Л в щерба треугольник

Фонемный уровень

Языковая единица фонемного уровня – фонема – определяется как минимальная незначимая смыслоразличительная единица языка, представление о звуке, его артикуляционных и акустических характеристиках (дифференциальных признаках).

В лингвистических представлениях о фонеме различают взгляды московской фонологической школы (МФШ) и ленинградской фонологической школы (ЛФШ) – ныне Санкт-Петербуржской (СПбФШ).

Согласно взглядам МФШ, фонема представляет собой абстрактный инвариант (условную единицу, лишенную частных, позиционно обусловленных характеристик) звука, различающий оболочки морфем. Взгляды МФШ соотносятся с основным принципом русской орфографии, который предписывает одинаковое написание одной и той же морфемы во всех случаях в соответствии с видом морфемы в проверочном слове, то есть таким видом, который имеет морфема при отсутствии влияния на её фонемный состав фонем других морфем или других факторов. Гласный звук под ударением (с учетом фактора мягкости соседних согласных фонем) и согласный звук перед гласным являются реализациями инварианта (основного вида) фонемы. Таким образом, в письменной форме речи мы фиксируем не звуки, а фонемы. В отношении звучащей речи взгляды МФШ верны, если считать, что при подготовке к произнесению слова человек составляет его из морфем, а при восприятии сначала делит его на морфемы, что логично, но не соответствует реальности, так как взрослый человек составляет слова из морфем лишь в исключительных случаях. В традиции МФШ фонемная транскрипция заключается в угловые скобки, например, (не ), так как в первом слоге корня под ударением произносится [О], а не [А] (короб), а в форме с беглой гласной после корня произносится [Б], а не [П] (коробок).

Согласно взглядам ЛФШ, фонема – абстрактный звукотип, который различает оболочки слов и словоформ. Здесь подразумевается, что человек произносит слово (словоформу) целиком, не отдельными морфемами, а каждая форма слова хранится в сознании человека как законченная последовательность звукотипов, близкая по своим характеристикам к тому, что Ф. де Соссюр называл «акустическим образом». Фонемная транскрипция в ЛФШ, таким образом, практически совпадает с фонетической и традиционно заключается в косые скобки, например, /КАРОПКА/, что близко в школьной фонетической транскрипции: [КАРОПКА][*], поскольку именно такой состав фонем более соответствует тому, что мы произносим и слышим.

Теория МФШ лежит в основе вузовского курса современного русского языка.

Функция фонемы определяется как дистинктивная (смыслоразличительная), причём эта функция объединяет в себе две: перцептивную – функцию опознавания – и сигнификативную – функцию различения. Перцептивная функция состоит в том, что фонема позволяет идентифицировать (узнавать) как одну и ту же единицу тождественные в фонологической системе звуки, произнесённые разными людьми, поскольку фонема – единица, не учитывающая индивидуальных характеристик голоса человека. С другой стороны, фонема позволяет идентифицировать различные реализации одной и той же языковой единицы, например, в словах [лόшът’], [лΛшáтк’и], [лъшы э д’úный] разные по звучанию корни воспринимаются как один и тот же корень в силу одного и того же фонемного состава корня .

Сигнификативная функция фонемы состоит в том, что использование разных фонем указывает на различие значений морфем, например, слова «вол» и «вал» отличаются гласными фонемами и , что позволяет соотнести их с разными значениями: ‘животное’ и ‘насыпь’; слова «кок» и «бок» — согласными фонемами и , что соотносит слова с разными значениями: ‘корабельный повар’ и ‘сторона предмета’; слова «стол» и «стар» — последовательностями фонем и , что связывает их со значениями ‘предмет мебели’ и ‘возраст’. Сигнификативная функция обеспечивается парадигматическими отношениями фонем.

Парадигматические отношения на фонологическом уровне представлены противопоставлением классов фонем (гласных и согласных), а также противопоставлениями внутри классов. Противопоставления внутри классов могут быть двух типов: корреляции – противопоставления по одному признаку и дизъюнкции – противопоставления более чем по одному признаку. Признаки, по которым различаются фонемы, называют «дифференциальными признаками».

Система гласных фонем в современном русском языке представлена пятью элементами, различающимися признаками ряда, подъёма, лабиализации. Ряд – признак, указывающий на часть языка, которая поднимается (опускается) при произнесении звука. Подъём – степень подъёма (опускания) языка при произнесении звука. Лабиализация – использование губ при произнесении звука. Лев Владимирович Щерба предложил представлять систему гласных фонем в виде треугольника (Рис. 7).

Л в щерба треугольник

Рис. 7. Треугольник Л.В. Щербы

Противопоставление фонем / осуществляется по одному признаку – признаку подъёма (корреляция), так же, как и противопоставление фонем / . В остальных случаях фонемы противопоставлены более чем по одному признаку (дизъюнкция), например: / — ряд, лабиализованность; / — ряд, подъём; / — ряд, подъём, лабиализация.

Л в щерба треугольник

Согласные фонемы противопоставляются по способу образования, месту образования, соотношению шума и тона, палатализованности / непалатализованности (мягкости / твердости). Причём по соотношению шума и тона (глухости / звонкости), палатализованности / непалатализованности согласные фонемы за некоторыми исключениями образуют коррелятивные пары. Звуки как реализации фонем характеризуются теми же признаками, но для фонем это абстрактные признаки противопоставления, а для звуков – реальные акустические и артикуляционные характеристики.

Речевая реализация фонемы – аллофон, или звук (фон). Причём «аллофон» – термин, подразумевающий под собой типовую реализацию фонемы и предполагающий некоторое обобщение и абстрагирование. Аллофоны – это образцы звуков, в которых может реализоваться фонема в зависимости от фонемного окружения, позиции по отношению к началу, концу слова, ударению в соответствии с фонетическими законами. Реализация фонемы в том или ином аллофоне во многом определяется синтагматическими отношениями (отношениями между рядом расположенными в слове фонемами). Аллофоны могут быть трёх типов:

основной вид – аллофон, который воспроизводит все признаки фонемы, поскольку на её реализацию не оказывают влияния позиционные факторы. Такая позиция называется перцептивно и сигнификативно сильной, так как в ней фонема легко узнаётся и противопоставляется другим по максимальному числу признаков. Фонема в такой позиции ярко противопоставляет одну морфему другой. Для гласных фонем это позиция под ударением между твёрдыми согласными фонемами (исключения касаются , , которые в русском языке обычно следуют за мягкими согласными фонемами). Для согласных фонем универсальной сильной позицией является положение перед гласной фонемой. Так, в словах «до» и «то» фонемы и реализуются в основных видах [Д] и [Т], поскольку расположены перед гласными и чётко различают предлог и указательное местоимение, в словах «то» и «та» фонемы и реализуются в основных видах [О] и [А], поскольку расположены под ударением после твёрдых согласных фонем и противопоставляют указательные местоимения среднего и женского рода;

вариация – аллофон, который не воспроизводит признаков фонемы в силу влияния фонетической позиции. Вариация отличается – иногда значительно – от основного вида, но не может быть аллофоном другой фонемы (соотноситься с другим основным видом), поэтому такая позиция называется перцептивно слабой (узнавание фонемы затруднено), но сигнификативно сильной (фонема противопоставлена другим фонемам). Для гласных фонем это позиция под ударением после и перед твердыми согласными фонемами (за исключением фонемы , на облик которой значительно влияет твёрдость предшествующей согласной фонемы). Влияние соседних согласных фонем на реализацию гласной фонемы называется аккомодацией. Так, в словах «окном» и «конём» одно и то же окончание творительного падежа единственного числа существительных второго типа склонения после твёрдой или мягкой фонемы звучит по-разному: [Λкном], Л в щерба треугольник, где [о] – основной вид, а Л в щерба треугольник— вариация фонемы : мягкая согласная фонема «перемещает» реализацию гласной вперёд по ряду в начале звучания.

При обозначении аккомодации в фонетической транскрипции используются точки над знаком звука: точка слева указывает на более передний характер звука в начале артикуляции, например Л в щерба треугольник; справа – в конце, например Л в щерба треугольник; две точки (справа и слева) – на более передний характер звучания в начале и в конце, например, Л в щерба треугольник. Гласные переднего ряда под воздействием последующих мягких согласных реализуются в звуках более верхнего подъёма (так называемых «закрытых») такие аллофоны обозначаются Л в щерба треугольник, Л в щерба треугольник. Вариация фонемы после твёрдых согласных фонем – звук среднего ряда [Ы].

Вариации согласных фонем возможны при их непарности по глухости / звонкости под влиянием ассимиляции, оглушения. Например, в слове «начдив» (начальник дивизии) непарная по глухости/звонкости фонема реализуется в звонком аллофоне. Так как звук [дж’] не может быть реализацией фонемы , поскольку её нет в русском языке, такая реализация не мешает опознавать значение морфемы, даже при том, что затруднено опознавание фонемы: это перцептивно слабая, но сигнификативно сильная позиция;

вариант – аллофон, который может быть реализацией разных фонем. Совпадение реализаций фонем в одном звуке вследствие воздействия на фонему позиции называется нейтрализацией. Позиции нейтрализации являются перцептивно и сигнификативно слабыми, то есть с осложнённым узнаванием и противопоставлением фонем.

В системе гласных фонем нейтрализация происходит в позиции не под ударением. При этом фонема реализуется в более коротком, ослабленном звуке. Например, слова «вол» и «вал» различаются фонемами и , в форме множественного числа указанные фонемы оказываются в неударном слоге и реализуются в одном и том же звуке, что вне контекста затрудняет соотношение формы множественного числа с одним или другим словом: Л в щерба треугольник.

В русском языке редукция может быть двух степеней. Редуцированные первой степени – [И э ], [Ы э ], [Λ]; второй степени – [Ь], [Ъ]. Первая степень редукции возможна в первом предударном слоге, в начале слова, перед и после гласной фонемы. Вторая – во втором, третьем предударном слоге, в заударном слоге. Причём фонемы и редуцируются только в длительности звучания и нейтрализации не подвергаются. Место редуцированных в треугольнике Л.В. Щербы показано на рисунке (Рис. 8).

Л в щерба треугольник

Рис. 8. Редуцированные гласные звуки в русском языке

Если обозначить символами «t» — парную твёрдую фонему, «t’» — парную мягкую фонему, «Ш» — непарную согласную фонему, «а» — любую гласную фонему, то позиции реализации гласных фонем в вариантах можно представить так (таблица 4).

Реализации гласных фонем русского языка в вариантах

Читайте также:

  1. R Уровень активности больных инфарктом миокарда
  2. Базовый уровень подготовки
  3. Базовый уровень среднего профессионального образования
  4. Базовый уровень среднего профессионального образования
  5. Биотический уровень
  6. Бытовой уровень. Что такое счастье и смысл жизни.
  7. Вместе с тем анализ состояния информационной безопасности Российской Федерации показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства.
  8. Вся энергия перешла на другой уровень, на другую плоскость существования. Грязь стала лотосом, но она все еще здесь. Грязь неотделима от лотоса; она была преобразована.
  9. Высокий уровень инжекции
  10. Задание 1. Ты собираешься организовать вечеринку. Пригласи товарищей из группы, сообщи им адрес и объясни, как им добраться (по диалогу из задания 2, 2 уровень)
[Λ][И э ][Ы э ][Ъ][Ь]
tatá [вΛдá] taat [пΛэт] at [Λтв’эт]t’atá [л’и э дόк] t’aat [м’и э укът’]шatá [жы э нá]tatatá [мълΛдόй] táta [мáлъ]t’atatá [л’ьд’и э нόй] tát’a [пόл’ь]
taat [пΛы э т’ичьск’ий] аt [ы э л’ф’ийск’ий]

Варианты в системе согласных фонем русского языка возникают под действием законов ассимиляции / диссимиляции, оглушения.

Ассимиляция – устранение различий предыдущей и последующей согласной фонемы в том или ином аспекте, например, приставка «под-» заканчивается фонемой , именно такой основной вид мы обнаруживаем в позиции перед гласной фонемой (по[Д]обрать). В слове «подпись» указанная фонема реализуется в глухом аллофоне (варианте), что обусловлено глухостью следующей согласной фонемы (по[Т] ись).

Классификация согласных фонем по способу образования

Способ образованияФонемы
Смычные (при образовании звука органы речи смыкаются)Взрывные (смычка разрывается струёй воздуха)П, П’, Б, Б’,Т, Т’, Д, Д’, К, (К’), Г, (Г’)
Проходные (воздух проходит по другому каналу)Л, Л’, М, М’, Н, Н’
Фрикативные (при образовании звука органы речи образуют щель, через которую проходит воздух)В, В’, Ф, Ф’, Ж, Ш, Щ, З, З’, С, С’, Й, Х, (Х’)
Аффрикаты (смычно-фрикативные)Ч, Ц,
Вибранты (звук образуется вибрацией языка)Р, Р’

Классификация согласных фонем по месту образования

Место образованияФонемы
ГубныеГубно-губные (смычка образуется губами)Б, Б’, П, П’, М, М’
Губно-зубные (звук образуется приближением нижней губы к верхним губам)В, В’, Ф, Ф’
ЯзычныеПереднеязычные (звук образуется смычкой (приближением) кончика языка к зубам или нёбу)ЗубныеТ, Т’, Д, Д’, Н, Н’, Л, Л’
НёбныеЗ, З’, С, С’, Ч, Ш, Ж, Щ, Р, Р’
Среднеязычные (звук образуется приближением средней части языка к нёбу)Й
Заднеязычные (звук образуется приближением задней части языка к нёбу)К, (К’), Г, (Г’), Х, (Х’)

Классификация согласных фонем по соотношению шума и тона

Тип по соотношению тона и шумаФонемы
Сонорные (преобладает тон)Р, Р’, Л, Л’, М, М’, Н, Н’, Й
ШумныеЗвонкие (тон и шум в примерно одинаковой пропорции)Б, Б’, В, В’, З, З’, Г, (Г’), Ж
Глухие (тон отсутствует)П, П’, Ф, Ф’, Т, Т’, С, С’, Ч, Ш, Щ, К, (К’), Х, (Х’)

Коррелятивные пары согласных фонем по признакам глухости / звонкости, твердости / мягкости

При- ЗнакФонемы
Глухость-звонкостьГлу- хиеПП’ФФ’СС’ТТ’К(К’)ХШЩЧЦ
Звон- киеББ’ВФ’ЗЗ’ДД’Г(Г’)ЖРР’ЛЛ’ММ’НН’Й
Твёрдость- МягкостьТвёр- дыеПБФВСЗТДКГХШЖРЛМН
Мяг- киеП’Б’Ф’В’С’З’Т’Д’(К’)(Г’)(Х’)ЩЧР’Л’М’Н’Й

Оглушение, в отличие от ассимиляции по признаку глухости, – результат действия позиции конца слова. Так, в слове «год» последняя согласная фонема (го[Д]а) реализуется в глухом аллофоне (варианте) под действием позиции конца слова – [ГОТ].

Диссимиляция – устранение сходства соседних согласных фонем по каким-либо признакам. Например, в слове «что» соседние согласные фонемы и являются смычными и совпадают по месту образования (переднеязычные), что не вполне удобно для произношения (сходство согласных фонем лежит в основе многих скороговорок, поскольку незначительные в плане произношения отличия являются важными для восприятия, например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»). Нежелательное сходство устраняется путём использования фрикативного (щелевого) варианта фонемы — аллофона [Ш]: [ШТО].

Состав как гласных, так и согласных фонем, а также набор их дифференциальных признаков, состав аллофонов и принципов реализации фонемы в одном из них в разных языках различны. Например, в латинском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском, за счёт противопоставления долгих и кратких фонем, а также противопоставления монофтонгов и дифтонгов, а состав согласных фонем меньше за счёт отсутствия коррелятивных по твёрдости/мягкости пар. В старославянском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском в связи с противопоставлением гласных по признакам долгий / краткий / сверхкраткий, назальный / неназальный и наличием гласной фонемы переднего ряда нижнего подъёма, а состав согласных фонем меньше в силу отсутствия коррелятивных пар твёрдых и мягких согласных. Причём если в современном русском слоге ряд аллофона гласной фонемы (вариации или варианта) зависит от твёрдости или мягкости предшествующей согласной фонемы, то в старославянском языке реализация согласной фонемы в твёрдом или мягком аллофоне (вариации) зависит от ряда следующей гласной фонемы.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 158 ; Нарушение авторских прав

Видео:Замечательные точки треугольника | Ботай со мной #030 | Борис Трушин ||Скачать

Замечательные точки треугольника | Ботай со мной #030 | Борис Трушин ||

«Теремок гласных» ( треугольник Л.В.Щербы)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Л в щерба треугольник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Л в щерба треугольник

Фонетика Сказка «Теремок гласных» Русский язык Треугольник Л.В.Щербы

Л в щерба треугольник

Л в щерба треугольник

Л в щерба треугольник

Теремок гласных. Отправились как-то три братца и, ы, у в путешествие по дальним странам. Шли они, шли да заблудились. Долго ходили они по лесу в поисках тропинки, сильно устали за день, проголодались, а вокруг – ни души. Уже и ночь приближалась, как вышли братья на лесную полянку передохнуть да оглядеться и видят : стоит на полянке домик, похожий на гриб. — Вот хорошо – то : и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить. Зашли братья – на первом этаже – одна комната, на втором – две, на третьем – три. Как раз для них! Вместе веселей. Так и разместились братья и, ы, у на самом верхнем этаже сказочного домика-гриба. Вот уже и ночь спустилась над лесом, как появились у крыльца две спутницы, усталые от долгого пути. Стали стучаться. — Эй, добрые люди, помогите, пустите, в лесу темно и страшно. Выглянули из своих окошек братцы и, ы, у – как же можно оставлять в беде других? Вот и поселились на втором этаже сестрицы э и о. Время за полночь, совсем темно в лесу стало. Дождь пошел, ветер свистит… Вдруг кто-то в дверь постучал. Подбежали к окошкам на верхнем этаже и, ы, у , а на среднем – э и о – видят у дверей маленькая девочка а и горько плачет. Замерзла бедняжка, слова не может от слез выговорить. Братья и, ы, у бросились печку топить, ужин подогревать, а сестрицы э и о проводили девочку в комнату на первом этаже, накормили, успокоили и спать уложили… Много ли , мало ли дней да ночей прошло – но так понравилось гласным и, ы, у, э, о, а вместе жить, до того они свой уютный домик полюбили, что решили навсегда в нем поселиться. И сейчас там живут-поживают, добра наживают. И — Ы — У на верхнем этаже (подъем) Э — О на среднем этаже А на нижнем этаже

Л в щерба треугольник

Л в щерба треугольник

Вот хорошо – то : и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить. Зашли братья – на первом этаже – одна комната, на втором – две, на третьем – три. Как раз для них! Вместе веселей. Так и разместились братья и, ы, у на самом верхнем этаже сказочного домика-гриба.

Л в щерба треугольник

Вот уже и ночь спустилась над лесом, как появились у крыльца две спутницы, усталые от долгого пути. Стали стучаться. — Эй, добрые люди, помогите, пустите, в лесу темно и страшно. Выглянули из своих окошек братцы и, ы, у – как же можно оставлять в беде других? Вот и поселились на втором этаже сестрицы э и о.

Л в щерба треугольник

Время за полночь, совсем темно в лесу стало. Дождь пошел, ветер свистит… Вдруг кто-то в дверь постучал. Подбежали к окошкам на верхнем этаже и, ы, у , а на среднем – э и о – видят у дверей маленькая девочка а и горько плачет. Замерзла бедняжка, слова не может от слез выговорить. Братья и, ы, у бросились печку топить, ужин подогревать, а сестрицы э и о проводили девочку в комнату на первом этаже, накормили, успокоили и спать уложили…

Л в щерба треугольник

Много ли , мало ли дней да ночей прошло – но так понравилось гласным и, ы, у, э, о, а вместе жить, до того они свой уютный домик полюбили, что решили навсегда в нем поселиться. И сейчас там живут-поживают, добра наживают.

Видео:Что скрывает фрактальный треугольник? // Vital MathСкачать

Что скрывает фрактальный треугольник? // Vital Math

Гласные в языкознании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Видео:Дельта альфа альфа штрих | МФТИСкачать

Дельта альфа альфа штрих | МФТИ

Статус гласных в языковедческой науке

Гласные в языкознании – это звуки, которые образуются при свободном проходе воздуха во рту и характеризуются отсутствием шума.

На данный момент, общепринятой точки зрения в различении гласных и согласных, несмотря на давнюю историю этого вопрос, не существует. Наиболее существенный признак для их различения был предложен еще в начале ХХ в. Бодуэном де Куртене.

Его сущность связана с тем, что при образовании согласных напряжение органов происходит только в какой-то одной определенной части языкового аппарата, именно там, где возникает характерный для данного согласного шум, то есть, где образуется препятствие, которое и является шумовым источником звука.

При образовании же гласных звуков, вместо этого наблюдается «размытая» напряжённость всего речевого аппарата. Таким образом, согласные характеризуются локализованной артикуляцией, определенным фокусом образования, гласные же:

  1. нелокализованной артикуляцией;
  2. отсутствием определенного фокуса образования.

Обязательным условием образования согласных в большинстве языков народов мира считают наличие потока воздуха, проходящего через препятствие в речевом аппарате, артикуляцию же гласных связывают с предоставлением языковому аппарату определенной геометрической конфигурации со свободным проходом для воздушного потока.

Согласные отличаются не только по характеру создаваемого шумом препятствия, но и тем, какой орган выполняет основную работу. Характерный тембр гласных образуется благодаря усилению в надгортанных полостях какого-либо или каких-либо гармонических обертонов, возникающих вместе с основным тоном голоса в результате сложных колебаний голосовых связок.

Вопрос о роли отдельных частей речевого аппарата в образовании гласных звуков остается пока не до конца выясненным: отсутствие обязательной связи между данной артикуляцией и данным звучанием неоднократно отмечалось рядом авторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Среди всех надгортанных полостей важнейшую роль в образовании гласных звуков играет полость рта. Ничем не отгороженная от полости рта полость глотки образует вместе с ней единый основной резонатор. В полости рта находится подвижный орган – язык, сложные движения которого позволяют придавать резонатору различные формы и объем, и, вследствие, перестраивать его.

Язык делится на четыре части:

  • переднюю часть, которая заканчивается кончиком;
  • среднюю часть;
  • заднюю часть;
  • корень.

Средняя и задняя части вместе образуют спинку языка. Корень языка не функционирует как независимый артикулятор. Звуки, которые образуются сужением прохода между корнем языка и задней стенкой глотки, называются фарингальными из-за того, что главную роль в формировании сужения играют мышцы глотки (фаринкс).

Язык является важнейшим органом, состояние которого и положение в полости рта в процессе артикуляции приводит к звучанию, которое соотносится с определенными фонетическими типами гласных звуков. Язык может становится толще или более плоским, опускаться в полости рта вниз, спинка языка может в той или иной степени подниматься вверх к твердому небу, в большей или меньшей степени продвигаться вперед или отодвигаться назад. При этом, каждое его новое положение меняет объем и конфигурацию внутренней полости рта. А поскольку заполненная воздухом внутренняя полость рта представляет собой резонатор, колебания в котором возбуждаются звуковыми импульсами голосовых связок, то в каждом таком положении в ротовой полости соответствует тому или иному гласному звуку.

Видео:Сферический избыток треугольникаСкачать

Сферический избыток треугольника

Классификация гласных в языкознании

Обращаясь к проблеме классификации гласных, то еще в конце XIX века Белл предложил классификацию гласных, близкую к уже ранее существующей классификации Хеллвага, однако он, кроме учета степени продвинутости языка в горизонтальной плоскости и степени его подъема в вертикальной плоскости, рассматривал также степень его напряженности и участия губ.

По движению языка вперед и назад он устанавливал три типа гласных:

По движению языка вверх и вниз Белл фиксировал три степени подъема: верхний, средний и нижний.

Его классификация основана на признании гласных звуков [и, а, ы] – основными типами, а других гласных – переходными. Это дало повод к тому, чтобы расположить гласные звуки треугольником, обращенным вершиной вниз. При этом Хеллваг расположил основные гласные на трех вершинах треугольника, исходя из того, что [а] – это гласный низкого подъема спинки языка, который не продвинут ни вперед, ни назад, а находится в нейтральном среднем положении. При произношении же звуков [и, ы] спинка языка поднимается на максимальную высоту вверх и при этом перемещается максимально назад (для ы) или максимально вперед (для и). Таким образом, эти звуки, будучи резко отличными друг от друга по своим акустическим характеристикам и по положению в треугольнике. Они формируют особое фонетическое поле гласных в речи человека. Другие известные Хеллвагу гласные он расположил между ними как переходные, промежуточные.

В 1937 году в книге «Фонетика французского языка» Л. В. Щерба предложил свою классификацию, в которой более продуманно учтены достоинства и недостатки, присущие предложенным ранее способам классификации гласных.

Щерба не проводит резких границ между отдельными типами гласных. Он отказывается и от различия степени подъема. Щерба, как и некоторые другие исследователи, заменяет треугольник перевёрнутой трапецией. Возможно, что классификация, предложенная Щербой, позволяет наиболее точно определить положение языка в полости рта при произнесении различных гласных звуков.

Рисунок 1. Л. В. Щерба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В современных работах по акустике, фонетики и криминалистики, где рассматривается вопрос сравнительной оценки информативности громкого / согласного, высказывается, поддерживается, отстаивается и даже абсолютизируется точка зрения, что для правильного восприятия (понимания) речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача согласных, передача же гласных звуков играет второстепенную роль.

При этом, во-первых, сторонники такого мнения не ссылаются на какие-то глубокие, обязательно достаточно разносторонние и действительно убедительные исследования информативности гласных звуков – не как автономных объектов, которые можно рассматривать отдельно, а как фонетических составляющих, реализуемых в акте речи.

Во-вторых, безусловно истинное утверждение о том, что для правильного понимания речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача именно согласных, никогда и никем не уточнялось, что способствует развитию дальнейших исследований гласных в языкознании.

🎦 Видео

✓ Новая формула площади треугольника | Ботай со мной #108 | Борис ТрушинСкачать

✓ Новая формула площади треугольника | Ботай со мной #108 | Борис Трушин

Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать

Всё про углы в окружности. Геометрия  | Математика

Варианты русского литературного произношения, или Как говорят в Москве и ПетербургеСкачать

Варианты русского литературного произношения, или Как говорят в Москве и Петербурге

Правила транскрипции гласных звуков в русском языкеСкачать

Правила транскрипции гласных звуков в русском языке

Решение задач на тему "Подобные треугольники". 8 классСкачать

Решение задач на тему "Подобные треугольники". 8 класс

Линейка ШтейнераСкачать

Линейка Штейнера

Найдите площадь треугольника АВС, если А(5;2;6), В(1;2;0), С(3;0;3)Скачать

Найдите площадь треугольника АВС, если А(5;2;6), В(1;2;0), С(3;0;3)

Задание 24 ОГЭ по математике #7Скачать

Задание 24 ОГЭ по математике #7

ОГЭ 2020 задание 16Скачать

ОГЭ 2020 задание 16

Сферические треугольники и теория вероятностейСкачать

Сферические треугольники и теория вероятностей

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать

ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!

Урок по теме ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ 8 КЛАСССкачать

Урок по теме ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ 8 КЛАСС

Геометрия Задача, поставившая Америку в тупик /math and magicСкачать

Геометрия Задача, поставившая Америку в тупик /math and magic

Хитрая задача от ШарыгинаСкачать

Хитрая задача от Шарыгина

3. Постулаты сферической геометрииСкачать

3. Постулаты сферической геометрии

Сынок попросил шею поправить после планшета!!!Скачать

Сынок попросил шею поправить после планшета!!!
Поделиться или сохранить к себе: