Башкирский треугольник для волос

Видео:Башкирский гаишник — Уральские Пельмени — КрасноярскСкачать

Башкирский гаишник — Уральские Пельмени — Красноярск

Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и традиционные элементы

Башкирский треугольник для волос

Любое национальное творчество достаточно интересно в изучении. Ведь оно формировалось, впитывая в себя традиции народа, его важные черты, отношение к жизни, природе, друг к другу. Через народное прикладное творчество познается национальная история. В данном контексте мы рассмотрим башкирский орнамент. Ознакомимся с его отличительными чертами, историей, комплексами узоров и многим другим.

Видео:Башкирской спецназ -Тихие волки #тюрки #лук #волки #Уфа #Башкиры #лучникиСкачать

Башкирской спецназ -Тихие волки #тюрки #лук #волки #Уфа #Башкиры #лучники

Что это?

Начнем разговор с определения.

Башкирский орнамент — это узор, который основывается на гармоничном повторении растительных, геометрических либо зооморфных элементов. Это творчество, которое относится к прикладному искусству. Подобным орнаментом мастера и мастерицы украшали посуду, оружие, одежду — праздничную и повседневную.

Башкирский треугольник для волос

Видео:Несколько часов башкирских песен - ретро.Скачать

Несколько часов башкирских песен - ретро.

История

Рассмотрев фото башкирского орнамента, читатель, конечно, задастся вопросом: почему используются именно данные узоры? Дело в том, что в орнаменте народные мастера выразили свое представление о тройственном устройстве мира. Если вы знакомы с образчиками прикладного творчества других народов, то обнаружите заметное сходство. И это не случайно: тройственный ритм бытия характерен для очень многих этносов.

Сам по себе орнамент — это одна из самых древних форм творчества, художественной деятельности человека. Как составляющая изобразительного искусства, составление таких узоров у башкир формировалось постепенно. Первые изображения были достаточно просты и наивны: веточка или цветок, стебелек растения, осколок ракушки или семена, вдавленные в сырую глину.

Со временем изображения стали усложняться. Художник продумывал их композицию, гармоничное соотношение. Затем башкирскому орнаменту авторы стали придавать и определенное символическое значение.

Варианты изображений у башкир встречаются такие:

  • Геометрические узоры.
  • Растительные узоры.
  • Криволинейные узоры.

Древние образчики башкирских орнаментов и узоров мы можем встретить на различных материалах: коже, полотне, дереве или металле.

Башкирский треугольник для волос

Видео:История Башкирии за 7 минутСкачать

История Башкирии за 7 минут

Особенности башкирского узора

Представим главные отличительные черты башкирского орнамента:

  • Яркий, многокрасочный, с различными элементами.
  • Симметричный.
  • Узоры располагаются бордюром, розетками, сеткой. Иногда все это применяется вместе.
  • Композиционная зона определяется размерами, назначением, формой изделия.
  • Элементы располагаются в 2-4 ряда, канва составлена из ритмически повторяющихся элементов.
  • Центральное поле украшено более крупными элементами, а верхние зоны — более мелкими, рисунок на них зеркально отражается.

Видео:Башкирские красавицыСкачать

Башкирские красавицы

Цветовые предпочтения

Рассмотрим оттенки, характерные для башкирского орнамента:

  • Полихромный: многоцветный и яркий.
  • Колористический образ — контраст ярких чистых цветов.
  • Преобладают красный, желтый, черный, зеленый. Реже встречаются голубой и синий, алый, оранжевый.
  • Фон изделия черный или красный. Гораздо реже встречается белый и желтый.

Башкирский треугольник для волос

Видео:Лайк если башкирСкачать

Лайк если башкир

Центральное символическое значение

Мы выше обозначили, что древние мастера наносили узоры не просто так. Орнамент нес в себе определенное значение.

