НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ (ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
Лечение в домашних условиях
В работе поликлинического детского ортопеда пациенты с нарушениями осанки встречаются примерно так же часто, как и с деформациями стоп. В большинстве случаев с жалобами на порочное положение туловища своего ребенка обращаются родители детей 10-12 лет и старше. И, к сожалению, нередко приходится констатировать, что у ребенка уже не просто нарушена осанка, а имеется структурная деформация позвоночника — сколиоз.
Что же делать, какие меры предпринять для того, чтобы незначительное, непостоянное отклонение оси позвоночника маленького ребенка при его вертикальном положении не переросло со временем в нарушение формы отдельных позвонков и всего позвоночника в целом? И не привело вследствие этого к серьезным последствиям в виде тяжелой патологии сердца, легких, спинного мозга и других внутренних органов и систем?
Для начала давайте определим, что такое осанка. Общепринято определение осанки, как способности человека держать свое тело в различных положениях. Или, если точнее, осанка — это привычная поза стоящего или сидящего без дополнительной нагрузки, поддержки или опоры человека. Обратите внимание — ПРИВЫЧНАЯ поза. То есть осанка — это привычка. И как любая привычка, она не контролируется постоянно волей человека, а поддерживается спонтанно, подсознательно. И так же, как любая привычка, она может быть выработана или изменена сознательно. Таким образом, мы пришли к первому важному выводу: правильную осанку у ребенка можно и нужно воспитывать. Второй важный вывод такой: нарушения осанки можно и нужно устранять, но это требует значительных усилий не только со стороны ребенка, но и со стороны близких ему взрослых.
На что же надо родителям обращать внимание при оценке осанки своего ребенка? Как определить, что у него есть проблемы с позвоночником? Как не упустить момент и вовремя начать коррекцию осанки?
Начнем с осмотра ребенка
Осмотр детей от рождения до 1 года
Новорожденный ребенок не умеет сидеть и стоять, поэтому говорить о сформированной осанке еще рано. Но, тем не менее, необходимо обратить внимание на несколько важных моментов.
Прежде всего — это положение головы. Ребенок с самого рождения должен поворачивать голову в обе стороны симметрично. Если Вы заметили ограничение поворота головы в ту или иную сторону, проконсультируйте ребенка у ортопеда.
В положении на животе линия позвоночника должна быть прямой или приближенной к этому. Спина у ребенка первых месяцев жизни ровная. Если Вы заметили любого рода искривления позвоночника, а также выступание или западение отдельных позвонков относительно поверхности спины, обратитесь за консультацией к ортопеду.
Когда ребенок научится уверенно сидеть, необходимо оценить положение головы, плеч и лопаток. В положении сидя голова должна находиться в прямом положении, без фиксированных наклонов в сторону. Плечи должны располагаться на одном горизонтальном уровне. Так же располагаются и углы лопаток. Если Вы заметили стойкую асимметрию расположения этих ориентиров или постоянное отклонение положения головы, обратитесь к ортопеду.
Осмотр ребенка 1 года и старше
Примерно к 10-11 месяцам ребенок научится стоять, а с 1 года делает это довольно уверенно. Начиная с этого возраста уже можно оценить осанку в положении стоя. Прежде всего, необходимо поставить раздетого до трусов ребенка босиком на ровную твердую горизонтальную поверхность. Ребенок должен стоять ровно. Ноги должны быть сведены вместе, стопы должны располагаться параллельно друг другу. Руки опущены вниз. Голова в среднем положении, смотреть ребенок должен вперед.
Для оценки осанки используют ряд внешних ориентиров, на которые следует обращать внимание. Осмотр надо производить спереди, сзади и с боков.
При осмотре спереди (Рисунок 1) оценивают положение головы, плеч, подмышечных впадин, ключиц, выступающие гребни и ости подвздошных костей, треугольники талии, надколенники.
Голова должна находиться в прямом положении без наклона в ту или иную сторону. При этом уровни глаз и ушных раковин должны быть горизонтальными. Плечи должны располагаться симметрично на одном уровне, и этот уровень должен быть горизонтальным. Подмышечные впадины так же должны располагаться симметрично на горизонтальном уровне. Расположение ключиц должно быть симметричным. Треугольники талии — свободные пространства, образованные в положении стоя боковыми контурами туловища и свободно опущенными вниз руками — должны быть строго симметричными и расположены на одном уровне. Гребни подвздошных костей должны располагаться на одном горизонтальном уровне. Две воображаемые линии — первая проводится через выступающие передние наружные ости подвздошных костей, и вторая проводится через кончик носа, пупочное кольцо и между сведенными вместе ногами — должны быть строго перпендикулярны друг другу. Надколенники должны располагаться на одном горизонтальном уровне.
Линии глаз, плеч, подмышечных впадин, гребней подвздошных костей и надколенников должны быть параллельны друг другу и строго перпендикулярны вертикальной оси туловища.
Рисунок 1. Осмотр спереди. (1- линия глаз, 2 — уровень плеч, 3 — линия подмышечных впадин, 4 — треугольники талии, 5 — уровень гребней подвздошных костей, 6 — линия надколенников, 7 — вертикальная ось туловища).
При осмотре сзади (Рисунок 2) оценивают положение головы, плеч, лопаток, треугольников талии, гребней подвздошных костей, подъягодичных складок и ось позвоночника (по выступающим назад остистым отросткам позвонков).
Голова должна быть по средней линии туловища, без наклонов в стороны. Ушные раковины должны располагаться на одном горизонтальном уровне.
Плечи должны располагаться на одном строго горизонтальном уровне.
Лопатки должны так же быть на одном горизонтальном уровне и симметрично располагаться по отношению к туловищу. Если одна лопатка выступает больше другой — это должно настораживать.
Треугольники талии должны располагаться на одном уровне и быть одинаковыми.
Гребни подвздошных костей должны находиться на одном строго горизонтальном уровне. Так же на одном уровне должны быть подъягодичные складки.
При осмотре сзади очень легко определить линию оси позвоночника по выступающим остистым отросткам позвонков. В норме эта линия должна быть прямой и проходить строго вертикально, переходя далее в межягодичную складку и далее в линию между ног. Если провести еще одну воображаемую горизонтальную линию через гребни подвздошных костей, то ось позвоночника должна быть строго перпендикулярна по отношению к ней. Так же ось позвоночника должна быть строго перпендикулярна линии, проведенной через углы лопаток.
Рисунок 2. Осмотр сзади (1 — линия ушных раковин, 2 — уровень плеч, 3 — линия углов лопаток, 4 — треугольники талии, 5 — уровень гребней подвздошных костей, 6 — линия подъягодичных складок, 7 — вертикальная ось туловища).
Осмотр ребенка сзади должен быть дополнен тестом с помощью отвеса (Рисунок 3). В качестве отвеса можно использовать любую тонкую веревку с привязанным к одному из ее концов небольшим грузом. Если установить свободный конец веревки на выступающий у основания шеи 7 шейный позвонок и опустить другой ее конец с грузом вниз, то линия веревки должна точно совпасть с линией остистых отростков и межягодичной складкой.
Рисунок 3. Тест с помощью отвеса. Линия отвеса совпадает с межягодичной складкой.
При осмотре сбоку (Рисунок 4) оценивают физиологические изгибы позвоночника. Их три: шейный изгиб вперед (шейный лордоз), грудной изгиб назад (грудной кифоз) и поясничный изгиб вперед (поясничный лордоз). Все изгибы имеют волнообразный вид, плавно переходя один в другой. Новорожденный ребенок рождается с прямым позвоночником. Физиологические изгибы формируются с ростом ребенка. Когда он начинает держать голову, формируется шейный лордоз, начинает сидеть — грудной кифоз, начинает стоять и ходить — поясничный лордоз. Полностью физиологические изгибы формируются к 5-6 годам.
Рисунок 4. Осмотр сбоку — физиологические изгибы позвоночника и их формирование. (1 — шейный лордоз, 2 — грудной кифоз, 3 — поясничный лордоз, 4, 5 и 6 – этапы их формирования).
