Любовный треугольник в романе идиот

Почему Рогожин убил Настасью Филипповну в романе Достоевского «Идиот»

Видео:Причины любовного треугольникаСкачать

Причины любовного треугольника

Настасья Филипповна

О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Любовный треугольник в романе идиот

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.

Видео:Дом Рагожина или чем закончился любовный треугольник. Идиот .#Достоевский #экскурсииспб #историяспбСкачать

Дом Рагожина или чем закончился любовный треугольник. Идиот .#Достоевский  #экскурсииспб #историяспб

Печальная развязка

После того как срывается венчание, князь является к своему названому брату (мужчины обменялись крестами). Он знает, что его невеста сбежала с Рогожиным. У него в доме и подтвердились худшие опасения. Рогожин (Достоевский не пытался показать какого-то ужасного злодея, лишь человека, которого довела до последнего предела страсть) все-таки убил свою любимую женщину.

Сделал он это потому, что устал терпеть ее насмешки и ревновал к князю. Настасья никогда не любила его, чего не скрывала, в открытую издевалась над несчастным кавалером. Купцу, который не привык обуздывать свой темперамент, переносить подобное поведение со стороны женщины было нелегко. Когда же он понял, что отношение к нему не изменится, решился завершить все одним ударом ножа для разрезания бумаг.

Трагизм финала романа в том, что никому так и не удалось спасти отчаявшуюся женщину. Пострадали и все остальные участники драмы. Князь Мышкин теряет единственную девушку, которая могла бы сделать его счастливым как мужчину (Аглаю Епанчину). Парфен Семенович лишается всего — и ту, которой он был одержим, и свободу, и собственный разум.

Видео:Идиот (драма, реж. Иван Пырьев, 1958 г.)Скачать

Идиот (драма, реж. Иван Пырьев, 1958 г.)

Парфён Рогожин

Парфён Рогожин — один из самых ярких героев произведения, это отрицательный персонаж, которому чуждо общество. Он родился в семье богатого купца, который, однако, воспитывал сына в строгости. Он вырос под властью родителя-тирана. Даже когда ему уже было 25 лет, отец избивал его до полусмерти и запирал в доме. Как и Настасья Филипповна, это «ребёнок-травматик». Однако, в отличие от девушки, он так и не сумел осознать, что родитель поступал с ним жестоко, и отомстить ему.

Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:

  • социального положения;
  • происхождения;
  • образования.

Ему сыграло на руку, что Настасья оказалась содержанкой. Если бы она оказалась замужней женщиной, Рогожин был обречён на поражение по причине очевидного неравенства. А также, скорее всего, его привлекли гордость и желание отомстить, которыми была одержима «злая королева».

После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.

Внешность его имеет следующие характеристики:

  • небольшой рост;
  • крепкое телосложение;
  • курчавые тёмные волосы;
  • тонкие губы;
  • нахальная и грубая улыбка;
  • измождённый вид;
  • резкий, самодовольный взгляд;
  • лицо, выражающее «мёртвую бледность».

В романе «Идиот» Рогожин ведёт разгульный образ жизни, ему по душе кутежи и гулянки. Он не проявляет интереса к образованию, достаточно лишь того, что он научился читать и писать. Когда он влюбляется в Настасью, она становится самым важным объектом в его жизни. Поэтому Парфён начинает бороться за неё. Желая завоевать её сердце, он дарит ей подвески с бриллиантами стоимостью 10 тысяч рублей. Знакомство с красавицей буквально выбивает Рогожина из колеи.

Автор описывает Рогожина как страстного мужчину, который легко воспламеняется. Его смело можно назвать типичным представителем русского народа. Это абсолютная противоположность князя Мышкина.

Видео:В чем смысл романа Идиот Федора Достоевского? [ Анализ романа Идиот ]Скачать

В чем смысл романа Идиот Федора Достоевского? [ Анализ романа Идиот ]

Развитие отношений

С самого начала князь Мышкин предсказывает, что Рогожину и Настасье нельзя быть вместе — это плохо закончится. Лев Николаевич хорошо понимает, что творится у каждого человека в душе. Видимо, за это его и полюбила несчастная надломленная женщина. Он никого не осуждает, даже за самые тяжелые грехи. А она всегда мучается угрызениями совести, потому что жила с Тоцким, хоть и не по своей воле.

Хотя Лев Николаевич делает несчастной предложение руки и сердца, она отвергает его, чтобы пойти с купцом. И так она поступает неоднократно, то приближая к себе князя, то отталкивая его. А Парфен терпеливо ждет, хотя в душе у него бушует вулкан ревности.

Рогожин, хотя и не умеет красиво говорить, способен на весьма сильные чувства.

Например, в порыве великодушия он «отдает» свою возлюбленную князю, хотя до этого хотел его убить из ревности. Но твердо держит слово, правда, лишь до тех пор, пока гордячка сама не обращается к нему с просьбой увезти ее. Рогожина, в отличие от Ганечки и Тоцкого, не волнует общественное мнение. Он готов предложить свою руку невзирая на сомнительную репутацию бывшей содержанки.

Видео:Краткое содержание - ИдиотСкачать

Краткое содержание - Идиот

Любовный треугольник

Когда князь Мышкин делает предложение Настасье, она отвечает ему отказом. Когда она была содержанкой помещика Тоцкого, то мечтала повстречать такого простодушного и искреннего человека, но потом социум навязал совершенно иной шаблон, которому она теперь и следует.

