- 19.1 Двухскоростные асинхронные двигатели различных скоростей
- Схемы подключения
- Переключение скоростей с помощью переключателя
- Переключение скоростей с помощью контакторов
- 19.2 Двухскоростные двигатели с подключением Даландера или с переключением полюсов
- Электродвигатель Даландера
- 19.3. Запуск двухскоростного двигателя с переключающимися полюсами без инверсии вращения
- Двухскоростной трехфазный асинхронный двигатель со спецификацией на одно напряжение
- Двухскоростной асинхронный электродвигатель
- Соединение по схеме Даландера
- Две отдельные обмотки
- Однофазные двигатели
- Коммутационные устройства для двигателей переменного тока
- Защитные выключатели двигателя для односкоростных двигателей без термоконтакта
- Защитные выключатели двигателя для двухскоростных двигателей без термоконтакта
- Устройства защиты для всех двигателей с термоконтактами
- Зачем нужна схема “Звезда – Треугольник”?
- Подключение двухскоростного асинхронного двигателя
- Двухскоростной асинхронный электродвигатель
- Схемы подключения
- Переключение скоростей с помощью переключателя
- Переключение скоростей с помощью контакторов
- Практическая реализация схемы подключения двухскоростного электродвигателя
- Практическое применение
- Обновление Март 2017
- Видео работы двигателя по схеме Даландера
- Заточной станок (точило) на двигателе Даландера
- Скачать
- Способы подключения асинхронного электродвигателя
- Подключение звездой
- Подключение треугольником
- Подключение методом «звезда-треугольник»
- Подключение многоскоростных моторов
- Нахождение начал и концов обмоток
- Поиск парных клемм
- Пометка начал обмоток и их концов
Видео:Как работает пусковой переключатель со звезды на треугольникСкачать
19.1 Двухскоростные асинхронные двигатели различных скоростей
Асинхронные трехфазные двигатели могут быть сконструированы более, чем на одну скорость, либо реализованные с различными обмотками, отличающимися числом полюсов, либо только с одной обмоткой, но построенной таким образом, что может подключаться внешне с различным числом полюсов. По этой причине некоторые виды трехфазных асинхронных двигателей с различными скоростями называют также двигатели с переключаемыми полюсами.
На рисунке 19.1 схематически представлены разнообразные типы обмоток и также их подключение, которые в настоящее время наиболее часто употребляются в конструкции двигателей различных скоростей, причем второй является наиболее часто используемым из всех.
Рисунок 19.1 – Системы соединения трехфазных асинхронных двигателей с различными скоростями
Этот тип двигателей имеет короткозамкнутый ротор и в основном применяется в работе станков и вентиляторов, и, что касается видов конструкции, представленных на рисунке 19.1, их главными характеристиками являются следующие:
- Двигатели с двумя независимыми обмотками. У этих двигателей две скорости и они сконструированы таким образом, что каждая обмотка взаимодействует внутренне с различным количеством полюсов и в зависимости от того, какая обмотка подключена к сети, двигатель будет вращаться с различным числом оборотов. В этом типе двигателей обычно обе обмотки включаются соединением в звезду и наиболее частые сочетания полюсов это: 6/2, 6/4, 8/2, 8/6, 12/2 и 12/4.
- Двигатели с одной обмоткой с подключением Даландера. Эти двухскоростные двигатели сконструированы с обычной трехфазной обмоткой, но соединенной внутри таким образом, что в зависимости то того, какие внешние потребители подключены в сеть, в двигателе будут происходить переключения с одного на другое количество полюсов, но их соотношение всегда будет 2 к 1; таким образом, у двигателя будут две роторные скорости, одна в два раза превышающая другую. Как показано на рисунке 19.1, подключение обмоток осуществляется треугольником или звездой для меньшей скорости и двойной звездой для большей, наиболее частые сочетания полюсов это: 4/2, 8/4 и 12/6.
- Двигатели с обмоткой Даландера и другой независимой обмоткой. При помощи этого типа двигателя достигаются три различные скорости, две с обмоткой подключения Даландера и третья с независимой обмоткой, конструкция которой различное количество полюсов, отличное от двух полярностей, полученных с первой. Наиболее часто используемые подключения представлены на рисунке 19.1, и наиболее часто встречающиеся сочетания полюсов: 6/4/2, 8/4/2, 8/6/4, 12/4/2, 12/6/4, 12/8/4, 16/12/8 и 16/8/4.
- Двигатели с двумя обмотками Даланлера. При помощи двигателей этого типа добиваются четырех скоростей, две с каждой обмотки, которые будут предназначены для полярностей отличных друг от друга, при наиболее часто использующихся сочетаниях: 12/8/6/4 и 12/6/4/2.
Видео:Этому не учат, а стоило бы. Чем отличается звезда от треугольника? #звезда #треугольник #двигательСкачать
Схемы подключения
Кто немного не в курсе, как подключаются к трехфазной сети асинхронные электродвигатели – настоятельно рекомендую ознакомиться с моей статьёй Подключение двигателя через магнитный контактор . Я предполагаю, что читатель знает, как включается электродвигатель, зачем и какая нужна защита двигателя, поэтому в этой статье я эти вопросы опускаю.
В теории всё просто, а на практике приходится поломать голову.
Очевидно, что включение обмоток двигателя Даландера можно реализовать двумя путями – через переключатель и через контакторы.
