Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, лента измерительная, циркуль, динамометр лабораторный, весы с разновесами, шарик на нити, кусочек пробки с отверстием, лист бумаги, линейка.
1. Приведем груз во вращение по нарисованной окружности радиуса R= 20 см. Измеряем радиус с точностью 1 см. Измерим время t, за которое тело совершит N=30 оборотов.
2. Определяем высоту конического маятника h по вертикали от центра шарика до точки подвеса. h=60,0 +- 1 см.
3.Оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности и измеряем модуль составляющей F1 F1= 0,12 Н, масса шарика m=30 г +- 1 г.
4.Результаты измерений заносим в таблицу.
5.Вычислим аn по формулам, приведенным в таблице.
6.Результат вычисления заносим в таблицу.
Вывод: сравнивая полученные три значения модуля центростремительного ускорения, убеждаемся, что они примерно одинаковы. Это подтверждает правильность наших измерений.
Видео:Лабораторный эксперимент №4 - Изучение движения тела по окружности (9 класс)Скачать
Лабораторная работа по физике на тему «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости» (10 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Сценарий урока по физике 10 класс.
Выполнил: Коновалов Александр Иванович учитель физики МАОУ СОШ № 9 г. Холмск.
Тема урока — лабораторная работа: «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»
Тип урока : обобщения и систематизации полученных знаний.
Цель урока : определение на опыте центростремительного ускорения шарика (груза) при его равномерном движении по окружности на основе полученных знаний.
Обучающие: формировать умение переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении лабораторной работы и поисковой деятельности, уметь производить необходимые математические вычисления центростремительного ускорения.
Развивающие: развивать умения делать необходимые выводы на основе исследования, развивать логическое мышление.
Воспитательная: создавать условия для положительной мотивации при выполнении лабораторной работы, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения, воспитывать чувство уважения к собеседнику.
Планируемые результаты урока:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные: осуществление регулятивных действий самоконтроля, самооценки в процессе урока. Формирование умения самостоятельно контролировать свое время, сопоставлять полученные результаты деятельности с поставленной задачей. Умение анализировать результаты работы, управлять совместной познавательной деятельностью
Предметные: владение основополагающими понятиями (центростремительного ускорения, силы тяжести, силы упругости.) выявление зависимости центростремительного ускорения с радиусом окружности и длиной нити маятника., использование различных способов получения центростремительного ускорения.
Использование физической терминологии и символики. Формирование умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений для применения в повседневной жизни.
Личностные – управление своей познавательной деятельностью, умение сотрудничать со сверстниками при учебно – исследовательской деятельности.
Осознание смысла своей работы и понимание ответственности за полученный результат.
Коммуникативные – может создавать устные и письменные заключения своих полученных результатов.
Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения.
Умеет согласовывать позиции членов команды в процессе работы при расчете центростремительного ускорения используя различные способы решения
Познавательные – установление причино – следственных связей между центростремительным ускорением, радиусом окружности, массой груза и длиной нити конического маятника.
Умение анализировать полученный результат.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий при выполнении опытов.
Умение сравнивать полученные результаты центростремительного ускорения с эталоном и обнаружение отличий.
1. Лабораторное оборудование (штатив с муфтой и лапкой, нить, набор грузов, динамометр, секундомер, линейка, окружности радиусом 10 см и 5 см.)
4. Интерактивная доска.
Раздаточный материал: 1. карточки с заданием, 2. ход л/р., 3. Таблицы 4. Лист самооценки лабораторной работы 5. Рефлексия
1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
− Здравствуйте, ребята. Урок сегодня будет интересным, потому что он имеет практическую направленность.
Демонстрация учащимся видео роликов «движение планет солнечной системы», «движение колеса обозрения» и «движение электронов в атомах»
Учитель предлагает подумать и ответить на вопрос.
— Что общего в этих движениях? (ответы учащихся – все тела двигались по окружности)
Сформулируйте мне тему урока. (ответы учащихся – изучение движения тела по окружности)
Тема урока: «движение тела по окружности»
2. Актуализация полученных знаний (5 мин)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для проведения лабораторной работы и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Дайте правильный ответ! (карточки с заданием каждому учащемуся.)
• 1. Сила тяжести — _________________________
• 2. Сила упругости — _________________________
• 3. Второй закон Ньютона в векторном виде при совместном действии сил тяжести ( mg ) и упругости ( F упр.) имеет вид: ___________________
• 4. При движении тела по окружности возникает ускорение, которое называется — ______________
• 5. Куда направлено ускорение конца стрелки часов?
Проверка заданий. (Впереди сидящие передают учащимся, сидящим за ними и наоборот)
Выставление отметки за выполненное задание и сравнение с правильными ответами. ( Слайд с правильными ответами, с критериями оценки).
Выставление отметки учащимися.
Постановка проблемы : (3 мин.)
— Посмотрев видеоролик, давайте подумаем:
• 1. Какими физическими величинами можно описать движение тела по окружности?
(Учащиеся перечисляют все величины, как только говорят об ускорении уточнить какое и перейти к следующему вопросу)
• 2. Как зависит центростремительное ускорение тела от радиуса окружности, массы тела?