Если мы взглянем на трафареты башкирского орнамента, то поразимся их геометрической правильности, симметричности. Узор отражает в себе восприятие мира народом. В этой реальности все противопоставлено: день — ночи, жизнь — смерти, свет — тьме, мужское — женскому, левое — правому. Такие пары и определяют симметричность рисунка.

Изображенные фигуры тут как бы противостоят друг другу. Но, чтобы определить их целостность, связь между собой, мастер обязательно вводит центральный объект в орнамент. Он выступает связывающим элементом между противопоставлениями.

Снова обратимся к трафаретам башкирских орнаментов, узоров. Центральные фигуры здесь следующие:

  • Женщина. Символизирует собой богиню, мать всего сущего на земле.
  • Изображение дерева. Здесь тоже все однозначно — растение обозначает древо жизни.
  • Ромб. А эту геометрическую фигуру сложно понять современному человеку. Древние же считали, что ромб — это символ земли и пашни.

Башкирский треугольник для волос

Видео:Гостинец для младенца: башкирская традицияСкачать

Гостинец для младенца: башкирская традиция

Любопытные элементы узора

Орнамент башкирского народа — это еще и следующие любопытные для изучения элементы:

  • ¥. Этот символ называется «кускар». Он образно изображает завиток бараньих рогов. Кроме того, у древних народов кускар часто выступал и символом как трав, так и растений вообще.
  • ֔֕. Один из солярных знаков, что были характерны практически для всех народов мира. Древние почитали солнце, поклонялись ему. Звезда, как и сегодня, считалась источником жизни. Этот солярный знак напоминает собой окружность с расходящимися от нее лучами.
  • ♥. Символическое изображение сердца, столь знакомое и современным людям. Однако у башкир этот символ означал не нежность, страсть и любовь, а гостеприимство.

Важно отметить, что башкирский народный орнамент отражает в себе самые первые этапы развития национальной культуры. Этот тот период, когда башкиры еще не приняли ислам.

Башкирский треугольник для волос

Видео:⭕️ Башкирский активист Ильдар Юмагулов вышел на связьСкачать

⭕️ Башкирский активист Ильдар Юмагулов вышел на связь

Применение в прикладном искусстве

Башкирские национальные орнаменты широко применялись в следующем:

  • Украшение воротников, застежек, вырезов, подолов одежды, краев рукавов. Однако эстетика тут была не на самом первом месте. Если край одежды украшался орнаментом, это якобы делало человека защищенным от порчи, злого глаза.
  • Украшение элементов домов, жилых построек. Тоже делалось не только для внешней привлекательности. Так древние башкиры стремились защитить родной дом от злых духов. Орнаментом покрывали ставни, ворота, наличники окон, крыши.
  • Многие предметы быта делали оберегами для владельцев, нанося на них символическое изображение глаза. При этом ромб рисовали в фас, а треугольник — в профиль. Кстати, последней геометрической фигуре башкиры уделяли большое значение. Они почитали треугольник как символ, способный оградить их от врагов, темных сил, злых духов и прочих негативных воздействий.

Видео:Башкирский клип на песню "Уралым"Скачать

Башкирский клип на песню "Уралым"

Орнаментальные комплексы

Если вы приобретете раскраску с башкирским орнаментом, то обнаружите в ней один из шести (или собрание сразу нескольких) основных орнаментальных комплексов, характерных для декоративно-прикладного творчества этого народа.

