ГБОУ СОШ № 000 с углубленным изучением английского языка Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Решение тригонометрических неравенств с помощью единичной окружности
Тригонометрические неравенства одна из самых сложных тем в школьном курсе математики. При решении простейших тригонометрических неравенств удобно использовать тригонометрическую окружность для того, чтобы наиболее наглядно представить решения неравенства и верно записать множества решений данного неравенства.
Цель данной разработки — сформировать у школьников умения использовать тригонометрический круг при решении простейших неравенств вида sin x > a, sin x a, cosx , называются тригонометрическими неравенствами.
Решить тригонометрическое неравенство — это значит, найти множество значений неизвестных, входящих в неравенство, при которых неравенство выполняется.
Тригонометрические неравенства можно решать с помощью графиков функций y = sin x, y = cos x, y = tg x, y= ctg x или с помощью единичной окружности.
Решение тригонометрических неравенств, сводится, как правило, к решению простейших неравенств вида: sin x>a, sin xa, sin xa, sin x
Алгоритм решения тригонометрических неравенств
с помощью единичной окружности.
1) На оси ординат (абсцисс) отметить точку a и провести прямую y = a (x = a), перпендикулярную соответствующей оси.
2) Отметить на окружности дугу, состоящую из точек окружности, удовлетворяющих данному неравенству (эти точки расположены по одну сторону от построенной прямой).
3) Записать числовой промежуток, точки которого заполняют отмеченную дугу, и к обеим частям неравенства прибавить период функции ( для y = sin x и y = cos x ).
Решение простейших неравенств вида sin x>a, sin xa, sin xa, sin x
На единичной окружности проводим прямую y = , которая пересекает окружность в точках A и B.
Все значения y на промежутке NM больше , все точки дуги AMB удовлетворяют данному неравенству. При всех углах поворота, больших , но меньших , sin x будет принимать значения больше (но не больше единицы).
Таким образом, решением неравенства будут все значения на интервале , т. е. a, cos xa, cos xa, cos x
- Простейшие и сложные тригонометрические неравенства
- Простейшие тригонометрические неравенства
- Способ 1 – Решение неравенств с помощью построения графика функции
- Способ 2 – Решение тригонометрических неравенств с помощью единичной окружности
- Сложные тригонометрические неравенства
- Методы решения тригонометрических неравенств
- «Календарь счастливой жизни: инструменты и механизм работы для достижения своих целей»
- 🎥 Видео
Видео:Как решать тригонометрические неравенства?Скачать
Простейшие и сложные тригонометрические неравенства
Неравенства – это соотношения вида a › b, где a и b – есть выражения, содержащие как минимум одну переменную. Неравенства могут быть строгими – ‹, › и нестрогими – ≥, ≤.
Тригонометрические неравенства представляют собой выражения вида: F(x) › a, F(x) ‹ a, F(x) ≤ a, F(x) ≥ a, в которых F(x) представлено одной или несколькими тригонометрическими функциями.
Видео:3,5 способа отбора корней в тригонометрии | ЕГЭ по математике | Эйджей из ВебиумаСкачать
Простейшие тригонометрические неравенства
Примером простейшего тригонометрического неравенства является: sin x ‹ 1/2. Решать подобные задачи принято графически, для этого разработаны два способа.
Способ 1 – Решение неравенств с помощью построения графика функции
Чтобы найти промежуток, удовлетворяющий условиям неравенство sin x ‹ 1/2, необходимо выполнить следующие действия:
- На координатной оси построить синусоиду y = sin x.
- На той же оси начертить график числового аргумента неравенства, т. е. прямую, проходящую через точку ½ ординаты ОY.
- Отметить точки пересечения двух графиков.
- Заштриховать отрезок являющийся, решением примера.
Когда в выражении присутствуют строгие знаки, точки пересечения не являются решениями. Так как наименьший положительный период синусоиды равен 2π, то запишем ответ следующим образом:
Если знаки выражения нестрогие, то интервал решений необходимо заключить в квадратные скобки – [ ]. Ответ задачи можно также записать в виде очередного неравенства:
Способ 2 – Решение тригонометрических неравенств с помощью единичной окружности
Подобные задачи легко решаются и с помощью тригонометрического круга. Алгоритм поиска ответов очень прост:
- Сначала стоит начертить единичную окружность.
- Затем нужно отметить значение аркфункции аргумента правой части неравенства на дуге круга.
- Нужно провести прямую проходящую через значение аркфункции параллельно оси абсциссы (ОХ).
- После останется только выделить дугу окружности, являющуюся множеством решений тригонометрического неравенства.
- Записать ответ в требуемой форме.
Разберем этапы решения на примере неравенства sin x › 1/2. На круге отмечены точки α и β – значения
Точки дуги, расположенные выше α и β, являются интервалом решения заданного неравенства.
Если нужно решить пример для cos, то дуга ответов будет располагаться симметрично оси OX, а не OY. Рассмотреть разницу между интервалами решений для sin и cos можно на схемах приведенных ниже по тексту.
Графические решения для неравенств тангенса и котангенса будут отличаться и от синуса, и от косинуса. Это обусловлено свойствами функций.
Арктангенс и арккотангенс представляют собой касательные к тригонометрической окружности, а минимальный положительный период для обеих функций равняется π. Чтобы быстро и правильно пользоваться вторым способом, нужно запомнить на какой из оси откладываются значения sin, cos, tg и ctg.
Касательная тангенс проходит параллельно оси OY. Если отложить значение arctg a на единичном круге, то вторая требуемая точка будет расположено в диагональной четверти. Углы
являются точками разрыва для функции, так как график стремится к ним, но никогда не достигает.
В случае с котангенсом касательная проходит параллельно оси OX, а функция прерывается в точках π и 2π.
Видео:Выборка с помощью двойного неравенстваСкачать
Сложные тригонометрические неравенства
Если аргумент функции неравенства представлен не просто переменной, а целым выражением содержащим неизвестную, то речь уже идет о сложном неравенстве. Ход и порядок его решения несколько отличаются от способов описанных выше. Допустим необходимо найти решение следующего неравенства:
Графическое решение предусматривает построение обычной синусоиды y = sin x по произвольно выбранным значениям x. Рассчитаем таблицу с координатами для опорных точек графика:
В результате должна получиться красивая кривая.
Для простоты поиска решения заменим сложный аргумент функции
Пересечение двух графиков позволяет определить область искомых значений, при которых выполняется условие неравенства.
Найденный отрезок является решением для переменной t:
Однако, цель задания найти все возможные варианты неизвестной x:
Решить двойное неравенство достаточно просто, нужно перенести π/3 в крайние части уравнения и произвести требуемые вычисления:
Ответ на задание будет выглядеть как интервал для строгого неравенства:
Подобные задачи потребует опыта и сноровки учащихся в обращении с тригонометрическими функциями. Чем больше тренировочных заданий будет решено в процессе подготовке, тем проще и быстрее школьник найдет ответ на вопрос ЕГЭ теста.
Видео:ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА 10 класс тригонометрияСкачать
Методы решения тригонометрических неравенств
Видео:10 класс, 11 урок, Числовая окружностьСкачать
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ
Актуальность. Исторически сложилось, что тригонометрическим уравнениям и неравенствам уделялось особое место в школьном курсе. Можно сказать, что тригонометрия является одним из важнейших разделов школьного курса и всей математической науки в целом.
Тригонометрические уравнения и неравенства занимают одно из центральных мест в курсе математики средней школы, как по содержанию учебного материала, так и по способам учебно-познавательной деятельности, которые могут и должны быть сформированы при их изучении и применены к решению большого числа задач теоретического и прикладного характера.
Решение тригонометрических уравнений и неравенств создаёт предпосылки для систематизации знаний учащихся, связанных со всем учебным материалом по тригонометрии (например, свойства тригонометрических функций, приёмы преобразования тригонометрических выражений и т.д.) и даёт возможность установить действенные связи с изученным материалом по алгебре (уравнения, равносильность уравнений, неравенства, тождественные преобразования алгебраических выражений и т.д.).
Иначе говоря, рассмотрение приёмов решения тригонометрических уравнений и неравенств предполагает своего рода перенос этих умений на новое содержание.
Значимость теории и ее многочисленные применения являются доказательством актуальности выбранной темы. Это в свою очередь позволяет определить цели, задачи и предмет исследования курсовой работы.
Цель исследования: обобщить имеющиеся типы тригонометрических неравенств, основные и специальные методы их решения, подобрать комплекс задач для решения тригонометрических неравенств школьниками.
1. На основе анализа имеющейся литературы по теме исследования систематизировать материал.
2. Привести комплекс заданий, необходимый для закрепления темы «Тригонометрические неравенства».
Объектом исследования являются тригонометрические неравенства в школьном курсе математики.
Предмет исследования: типы тригонометрических неравенств и методы их решения.
Теоретическая значимость заключается в систематизации материала.
Практическая значимость: применение теоретических знаний в решении задач; разбор основных часто встречающихся методов решений тригонометрических неравенств.
Методы исследования : анализ научной литературы, синтез и обобщение полученных знаний, анализ решения заданий, поиск оптимального методов решения неравенств.
§1. Типы тригонометрических неравенств и основные методы их решения
1.1. Простейшие тригонометрические неравенства
Два тригонометрических выражения, соединённые между собой знаком или >, называются тригонометрическими неравенствами.
Решить тригонометрическое неравенство – это значит, найти множество значений неизвестных, входящих в неравенство, при которых неравенство выполняется.
Основная часть тригонометрических неравенств решается сведением их к решению простейших:
( , , ),
( , , ),
(, , ),
(, , ).
Это может быть метод разложения на множители, замены переменного (, и т.д.), где сначала решается обычное неравенство, а затем неравенство вида и т.д., или другие способы.
Простейшие неравенства решаются двумя способами: с помощью единичной окружности или графически.
Пусть f(х – одна из основных тригонометрических функций. Для решения неравенства достаточно найти его решение на одном периоде, т.е. на любом отрезке, длина которого равна периоду функции f x . Тогда решением исходного неравенства будут все найденные x , а также те значения, которые отличаются от найденных на любое целое число периодов функции. При этом удобно использовать графический метод.
Приведем пример алгоритма решения неравенств ( ) и .
Алгоритм решения неравенства ( ).
1. Сформулируйте определение синуса числа x на единичной окружности.
2. Нарисуйте единичную окружность.
3. На оси ординат отметьте точку с координатой a .
4. Через данную точку проведите прямую, параллельную оси OX, и отметьте точки пересечения ее с окружностью.
5. Выделите дугу окружности, все точки которой имеют ординату, меньшую a .
6. Укажите направление обхода (против часовой стрелки) и запишите ответ, добавив к концам промежутка период функции 2πn , .
Алгоритм решения неравенства .
1. Сформулируйте определение тангенса числа x на единичной окружности.
2. Нарисуйте единичную окружность.
3. Проведите линию тангенсов и на ней отметьте точку с ординатой a .
4. Соедините данную точку с началом координат и отметьте точку пересечения полученного отрезка с единичной окружностью.
5. Выделите дугу окружности, все точки которой имеют на линии тангенсов ординату, меньшую a .
6. Укажите направление обхода и запишите ответ с учетом области определения функции, добавив период πn , (число, стоящее в записи слева, всегда меньше числа, стоящего справа).
Графическая интерпретация решений простейших уравнений и формулы решения неравенств в общем виде указаны в приложении (Приложения 1 и 2).
Пример 1. Решите неравенство .
На единичной окружности проводим прямую , которая пересекает окружность в точках A и B.
Все значения y на промежутке NM больше , все точки дуги AMB удовлетворяют данному неравенству. При всех углах поворота, больших , но меньших , будет принимать значения больше (но не больше единицы).
Таким образом, решением неравенства будут все значения на интервале , т.е. . Для того, чтобы получить все решения данного неравенства, достаточно к концам этого промежутка прибавить , где , т.е. , . Заметим, что значения и являются корнями уравнения ,
т.е. ; .
Ответ: , .
На практике довольно часто оказывается полезным графический метод решения тригонометрических неравенств. Рассмотрим сущность метода на примере неравенства :
1. Если аргумент – сложный (отличен от х ), то заменяем его на t .
2. Строим в одной координатной плоскости tOy графики функций и .
3. Находим такие две соседние точки пересечения графиков , между которыми синусоида располагается выше прямой . Находим абсциссы этих точек.
4. Записываем двойное неравенство для аргумента t , учитывая период косинуса ( t будет между найденными абсциссами).
5. Делаем обратную замену (возвращаемся к первоначальному аргументу) и выражаем значение х из двойного неравенства, записываем ответ в виде числового промежутка.
Пример 2. Решить неравенство: .
При решении неравенств графическим методом необходимо как можно более точно построить графики функций. Преобразуем неравенство к виду:
Построим в одной системе координат графики функций и (рис. 2).
Графики функций пересекаются в точке А с координатами ; . На промежутке точки графика ниже точек графика . А при значения функции совпадают. Поэтому при .
Ответ: .
1.3. Алгебраический метод
Довольно часто исходное тригонометрическое неравенство путем удачно выбранной подстановки удается свести к алгебраическому (рациональному или иррациональному) неравенству. Данный метод подразумевает преобразование неравенства, введение подстановки или замену переменной.
Рассмотрим на конкретных примерах применение этого метода.
Пример 3. Приведение к простейшему виду .
(рис. 3)
, .
Ответ: ,
Пример 4. Решить неравенство:
ОДЗ: , .
Используя формулы: ,
запишем неравенство в виде: .
Или, полагая после несложных преобразований получим
,
,
.
Решая последнее неравенство методом интервалов, получаем:
, соответственно . Тогда из рис. 4 следует , где .
Ответ: , .
Общая схема решения тригонометрических неравенств методом интервалов:
С помощью тригонометрических формул разложить на множители.
Найти точки разрыва и нули функции, поставить их на окружность.
Взять любую точку К (но не найденную ранее) и выяснить знак произведения. Если произведение положительно, то поставить точку за единичной окружностью на луче, соответствующему углу. Иначе точку поставить внутри окружности.
Если точка встречается четное число раз, назовем ее точкой четной кратности, если нечетное число раз – точкой нечетной кратности. Провести дуги следующим образом: начать с точки К , если следующая точка нечетной кратности, то дуга пересекает окружность в этой точке, если же точка четной кратности, то не пересекает.
Дуги за окружностью – положительные промежутки; внутри окружности – отрицательные промежутки.
Пример 5. Решить неравенство
, .
Точки первой серии: .
Точки второй серии: .
Каждая точка встречается нечетное число раз, то есть все точки нечетной кратности.
Выясним знак произведения при : . Отметим все точки на единичной окружности (рис.6):
Ответ: , ; , ; , .
Пример 6 . Решите неравенство .
Найдём нули выражения .
, ;
, ;
, ;
, ;
На единичной окружности значения серии х 1 представлены точками . Серия х 2 дает точки . Из серии х 3 получаем две точки . Наконец, серию х 4 будут представлять точки . Нанесем все эти точки на единичную окружность, указав в скобках рядом с каждой из них ее кратность.
Пусть теперь число будет равным . Делаем прикидку по знаку:
Значит, точку A следует выбрать на луче, образующем угол с лучом Ох, вне единичной окружности. (Заметим, что вспомогательный луч О A совсем не обязательно изображать на рисунке. Точка A выбирается приблизительно.)
Теперь от точки A ведем волнообразную непрерывную линию последовательно ко всем отмеченным точкам. Причем в точках наша линия переходит из одной области в другую: если она находилась вне единичной окружности, то переходит внутрь нее. Подойдя к точке , линия возвращается во внутреннюю область, так как кратность этой точки четная. Аналогично в точке (с четной кратностью) линию приходится повернуть во внешнюю область. Итак, начертили некую картинку, изображенную на рис. 7. Она помогает выделить на единичной окружности искомые области. Они обозначены знаком « + ».
Примечание. Если волнообразную линию после обхода ею всех отмеченных на единичной окружности точек не удается вернуть в точку A , не пересекая окружность в «незаконном» месте, то это означает, что в решении допущена ошибка, а именно пропущено нечетное количество корней.
Ответ : .
§2. Комплекс задач по решению тригонометрических неравенств
В процессе формирования у школьников умений решать тригонометрические неравенства, также можно выделить 3 этапа.
2. формирование умений решать простейшие тригонометрические неравенства;
3. введение тригонометрических неравенств других видов.
Цель подготовительного этапа состоит в том, что необходимо сформировать у школьников умение использовать тригонометрический круг или график для решения неравенств, а именно:
— умения решать простейшие неравенства вида , , , , с помощью свойств функций синус и косинус;
— умения составлять двойные неравенства для дуг числовой окружности или для дуг графиков функций;
— умения выполнять различные преобразования тригонометрических выражений.
Реализовать этот этап рекомендуется в процессе систематизации знаний школьников о свойствах тригонометрических функций. Основным средством могут служить задания, предлагаемые учащимся и выполняемые либо под руководством учителя, либо самостоятельно, а так же навыки наработанные при решении тригонометрических уравнений.
Приведем примеры таких заданий:
1 . Отметьте на единичной окружности точку , если
.
2. В какой четверти координатной плоскости расположена точка , если равно:
3. Отметьте на тригонометрической окружности точки , если:
4. Приведите выражение к тригонометрическим функциям I четверти.
а) , б) , в)
5. Дана дуга МР. М – середина I -ой четверти, Р – середина II -ой четверти. Ограничить значение переменной t для: (составить двойное неравенство) а) дуги МР; б) дуги РМ.
6. Записать двойное неравенство для выделенных участков графика:
7. Решите неравенства , , , .
8. Преобразовать выражение .
На втором этапе обучения решению тригонометрических неравенств можно предложить следующие рекомендации, связанные с методикой организации деятельности учащихся. При этом нужно ориентироваться на уже имеющиеся у учащихся умения работать с тригонометрической окружностью или графиком, сформированные во время решения простейших тригонометрических уравнений.
Во-первых, мотивировать целесообразность получения общего приема решения простейших тригонометрических неравенств можно, обратившись, например, к неравенству вида . Используя знания и умения, приобретенные на подготовительном этапе, учащиеся приведут предложенное неравенство к виду , но могут затрудниться в нахождении множества решений полученного неравенства, т.к. только лишь используя свойства функции синус решить его невозможно. Этого затруднения можно избежать, если обратиться к соответствующей иллюстрации (решение уравнения графически или с помощью единичной окружности).
Во-вторых, учитель должен обратить внимание учащихся на различные способы выполнения задания, дать соответствующий образец решения неравенства и графическим способом и с помощью тригонометрического круга.
Рассмотрим такие варианты решения неравенства .
1. Решение неравенства с помощью единичной окружности.
На первом занятии по решению тригонометрических неравенств предложим учащимся подробный алгоритм решения, который в пошаговом представлении отражает все основные умения, необходимые для решения неравенства.
Шаг 1. Начертим единичную окружность, отметим на оси ординат точку и проведем через нее прямую, параллельную оси абсцисс. Эта прямая пересечет единичную окружность в двух точках. Каждая из этих точек изображает числа, синус которых равен .
Шаг 2. Эта прямая разделила окружность на две дуги. Выделим ту из них, на которой изображаются числа, имеющие синус больший, чем . Естественно, эта дуга расположена выше проведенной прямой.
Шаг 3. Выберем один из концов отмеченной дуги. Запишем одно из чисел, которое изображается этой точкой единичной окружности .
Шаг 4. Для того чтобы выбрать число, соответствующее второму концу выделенной дуги, «пройдем» по этой дуге из названного конца к другому. При этом напомним, что при движении против часовой стрелки числа, которые мы будем проходить, увеличиваются (при движении в противоположном направлении числа уменьшались бы). Запишем число, которое изображается на единичной окружности вторым концом отмеченной дуги .
Таким образом, мы видим, что неравенству удовлетворяют числа, для которых справедливо неравенство . Мы решили неравенство для чисел, расположенных на одном периоде функции синус. Поэтому все решения неравенства могут быть записаны в виде
Учащимся нужно предложить внимательно рассмотреть рисунок и разобраться, почему все решения неравенства могут быть записаны в виде , .
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что при решении неравенств для функции косинус, прямую проводим параллельно оси ординат.
Графический способ решения неравенства.
Строим графики и , учитывая, что .
Затем записываем уравнение и его решение , , , найденное с помощью формул , , .
(Придавая n значения 0, 1, 2, находим три корня составленного уравнения). Значения являются тремя последовательными абсциссами точек пересечения графиков и . Очевидно, что всегда на интервале выполняется неравенство , а на интервале – неравенство . Нас интересует первый случай, и тогда добавив к концам этого промежутка число, кратное периоду синуса, получим решение неравенства в виде: , .
Подведём итог. Чтобы решить неравенство , надо составить соответствующее уравнение и решить его. Из полученной формулы найти корни и , и записать ответ неравенства в виде: , .
В-третьих, факт о множестве корней соответствующего тригонометрического неравенства очень наглядно подтверждается при решении его графическим способом.
Необходимо продемонстрировать учащимся, что виток, который является решением неравенства, повторяется через один и тот же промежуток, равный периоду тригонометрической функции. Так же можно рассмотреть аналогичную иллюстрацию для графика функции синус.
В-четвертых, целесообразно провести работу по актуализации у учащихся приемов преобразования суммы (разности) тригонометрических функций в произведение, обратить внимание школьников на роль этих приемов при решении тригонометрических неравенств.
Организовать такую работу можно через самостоятельное выполнение учащимися предложенных учителем заданий, среди которых выделим следующие:
В-пятых, от учащихся необходимо требовать обязательной иллюстрации решения каждого простейшего тригонометрического неравенства с помощью графика или тригонометрического круга. Обязательно следует обратить внимание на ее целесообразность, в особенности на применение круга, так как при решении тригонометрических неравенств соответствующая иллюстрация служит очень удобным средством фиксации множества решений данного неравенства
Знакомство учащихся с приемами решения тригонометрических неравенств, не являющихся простейшими, целесообразно осуществлять по следующей схеме: обращение к конкретному тригонометрическому неравенству обращение к соответствующему тригонометрическому уравнению совместный поиск (учитель – учащиеся) приема решения самостоятельный перенос найденного приема на другие неравенства этого же вида.
Чтобы систематизировать знания учащихся о тригонометрии, рекомендуем специально подобрать такие неравенства, решение которых требует различных преобразований, которые могут быть реализованы в процессе его решения, акцентировать внимание учащихся на их особенностях.
В качестве таких продуктивных неравенств можно предложить, например, следующие:
В заключение приведем пример комплекса задач по решению тригонометрических неравенств.
1. Решите неравенства:
2. Решите неравенства: 3. Найдите все решения неравенств: 4. Найдите все решения неравенств:
а) , удовлетворяющие условию ;
б) , удовлетворяющие условию .
5. Найдите все решения неравенств:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) .
6. Решите неравенства:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ;
ж) .
7. Решите неравенства:
а) ;
б) ;
в) ;
г) .
8. Решите неравенства:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ;
ж) ;
з) .
Задания 6 и 7 целесообразно предложить ученикам, изучающим математику на повышенном уровне, задание 8 – учащимся классов с углубленным изучением математики.
§3. Специальные методы решения тригонометрических неравенств
Специальные методы решения тригонометрических уравнений – то есть те методы, которые можно использовать только для решения тригонометрических уравнений. Эти методы основаны на использовании свойств тригонометрических функций, а также на использовании различных тригонометрических формул и тождеств.
Рассмотрим метод секторов для решения тригонометрических неравенств. Решение неравенств вида , где P ( x ) и Q ( x ) – рациональные тригонометрические функции (синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы входят в них рационально), аналогично решению рациональных неравенств. Рациональные неравенства удобно решать методом интервалов на числовой оси. Его аналогом при решении рациональных тригонометрических неравенств является метод секторов в тригонометрическом круге, для sinx и cosx () или тригонометрическом полукруге для tgx и ctgx ( ).
Неравенства вида
В методе интервалов каждому линейному множителю числителя и знаменателя вида на числовой оси соответствует точка , и при переходе через эту точку меняет знак. В методе секторов каждому множителю вида , где — одна из функций sinx или cosx и , в тригонометрическом круге соответствуют два угла и , которые делят круг на два сектора. При переходе через и функция меняет знак.
Необходимо помнить следующее:
а) Множители вида и , где , сохраняют знак для всех значений . Такие множители числителя и знаменателя отбрасывают, изменяя (если ) при каждом таком отбрасывании знак неравенства на противоположный.
б) Множители вида и также отбрасываются. При этом, если это множители знаменателя, то в эквивалентную систему неравенств добавляются неравенства вида и . Если это множители числителя, то в эквивалентной системе ограничений им соответствуют неравенства и в случае строгого исходного неравенства, и равенства и в случае нестрогого исходного неравенства. При отбрасывании множителя или знак неравенства изменяется на противоположный.
Пример 1. Решить неравенства: а) , б) .
В тригонометрическом круге уравнению соответствуют два угла и . Они делят круг на два сектора, в каждом из которых функция сохраняет знак (рисунок 1).
В секторе имеем . В секторе , очевидно, . Период функции .
Ответ: а) , , б) , .
Неравенства вида
Каждому множителю вида , где одна из функций tgx или ctgx , в тригонометрическом полукруге (или ) соответствует один угол такой, что . При переходе через функция меняет знак. Кроме того, tgx не определен при , и слева, и справа от этих точек имеет разные знаки. Аналогично, ctgx не определен при и , и слева, и справа от этих точек имеет разные знаки.
Пример 2 . Решить неравенства а) , б) .
В тригонометрическом полукруге уравнению соответствует один угол . При функция не определена. Указанные три угла делят полукруг на два сектора, в каждом из которых функция сохраняет знак (рисунок 2).
В секторе имеем .
В секторе , очевидно, .
Функция имеет период .
Ответ: а) , , б) , .
Неравенства, содержащие sinx , cosx и tgx , ctgx одновременно, или содержащие тригонометрические функции различных аргументов.
Здесь необходимо найти общий период функций, входящих в неравенство, и, используя различные тождественные преобразования, разложить неравенство на простейшие множители.
Пример 3 . Решить неравенство .
,
,
.
Положим . Тогда
, .
Ответ: , .
Пример 4 . Решить неравенство .
Воспользуемся формулами , .
Имеем, , , .
Положим , получим .
, .
Ответ: , .
3.2. Метод концентрических окружностей
Данный метод является аналогом метода параллельных числовых осей при решении систем рациональных неравенств.
Рассмотрим пример системы неравенств.
Пример 5. Решить систему простейших тригонометрических неравенств
Сначала решим каждое неравенство отдельно (рисунок 5). В правом верхнем углу рисунка будем указывать для какого аргумента рассматривается тригонометрическая окружность.
Далее строим систему концентрических окружностей для аргумента х . Рисуем окружность и заштриховываем ее согласно решению первого неравенства, затем рисуем окружность большего радиуса и заштриховываем ее согласно решению второго, далее строим окружность для третьего неравенства и базовую окружность. Из центра системы через концы дуг проводим лучи так, чтобы они пересекали все окружности. На базовой окружности формируем решение (рисунок 6).
Ответ: , .
Все задачи курсового исследования были выполнены. Систематизирован теоретический материал: приведены основные типы тригонометрических неравенств и основные методы их решения (графический, алгебраический, метод интервалов, секторов и метод концентрических окружностей). К каждому методы был приведен пример решения неравенства. За теоретической частью следовала практическая. В ней составлен комплекс заданий по решению тригонометрических неравенств.
Данная курсовая может быть использована учащимися для самостоятельной работы. Школьники могут проконтролировать уровень усвоения данной темы, потренироваться в выполнении заданий различной сложности.
Проработав соответствующую литературу по данному вопросу, очевидно, можно сделать вывод о том, что умение и навыки решать тригонометрические неравенства в школьном курсе алгебры и начал анализа являются очень важными, развитие которых требует значительных усилий со стороны учителя математики.
Поэтому данная работа будет полезна учителям математики, так как дает возможность эффективно организовать подготовку учащихся по теме «Тригонометрические неравенства».
Исследование можно продолжить, расширив его до выпускной квалификационной работы .
Список использованной литературы
Богомолов, Н.В. Сборник задач по математике [Текст] / Н.В. Богомолов. – М.: Дрофа, 2009. – 206 с.
Выгодский, М.Я. Справочник по элементарной математике [Текст] / М.Я. Выгодский. – М.: Дрофа, 2006. – 509 с.
Журбенко, Л.Н. Математика в примерах и задачах [Текст] / Л.Н. Журбенко. – М.: Инфра-М, 2009. – 373 с.
Иванов, О.А. Элементарная математика для школьников, студентов и преподавателей [Текст] / О.А. Иванов. – М.: МЦНМО, 2009. – 384 с.
Карп, А.П. Задания по алгебре и началам анализа для организации итогового повторения и проведения аттестации в 11 классе [Текст] / А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.
Куланин, Е.Д. 3000 конкурсных задач по математике [Текст] / Е.Д. Куланин. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 624 с.
Лейбсон, К.Л. Сборник практических заданий по математике [Текст] / К.Л. Лейбсон. – М.: Дрофа, 2010. – 182 с.
Локоть, В.В. Задачи с параметрами и их решение. Тригонометрия: уравнения, неравенства, системы. 10 класс [Текст] / В.В. Локоть. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.
Манова, А.Н. Математика. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: уч. пособие [Текст] / А.Н. Манова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 541 с.
Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Г. Мордкович. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 201 с.
Новиков, А.И. Тригонометрические функции, уравнения и неравенства [Текст] / А.И. Новиков. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. – 260 с.
Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. пособие для студентов физ. — мат. фак. пед. ин-тов. [Текст] / В.А. Оганесян. – М.: Просвещение, 2006. – 368 с.
Олехник, С.Н. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения [Текст] / С.Н. Олехник. – М.: Изд-во Факториал, 1997. – 219 с.
Севрюков, П.Ф. Тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства [Текст] / П.Ф. Севрюков. – М.: Народное образование, 2008. – 352 с.
Сергеев, И.Н. ЕГЭ: 1000 задач с ответами и решениями по математике. Все задания группы С [Текст] / И.Н. Сергеев. – М.: Экзамен, 2012. – 301 с.
Соболев, А.Б. Элементарная математика [Текст] / А.Б. Соболев. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. – 81 с.
Фенько, Л.М. Метод интервалов в решении неравенств и исследовании функций [Текст] / Л.М. Фенько. – М.: Дрофа, 2005. – 124 с.
Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике [Текст] / Л.М. Фридман. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.
Графическая интерпретация решений простейших неравенств
🎥 Видео
3 СПОСОБА ОТБОРА КОРНЕЙ В ЗАДАНИИ #12 (по окружности, неравенством и подбором)Скачать
4 класс, 4 урок, Двойное неравенствоСкачать
Алгебра 9 класс. 19 октября. двойные неравенстваСкачать
РЕШЕНИЕ ДВОЙНЫХ НЕРАВЕНСТВ 8 КЛАСССкачать
12.1 Решите двойное неравенствоСкачать
РЕШЕНИЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ😉 #shorts #егэ #огэ #математика #профильныйегэСкачать
Решение тригонометрических неравенств. Практическая часть. 10 класс.Скачать
10 класс, 22 урок, Простейшие тригонометрические уравнения неравенстваСкачать
Неравенства с двумя переменными. 9 класс.Скачать
Двойное неравенство 4 классСкачать
Решение двойных неравенств.Скачать
Щелчок по математике I №5,6,12 Тригонометрия с нуля и до ЕГЭ за 4 часаСкачать
Решение тригонометрических неравенств. 10 класс.Скачать
Три способа отбора корней в задании 13 ЕГЭ профильСкачать
Метод двойного неравенства. Отбор корней в тригонометрических уравнениях.Скачать