Воскресенье, 13 февраля 2022
- 2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
- Рисунки геометрических фигур карандашом с перспективой, тенью поэтапно на плоскости
- Особенности построения геометрических фигур
- Штриховка
- Свет и тень
- Рисование в перспективе: куб
- Рисование геометрических тел вращения
- Конус
- Цилиндр
- Видео о рисовании геометрических фигур
- Урок по математике для детей с ОВЗ «Обведение геометрических фигур!
- Содержимое разработки
- 📹 Видео
Видео:Как нарисовать ШАР (сфера). Построение , штриховка.Скачать
2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)
штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг);
Для того чтобы ребенок понял связь между геометрическим телом и геометрической фигурой, в работе используют прием взаимного наложения или приложения. Например, учитель берет куб, кладет его на квадрат, изображенный на листе бумаги. Затем убирает геометрическое тело, обращает внимание ребенка на геометрическую фигуру и называет ее «квадрат».
Ребенок учится соотносить знакомые им предметы с геометрическими фигурами. В работе используют предметы, форма которых приближена к форме геометрических фигур (например, круг – пуговица, монетка, тарелочка и др.; квадрат – платочек, салфетка, коробка и др.; треугольник – косынка, флажок и др.; прямоугольник – книга, шкаф и т.д.).
Ребенок учится собирать геометрическую фигуру из 2-х и нескольких частей и составлять ее из счетных палочек с опорой на образец. Ребенок учится составлять квадрат из 4-х палочек, выкладывая их по контуру шаблона, нарисованного квадрата, затем соединяя точки. Выполняя штриховку, ребенок учится проводить горизонтальные и вертикальные линии, заштриховывая сначала квадрат и прямоугольник, затем круг и треугольник. После этого он учится выполнять штриховку геометрических фигур по диагонали и двойную штриховку, например, по диагонали и вертикали.
Формируемые понятия: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, отрезок, линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия
Видео:Уроки рисования. Штриховка. Учимся академической штриховке за 30 минут. 🎨Скачать
Рисунки геометрических фигур карандашом с перспективой, тенью поэтапно на плоскости
Простейшие геометрические фигуры карандашом – начальная стадия рисования любого объекта. Об этом свидетельствует компьютерное моделирование. Как и компьютерные трехмерные объекты включают в себя множество фигур, изображение делится на формы.
Видео:Натюрморт из геометрических предметовСкачать
Особенности построения геометрических фигур
Рисунок геометрических фигур карандашом имеет такие этапы:
№ | Этап | Описание |
1 | Анализ модели | Необходимо представить фигуру как каркас из точек и линий. Прорисовывание невидимых линий – главный методологический прием, помогающий рисовать сложные модели. |
2 | Наметка линий и вершин | Для этого нужно совершать легкие скользящие движения карандашом, не надавливая на него слишком сильно. |
3 | Обозначение видимых ребер | Следует детально прорисовать линии, которые видимы зрителю. Например, если изображается шар или конус, то детально прорисовываются края формы. |
4 | Штриховка | С ее помощью можно отобразить расположение теней. |
Штриховка
Штриховка – важный элемент в изображении трехмерных объектов. С ее помощью художник передает тень.
Правила, которые следует запомнить начинающему творцу, следующие:
- Штриховка выполняется только по форме предмета. Иногда можно совмещать штриховки, что способствует усилению тени.
- Заполнение штрихом следует начинать с теневых областей. Если это куб, то штрихами должна быть заполнена 1 из его граней, а границей светотени станут ребра куба. В случае с шаром, цилиндром и конусом границы не четкие, а более размытые.
- Предпочтение лучше отдавать вертикальной штриховке. Начинать следует от ближней части и затем следовать дальше – вглубь рисунка, при этом уменьшая нажим карандашом. От этого штрих светлеет и становится заметно, как поверхность постепенно уходит вдаль.
- Освещенную область нужно начинать штриховать от себя.
Свет и тень
Любая тень образуется, если имеется источник света. Художник должен заранее определить, где именно располагается этот источник и с какой стороны падают на предмет лучи. Если при рисовании возникают трудности со светотенью, следует потренироваться на простом варианте.
Применять можно одну из 2-х техник – штриховку или растушевку. Перед работой рекомендуется включить свет, который будет направлен на предмет. Также важно, чтобы в помещении не было других, более ярких источников света.
Начинающий художник должен запомнить, что существуют следующие участки на рисунке:
Участок | Описание |
Блик | Часть рисунка, отражающая свет лампы или солнечного луча. |
Свет | Области, освещенные лучами под прямым углом. |
Полутень | Области, располагающиеся между светом и тенью. Их еще называют промежуточными. |
Тень | Это не освещенные области. |
Рефлекс | Это освещаемый участок, который получается от предметов поблизости. Огромную роль играет яркость падающего света: чем он ярче, тем более насыщенной будет тень. |
Падающая тень | Тень от фигуры на то, что находится вокруг. Например, на горизонтальную поверхность, где располагается фигура или стена возле нее. |
Важно уметь находить границу между светом и тенью. Ее форма зависима от рисуемого изображения. К примеру, на шаре эта граница одна, а на кубе – другая. Проблема поиска границы заключена в том, что она обычно размытая. Изредка она бывает четкой: чем ярче свет, тем четче граница.
Например:
- если посмотреть на шар, находящийся под яркими прямыми лучами, можно заметить, что граница светотени имеет изгиб и похожа на овал;
- в случае с цилиндром граница превратится в прямую линию;
- на кубе эта граница проходит прямо по ребру.
В изобразительном искусстве применяется прием, носящий название – «кьяроскуро». Он основан на противопоставлении освещенной и затененной областей. При искусственном освещении образуется среда, где свет становится слишком ярким, а тень – очень темной, что придает насыщенности и резкости.
Видео:Урок №7. Рисунок | Рисунок 3-х геометрических тел, контрастных по форме и тону на светлом фонеСкачать
Рисование в перспективе: куб
Рисунок геометрических фигур карандашом следует начинать с куба.
Обычно применяется белая гипсовая модель, на которой отчетливо видна светотень. Модель лучше приобрести или сделать самостоятельно, фотографию использовать не рекомендуется.
Для изображения необходимо:
- Наметить местоположение фигуры. Разместить ее немного выше центра листа, при этом она должна быть подвинута в сторону теневой области. Это способствует равновесию композиции.
- Провести первую вертикальную линию. Это будет ближайшее к зрителю ребро куба. Засечками нужно ограничить высоту куба.
- Изобразить основание фигуры. Начинать необходимо с видимых линий, точно определив углы их наклона.
- Нарисовать линии, располагающиеся вверху. Перед этим необходимо вспомнить принципы линейной перспективы. Один из них гласит: видимый размер фигур при удалении становится меньше. Линия горизонта располагается на уровне глаз, однако при изменении положения головы эта линия может подняться или опуститься.
Рисунок геометрических фигур карандашом: куб
- Определить, как сократились боковые грани фигуры.
- Нарисовать дальние линии, не забывая про линии, которые не видны.
- После выполнения и проверки построения выделить ближайшие линии. Чем они ближе, тем более темными их следует сделать.
- Выполнить штриховку. Сначала заполнить штрихом теневые области, а затем перейти к освещенной поверхности. Ближний угол следует оставлять незаштрихованным, а дальнюю часть заполнить легким штрихом.
- Подчеркнуть объем формы, сделав тональные акценты.
Видео:Как рисовать "Штриховку" - А. Рыжкин [ENG SUB]Скачать
Рисование геометрических тел вращения
Геометрические тела вращения начинают рисовать только после освоения изображения куба. Изначально фигуры изображают по отдельности, после – пробуют натюрморт.
Для успеха прорисовывания сложных форм, начинают с изображения простых. Модели можно приобрести в магазине или изготовить своими силами. Для этого используется картон или толстая бумага.
Фигуры нельзя заменять их фотографиями: срисовывание объемных фигур с плоской поверхности лишено смысла и не несет пользы.