(Учащиеся не могут точно ответить на вопрос)
3. Выяснение места и причины затруднения. (3 мин.)
Почему у нас возникли разногласия?
(Учащиеся не знают точно этих зависимостей)
Следовательно, какая цель работы? (слайд с целью работы)
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, проведя лабораторную работу.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Движение тела по окружности или дуге окружности очень часто встречается в природе и технике.
Приблизительно по окружности движется Луна вокруг Земли, дуги окружности описывают автомобили при повороте, карусели и т.д.
Поэтому знакомства с такими движениями имеет большое значение.
На уроке мы рассмотрим:
А) движение груза по окружности разного радиуса.
Б) посмотрим, как изменится центростремительное ускорение при изменении длины нити маятника и массы груза.
В) используя различные способы измерим центростремительное ускорение.
Ваша задача, работая в малых группах провести лабораторную работу (по партам), используя различные способы измерить центростремительное ускорение.
Заполнить таблицы, сделав расчеты ускорения, используя при основные формулы (учащиеся работают с раздаточным материалом)
5. Реализация построенного проекта
Посмотрим порядок выполнения работы
Учитель использует видео (демонстрирует выполнение работы) (2 мин.)
Учащиеся работают с раздаточным материалом. ( Изучают ход работы. )
Ход работы (15 мин.)
1. Определяем массу шарика на весах с точностью до 1 г.
2. Нить привязать к грузу, а другой конец нити закрепить на лапке штатива (рис. а).
3. Вычерчиваем на листе бумаги окружность, радиус которой около 10 см. Измеряем радиус с точностью до 1 см.
4. Штатив с маятником располагаем так, чтобы продолжение шнура проходило через центр окружности.
5. Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращаем маятник так, чтобы шарик описывал окружность, равную начерченной на бумаге.
6. Отсчитываем время, за которое маятник совершает, к примеру, N = 20 оборотов.
7. Определяем высоту конического маятника. Для этого измеряем расстояние по вертикали от центра шарик; до точки подвеса.
8. Находим модуль центростремительного ускорение по формулам:
9. Оттягиваем горизонтально расположенным динамометром шарик на расстояние, равное радиусу окружности, и измеряем модуль составляющей. Затем вычисляем ускорение по формуле
10. Результаты измерений заносим в таблицу.
Видео:10 класс - Лабораторная работа № 1 - Изучение движения тела по окружностиСкачать
Лабораторная работа по теме «Изучение движения тела по окружности»
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме
Изучение движения тела по окружности.
Цель работы:определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, линейка, циркуль, динамометр, лабораторные электронные весы, шарик на нити, лист бумаги.
Видео:Лабораторная работа "Изучение движения шарика по окружности"Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass-lab._rab._izuchenie_dvizheniya_tela_po_okruzhnosti..docx | 14.92 КБ |
Видео:Физика - 10 класс - Лабораторная работа № 4 - Изучение движения тела, брошенного горизонтальноСкачать
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1
Тема: Изучение движения тела по окружности.
Цель работы: определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, линейка, циркуль, динамометр, лабораторные электронные весы, шарик на нити, лист бумаги.
Порядок выполнения работы.
- Определить массу шарика на весах с точностью до 1 г.
- Вычертить на листе бумаги окружность, радиус которой около 20 см. Измерить радиус с точностью до 1 см.
- Штатив с маятником расположить так, чтобы продолжение нити проходило через центр окружности.
- Взяв нить пальцами у точки подвеса, вращать маятник так, чтобы шарик описывал такую же окружность, как начерченная на бумаге.
- Отсчитать время, за которое маятник совершает 20 – 30 оборотов.
- Определить высоту конического маятника. Для этого измерить расстояние по вертикали от центра шарика до точки подвеса (считать h ≈ l ).
- Найти модуль центростремительного ускорения по формулам:
aп= 4π2 T2 R и aп = gRh
- Результаты измерений занести в таблицу:
🎦 Видео
Физика - движение по окружностиСкачать
Лабораторная работа "Изучение движения тела, брошенного горизонтально"Скачать
Изучение движения тела по окружности #ФизиканскиеЛьвы2018Скачать
Лабораторная работа№ 2 10кл Изучение движения тела по окружностиСкачать
Лабораторная работа №2 по физике 10 класс 2Скачать
Лабораторная работа № 6 по физике 10 классСкачать
Урок 43. Криволинейное движение. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорениеСкачать
Физика. 10 класс. Изучение движения тела скатывающегося по наклонному желобу /12.10.2020/Скачать
Подготовка к лабораторной работе "Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости"Скачать
Лабораторная работа по физике на тему "Изучение движения тела, брошенного горизонтально"Скачать
Урок 89. Движение по окружности (ч.1)Скачать
Физика 10 класс (Урок№4 - Равномерное движение точки по окружности.)Скачать
Урок 37. Движение тела, брошенного под углом к горизонту (начало)Скачать
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Физика 9 класс #18 | ИнфоурокСкачать
Физика. 10 класс. Физический практикум №1Скачать
Виртуальные лабораторные работы по физике "Изучение движения тела по окружности"Скачать