделей культур.
Сегодня существует большое количество классификаций. Среди классиков – Герд Хофстед, Эдвард Холл. Мне было приятно представить работу современного британского ученого Ричарда Льюиса, модель которого основана на индивидуальных интервью более 50 000 руководителей и ответах 150 000 онлайн респондентов из 68 странах мира.
Основываясь на особенностях поведения представителей разных культур, Ричард Льюис выделяет три основных вектора.
- Моноактивные люди (task-oriented) — ориентированы прежде всего на выполнение задачи. Они концентрируются на одном деле в один момент времени, что для них важнее дипломатии. Сдержанные и немногословные, предпочитают факты, логику, пунктуальность. Представителями такого типа культур являются, как правило, англоязычные страны: Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Северная Европа и Скандинавия.
- Полиактивные (people-oriented) – ориентированные на людей, словоохотливы и общительны. Способны делать несколько дел одновременно, информацию получают от людей, эмоциональны, гибко относятся к правде. Представители: Южная Европа, Арабские страны, Ближний Восток, Индия, Пакистан, многие славянские культуры.
- Реактивные (respect-oriented) — интровертивны, прежде всего ориентированы на сохранение уважения. Планируя, концентрируются на картине целиком, а детальному планированию предпочитают реагирование на действия партнеров. Вежливы и не прямы в общении. Терпеливы, скрывают эмоции. Никогда не идут на конфликт и ни при каких обстоятельствах не должны «потерять лицо». Для них дипломатия важнее правды. К реактивному типу культур относятся представители большинства Азиатских стран, исключая Индийский полуостров (представители которого проявляют гибридные характеристики полиактивных и реактивных культур).
Каждому человеку свойственны характеристики всех трех типов культур, однако большинство людей могут определить свой основной, доминантный тип поведения*.
- К какому типу культуры вы относите себя?
- К какому типу культуры относится ваш партнер?
Воспользуйтесь схемой выше и определите приблизительную координату, где каждый из вас находится.
- Что вам нужно сделать, какие навыки и знания обрести, чтобы приблизиться к культуре партнера?
- А какие шаги навстречу может сделать он?
Данная модель широко используется в бизнес среде для создания эффективных мультикультурных команд и международных бизнесов.
* Профессия оказывает сильное влияние на тип культуры индивидуума. Например, инженеры и бухгалтера должны проявлять свойства моноактивных культур в рабочем пространстве вне зависимости от того, в какой культуре они живут; торговые представители как правило проявляют черты полиактивных культур, врачи и юристы — реактивных.
💥 Видео
Структуры Льюиса и формальный зарядСкачать
Парень забеременел от поцелуя😅 #shortsСкачать
Вторая Часть Предсказаний из АЛИСЫ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ / Пророчества Льюиса КэрроллаСкачать
Как изобразить точечные структуры Льюиса (видео 7) | Химические связи и структура молекулСкачать
Льюис Кэрролл и Алиса: загадки и странностиСкачать
Третья Часть Предсказаний из АЛИСЫ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ / Пророчества Льюиса КэрроллаСкачать
ЭТИ КНИГИ ПЕРЕВЕРНУТ ТВОЮ ЖИЗНЬ 🔥Скачать
Клайв Льюис — Письма Баламута [В двух словах]Скачать
Сонный Джо, часть 1578Скачать
А у вас есть трипофобия!? 😳 #фобииСкачать
Первая Часть Предсказаний из АЛИСЫ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ / Как Льюис Кэрролл Увидел БудущееСкачать
ceh9 про Ричарда Льюиса || Ричард Льюис раскритиковал игроков Natus Vincere 2010Скачать
Первая Часть Предсказаний из АЛИСЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС / Как Льюис Кэрролл Опередил СимпсоновСкачать
Ивовая аллея. Льюис Синклер. Радиоспектакль 1974год.Скачать
Алгоритмы и структуры данных 9. Триангуляция Делоне. EMSTСкачать
Изнурительная весогонка Марифа Пираева😬Скачать