Так же при осмотре сбоку оцените воображаемую линию, начинающуюся от макушки, проходящую через наружное отверстие слухового прохода, далее через угол нижней челюсти, передний край плечевого сустава, середину тазобедренного сустава и заканчивающуюся у переднего края наружной лодыжки. В норме эта линия должна приближаться к прямой и быть строго вертикальной (Рисунок 5).
Рисунок 5. Осмотр сбоку — вертикальная ось туловища.
Осмотр окончен. И если Вы заметили какие-либо, пусть даже минимальные, отклонения, необходимо не откладывая проконсультироваться у детского ортопеда. К сожалению, иной раз минимальные нарушения осанки являются первыми симптомами весьма грозных заболеваний. Поэтому окончательное решение по диагнозу и плану лечения должен принимать только врач. Ни в коем случае не ставьте самостоятельно диагноз Вашему ребенку и не занимайтесь самолечением. Этими действиями Вы можете навредить своему ребенку.
Профилактика нарушений осанки
Формировать правильную осанку необходимо с первых дней жизни ребенка. Разумеется, в этом возрасте ребенок еще не стоит и не ходит. Так же невозможно добиться от ребенка сознательного участия в процессе выработки правильной осанки. Но своими действиями Вы можете уже начинать укреплять мышцы спины, живота и конечностей, участвующие в последующем в формировании правильной осанки. Какие же это действия?
С первых недель и месяцев жизни ни в коем случае нельзя ограничивать двигательные потребности ребенка. Не надо ребенка туго пеленать с руками и ногами. Надевайте на него одежду, не сковывающую его движения. Чем больше свободы у ребенка в движениях, тем лучше он развивается. Но в то же время нельзя и насильно принуждать детей к несвойственным их возрасту и возможностям действиям. Без совета врача категорически нельзя насильно сажать и ставить на ноги маленького ребенка, если он сам не пытается это делать. Такими действиями вы можете нанести ему серьезный ущерб, вызвав деформации костей и суставов нижних конечностей и позвоночника. Всему свое время, не надо торопить природу.
Для формирования правильной осанки у ребенка показано применение самого простого массажа с профилактической целью. Родителям лучше самим освоить приемы классического массажа (к примеру, прочитав очень хорошее и подробное руководство И.С. Красиковой «Детский массаж от рождения до 3 лет», которую можно заказать на http://www.ozon.ru). Ежедневный легкий тонизирующий массаж, выполняемый самими родителями в домашних условиях с самого раннего возраста ребенка, будет способствовать правильному и гармоничному развитию его опорно-двигательной системы.
Очень вредно для ребенка, если мама носит его на одной и той же руке или на одном боку. Такое положение ребенка приведет к появлению у него стойкого асимметричного преобладания мышечного тонуса с одной стороны и вынужденному, а в дальнейшем — привычному, порочному положению головы и туловища. Следствием этого с большой вероятностью будет нарушение осанки с последующими возможными деформациями позвоночника.
Начиная ходить, ребенок делает это неустойчиво, неуклюже, часто спотыкается и падает. Это нормально. Еще он широко расставляет ноги при ходьбе. Это тоже нормально, так он увеличивает площадь опоры. Правильный рисунок ходьбы (когда стопы ставятся почти параллельно на небольшом расстоянии друг от друга) формируется только к 2-3 годам. Но даже такая неуверенная и неуклюжая походка формирует осанку.
С раннего возраста подолгу гуляйте с ребенком. И лучше это делать на специально оборудованных детских площадках, где ребенок сможет под Вашим присмотром вдоволь полазить и побегать по детским тренажерным комплексам. Начиная с возраста 3 лет можно учить ребенка плаванию и ходьбе на лыжах. А в возрасте 4-5 лет он должен уметь это делать вполне самостоятельно и уверенно. Так же хорошо влияют на формирование правильной осанки подвижные спортивные игры (футбол, баскетбол), умение прыгать через скакалку, катание на коньках.
Но тут важно не перегнуть палку! Многие спортивные секции производят набор детей именно с 5-6 лет. Но серьезные спортивные нагрузки — это совсем не то, что надо ребенку (если только Вы не собираетесь делать из него профессионального спортсмена). Помните, наша задача — сформировать у ребенка правильную осанку и не допустить формирования искривления позвоночника, а не сделать из ребенка олимпийского чемпиона.
Видео:Похудеть или научиться выбирать одежду под свой тип фигуры? #shorts #стилист #раздетыйстилистСкачать
Теперь поговорим о воспитании правильной позы ребенка
Общеизвестно, что неправильная поза стоя, сидя или лежа — основная причина нарушений осанки у детей. Поэтому с раннего возраста необходимо активно воспитывать у ребенка привычку поддержания правильной позы в любом положении.
Очень важна выработка у ребенка правильного навыка стояния. Учите ребенка с 2-3 летнего возраста правильно стоять. Стопы должны ставиться параллельно друг другу на расстоянии 5-6 см. Можно взять кусок линолеума или хорошо ошкуренной фанеры размером около 50 х 50 см и нарисовать на нем правильное положение стоп, а затем просить ребенка встать точно в них (Рисунок 6).
Рисунок 6. Трафарет для формирования правильной установки стоп.
В этом положении можно выполнить упражнения «ходьба на месте» и «прыжки на месте», следя за тем, чтобы ребенок каждый раз ставил стопы точно в нарисованные контуры.
При стоянии ребенок должен равномерно опираться на обе ноги, голову и туловище держать прямо, грудную клетку развернуть, плечевые суставы отвести назад, живот втянуть, ноги выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах, опора на полные стопы. В таком положении ось позвоночника прямая, физиологические изгибы в пределах нормы, иными словами — формируется правильная осанка (Рисунок 7).
Рисунок 7. Поза стоя с правильной осанкой.
Если в Вашем доме есть большое зеркало, то обучать ребенка правильной осанке лучше перед ним, чтобы ребенок видел и оценивал сам себя. Так он будет видеть свои ошибки и быстрее их сможет исправить.
Если же в положении стоя ребенок постоянно привычно подгибает одну ногу или отставляет ее в сторону, то происходит перекос таза и, как следствие, искривление оси позвоночника. Формируется неправильная осанка (Рисунок 8).
Рисунок 8. Поза стоя с неправильной осанкой.
Н е менее важно у ребенка 2-3 лет и старше формировать правильный навык ходьбы. Без этого успешное лечение нарушений осанки невозможно. При ходьбе стопы должны ставиться параллельно. Ноги не должны разводиться в стороны более чем на 5-6 см. Если ребенок при ходьбе поворачивает носки стоп внутрь («косолапит»), то надо учить его при ходьбе ставить ноги «по балетному», т. е. с небольшим, градусов по 15-20, разворотом стоп наружу. Во время ходьбы спина должна быть прямая без наклонов вперед или в стороны, голова поднята, взгляд вперед. Руки не должны быть в карманах, они должны двигаться в такт ходьбе реципрокно (шаг вперед правой ногой — вперед выносится левая рука, шаг вперед левой ногой — вперед выносится правая рука). Важно помнить, что правильный навык ходьбы формируется не один день, а многие недели и месяцы.
Если ребенку трудно выполнять Ваши команды и самостоятельно контролировать положение стоп при ходьбе, то можно взять полосу линолеума размером около 40-50 х 200-400 см и нарисовать на ней несмываемым маркером прямую линию по оси походки и правильное положение стоп, а затем попросить ребенка идти вдоль нарисованной прямой линии, ставя свои стопы точно в рисунки стоп (Рисунок 9).
Рисунок 9. Трафарет для формирования правильного рисунка ходьбы.
В школьном возрасте ребенку приходится носить много учебников. Настоятельно рекомендуется ношение ранца или рюкзака. Недопустимо ношение сумки на одном плече или портфеля в одной руке. Нагрузка на позвоночник должна быть симметричной (Рисунок 10).
