Центр везде,
А окружность нигде…
Так увидел Никола Кузанский…
Он священное только задел,
Клерикалов разул и раздел
Платонически по-партизански,
Он сумел помирить всех вокруг,
Прекратил наши давние распри…
Человек человеку не друг
Но и так, же не враг
И не ястреб…
*Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения. В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е. во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей.
Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра.
В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум способен только приближаться к познанию бесконечного, никогда не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не станет равен кругу.
Видео:ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Джордано БруноСкачать
Об истории одной фразы о сфере, центр которой везде, а окружность — нигде
Фраза, умозрительно придуманная философами пару тысяч лет назад, весьма корректно и точно предсказывает наши современные представления об устройстве Вселенной
Многие европейские астрономы поздних Средних веков и Нового времени, такие как Николай Кузанский, Коперник, Кеплер, Ньютон и другие, помимо, собственно, протонаучной деятельности, активно занимались и теологией. В целом, эта тенденция имеет место быть и сейчас: есть достаточно много астрономов, переквалифицирующихся в религиоведение и философию после получения технического образования.
На самом деле, у этого явления, как мне кажется, есть несколько разумных объяснений: прежде всего, передний край современной астрономии часто сталкивается с явлениями, не имеющими объяснения или имеющими чрезвычайно запутанные модели. Например, скрытая масса в гало галактик, невидимая для наблюдателя, получила название тёмной материи. До сих пор она не имеет чёткого объяснения происхождения, составляя при этом 20-25% от Вселенной. Другие 65-70% занимает тёмная энергия, вызывающая ускорение процесса расширения Вселенной. Что это такое с физической точки зрения — Грааль современной астрономии. И это — только вершина айсберга. В какие бы части астрономии мы не ткнули, будь то космология или небесная механика, занимающаяся, казалось бы, исследованной вдоль и поперёк гравитацией, везде мы находим вопросы, ставящие ум в тупик или вызывающими священный трепет.
Некоторое время назад меня «зацепила» фраза, приписываемая то древним грекам (в частности, Ксенофанту или Пармениду), то Гермесу Трисмегисту, Николаю Кузанскому или даже Паскалю. В некоторой вариации она звучит следующим образом:
Бог — это сфера, окружность которой нигде, а центр — везде.
Я не совсем понимал, чем это меня «зацепило»: да, метафора, несомненно, красива, но красивых метафор — пол-Интернета. А потом понял — это напомнило мне принцип изотропности Вселенной.
Одним из фундаментальных следствий наших современных представлений о развитии Вселенной (так называемая космологическая модель Фридмана с Большим взрывом, инфляцией, блэк-джеком и. ну вы поняли) является тот факт, что вне зависимости, где вы находитесь, будь то рукав Млечного пути или галактика Андромеды, то, что вы будете наблюдать, будет, в целом, одинаковым. То есть, условно говоря, если мы возьмём достаточно большой объём пространства в любой части Вселенной, количество галактик, туманностей, водородных облаков, планет и прочего будет примерно одинаковым. Этот принцип был убедительно доказан с помощью анализа распределения реликтового излучения — особой формы излучения, сохранившейся ещё со времён Большого взрыва.
Получается, что формальный центр Вселенной можно поставить в любой точке — астрономически это будет вполне корректно.
Со второй частью, связанной с окружностью, которая нигде, — это также отлично вписывается в наши современные представления. Мы не можем нигде провести край Вселенной, так как Вселенная есть всё. Край предполагает разделение на «внутри» и «снаружи», в то время как «снаружи» Вселенной, согласно представлениям астрономии, ничего нет (и даже нет «ничего», простите за тавтологию).
Таким образом, фраза, умозрительно придуманная философами пару тысяч лет назад, весьма корректно и точно предсказывает наши современные представления об устройстве Вселенной. Поэтому полезно читать античных авторов, не зря «вся европейская философия суть комментарии к Платону».