  • Простые геометрические узоры. Мастера изображали треугольники, прямоугольники, квадраты, крестики, ромбы, круги, геометрические розетки-завихрения. Все эти фигуры причудливо складывались в общую сложную картину. Такой орнаментальный узор, например, мог быть бордюром или розеткой.
  • Спирали, рогообразные и сердцевидные фигурки, пальметки, бегущие волны и неизменные треугольники. Такими узорами украшались всевозможные амулеты.
  • Растительные узоры. Орнамент, копирующий естественные рисунки природы, более всего был характерен для оформления национальной одежды башкир, тамбурной вышивки на ней.
  • Восьмиконечные звезды сложного начертания, многоугольники, роговидные парные завитки, многоступенчатые ромбы, причудливые многоугольники с «отростками». Эти элементы узора складывались по замыслу мастера в более сложный орнамент. Чаще всего — в сетки, сложные розетки.
  • Геральдические композиции. В фамильных гербах присутствовали символические изображения животных, птиц, растений. Встречались и восьмиконечные звезды. Еще частые варианты — ногтевидные, вилообразные фигурки.
  • Ромбики, квадраты, изображение восьмиконечных розеток, Х-образные фигуры и даже стилизованные зарисовки человека. Все это было характерно для ткачества, строчной, счетной вышивки.

Башкирский треугольник для волос

Видео:Башҡортса йырҙар/Башкирские песни/Bashkir songsСкачать

Башҡортса йырҙар/Башкирские песни/Bashkir songs

Особенности башкирской вышивки

И сегодня вышивки башкирских мастериц все также поражают восхищенных зрителей. Для данных работ характерно следующее:

  • Чаще всего используется именно растительный узор.
  • Для рисунка предпочитают такую цветовую гамму: желтый, зеленый и красный. Притом оттенки не плавно перетекают, а всегда контрастируют друг с другом.
  • Аппликация тканью и техника вышивания «косая сетка» характеризуются частым применением спиралевидных узоров.
  • Бесконтурные гладьевые вышивки и ткачество — это выбор Х-образного и ромбовидного орнамента.
  • Часто используются и следующие отличительные приемы: элементы орнамента располагаются бордюром, сплошной сеткой либо розетками.

Видео:Мастер-класс по изготовлению башкирского национального женского украшения-нагрудникаСкачать

Мастер-класс по изготовлению башкирского национального женского украшения-нагрудника

Вязание шалей

Башкирское декоративно-прикладное искусство невозможно представить без пуховых шалей. Промысел был развит сразу в нескольких районах:

  • Баймакский.
  • Абзелиловский.
  • Хайбуллинский.
  • Белорецкий.
  • Зианчуринский.
  • Кугарчинский.

Также на всю страну известны оренбургские пуховые платки. Природно-климатические условия этих регионов позволяли держать определенную породу коз, чей пух был одновременно тонкий и крепкий, эластичный. Его прядильные качества признавались самыми высокими. Именно из такого пуха изготавливалась пряжа для удивительных башкирских шалей.

Башкирский треугольник для волос

Они относятся к уникальному виду ткачества. Ведь эти шали ткали на станках. К нашей теме же более близки узорчатые ажурные шали. Их вязали только вручную всего на двух длинных спицах. Различали середину и кайму изделия, по бокам делали зубчики. Узор — башкирский геометрический орнамент. До сих пор в республике популярен семейный пуховязальный промысел.

Прикладное творчество может многое рассказать о самой ранней истории народа. Каждый элемент орнамента здесь не случаен — он выполняет определенную задачу. Что мы и увидели на примере башкирских узоров.

Видео:Так приносят порчу к вашим дверям, вы наступаете и колдовство начинает действовать #джины #сихрСкачать

Так приносят порчу к вашим дверям, вы наступаете и колдовство начинает действовать #джины #сихр

Башкирский треугольник для волос

Башкирский треугольник для волос

    Главная
  • Список секций
  • Краеведение
  • Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»

Башкирский треугольник для волос

Башкирский треугольник для волос

Башкирский треугольник для волос

Башкирский треугольник для волос

Видео:ЗАЧЕМ ЖИТЕЛЬ ЗАКОПАЛ СВОЙ ДОМ В МАЙНКРАФТ | Компот MinecraftСкачать

ЗАЧЕМ ЖИТЕЛЬ ЗАКОПАЛ СВОЙ ДОМ В МАЙНКРАФТ | Компот Minecraft

Башкирское женское украшение «СЕЛТӘР»

Башкирский треугольник для волос

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Прошлым летом я с мамой ездила на гала — концерт «Баик», и там на девушках заметила необычные, красивые украшения. Оказывается, эти украшения сейчас очень модно носить и любая девушка может сделать их сама. И мне стало интересно, из чего и как они сделаны. Я попросила маму помочь мне в изготовлении такого украшения. Мы стали искать материалы. Очень полезной оказалась книга С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда».

Цель исследования: Исследование нагрудных украшений.

— изучение происхождения нагрудных украшений башкир;

— изучение современных тенденций моды в изделиях;

— прорисовка эскизов изделий;

— разработка технических рисунков орнамента на базе изученного материала;

Практическая значимость: Проект может использоваться учителями изобразительного искусства, технологии, истории и культуры Башкортостана образовательных школ во время уроков, на спецкурсах, кружковых объединения х в качестве наглядно-методического материала.

Объект использования: Селт ә р.

Предмет исследования: Нагрудники.

1. Поисковый (сбор, анализ) материала;

2. Изучение теоретического материала;

4. Анализ полученных материалов.

Из истории башкирских нагрудных украшений

Из книги С. Н. Шитовой «Башкирская народная одежда»: самым ярким украшением женского костюма были нагрудники. Несмотря на дороговизну этих вещей (некоторые из них в конце XIX в. приравнивались по цене лошади или корове), они были многочисленны еще в начале нашего века. Довольно много их попало в музейные фонды. Назывались нагрудники по-разному: селтэр, ҫ акал, һ акал, яга, муйынса, башкиҙеу, алми ҙ еу [1]. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани. (Приложение 1)

Нагрудник был массивным, закрывал грудь и спускался ниже талии на 15— 20 см. Плетенная из кораллов сетка занимала нижнюю половину украшения, она завершалась коралловой бахромой. Поверх сетки располагались две-три сложно — составные подвески «сулпы». Грудка плотно зашивалась кораллами, образующими круги, полукружья, ромбы. В этот рисунок вписывались перламутровые пластинки, медальоны с сердоликом или граненым стеклом, крупные монеты. Между низом и верхом нагрудника располагалось несколько рядов монет. Верхний край украшения, вырезанный по шее, обводился рядом монет или цепочками. Украшение удерживалось лямками и пришитым поясом [1].

В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.

Народный орнамент соединяет в себе пласты, различающиеся по времени формирования и породившей их этнической среде. В нем архаические мотивы, возраст которых насчитывает не одно тысячелетие, соседствуют с новейшими. Устойчивое сохранение в орнаменте усвоенных традиций делает его ценным свидетелем истории народа. Башкирский народ — часть большого тюркского мира. Башкиры находятся на северно-западной его периферии, занимая пространства по обе стороны Южного Урала.

Мастерицы старшего поколения в группе счетных гладевых вышивок выделяют супяэу — вышивку набором. В этой технике нить проходит во всю ширину орнамента или одноцветного фрагмента то с лицевой, то с изнаночной стороны, образуя позитивный и негативный варианты узора. Орнамент счетных вышивок при переходе от холстов к покупным тканям не исчез, не потерял художественных достоинств; он был приспособлен к новой основе и преобразован. Сейчас башкирский орнамент успешно осваивается местными мастерами для производства ковров, платков, элементов украшения одежды, деревянной посуды, подарочных сувениров и других изделий.

2.1 Композиционное строение и цвет орнамента

Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, с преобладанием теплых цветов: красного, зеленого, желтого. Реже применяются синий, голубой, лиловый цвета. В создании традиционного колорита участвовали натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Сопоставление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета, значительно реже — белый цвет холста. Используют и другие оттенки, но они, как правило, предназначены не для повседневной одежды, а для праздничных костюмов [2].

Красный – символизировал тепло, огонь, кровь. «Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза. У многих народов красный цвет синонимом «красоты», выражением чего-то красивого («красна девица», «красный угол»). У мусульман этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Почитаемым и «священным» в исламе считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка).