Рисунок 10. Осанка при ношении предметов (1 – неправильная осанка при ношении портфеля, 2 – неправильная осанка при ношении папки, 3 – правильная осанка при ношении рюкзака).
Очень важно приучить ребенка правильно сидеть. И эту привычку необходимо развить в дошкольном возрасте, что бы к школе ребенок сформировал и умел поддерживать правильную осанку.
Прежде всего, важно правильно подобрать высоту стула и стола. Мебель должна быть «детской», т. е. по своим размерам соответствовать размерам Вашего ребенка. Стул желательно должен быть со спинкой. Крайне не рекомендуется давать ребенку стул на роликах и с вращающимся сиденьем. Высота стула должна позволять сидящему на нем ребенку полностью опираться стопами на пол, при этом сгибая ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямым углом. При сидении ребенок должен держать спину строго вертикально и, при наличии спинки стула, опираться на нее. Голова должна располагаться ровно или с небольшим наклоном вперед. Бедра ребенка должны на 2/3 заходить на сиденье.
Высота стола подбирается таким образом, чтобы правильно сидящий за ним ребенок мог опереться локтями приведенных к туловищу рук на поверхность столешницы. Расстояние от рабочей поверхности стола (книги, тетради, рисунка и т.п.) до глаз должно быть не менее 30 см. Ребенок не должен сидеть вплотную к столу. Расстояние от края стола до передней поверхности сидящего за ним ребенка должно быть 1-3 см. (для простого ориентира — между ребенком и столом должна проходить ребром его ладонь или немногим более того).
При письме и рисовании обе руки должны лежать на столе. Следите за тем, чтобы плечи у сидящего за столом ребенка были на одном горизонтальном уровне. Не допускайте, чтобы одно плечо было ниже другого. Следите, что бы ребенок не заваливался на сторону и не опирался головой на одну руку. При чтении желательно пользоваться подставкой для книг, что бы поверхность книги и ось зрения были взаимно перпендикулярны или близки к этому. Положение ног при сидении очень важно для формирования правильной осанки. Обе ноги должны опираться на пол и располагаться параллельно друг другу (Рисунок 11).
Рисунок 11. Правильное положение при письме и чтении.
Не допускается положение ног «одна на другой», «одна согнутая под туловищем на стуле» и т.п. Такие положения неизбежно ведут к отклонению и порочным изгибам оси позвоночника (Рисунок 12).
Рисунок 12. Неправильные положения при письме и чтении.
Если ребенок еще не привык и устает долго сидеть в правильном положении, рекомендуется каждый час делать небольшие перерывы в сидении минут на 10-15. В эти перерывы ребенку лучше всего походить, побегать или заняться другими подвижными играми.
Положение лежа. Здесь надо обратить внимание на два момента: свойства поверхности кровати и свойства подушки.
Кровать не должна быть очень мягкой, провисшей в центре или с концов, деформированной. Оптимальное свойство кровати — ровный полужесткий матрац, который с одной стороны поддерживает туловище и конечности в ровном положении, с другой стороны не вызывает неудобств во сне, соответствуя изгибам тела ребенка (Рисунок 13). При выборе матраца надо учитывать вес ребенка.
Рисунок 13. Правильное положение во время сна.
Подушку лучше всего начинать использовать с возраста 1 года или близко к тому. По своим размерам подушка должна быть не шире плеч ребенка и не выше, чем расстояние от наружного края плечевого сустава до щеки ребенка при среднем положении головы (без наклонов в сторону). По своей консистенции подушка должна быть плотно-эластичной (Рисунок 14).
Рисунок 14. Подбор подушки для сна.
Лечебная физкультура в домашних условиях
Ваше участие и личный пример очень важны для ребенка. Вам следует не только научить ребенка тем или иным движениям, но и привить ему любовь к физической культуре, к спорту. Выполнять упражнения лучше всего в игровой форме, интересной для ребенка. Заниматься можно где угодно и в любое время. Каких-либо специальных тренажеров и сложных устройств не потребуется.
Все упражнения надо делать тщательно и не торопясь. Количество повторений каждого упражнения обычно не более 3-5 раз в раннем возрасте и 10-15 раз у более старших детей, но конкретно для Вашего ребенка Вы должны определять самостоятельно, ориентируясь на его реакцию. Важно уловить момент, когда ребенок слегка устанет (если ребенок еще не может описать словами свое состояние усталости, то обычно в этот момент он начинает сопротивляться, капризничать, отвлекаться на другое и т.п.) и только тогда завершить одно упражнение и перейти к другому. В общей сложности один комплекс упражнений должен занимать до 20-30 минут, в процессе которых возможны несколько минутных перерывов. В день можно делать от двух до пяти комплексов упражнений, в зависимости от Ваших возможностей и выносливости ребенка. Ребенок должен переносить нагрузку без выраженных отрицательных эмоций и явной усталости.
В формировании осанки участвуют мышцы спины, груди, живота, ягодиц и нижних конечностей. Поэтому физические упражнения, применяемые для формирования правильной осанки, должны затрагивать все эти группы мышц.
И начнем мы с самого раннего возраста. Гимнастика, направленная на формирование правильной осанки детей первого года жизни, напрямую зависит от двигательных возможностей ребенка. Ни в коем случае нельзя опережать его естественное развитие. Каждый комплекс упражнений применяется с учетом уже сформированных двигательных навыков ребенка.
Ребенок до 1-1,5 месяцев
Он еще самостоятельно не держит голову. В таком возрасте, как уже говорилось выше, необходимо выкладывать ребенка перед кормлением на 10-15 минут на живот. Руки при этом надо сгибать в локтевых суставах и подкладывать под грудь малыша для лучшей его устойчивости. Если малыш беспокоится в этом положении, не надо упорствовать. Можно менять положение на животе и на спине каждые 3-5 минут.
Пока ребенок еще не научился самостоятельно держать голову, надо обязательно поддерживать ее рукой при вертикализации ребенка после кормления. Как только он станет самостоятельно уверенно держать голову, от дополнительной поддержки лучше воздержаться. Напомню, что не надо постоянно туго пеленать ребенка, тем самым мешая его двигательной активности.
При каждом выкладывании на живот необходимо стимулировать ребенка к рефлекторному ползанию. Своей кистью взрослый слегка подталкивает ребенка в подошвенные поверхности стоп. При этом ребенок рефлекторно выпрямляет ножки, двигаясь вперед. Затем ножки сгибаются, и упражнение повторяется 3-4 раза.
В положении ребенка на боку надо стимулировать мышцы спины, вызывая их рефлекторное сокращение и разгибание позвоночника. Эта стимуляция выполняется путем проведения с легким надавливанием двумя пальцами по бокам от позвоночника в направлении от ягодиц к голове ребенка. Выполнять такое упражнение надо по 1 разу с каждого бока перед каждым кормлением.
Так же необходимо с первых дней жизни формировать правильное положение головы. У многих грудных детей имеется привычный поворот головы в ту или иную сторону. Для коррекции этого положения необходимо менять положение ребенка в кроватке, укладывая его головой то в один, то в другой ее конец. Иногда приходится подкладывать к голове ребенка небольшую подушку или мешочек с крупой (рис, гречка) для фиксации ее в нужном положении.
Ребенок 2-4 месяцев
В этом возрасте дети уже уверенно держат голову в положении на животе и при вертикализации. Так же ребенок постепенно начинает переворачиваться чаще всего сначала с живота на спину, а затем со спины на живот.
К описанным выше упражнениям добавляются новые.
В положении на спине надо дать ребенку свои большие пальцы рук, что бы схватился за них, а затем, фиксируя кисти ребенка в своих кистях, разводить максимально в стороны и сводить его ручки, перекрещивая их на груди. Делать 8-10 раз.
Пассивное переворачивание ребенка на живот, поддерживая его за одну ручку и таз. Немного сложнее это упражнение выполняется, если взрослый берет ребенка за стопы и перекрещивает ножки ребенка, тем самым вынуждая его самостоятельно поворачивать сначала таз, а затем и все туловище. При этом можно помочь ребенку вынуть из-под тела одну ручку.
Видео:Тип фигуры «ПЕРЕВЁРНУТЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК» // Способы коррекцииСкачать
В положении на животе взрослый одной рукой берет ребенка под грудь, второй держит за стопы и немного поднимает ребенка. В такой ситуации ребенок рефлекторно напрягает мышцы шеи, спины и ног, разгибая позвоночник и ноги. Выполнять по 4-6 раз перед кормлениями.
Ребенок 4-6 месяцев
В этом возрасте ребенок постепенно учится сидеть. Поэтому к ежедневной физкультуре можно добавить еще несколько упражнений.
В положении на спине захватывая кисти ребенка своими руками, взрослый поочередно выпрямляет руки ребенка вперед, имитируя движения боксера. Повторять 8-10 раз.
В положении на спине взрослый, захватывая голени ребенка, поочередно совершает сгибание и разгибание ножек ребенка, имитируя езду на велосипеде. Повторять 10-15 раз.
Взяв малыша под мышки и слегка наклонив его тело вперед, поставить его на твердую поверхность, побуждая совершать рефлекторные шагательные движения.
Из положения лежа на спине присаживать ребенка, взяв его за кисти и потягивая слегка за руки вверх. При этом ребенок сначала приподнимает голову, а затем пытается сесть. Если ребенок самостоятельно еще не сидит, то не надо его сажать насильно. Достаточно приподнять до угла в 30-45 градусов от горизонтальной поверхности, а затем опустить назад. Если ребенок уже самостоятельно сидит, то это упражнение надо доводить до положения ребенка сидя.
Ближе к 6 месяцам надо стимулировать ребенка сидеть без опоры на руки. Для этого ребенка надо посадить, обложив сбоку и сзади подушками или одеялом для страховки от падения. А перед ребенком положить его любимые игрушки в пределах его ручной досягаемости. Тем самым Вы будете стимулировать ребенка пытаться самостоятельно брать игрушки руками, а не опираться на руки.
Ближе к 6 месяцам, если ребенок уже самостоятельно уверенно сидит, можно высаживать его в ходунки на роликах, в которых ребенок сидит и передвигается, перебирая ногами по полу. Время нахождения ребенка в ходунках необходимо увеличивать постепенно, начиная с нескольких минут.
Ребенок 6-8 месяцев
В этом возрасте ребенок начинает ползать на животе и даже на четвереньках. И надо всячески стимулировать ребенка к этому. Лучше всего это упражнение делать на полу, на ковре, положив перед ребенком примерно в 1-1,5 метрах от него любимую игрушку. Сгибая ноги ребенка в коленных суставах и подталкивая под стопы, Вы будете побуждать ребенка ползти к игрушке.
Так же в этом возрасте большинство игр и занятий с ребенком лучше проводить в положении сидя. Но важно следить за реакцией ребенка. Если ребенок начинает часто отвлекаться, капризничать, значит, он устал и надо занятие прекратить, уложив ребенка в кроватку или поменяв его деятельность на другое упражнение (к примеру — ползание).
Ребенок 8-12 месяцев
В этом возрасте ребенок, как правило, постепенно учится стоять и ходить. Поэтому большинство упражнений делается в положении стоя. Так же многие упражнения, которые раньше Вы делали за ребенка (т. е. пассивно), теперь он может делать активно, сам по Вашей просьбе. В комплекс упражнений нужно включать дополнительные приспособления (гимнастические палки, кольца, детские спортивные комплексы и т.д.
Вис на руках. Упражнение выполняется из любого положения. Ребенок должен обхватить Ваши указательные пальцы, а Вы оставшимися своими пальцами фиксируете его за предплечья. Затем медленно поднимаете ребенка за руки вверх так, чтобы его ноги немного оторвались от поверхности. При этом можно так же медленно и с небольшой амплитудой (10-20 градусов) покачать ребенка в стороны. Упражнение делается 4-5 раз. В дальнейшем, когда малыш окрепнет на столько, что сможет держаться сам, упражнение можно усложнить, поднимая ребенка за гимнастические кольца или палку, за которые он держится сам, без Вашей дополнительной фиксации.
Просите ребенка самостоятельно, без Вашей помощи, перевернуться со спины на живот и обратно. Для дополнительной стимуляции используйте его любимую игрушку.
В этом возрасте ребенок, как правило, уже самостоятельно стоит и ходит. Походка еще неуверенная, ноги расставлены широко, но в таком возрасте это нормально. С учетом двигательных возможностей ребенка в комплекс гимнастики добавляются еще два упражнения.
Присаживание из положения лежа на спине. Вы фиксируете ноги ребенка, взяв их за голени, и просите ребенка сесть сначала с помощью рук, а затем без их помощи. Упражнение выполняется 3-5 раз.
Приседания из положения стоя. Ребенок стоит к Вам лицом. Вы берете его за обе руки и просите присесть на корточки и снова встать. Выполняется 3-5 раз. В дальнейшем можно усложнить задачу, беря ребенка только за одну руку или вообще не поддерживая его.
Ребенок дошкольного возраста
Детям дошкольного возраста очень важно привить любовь к физическим нагрузкам, подвижным играм, занятиям спортом. Необходимо максимально сократить общение ребенка с телевизором, компьютером и планшетом. Постарайтесь объяснить ребенку, что от особенностей его осанки зависит здоровье ребенка и вся его дальнейшая жизнь. Личным примером показывайте ребенку, как надо держать туловище, какие упражнения выполнять. Помните, что именно Ваш пример для ребенка является самым главным ориентиром.
Из видов спорта наиболее предпочтительны плавание, ходьба на лыжах, баскетбол, волейбол. Такого рода упражнения гармонично развивают мышцы спины, груди и живота, способствуя формированию правильной осанки.
Напротив, крайне нежелательны занятия спортом, связанные с прыжками (к примеру — горные лыжи, прыжки с трамплина), поднятием тяжестей (тяжелая атлетика), значительными скручиваниями и изгибами туловища (спортивная и художественная гимнастика, акробатика). Подобные нагрузки приводят к асимметричному напряжению мышц и чрезмерному повышению подвижности позвонков относительно друг друга, тем самым повышая гибкость позвоночника в целом и нарушая его статическую устойчивость. Следствием этих процессов является стойкое нарушение осанки.
Еще раз хочу предостеречь от занятий ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ спортом. Помните, серьезные профессиональные спортивные нагрузки подходят далеко не всем детям. Такого рода занятия могут вместо ожидаемой Вами пользы серьезно навредить ребенку. Поэтому настоятельно рекомендую, прежде чем отдать ребенка в спортивную секцию, проконсультируйтесь у ортопеда.
Так же в этот период жизни ребенка очень важно выработать у него правильные стереотипы (привычки) сидения и стояния, о чем уже говорилось выше. Внимательно подходите к подбору мебели для ребенка, следите за его позой, при необходимости указывайте ребенку на ошибки. Только ни в коем случае нельзя делать это в приказном тоне, резко, наказывая ребенка за непослушание. Так можно вызвать у ребенка стойкое негативное отношение к занятиям и Вашим замечаниям, последствия чего могут быть не самыми радужными.
Поскольку двигательные возможности ребенка уже полностью развиты и сформированы, занятия лечебной физкультурой для формирования осанки в этом возрасте весьма разнообразны. Их подробное описание можно прочитать, к примеру, в руководстве для родителей И.С. Красиковой «Осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки» или в книге Л.М. Савко «Правильная осанка. Как спасти ребенка от сколиоза», которые можно заказать на http://ozon.ru
Остановлюсь на основных упражнениях. Все упражнения делаются 10-15 раз.
В положении «лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, голова лежит лбом на тыле кистей рук»:
— поднимать и опускать голову;
— поднимать и опускать не только голову, но и весь плечевой пояс, отрывая при этом руки от поверхности;
— выполнять последнее упражнение с одновременным разведением рук в стороны, максимально выгибая спину;
— то же самое, только руки выпрямлять вперед;
— то же самое, только руки держать ладонями на затылке.
В положении «лежа на животе с вытянутыми максимально руками и ногами»:
— поднимать и опускать прямые ноги;
— поднимать и опускать одновременно прямые руки с плечевым поясом и ноги, выгибаясь дугой;
В положении «лежа на спине»:
— поднимать вытянутые ноги максимально высоко, руки при этом вытянуты вдоль туловища;
— то же упражнение, только руки заведены ладонями за голову;
— совершать движения как при езде на велосипеде;
— поднять вытянутые ноги до угла примерно 40 градусов от пола и совершать движения в горизонтальной плоскости типа «ножницы» (развести в стороны, а затем свести вместе с перекрестом на уровне коленных суставов);
— согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, затем выпрямить их на весу, опустить;
— согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, затем выпрямить их на весу, развести в стороны, свести, согнуть и опустить;
Видео:ТИП ФИГУРЫ. КАК ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ФИГУРЫ?Скачать
— вытянуть руки вверх и сесть. Сначала для упрощения дополнительно Вы можете фиксировать ноги ребенка своими руками
В положении «стоя»:
— исходно опустить руки вниз, затем поднять их вверх через стороны, максимально потянувшись за ними вверх;
— наклоны вперед с заведенными за голову руками;
— наклоны вперед с доставанием пальцами рук пола;
— наклоны вперед с разведением рук в стороны;
Так же хорошо развивают мышцы спины и груди и плечевого пояса подтягивания на турнике. А если в доме есть шведская стенка, то повиснув на вытянутых руках спиной к ней и поднимая прямые ноги, Ваш ребенок будет хорошо развивать мышцы брюшного пресса. Для упрощения можно сначала поднимать согнутые в коленях ноги, лишь потом выпрямляя их.
Ребенок школьного возраста
В этом возрасте лечение так же проводится на фоне оптимизации двигательного режима. Необходимо всячески поощрять физическую активность ребенка, участие в подвижных играх, занятия в спортивных секциях. Очень важно приучить ребенка быстро и в то же время добросовестно делать домашние задания, а не сидеть над ними часами. Надо стремиться максимально на сколько это возможно исключить статическую (неподвижную) и динамическую (осевую) нагрузки на позвоночник. Дети с нарушенной осанкой должны как можно меньше сидеть в неподвижной позе.
Принципы выбора видов спорта и упражнений лечебной физкультуры, о которых говорилось в разделе дошкольного возраста, полностью применимы и в школьном возрасте. Для большего эффекта физические упражнения можно выполнять обычным футбольным или баскетбольным мячом, или с гантелями 1-5 кг в зависимости от возраста и физических возможностей Вашего ребенка.
Схематически наиболее часто используемые упражнения можно представить следующим образом (Рисунок 14):
Рисунок 14. Наиболее часто используемые упражнения для формирования правильной осанки.
Так же большой популярностью пользуется упражнение «планка» (Рисунок 15). Но время его выполнения надо увеличивать постепенно, начиная с 10-15 секунд в каждом положении. И лишь после того, как мышцы станут сильнее и выносливее, допускается выполнение «планки» в полном объеме.
Рисунок 15. Упражнение «планка».
Исправление нарушений осанки — долгий процесс. Он занимает многие месяцы, а иногда и годы. Но заниматься им надо обязательно, чтобы Ваш ребенок потом, уже во взрослом возрасте, не испытывал проблем, связанных с болями в позвоночнике. Чем раньше начато лечение и чем систематически оно проводится, тем лучше и долговечнее полученные результаты. И очень важно помнить, Ваш ребенок смотрит, прежде всего, на Вас, он берет с Вас пример, Вы являетесь для него образцом для подражания. Помните, без ежедневного Вашего участия невозможно гармоничное и здоровое развитие Вашего ребенка!
Исследование по теме: «Различные методы оценки коррекции осанки и телосложения человека»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
3. Методы оценки……………………………………………………………….. ………………………. 7
5.Методика коррекции телосложения…………………………………………………………………..16
В современной жизни важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка. К сожалению, сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов – от остеохондроза до паралича [4].
Существуют методики проведения гимнастики для устранения подобных проблем, доступные для использования широким кругом людей. Целью гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.
Общие задачи решаются путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей.
Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза, восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей,
Цель работы: изучить различные методы оценки коррекции осанки и телосложения человека.
Проанализировать медицинскую, научную, методическую литературу по теме реферата.
Выявить роль, значение и виды осанки.
Рассмотреть причины искривления осанки.
Выявить о сновные правила сохранения и исправления дефектов осанки.
Изучить методики коррекции осанки и телосложения.
1.Осанка, значение, виды
Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности физического развития, тонуса мускулатуры тела (слабость мышц, связок). Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она повышает работоспособность, влияет на деятельность внутренних органов, особенно органов дыхания и кровообращения [4].
Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Осанка исследуется и описывается с головы до ног. Особенно информативными являются визуальные наблюдения позвоночного столба спереди, сзади, сбоку.
При осмотре спереди у человека, имеющего правильную осанку, определяется строго вертикальное положение головы: подбородок слегка приподнят, линия надплечий горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечием, симметричны; грудная клетка не имеет западаний или выпячиваний; живот также симметричен; пупок находится на средней линии.
Рис. 1. Вид человека спереди
При осмотре человека сзади правильной считается осанка, когда лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы находятся на одной горизонтальной линии, треугольники талии симметричны, ягодичные и подколенные складки на одном уровне (рис.2).
Рис. 2. Вид человека сзади
При осмотре человека сбоку правильная осанка, когда грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, угол наклона таза находится в пределах 35-55° (рис.3).
Рис. 3. Вид человека сбоку
Отклонения от правильной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. При нарушениях осанки образуются новые условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
2.Причины нарушения осанки
Основными причинами нарушений осанки являются:
Видео:#28. ТИПЫ ФИГУР. ВИЗУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ФИГУРЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ОДЕЖДУ ПОД СВОЙ ТИПСкачать
1) неправильное положение тела при различных позах (лежа, стоя, сидя, при ходьбе);
2) ослабленный организм с детства;
3) недостаток физического воспитания и, следовательно, слабое физическое развитие.
Дефекты осанки связаны с отклонением от нормы физиологических изгибов позвоночника. В норме их четыре: шейный и поясничный лордозы (выпуклость вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (выпуклость назад). Эти изгибы имеют значение, выполняя рессорную функцию, т.е. уменьшая сотрясение при ходьбе, беге, прыжках. Глубина изгибов в норме не должна превышать 3-4 см (в поясничном отделе — до 5 см, в шейном — до 2 см).
Среди нарушений осанки с увеличением изгибов позвоночника выделяют сутуловатую (увеличен грудной кифоз и уменьшен поясничный лордоз), кифотическую (круглая спина) (рис. 4). К нарушениям осанки, связанным с уменьшением физиологических изгибов позвоночника, относится плоская спина (выпрямленная) [4].
Рис. 4. Виды осанки: а — нормальная; б — сутуловатая; в — лордотическая; г — кифотическая; д — выпрямленная (плоская)
Типичное нарушение осанки во фронтальной плоскости — асимметричная осанка, когда наблюдается выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища: треугольники талии не равномерны, плечо и лопатка одной стороны тела опущены по сравнению с другой стороной (рис. 5).
Рис. 5. Асимметричная осанка
Часто такой осанке ставят диагноз «сколиоз». Эго неверно. Асимметрия отдельных частей тела не дает оснований для постановки такого диагноза. Для диагноза «сколиоз» необходимо выявить скручивание позвонков в процессе роста).
Исследование позвоночного столба заканчивается определением боковых искривлений — сколиозов. Различают простые сколиозы, при которых имеется одна дуга искривления, и сложные, с противоискривлениями [4].
В зависимости от того, в каком отделе позвоночного столба определяется сколиоз и куда обращена выпуклая часть дуги искривления, различают правосторонний грудной сколиоз, левосторонний поясничный сколиоз и др. (рис. 6).
Рис. 6. Виды сколиозов: а — правосторонний; б — левосторонний; в — S-образный
Асимметрия плеч и боковые искривления позвоночного столба ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольник талии — это пространство, находящееся между локтевым суставом свободно опущенной руки и талией (рис. 7).
Рис. 7. Треугольники талии. На стороне выпуклой дуги сколиоза треугольник талии сглажен, на стороне вогнутости — увеличен
Если справа и слева величина треугольников талии неодинакова, нужно искать сколиоз или асимметрию плеч. Асимметричное реберное выбухание в грудном отделе и «мышечный валик» в поясничном отделе являются следствием торсионной деформации позвоночника (скручивание) и свидетельствуют о наличии сколиотической болезни.
Выявляется торсия позвоночника в положении наклона туловища вперед с выпрямленными в суставах ногами и опущенными вниз расслабленными руками. Наклон выполняется медленно. Осмотр спереди позволяет обнаружить торсию в грудном отделе позвоночника, осмотр сзади — торсию в поясничном отделе. При выявлении торсии позвоночника необходимо обратиться к врачу-ортопеду [3].
Чтобы оценить осанку и правильно поставить диагноз специалистами используется несколько методов исследования позвоночника. К ним относятся осмотр пациента, функциональные пробы, инструментальные методы, а при необходимости — таблицы для оценки роста и веса, инструменты для измерения пропорций туловища и положения таза, рентген. Из инструментальных методов хочется особо отметить компьютерную оптическую томографию, которая позволяет обнаружить деформацию позвоночника и связанных с ним частей опорно-двигательного аппарата на самых ранних стадиях. В отличие от рентгена, ее можно использовать как угодно часто, отслеживая изменения осанки. К сожалению, необходимая для этого аппаратура есть далеко не в каждом диагностическом центре, и бесплатно такое обследование не делают.
Для осмотра ребёнок должен разуться и раздеться до трусов (а лучше полностью), встать в обычной для себя позе (не по стойке «смирно»), поставить стопы параллельно на расстоянии одной ступни и смотреть прямо перед собой. Чтобы лучше оценить способность ребенка произвольно исправлять осанку, желательно использовать зеркало. Нарушения осанки, которые поддаются сознательному исправлению (функциональные), вылечить намного легче, чем органические, вызванные не просто привычкой сутулиться, а изменениями в мышцах и тем более в связках, хрящах и костях.
Проверьте для начала состояние ног. Помимо того, что плоскостопие, X- или О-образное искривление ног и сами по себе являются причиной для беспокойства и требуют лечения, они почти всегда сочетаются с нарушениями осанки. [3]
Осмотр сбоку (в сагиттальной плоскости). Вертикальная линия, проходящая сверху вниз через все тело, должна соединять мочку уха, вершину плеча, задний край тазобедренного сустава, заднюю поверхность коленной чашечки и передний край лодыжки. Если воображаемой линии вам недостаточно, можно использовать отвес из нитки с грузиком.
Голова должна находиться в положении, при котором угол рта и угол нижней челюсти расположены на одной высоте, лоб и подбородок — на одной вертикальной линии, затылок и надплечья соединяются плавной дугой. Опущенная голова или вытянутая вперед шея, усиленный или уплощённый шейный лордоз изменяют положение остальных частей позвоночника. Обратите внимание на выраженность грудного кифоза и поясничного лордоза, степень выпуклости грудной клетки, грудного отдела спины, живота, на коленные суставы — находятся ли они в нормальном положении, излишне согнуты или переразогнуты. При осмотре сбоку могут быть видны крыловидные, не прилегающие к спине лопатки.
Осмотр спереди (фронтальная плоскость). Начните осмотр с лица и головы. Их асимметрия и другие отклонения формы черепа и лица от нормы обычно являются признаками врожденных нарушений развития опорно-двигательного аппарата. Обратите внимание на положение головы: расположена она прямо или наклонена вперед, назад или вбок, повернута влево или вправо. Посмотрите, подняты или опушены плечи, на одном ли уровне они находятся, симметрично ли расположены ключицы, соски, оцените форму грудной клетки: она может быть воронкообразной, впалой, цилиндрической, бочкообразной, уплощенной. Измерьте расстояние от кончиков пальцев опущенных рук до пола: неодинаковую высоту плеч можно не заметить при осмотре, и такое измерение позволит выявить асимметрию плечевого пояса. Верхний край трапециевидной мышцы в норме слегка вогнут, а при повышенном тонусе надплечья становятся выпуклыми, как у культуриста [7]. Это часто сочетается с нарушениями в шейном отделе позвоночника, в том числе характерно для его лестничной деформации, когда каждый шейный позвонок чуть смещен вперед относительно нижележащего [1].
Смещенный в сторону от средней линии пупок говорит об укорочении и повышенном тонусе мышц живота с этой стороны. Треугольники талии (просветы между туловищем и руками) должны быть симметричны. Оцените положение таза — на одном ли уровне расположены гребни подвздошных костей или есть признаки скошенного либо скрученного таза (один гребень выше другого или выступает вперед либо — назад). Выпяченный живот — признак слабости мышц брюшного пресса и увеличенного поясничного лордоза.
Осмотр сзади. Обратите внимание на состояние кожи в районе позвоночника. Пигментные и сосудистые пятна, участки усиленного роста волос или слишком сухой и загрубевшей кожи, усиленный рисунок подкожных вен, небольшие кровоизлияния могут быть признаками врожденных нарушений в позвоночнике. Нарушения положения головы (наклон, поворот) при осмотре сзади хорошо видны по расположению мочек ушей. Еще раз оцените угол наклона и взаимное расположение надплечий. Лопатки должны прилегать к спине; крыловидные лопатки — признак слабости мышц спины и плечевого пояса. Остистые отростки позвонков должны располагаться по прямой линии, У худого человека они хорошо заметны, а если нет, можно прощупать их и отметить фломастером или йодом.
Правая и левая половины тела должны быть симметричны. Отметьте, на одном ли уровне находятся плечи и лопатки, еще раз проверьте симметричность треугольников талии, убедитесь в отсутствии несимметричных мышечных валиков по бокам позвоночника. При искривлении позвоночника во фронтальной плоскости мышечный валик находится на вогнутой стороне дуги, как тетива у лука, а с выпуклой стороны мышцы растянуты и ослаблены. [4]
Чтобы выявить отклонения положения таза, обратите внимание на область поясницы и ягодиц. Одинаково ли прощупываются гребни подвздошных костей? Один из них может быть выше другого. Обратите внимание на крестцовый ромб, образованный по бокам двумя ямками над костями таза, сверху — остистым отростком пятого поясничного позвонка, снизу — вершиной межъягодичной складки. Проверьте форму и положение ягодиц, подъягодичных и межъягодичной складок.
Косое положение таза и нарушения осанки во фронтальной плоскости могут быть вызваны неодинаковой длиной ног (ее проверяют в положении лежа).
Просто нарушения осанки во фронтальной плоскости — это еще не самое плохое. Но они могут быть первым видимым признаком сколиотической болезни.
Осмотр при наклоне вперед (горизонтальная плоскость). Наклоняться при таком осмотре нужно правильно: опустить голову, прижать подбородок к груди и, не сгибая ног и свободно опустив руки, наклонить туловище до горизонтального положения. Спину осматривают и со стороны головы, и сзади. Асимметрия частей туловища при наклоне, поворот плечевого пояса, когда одна рука опускается ниже другой, мышечный валик и выступающие ребра на одной из сторон позвоночника — признаки сколиоза. Для подтверждения этого диагноза необходимо рентгенологическое исследование [2].
При исследовании позвоночника ребёнка специалист также оценивает его телосложение.