Конус
Слово «конус» имеет греческое происхождение. Оно переводится как «сосновая шишка». Такое название фигуре дали потому, что она похожа на шишку или на колпак.
Если же выражаться математическим языком, эта фигура является симметричным телом, которое образуется вследствие объединения лучей, берущих начало из 1-й точки (вершины конуса) и проходящих через плоскую поверхность.
Основанием является круг. Если установить модель конуса основанием на горизонтальную поверхность и посмотреть на нее сбоку, она предстанет перед глазами как треугольник.
Однако в зависимости от угла, под которым смотрят на фигуру, нижняя ее часть, может превращаться в полукруг, поэтому при изображении конуса следует учитывать угол зрения. Также важно, с которой стороны на фигуру падает свет для последующего наложения штриховки.
Рисунок геометрических фигур карандашом: конус
Рисовать карандашом объемную геометрическую фигуру конуса следует следующим образом:
- Наметить место и размеры фигуры, которая не должна быть очень маленькой или, наоборот, большой. Конус располагается выше середины листа: его верхняя часть оптически более легкая, за счет большего свободного пространства.
- Наметить верхнюю часть фигуры и провести горизонтальную линию. Она будет исполнять роль оси основания.
- Обозначить ширину основания засечками.
- Провести вертикаль по центру фигуры.
- Соединить вершины с основанием.
- Визуально сделать крайние линии удаленными от зрителя, сделав их светлее.
- Строить эллипс: для передачи объема ближняя часть овала должна быть более темной.
- Продолжить работу над объемом. Для этого найти границу тени и света в вершине фигуры и проходящую к основанию. Верхняя часть линии должна быть четкой, а ее отдаленный край – более светлым.
- Осуществить штриховку, двигаясь по вертикали от вершины и доводя до основания. Чтобы лучше передать форму, ввести штрихование и по горизонтали.
- Обозначить контраст света и тени, сделав верхнюю часть более светлой. От горизонтальной поверхности, на которой установлена фигура, подсветить теневую часть.
Цилиндр
Цилиндр имеет 2 основания – внизу и вверху. Оба они имеют форму круга и абсолютно равны по размеру. Образующая цилиндра – вертикаль, расположенная перпендикулярно основанию.
Рисунок геометрических фигур карандашом: цилиндр
Рисунок геометрических фигур карандашом в форме цилиндра выполняется в следующем порядке:
- На листе обозначить местоположение объекта и легкой штриховкой выявить объем формы. Не нужно слишком надавливать на карандаш, особенно когда рисуются вспомогательные линии. Применение ластика лучше сводить к минимуму.
- Определить высоту и ширину фигуры.
- Провести ось. Она должна делить фигуру пополам.
- Проконтролировать, чтобы верхний эллипс был чуть меньше. При взгляде на модель легко заметить, что верхнее основание развернуто меньше.
- Перейти к работе со светотенью. Граница ее прорисовывается по вертикали от одного основания к другому. Учитывая плавность изменения формы, сделать границу размытой. Штрих следует вертикально. Области, которые удаляются, на свету темнеют, а в тени становятся светлыми. Верхний эллипс попадает в область полутени, если источник света находится сбоку.
- Уточнить форму. Для этого используется штриховка в горизонтальном направлении. Поскольку верхняя часть приближена к свету, она должна быть немного светлее.
Шар считается простейшей фигурой, недаром такую форму под воздействием сил природы приобретают все планеты и звезды. Однако изобразить шар – задача не из простых.
Первые трудности могут возникнуть с рисованием окружности, затем приходится сталкиваться с серьезными проблемами, появляющимися при штриховке.
Перед работой модель шара рекомендуется осветить мягким светом. В этом случае не будет резких теней, что значительно упростит задачу.
Последовательность рисования шара следующая:
- Изобразить окружность, которая станет основой фигуры. В центре бумаги провести прямую, а в центре этой прямой поставить точку. Через нее провести еще 1 прямую, перпендикулярную 1-й. При проведении этих линий не нужно сильно давить на карандаш.