Зелёный символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Зеленый – это цвет бессмертия, вечности цвет весенней растущей травы. Вообще, мировоззрение башкир, ведущих кочевой образ жизни, родившихся в «свободной стихии степных просторов», во многом сформировалось на природной основе.

Жёлтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени. Но это и цвет чрезмерного Солнца, выжженной степи. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, могли ему навредить, если их много. Вообще башкиры предпочитали золоту серебро, считая, что серебро имеет божественное происхождение, а золото – дьявольское.

Белый цвет – символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость, недаром праздничные юрты башкир были белого цвета. Белый цвет ассоциируется с дневным светом, а также, с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. Чистота башкир проявлялось и в том, что башкиры «не употребляли оскорбительные и непристойные выражения в присутствии стариков, женщин и детей, остерегались от злословия на природе, в общении с животными и пчёлами».

Чёрный – цвет земли и плодородия.

C иний цвет – цвет неба, свободолюбия, недоступной птицы счастья, глади голубого озера. Этот цвет говорит о мечтательности башкир.Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, а также доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность». В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает: Несмотря на свою устойчивость, узоротворчество постоянно изменяется. Это длительный и сложный процесс, обусловленный множеством факторов, в первую очередь, особенностями хозяйства и этнической историей. В процессе этнических взаимосвязей и культурных взаимовлияний происходит обогащение орнамента новыми элементами, формами. (Приложение 3)

Особенности национального башкирского костюма

Своеобразие народного костюма определялось покроем одежд, формой головных уборов, обуви. Немаловажным было сочетание вещей в ансамбле. Неповторимый колорит вносило художественное оформление костюмного комплекса. Веками складывался стиль одежды, который, наряду с другими качествами, а порой и более выразительно, отличал один народ от другого.

При изготовлении одежды находили применение шкуры и мех диких зверей. В фольклорных и этнографических источниках встречаются упоминания о шубах и головных уборах из рысьего, лисьего меха, из заячьих и беличьих шкурок, из шкуры молодого медведя, волка. Бобром и выдрой оторачивали праздничные шубы и головные уборы [ 4 ] .

Атрибуты одежды башкирских женщин

В редкие вечерние минуты отдыха у домашнего очага башкирская женщина чувствовала себя менее занятой, тогда красота и гармония, мир и покой, царившие в природе, вдохновляли ее на рукоделие. Многочисленные предметы, окружающие ее домочадцев в повседневной жизни и традиционный костюм — все это говорит о художественном вкусе и таланте простой труженицы. Одежда женщин у всех народов отличается богатством декоративной отделки. (Приложение 4)

Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой [5]. Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В северной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением алъяпкыс обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды. Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличается лишь его отделка [3]. Верхняя часть костюма символизировала небесное начало и наделялась особой значимостью. Самым важным её смысловым элементом являлся головной убор, бывший и наиболее декоративным в системе одежды. Женские головные уборы имели множество разновидностей. Их условно можно подразделить на два типа. Один представлен в форме своеобразной шапочки, а другой – в виде платков и покрывал. Башкирские женские головные уборы кашмау, кэлэпуш и девичья шапочка такыя своей формой напоминали форму кочевого жилища – юрты, а использование в декоре серебра и кораллов указывало на их соотнесённость с небесным сводом. Кашмау представлял собой плотно охватывающую голову шапочку, с отверстием на макушке и застёжкой под подбородком. Края головного убора, у лица и на затылке, где имелось отверстие, в местах окончания форм, наиболее уязвимых для внешнего мира, декорировались серебряными монетами и подвесками. Остальные его элементы обильно украшались кораллами, бисером и раковинами. На лоб под кашмау надевалась повязка хараус, покрытая зооморфными и антропоморфными изображениями. (Приложение 5)

3.Выполнение творческой работы

Основными материалами для выполнения работы являются: льняная ткань, фурнитура, монеты, бисер, украшения.