В общем, действительно, «как наверху, так и внизу».
Видео:ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | КузанскийСкачать
Блез Паскаль неизвестный
Портрет:
Сайт www.kto-is-kto.ru
Блез Паскаль. Автор портрета Филипп де Шампень.
Частная коллекция Giraudon (Жиродон). Собственность компании FPG International, L.L.C.
До 1950 года картина считалась «Портретом неизвестного», пока портретная криминалистическая экспертиза не установила личность «неизвестного», сличив портрет с посмертной маской Паскаля. В свое время де Шампень скрыл имя изображённого, когда Блеза Паскаля и его друзей-янсенистов постигли гонения. (сведения с сайта www.vokrugsveta.ru)
До встречи со статьёй Левковских «Могучий гений» в журнале «Страна Знаний» № 1- 2013 года мои представления о Блезе Паскале были только как о математике и физике. Благодаря этой статье я узнала его как человека, насколько возможно это сделать по прошествии нескольких столетий.
Подробнее о журнале можно прочитать в моей публикации «О журнале «Страна Знаний»».
Прежде всего выражаю благодарность П. Т. Левковскому и А. П. Левковскому, за публикацию статьи «Могучий гений» о Блезе Паскале. Ваша статья побуждает обратить внимание на его многостороннюю жизнь.
Статья хронологически несколько не упорядочена, и именно это способствовало, в данном случае, отнестись внимательно к датам событий в жизни Паскаля и разобраться в них. В ней коротко рассказывается о малоизвестных сторонах жизни Паскаля, которые очень интересны и загадывают загадки.
Статья написана с тёплым сочувствием к Паскалю, который по Вашему мнению потерял время и свой гений из-за религиозного воздействия янсенитов. Именно эта точка зрения вместе с другими несогласующимися с ней сведениями в статье побудила меня прочитать первоисточники — книги Блеза Паскаля «Мысли» и «Письма к провинциалу».
Вызвал сомнение факт религиозной зависимости Паскаля от янсенитов. В вашей статье с самого начала приведены факты биографии Паскаля, которые являются основой этому сомнению:
отец был высокообразованным юристом, известным математиком, талантливым педагогом;
«Он (отец) прививал им (детям) вкус к знаниям, упорно развивал способности самостоятельного мышления и понимания того, что происходит.»;
«Отец хотел, чтобы у сына развивался разум, а не память, и никогда не заставлял его ничего заучивать.»;
«С помощью отца Блез быстро овладел трудами Эвклида, Архимеда, Апполония, Паппа и Дезарга. Одновременно с этим он изучил латынь, греческий и итальянский языки. А из наук, кроме математики, овладел логикой, физикой и философией.» ;
«Высокий уровень общей культуры отличал Паскаля, который в течение всей жизни так и не смог утолить жажды познания мира. Он впитывал в себя века и народы.»
Из вышеназванного следует, что воспитание дало возможность развиться независимому уму и мировоззрению Блеза Паскаля. Он знал языки, на которых написаны труды древних мыслителей-философов, именно через них он впитывал века и народы, делал обобщения и выводы.
Тем, кто читал труды древних мыслителей, которые стремились понять Вселенную и смысл жизни человека в ней, сразу будет понятно чью эстафету принял Блез Паскаль, каков стал поиск знания в его жизни, выражающийся через математические открытия, через физику, и что вело его по жизни. Тем, кто не знаком с трудами древних, может быть не понятна связь между его разочарованием от «двуликости» точных наук, достижения которых приспосабливаются к благосостоянию и наслаждению высшего света, и поиском смысла жизни человека во Вселенной. Это разочарование в пользе точных наук для человечества являлось главным тормозом в математической деятельности Блеза Паскаля, который был очень честным и совестливым человеком, и это же разочарование стало его главным стимулом в поиске места человечества в огромном мире.
Он был гением не только в быстром освоении знаний человечества, но и в том, как он быстро подошёл к тем вопросам, к которым многие и до старости не приходят и проживают свою жизнь, не думая о таких задачах.
Блез Паскаль никогда и не сходил с той тропы познания, которую избрал для себя в юности. Поэтому слова, что «его ясный творческий ум затуманили приступы патологической религиозности» не соответствуют действительности. Человек с самостоятельным мышлением не может вдруг переродится и превратиться в человека, которым помыкают другие. Это совершенно разные способы мышления и способа жизни в каждом дне, и они не могут перемениться в принципе.
Скорее он использовал знакомство с янсенитами, для продолжения своего размышления о Вселенной и её устройстве и для борьбы с иезуитами — в то время главных противников развития науки вне их ордена. Затуманенным умом такого сильного противника, как иезуиты, не победить.
Он сумел упорядочить внутри себя не только то, что подавалось со стороны янсенитов, но и мировоззрение иезуитов, которым они опутали всю Европу. Он дал в руки французских просветителей «Письма к провинциалу» — оружие против власти иезуитов. Этим трудом он идеологически подрубил под корень орден иезуитов.
До Вашей статьи я не знала, кому Европа изначально обязана своим освобождением от власти иезуитов. Только бесстрашный и с независимым мировоззрением человек, как Блез Паскаль, мог идеологически противостоять продуманной идеологии иезуитов. И он победил. Как ранее боролись с застоем в науке из-за поклонения Аристотелю, так в его время шла борьба с иезуитами, диктовавшими всем народам чем должно заниматься, а чем не должно. Раньше ту же борьбу вёл Джордано Бруно. Его потому и приговорили к костру, что он сам вышел из их среды и очень хорошо знал все их тайны, уловки и методы, — у него в руках были неоспоримые факты, он уничтожал созданный ими ореол величия церкви, ореол непогрешимости. Блез Паскаль боролся с иезуитами за то же, за что боролся Джордано Бруно с инквизицией.
Доказательством ясности ума Паскаля служат его научные и литературные достижения после того, как он начал изучать богословские книги, что началось с 1648 года, когда ему было 25 лет. Да, он сосредоточился на богословских книгах, но они не помешали ему работать над вероятностными и комбинаторными задачами, написать «Трактат об арифметическом треугольнике», «О сложении числовых рядов» (около 1655 г.), «Письма к провинциалу» (1657 г.), «Мысли» (1658 г.), «Мемуары Амоса Деттонвиля» (1659 г.), предложить проект омнибуса (1661 г.), внести вклад в философию (доказал, что «доказательства сердца» отличаются от «доводов разума», в чем дал ответ многим, кто не осознавал этого различия и степени важности первого от второго).
В его «Мыслях» (задуманных с 1652, записанных к 1658 г.) с первых же абзацев видно, в каком направлении работал Паскаль все эти годы, как широко охватил он мыслью видимый и невидимый мир, как упорядоченно изложил понимание места человека в природе. Приведу только два абзаца:
«Пусть же рассмотрит человек всю природу в ее высоком и полном величии; пусть перенесет свой взор с низших окружающих его предметов к тому блестящему светилу, которое подобно вечной лампаде освещает вселенную. Земля покажется ему тогда точкою в сравнении с необъятным кругом, описываемым этим светилом; пусть он подивится тому, что этот необъятный круг, в свою очередь, не больше как очень мелкая точка в сравнении с путем, который описывают в небесном пространстве звезды. Но когда взор его остановится на этой грани, пусть воображение уходит дальше: скорее утомится оно, чем истощится природа в снабжении его все новою пищей. Весь этот видимый мир есть лишь незаметная черта в обширном лоне природы. Никакая мысль не обнимет ее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы мыслимых пространств, мы воспроизведем лишь атомы в сравнении с действительным бытием. Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде. Наконец, самое осязательное свидетельство всемогущества Божия, это то, что наше воображение теряется в этой мысли.
Пусть, пришедши в себя, человек посмотрит, что представляет он в сравнении со всем бытием, пусть представит себя как бы заблудившимся в этом далеком уголке природы и пусть по этой келье — я разумею вселенную нашу — он научится ценить землю, царства, города, и себя самого, в своем истинном значении.
Что такое человек в бесконечном? «
Его интересует Вселенная и место человека в ней, он осознал размах астрономических расстояний и мощь космических сил. Именно это его интересовало, а религиозная окраска этих понятий — это веяние времени, в котором жила вся семья Паскалей. Как бы он выразил размышления о Вселенной без понятия о Боге в те времена? Кто бы его понял в таком случае?
И ещё один замечательный эпизод из «Мыслей» Паскаля: «LXVI. Природа имеет совершенства, свидетельствующие, что она образ Божий, и имеет недостатки в доказательство того, что она не более как образ.» Так свободно летать мыслью над миром не может ни одна религия (в том виде, в каком религиозные понятия перекраиваются и преподносятся большей массе ищущих веры). Если Вы знакомы с основными установками разных религиозных течений, то Вы увидите разницу между тем, как мыслил Блез Паскаль и что требуется любой церковью от рядовых людей, где экономические интересы подчиняют себе духовные истины. Блез Паскаль стремился к идеалу и называл его именами Бога за неимением других названий, но в нём нет и тени церковной покорности и церковной ограниченности мышления.
Фраза «Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде» сформулирована так же, как у Николая Кребса (Кузанского) (1401 — 1464, кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель; знаменит его трактат «Об учёном незнании», который был опубликован и не запрещен церковью вследствие его трудности для понимания людьми непосвященными). Многие другие рассуждения Паскаля в его «Мыслях», касающиеся Вселенной и возможностей человека, создают впечатление полного подобия мыслям Николая Кузанского. Их можно назвать единомышленниками. Возможно, он читал его труды.
Неудивительно, что Блез Паскаль потянулся разобраться с религиозным и церковным мировоззрениями своего времени. Тщательное изучение богословия в 25 лет говорит о его прямом интересе к этому вопросу, а «Письма к провинциалу» и «Мысли» — практический результат его деятельности в этом направлении.
В этой статье высказано сожаление в адрес Паскаля, — его жизнь оценивается с точки зрения специалистов физико-математических наук. Но математические символы и закономерности помогают объяснять явления жизни, они являются инструментом людей, иллюстрациями жизни, однако они не являются Вселенной. Это очевидно.
Как говорилось в одном эпизоде: «Джон фон Нейман, один из крупнейших математиков нашего столетия, выступая в конце 40-х годов с докладом о будущем электровычислительных машин, сказал, что математика — только очень малая и очень простая часть жизни. Когда в ответ на это аудитория зашумела, фон Нейман добавил: «Если люди не верят в то, что математика проста, то только потому, что не осознают, как сложна жизнь.» (Журнал «Квант», 1987, № 2. Рубрика «Квант улыбается». Материалы предоставили В. А. Пилюш, Б. Е. Явелов)»
Паскаль хотел понять Вселенную, а не ограничиваться только частью, он стремился пройти в неизведанное, где мало кто пытался пройти. Он подобен Колумбу-первопроходцу. Он стремился понять то, что больше земного. Это не просто, и простое прочтение его записей на эту тему не даёт полного представления о том, что он хотел сказать. Точно так же, как простое прочтение математических трудов Паскаля без знания математики на его уровне ничего не даст человеку, не посвященному в математику. Хотя большинство читателей найдут в этих двух его философских трудах простые и всем понятные моральные истины и его умение защищать их.
Какая сфера науки не сопряжена с риском в поиске нового? Его подвиг — в умении быть учеником, даже будучи прославленным специалистом в своей области. Широта его интересов была такой же, как и у Леонардо да Винчи, которому не ставится это в недостаток. Попытаться понять Вселенную, бесконечность — это тот труд, который вызывает уважение независимо от того, в каком веке он был совершён. Книга Блеза Паскаля «Мысли», как и книга Николая Кребса (Кузанского) «Об учёном незнании» будут интересны тем, кто хочет понять жизнь Вселенной.
Для меня важное открытие, что Блез Паскаль — единомышленник Николая Кребса и мыслителей древности, что он сделал значительный вклад в познание Вселенной, что он сделал решающее действие к освобождению человечества от влияния иезуитов, которые слишком далеко зашли в адаптации и согласовании светлого учения Христа с неправедными склонностями и страстями людей ради расширения круга своего политического влияния.
Читая «Письма к провинциалу», порою диву даёшься, иногда смешно, иногда жуть берёт — к чему могут прийти служители церкви в погоне за влиянием на народ. Политику иезуитов своего века он выставил на посмешище простым показом того, что они сами писали, к чему они сами призывали в своих книгах, издававшихся и узаконенных Обществом иезуитов.
Иезуиты не какие-то из ряда вон выходящие религиозные деятели. Они действовали согласно политическим интересам того времени и использовали широко распространенные в народе чувства, страсти и стремления. Среди иезуитов того времени, как в любой другой организации, были и те, кто работали на распространение доступных и элементарных знаний среди народа. Но бескорыстных служителей прогресса были единицы, — основная масса иезуитов участвовала в политических и экономических действиях на уровне морали, далёкой от названия праведная и божеская.
В те времена не было политических партий без религиозной основы. Все религиозные ордены и направления были политическими. Каждый орден стремился привлечь на свою сторону как можно большее количество людей — стремление, которое присуще и на современном этапе любой церкви и любой партии. Коммунистическая партия Советского Союза так же всеми мерами расширяла свои ряды для усиления своего влияния, что привело в итоге к снижению морали внутри самой партии, к её ослаблению и к потере авторитета в стране, и как следствие этого — к потере ею власти. Пришли к тому, к чему пришли в своё время иезуиты. «Много» не значит «хорошо».
Тем, кто интересуется историей человечества, было бы интересно узнать из первых рук неискажённые свидетельства той эпохи, прочувствовать атмосферу того времени, чтобы лучше понимать современность и узнавать иезуитские черты морали в высказываниях современных людей. Века летят, а мораль людей изменяется гораздо медленнее. Оттого и внимание уделять ей необходимо больше.
🔍 Видео
Николай Кузанский. Как понять кто такой Бог? // Философские заметкиСкачать
Николай Кузанский. Об ученом незнании. Абсолютный максимум и абсолютный минимум.Скачать
Земля – гигантский рудник цивилизаций прошлогоСкачать
11_Николай КузанскийСкачать
34. Николай КузанскийСкачать
Реакция на результаты ЕГЭ 2022 по русскому языкуСкачать
Елена Блаватская Тайна Будды 1Скачать
✓ Украинский "ЕГЭ" | Зовнішнє незалежне оцінювання 2020 | Как там у них? #003 | Борис ТрушинСкачать
Окружности (17, 19 задание) ОГЭ 2019 по математикеСкачать
Философия эпохи ВозрожденияСкачать
15. Николай Кузанский. ФИЛОСОФ&Я.Скачать
Государство — наследие древних богов // Сергей КачковскийСкачать
Философия, Железнова Н. А. 14.05.2021г.Скачать
Русская философияСкачать
Избранные Лекции и Ретриты Роберта Адамса На Русском Языке! / Полная Аудиокнига NikoshoСкачать
ФИЛОСОФИЯ ЗА 5 МИНУТ | Спор об УниверсалияхСкачать
493 Бакаев А.Г.- РАБОТА БОЖЕСТВЕН.НАУК 2 [ЧЕГО ЛЮДИ НЕ ЗНАЮТ И ИХ ПРИЧИНЫ, СИЛА ЭНЕРГИИ,КОЛЛИПСЕЙ]Скачать