Переключение скоростей с помощью переключателя
Рассмотрим сначала схему попроще – через переключатель типа ПКП-25-2. Такие принципиальные схемы мне встречались чаще всего в советской технике (примеры будут во второй части статьи).
Переключатель должен иметь три положения, одно из которых (среднее) соответствует выключенному двигателю. Про устройство переключателя – чуть позже.
Крестиками на пунктирах положения переключателя SA1 отмечены замкнутые состояния контактов. То есть, в положении 1
питание от L1, L2, L3 подается на треугольник (выводы U1, V1, W1). Выводы U2, V2, W2 остаются не подключенными. Двигатель вращается на первой, пониженной скорости.
При переключении SA1 в положение 2
выводы U1, V1, W1 замыкаются друг с другом, а питание подается на U2, V2, W2.
Переключение скоростей с помощью контакторов
При запуске с помощью контакторов схема будет выглядеть аналогично:
Внимание! Не путайте эту схему со схемой «Звезда-Треугольник»! Это другая схема!
Здесь на первую скорость двигатель включает контактор КМ1, на вторую – КМ2. Очевидно, что физически КМ2 должен состоять из двух контакторов, поскольку необходимо замыкание сразу пяти силовых контактов.
Видео:Запуск двигателя по схеме "ЗВЕЗДА/ТРЕУГОЛЬНИК"Скачать
19.2 Двухскоростные двигатели с подключением Даландера или с переключением полюсов
Наиболее применяемый вид асинхронных трехфазных двигателей с различными скоростями (можно сказать, что почти единственный применяемый в настоящее время) это двигатель с олной обмоткой с подключением Даландера и именно поэтому этот двигатель будет детально описан. На рисунке 19.2 показана обмотка трехскоростного асинхронного двигателя с подключением Даландера, где представлены, как внутренние подключения, так и присоединения с клеммной колодкой к сети, в двух рабочих позициях. Этот двигатель предназначен для работы с четырьмя полюсами, когда соединен в треугольник и два полюса, когда соединяется в двойную звезду в соответствии с представленной на рисунке фазы обмотки U1 – V1.
Рисунок 19.2 – Внутренние связи, в треугольник и двойную звезду, обмотки двигателя Даландера, с 4 и 2 полюсами
Как показано на рисунке 19.2 при запуске на меньшей скорости достаточно применить напряжение сети шторок клеммных соединений, при осуществлении треугольного подключения между тремя фазами внутри двигателя. И наоборот, для большой скорости должны быть выполнены две операции: сначала необходимо короткозамкнуть U1, V1 и W1, а затем применить напряжение сети U2, V2 и W2 в клеммном соединении. Вывод, полученный на основе вышеизложенного: для автоматического запуска двигателя с подключением Даландера необходимы три контактора.
Также на рисунке 19.2 можно увидеть, что когда двигатель подключается на маленькую скорость, образовывается двойное количество полюсов из-за того, что все статоры одной фазы соединены последовательно, в то время, как для большей скорости статоры каждой фазы соединяются по половине параллельно, таким образом получая половину количества полюсов по сравнению с предыдущим описанием.
Перейдем к описанию схем контроля и защиты наиболее часто применяемых для работы двигателей с подключением Даландера, и представленным на рисунках 19.3 и 19.4. Первый это простой запуск на любой из двух скоростей и второй это тот же тип запуска, но с двумя необходимыми цепямидля того, чтобы в каждой из своих двух скоростей двигатель мог бы запускаться в обоих направлениях без различия (одинаково).
Видео:Как работает силовая часть Звезда - ТреугольникСкачать
Электродвигатель Даландера
Идея двигателя Даландера в двух вариантах подключения. У «обычного» асинхронного трехфазного двигателя подключенного на «треугольник» три обмотки. У двигателя Даландера каждая обмотка разделена на две одинаковые.В первом варианте (медленном) двигатель работает как обычный асинхронный трехфазный двигатель. Для включения второго варианта работы происходит перекоммутация через коммутационный контактор, что преобразует схему «треугольник» в две «звезды». У двигателя увеличивается мощность и количество оборотов (скорость вращения).
Другие способы изменения скорости вращения двигателя — установка частотного преобразователя, использование двигателя с фазным ротором и двигатели с двумя комплектами обмоток с разным количеством полюсов.
Видео:#001."Звезда" или "Треугольник"?Скачать
19.3. Запуск двухскоростного двигателя с переключающимися полюсами без инверсии вращения
Электрические характеристики элементов контроля и защиты необходимые для выполнения этого типа запуска, как минимум должны быть:
- Контактор К1, для включения и выключения двигателя на маленькой скорости (PV). Мощность должна быть такой же либо превышать In двигателя в треугольном соединении и с категорией обслуживания АС3.
- Контакторы К2 и К3, для включения и выключения двигателя на большой скорости (GV). Мощность этих контакторов должна быть такой же либо превышать In двигателя соединенного двойной звездой и категориеи обслуживания АС3.
- Термореле F3 и F4, для защиты от перегрузок на обоих скоростях. Каждый из них будет измерять In, употребляемый двигателем на защищаемой скорости.
- Предохранители F1 и F2, для защиты от К.З. должно быть типа аМ и мощностью такой же или превышающей максимальное In двигателя, в каждой из своих двух скоростей.
- Предохранитель F5, для защиты цепей контроля.
- Система кнопок, с простым прерывателем остановки S0 и двумя двойными прерывателями движения S1 и S2.
Перейдем к описанию в краткой форме процесса запуска, как на малой скорости, так и на большой:
- а) запуск и остановка на маленькой скорости (PV).
- Запуск путем нажатия на S1.
- Замыкание контактора цепи К1 и запуск двигателя соединенного треугольником.
- Автопитание через (К1, 13–14).
- Открытие К1, которое действует как шторка для того, чтобы хотя запущен в движение S2, контакторы большой скорости К2 и К3 не были активизированы.
- Остановка путем нажатия на S0.
- б) запуск и остановка на большой скорости (GV).
- Запуск путем нажатия на S2.
- Замыкание контактора звезды К2, которое формирует звезду двигателя при коротком замыкании: U1, V1 и W1.
- Замыкание контактора К3 (К2, 21–22) таким образом, что двигатель работает соединением в двойную звезду.
- Автопитание через (К2, 13–14).
- Открытие (К2, 21–22) и (К3, 21–22), которые действуют как шторки для того, чтобы никогда не закрывался К1 в то время, как закрыты К2 или К3.
- Остановка путем нажатия на S0.
Видео:#013. Режим "Звезда"-"Треугольник . Часть 2Скачать
Двухскоростной трехфазный асинхронный двигатель со спецификацией на одно напряжение
- изменяющееся количество полюсов двигателя согласно схеме Даландера (скорость вращения 1:2),
- изменяющееся количество полюсов двигателя с двумя отдельными обмотками (скорость вращения варьируется).
В отличии от односкоростных двигателей, двухскоростные двигатели предназначены для одной величины оперативного напряжения.
Напряжение сети и номинальное напряжение двигателя должны совпадать.
Что касается обозначения клемм, было установлено, что последовательность цифр, предшествующих клеммным буквам указывает число оборотов. Клеммы 1U, 1V и 1W всегда соответствуют низкой скорости, а клеммы 2U, 2V и 2W соответствуют более высокой скорости.
На рисунках 5–8 показано, каким образом обмотки должны быть соединены между собой и где токоведущие проводники ограничиваются в каждом конкретном случае.
Видео:Описание схемы переключения электродвигателя со звезды на треугольник.Скачать
Двухскоростной асинхронный электродвигатель
Обмотки двухскоростного двигателя выглядят таким образом:
При подключении выводов U1, V1, W1 такого двигателя к трехфазному напряжению он будет включен в “треугольник” на пониженную скорость.
А если выводы U1, V1, W1 замкнуть между собой, а питание подать на выводы U2, V2, W2, то получатся две “звезды” (YY), и скорость будет в 2 раза выше.
Что будет, если обмотки вершин треугольника U1, V1, W1 и середин сторон U2, V2, W2 поменять местами? Я думаю, ничего не изменится, тут дело только в названиях. Хотя, я не пробовал. Кто знает – напишите в комментариях к статье.
Видео:Соединение обмоток треугольникомСкачать
Соединение по схеме Даландера
Чтобы запустить машину на низкой скорости вращения, блок питания подключается к клеммам 1U, 1V и 1W. Другие клеммы (2U, 2V, 2W) не подключаются (рис. 5). Чтобы использовать более высокую скорость, блок питания подключается к клеммам 2U, 2V и 2W.
Рисунок 5 – Обмотка Даландера для низкой скорости
Важно: Клеммы 1U, 1V и 1W должны быть соединены между собой в этом случае. Неспособность обеспечить этой перемычки (соединение звездой) приведет к разрушению обмоток (рис. 6).
Рисунок 6 – Обмотка Даландера для высокой скорости
В системах с контакторным управлением замыкатель звезда всегда должен быть включен перед сетевым контактором высокой скорости!
Видео:Как соединить обмотки электродвигателя в треугольник и звездуСкачать
Две отдельные обмотки
В этом случае источник питания подключен к клеммам 1U, 1V и 1W для низкой скорости, клеммы 2U, 2V и 2W остаются неподключенными (рис. 7). Для получения более высокой скорости, блок питания должен быть подключен к клеммам 2U, 2V и 2W.
Рисунок 7–8 – Соединение двух отдельных обмоток на низкую и высокую скорости
Соединение звездой ( перемычка ) не должно использоваться в этом случае.
Несоблюдение этого правила может привести к разрушению обмоток.
Сравнивая способы соединения двигателей по схеме Даландера, и узлов с отдельными обмотками, становится ясно, что разница между схемами должна быть внимательно отмечена при выборе коммутационных устройств.
Устройство переключения для двигателя Даландера никогда не должно быть использовано двигателем с двумя обмотками, и наоборот!
Смена фаз производится для реверса двигателя. Если изменяющий полюс выключатель ( переключатель полюса ) используется, рекомендуется произвести обмен фазы перед устройством переключения, так как изменение фазы на двигателе повлечет перенастройку 2х2 клемм, т. е. риск спутать проводники в этом случае будет значительно выше.
Видео:Пуск электродвигателя, схемы подключения, треугольник, звезда, пускатель, трехфазный на 220ВСкачать
Однофазные двигатели
Однофазные двигатели предназначены для одно- или многоскоростных операций, а также контроля бесступенчатого изменения числа оборотов.
Клеммная коробка двигателя с обозначениями и соединениями для обмоток и конденсаторов изображена на рис. 9. Эти двигатели рассчитаны на работу с операционным напряжением в сети 230 В. Подключен ли двигатель между фазой и нейтралью в сети 400 В или между двух фаз 230 В не имеет значения. Кроме того, не принципиально, какой вывод будет использован при соединении фазы с нейтралью. Направление вращения будет тем же.
Рисунок 9 – Клеммная коробка двигателя с обозначениями
Смена направления вращения может быть достигнута путем изменения вспомогательной по отношению к основной обмотки. Это включает в себя переподключение цепей перемычек в клеммной коробке. Начиная с перемычки между U1 и Z1 и между С1 и Z2, которые предусмотрены в клеммной коробке для определения направления вращения. Скорость может быть выбрана присвоением питания соответствующим клеммам.
1. Низкая скорость
На рисунке 10 показано, что основная обмотка HS подключена последовательно со вспомогательной обмоткой HIS. Конденсатор С подключен параллельно вспомогательной обмотке.
Видео:Пуск электродвигателя, без пускового тока, звезда, треугольник, схема запуска, видео, энергомагСкачать
Коммутационные устройства для двигателей переменного тока
Функции переключающих устройств:
- Питание и обесточивание двигателей вентиляторов.
- Защита двигателя от перегрузок и разрушений. Устройства, выполняющие эту функцию, называются защитные выключатели двигателя или защитные комбинированные переключатели.
Защитные выключатели двигателя для односкоростных двигателей без термоконтакта
Защитный выключатель двигателя может управлять односкоростным трехфазным двигателем. Он включает в себя переключение и отключение механизма. Отключение механизма (перегрузка по току или биметаллические реле) реагирует на входной ток двигателя и прерывает подачу питания, когда потребление тока начинает превышать номинальный ток двигателя.
Номинальный ток двигателя на соответствующем рабочем напряжении является решающим фактором для выбора защитного выключателя!
Номинальный ток должен находиться в пределах диапазона уставок защиты переключателя таким образом, чтобы последние точно доходили до номинального тока двигателя. Защитное отключение не должно срабатывать, если ток двигателя не превышен. С другой стороны, двигатель должен быть выключен (после определенной задержки), когда потребление тока возрастает выше заданного значения защитного выключателя. Задержка времени на отключение становится короче с увеличением величины тока; она составляет примерно 5 секунд при превышении тока в 6 раз от установленного значения.
Из вышеизложенного следует, что измеренный ток принимается в качестве меры температуры двигателя. Тем не менее, это справедливо только до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости двигателя остается ниже порога + 40°C. Если температура охлаждающей жидкости поднимается выше + 40°C, электродвигатель может быть разрушен, даже если его номинальный ток не превышен, просто потому, что тепло, генерируемое внутри, не может быть достаточно быстро рассеяно. Защита двигателя реагирует только на нагрузки двигателя. Ток является причиной увеличения тепла.
Защитные выключатели двигателя для двухскоростных двигателей без термоконтакта
Двухскоростные двигатели переключаются при помощи комбинированных защитных переключателей. Последние отличаются от простых защитных выключателей тем, что они содержат два механизма переключающих операций (перегрузки по току или биметаллические реле), а также переключатель оборотов. Тем не менее, принцип работы такой же, как у защитного выключателя для односкоростных машин.
Устройства защиты для всех двигателей с термоконтактами
Для действительно эффективной защиты двигателя, должно быть принято во внимание влияние системы охлаждения. Это достигается путем измерения температуры непосредственно в месте, где она может повредить двигателю, то есть в пределах обмотки.
Обмотки изоляции бывают разных классов и не должны перегреваться сверх предельной температуры, указанной для каждого класса (рис. 12).
Для измерения температуры применяется датчик температуры (термоконтакт), который действует как преобразователь, встроенный в обмотку. Температура в обмотках электродвигателя надежно определяется датчиком. Он состоит из очень малого биметаллической коммутатора, который разрывает электрическую цепь управления незадолго до того, как температура обмотки достигает предела для данного класса изоляции. Чтобы воспользоваться этой функцией, необходимо применять коммутационное устройство, оборудованное соответствующим образом.
Эти устройства также называют устройствами защиты для всех двигателей с термоконтактами. Они доступны для односкоростных электродвигателей с обмотками Даландера или для двигателей с двумя раздельными обмотками.
Рисунок 12 – Пределы температур для изоляционных материалов
Действие устройства защиты характеризуется тем, что двигатель обесточивается сразу после срабатывания теплового контакта, разрывая электрическую цепь. Однако двигатель не будет автоматически запускаться повторно, если цепь управления закрывается тепловым контактом. Чтобы повторно запустить двигатель, ручной переключатель должен быть установлен в 0 , а затем, через Е (это дает начальный импульс) в положение 1 или 2 в зависимости от желаемой скорости.
Некоторые устройства защиты двигателей содержат дополнительные контакты для сервопривода и порт для подключения контакт создающих компонентов (например, термостата, гигростата, таймера и др.). Такие переключатели могут использоваться для питания и обесточивания электродвигателей через контакт создающие компоненты вручную на заранее заданной скорости. Двигатель выключается, когда управляющий контакт открывается и возвращается в работу автоматически, когда он закрывается.
Дополнительные контакты позволяют запустить сервопривод (позиционирование) двигателя по часовой стрелке или против часовой стрелки независимо от двигателя вентилятора.
Устройство защиты двигателя с биметаллическим реле, установленное на номинальный ток, может обслуживать только один подключенный двигатель, а устройства защиты для всех двигателей с термоконтактами поддерживает подключение нескольких двигателей. Следует отметить, что совокупность этих двигателей не должна превышать предельную мощность устройства защиты. Кроме того, двигатели, подключенные параллельно должны иметь одинаковое рабочее напряжение и тип обмотки (односкоростные, Даландера или разделенные обмотки). Конфигурация схемы должна быть такой, чтобы двигатели соединялись параллельно с клеммами трехфазного переменного тока, в то время как тепловые контакты должны быть соединены последовательно.
Видео:#016. Звезда-треугольник. Полная сборка схемы.Скачать
Зачем нужна схема “Звезда – Треугольник”?
Корень проблемы кроется в пусковых токах и чрезмерных нагрузках, которые испытывает двигатель, когда на него подают питание напрямую. Да что там двигатель – весь привод при пуске скрежещет и содрогается!
ВАЖНО! Если дочитали досюда, ознакомьтесь с моей статьёй про пусковые токи . Там очень подробно о том, откуда они берутся, как их узнать, посчитать и измерить.
- Особенно это критично
там, где нет понижающей передачи – редуктора или ремня на шкивах. - Особенно это важно
там, где на валу двигателя насажено что-то массивное – крыльчатка или центрифуга. - Особенно это значимо
там, где мощность двигателя – более 5 кВт, а скорость вращения большая (3000 об/мин).
Привод отличается от двигателя, как колесо от покрышки и как пускатель от контактора .
Так вот, для того, чтобы уменьшить мощность на валу двигателя во время пуска, его включают сначала на пониженное напряжение, он не спеша разгоняется, а потом врубают по полной, на номинальную мощность. Реализуется это не изменением напряжения реостатами и трансформаторами, а более хитро. Но по порядку.
Видео:Двухскоростной электродвигатель, подключение.Скачать
Подключение двухскоростного асинхронного двигателя
Капитальный ремонт токарного станка в процессе. Главный двигатель – двухскоростной
В те времена, когда преобразователи частоты для асинхронных двигателей были роскошью (более 20 лет назад), в промышленном оборудовании в случае необходимости применялись двигатели постоянного тока, в которых имелась возможность регулировать частоту оборотов.
Способ этот был громоздкий, и наряду с ним использовался ещё один, попроще – применялись двускоростные (многоскоростные) двигатели, в которых обмотки подключаются и переключаются определённым образом по схеме Даландера, что позволяет изменять скорость вращения.
Двигатели постоянного тока с изменением скорости и управлением от электронного блока используются в дорогостоящем промышленном оборудовании.
А вот двухскоростные двигатели встречаются в станках производства СССР 1980-х годов средней ценовой категории. И по подключению лично у меня возникали проблемы, в связи с путаницей и недостатком информации.
Последние примеры – токарный станок спец. исполнения, лесопилка. Подробности будут ниже.
Исполнение обмоток напоминает соединение “треугольником”, в связи с этим переключение может быть ассоциировано со “звездой-треугольником”. И это сбивает с толку.
Схема “Звезда – Треугольник” используется для лёгкого пуска двигателей (при этом скорость в обоих режимах одинакова!), а двухскоростные двигатели с переключением обмоток – для переключения рабочих скоростей.
Существуют двигатели не только с двумя, но и с бОльшим количеством скоростей. Но я буду говорить о том, что лично подключал и держал в руках:
Двухскоростной асинхронный электродвигатель Даландера
Поменьше теории, побольше практики. И как обычно, от простого к сложному.
Видео:ПРИНЦИП РАБОТЫ ДВУХСКОРОСТНЫХ АСИНХРОННЫХ ЭЛЕКТРО ДВИГАТЛЕЙСкачать
Двухскоростной асинхронный электродвигатель
Обмотки двухскоростного двигателя выглядят таким образом:
Схема двухскоростного двигателя Даландера
При подключении выводов U1, V1, W1 такого двигателя к трехфазному напряжению он будет включен в “треугольник” на пониженную скорость.
А если выводы U1, V1, W1 замкнуть между собой, а питание подать на выводы U2, V2, W2, то получатся две “звезды” (YY), и скорость будет в 2 раза выше.
Что будет, если обмотки вершин треугольника U1, V1, W1 и середин сторон U2, V2, W2 поменять местами? Я думаю, ничего не изменится, тут дело только в названиях. Хотя, я не пробовал. Кто знает – напишите в комментариях к статье.
Видео:Трёхфазный переменный ток. Соединение "звезда" и "треугольник"Скачать
Схемы подключения
Кто немного не в курсе, как подключаются к трехфазной сети асинхронные электродвигатели – настоятельно рекомендую ознакомиться с моей статьёй Подключение двигателя через магнитный контактор. Я предполагаю, что читатель знает, как включается электродвигатель, зачем и какая нужна защита двигателя, поэтому в этой статье я эти вопросы опускаю.
В теории всё просто, а на практике приходится поломать голову.
Очевидно, что включение обмоток двигателя Даландера можно реализовать двумя путями – через переключатель и через контакторы.
Переключение скоростей с помощью переключателя
Рассмотрим сначала схему попроще – через переключатель типа ПКП-25-2. Тем более, что только такие принципиальные схемы мне и встречались.
Переключатель должен иметь три положения, одно из которых (среднее) соответствует выключенному двигателю. Про устройство переключателя – чуть позже.
Подключение двухскоростного двигателя. Схема на переключателе ПКП.
Крестиками на пунктирах положения переключателя SA1 отмечены замкнутые состояния контактов. То есть, в положении 1 питание от L1, L2, L3 подается на треугольник (выводы U1, V1, W1). Выводы U2, V2, W2 остаются не подключенными. Двигатель вращается на первой, пониженной скорости.
При переключении SA1 в положение 2 выводы U1, V1, W1 замыкаются друг с другом, а питание подается на U2, V2, W2.
Переключение скоростей с помощью контакторов
Схема включения двигателя на разных скоростях на контакторах
Здесь на первую скорость двигатель включает контактор КМ1, на вторую – КМ2. Очевидно, что физически КМ2 должен состоять из двух контакторов, поскольку необходимо замыкание сразу пяти силовых контактов.
Видео:Подключение двигателя по схеме "Звезда-Треугольник"Скачать
Практическая реализация схемы подключения двухскоростного электродвигателя
На практике мне попадались только схемы на переключателях ПКП-25-2. Это универсальное чудо советской коммутации, у которого может быть миллион возможных сочетаний контактов. Внутри есть кулачок (их тоже несколько вариантов по форме), который можно переставлять.
Это реальная головоломка и ребус, требующий высокой концентрации сознания. Хорошо, что каждый контакт просматривается в небольшую щёлку, и можно посмотреть, когда он замкнут или разомкнут. Кроме того, через эти прорези в корпусе можно чистить контакты.
Количество положений может быть несколько, их количество ограничивается упорами, показанными на фото:
Переключатель пакетный ПКП-25-2
Переключатель ПКП 25. Головоломка на любителя.
Переключатель пакетный ПКП-25-2 – контакты
Видео:Подключение электродвигателя на 220В треугольником и звездой Демонстрация работы Какой вид лучшеСкачать
Практическое применение
Как я уже говорил, такие двигатели мне встречались в советских станках, которые я восстанавливал.
А именно – циркулярный деревообрабатывающий станок ЦА-2А-1, там используется двухскоростной асинхронный двигатель 4АМ100L8/4У3. Его основные параметры – первая скорость (треугольник) 700 об/мин, ток 5,0А, мощность 1,4 кВт, звёзды – 1410 об/мин, ток 5,0 А, мощность 2,4 кВт.
Меня просили сделать несколько скоростей, для разной древесины и для разной остроты циркулярной пилы. Но увы – без преобразователя частоты здесь не обойтись.
Другой старичок – токарный станок спец.исполнения УТ16П, там стоит двигатель 720/1440 об/мин, 8,9/11 А, 3,2/5,3 кВт:
Шильдик двухскоростного электродвигателя 11 кВт токарного станка
Переключение также переключателем, а схема станка выглядит так:
схема электрическая токарного станка
В этой схеме есть ошибка, как раз по теме статьи. Во первых, переключение скоростей осуществляется не реле Р2, а выключателем В2. А второе (и главное) – схема переключения абсолютно не соответствует реальности. И она меня сбила с толку, я пытался подключить по ней. Пока не сотворил вот такую схему:
Реальная схема включения двухскоростного двигателя токарного станка УТ16П
Дополнительно – внешний вид и расположение элементов электросхемы.
схема токарного станка – внешний вид
схема электрическая токарного станка – расположение элементов
Друзья! Кому попадаются такие станки и двигателя, пишите, делитесь опытом, задавайте вопросы, буду рад!
Обновление Март 2017
Выкладываю фото и схемы практического включения двухскоростного электродвигателя.
Двигатель работает на гидростанции. На пониженной скорости он дает малое давление, позволяющее управлять механизмами с гидравлическим приводом более точно. На повышенной скорости – давление возрастает примерно в 2 раза, и скорость перемещения соответственно.
Борно двухскоростного двигателя – на клеммы приходят 6 проводов
Схема двухскоростного двигателя
Двухскоростной двигатель гидростанции
Контакторы двухскоростного двигателя. Левый включает в треугольник (низкая скорость), правые – двойная звезда
Мотор-автоматы. Видно, что ток треугольника – до 8А, ток звезд – до 13А
Схема включения силовой части двигателя Даландера.
Схема включения части управления двухскоростного двигателя Даландера.
Коротко о схеме включения двигателя Даландера.
Двигатель включается через реле времени с задержкой отключения.
Реле времени 215А2 включается сразу, а отключается через 5 секунд. Это нужно, чтобы двигатель и контакторы не дергать по пустякам, и кратковременные остановки гидравлических перемещений не отключали двигатель гидростанции.
Далее реле 261К0 включает режим работы треугольник, реле 261К1 – звёзды.
Видео:ПОДКЛЮЧЕНИЕ ТЭН к 220 / 380В. СХЕМА ЗВЕЗДА и ТРЕУГОЛЬНИКСкачать
Видео работы двигателя по схеме Даландера
К сожалению, видео на русском по этой теме нет.
Ещё схема, переключение скоростей – через Стоп:
Видео:Как подключить двигатель по схеме звезда-треугольник!Скачать
Заточной станок (точило) на двигателе Даландера
Недавно попался заточной станок с двухскоростным двигателем, выкладываю его схему.
Схема заточного станка на двухскоростном двигателе Даландера
Меня часто спрашивают, какую защиту сделать этому двигателю? Вот, на схеме – простое тепловое реле (РТ1), настроенное на бОльший ток (около 11 А).
Вот шильдик двигателя:
Параметры двухскоростного двигателя заточного станка
А вот – его обозначения выводов:
Выводы двухскоростного двигателя
Как думаете, почему вместо схемы подключения показан прямоугольничек ПС (переключатель скоростей)? Правильно, схема тогда была бы в 2 раза больше и сложнее.
Видео:Реверсивная схема подключения магнитного пускателяСкачать
Скачать
Если тема интересует более глубоко, рекомендую ознакомиться с литературой, приведенной на странице Скачать.
Вот одна из книг, приведенных там:
• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники. Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача. Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники. Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике. Эта книга — отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 2670 раз./
Способы подключения асинхронного электродвигателя
С момента изобретения асинхронного двигателя появились различные вариации его исполнения. Но способы подключения остались прежними. Наиболее популярны две схемы: звезда и треугольник. Рассмотрим преимущества и недостатки каждой из них. Выясним, какой метод подключения оптимален.
Подключение звездой
При соединении обмоток статора асинхронного двигателя по схеме «звезда их концы объединяют в одной точке. При питании от трехфазной электролинии вольтаж подается на их начала.
Способ подходит для подключения трехфазных двигателей к трехфазной линии по большему напряжению. Например:
- Двигатель 380 к сети 380 Вольт;
- Двигатель 220В к сети под напряжением 220 единиц;
- Двигатель 127 220В к сети 220 Вольт;
- Двигатель 220 380 к сети 380 Вольт.
Преимущество метода заключается в плавном запуске мотора и его мягкой работе. Это благоприятно сказывается на его эксплуатационном сроке. Но в этом кроется недостаток: схема «звезда» несет потери по мощности в полтора раза по сравнению с подключением способом «треугольник».
Остается вопрос: можно ли, и если да, то, как подключить асинхронный двигатель на 220 или 127 Вольт (низшие значения вольтажа из двух номинальных) звездой? Да, можно. Но это будет невыгодно из-за высокой потери мощности, которая прямо пропорциональна подающемуся напряжению и зависит от способа включения. Поэтому потери мощности по специфике соединения будут сочетаться с потерями по вольтажу (вместо 380 Вольт будет 220В).
Подключение треугольником
Схема «треугольник» отличается от предыдущей тем, что обмотки соединяются последовательно. Тогда конец первой обмотки соединяется с началом второй, конец которой – с началом третьей, вывод которой – с началом первой.
Преимущество способа заключается в том, что он обеспечивает достижение максимальной мощности. Но при запуске двигателя образуются высокие пусковые токи, которые могут привести к уничтожению изоляции. Поэтому не рекомендуется подавать высокое напряжение.
Треугольное соединение используется для подключения однофазного двигателя к однофазной сети 127 или 220 Вольт. Она же применяется для трехфазных электродвигателей с двумя номинальными напряжениями при включении в однофазную сеть (только на меньшее значение):
- Мотор 220 380 к сети с напряжением 220 Вольт;
- Мотор 127 220В к сети с вольтажом 127 единиц.
Внимание! Существуют трехфазные электросети: 600, 380, 220 и 127 Вольт. Но к бытовым из них относят только с напряжением в 380. А 220 в быту относится к однофазным линиям. Поэтому наибольшее распространение получили моторы 220/380В, которые можно подключить как в городе, так и в частном доме.
С технической точки зрения для высокого значения номинального напряжения схема «треугольник» тоже подходит. Но ввиду высоких пусковых токов это нецелесообразно и очень опасно: изоляция сгорит от тепла, выделяемого обмоткой.
Подключение методом «звезда-треугольник»
Для продолжительной эксплуатации электродвигателя важен мягкий запуск, а для высокой производительности – большая мощность. Для того чтобы сочетать преимущества описанных выше способов соединения обмоток, была разработана новая схема: треугольник-звезда. Она подходит для высокомощных моторов от 5 кВт.
Для подключения электродвигателя таким способом понадобится реле времени. Технически управление выглядит следующим образом:
- Через реле времени К1 и контакт К2 на участке электроцепи контактора, обозначаемого К3, подается оперативное напряжение;
- Контактор К3 замыкается, но размыкается контакт К3 на части электроцепи контактора, условно обозначаемого К2 для блокировки ошибочного включения. Одновременно в электроцепи контактора К1, совмещенного с клеммами временного реле, включается контакт К3;
- При подключении контактора К1 замыкается контакт К1, расположенный на участке электроцепи с его катушкой. Тут же срабатывает реле времени, которое разъединяет контакт К1 на участке цепи с катушкой контактора К3, но соединяет его с катушкой контактора, обозначаемого на схеме К2;
- Контактор К3 выключается, а контакт К3, расположенный на части цепи, где находится катушка второго контактора К2, замыкается;
- Включается контактор К2, но контакт К2 на участке третьего контактора К3 размыкается в целях блокировки ошибочного включения.
Описание принципа питания:
- После включения третьего контактора замыкается третий контакт. При этом на блоке расключения начал обмоток (БРНО) замыкаются концы обмоток по схеме «звезда»: U2, V2 и W2;
- После включения первого контактора замыкается первый контакт. При этом питание подается на концы обмоток: U1, V1 и W1;
- После срабатывания временного реле происходит переключение на соединение треугольником;
- Контактор третий отключается, но включается второй с замыканием второго контакта;
- Питание теперь подается на концы обмоток, расположенных на БРНО (U2, V2 и W2).
Описать можно простыми словами: включение в работу электродвигателя сначала происходит посредством соединения обмоточных выводов в звезду. Этим обеспечивается мягкий и плавный запуск без перегревания. Когда мотор наберет обороты, автоматические происходит переключение на треугольное соединение. Момент переведения сопровождается незначительным снижением скорости вращения. Однако она быстро восстанавливается.
Подключение многоскоростных моторов
Если работа асинхронного электродвигателя может иметь несколько режимов, отличающихся по скорости вращения ротора, то говорят, что он многоскоростной. Различают двухскоростной, трехскоростной и четырехскоростной вариант исполнения. Схемы их подключения сложные, но основываются на уже рассмотренных нами способах соединения: «звезда» и «треугольник».
Двухскоростной мотор может подключаться тремя способами:
- Треугольник/двойная звезда (на рисунках обозначен буквой «а»). Подходит для подключения электродвигателя, низшая частота вращения которого вдвое меньше высшей частоты (отношение 1 к 2). Схема «треугольник» активна при низких оборотах, а «двойная звезда» — при высоких;
- Треугольник/сдвоенная звезда с прибавочной обмоткой (на рисунках буква «б»). Схема хороша для двигателей со следующими отношениями частот: 2 к 3 и 3 к 4;
- Тройная звезда/тройная звезда без дополнительной обмотки (на рисунке буква «в»). Схема подходит в тех же случаях, что и треугольник/двойная звезда с использованием дополнительной обмотки.
Подключение трехскоростного асинхронного двигателя отличается лишь тем, что у такого мотора не одна, а две обмотки, которые не зависят друг от друга. Первая подключается так же, как двухскоростной мотор с одной обмоткой по схеме «а». Вторая соединяется звездой. Всего выводов – 9.
У четырехскоростного мотора тоже две независимые друг от друга обмотки. Но в отличие от трехскоростного двигателя подключение каждой обмотки производится по схеме треугольник/сдвоенная звезда.
Нахождение начал и концов обмоток
Для асинхронных электродвигателей, работающих на одной скорости, характерно наличие шести контактов для трех обмоток (по одному контакту на начало и конец для каждой из них). Если на моторе указано их предназначение, то можно сразу приступать к подсоединению. Но иногда следы меток стираются, или их нет совсем. Тогда перед подключением необходимо определить пары выводов, а также места, где намотка начинается, а где заканчивается.
Поиск парных клемм
Сначала нужно определить выводы, принадлежащие только одной обмотке. Всего получится три пары. Для этого используйте лампу и соединительные провода:
- Ко второму зажиму в сети подсоедините один из выводов. Свободных останется 5;
- Включите лампу в сеть через третий зажим;
- Второй конец провода соедините с одной из клемм статора;
- Если свечения нет, то разъедините их и подключите к другому выводу;
- Меняйте соединение лампы со свободными контактами до тех пор, пока не будет замечено накала в лампочке. Как только появился свет, подключенные к сети контакты статора пометьте. Это пара одной из намоток;
- Точно так же определите две оставшиеся пары;
- Пометьте каждую пару так, чтобы в последующем не приходилось вновь их искать.
Внимание! Во время работы следите, чтобы оголенные выводы намоток не касались друг друга. Иначе пары могут быть определены ошибочно.
Пометка начал обмоток и их концов
Есть два метода:
Внимание! Для краткости: Н – начало, К – конец.
Описание метода трансформации:
- В одну пару включите лампу, а две оставшиеся соедините между собой последовательно, после чего подайте напряжение;
- Если свечения нет (рисунок б), то намотки были соединены К-Н-Н-К или Н-К-К-Н. Тогда нужно одну из намоток перевернуть, поменяв местами зажимы;
- Если появилось свечение (рисунок а), то на месте соединения двух пар можно смело пометить один из выводов концом, а другой – началом;
- Чтобы определить Н и К для обмотки, в которую включена лампа, нужно переставить ее на одну из намоток с уже определенными концами (рисунок в).
Описание способа поиска Н и К подбором фаз:
- Наугад попробуйте соединить двигатель звездой;
- Включите в сеть и следите за его работой. Если он гудит, то контакты одной из намоток поменяйте местами;
- Если мотор все равно гудит при работе, то верните контакты на место, но соедините с центром звезды противоположный вывод другой намотки;
- Если гудение пропало, то все выводы в центре – концы, а их противоположные стороны – начала. Если еще гудит, то поменяйте местами соединения третьей намотки.
Внимание! Метод подбора фаз подходит только для маломощных моторов до 5 кВт.
Однофазный мотор можно подключить только к однофазной линии. Трехфазный двигатель подходит как для однофазной, так и для трехфазной линии. Причем для однофазного подключения в сеть 127 или 220 Вольт выгодна схема «треугольник», а для линий 220 и 380 Вольт с тремя фазами – «звезда». В зависимости от технических характеристик мотора подключение может выполняться путем комбинаций этих методов.