Крайние точки линий нужно соединить так, чтобы образовалась окружность. - Наложить тени. Нужно определить, откуда попадает свет, и поставить точку в самой освещенной части. Ширину тени необходимо отметить штриховкой.
- Провести диаметр через центр фигуры перпендикулярно лучам света.
- На основании диаметра изобразить эллипс. Он обозначает границы светотени.
- Поверхность фигуры условно разделить на несколько областей в зависимости от степени освещенности. Самая светлая область – это блик, ее можно оставить не закрашенной. Вокруг нее – светлое пятно, а далее постепенно переходить к тени. Изображать тень нужно дугообразными штрихами.
Для рисования натюрмортов из геометрических фигур необходимо:
- Подготовить 3-4 фигуры с разными характеристиками. Например, это может быть куб, шар и цилиндр.
- Расставить фигуры и подготовить драпировку ткани, на которой они стоят.
- Выставить спокойное, рассеянное освещение.
- Выбрать ракурс для срисовывания. Лучше, если он будет фронтальным.
- Определиться с расположением рисунка и приступить к работе.
Для начинающего художника рисование геометрических фигур карандашом подобно обучению алфавита для тех, кто изучает язык. Такая тренировка поможет в дальнейшем при создании сложных фигур и композиций на бумаге.
Видео:Академический рисунок кубаСкачать
Видео о рисовании геометрических фигур
Рисунок геометрических фигур карандашом:
Видео:Геометрические фигуры на HTML и CSS // Треугольник стрелка круг трапеция и другиеСкачать
Урок по математике для детей с ОВЗ «Обведение геометрических фигур!
Занятие по математике для детей с ограниченными возможностями здоровья.Дает представление о геометрических фигурах с помощью исследования формы путем обведения фигур и штриховки.
Содержимое разработки
Конспект урока математических представлений
Тема: «Обведение геометрических фигур».
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно. Слушаем внимательно.
Пожелаем хорошего настроения, подарим молча самую добрую улыбку друг другу.
Сегодня на уроке мы будем учиться обводить и штриховать геометрические фигуры. А какие, я вам не скажу, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Прокатилось колесо ведь похожее оно
Как наглядная натура лишь на круглую фигуру
Догадался милый друг, ну, конечно, это круг!
Достаньте из своих тарелочек такую же фигуру, покажите! (один ученик показывает у доски, затем прикрепляет шаблон круга магнитом к доске).
Итак, первая геометрическая фигура, которую мы обведём и заштрихуем -круг.
Я фигура хоть куда очень ровная всегда все углы во мне равны и четыре стороны
Кубик мой любимый брат потому что я квадрат!
Не овал я и не круг, треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат, а зовут меня…квадрат!
Достаньте из своих тарелочек такую же фигуру, покажите! (один учащийся показывает у доски, затем прикрепляет шаблон квадрата магнитом к доске).
Итак, вторая фигура, которую мы обведём и заштрихуем-квадрат.Прежде, чем приступить к работе в альбоме, выполним обводку и штриховку круга и квадрата в воздухе.
Возьмите шаблон круга в левую руку, а в правую простой карандаш. Обведите круг в воздухе простым карандашом, затем заштрихуйте его слева направо. (слайд обводка круга, штриховка слева направо).
Возьмите в левую руку шаблон квадрата, а в правую простой карандаш. Обводим квадрат сверху, снизу, слева, справа. (слайд обводка квадрата, штриховка сверху вниз).
Прежде, чем приступить к работе в альбомах приготовим наши руки и глаза к работе. Откройте альбом, возьмите шаблон круга, приложите его с левой стороны страницы. Смотрите на меня, как я буду обводить круг на доске. Левой рукой придерживаю шаблон,
а правой обвожу. Каждый учащийся поочерёдно выходит к доске и выполняет обводку и штриховку у доски.
— У вас на столе лежат карточки с геометрическими фигурами.
— Какие фигуры вы видите?
— Соберите с помощью счётных палочек квадрат, треугольник.
— А теперь геометрические фигуры раскрасьте по образцу.
— Сейчас покажите как правильно нужно держать ручку.
— Упражнение «Держим правильно ручку»
— Покажите, а как вы будете рисовать линии: горизонтальные, вертикальные, наклонные справа налево, наклонные слева направо.
— Упражнение «Нарисуем линии»
— К нам в гости тучка приплыла. Из неё идёт дождик.
— Какие линии вы нарисуете когда идёт дождик?
— На столе у вас лежит фигура круг. Обведите её к себе в тетрадь и нарисуйте внутри неё наклонные линии справа налево (без опорных точек). Это будет дождик.
— Молодцы! Тучка улетела, дождик закончился.
— Немного отдохнём и продолжим дальше.
Вот помощники мои, их как хочешь поверни.
По дороге белой, гладкой скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед левой и правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев).
Пчёлки в домиках сидят и в окошечки глядят.
Порезвиться захотели, друг за другом полетели,
Полетали, прилетели и на место тихо сели.
— А теперь пчёлки прилетели к нам. У них домик треснул. Поможем починить? На столе лежит фигура прямоугольник. Обведите его к себе в тетрадь и нарисуйте внутри него горизонтальные и вертикальные линии (без опорных точек). Починили пчёлкам улей? Они очень довольны! Молодцы!
Упражнение «Обведение по трафарету (внутреннему).
Вам нужно наложить трафарет на лист бумаги и обвести геометрические фигуры по внутреннему краю трафарета, затем раскрасить их по образцу. Физминутка
А теперь все вместе встали руки дружно вверх подняли Руки в сторону, вперед, а теперь наоборот. Влево, вправо повернулись и друг другу улыбнулись Тихо сели и опять будем дело продолжать
Теперь давайте вспомним, какие геометрические фигуры мы уже знаем (геометрические фигуры на доске). Достаньте из своих тарелочек такую же фигуру, покажите! (один учащийся показывает у доски, затем прикрепляет шаблон квадрата магнитом к доске). Итак, фигура, которую мы обведём и заштрихуем-квадрат. Прежде, чем приступить к работе в альбоме, выполним обводку и штриховку квадрата в воздухе. Возьмите шаблон квадрата в руку, а в другую — простой карандаш. Обведите квадрат в воздухе простым карандашом, затем заштрихуйте его слева направо (показ учителя: обводка квадрата, штриховка слева-направо). Мы повторили геометрические фигуры. Прежде, чем приступить к работе в альбомах приготовим наши руки и глаза к работе. Положите перед собой альбомный лист, возьмите трафарет квадрата, приложите его с левой стороны страницы. Смотрите на меня, как я буду обводить квадрат на доске. Одной рукой придерживаю трафарет, а другой обвожу.
Мы сегодня научились обводить контур одновременно правой и левой рукой. Мы сегодня научились обводить по трафарету (внутреннему), штриховать и раскрашивать. Молодцы, ребята! Спасибо за работу.
📹 Видео
Здравствуйте. Тема «Геометрические фигуры» от 22.12.20 натюрморт, карандашСкачать
Учим Геометрические фигуры Круг Квадрат Треугольник Прямоугольник Овал Ромб. Learn Geometric shapesСкачать
Как штриховать карандашом. Плоские грани.Скачать
Обучение рисунку. Введение. 11 серия: натюрморт из геометрических телСкачать
УРОК 1.КАК НАРИСОВАТЬ КУБ.Академический рисунок.Перспектива.Рисунок карандашом.Скачать
Как нарисовать геометрические фигуры/Круг, квадрат и треугольник/ Изучаем цвета и формыСкачать
Как штриховать карандашом. Сферические поверхности.Скачать
ТЕМА 2. ПОСТРОЕНИЕ КУБА, ЦИЛИНДРА, ШАРАСкачать
Как рисовать "Свет" - А. РыжкинСкачать
подготовка к поступлению в художственное училище. рисуем базу конусСкачать
Как научиться ложить штрих по форме предмета? Рисуем основные фигуры. Шаг за шагом.Скачать
мини-урок "зарисовка куба"Скачать
Уроки рисования. Как рисовать шар. Как штриховать.Скачать