Ознакомление проводится по трем направлениям:
• Ознакомление с кругом как сенсорным эталоном.
• Ознакомление с круглой формой предметов.
• Ознакомление со свойствами круглых предметов. Рассмотрим все направления.
• Ознакомление с кругом как сенсорным эталоном
В процессе знакомства с кругом ребенку предлагают потрогать, ощупать его, сосредоточиться на своих тактильных ощущениях. Затем ему дают еще несколько кругов, при этом говорят: «Вот такая же фигурка. И это такая же». После того как ребенок исследует все круги, взрослый сообщает название геометрической формы: «Это круг. И это круг. Это все круги».
• Ознакомление с круглой формой предметов
При ознакомлении с круглой формой предметов используются разные приемы, например:
а) специальный подбор взрослым предметов круглой фор
мы в коробочке, ящичке;
б) поиск ребенком совместно с взрослым круглых объек
тов в помещении либо части помещения (например: на стел
лажах, полке, ковре и т. д.);
в) деятельность самого ребенка либо наблюдение за дея
тельностью другого человека, в результате которой возни
каю предметы круглой формы (например: тарелки, солныш
ки, яблоки и т. д.).
Ребенку предлагается рассмотреть предметы круглой формы (например: мячик, шарик, кольцо, тарелку, обруч, круглые подставки, зеркало, часы, пуговицы и т. д.) или имеющие какую-либо круглую часть (например: у кастрюли — круглое донышко, у машинки — колесо, у неваляшки -круглое туловище и т. п.). Количество используемых в игре предметов зависит от возраста и уровня развития ребенка (от 1 года до 2 лет — 3-5, от 2 до 3 лет — до 10 предметов).
При ознакомлении необходимо, чтобы, кроме зрения, в процессе ощущения и восприятия ребенком данной формы участвовал и тактильный анализатор, возникало определенное мышечное чувство. Для этого ребенку предлагается обвести сами предметы, если они круглой формы, или круглую часть, если предмет сложной формы. Обводка может быть разной в зависимости от размера обследуемого объек-
та: указательным пальцем, всей ладонью, большим вращательным движением, в котором задействован плечевой пояс. Важная роль при этом отводится взаимодействию ребенка и взрослого: сначала малыш обводит предметы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Для привлечения внимания ребенка к исследуемым предметам желательно подобрать их так, чтобы они были яркими и цветными; уделить некоторое время игре с ними, не имеющей целью ознакомление со свойствами круглых предметов (например: ребенку предлагается покатать шарик по ладони, покрутить вращательным движением колечко и т. д.).
Во время знакомства и выделения данной формы необходимо назвать обследуемый предмет + его форму + выполняемое с ним действие. При этом речь строится так: название предмета + называние формы предмета + называние действия, проигрываемого с этим предметом + называние формы (например: «Вот колечко. Колечко круглое. Колечко крутится. Вот какое колечко круглое»).
• Ознакомление со свойствами круглых предметов
Знакомят ребенка со свойствами круглых предметов на основе выполнения с ними (предметами) определенных действий, таких как: катание по прямой и наклонной поверхностям (например: катание мяча по полу и катание его с горки), проталкивание предметов в емкости с круглыми отверстиями. Это позволяет перейти к сортировке предметов по принципу «круглый — не круглый».
Рассмотрим ступени работы с игрой «Что катится».
1-я ступень: ознакомление с действием.
Ребенку предлагается покатать с горки круглые предметы (например: шары, мячи, колпачки от дезодорантов, толстые колечки, бусины и т. д.); в игре можно использовать как и абсолютно одинаковые предметы, так и отличающиеся по наименованию, цвету и размеру. Трудности в выделении свойства могут возникнуть только в том случае, если ребенку предложить покатать с горки предметы, которые имеют сложную форму (например: если колечки и формочки положить на бок, то они катиться не будут).
Листва на дереве |
2-я ступень: выделение свойства с помощью противопоставления.
Ребенку предлагается прокатить шарик и кубик. Во время игры ребенок видит, что шарик катится, а кубик — нет. На основании этого взрослый объясняет ребенку, почему эти предметы ведут себя по-разному: шарик катится, потому что он круглый, у него нет углов, а у кубика есть углы, которые мешают катиться, кубик — некруглый.
Закрепление
Закрепление проводится по двум направлениям:
• Закрепление на основе игр, в процессе или результате ко
торых образуется круг.
• Закрепление на основе игр, в процессе которых использу
ются круглые предметы (как объемные, так и плоские).
Рассмотрим оба направления.
• Закрепление на основе игр, формообразующих круг
Закрепление проводится на разных видах деятельности, таких, как изобразительная, конструктивная деятельность, подвижные игры, развивающие игры.
ИЗО-деятельностъ
а) рисование круговыми движениями.
Шерстка для овечки |
Ребенку можно предложить выполнить следующие задания: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы человечку и т. д.».
Волосы у человечка
Для рисования желательно использовать разные материалы, такие как краску, детский крем, мыльную пену, мел, карандаши, толстые фломастеры и т. д. Ребенок может рисовать как кисточкой, так и пальцами. Ему предлагаются для работы разные по толщине кисточки, начиная с очень тонкой и кончая кисточкой типа помазка. Формат листа также должен быть разным. При этом ребенок может совершать от самых широких движений (движения всей руки) до самых мелких (движения кисти и пальцев);
б) рисование кругов.
• самостоятельными кругообразующими движениями.
Ребенку предлагаются такие задания, как «Консервируем помидоры (готовим компот из вишни, смородины и т. п.)», «Украшаем мамино платье», «Рисуем узор на коврике» и т. д.;
-г
Консервируем помидоры
При неудачной попытке нарисовать кружок следует успокоить ребенка и предложить нарисовать более ровный круг («причеши» кружок, а,то он получился «лохматым»).
Для стимуляции этого процесса можно превращать нарисованные ребенком круги в разных животных (например, в ежика, рыбку, зайчика, кота, мышку и т. д.). Превращения желательно сопровождать стихами.
«Глазки, |
ротик, |
плавники, |
Хвостик, |
много чешуи. |
Украшаем платье |
Был у нас с тобою круг — |
Рисуем узор на коврике
• рисование по трафарету.
Ребенку предлагается нарисовать круг по трафарету. Можно использовать трафарет с одним или несколькими кругами. Перед рисованием ребенок обводит эти круги указательным пальцем. Во время работы внимание ребенка обращают на то, что трафарет надо придерживать рукой, чтобы он не скользил по бумаге, карандаш плотно прижимать к его краю.
вдруг»; |
рыбка • рисование по шаблону.
Работа по шаблону достаточно сложна для детей младшего дошкольного возраста, так как требует от них хороше-
го развития мелкой моторики; дополнительная сложность заключается в том, что рисуется круг не одним движением, а по меньшей мере двумя. Несмотря на вышеуказанные трудности, детям с опережением в развитии можно предложить этот вид работы.
• рисование цветовых пятен в виде кругов приемом при-макивания.
Для рисования используются тампоны круглой формы. Ребенок может изображать «опредмеченные» круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» и т. п.
«Мишка идет» |
Лепка: из пластилина и глины.
Ребенку предлагается лепить круговыми движениями шарики. Полученные при этом изделия могут называться по-разному, в зависимости от сюжета игры, например: конфетки, ягодки, колобки и т. д. Можно предложить ребенку превратить шарик в круг («лепешку»), которая будет одним из элементов более сложного изделия, например, шляпкой грибка, донышком корзинки, крышей домика и т. д.
Ребенку дается задание приклеить по кругу предметы, например: рыбок, мышек, кружочки, прямоугольники и т. д. Эту игру можно также сопровождать стихами. Например:
«На реке — камыши,
Расплясались там ерши.
Круг — совсем малыши» (Русская народная потешка).
а) выкладывание кругов из палочек, кирпичиков, мешочков с наполнителями, строительство железной и шоссейной круговых дорог и т. д. Как ориентир можно использовать обруч;
б) выкладывание по кругу.
Ребенку можно предложить украсить круглый «тортик» горошком, посадить грибочки в круглое лукошко, постро-
ить круглый домик и т. п. Параллельно ребенок узнает, что значит выложить предметы друг за другом.
«Кругом, кругом, кругом, кругом, Положу я друг за другом Кирпичик за кирпичом -Так я строю круглый дом».
Ребенку предлагается игра «Дроби». Задание состоит в том, что ребенку надо составить из разноцветных кусочков однотонные круги.
Для формирования представлений о круге можно организовать следующие игры: «Раздувайся, пузырь», «Хоровод», «Карусели» и т. п., в ходе которых дети учатся вставать в круг и двигаться по кругу.
Например, игры «Еле-еле, еле-еле» и «Выпал беленький снежок»:
Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. (Е. Тихеева) |
Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, белый снег Засыпает всех. Дети все на лыжи встали, Друг за другом побежали. Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех. Дети к вечеру устали И в кроватках задремали. Снег, снег, белый снег -Спят ребята крепче всех!
• Закрепление на основе игр, в процессе которых используются круглые предметы
1)Закрепление происходит на основе соотнесения круглых предметов с кругом (по принципу «найди такой же формы»).
Работа проводится как с объемными, так и плоскими формами.
• На объемных формах
Используются следующие дидактические пособия: «Ша-рикоброс» и «Кубикоброс». Для игры ребенку предлагается взять только шарики и сложить их в баночки. Методом проб и ошибок ребенок складывает, постепенно понимает, что шарики можно вкладывать только через круглое отверстие. В дальнейшем ребенок без предварительного примерива-ния, руководствуясь лишь оценкой «на глаз», будет соотносить форму предметов и отверстий. При ознакомлении
с игровым материалом баночки желательно ставить на определенном месте. Например: «Шарикоброс» — слева, а «Ку-бикоброс» — справа. Впоследствии в процессе игры их надо несколько раз менять местами. Помимо вышеуказанных игр используется «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» типа «Почтового ящика» (ребенку предлагают взять только круглый колпачок и играют так, как описано выше).
Пазл с круглым и квадратным отверстиями
• На плоских формах
Для игры используются рамки Монтессори (аналог доски Сегена) со следующими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. На первом уровне все отверстия, кроме круглого, заклеиваются, и ребенку предлагается научиться вставлять круг в круг (вставь кружок в «домик»). На этом этапе в основном обращается внимание на развитие мелкой моторики. На следующем уровне открыты уже два «окошка»: круглое и квадратное, но ребенку дают только круг и просят найти для него нужное отверстие. Постепенно мож-
о |
о |
но увеличить количество используемых в игре кругов — «дверок» (количество круглых отверстий соответственно увеличится тоже), но ребенку дается все такое же задание: «Найди домик для кружка».
о |
О |
. При конструировании ребенку предлагается выложить кружки на нарисованные контуры так, чтобы получилась картинка. Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать, используя круги:
О |
ОО |
Мишка |
Цветочек |
2) Закрепление происходит на основе операции сравнения круга и других форм; выполняемые действия — сортировка (группировка) и выбор круглых предметов по образцу.
• Для занятий с объемными формами используются следующие дидактические игры: «Шарикоброс», «Кубикоброс», «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» для вкладывания шариков, круглых колпачков, кубиков. При этом отверстия в играх сделаны так, чтобы ребенок мог вставить шарики только в соответствующее круглое «окошко», а кубик в квадратное. Для игры дают предметы сразу двух форм (например, шарики и кубики) и предлагают рассортировать их по банкам, ориентируясь на форму отверстий.
Пирамидки с кольцами и квадратными брусками (по Е.И. Радиной) |
Для формирования у ребенка умения группировать однородные предметы используются наборы шариков и кубиков одного размера и цвета, пирамидки, состоящие из толстых колец и квадратных брусков (пособия Е.И. Радиной).
О о оп |
• Игры с плоскими формами: рамки Монтес-сори, решетки с вкладышами (пособия Э.Г. Пилюгиной).
Круги и квадраты
На первом уровне ребенку предлагается сравнить сильно отличающиеся фигуры (например, круг и квадрат, круг и треугольник) и вставить их в соответствующие «окошки». При этом внимание ребенка обращается на соответствие форм отверстий и вкладываемых фигур. На втором уровне сравниваются похожие фигуры, например, круг и овал. Необходимо, чтобы ребенок во время игры обводил рукой контур фигур и места для их вкладывания. Это позволяет качественно сопоставить, сравнить формы.
Работа с плоскими фигурами проводится с использованием рамок и без. Работа с рамками дает возможность ребенку контролировать себя, ориентируясь не только на зрительное, но и мышечное чувство.
Для упрощения восприятия фигур можно предложить рамки, окрашенные в разные цвета. Так, например, все круги — красного цвета и «живут» в красном «домике», квадраты — желтого и «живут» в желтом «домике» и т. п.
Работу с рамками можно проводить, используя разные методические приемы, такие как «одушевление» фигур. Например: на раздаточных квадратиках нарисованы зайчики, а на кружках — лисички. Надо разложить всех зверей (фигурки) в соответствующие по форме окошки домика (игра «Кто где живет?»). В игре «Спрячь мышек, ежиков, уточек. » для привлечения внимания ребенка к отверстиям в домиках на их дно можно вложить, нарисовать либо приклеить изображения разных предметов в зависимости от лексической темы занятия, а геометрические фигуры использовать в качестве дверок.
Сортировать фигуры можно и не используя рамки. Ребенок раскладывает фигуры, с помощью приема прикладывания предметов к эталонам форм для установления их тождества и различия (например: круги и квадраты выкладывает на полянки круглой и квадратной формы, ориентируясь только на зрительный анализатор). Впоследствии можно предложить группировать предметы, сравнивая их между собой и раскладывая их на кучки. Для привлечения внимания к
данному виду работы можно «опредмечивать» фигуры (например: круги — это печенье, квадраты — это сыр и т. п.), не забывая подчеркивать различие форм. Для стимуляции тактильных ощущений можно предложить игру «Волшебный мешочек». Ребенок на ощупь выбирает предметы определенной формы. Например: для мишки надо достать яблочки (кружочки), для зайки — морковки (треугольники) и т. п.
Важное место в работе по закреплению материала занимает такой вид деятельности, как выбор предметов определенной формы, в данном случае — кругов. Выбор предметов может нести две функции:
• Выбор, как способ сортировки (группировки).
• Выбор, как способ проверки усвоения знаний ребенком.
Использование выбора в сортировке и группировке позво
ляет ребенку правильно и быстро выполнить задание, что, в
свою очередь, стимулирует его познавательный интерес к игре,
повышает самооценку. Кроме этого, выбор помогает в разных
видах деятельности. Так, в конструктивной деятельности:
ребенку, чтобы сделать листву на деревце, надо выбрать толь
ко круги (в раздаточный материал входят разные геометри
ческие фигуры). В подвижных играх: чтобы не догнал мед
ведь, надо спрятаться только в круглых домиках. Чтобы
машина поехала, ее надо починить: приделать колеса. Для это
го нужно выбрать предметы только круглой формы.
3) Закрепление происходит с помощью использования кругов в играх, имеющих целью отработку других понятий. Например: в игре «Почини одеяло» ребенку предлагают наложить круглые заплатки в соответствии с цветом одеял и размером прорех.
Проверка
Проверка знания ребенком круга проводится на основе теста. Для того чтобы проверить, усвоил ли ребенок данный материал, ему предлагается дать из 4 предложенных пар фигур (1-я ступень: круги и квадраты; 2-я ступень: круги и овалы) только круги. При этом фигуры для теста в парах
должны отличаться по следующим параметрам. Они должны быть:
а) разными и по цвету, и по размеру;
б) одинаковыми по цвету, но разными по размеру;
в) одинаковыми по размеру, но разными по цвету;
в) |
г) одинаковыми и по цвету, и по размеру.
Используемые в парах круги должны быть разными между собой, чтобы у ребенка не сформировался стереотип на конкретную фигуру. Необходимо менять круги местами с другими фигурами так, чтобы не было закономерности в их расположении. Ребенку даются две попытки; при этом, если ребенок в первой попытке выбрал все круги правильно, то считается, что данным материалом он владеет, если же ребенок допустил хотя бы одну ошибку, то результат определяется по второй попытке (безошибочный выбор — засчитывается положительно; если есть неверный ответ — результат отрицательный).
Формирование представления о цвете
Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики словами-названиями цветов. От детей раннего и младшего дошкольного возраста не требуют обязательного запоминания названий цветов. Это обусловлено тем, что полное слияние слов-названий с эталонами происходит у малышей только к пяти годам. Следует отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3 годам должен знать и называть 4 основных цвета.
Какие же цвета и в какой последовательности предлагать ребенку на занятиях?
В первую очередь, надо остановиться на основных цветах: красном, желтом, синем, зеленом. Дополнительно можно дать черный и белый как цвета контрастные друг к другу.
Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный — спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к другу. Сначала предлагаются простые для восприятия пары: красный — желтый, желтый — синий, затем — красный — синий, красный — зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий — зеленый.
Выбор пар цветов для ознакомления — совершенно индивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начиная именно с красного.
При ознакомлении малыша с выбранной парой цветов параллельно проводится работа по вычленению определенного цвета. Как правило, это более активный в паре цвет. После того как ребенок усвоил принцип сортировки на два цвета (красный — желтый, желтый — синий, красный — синий), можно предложить ему сортировку на три цвета (красный, желтый, синий). К этому времени следует ввести пары: красный -зеленый, синий — зеленый. Как только ребенок начнет справляться с таким заданием, объем используемых цветов увеличивается до четырех: красный, желтый, синий, зеленый.
Впоследствии, когда малыш усвоит принцип сортировки, ему можно предложить промежуточные цвета. Следует учитывать, что эти цвета часто воспринимаются ребенком не как самостоятельные цветовые тона, а как оттенки основных цветов. Поэтому знакомство с оттенками цветов надо проводить при сопоставлении их с основными (выполняемое действие — сортировка; принцип подачи цветов: «такой» -«не такой» по цвету, без называния самих цветов).
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА | ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦВЕТА |
Красный | Розовый, бордовый, малиновый |
Желтый | Оранжевый, лимонный |
Синий | Голубой, фиолетовый, сиреневый |
Зеленый | Салатный, изумрудный |
Работу над оттенками цветов целесообразнее проводить после 4 лет, потому что с этого возраста ребенок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность
1 Насыщенность— показатель отношения между хроматическим и ахроматическим компонентами, степень цветности; светлотауказывает на относительное положение ахроматического компонента на шкале серого.
Основные этапы работы
Ознакомление
Цель: выгленение определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов.
Закрепление
Цель: сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).
Проверка
Цель: выявление умения определять цвет и называть его. Проводится в виде теста.
Данные этапы прослеживаются в работе над любым цветом, но целесообразнее остановиться на работе с красным цветом и цветом в его паре.
Ознакомление
Ознакомление проводится по двум направлениям:
Рассмотрим оба направления.
• Пассивное ознакомление с красным цветом
При пассивном ознакомлении ведущим в деятельности является взрослый. Он вычленяет красный цвет как особое свойство предметов и сообщает ребенку его название. При этом используются следующие приемы:
а) специальный подбор предметов красного цвета в коробке, ящике, в части помещения (подобранные предметы должны быть разными и отличаться друг от друга текстурой, например, можно положить кусочки меха и ткани, перышко, бусы, пластмассовую игрушку, пуговицу, палочку и т.п.). Взрослый подводит ребенка к этим предметам и сообщает ему их цвет.
В процессе ознакомления можно стимулировать внимание ребенка, предложив ему непродолжительное время поиграть с показанными предметами (например: подуть на пе-
рышко и понаблюдать, как оно падает; одеть на шею бусы и посмотреть на себя в зеркало и т. д. — при этом обязательно называется цвет предмета);
б) показ карточек с нарисованными на них предметами
красного цвета (можно использовать цветное лото «Шесть
картинок»);
в) использование предметов красного цвета в разных ви
дах деятельности (например: ребенок кормит зайку красны
ми морковками, рисует гуашью красного цвета, строит домик
из красных кирпичиков, нанизывает бусины или пуговицы
этого цвета, лепит, используя красный пластилин, и т. п.).
• Активное ознакомление с красным цветом
Этот вид ознакомления предполагает активное участие
ребенка в деятельности и основывается на сопоставлении предметов по цвету. Взрослый показывает два предмета, желательно однотипных (например, 2 кубика или 2 пуговицы и т. п.), отличающихся только по цвету, и сообщает ребенку, что этот предмет (называет его) — красный, а этот — «другого цвета», не красный. Затем предлагает ребенку сравнить предметы по цвету, приложив их друг к другу. Подобное сравнение можно проводить несколько раз за одну игру. Наиболее эффективный вид работы по вычленению красного цвета — выбор предметов этого цвета.
Закрепление
На этом этапе ребенку предлагают следующие виды действий:
• Сортировка по цвету.
• Выбор предметов по образцу.
• Сортировка предметов по цвету
Этот вид действий может выполняться:
а) с ориентиром на поле-эталон;
б) без ориентира на поле-эталон.
В первом случае ребенку предлагается более простой вариант сортировки, так как поле-эталон позволяет осуществлять зрительную проверку правильности выполнения зада-
ния. Для того чтобы малыш понял принцип сортировки, можно предложить ему вначале сортировать предметы с характерным для этого предмета цветом (например, дается задание разложить желтых цыплят и красных петушков в домики соответствующего цвета). Таким образом цвет «привязывается» к объекту, и ребенок получает дополнительный ориентир для выполнения задания. Кроме этого эффективным является прием «опредмечивания» цвета (например, ребенок помогает зайке рассортировать кружки красного и желтого цвета, называя при этом красные кружки конфетами, желтые — печеньем).
При сортировке предметов по цвету следует познакомить ребенка с приемом прикладывания, который позволяет не только выполнить задание, но и проверить правильность его выполнения.
В ходе сортировки используются следующие слова: «такой — не такой по цвету», «подходит — не подходит по цвету», «спрятался — не спрятался».
Сортировка без ориентира на поле-эталон предполагает у малыша умение сравнивать по цвету предметы в группе. Таким образом, этот вид сортировки является по своей сути группировкой по цвету.
Способы усложнения в сортировке:
• увеличение количества сортируемых предметов;
• увеличение количества цветов, по которым надо раз
ложить предметы;
• уменьшение различий при восприятии цветовых от
ношений. Например, сначала ребенок сортирует контраст
ные цвета красный — желтый; затем малыш сопоставляет
красный цвет с близкими к нему цветами; впоследствии ре
бенок соотносит оттенки красного цвета;
• использование при сортировке разнотипных предме
тов (трудность заключается в том, чтобы ребенок не пере
ключал внимание на признаки предметов, несущественные
для данного задания). Выполнение задания с таким услож-
нением является для детей раннего и младшего дошкольного возраста наиболее трудным.
• Выбор предметов определенного цвета по образ-
Такой вид работы надо проводить как можно чаще, потому что он позволяет сформировать у ребенка эталон цвета за довольно короткое время. Кроме того, выбор по образцу может использоваться как способ сортировки и группировки (например, ребенок выбирает предметы одного цвета, а остаются предметы другого цвета).
Все вышеупомянутые виды работы с цветом необходимо использовать в различных видах деятельности: изобразительной, конструктивной; а также в сюжетных играх и играх, затрагивающих сферу развития мелкой моторики (нанизывание, пристегивание, вставление колышков и соединения элементов).
Проверка
Проверка знания ребенком цвета проводится на основе теста. Малышу предлагается 4 раза выбрать предметы определенного цвета. Даются две попытки. Если при первой же попытке ребенок правильно выбирает по названию цвет, то считается, что он знает этот цвет. Если была допущена хотя бы одна ошибка, то ребенку дается возможность еще раз выполнить это задание. При второй попытке положительный результат засчитывается только в том случае, если ребенок выполнил задание правильно. Вторую попытку можно предложить 5-10 минут спустя, для того чтобы у ребенка не сформировалось негативное отношение к заданию.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ «Лесенка речевого развития»
Планирование коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда
Целью коррекционно-развивающих занятий является формирование языковой системы, стимуляция речевой деятельности, развитие коммуникативных функций, психических процессов и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.
В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенным влияниям окружающей среды. Для развития речи таким периодом является возраст от 1 года 6 месяцев до 3 лет. В норме у детей данного возраста идет интенсивное речевое развитие, происходит значительное увеличение активного и пассивного словаря. Так, к концу второго года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 200-300 слов, а к концу третьего года — 1200-1500 слов. На третьем году жизни увеличивается число называемых ребенком предметов, в своих высказываниях он употребляет почти все части речи, овладевает элементарным грамматическим строем языка. В общении со взрослыми малыш все реже использует звукоподражательные слова и однословные предложения, постепенно удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями. Некоторые дети к 3 годам могут правильно произносить большинство звуков родного языка (кро-
ме шипящих и сонорных) и даже правильно произносить все звуки речи.
Однако неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, различные родовые травмы и тяжелые заболевания в раннем возрасте, а также неправильное воспитание могут привести к нарушению нормального речевого развития. У детей данной группы отмечается патологическое развитие речи: позднее появление предре-чевых вокализаций (гуканья, гуления, лепета), развитие речи останавливается на уровне лепета. После года дети с нарушением речевого развития используют в речи только простые по звуковому составу звукоподражания (типа «би-би», «ко-ко»), а также лепетные слова («собака» — «бака», «киса» — «ки»). В дальнейшем, в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет, у детей не происходит увеличения активного словаря, к 2 годам -2 годам 6 месяцам не формируется фразовая речь.
В раннем возрасте у детей данной группы можно предположить патологическое развитие речи, и при отсутствии кор-рекционного воздействия последующее психическое и речевое развитие может происходить аномально.
- Окружность и её элементы. Знакомство с понятиями. 2-й класс
- I. Организация класса
- II. Актуализация знаний
- III. Сообщение темы урока
- IV. Работа по теме урока
- 4. Элементы окружности
- 5. Рефлексия
- 6. Творческое задание
- Урок математики «Окружность и круг» методическая разработка по математике (3 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- 💥 Видео
Видео:Длина окружности. Площадь круга. 6 класс.Скачать
Окружность и её элементы. Знакомство с понятиями. 2-й класс
Класс: 2
УМК: «Начальная школа XXI века».
Цели урока:
- Образовательная: создать условия для формирования представления об окружности и круге, как о геометрических фигурах и познакомить с их элементами, развивать практическое умение – пользоваться циркулем.
- Развивающая: создать условия для развития творческой деятельности, речи и мыслительных операций: обобщение, анализ, сравнение.
- Воспитательные: создать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, активности, способности к познанию.
Оборудование: геометрические фигуры (квадрат, куб, шар, круг), модель круга (на каждого ученика), учебник для 2 класса В.Н. Рудницкой «Математика» 1 часть, рабочая тетрадь, циркуль, линейка, картинка с изображением Карандаша (человечка), альбомные листы с изображением окружностей, карточки.
Ход урока
I. Организация класса
«Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю всем удачи —
За работу, в добрый час!»
II. Актуализация знаний
Игра. На столе разложены различные геометрические фигуры (накрыты платком).
— Найдите на ощупь: квадрат, куб, шар, круг.
— Чем отличаются? (учитель держит в руках и показывает шар и круг).
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке, мы с вами отправимся в удивительную страну геометрию, где познакомимся с новой геометрической фигурой и её элементами.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с понятием «окружность».
— Найдите на столе у каждого из вас круг. Возьмите его в руки. Обведите пальчиком границу круга так же как я.
— Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называется граница круга? (выслушав ответы детей, учитель вывешивает карточку на доску).
— Прочитайте слово: по слогам, с ударением. Закройте глаза, представьте это слово и ещё раз проговорите его по слогам.
— Какие буквы в этом слове похожи на окружность? («О»). А что вы можете рассказать об этих буквах? (Это безударные гласные, которые нужно запомнить.)
— А теперь возьмите круг, положите его на страницу тетради и обведите шаблон по его границе.
— Уберите шаблон. Посмотрите, у вас получилась окружность. Но для того, что бы построить окружность, не обязательно каждый раз пользоваться шаблоном.
2. Построение окружности с помощью циркуля.
а) — Для построения окружности существует специальный инструмент.
«Сговорились две ноги
Делать дуги и круги». Это . (циркуль).
Учитель вывешивает карточку на доску и показывает инструмент.
— Обратите внимание на гласную, которая пишется после буквы «Ц». Кто может объяснить?
— Какое слово спряталось в слове «циркуль»? («цирк»).
— Слово «цирк» в переводе с латинского языка означает «круг».
— Как вы думаете, почему значение слова связано с кругом? Вспомните, как выглядит арена. (Она круглая, как-будто её построили с помощью циркуля).
б) — У циркуля есть 2 ножки: одна — с остриём, другая — с грифелем.
С циркулем нужно работать очень осторожно. Назовите правила пользования циркулем (нельзя подносить к лицу и глазам, нельзя передавать циркуль соседу иглой вперёд, нельзя им играть, циркуль должен находиться в специальном футляре).
— А теперь посмотрите, как работают с этим инструментом (показ учителя): «Разведу ножки на небольшое расстояние: ножку с остриём ставлю на бумагу, а ножка с грифелем касается бумаги. Аккуратно поворачиваем циркуль вокруг своей оси, при этом сохраняя расстояние между ножками, и получаем окружность. Если расстояние изменится — окружность не получится».
в) — Начертите окружность в тетрадях так же как я. (самостоятельная работа детей, помощь учителя), но сначала повторим порядок работы.
— Что вы начертили? (окружность). Как вы думаете, почему её так назвали?
— Окружность — линия, которая идёт по границе круга.
— Посмотрите на свои фигуры. Чем круг отличается от окружности? (показать).
— Круг — это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью; его можно погладить. Погладьте. Окружность — это только граница круга (проведите пальчиком по линии), внутри пустая. Круг и окружность как брат и сестра. Они всегда вместе! Нарисовали окружность — возник круг, вырезали круг — ножницы обозначили окружность.
Физминутка.
— А теперь отдохнём, встаньте!- Начертите окружность:
- левой рукой в воздухе;
- правой ногой на полу;
- на спине у соседа;
- носом на потолке.
— Садитесь! Продолжаем работать дальше!
3. Работа по учебнику.
— Откройте учебник на странице 88, найдите №6.
Рассмотрите: как изображаются на плоскости круг и окружность. Сравните. В чём сходство и различие?
— А какие предметы в учебнике на странице 87 в №1 являются окружностью? (Обруч, огненное кольцо, оправа от очков). Назовите предметы, которые имеют форму круга. (Стекло от очков, леденец, солнышко). Приведите свои примеры.
— Ребята, к нам на урок пришёл гость — весёлый Карандаш и принёс с собой замечательную песенку про круг и окружность (вывешивается картинка с изображением Карандаша).
— Послушайте её (учитель поёт):
«У круга есть одна подруга
Знакома всем её наружность.
Она идёт по краю круга
И называется . » (окружность).
4. Элементы окружности
— Дома вы можете сочинить свою песенку про круг и окружность.
— А сейчас Карандашик просит вас помочь ему выполнить некоторые задания:
а) — Как и любая фигура, окружность тоже имеет свой центр. Помогите найти её Карандашу.
— Как вы думаете, где она будет находиться? (Найдите у себя прокол от острой ножки циркуля — это и есть центр окружности).
— Отметьте его точкой и обозначьте латинской буквой «O».
б) — На странице 87 учебника, на чертеже найдите центр окружности.
— А какой ещё элемент окружности вы видите на чертеже? Прочитайте!
— Карандашик просит вас помочь ему построить радиус окружности.
— Как же это сделать?
в) — Отметим на окружности точку в любом месте. Я здесь, а вы можете поставить точку в другом месте (показать), но обязательно на окружности и обозначим её латинской буквой «А». (Учитель и дети работают одновременно).
— Соедините точку «А» с центром окружности (по линейке, цветным карандашом).
— Какая получилась фигура? (отрезок ОА).
— Отрезок ОА и есть радиус.
— Радиус — это расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружности.
— А можно ещё провести радиус? Кто сможет, попробуйте? (2 ученика у доски).
— Как можно узнать длину радиуса? (с помощью линейки и циркуля).
— Как вы думаете, радиусы, которые мы построили будут одинаковыми или разными? Докажите! (измерьте с помощью линейки или циркуля).
г) — А ведь знаете, в математике есть ещё одно определение окружности.
— Представьте себе, что вы бы отметили множество точек, которые находятся на одинаковом расстоянии от центра, и когда их соединили между собой, то, что получилось тогда? (окружность).
— Вот вы и сами дали второе определение окружности: окружность — это множество точек, которые находятся на одинаковом расстоянии от центра окружности.
5. Рефлексия
— А теперь подведём итог урока, то есть выясним: какие же открытия вы совершили сегодня для себя на уроке? (высказываются дети).
— Ребята, а полученные знания вам в жизни пригодятся? Где?
— Итак, что такое окружность? (2 определения: Окружность — это граница круга, замкнутая кривая линия. Окружность — это множество точек, находящихся на одинаковом расстоянии от центра окружности).
— Как называется этот элемент окружности? (учитель показывает на центр окружности)
— Как называется расстояние от центра окружности до любой точки, лежащей на окружности? (радиус)
6. Творческое задание
– Вы сегодня отлично поработали на уроке, узнали много нового. Молодцы!
А теперь Карандашик предлагает вам немного отдохнуть и выполнить творческое задание.
а) – Посмотрите, что изображено у каждого из вас на альбомном листе? (окружность)
— Проявив свою фантазию, дорисуйте окружности так, чтобы получились разные предметы. А для этого вам пригодятся знания, полученные на уроках «Окружающего мира» и «Технологии».
— А может быть, кто-нибудь из вас захочет использовать в своей работе не окружность, а круг.
— Что же тогда нужно сделать? Как превратить окружность в круг? (закрасить).
— Итак, приступаем к работе. А интересные работы вы продемонстрируете нашему Карандашику в конце урока. (Включить музыку).
б) Просмотр интересных работ детей и учителя (эмблема олимпийского флага – на основе окружности и дорожный знак «Движение пешеходов запрещено» — на основе круга).
Видео:Окружность и круг, 6 классСкачать
Урок математики «Окружность и круг»
методическая разработка по математике (3 класс) на тему
Урок математики по программе «Перспективная гачальная школа», 3 класс
Видео:5 класс, 22 урок, Окружность и кругСкачать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_okruzhnost_i_krug.docx | 46.73 КБ |
Видео:Видеоурок 14. Круг и окружность. Математика 3 классСкачать
Предварительный просмотр:
Урок по математике
на тему «Окружность и круг»
Автор: Камалова Лилия Фануровна
учитель начальных классов,
2013-2014 учебный год
Урок математики по ФГОС во 2 классе по теме «Окружность и круг»
Провела: учитель первой категории МАОУ СОШ №59 г. Тюмени
Камалова Лилия Фануровна
Математика 2 класс (2 часть), автор учебника А. Л.Чекин. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Окружность и круг»
Дата проведения ; 28.02.2014г.
Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятиями «круг» и «окружность»
Тип урока: «Открытие новых знаний»
-получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем;
-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
— воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
Методы обучения : продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-фронтальная, парная, групповая
-ПК, мультипроектор, интерактивная доска
2.Технологическая карта занятия
1.Самоопределение к деятельности
Включение детей в деятельность
Настрой на работу в стихотворной форме
— На уроке у нас присутствует много гостей, давайте улыбнемся им.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки
— Посмотрите внимательно на геометрические фигуры (открываю доску) .
— Как вы думаете, что вам предстоит сделать с ними?
— Назовите, что это за фигуры?
— Что еще видите? Как вы думаете для чего они?
Где располагаются буквы?
— Что объединяет эти фигуры и чем они отличаются друг от друга?
– Какая фигура лишняя?
— Составьте 2 слова: 1) из букв, которые находятся на границе фигур;
2) из букв, которые находятся внутри фигур.
— Попробуйте определить тему нашего урока .
— Треугольник, квадрат, круг, пятиугольник
— Внутри, на границе.
— Это все геометрические фигуры
— У круга нет углов
— «Окружность и круг»
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Анализ объектов с целью выделения признаков
3.Постановка учебной задачи
Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации
Работа в тетрадях.
— Открыли тетради, записали число, классная работа (опереться на плакат «Сиди правильно») .
— К доске попрошу выйти двух учеников. Один ученик нам нарисует окружность, другой ученик круг.
— Вы ребята в тетрадях рисуете в первом квадрате: 1в. — поднимите правую руку – рисуете окружность, 2в. — поднимите левую руку – рисуете круг.
— Были даны разные задания, а фигуры получились похожие. А вы сравните ребята свои работы с работой соседа. У вас тоже получились одинаковые фигуры?
— Как вы думаете почему так получилось? Вы считаете, что круг и окружность это одно и тоже?
— Что нам предстоит узнать сегодня на уроке? Какие важные открытия мы сделаем?
— Посмотрите на доску и в тетради, а фигуры у вас получились ровные? А почему? Чему мы должны сегодня научиться?
— А у вас есть предположение при помощи чего мы сможем с вами чертить ровные фигуры? Т. Е. мы познакомимся с вами сегодня с каким новым инструментом?
— Давайте еще раз вспомним, как звучало задание?
— У нас получилось разграничить эти два понятия?
— Значит какая самая большая задача стоит перед нами сегодня на уроке?
— Над какой проблемой мы с вами будем работать?
Ставят цели, формулируют тему урока
Записывают дату и классная работа
Выходят 2 ученика. Один рисует круг, второй – окружность.
Остальные работают в тетрадях по вариантам.
— Узнаем, что такое окружность и что такое круг.
— Научимся чертить эти геометрические фигуры.
— Нарисовать круг и окружность
Чем круг отличается от окружности
Формулирование познавательной цели;
Логические: формулирование проблемы
4. Построение проекта выхода из затруднения
💥 Видео
Длина окружности. Площадь круга - математика 6 классСкачать
Всё про углы в окружности. Геометрия | МатематикаСкачать
Математика 3 класс (Урок№33 - Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)Скачать
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)Скачать
Математика 6 класс (Урок№76 - Длина окружности. Площадь круга.)Скачать
Длина окружности. Практическая часть - решение задачи. 6 класс.Скачать
Круг. Окружность | Математика 3 класс #21 | ИнфоурокСкачать
Окружность. Круг. 5 класс.Скачать
Площадь круга. Математика 6 класс.Скачать
6 класс, 3 урок, Длина окружности и площадь кругаСкачать
Площадь круга. Практическая часть - решение задачи. 6 класс.Скачать
Длина окружности. Математика 6 класс.Скачать
Радиус и диаметрСкачать
Математика 26. Циркуль. Окружность и круг — Шишкина школаСкачать
Окружность. 7 класс.Скачать
Длина окружности. Площадь круга, 6 классСкачать