Девушка отлично осознает, какие пагубные последствия может иметь для князя Мышкина женитьба на греховной женщине. Так, она выходит замуж за Парфёна Рогожина, его главного соперника. Этим своим поступком девушка губит не только себя, но также и тех, кто был к ней неравнодушен. Рогожин — опасный дикий зверь, которого невозможно приручить. Настасье было интересно довести до крайности и сломать этого человека, что она и сделала. В финале эта игра погубила их обоих.

Автор показывает на протяжении всего произведения, что Рогожин и Настасья Филипповна не могут быть счастливы вместе. Девушка говорит, что никогда не сумеет испытать любовные чувства к нему, а он, в свою очередь, не в силах спокойно реагировать на такое пренебрежение. К Парфёну Настасья относится, как к лакею, что не может не возмущать его. Он испытывает дикую ревность, ненавидя князя Мышкина, который предрекает смерть девушки. Так, его предсказание сбывается, и Настасья погибает от ножа Рогожина. Вообще, Мышкин стал воплощением совершенно иного типа отношений, в которых нет:

  • садистских игр;
  • постоянной борьбы за власть;
  • унижения и оскорблений;
  • попыток самоутвердиться за счёт другого.

Писатель не говорит о том, за что именно Рогожин погубил любимую, однако поступок персонажа был нужен для общего сюжетного замысла. Настасья поняла, что сострадающая любовь Мышкина не способна сделать их счастливыми. Её побег с Рогожиным выражает сознательное желание умереть. Парфён не хотел убивать возлюбленную, однако все же совершил это преступление.

Едва ли кто помнит, что Настасья Филипповна носит фамилию Барашкова. Так, если провести аналогию с Рогожиным, то станет ясно, что он преследует девушку, как хищный зверь гонится за своей жертвой. Закалывая Настасью ножом, он обрывает её физическую жизнь, однако мало кто понимает, что в действительности она умерла задолго до этого.

Видео:Почему князь Мышкин — «идиот»?Скачать

Почему князь Мышкин — «идиот»?

Почему не сложилось

Чувства главных участников любовной драмы очень важны для понимания композиции романа. У каждого из них собственные ожидания, связанные с отношениями.

Вникнуть в них особенно тщательно следует тем, кому необходимо написать курсовую по роману:

  • Важной частью любовного треугольника является князь, который тоже получает большое наследство и вполне может содержать красавицу. Хотя она сама сразу влюбляется в Мышкина, не дает себе и шанса на счастье. У обоих после первой же встречи возникает ощущение, что они знают друг друга на каком-то метафизическом уровне. Только если Настасья Филипповна испытывает любовь ко Льву Николаевичу, то его чувства совсем другого рода. Он жалеет несчастную со сломанной судьбой и хочет спасти.
  • Настасья Филипповна Барашкова (фамилию ее редко кто помнит) не сломалась после того, как ее совратил Тоцкий. Но все-таки молодая женщина нуждается в исцелении души. Она считается себя навсегда потерянной для чего-то светлого, возвышенного, что олицетворяет для нее князь. Но красавица не принимает жертву князя, потому что понимает — она сделана из жалости. Но она по-настоящему его любит, поэтому отпускает, освобождает от обязательств, бросается в объятия нелюбимого Парфена.
  • Образ Рогожина олицетворяет собой темные силы, которые увлекают человека к гибели. Именно за ними и следует разочарованная Настасья. Причина этому — гордость. Она не принимает жертву Мышкина, потому что та продиктована лишь жалостью.

Стена, через которую никому не удается пробиться к душе Барашковой, выстроена ей самой. Ее наигранный цинизм скрывает тайную горечь от поруганной детской невинности.

Она может «оттаять» лишь изредка и ненадолго. За собственными обидами она не в состоянии разглядеть порывов влюбленного купца. Но и со Львом Николаевичем не разрешает себе быть счастливой.

Видео:Выход из любовного треугольникаСкачать

Выход из любовного треугольника

Прототип главной героини

Литературоведы, изучавшие жизненный путь писателя и его творчество, утверждают, что прототипом Настасьи Филипповны выступает возлюбленная Достоевского Апполинария Суслова. Их разница в возрасте насчитывала два десятка лет. Родные и знакомые писателя называли девушку Полиной. После того как завязался роман, она потребовала, чтобы Достоевский развёлся с женой, однако он отказался. Лишь после смерти своей законной супруги Достоевский сделал предложение Полине, но на этот раз она уже его не приняла. Их отношения всегда были сложными, нервными и мучительными для обоих.

Апполинария воспитывалась в очень благоприятной среде. Родившись в семье богатого купца, она получила превосходное образование. Девушка занималась написанием рассказов и повестей, однако её творения не имели литературной ценности. Девушка требовала от своего возлюбленного содействия в публикации произведений. Однажды одно из них было опубликовано в журнале Достоевского.

Интересно, что историю девушки со сломанной судьбой можно найти и в произведениях более поздних прозаиков. Например, литературоведы предполагают, что в своём «Докторе Живаго» Пастернак, создавая образ любовницы богатого адвоката Ларисы, находился под влиянием «Идиота» Достоевского. Как бы ни было, героини обладают идентичными чертами.

В 2020 году была опубликована книга Н. Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». Героиня писательницы оказалась жертвой насилия, что впоследствии привело к большим психологическим проблемам (иррациональная ненависть по отношению к мужчинам, стремление влюблять в себя, при этом оставаясь в недосягаемости).

Таким образом, Рогожин убил Настасью из-за жгучей ревности к Мышкину, однако нельзя обвинять в случившемся князя. Ведь он изначально знал, чем всё кончится. Девушка была обречена на гибель, и жертвенная смерть — это её выбор. Это женщина, которая не сумела найти выход и стала заложницей судьбы.

Можно предположить, что к трагедии привело внутреннее раздвоение Настасьи. Если Мышкин отражает её Свет, то Рогожин — Тень, и оба мужчины ей необходимы. Невозможность выбрать кого-то одного отражает неспособность девушки ощутить внутреннюю целостность и справиться со своими психологическими проблемами.

Видео:О романе "Идиот" - Мазель М.О.Скачать

О романе "Идиот" - Мазель М.О.

Роковая женщина

Настасья Филипповна — одно из главных действующих лиц романа «Идиот» Федора Достоевского. У молодой женщины трагическая судьба. Писатель показывает, как жизнь довела ее до гибели. Хотя было много возможностей вести «приличную» жизнь, одной видимости ей мало. Хочется настоящего искреннего чувства, несмотря на все совершенные в жизни ошибки.

Писатель дает ей такое описание:

  1. Дворянка молода — ей всего 25 лет. Первое, что бросается всем в глаза — ее яркая внешность («Удивительно хороша!»).
  2. Темные глаза глубоко посажены. В них писатель различает «таинственный мрак». Их выражение бывает то загадочным, то высокомерным.
  3. Длинные волосы, темно-русые.
  4. Хорошо образована, весьма умна.

Одно из основных качеств характера — гордость. Вероятно, это единственное, что позволило девушке не сломаться под ударами судьбы. Изучая ее портрет, князь хочет увидеть на нем не только гордость, но и доброту, чтобы «всё было бы спасено».

Еще в несовершеннолетнем возрасте героиня была совращена своим опекуном, Тоцким. Афанасий Иванович как-то задумал жениться, но она ему этого не позволила.

Единственная причина, по которой Настасья Филипповна явилась в Петербург — желание отомстить своему обидчику. И вот теперь Тоцкий мечтает окончательно избавиться от нее, чтобы не упустить выгодную партию. Именно в этот момент ей встречается благородный князь и следом за ним является Рогожин, который готов отдать женщине 100 тысяч за одну ночь с ним.

Искалеченная судьба, при этом душа тонко чувствующая, благородное сердце и приятная внешность — вот образ Настасьи Филипповны. Героиня произведения напоминает другой образ Достоевского из «Преступления и наказания». Юная Сонечка Мармеладова тоже вынуждена терпеть унижения от мужчин. Но между этими двумя женщинами огромная разница. Сонечка не перестала верить в Бога и людей, героиня «Идиота» разочарована и в себе, и в окружающих.

Видео:Федор Достоевский — Идиот. Мрачная картина Ганса Гольбейна | Feat Николай Жаринов [SYNTHESIS]Скачать

Федор Достоевский — Идиот. Мрачная картина Ганса Гольбейна | Feat Николай Жаринов [SYNTHESIS]

Конфликта. Любовный конфликт в романе «Идиот»

Понятие художественного конфликта. Разновидности и типы

Художественный конфликт (лат. conflictus – столкновение, разногласие) — это изображение и воплощение в искусстве трудно разрешимых или неразрешимых противоречий, борьбы противоположных интересов, идей, характеров, отражение столкновения страстей, психологии людей, глубочайшей диалектики человеческой жизни, борьбы нового со старым.

Как писал Гегель: «Драматическое действие не ограничивается простым и спокойным достижением определенной цели; напротив, оно протекает в обстановке конфликтов и столкновений и подвергается давлению обстоятельств, напору страстей и характеров, которые ему противодействуют и ему сопротивляются. Эти конфликты и коллизии, в свою очередь, порождают действия и реакции, которые в определенный момент вызывают необходимость примирения» [6, с. 219].

«Художественный конфликт проистекает из столкновения антагонистических сил драмы. Будучи основой и движущей силой действия, конфликт определяет главные стадии развития сюжета: первоначальная бессобытийная ситуация – экспозиция; событие, способствующее зарождению конфликта – завязка; событие, знаменующее наивысшее обострение конфликта – кульминация; событие, разрешающее конфликт (не всегда обязательное) – развязка. Конфликт возникает, когда персонаж, добиваясь своей цели (любви, власти, идеала), противостоит другому персонажу, сталкивается с психологическим, нравственным или фатальным препятствием. Исход же конфликта неизбежно связан с пафосом произведения: он может быть комическим, т.е. примирительным или трагическим, когда ни одна из сторон не может пойти на уступки, не понеся урона (и так далее в зависимости от эстетической специфики пафоса).

Приблизительную теоретическую модель всех мыслимых драматических ситуаций можно было бы определить следующим образом: соперничество двух персонажей по экономическим, любовным, нравственным, политическим и др. причинам; конфликт двух мировоззрений, двух непримиримых моралей; нравственная борьба между субъективным и объективным, привязанностью и долгом, страстью и рассудком; конфликт интересов индивидуума и общества; нравственная или метафизическая борьба человека против какого-либо принципа или желания, превосходящего его возможности (Бог, абсурд, идеал, преодоление самого себя и т.д.)» [11, с. 125].

Окраска конфликта в искусстве эстетична, ибо он представляет собой борьбу сил добра и зла, света и тьмы, гуманизма и реакции, т.е. столкновение прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Человеческие характеры постигаемы именно посредством конфликта, который является средством глубокого и масштабного художественного воспроизведения жизни, яркого раскрытия образов. Философская глубина произведения искусства определяется в значительной мере тем, как в нем нашли отражение противоречия времени.

В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный и др. Существует множество разновидностей конфликта: комический, лирический, сатирический, драматический, юмористический. Это так называемые пафосные виды, их применяют для усиления жанровой стилистики произведения. Все виды и типы конфликтов не перечислить, их многочисленное множество. Но без конфликта не создается ни одно творение.

Исследованием эстетического аспекта художественного конфликта наиболее обстоятельно занимался Г. Гегель, а уже после него такие виднейшие исследователи, как: В.В.Виноградов, Д.С. Лихачев, Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Г.Н.Поспелов, Л.И.Тимофеев, Б.М.Эйхенбаум, В.Б.Шкловский и др. Особое внимание уделялось одному из самых «конфликтных» русских писателей – Ф. М. Достоевскому. Часто понятие конфликта отождествляют с коллизией, но конфликт – это остро и явно выраженная коллизия.

Конфликты имеют место в произведениях разных творческих методов мирового искусства – классицизма (пьесы А. Сумарокова, Мольера, П. Корнеля), романтизма (поэзия Дж. Байрона, В. Блейка), натурализма, сюрреализма. Идейная глубина и психологическая острота художественного конфликта определяют силу эстетического воздействия на людей произведений искусства.

Лишь в реалистическом искусстве конфликт получает полное идейно-историческое содержание, правдивое звучание и художественное выражение, поскольку он являет собой столкновение типических характеров в типических обстоятельствах, т.е. основан на глубочайшем знании действительности. «Сегодня, когда дрожит вся земля, когда все трещит по швам, главные события происходят в глубине — в недрах, а то, что мы наблюдаем — лишь последствия» [29; с. 13].

Одним из наиболее встречаемых конфликтов в художественной литературе является конфликт любовный. Он нераздельно связан с эмоциями и душевными чувствами персонажей, их внутренним миром, мироощущением, миросозерцанием, интимными человеческими отношениями. Классическим художественным конфликтом данного типа является любовный треугольник. Он отражает романтические взаимоотношения между тремя людьми, что неприемлемо, по крайней мере, для одного из в нём находящихся. Также с любовными треугольниками соотносятся понятия неразделенной любви и ревности. Очень часто такого рода неразрешимый конфликт можно встретить в мировой литературе, театре, кинематографе, поп-музыке и мыльных операх.

Ф. М. Достоевский посредством любовного конфликта хочет выявить и проявить черты характера своих персонажей более полно и явно. Герои романа открывают читателю всё самое сокровенное именно благодаря этому чувству – чувству любви. В ком-то она сменяется жалостью и страхом, в ком-то страстью и ревностью, а кого-то бросает из стороны в сторону от безысходности выбора. Потрясающие сцены, фантастически выверенные характеры, кульминационные монологи и надрыв эпизодов – всё это потрясает читателей и по сей день, пробуждает человеческие чувства высшего порядка, учит жить и любить по-человечески.

Князь Мышкин, загадочный гость Петербурга, приезжает в этот «ад бессмысленной и ненормальной жизни» [17, с. 12] из Швейцарии, где он лечился у врача Шнейдера от эпилептических припадков. Он попадает в совершенно другую среду людей, это общество ему чуждо, и поразительны члены этого общества в глазах светлого Льва Николаевича. Он не знает манер и правил, чувствует себя неуклюжим, неловким и явно другим. Сам о себе он говорит: «У меня нет жеста приличного, чувства меры нет; у меня слова другие, а не соответственные мысли, а это унижение для этих мыслей» [9, с. 359]. Князь был великодушным человеком, милосердным. Он беспрестанно упоминал людям вокруг, что безверие их погубит, а метания уничтожат. «Он наблюдал бытие и обнаруживал поразительный факт, и тотчас объяснялись все отдельные черты эпохи, — как следствия этого главного факта: все беспочвенное и нездоровое, двусмысленное и изолгавшееся, все лицедейство и суетливая спешка» [29; с. 14]. Мышкин осознавал, что слова его никем не поняты, никем не обдуманы. Он попал в «мир денег, миллионеров, капиталистов, дельцов, ростовщиков и жадных авантюристов» [16, с. 288]. В этом мире нет места вере и смирению, кротости и великодушию. Это черствый мир безразличия и наживы. «В «бесцветном» лице Мышкина первой части есть некая недовоплощенность. Русская жизнь дорисовала его лик» [10, с. 101].

«Действие романа «Идиот» начинается в 9 часов утра. По Евангельскому времени — это «третий час», когда, согласно Евангелию от Марка, был выведен на Голгофу и распят Христос. И весь роман, вероятно, задумывался как изображение распятия или жертвоприношения (как символически трактуется заклание Христа-агнца)» [23, с. 153]. Каждый член этого общества вложил лепту в такую идею. Большинство персонажей романа «занимают позицию тех же жителей Иерусалима, которые наблюдали за казнью Христа» [23, с. 154].

«Умеющий быть счастливым, когда все это умение растеряли, причастный к празднику бытия и включенный в его трагедию, он не столько идеолог-теоретик, пропагандист идеи и миссионер, сколько органическая христианская натура, человек живущий» [10, с. 98]. Многие исследователи утверждали, что образ князя не стоит ставить в один ряд с Творцом. Он – всего лишь человек, но «положительно прекрасный», насколько это доступно обитателю грешной земли. «Князь невинен, как дитя, и верит в Царство Божие на земле» [16, с. 285]. Мышкин явно выбивается из демонического столпотворения людей вокруг него. «Человеческие отноше­ния — единственное «дело», которым он целиком захвачен. Сам он живет в ти­хом экстазе. Вокруг него — бурные вих­ри» [3, с. 157]. Но «стоит отор­вать его от мира, в котором он живет, поставить отдельно, — и сразу же образ его затуманится. Да он отдельно, сам по себе, и не существует. Он живет не в пространстве, а в душах окружающих его людей, как их любовь, мечта, идеал или как их ненависть, за­висть, злоба. Его свет возникает в их тьме, и только потому и виден, что вокруг него тьма» [16, с. 288].

Впервые увидев портрет Настасьи Филипповны, князь подивился её красоте. В тот же миг ужаснулся, почувствовав, сколько страданий пережила эта прекрасная женщина: «Лицо веселое, и она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами, в начале щек» [9, с. 38]. Мышкин побоялся только одного: «Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах кабы добра! Все было бы спасено!» [9, с. 38]. Мышкин почувствовал, что здесь, на земле, он участник важной миссии спасения опороченной души Настасьи Филипповны. «Кажется, что он не ступает по земле, а носится над ней, как бесплотный дух, в бессильной жалости к грешным людям; мучится и сострадает, но помочь не может. Сам безгрешный, он не понимает, что грех требует искупления и что в историю мира вписан голгофский крест» [16, с. 306].

«Из швейцарского «рая» он попадает в «петербургский ад».Настасья Филипповна, Рогожин, Ганя, Аглая, Лебедев корчатся и стонут в темном пламени страстей. Мышкин говорит им, что мир прекрасен и что жизнь есть счастье. Он мучит их состраданием и терзает любовью» [16, с. 307]. Князь хочет своей милосердной любовью спасти Настасью Филипповну. Он готов пожертвовать истинной любовью к Аглае, чтобы вернуть к жизни «падшего ангела» [9, с. 599]. «На этот раз звучит библейский мотив — не бросить кам­ня в падшую. Герой разрывается здесь не между двумя любовными свя­зями или чувствами, а между любовью и сочувствием, которое готов довести до самопожертвования» [13, с. 147]. «Князь, как ребенок, не знает, что в падшем мире светлая сила люб­ви пленена темной стихией эроса, трагически раздвоена и извра­щена. Бесполый, он не понимает ужаса пола, убийственности сла­дострастия. Он хочет спасти мир верой в жизнь и делами любви» [16, с. 307].

Не меньше князя любит Настасью Филипповну и Парфён Рогожин. Он тоже борец за воскресение её души, но более всего он – борец за собственную душу. Воспитанный в купеческой среде, стремящейся к наживе, он по-своему дик по отношению к этой женщине. Рогожин становится пленником своей страсти, стихийной, безудержной. Настасья Филипповна распознала суть его натуры: «У тебя во всём страсть, всё ты до страсти доводишь» [9, с. 226]. Однако в нём заложен мощный потенциал к перерождению, возрождению души. «Несмотря на необразованность, он наделен глубоким умом, способным постигать суть вещей. Но в нем живет и собственник, вобравший веками выработавшиеся инстинкты его предков-накопителей» [25, с. 628].

К. Мочульский сравнивает Парфёна с героем романа «Преступление и наказание»: «Рогожин — духов­ный брат Раскольникова: он тоже трагический герой, попавший во власть рока; он тоже борется с ним и гибнет в этой борьбе. В нем живет зловещее наследие предков, их демоническая страсть и одержимость» [16, с. 294]. Любовь Рогожина превращается в обычное желание обладать человеком. Он не видит в Настасье Филипповне тех страданий, которые уязвили сердце бедного князя, ему безразлично её прошлое. «Рогожин потерял веру, и рок ведет его к человекоубийству: он со­противляется: хочет верить и не может. Убийца не только палач, но и жертва: он сгорает на собственном огне. Бог и дьявол бо­рются за его душу; меняясь крестами с князем, он замахивается на него ножом; уступая ему Настасью Филипповну, убивает ее» [16, с. 294]. Рогожин убивает её физически, потому что морально она была смертельно ранена.

«Всю ту «безобразную, мрачную, фантастическую страсть», с которой его дед и отец отдавались накоплению богатства, Рогожин вносит в свою любовь к Настасье Филипповне. В своей страсти Рогожин, как гениально показывает Достоевский, остается верным сыном своего отца, высохшего над своими сундуками, человека подозрительного, скрытного, с «желтым» лицом и «скорбным взглядом» [26, с. 238]. На протяжении всего романа Парфён Рогожин проходит свой нравственный путь к вере. «Всё произведение строится как духовный путь языческого Рогожина к христианской вере. И на всём протяжении этого пути христианское начало в нём борется с языческим» [28, с. 28].

Настасья Филипповна представляет собой тоже довольно сложную фигуру. Будучи оскверненной, она не может простить себе этого позора. «Голос Настасьи Филипповны раскололся на голос, признающий ее виновной, «падшей женщиной», и на голос, оправдывающий и приемлющий ее. Перебойным сочета­нием этих двух голосов полны ее речи: то преобладает один, то другой, но ни один не может до конца победить другого» [2, с. 166]. Так же она мечется между всепрощающим Мышкиным и пылким Рогожиным, не в силах сделать окончательный выбор. «Мало в мировой литературе столь ярких и столь отталкивающих образов!» [5, с. 16]. «Но героиня безнадежно изуродована нанесенной ей моральной травмой, ее терзания неизлечимы» [10, с. 104]. Потрясающее определение образа героини дает Г. Померанц: «Настасья Филипповна — это не только развращенная, измученная и оскорбленная женщина. Это вся человеческая боль униженных в пронзающем образе наложницы Тоцкого. Вся страшная сила отчуждения, бездомности, непри­каянности, толкающая кого-то погубить или оскандалить, чтобы только заявить себя, запечатлеть. И сила эта крушит все вокруг, как сорвавшаяся с цепей пушка» [19, с. 270].

Любовный конфликт разворачивается между князем Мышкиным, Парфёном Рогожиным и Настасьей Филипповной стремительно. Однако оказывается, что «в сострадательной любви не оказывается никакого живого чувства, хоть чем-то напоминающего страсть, а в стра­сти — никакого сострадания. Если любовь князя более ангель­ская, чем человеческая, то страсть Рогожина не столько че­ловеческая, сколько животная» [1, с. 56].

Некоторые исследователи данного конфликта утверждали, что Мышкин – сказочный персонаж, и такой христоподобный человек невозможен на улицах города. «В дразнящей двойственности образа князя Мышкина заключен сильный фантастический элемент. Фантастичны ясновидение князя Мышкина, его неотразимое воздействие на окружающих и даже мотивы его поступков: жалость он ставит выше любви, ради женщины несчастной и оскорбленной он фактически разрывает с любимой девушкой (Аглаей), а к убийце Рогожину относится как к брату» [17, с. 127]. Неудивительно, что критика поднимала такой вопрос. Уж слишком князь не от мира сего.

В. А. Свительский говорил о необходимости «отвести попытки приписывания Мышкину высокой миссии Христа. Каждый благородный человек, не порывающий с идеалами и правилами добра, стремящийся их осуществить, в какой-то мере повторяет путь Иисуса Христа. Но возможности его не Божьи, а человеческие. » [22, с. 224]. Так же и человечный князь Мышкин, будучи открытым душой и простодушным, испытывал трудности в этом обществе «больших» людей. «Наивно‑открытая душа для чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец смешна и никак не укладывается в рамки общества, где все чувства наглухо закрыты и где соблюдаются свои собственные законы приличия» [10, с. 101]. Его пронзительные монологи о смертной казни, о ценности жизни человеческой, о спасительной миссии красоты и любви только пугали окружающих, которые были увлечены лишь сиюминутными проблемами и интригами. Тот надрыв, с которым Лев Николаевич проживал каждую свою мысль, каждый приступ болезни, каждое несправедливое действие по отношению к униженным, не смог прочувствовать никто. «Трагедия Мышкина вызвана тем, что он не понят, что он не может сделать так, чтобы его поняли» [13, с. 150].

Трагическая судьба Рогожина тоже отчасти предрешена теми людьми, которые его окружали. «Парфен из рода людей одной страсти, загнанной внутрь, одной идеи, упрямой и гордой. Толь­ко страсть его изменила направление — обращена не на деньги, а на женщину» [16, с. 293]. Это не человеческая любовь, степень её проявления заключает в себе демоническое начало героя. Рогожин руководим не любовью, а властью, стремлением к обладанию, насыщению себялюбивой алчности. Атмосфера, в которую он погружен, которая его окружает, неизменна с рождения. Дом, в котором еще слышен запах страстной наживы денег, «вызывает устойчивое ощущение тупика, механистичности, бессмыслицы. В этом доме царит ужас дурной бесконечности. Венчает царство мрака копия с «Мертвого Христа» Г. Гольбейна, занимающая не подобающее ей место — над дверью, где должны бы висеть икона или крест» [10, с. 101]. Рогожин, несомненно, борец за собственную душу. Однако он испытывает постоянное желание смотреть на эту ужасную картину, «произведение мрач­ное, поражающее трезвым отношением автора к идее смерти, даже подвергающее испытанию нашу веру в посмертное существование» [13, с. 47].

Парфён пытается одолеть мрачную стихию своих чувств, он прилагает огромные усилия, борется с внутренним демоном. «Встреча с Настасьей Филипповной и мучительные отношения с нею становятся роковым жребием для него, и в конечном счете именно ее поведение толкает его к страшному последнему поступку, превращая его в невольное орудие трагедии» [10; с. 104]. Он – великий мученик, потому что не даёт покоя ему, прежде всего, сама его натура. И даже князь Мышкин, протягивающий руку Рогожину, пытающийся любым способом отвернуть трагическую развязку, всепрощающий и понимающий, не смог совершить той миссии, которую на себя возложил. Злоба, которая кипела в груди Парфёна, и непреодолимая ревность к любимой женщине делала его сумасшедшим. После долгой разлуки он говорил Льву Николаевичу: «В эти три месяца, что я тебя не видал, каждую минуту на тебя злобился, ей-богу. Так бы тебя взял и отравил чем-нибудь! Теперь ты четверти часа со мной не сидишь, а уж вся злоба моя проходит, и ты мне опять по-прежнему люб» [9, с. 220]. Всё хорошее, человечное и благородное в нём беспрестанно борется с жестоким, аморальным и страстным.

Настасья Филипповна Барашкова тоже жертва трагической судьбы. Ради неё Мышкин готов пожертвовать собственным благополучием, любовью к Аглае, светлым чувством радости жизни, которую она в себе несёт. «У Настасьи Филипповны чувство вины взрывается исступ­ленной гордостью, обращается в сладострастие гибели. У Аглаи — невинность переходит в капризное своенравие, необузданное вла­столюбие. Одна любуется своим позором, другая — своей чисто­той; одна мстит себе за оскорбление Тоцкого, другая — за любовь к «идиоту» [16, с. 310]. Вот такая неутешительная характеристика двух героинь подается многими исследователями.

Рогожин же любуется своей красавицей. Он не видит в ней такого же страдающего человека, как и он сам. Парфён при встрече с Мышкиным говорит ему: «Мы вот и любит порозну, во всем-то есть разница. Ты вот жалостью говоришь, ее любишь. Никакой такой во мне нет к ней жалости» [9, с. 221]. Рогожин самозабвенно созерцает за Настасьей Филипповной, будто всё вокруг перестаёт существовать в эти минуты. «Уходя с Рогожиным от князя, Настасья Филипповна нравственно попирает себя ногами, цинически затаптывает в грязь свое лучшее «я», чтобы доказать себе и другим, что добра и справедливости нет и не может быть, что все в мире — такой же обман и гнусность, как ее прежняя жизнь в мире Тоцких и Епанчиных. Недаром Птицын сравнивает поступок Настасьи Филипповны с поведением человека, который распарывает себе живот на глазах обидчика» [26, с. 235].

Мышкин, сострадая этой «безумной», «поверил её «чистой красоте», а затем уже преклонился перед нею навеки» [9, с. 263]. Будучи свидетелем того, как Настасья Филипповна сама себя укоряет, ненавидит, он возложил на себя ответственную миссию, которая оказалась непосильной. Мышкин нашел красоту, однако «судьба ее на земле трагична: она осквернена, унижена, одержима демонизмом, возбуждает нечистые и злые чув­ства: тщеславие (у Гани), сладострастие (у Тоцкого и Епанчина), чувственную страсть (у Рогожина)» [16, с. 309]. Это высокое чувство лишилось той чистоты и вдохновения, того упоительного спокойствия и гармонии. «Князь верит, что красота спасет мир. Трагиче­ский опыт показывает ему обратное: в мире зла красоту нужно спасать» [16, с. 309].

Некоторые исследователи отрицательно трактовали действия Мышкина, аргументируя это тем, что «при внешнем «благообразии» он претендует на замещение собой Творца» [23, с. 157]. Многие исследователи утверждали, что «трагическая вина «небесного посланца» в том, что он остановился на полдороге, рука, протянутая им героине, оказалась слабой человеческой рукой» [10, с. 107].

Таким образом, ангельская любовь Мышкина и страстная любовь Рогожина обречены были на крах, несмотря на их спасительную направленность. Множество аллюзий и деталей, раскрытых при тщательном анализе романа исследователями, порождают большое количество споров и дискуссий по сей день.

Видео:Достоевский "ИДИОТ" || ТРАВМЫ ДЕТСТВА И ЛЮБОВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИСкачать

Достоевский "ИДИОТ" || ТРАВМЫ ДЕТСТВА И ЛЮБОВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Почему Рогожин убил Настасью Филипповну в романе Достоевского «Идиот»

Роман Достоевского «Идиот» впервые был опубликован в 1868 году. Это одно из излюбленных произведений автора. Писатель размышлял над его замыслом во время нахождения за границей — в Швейцарии и Германии. После прочтения произведения может возникнуть вопрос, почему Рогожин убил Настасью Филипповну. В «Идиоте» Достоевский не даёт какого-то конкретного ответа.

Любовный треугольник в романе идиот

Видео:Татьяна Касаткина. «Идиот» как роман о двух природах человека и о присутствии Христа в истории.Скачать

Татьяна Касаткина. «Идиот» как роман о двух природах человека и о присутствии Христа в истории.

Настасья Филипповна

О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Любовный треугольник в романе идиот

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

Любовный треугольник в романе идиот

В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.

Видео:Секрет Мышкина | "Идиот" Фёдор ДостоевскийСкачать

Секрет Мышкина | "Идиот" Фёдор Достоевский

Парфён Рогожин

Парфён Рогожин — один из самых ярких героев произведения, это отрицательный персонаж, которому чуждо общество. Он родился в семье богатого купца, который, однако, воспитывал сына в строгости. Он вырос под властью родителя-тирана. Даже когда ему уже было 25 лет, отец избивал его до полусмерти и запирал в доме. Как и Настасья Филипповна, это «ребёнок-травматик». Однако, в отличие от девушки, он так и не сумел осознать, что родитель поступал с ним жестоко, и отомстить ему.

Любовный треугольник в романе идиот

Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:

  • социального положения;
  • происхождения;
  • образования.

Ему сыграло на руку, что Настасья оказалась содержанкой. Если бы она оказалась замужней женщиной, Рогожин был обречён на поражение по причине очевидного неравенства. А также, скорее всего, его привлекли гордость и желание отомстить, которыми была одержима «злая королева».

После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.

Внешность его имеет следующие характеристики:

Любовный треугольник в романе идиот

  • небольшой рост;
  • крепкое телосложение;
  • курчавые тёмные волосы;
  • тонкие губы;
  • нахальная и грубая улыбка;
  • измождённый вид;
  • резкий, самодовольный взгляд;
  • лицо, выражающее «мёртвую бледность».

В романе «Идиот» Рогожин ведёт разгульный образ жизни, ему по душе кутежи и гулянки. Он не проявляет интереса к образованию, достаточно лишь того, что он научился читать и писать. Когда он влюбляется в Настасью, она становится самым важным объектом в его жизни. Поэтому Парфён начинает бороться за неё. Желая завоевать её сердце, он дарит ей подвески с бриллиантами стоимостью 10 тысяч рублей. Знакомство с красавицей буквально выбивает Рогожина из колеи.

Автор описывает Рогожина как страстного мужчину, который легко воспламеняется. Его смело можно назвать типичным представителем русского народа. Это абсолютная противоположность князя Мышкина.

Видео:Любовный роман Аудиокнига ПОДНОСТЬЮ Я тебя присвоюСкачать

Любовный роман Аудиокнига  ПОДНОСТЬЮ   Я тебя присвою

Любовный треугольник

Когда князь Мышкин делает предложение Настасье, она отвечает ему отказом. Когда она была содержанкой помещика Тоцкого, то мечтала повстречать такого простодушного и искреннего человека, но потом социум навязал совершенно иной шаблон, которому она теперь и следует.

Девушка отлично осознает, какие пагубные последствия может иметь для князя Мышкина женитьба на греховной женщине. Так, она выходит замуж за Парфёна Рогожина, его главного соперника. Этим своим поступком девушка губит не только себя, но также и тех, кто был к ней неравнодушен. Рогожин — опасный дикий зверь, которого невозможно приручить. Настасье было интересно довести до крайности и сломать этого человека, что она и сделала. В финале эта игра погубила их обоих.

Любовный треугольник в романе идиот

Автор показывает на протяжении всего произведения, что Рогожин и Настасья Филипповна не могут быть счастливы вместе. Девушка говорит, что никогда не сумеет испытать любовные чувства к нему, а он, в свою очередь, не в силах спокойно реагировать на такое пренебрежение. К Парфёну Настасья относится, как к лакею, что не может не возмущать его. Он испытывает дикую ревность, ненавидя князя Мышкина, который предрекает смерть девушки. Так, его предсказание сбывается, и Настасья погибает от ножа Рогожина. Вообще, Мышкин стал воплощением совершенно иного типа отношений, в которых нет:

  • садистских игр;
  • постоянной борьбы за власть;
  • унижения и оскорблений;
  • попыток самоутвердиться за счёт другого.

Любовный треугольник в романе идиот

Писатель не говорит о том, за что именно Рогожин погубил любимую, однако поступок персонажа был нужен для общего сюжетного замысла. Настасья поняла, что сострадающая любовь Мышкина не способна сделать их счастливыми. Её побег с Рогожиным выражает сознательное желание умереть. Парфён не хотел убивать возлюбленную, однако все же совершил это преступление.

Едва ли кто помнит, что Настасья Филипповна носит фамилию Барашкова. Так, если провести аналогию с Рогожиным, то станет ясно, что он преследует девушку, как хищный зверь гонится за своей жертвой. Закалывая Настасью ножом, он обрывает её физическую жизнь, однако мало кто понимает, что в действительности она умерла задолго до этого.

Видео:"Идиот" - серия 5. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @Телеканал Культура ​Скачать

"Идиот" - серия 5. Экранизация романа Ф.М. Достоевского  @Телеканал Культура ​

Прототип главной героини

Литературоведы, изучавшие жизненный путь писателя и его творчество, утверждают, что прототипом Настасьи Филипповны выступает возлюбленная Достоевского Апполинария Суслова. Их разница в возрасте насчитывала два десятка лет. Родные и знакомые писателя называли девушку Полиной. После того как завязался роман, она потребовала, чтобы Достоевский развёлся с женой, однако он отказался. Лишь после смерти своей законной супруги Достоевский сделал предложение Полине, но на этот раз она уже его не приняла. Их отношения всегда были сложными, нервными и мучительными для обоих.

Апполинария воспитывалась в очень благоприятной среде. Родившись в семье богатого купца, она получила превосходное образование. Девушка занималась написанием рассказов и повестей, однако её творения не имели литературной ценности. Девушка требовала от своего возлюбленного содействия в публикации произведений. Однажды одно из них было опубликовано в журнале Достоевского.

Любовный треугольник в романе идиот

Интересно, что историю девушки со сломанной судьбой можно найти и в произведениях более поздних прозаиков. Например, литературоведы предполагают, что в своём «Докторе Живаго» Пастернак, создавая образ любовницы богатого адвоката Ларисы, находился под влиянием «Идиота» Достоевского. Как бы ни было, героини обладают идентичными чертами.

В 2016 году была опубликована книга Н. Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». Героиня писательницы оказалась жертвой насилия, что впоследствии привело к большим психологическим проблемам (иррациональная ненависть по отношению к мужчинам, стремление влюблять в себя, при этом оставаясь в недосягаемости).

Таким образом, Рогожин убил Настасью из-за жгучей ревности к Мышкину, однако нельзя обвинять в случившемся князя. Ведь он изначально знал, чем всё кончится. Девушка была обречена на гибель, и жертвенная смерть — это её выбор. Это женщина, которая не сумела найти выход и стала заложницей судьбы.

Можно предположить, что к трагедии привело внутреннее раздвоение Настасьи. Если Мышкин отражает её Свет, то Рогожин — Тень, и оба мужчины ей необходимы. Невозможность выбрать кого-то одного отражает неспособность девушки ощутить внутреннюю целостность и справиться со своими психологическими проблемами.

🎥 Видео

"Идиот" - серия 10. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @Телеканал Культура ​Скачать

"Идиот" - серия 10. Экранизация романа Ф.М. Достоевского  @Телеканал Культура ​

"Идиот" - серия 8. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @Телеканал Культура ​Скачать

"Идиот" - серия 8. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @Телеканал Культура ​

«Идиот» Ф. М. Достоевского - Анализ романа и иллюстрация современной жизниСкачать

«Идиот» Ф. М. Достоевского - Анализ романа и иллюстрация современной жизни

"Идиот" - серия 7. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @Телеканал Культура ​Скачать

"Идиот" - серия 7. Экранизация романа Ф.М. Достоевского  @Телеканал Культура ​

"Идиот" - серия 1. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @SMOTRIM_KULTURAСкачать

"Идиот" - серия 1. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @SMOTRIM_KULTURA

"Идиот" - серия 9. Экранизация романа Ф.М. Достоевского @Телеканал Культура ​Скачать

"Идиот" - серия 9. Экранизация романа Ф.М. Достоевского  @Телеканал Культура ​
Поделиться или сохранить к себе: