Читайте также:
|
[Λ] | [И э ] | [Ы э ] | [Ъ] | [Ь] |
tatá [вΛдá] taat [пΛэт] at [Λтв’эт] | t’atá [л’и э дόк] t’aat [м’и э укът’] | шatá [жы э нá] | tatatá [мълΛдόй] táta [мáлъ] | t’atatá [л’ьд’и э нόй] tát’a [пόл’ь] |
— | taat [пΛы э т’ичьск’ий] аt [ы э л’ф’ийск’ий] | — | ||
— | — | — | — | — |
— | — | — | — | — |
Варианты в системе согласных фонем русского языка возникают под действием законов ассимиляции / диссимиляции, оглушения.
Ассимиляция – устранение различий предыдущей и последующей согласной фонемы в том или ином аспекте, например, приставка «под-» заканчивается фонемой , именно такой основной вид мы обнаруживаем в позиции перед гласной фонемой (по[Д]обрать). В слове «подпись» указанная фонема реализуется в глухом аллофоне (варианте), что обусловлено глухостью следующей согласной фонемы (по[Т] ись).
Классификация согласных фонем по способу образования
Способ образования | Фонемы | |
Смычные (при образовании звука органы речи смыкаются) | Взрывные (смычка разрывается струёй воздуха) | П, П’, Б, Б’,Т, Т’, Д, Д’, К, (К’), Г, (Г’) |
Проходные (воздух проходит по другому каналу) | Л, Л’, М, М’, Н, Н’ | |
Фрикативные (при образовании звука органы речи образуют щель, через которую проходит воздух) | В, В’, Ф, Ф’, Ж, Ш, Щ, З, З’, С, С’, Й, Х, (Х’) | |
Аффрикаты (смычно-фрикативные) | Ч, Ц, | |
Вибранты (звук образуется вибрацией языка) | Р, Р’ |
Классификация согласных фонем по месту образования
Место образования | Фонемы | ||
Губные | Губно-губные (смычка образуется губами) | Б, Б’, П, П’, М, М’ | |
Губно-зубные (звук образуется приближением нижней губы к верхним губам) | В, В’, Ф, Ф’ | ||
Язычные | Переднеязычные (звук образуется смычкой (приближением) кончика языка к зубам или нёбу) | Зубные | Т, Т’, Д, Д’, Н, Н’, Л, Л’ |
Нёбные | З, З’, С, С’, Ч, Ш, Ж, Щ, Р, Р’ | ||
Среднеязычные (звук образуется приближением средней части языка к нёбу) | Й | ||
Заднеязычные (звук образуется приближением задней части языка к нёбу) | К, (К’), Г, (Г’), Х, (Х’) |
Классификация согласных фонем по соотношению шума и тона
Тип по соотношению тона и шума | Фонемы | |
Сонорные (преобладает тон) | Р, Р’, Л, Л’, М, М’, Н, Н’, Й | |
Шумные | Звонкие (тон и шум в примерно одинаковой пропорции) | Б, Б’, В, В’, З, З’, Г, (Г’), Ж |
Глухие (тон отсутствует) | П, П’, Ф, Ф’, Т, Т’, С, С’, Ч, Ш, Щ, К, (К’), Х, (Х’) |
Коррелятивные пары согласных фонем по признакам глухости / звонкости, твердости / мягкости
При- Знак | Фонемы | |||||||||||||||||||||||||
Глухость-звонкость | Глу- хие | П | П’ | Ф | Ф’ | С | С’ | Т | Т’ | К | (К’) | Х | Ш | — | Щ | Ч | Ц | — | — | — | — | — | — | — | — | — |
Звон- кие | Б | Б’ | В | Ф’ | З | З’ | Д | Д’ | Г | (Г’) | — | Ж | — | — | — | — | Р | Р’ | Л | Л’ | М | М’ | Н | Н’ | Й | |
Твёрдость- Мягкость | Твёр- дые | П | Б | Ф | В | С | З | Т | Д | К | Г | Х | Ш | Ж | — | — | — | Р | — | Л | — | М | — | Н | — | — |
Мяг- кие | П’ | Б’ | Ф’ | В’ | С’ | З’ | Т’ | Д’ | (К’) | (Г’) | (Х’) | — | — | Щ | Ч | — | Р’ | — | Л’ | — | М’ | — | Н’ | — | Й |
Оглушение, в отличие от ассимиляции по признаку глухости, – результат действия позиции конца слова. Так, в слове «год» последняя согласная фонема (го[Д]а) реализуется в глухом аллофоне (варианте) под действием позиции конца слова – [ГОТ].
Диссимиляция – устранение сходства соседних согласных фонем по каким-либо признакам. Например, в слове «что» соседние согласные фонемы и являются смычными и совпадают по месту образования (переднеязычные), что не вполне удобно для произношения (сходство согласных фонем лежит в основе многих скороговорок, поскольку незначительные в плане произношения отличия являются важными для восприятия, например, «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»). Нежелательное сходство устраняется путём использования фрикативного (щелевого) варианта фонемы — аллофона [Ш]: [ШТО].
Состав как гласных, так и согласных фонем, а также набор их дифференциальных признаков, состав аллофонов и принципов реализации фонемы в одном из них в разных языках различны. Например, в латинском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском, за счёт противопоставления долгих и кратких фонем, а также противопоставления монофтонгов и дифтонгов, а состав согласных фонем меньше за счёт отсутствия коррелятивных по твёрдости/мягкости пар. В старославянском языке состав гласных фонем больше, чем в современном русском в связи с противопоставлением гласных по признакам долгий / краткий / сверхкраткий, назальный / неназальный и наличием гласной фонемы переднего ряда нижнего подъёма, а состав согласных фонем меньше в силу отсутствия коррелятивных пар твёрдых и мягких согласных. Причём если в современном русском слоге ряд аллофона гласной фонемы (вариации или варианта) зависит от твёрдости или мягкости предшествующей согласной фонемы, то в старославянском языке реализация согласной фонемы в твёрдом или мягком аллофоне (вариации) зависит от ряда следующей гласной фонемы.
Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 158 ; Нарушение авторских прав
Видео:Замечательные точки треугольника | Ботай со мной #030 | Борис Трушин ||Скачать
«Теремок гласных» ( треугольник Л.В.Щербы)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Фонетика Сказка «Теремок гласных» Русский язык Треугольник Л.В.Щербы
Теремок гласных. Отправились как-то три братца и, ы, у в путешествие по дальним странам. Шли они, шли да заблудились. Долго ходили они по лесу в поисках тропинки, сильно устали за день, проголодались, а вокруг – ни души. Уже и ночь приближалась, как вышли братья на лесную полянку передохнуть да оглядеться и видят : стоит на полянке домик, похожий на гриб. — Вот хорошо – то : и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить. Зашли братья – на первом этаже – одна комната, на втором – две, на третьем – три. Как раз для них! Вместе веселей. Так и разместились братья и, ы, у на самом верхнем этаже сказочного домика-гриба. Вот уже и ночь спустилась над лесом, как появились у крыльца две спутницы, усталые от долгого пути. Стали стучаться. — Эй, добрые люди, помогите, пустите, в лесу темно и страшно. Выглянули из своих окошек братцы и, ы, у – как же можно оставлять в беде других? Вот и поселились на втором этаже сестрицы э и о. Время за полночь, совсем темно в лесу стало. Дождь пошел, ветер свистит… Вдруг кто-то в дверь постучал. Подбежали к окошкам на верхнем этаже и, ы, у , а на среднем – э и о – видят у дверей маленькая девочка а и горько плачет. Замерзла бедняжка, слова не может от слез выговорить. Братья и, ы, у бросились печку топить, ужин подогревать, а сестрицы э и о проводили девочку в комнату на первом этаже, накормили, успокоили и спать уложили… Много ли , мало ли дней да ночей прошло – но так понравилось гласным и, ы, у, э, о, а вместе жить, до того они свой уютный домик полюбили, что решили навсегда в нем поселиться. И сейчас там живут-поживают, добра наживают. И — Ы — У на верхнем этаже (подъем) Э — О на среднем этаже А на нижнем этаже
Вот хорошо – то : и переночевать можно, и обогреться, и ужин сварить. Зашли братья – на первом этаже – одна комната, на втором – две, на третьем – три. Как раз для них! Вместе веселей. Так и разместились братья и, ы, у на самом верхнем этаже сказочного домика-гриба.
Вот уже и ночь спустилась над лесом, как появились у крыльца две спутницы, усталые от долгого пути. Стали стучаться. — Эй, добрые люди, помогите, пустите, в лесу темно и страшно. Выглянули из своих окошек братцы и, ы, у – как же можно оставлять в беде других? Вот и поселились на втором этаже сестрицы э и о.
Время за полночь, совсем темно в лесу стало. Дождь пошел, ветер свистит… Вдруг кто-то в дверь постучал. Подбежали к окошкам на верхнем этаже и, ы, у , а на среднем – э и о – видят у дверей маленькая девочка а и горько плачет. Замерзла бедняжка, слова не может от слез выговорить. Братья и, ы, у бросились печку топить, ужин подогревать, а сестрицы э и о проводили девочку в комнату на первом этаже, накормили, успокоили и спать уложили…
Много ли , мало ли дней да ночей прошло – но так понравилось гласным и, ы, у, э, о, а вместе жить, до того они свой уютный домик полюбили, что решили навсегда в нем поселиться. И сейчас там живут-поживают, добра наживают.
Видео:Что скрывает фрактальный треугольник? // Vital MathСкачать
Гласные в языкознании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Видео:Дельта альфа альфа штрих | МФТИСкачать
Статус гласных в языковедческой науке
Гласные в языкознании – это звуки, которые образуются при свободном проходе воздуха во рту и характеризуются отсутствием шума.
На данный момент, общепринятой точки зрения в различении гласных и согласных, несмотря на давнюю историю этого вопрос, не существует. Наиболее существенный признак для их различения был предложен еще в начале ХХ в. Бодуэном де Куртене.
Его сущность связана с тем, что при образовании согласных напряжение органов происходит только в какой-то одной определенной части языкового аппарата, именно там, где возникает характерный для данного согласного шум, то есть, где образуется препятствие, которое и является шумовым источником звука.
При образовании же гласных звуков, вместо этого наблюдается «размытая» напряжённость всего речевого аппарата. Таким образом, согласные характеризуются локализованной артикуляцией, определенным фокусом образования, гласные же:
- нелокализованной артикуляцией;
- отсутствием определенного фокуса образования.
Обязательным условием образования согласных в большинстве языков народов мира считают наличие потока воздуха, проходящего через препятствие в речевом аппарате, артикуляцию же гласных связывают с предоставлением языковому аппарату определенной геометрической конфигурации со свободным проходом для воздушного потока.
Согласные отличаются не только по характеру создаваемого шумом препятствия, но и тем, какой орган выполняет основную работу. Характерный тембр гласных образуется благодаря усилению в надгортанных полостях какого-либо или каких-либо гармонических обертонов, возникающих вместе с основным тоном голоса в результате сложных колебаний голосовых связок.
Вопрос о роли отдельных частей речевого аппарата в образовании гласных звуков остается пока не до конца выясненным: отсутствие обязательной связи между данной артикуляцией и данным звучанием неоднократно отмечалось рядом авторов.
Готовые работы на аналогичную тему
Среди всех надгортанных полостей важнейшую роль в образовании гласных звуков играет полость рта. Ничем не отгороженная от полости рта полость глотки образует вместе с ней единый основной резонатор. В полости рта находится подвижный орган – язык, сложные движения которого позволяют придавать резонатору различные формы и объем, и, вследствие, перестраивать его.
Язык делится на четыре части:
- переднюю часть, которая заканчивается кончиком;
- среднюю часть;
- заднюю часть;
- корень.
Средняя и задняя части вместе образуют спинку языка. Корень языка не функционирует как независимый артикулятор. Звуки, которые образуются сужением прохода между корнем языка и задней стенкой глотки, называются фарингальными из-за того, что главную роль в формировании сужения играют мышцы глотки (фаринкс).
Язык является важнейшим органом, состояние которого и положение в полости рта в процессе артикуляции приводит к звучанию, которое соотносится с определенными фонетическими типами гласных звуков. Язык может становится толще или более плоским, опускаться в полости рта вниз, спинка языка может в той или иной степени подниматься вверх к твердому небу, в большей или меньшей степени продвигаться вперед или отодвигаться назад. При этом, каждое его новое положение меняет объем и конфигурацию внутренней полости рта. А поскольку заполненная воздухом внутренняя полость рта представляет собой резонатор, колебания в котором возбуждаются звуковыми импульсами голосовых связок, то в каждом таком положении в ротовой полости соответствует тому или иному гласному звуку.
Видео:Сферический избыток треугольникаСкачать
Классификация гласных в языкознании
Обращаясь к проблеме классификации гласных, то еще в конце XIX века Белл предложил классификацию гласных, близкую к уже ранее существующей классификации Хеллвага, однако он, кроме учета степени продвинутости языка в горизонтальной плоскости и степени его подъема в вертикальной плоскости, рассматривал также степень его напряженности и участия губ.
По движению языка вперед и назад он устанавливал три типа гласных:
По движению языка вверх и вниз Белл фиксировал три степени подъема: верхний, средний и нижний.
Его классификация основана на признании гласных звуков [и, а, ы] – основными типами, а других гласных – переходными. Это дало повод к тому, чтобы расположить гласные звуки треугольником, обращенным вершиной вниз. При этом Хеллваг расположил основные гласные на трех вершинах треугольника, исходя из того, что [а] – это гласный низкого подъема спинки языка, который не продвинут ни вперед, ни назад, а находится в нейтральном среднем положении. При произношении же звуков [и, ы] спинка языка поднимается на максимальную высоту вверх и при этом перемещается максимально назад (для ы) или максимально вперед (для и). Таким образом, эти звуки, будучи резко отличными друг от друга по своим акустическим характеристикам и по положению в треугольнике. Они формируют особое фонетическое поле гласных в речи человека. Другие известные Хеллвагу гласные он расположил между ними как переходные, промежуточные.
В 1937 году в книге «Фонетика французского языка» Л. В. Щерба предложил свою классификацию, в которой более продуманно учтены достоинства и недостатки, присущие предложенным ранее способам классификации гласных.
Щерба не проводит резких границ между отдельными типами гласных. Он отказывается и от различия степени подъема. Щерба, как и некоторые другие исследователи, заменяет треугольник перевёрнутой трапецией. Возможно, что классификация, предложенная Щербой, позволяет наиболее точно определить положение языка в полости рта при произнесении различных гласных звуков.
Рисунок 1. Л. В. Щерба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В современных работах по акустике, фонетики и криминалистики, где рассматривается вопрос сравнительной оценки информативности громкого / согласного, высказывается, поддерживается, отстаивается и даже абсолютизируется точка зрения, что для правильного восприятия (понимания) речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача согласных, передача же гласных звуков играет второстепенную роль.
При этом, во-первых, сторонники такого мнения не ссылаются на какие-то глубокие, обязательно достаточно разносторонние и действительно убедительные исследования информативности гласных звуков – не как автономных объектов, которые можно рассматривать отдельно, а как фонетических составляющих, реализуемых в акте речи.
Во-вторых, безусловно истинное утверждение о том, что для правильного понимания речевых сообщений решающее значение имеет правильная передача именно согласных, никогда и никем не уточнялось, что способствует развитию дальнейших исследований гласных в языкознании.
🎦 Видео
✓ Новая формула площади треугольника | Ботай со мной #108 | Борис ТрушинСкачать
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
Варианты русского литературного произношения, или Как говорят в Москве и ПетербургеСкачать
Правила транскрипции гласных звуков в русском языкеСкачать
Решение задач на тему "Подобные треугольники". 8 классСкачать
Линейка ШтейнераСкачать
Найдите площадь треугольника АВС, если А(5;2;6), В(1;2;0), С(3;0;3)Скачать
Задание 24 ОГЭ по математике #7Скачать
ОГЭ 2020 задание 16Скачать
Сферические треугольники и теория вероятностейСкачать
ЧТО НАДО ГОВОРИТЬ ЕСЛИ НЕ СДЕЛАЛ ДОМАШКУ!Скачать
Урок по теме ЦЕНТРАЛЬНЫЕ И ВПИСАННЫЕ УГЛЫ 8 КЛАСССкачать
Геометрия Задача, поставившая Америку в тупик /math and magicСкачать
Хитрая задача от ШарыгинаСкачать
3. Постулаты сферической геометрииСкачать
Сынок попросил шею поправить после планшета!!!Скачать