Инструменты и приспособления: игла, нити и ножницы.

Техника выполнения:вышивка бисером.

3.1 Технологическая карта:

— Подготовка основы селт ә р (Рисунок1, Рисунок 2, Рисунок 3 );

— Вышивание основы бисером (Рисунок 4, Рисунок 5);

— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 6);

— Декорирование основы искусственными камнями (Рисунок 7);

— Моя работа (Рисунок 8).

4. Экологическая оценка

При выполнении моего изделия, окружающая среда не загрязнялась. Все было выполнено из экологически чистых материалов.

4.1 Оценка качества и сложности проекта

Когда я выполняла эту работу, у меня возникли сложности с бисером. Пришлось несколько раз переделывать узор, но результат оправдал все мои ожидания. Очень понравилось вышивать бисером, ведь это не только увлекательно, но и полезно: развивает моторику, внимание, память, усидчивость и терпение.

Видео:Башкирский язык | как говорят башкирыСкачать

Башкирский язык | как говорят башкиры

Башкирский треугольник для волос

Башкирский треугольник для волос

Башкирский треугольник для волос

Башкирский треугольник для волос

Богатый материал о кашмау приводится в фундаментальном труде историка-этнографа С.И. Руденко «Башкиры». В нем дается подробное описание структуры данного головного убора.

По записям С.И. Руденко можно понять, что в начале XX века ҡашмау использовали не все башкиры, об этом он писал так: «В настоящее время кашмау носят в южной половине башкирского края, в частности минцы, табынцы, юрматынцы, инзер-катайцы, тамьян-тангаурцы, бурзяне и кипчаки. Два десятилетия тому назад его носили усергане, тамьянцы, кубеляк-телевцы, а несколько раньше кара-барын-табынцы, айлинцы, кудейцы и канлинцы».

Башкирский треугольник для волос

Кашмау состоит из двух частей: шапки и хвоста (в некоторых регионах его называют олон ‘ствол’). Шапка имеет шлемовидную форму, сзади к ее нижней части пришивается узкая длинная полость, так называемый «хвост».Строение этого головного убора было подробно описано известным этнографом С.И. Руденко.

Башкирский треугольник для волос

В настоящее время мастерицы для изготовления кашмау выбирают ткань, устойчивую для прикрепления бисера и монет. Ткань эту обматывают красным ситцем или шелком. И шапка, и хвост кашмау украшаются орнаментом. Поверх орнамента нашиваются бисер и монеты, также прикрепляют завязку под названием налобник. В области обоих висков подвешивают цепные сережки, длинные накосники. Основные особенности изготовления кашмау большей частью сохранились. Мастерицы стараются не нарушать, сохранять традиции шитья данного головного убора. Небольшие преобразования наблюдаются лишь в орнаменте.

К примеру, в некоторых случаях геометрические фигуры, упомянутые С.И. Руденко, заменяются другими. Ныне можно встретить кашмау и с закрытой макушкой. Существуют различные мнения ученых по вопросу предназначения отверстия в теменной части кашмау.

Отличительной особенностью нынешних кашмау является и то, что вместе с традиционными красными кораллами (бусинами) сейчас используют и белые жемчужины. Мастериц по изготовлению кашмау на сегодняшний день, к сожалению, немного. Изготовление кашмау – очень деликатная работа, которая требует большого умения и мастерства. Особенного внимания требует нанесение узоров.

🔥 Видео

Учи Башкирский!Скачать

Учи Башкирский!

Реакция народов на Башкирский языкСкачать

Реакция народов на Башкирский язык

Фильм - "Сумбуль"Скачать

Фильм - "Сумбуль"

Боевой дух башкирских бойцовСкачать

Боевой дух башкирских бойцов

Башкирский Фильм "Из Уфы с любовью"Скачать

Башкирский Фильм "Из Уфы с любовью"
Поделиться или сохранить к себе: