план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему
Конспект урока по геометрии «Окружность» 7 класс.
Видео:Окружность. 7 класс.Скачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhnost_moya.docx | 87.58 КБ |
Видео:7 класс, 21 урок, ОкружностьСкачать
Предварительный просмотр:
МБОУ «Веселоярская средняя общеобразовательная школа
имени Героя России Сергея Шрайнера»
геометрии в 7 классе по теме:
Стрельцова Нина Николаевна
Цель урока : Систематизировать знания учащихся по теме окружность и ее элементы.
Образовательные: отработка навыка решения задач по теме окружность , уметь работать с текстом учебника по выделению главного, существенного;
Развивающие : развивать умение пересказывать, выделять главное, задавать вопросы, оценивать;
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес к предмету и самостоятельности в суждениях; воспитывать честность, умение работать в паре.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала.
Учитель. Вокруг нас огромное множество разнообразных предметов, и каждые из них можно сопоставить с одной или несколькими геометрическими фигурами. Сегодня на уроке мы систематизируем известные нам сведения о самой простой из кривых линий. Интересным фактором, связанным данной геометрической фигурой было необычное явление обнаружено в 2008 году в Великобритании, появление на полях элементов данной фигуры, которые соединены диаметральными ступеньками говорят, что они кодирует первые десять цифр знаменитой математической константы Пи. Однако до конца это явление не было изучено и истинная причина появления этой геометрической фигуры пока неизвестна. Кроме того, это одна из древнейших геометрических фигур. Философы древности придавали ей большое значение. Согласно Аристотелю, небесная материя, из которой состоят планеты и звезды, как самая совершенная, должна двигаться по самой совершенной линии. Сотни лет астрономы считали, что планеты двигаются по этой кривой линии. Это ошибочное мнение было опровергнуто лишь в XVII в. учением Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона.
Конечно, вы догадались, какую геометрическую фигуру мы будем изучать.
Итак, о какой геометрической фигуре мы будем сегодня говорить?
Ученики. О окружности.
Учитель. Действительно, самая простая из всех кривых линий — окружность. Запишем тему урока «Окружность и её элементы». Сформулируйте цель урока.
- Изучение нового материала.
Учитель. С окружностью и ее элементами мы знакомы из курса математики, поэтому вы можете самостоятельно повторить данную тему, прочитав п. 21 стр 43 учебника.
А теперь, заполните пропуски так, чтобы утверждения были верными:
- Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки, называется _________________.
- Отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности, называется _____________________.
- Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется ___________________.
- Хорда, проходящая через центр окружности, называется ____________.
- Часть окружности, ограниченная двумя точками, называется __________________.
Соедините линями соответствующие части высказываний:
1 . Диаметр окружности – это …
… геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
2 . Дуга окружности – это …
… отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности.
3. Окружность – это …
… хорда, проходящая через центр окружности.
4. Радиус окружности – это …
… отрезок, соединяющий две точки окружности.
5. Хорда окружности – это …
… часть окружности, ограниченная двумя точками.
Учитель. После выполнения теста, обменяйтесь вариантами в паре, и оцените знания соседа.
- Закрепление изученного материала.
Решим задачи по готовым чертежам. Чертеж к задаче на доске. Учащимся предлагается обсудить решение в паре. Затем решение обсуждается с классом.
Дано: АВ и СЕ – диаметры окружности
Доказать, что АЕ=СВ.
Дано: АОВ=90 0 , СВ – диаметр
Доказать, что АС=АВ
Физкультминутка. (Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.)
Гимнастика для глаз
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника
• «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
• Круговые движения плечами вперёд и назад.
- Самостоятельное применение знаний
3. № 147 – решаем самостоятельно по вариантам; двое учеников решают за доской.
- Подведение итогов урока
- Сформулируйте понятие окружности и покажите на рисунке все её элементы.
- Устно решить задачи по готовым чертежам:
1.
Видео:Геометрия 7 класс (Урок№16 - Окружность. Задачи на построение.)Скачать
Конспект урока по теме «Окружность» (7 класс)
Видео:Геометрия 7 класс, Урок 4, Окружности для чайников)Скачать
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по теме: «Окружность»
Учебник : Геометрия 7-9 кл./ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. — М.: Просвещение, 2014. Глава 2, § 4, п. 21.