Рост и вес ребенка измерить нетрудно. Беспокойство, в том числе с точки зрения осанки, должны вызывать и слишком худые, и излишне полные для своего роста и типа телосложения дети. Слабые, неразвитые мышцы не обеспечивают правильного формирования физиологических изгибов позвоночника, хуже защищают его от боковых искривлений. Избыточный вес дает дополнительную нагрузку и на мышцы, и на межпозвонковые диски.
Обратите внимание на окружность живота и грудной клетки. Сантиметровой лентой измерьте окружность живота на уровне пупка в позе стоя в обычном положении, а затем — разницу между обхватом максимально втянутого и максимально выпяченного живота. В норме эта разница должна составлять около 15 % от окружности живота в среднем положении. Меньшая разница, особенно в сочетании с выпяченным, отвисшим животом, говорит о слабости мышц брюшного пресса. [2]
Грудная клетка измеряется по горизонтальной линии, проходящей под нижними углами лопаток. Разница между окружностью груди на максимальном вдохе и максимальном выдохе должна составлять около 10% от обхвата груди в нейтральном положении. Меньшие значения, особенно в сочетании с узкой, впалой или деформированной грудной клеткой, — также повод для беспокойства.
Обратите внимание на дыхательный стереотип. В спокойном состоянии, без физической нагрузки идеальным является диафрагмальное дыхание, при котором на вдохе живот чуть выступает вперед, а на выдохе — немного подтягивается.
Чтобы справляться с нагрузками, позвоночнику в равной мере необходимы и гибкость (подвижность), и устойчивость — сила и выносливость позных мышц («мышечного корсета»). Для оценки этих характеристик проводят функциональные пробы гибкости позвоночника, гармоничного развития мышечного корсета.
Гибкость позвоночника. При наклоне вперед молодой человек или подросток с хорошей осанкой должен суметь, не сгибая коленей, достать пальцами рук до носков ног, сидя — положить подбородок на колени. При наклоне назад (стоя, с прямыми ногами) следует достать пальцами рук до середины бедра. При наклоне вбок (не наклоняя туловище вперед и не поворачивая его) — достать пальцами до боковой поверхности ноги на уровне подколенной ямки. Чтобы оценить суммарную подвижность всех отделов позвоночника в горизонтальной плоскости, следует сесть верхом на стул или скамейку, чтобы исключить поворот ног и таза, и повернуть туловище и голову, посмотрев вбок и назад. В норме сагиттальная плоскость головы (попросту говоря нос) должна повернуться примерно на 110°. Можно не измерять угол транспортиром: если максимально скосить глаза, при нормальной подвижности позвоночника в горизонтальной плоскости становится видно, что находится прямо за спиной. [2]
Нормальная гибкость позвоночника у детей младшего возраста больше, чем у подростков и здоровых взрослых людей. Например, расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и вершиной межъягодичной складки при наклоне назад у детей 7-11 лет должно уменьшаться примерно на 6 см, у детей 12 лет и старше — на 4 см (хотя само это расстояние у более взрослых детей вырастает вместе с остальным телом).
В точных нормах подвижности позвоночника в целом и каждого из его отделов в зависимости от возраста, пола, типа конституции и других факторов легко запутаться. Намного важнее обратить внимание на то, чтобы гибкость не слишком отклонялась от нормы ни в ту, ни в другую сторону. Если вы не уверены в том, что все отделы позвоночника в сагиттальной плоскости двигаются в соответствии с нормой, обратитесь к врачу.
Еще большую тревогу должна вызывать асимметрия при наклонах туловища вбок и поворотах в сторону: различия в объеме этих движений говорят о нарушениях осанки во фронтальной плоскости или о сколиозе.
Ограничение подвижности позвоночника — явный признак нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата. Но и чрезмерная гибкость, особенно в сочетании со слабыми мышцами, не менее опасна для позвоночника, чем ограниченная подвижность. [4]
Мышечный корсет. Правильная форма позвоночника, хорошая осанка обеспечиваются в первую очередь способностью мышц поддерживать статические усилия. В формировании осанки и поддержании положения туловища главную и одинаково важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища. Мышцы должны быть не просто сильными, а гармонично развитыми, способными как длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений. Спазматически сокращенные или слабые, растянутые мышцы нарушают нормальное положение позвоночника и вызывают нарушения осанки. Представьте себе плохо натянутую палатку — она выглядит кривой из-за неравномерных или недостаточных усилий от растяжек. Точно так же под влиянием неравномерных усилий позных мышц или их общей слабости «провисает» позвоночник [1].
Для оценки состояния мышечного корсета применяются функциональные пробы мышц спины, живота и боковых сторон туловища. Это своеобразное тестирование в виде упражнений из статических поз на каждую группу мышц. Результаты функциональных проб необходимо учитывать при подборе упражнений лечебной физкультуры. Слишком сильные мышцы обычно следует расслаблять и растягивать, слишком слабые — укреплять.
Как уже говорилось, чаще всего нарушения осанки (во всяком случае, у младших школьников) вызваны не ортопедическими или обменными заболеваниями, а плохим физическим развитием и отсутствием навыка правильной осанки. Такие нарушения еще не являются признаком (следствием или причиной) болезни позвоночника, а имеют функциональный характер.
Видео:ПОЛНЫЙ ГАЙД ПО ТИПАМ ФИГУР 📐 Советы и Типичные Ошибки 💯 Узнай свой тип фигурыСкачать
Функциональные нарушения осанки не проходят сами по себе и всегда рано или поздно приводят к органическим изменениям. Функциональные нарушения легко поддаются коррекции. Органические изменения лечатся долго и сложно, а хорошим результатом лечения часто считается прекращение прогрессирования болезни.
Начать заниматься лечением нарушений осанки необходимо прямо сейчас, а закончить можно будет не раньше, чем прекратятся рост и формирование опорно-двигательного аппарата, к 18-20 годам. После этого можно продолжать заниматься физкультурой — уже для профилактики остеохондроза [3].
4.Методика коррекции осанки
Формирование правильной осанки и телосложения, ее коррекция невозможны без активных занятий физическими упражнениями. Хорошо тренированные мышцы надежно удерживают позвоночник в вертикальном положении, помогают ему выдерживать большие нагрузки и тем самым сохранять правильную осанку.
Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, надо помнить следующее: первое — не прилагайте резких усилий, не разогрев мышцы; второе — выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими возможностями; третье — не стремитесь выполнять упражнения с максимальной амплитудой. В течение первой недели делайте упражнения медленно. Если почувствуете боль или утомление, прекратите на время их выполнение. Первое время вы будете чувствовать боль в мышцах, не останавливайтесь, через несколько дней тренировок боль пройдет.
Основное упражнение для осанки. Встаньте спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Затылок, ноги, плечи, икры и пятки касаются стены. Постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните немного шею вверх и поднимите плечи. Прочувствуйте состояние всех частей тела, особенно мышц спины и живота. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течение дня. Как только вы сможете удерживать такое положение тела у стены в течение 1 мин без утомления, тогда, сохраняя ту же осанку, идите вперед.
Упражнение 1. Лежа на животе, поднимите таз и выгните спину дугой. Тело опирается только на ладони и пальцы ног. Таз должен быть расположен выше головы. Голова опущена. Ноги разведены на ширину плеч. Колени и локти выпрямлены. Опустите таз почти до пола. Помните, что руки и ноги должны быть прямые, что придает особую напряженность позвоночнику. Поднимите голову и наклоните ее назад. Делайте это упражнение медленно. Опустите таз как можно ниже, а затем поднимите его как можно выше, выгнув вверх спину, снова опустите, поднимите и опустите. Если делаете это упражнение правильно, то почувствуете облегчение через несколько движений, так как происходит расслабление позвоночника [2].
Упражнение 2. И. п. то же, что и для упражнения 1. Поднимите таз и выгните спину. Тело опирается на ладони и пальцы ног. Руки и ноги прямые. Поверните таз как можно больше влево, опуская левый бок как можно ниже, а затем проделайте то же вправо. Руки и ноги прямые. Движения делайте медленно, постоянно думая о растяжении позвоночника. Сначала упражнение покажется очень утомительным, но постепенно делать его будет все легче и легче.
Упражнение 3. И. п.: сидя на полу, упор на прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты. Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и прямые руки. Это упражнение надо делать в быстром темпе. Поднимите тело до горизонтального положения позвоночника. Опуститесь в и. и. Повторите упражнение несколько раз.
Упражнение 4. И. п.: лечь на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени, подтяните их к груди и обхватите руками. Оттолкните колени и бедра от груди, не отпуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком колен. Держите это положение туловища в течение 5 с.
Упражнение 5. И. п. то же, что и для упражнения 1. Лечь на пол лицом вниз, поднять высоко таз, выгнув дугой спину, опустив голову и опираясь на прямые руки и ноги. В таком положении обойдите комнату. Это упражнение — одно из самых важных, растягивающих позвоночник.
Вначале надо делать каждое упражнение не более 2-3 раз. Через день можно увеличить до 5 раз и более, делая эти упражнения ежедневно. После того как в организме появились улучшения, можно сократить количество выполнений до 2 раз в неделю, чтобы сохранить позвоночник гибким и расслабленным.
Если у вас обнаружены какие-либо нарушения осанки, то в целях ее коррекции следует выполнять специально подобранный, ориентированный на устранение конкретных дефектов комплекс упражнений. Чтобы вполне сознательно подходить к подбору упражнений для предупреждения или исправления того или иного нарушения осанки, необходимо хорошо знать анатомию и характер работы мышц. Например, человеку с крыловидными лопатками необходимы упражнения, которые укрепили бы мышцы, фиксирующие лопатки в правильном положении.
При этом ему не стоит выполнять упражнения для развития и укрепления грудных мышц, которые только усилят отклонения в положении лопаток. Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание [4].
При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметрических упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки: для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более слабые мышцы на противоположной стороне.
Для исправления круглой и сутулой спины необходимо уменьшить грудной изгиб позвоночника, придать лопаткам правильное положение и, кроме того, при круглой спине увеличить поясничный лордоз. Для этого необходимо:
а) укрепить глубокие мышцы спины;
б) растянуть передние связки грудного отдела позвоночника;
в) увеличить подвижность в грудном отделе позвоночника;
г) укрепить мышцы, удерживающие лопатки в правильном положении;
д) укрепить мышцы, увеличивающие наклон таза вперед (сгибатели тазобедренных суставов).
При дефектах осанки, обусловленных уменьшением угла наклона таза, необходимы упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины передней поверхности бедер.
Гимнастика для исправления плоской спины должна включать:
а) упражнения для глубоких мышц спины;
б) упражнения для мышц, увеличивающих наклон таза (т.е. для мышц — сгибателей тазобедренных суставов);
в) упражнения для укрепления мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, и для растягивания мышц грудной клетки.
Коррекция сколиоза при выполнении физических упражнений достигается изменением положения плечевого, тазового пояса и туловища больного. Упражнения должны быть направлены на коррекцию искривления позвоночника во фронтальной плоскости. С большой осторожностью в целях коррекции применяют упражнения, вытягивающие позвоночник, например у гимнастической стенки [4].
Упражнения лечебной гимнастики при сколиозе должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник: мышц, выпрямляющих позвоночник; косых мышц живота, мышц поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используют упражнения на равновесие, балансирование, упражнения в висе, лежа на боку, лежа на спине, в упоре на коленях, с предметами и без них (рис. 8).
Занятия специальными физическими упражнениями должны войти в привычку. Заниматься следует каждый день. Выполняя упражнения (4-8 раз каждое) рекомендуемых ниже комплексов, вы можете надежно укрепить мышцы опорно-двигательного аппарата, сформировать правильную осанку [4].
Приступая к выполнению упражнений, следует соблюдать следующие правила:
— не начинать выполнение упражнений без предварительной разминки, разогревающей и подготавливающей организм;
— выполняя упражнения, соизмерять нагрузку со своими физическими возможностями;
— не стремиться выполнять упражнения с максимальной амплитудой движения.
Рис. 8. Примерный комплекс лечебной гимнастики при нарушении осанки
Рис. 9. Комплекс упражнений при сколиозе позвоночника
5.Методика коррекции телосложения
Телосложение — пропорции тела, которые во многом определяются наследственностью. Различают в основном три типа телосложения: астенический — узкая грудная клетка; нормостенический — нормальная грудная клетка; гиперстенический — широкая грудная клетка.
Набрать массу тела помогут регулярные занятия тяжелой атлетикой, атлетической гимнастикой, гиревым спортом и др. Занятия видами спорта, развивающими выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, аэробика и др.), способствуют снижению массы тела.
Многих юношей и девушек, имеющих нормальный рост и массу, часто не удовлетворяют формы отдельных частей их тела. Коррекция телосложения возможна как при занятиях определенным видом спорта, так и при избирательном применении специальных упражнений, развивающих отдельные мышечные группы [1].
В настоящее время тщательно разработаны методики и накоплен большой опыт такой работы в атлетической гимнастике, тяжелой атлетике, спортивной гимнастике. С помощью тренера, преподавателя можно выбрать специальную систему подготовки, позволяющую развить ту или иную мышцу, избавиться от лишнего жира или от худобы. Здесь важна индивидуальная дозировка и оптимальное чередование отдельных упражнений в цикле тренировочных занятий.
В результате работы над темой реферата изучены различные методы оценки коррекции осанки и телосложения человека. Проанализирована литература по теме реферата. Выявлена роль, значение и виды осанки. Рассмотрены причины искривления осанки. Выявлены о сновные правила сохранения и исправления дефектов осанки. Изучены методики коррекции осанки и телосложения.
Приведенные в реферате упражнения и системы упражнений, хотя и способны облегчить ощущения страдающего нарушениями осанки, но имеют временный характер. Не стоит забывать, что при систематическом нарушении правил работы за столом, рабочим местом, компьютером нарушения осанки могут вернуться, и нередко в еще более выраженной форме. Поэтому задачей чрезвычайной важности является систематическое повторение лечебно-оздоровительных комплексов и неукоснительное следование рекомендациям при работе.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физической тренированности, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологической основой физического и психического благополучия. Позвоночник, сам по себе, очень хрупок и для его защиты, как раз и необходимы мышцы. Мы двигаемся в вертикальном положении и выдерживаем достаточно большие осевые нагрузки. Для того чтобы немного уменьшить нагрузку на позвоночник, необходимо укреплять мышцы. А это возможно, лишь занимаясь спортом. Поэтому, не смотря на заболевания, занятия физической культурой, это необходимость.
Видео:Как определить ТИП ФИГУРЫ и почему это важно. Типы фигур. NG fitnessСкачать
💡 Видео
4 шага к созданию V-ОБРАЗНОЙ ФИГУРЫ | Выгляди статусноСкачать
Как измерить свои параметры?🌈👌Скачать
Типы женских фигур. Как определить свой типСкачать
Определение истинной величины треугольника АВС. Метод плоско-параллельного перемещенияСкачать
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЙ ТИП ФИГУРЫ? И красиво наращивать мышцы для каждого из них?Скачать
Сколько треугольников на картинке? Расскажу, как посчитать это за 7 секунд!Скачать
По силам каждому ★ Найдите стороны треугольника на рисункеСкачать
Как Определить Пробитие Треугольника! Торговля по Фигуре Треугольник!Скачать
Правильная Длина Вещей для Каждого Типа Фигуры!Скачать
Песочные часы. Истинные/ложныеСкачать
Пересечение двух плоскостей. Плоскости в виде треугольникаСкачать
Нормы Веса При Росте У Девочек🎀💞Скачать
А у тебя идеальный вес?Скачать
Метод большого пальцаСкачать