Тема урока : «Окружность»
Тип урока : урок изучения нового
Учебная задача урока : в совместной деятельности с учащимися ввести понятие окружности (круга) и её элементов.
В результате урока ученик:
— названия элементов окружности (круга): центр, радиус, диаметр, хорда, дуга
— строить окружность (круг) с помощью циркуля
— определять на готовом чертеже центр окружности (круга), ее радиус, диаметр, хорды, дуги
— что окружность (круг) – особое множество точек плоскости
— связь между окружностью и кругом, радиусом и диаметром
Учебные действия, формируемые на уроке :
Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей
Методы обучения : эвристическая беседа, репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ
Форма работы : фронтальная, парная
Средства обучения : традиционные, презентация, карточки с заданиями.
Мотивационно-ориентировочная часть (8 мин.)
Операционно-познавательная часть (34 мин.)
Рефлексивно-оценочная часть (3 мин.)
-Что изображено на рисунке 1?
Рис. 1
-Что изображено на этом рисунке 2?
-Что изображено на этом рисунке 3?
-Что такое отрезок?
-Что изображено на этом рисунке 4?
Рис. 4
— Укажите расстояние между точками: а) А и В, б) В и С, в) А и С.
— Что называется расстоянием между двумя точками?
Видео:Урок 3 Окружность и круг (7 класс)Скачать
Геометрия. 7 класс
Конспект урока
Окружность. Задачи на построение
Перечень рассматриваемых вопросов:
- Геометрическое место точек, примеры ГМТ.
- Изображение на рисунке окружности и ее элементов.
- Решение задач на построение.
- Выполнение построений прямого угла, отрезка, угла равного данному, биссектрисы угла, перпендикулярных прямых, середины отрезка с помощью циркуля и линейки.
Радиус окружности – отрезок соединяющий центр окружности с какой-либо точкой окружности.
Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
Хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности.
Диаметр – хорда, проходящая через центр окружности.
- Атанасян Л. С. Геометрия: 7–9 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. – М.: Просвещение, 2017. – 384 с.
- Атанасян Л. С. Геометрия: Методические рекомендации 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А. и др. – М.: Просвещение, 2019. – 95 с.
- Зив Б. Г. Геометрия: Дидактические материалы 7 класс. // Зив Б. Г., Мейлер В. М. – М.: Просвещение, 2019. – 127 с.
- Мищенко Т. М. Дидактические материалы и методические рекомендации для учителя по геометрии 7 класс. // Мищенко Т. М., – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
- Атанасян Л. С. Геометрия: Рабочая тетрадь 7 класс. // Атанасян Л. С., Бутузов В. Ф., Глазков Ю. А., Юдина И. И. – М.: Просвещение, 2019. – 158 с.
- Иченская М.А. Геометрия: Самостоятельные и контрольные работы 7–9 классы. // Иченская М.А. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Ранее мы узнали некоторые геометрические фигуры, например, угол, отрезок, треугольник, научились их строить и измерять. Сегодня мы введём определение ещё одной фигуры – окружности, рассмотрим её элементы и выполним построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.
Для начала дадим определение геометрической фигуры, называемой окружностью.
Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
Но можно использовать и другое определение окружности.
Окружность ‑ это геометрическое место точек, удалённых на одно и то же расстояние от точки, называемой центром окружности. Это расстояние называют радиусом окружности. В нашем случае точки О.
При этом стоит пояснить, что геометрическое место точек – это фигура речи, употребляемая в математике для определения геометрической фигуры, как множества всех точек, обладающих некоторым свойством.
Вспомним элементы окружности.
Радиус окружности – отрезок соединяющий центр окружности с какой-либо точкой окружности.
По определению окружности все её радиусы имеют одну и ту же длину. OM = OA
Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется хордой.
Хорда, проходящая через центр окружности, называется диаметром.
O – середина диаметра.
Любые две точки окружности делят её на две части. Каждая из этих частей называется дугой окружности.
AMB, ALB – дуги окружности.
Построим окружность радиусом 3 см. Для этого поставим точку О. Возьмём циркуль и выставим с помощью линейки расстояние между ножками циркуля, равное 3 см. Поставим иголочку циркуля в точку О и построим окружность, вращая ножку циркуля с грифелем вокруг этой точки. Грифель описывает замкнутую кривую линию, которую называют окружностью.
Часть плоскости, которая лежит внутри окружности, вместе с самой окружностью, называют кругом, т. е. окружность ‑ граница круга.
Итак, мы можем с помощью циркуля строить окружность, но с его помощью можно построить и угол равный данному. Для построения воспользуемся ещё и линейкой.
Построить: EOМ = A.
1. Окр. (A; r), r – произвольный радиус.
2. Окр. (A; r) ∩ AB = B.
3. Окр. (A; r) ∩ AС = С.
4. Окр. (O; r) ∩ OM = D.
5. Окр. (D; BС) ∩ Окр. (O; r) = E
6. OЕ, ЕОD = BAC (из равенства ∆ОЕD и ∆ABC). EOM – искомый.
Теперь выполним построение биссектрисы угла.
Построить: AE – биссектриса CAB.
- Окр. (A; r), r – произвольный радиус.
- Окр. (A; r) ∩ AB = B.
- Окр. (A; r) ∩ AC = C.
- Окр. (C; CB) ∩ Окр. (B; CB) = E.
- AE – искомая биссектриса BAC, т. к. ABE =CBE (из равенства ∆ACE и ∆ABE).
Рассмотрим ещё одно построение с помощью циркуля и линейки. Построим середину отрезка АВ.
Для этого построим две окружности с центрами на концах отрезка , т. е. в точках А и В. Окружности пересекутся в точках Р и Q. Проведём прямую через точки Р и Q. Прямая РQ пересечёт прямую АВ в точке О, которая и будет являться искомой серединой отрезка АВ. Докажем это. Для этого рассмотрим ∆APQ и ∆BPQ. Они равны по трём сторонам, следовательно, ∠1 = ∠2, поэтому РО– биссектриса равнобедренного ∆АВР, а соответственно РО ещё и медиана. Следовательно, точка О – середина отрезка АВ.
Разбор заданий тренировочного модуля.
№ 1. АВ и СК – диаметры окружности, с центром в точке О. По какому признаку равенства треугольников равны треугольники АОС и ОКВ?
Так как О – центр окружности, то точка О делит диаметры пополам, следовательно отрезки АО, ОВ, ОС, ОК равны. ∠СОА = ∠КОВ (как вертикальные). Поэтому треугольники АОС и ОКВ равны по первому признаку равенства треугольников (по двум сторонам и углу между ними).
Ответ: 1 признак равенства треугольников.
№ 2. На рисунке O – центр окружности, АВ – диаметр окружности. Отрезки АD и ВС, перпендикулярны к отрезку АВ. АВ = 8 см, ОС = 5 см, СВ = 3 см. Чему равен периметр ∆AOD?
Периметр треугольника AOD равен сумме сторон АО, AD, DO. Найдём эти стороны.
По условию O – центр окружности, то она делит диаметр пополам, следовательно отрезок АО равен отрезку ОВ, т. е. АО = АВ:2 = 8 см :2 = 4 см.
По условию отрезки АD и ВС, перпендикулярны к отрезку АВ, следовательно ∠СВО = ∠ОАD = 90°, ∠АОD = ∠СОВ (как вертикальные). Поэтому ∆АОD = ∆СОВ (по 2 признаку равенства треугольников). Следовательно, AD = СВ = 3 см, DO = ОС = 5 см.
Р∆AOD = АО + AD + DO = 4 см + 3 см + 5 см = 12 см.
💡 Видео
Геометрическое место точек окружность и круг - 7 класс геометрияСкачать
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
7 класс Атанасян. Вся геометрия за 100 минут. Треугольник, окружность, задачи на построениеСкачать
Геометрия. 7 класс. Окружность, круг, их элементы и части /01.04.2021/Скачать
ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ. Контрольная №4. 7 классСкачать
Окружность | Геометрия 7-9 класс #22 | ИнфоурокСкачать
7 класс, 23 урок, Примеры задач на построениеСкачать
Окружность, диаметр, хорда геометрия 7 классСкачать
Бестселлер Все правила по геометрии за 7 классСкачать
ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ. Видеоурок | ГЕОМЕТРИЯ 7 классСкачать
Геометрия. Окружность с нуля. Основы. Теоремы и задачи (примеры). 7 класс.Скачать
Свойство диаметра окружности. 7 класс.Скачать
Окружность и задачи на построениеСкачать
ОКРУЖНОСТЬ задачи на построение 7 класс АтанасянСкачать
Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.Скачать